день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь

Осетинский национальный календарь на 2021 год

день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь

Традиция осетинского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, осетинские люди всегда возвращаются к родной традиции.

Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак.

Национальные обрядовые мероприятия являются неотъемлемой частью культуры любого народа. В них сконцентрирована история этноса, система его ценностей, мировоззрение, сформированное столетиями. Обрядовые мероприятия играют важную роль в сохранении культуры народа и исторической памяти, несут эстетическую, духовную и воспитательную миссию, взращивают любовь к Родине с ее многоэтническим разнообразием.

Каково обрядовое мероприятие – таково общество, каково общество – таково и обрядовое мероприятие. Эта взаимосвязь обусловлена генетической «спайкой» этих двух явлений и проиллюстрирована самим ходом истории культуры. Каждая эпоха создает свою систему мировоззрения, которая реализуется в конкретных формах обрядовых мероприятий и деятельности во время их проведения.

Понятие «сакральное» применительно к действу, которое происходит во время праздника или поминального дня. Сакральное время и сакральное пространство как универсальные категории мироощущения. Ролевая функциональность блюд, благопожеланий, культа воды, огня, растительного и животного мира, культа предков и верований в структуре обрядового комплекса все это несет сакральный характер.

Семиотичность календарного праздника или поминального дня как результат осмысления окружающего мира и себя в окружающем мире, как пример «народной» философии цельности и нерасчлененности, взаимообусловленности Макрокосма (природы) и Микрокосма (человека). Разнородность семиотических систем в традиционных обрядовых мероприятиях осетин: вербальных, кинетических, тотемных, пространственных, солярных, астральных и т.д.

Что мы видим сегодня? Отсутствие полных и достаточно точных свидетельств о судьбе традиционных обычаев. Сложность самого рассматриваемого объекта включает как календарно-обрядовое мероприятие по историческому происхождению, так составу входящих в него элементов и разнообразию выполняемых ими функций.

Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких «дзуар»-ов или «бардуаг»-ов — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев и ориентировался по движению солнца и звезд.

«Совет служителей святилищ Осетии» уже не один год работает над вопросом создания «Единого национального календаря». Необходимость упорядочивания, классификации календарнообрядовых комплексов годичного цикла выражается в классификации по временам года, по сезонам, по солнцестоянию и т.д.

На 2021 год общественная организация«Иудзинад» выпустила как календарь, так и приложение к нему. В приложении описан порядок подсчета каждой указанной даты в календаре.

Над дизайном календаря работала Свати Фарнæ. Она (Елена Кизилова — Член независимого профессионального совета по культуре, созданного на базе организации «Иудзинад», Член союза дизайнеров России, Член союза художников РСО-Алания) не первый год занимается оформлением календаря, а также его дополнением новыми знаниями, особенно в части использования символов и их интерпретации.

день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь

Календарь