день 12 гумо какого числа праздник
День специалиста по ядерному обеспечению России
Большая эмблема 12 ГУ Минобороны России
День специалиста по ядерному обеспечению России установлен Указом Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Чернобыльская трагедия заставила пересмотреть привычные стереотипы, в первую очередь, в вопросах ядерной безопасности. В связи с необходимостью ужесточения контроля соблюдения ее требований в Минобороны СССР создается новая организационная структура — Инспекция ядерной безопасности ядерных боеприпасов. В контексте уроков Чернобыля следует рассматривать и создание профессиональной аварийно-спасательной службы Главного управления.
Российская Федерация имеет стратегические ядерные силы, которые состоят из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) стационарного, а также подвижных, грунтового и железнодорожного вариантов базирования, морских и авиационных стратегических ядерных вооружений. Основная же функция 12-го Главного управления Министерства обороны России — обеспечивать хранение, эксплуатацию и защиту ядерного боезапаса РФ.
Сегодня развитие ядерного оружейного комплекса России осуществляется в рамках Государственной программы Вооружения и федеральных целевых программ (ФЦП). Реализация мероприятий, предусмотренных этими документами, обеспечит сохранение ключевых базовых ядерных технологий, кадрового и научно-технического потенциала организаций Росатома, обеспечит дальнейшее развитие и укрепление ядерного щита страны.
Этот профессиональный праздник отмечен проведением мероприятий по награждению ветеранов подразделений особого риска и увековечению памяти погибших.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
День специалиста по ядерному обеспечению: описание, история и интересные факты
Когда проводится празднование?
Традиции праздника
Что традиционного проводится в этот день? Конечно, слышатся теплые поздравления, слова благодарности всем как-либо причастным к атомной военной промышленности. От коллег и начальства, родных и близких, российского правительства и общественности.
Первая атомная советская бомба
Создание 6-го Управления
20 сентября того же года Спецотдел получил название 6-го Управления Генштаба ВС СССР. Его задачи были следующие:
Ознакомимся с исторической статистикой деятельности Управления:
12-е ГУМО
В 1958 году на базе Главуправления спецвооружения Министерства обороны Союза было образовано 12-е Главуправление МО СССР. Оно стало центральным органом, координирующим военную ядерную политику и в целом занимающимся ядерным обеспечением страны. 6-е Управление стало его составной частью.
Задачи 12-го ГУМО были следующие:
Трагедия на Чернобыльской АЭС
Ни один День специалиста по ядерному обеспечению в России не проходит без воспоминаний о жертвах чернобыльской трагедии. Советское государство не оставило без внимания этот жестокий урок истории:
Этапы развития 12-го Управления
Рассказывая о Дне специалиста по ядерному обеспечению, нельзя не отметить и три позитивных с гуманистической позиции этапа деятельности 12 ГУМО:
Современные функции 12-го ГУМО следующие:
Развивается же комплекс в рамках Госпрограммы Вооружения и целевых программ федерального уровня:
Сухопутные войска
В Вооруженных Силах России отмечается 70-летний юбилей специалистов по ядерному обеспечению
Сегодня юбилей отмечают специалисты особого государственного доверия и высочайшей ответственности.
Создание 12 Главного управления Министерства обороны стало закономерным шагом на пути реализации военной ядерно-технической политики государства и специального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обеспечение безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов – приоритетное направление деятельности управления. К решению этой задачи были привлечены научно-исследовательские организации и полигоны Главного управления.
Военнослужащие управления внесли большой вклад в реализацию советского атомного проекта, создание и совершенствование ядерного арсенала страны, поддержание сил ядерного сдерживания на уровне современных требований.
Фактом признания заслуг специалистов по ядерному обеспечению в укреплении обороноспособности нашего государства явилось учреждение в 2006 г. Указом Президента Российской Федерации профессионального праздника — Дня специалиста по ядерному обеспечению, который ежегодно отмечается 4 сентября.
12 ГУ МО
12 ГУ МО
Содержание
История
Датой основания 12-го ГУМО считается 4 сентября 1947 г. – день образования Специального отдела Генерального штаба (ГШ) Вооруженных Сил СССР, задачами которого были создание первого полигона (Семипалатинский испытательный полигон), изучение поражающих факторов ядерных взрывов и разработка средств и способов противоатомной защиты войск и населения. Его начальником был назначен генерал-полковник Виктор Анисимович Болятко, а его заместителем генерал-майор Н. П. Егоров.
В 1958 г. в составе 6-го управления была создана Служба контроля за ядерными взрывами (с 1960 г. – Служба специального контроля).
В январе–феврале 1958 г. Главное управление комплектации Министерства среднего машиностроения СССР было передано Министерству обороны СССР и преобразовано в Главное управление специального вооружения МО СССР. В апреле 1958 г. оно было переименовано в 12-е ГУ МО СССР. Затем в его состав было включено 6-е управление ГШ ВС СССР.
С 1996 г. 12-е ГУМО участвует в создании международной системы мониторинга, предусмотренной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
В 1997 г. в составе ГУМО был создан Центр ядерно-технического обеспечения ВС РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 был установлен профессиональный праздник специалистов ядерного обеспечения, который отмечается ежегодно 4 сентября.
Арсеналы
(1990 г. — более 20 штук, 2005 г. — 14 штук)
Служба Специального Контроля
в/ч 46179 (Москва Рубцовско-Дворцовая, 2 (также ул. Матросская Тишина, 10)), сформирована 13.05.1958 г. в системе ГРУ Формальное наименование: 170-й Оперативно-Координационный Центр (170-й ОКЦ) Службы Специального Контроля Министерства Обороны СССР. В 1992 году в ССК входили 11 отдельных и 3 радиосейсмические лаборатории, 4 автоматизированные и 3 автоматические станции, 5 автономных сейсмических пунктов и 10 выносных групп. Кроме того использовались средства контроля морского и воздушного базирования, космические средства. 4 лаборатории сформированы в 1954 году. В РФ — 18 лабораторий. Для детектирования ядерных взрывов используется аппаратура:
Лаборатории ССК
626 батальон СН
Объекты «С»
В СССР существовало 102 Спецобъекта для хранения ЯБЧ
Из истории образования 12 ГУ МО
Из истории образования 12 ГУ МО
Имеет место противоречие в самом подходе к дате образования Главного управления. Существуют две точки зрения.
Б.Л.Ванников, видный работник оборонной промышленности, нарком боеприпасов, генерал-лейтенант.
После создания Специального комитета и ПТУ период проведения научно-исследовательских и промышленных работ ограниченными силами только одних ученых и инженеров закончился. Государство полностью включилось в руководство атомной проблемой и придало ее решению форму высочайшей государственной ответственности. В самые сжатые сроки в тяжелейших экономических условиях были организованы новые лаборатории, институты и конструкторские бюро, построены предприятия по добыче и переработке урана
Главным результатом деятельности Специального отдела Генерального штаба явилось создание Учебного полигона №2 Министерства Вооруженных Сил (позднее Государственного Центрального научно-исследовательского испытательного полигона №2 МО СССР).
Формирование полигона было завершено к концу февраля 1948 года. Первым начальником полигона был гвардии генерал-лейтенант артиллерии П. Рожанович.
Проведение на этом полигоне 29 августа 1949 года первого натурного ядерного испытания, а также полученный в результате первого испытания исследовательский материал о поражающих факторах ядерного взрыва позволил перевести в практическую плоскость организацию противоатомной защиты войск и населения страны, которая была возложена на Министерство Вооруженных Сил. С этой целью в военном ведомстве в 1949-1950 гг. была создана система специальных учреждений (специальные отделы видов Вооруженных Сил и родов войск, специальные факультеты и кафедры при академиях, Центральный научно-исследовательский институт Военного Министерства). Руководящим органом этой системы стало преобразованное из Специального отдела Генштаба Шестое управление Министерства Вооруженных Сил.
На повестку дня стал вопрос создания инфраструктуры хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов. По вполне очевидным причинам выполнение этой сложнейшей в организационном и техническом плане задачи Специальный комитет возложил на Первое главное управление при Совете Министров СССР.
Во-первых, необходимо было обеспечить высокое качество серийно изготовляемых ядерных боеприпасов;
во-вторых, осуществлять их надежное и безопасное хранение и эксплуатацию;
в-третьих, подготовить соответствующих специалистов;
Для реализации комплекса перечисленных проблем в 1951 году в Первом Главном управлении при Совете Министров СССР были созданы отделы:
учета и хранения специальной продукции;
специальной приемки деталей, узлов, механизмов и материалов для изделий «501» (т. е. ядерных боеприпасов);
отдел строительства специальных объектов.
в две смены. В начале 1957 года лагерь заключенных был передислоцирован, а к строительству объекта привлечен сначала батальон, а затем полк военных строителей «.
Строительство и формирование первых четырех РТБ было завершено в 1954 году. Строительство первых двух центральных баз хранения (711 и 712) было завершено в 1955 году. В 1956 году был введен в строй еще один объект (714).
Но, прежде чем организовать эксплуатацию ядерных боеприпасов на объектах «С» и ремонтно-технических базах, было осуществлено их опытное хранение в КБ-11. На практике этого хранения была разработана эксплуатационная документация, требования к складам, отработана технология поддержания комплектующих ядерных боеприпасов в установленных степенях готовности, подготовлены специалисты и лишь после этого осуществлена их первая закладка на центральных базах хранения и войсковых складах.
Используя многолетний опыт Министерства обороны в части организации приемки от промышленности военной продукции, 5 мая 1951 года по инициативе начальника ПТУ Б.Л.Ванникова было принято решение Правительства о создании в Первом главном управлении при Совете Министров СССР отдела специальной приемки, а также специальных представительств при конструкторских организациях и на заводах, непосредственно подчиненных Первому главному управлению и ряду других министерств. На вновь созданную организацию возлагался контроль за качеством изготовления деталей, узлов, механизмов и материалов, используемых в процессе создания ядерных боеприпасов.
Следует подчеркнуть одну важную особенность в организации приемки ядерных боеприпасов, которая имела место в течение первых нескольких лет их серийного производства. Она состояла в том, что каждое изготовленное изделие фактически принималось дважды. В начале изделия предъявлялись специальному представительству на предприятии, а затем вся месячная партия изделий подвергалась тщательной проверке комиссией Первого главного управления при Совете Министров СССР.
Основное содержание деятельности Шестого управления в 50-х гг., конечно же, было связано с осуществлением ядерных испытаний. За период с 1949 по 1958 гг. в СССР было проведено 83 ядерных испытания. Из них 59% на Учебном полигоне № 2 Министерства обороны.
К середине пятидесятых годов, особенно после проведения в 1955 году термоядерного взрыва мощностью 1600 килотонн, стало ясно: Учебный полигон № 2 Министерства обороны уже не может обеспечить заданной интенсивности ядерных испытаний, тем более зарядов повышенной мощности. Возникла настоятельная необходимость создания нового ядерного полигона. Им стал полигон на Новой Земле.
Образование Ново-Земельского полигона происходило поэтапно. Сначала для проведения морских испытаний в 1954 году был создан Морской научно-исследовательский полигон. Затем для проведения воздушных испытаний в 1956 году территория морского научно-исследовательского полигона была расширена.
Принятие решения о проведении такого учения имеет свою историю. Первые предложения по этому вопросу на уровне ведущих министерств страны относятся к концу 1949 года. Непосредственным разработчиком первых предложений был Специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (В.А. Болятко, А.А.Осин, Е.Ф.Лозовой). За последующие пять лет (1949-1953 гг.) Шестым управлением Военного Министерства было разработано более двадцати представлений, которые направлялись в основном Н. А.Булганину, а также Л.М.Кагановичу, Л.П.Берии, Г.М.Маленкову и В.М.Молотову.
Сначала проведение учения со взрывом ядерной бомбы, по предложению Шестого управления Министерства обороны, намечалось на Учебном полигоне № 2 МО СССР. Однако, главным образом, ввиду соображений режима секретности и больших материальных издержек, связанных с транспортировкой войск в район предполагаемых учений, было принято решение о проведении учения на территории Тоцкого учебно-артиллерийского полигона Южно-Уральского военного округа.
Общее руководство учением осуществлял заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Непосредственное руководство войсковым учением с правом выдачи приказания на подъем самолета с изделием РДС-2 и сброс изделия по цели было возложено на генерала армии И.Е.Петрова.
Специальное обеспечение опытно-показного учения было возложено на Шестое управление Министерства обороны и включало: сборку и подготовку изделия РДС к сбросу; транспортирование изделия и сброс его на цель; физические наблюдения; биологические наблюдения; испытание инженерных сооружений, средств вооружения и имущества; обеспечение безопасности войск и населения; киносъемку учения. Для выполнения всех этих мероприятий была создана группа специального обеспечения учений в составе 6 генералов, 207 офицеров, 28 служащих, 23 солдат и сержантов. Группа была укомплектована личным
Следует отметить, что проведенное 14 сентября 1954 года корпусное учение на территории Тоцкого учебно-артиллерийского полигона Южно-Уральского военного округа с применением ядерной бомбы было не единственным в истории развития Советской Армии. Два года спустя, 10 сентября 1956 года под руководством заместителя Министра обороны СССР Маршала артиллерии М.И. Неделина по специальному заданию Министра обороны Маршала Советского Союза Г.К.Жукова на опытном поле Учебного полигона № 2 МО СССР, состоялось учение, в ходе которого был получен первый опыт высадки в тактической глубине обороны противника воздушного десанта на вертолетах вслед за взрывом ядерной бомбы».
Специальное обеспечение учений осуществлялось офицерами Шестого управления и Учебного полигона № 2 Министерства обороны СССР.
ролью, которую играли атомная промышленность и военное ведомство в осуществлении атомной программы.
Министерство обороны обязано было до 1 июня 1958 года принять от Министерства среднего машиностроения все центральные базы с хранящимися в них ядерными боеприпасами, личным составом и технологическим оборудованием, строительные и монтажные организации, осуществляющие строительство и оборудование этих объектов. Ввиду того, что охрану центральных баз несли части внутренних войск МВД, а лечебно-профилактическими и детскими учреждениями ведало Министерство здравоохранения, оба эти министерства были обязаны передать Министерству обороны подведомственные им подразделения и учреждения вместе с личным составом и материальными ценностями.
Приемку объектов осуществляли две комиссии. Одна из комиссий, под руководством Маршала артиллерии М.И. Неделина, принимала уже введенные в эксплуатацию центральные базы хранения с находящимся в них ядерными боеприпасами. Вторая комиссия, под председательством генерала Н.М.Попова, вела приемку центральных баз, находящихся в стадии строительства.
Комиссия, принимавшая введенные в эксплуатацию центральные базы, обратила внимание на ряд существенных недостатков, главным из которых являлась низкая суточная
производительность объектов по выдаче войскам ядерных боеприпасов в близкой к максимальной степени готовности. Она составляла около 1% от числа боеприпасов, хранящихся на центральной базе. Такой темп выдачи боеприпасов войскам, особенно в военный период, не соответствовал оперативным расчетам Генерального штаба. Наличный на центральных базах хранения парк изотермических вагонов и специальных автомобилей не обеспечивал возросшие потребности Министерства обороны по перевозке ядерных боеприпасов. Степень защиты входов в основные хранилища боеприпасов, а также средств энергоснабжения и ряда вспомогательных сооружений от современных средств поражения была недостаточной.
В течение 1959-1960 гг. суточная производительность центральных баз должна была возрасти в 4-5 раз за счет реконструкции существующих и дополнительного строительства новых хранилищ. Министерство обороны было обязано провести ряд мероприятий по повышению устойчивости и живучести центральных баз при воздействии на них современных средств поражения, а также по улучшению их маскировки от воздушного наблюдения.
На основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 29-14 от 9 января 1958 года Генеральный штаб 12 февраля 1958 года издал директиву № 554841 в которой потребовал переформировать передаваемое из Министерства среднего машиностроения Главное управление комплектации в Главное управление специального вооружения Министерства обороны (войсковую часть 31600). Несколько позднее в соответствии с директивой Генерального штаба № 556417 от 29 апреля 1958 года этому управлению было присвоено наименование «12 Главное управление Министерства обороны СССР (войсковая часть 31600)».
Логическим завершением процесса централизации руководства ядерным обеспечением в Министерстве обороны явилось включение в состав 12 Главного управления Министерства обороны Шестого управления МО СССР, которое было осуществлено оформлено директивой Генерального штаба Вооруженных Сил № 541392 от 14 февраля 1959 года. Штат преобразованного 12 Главного управления Министерства обороны значительно увеличился и составил 344 военнослужащих и 71 служащего. Отдельные структурные подразделения бывшего Шестого управления МО СССР организационно объединились с управлениями и отделами 12 Главного управления МО СССР, исходя из их общей
специфики. Но абсолютное их большинство было включено в состав управления с прежней нумерацией и названо управлением «Испытаний атомных зарядов, боевого применения, научно-исследовательских работ, противоатомной защиты войск и специального контроля за ядерными взрывами».
Роль и значение создания как исторических предшественников, так и самого 12 ГУ МО СССР можно рассматривать в узком и широком смыслах.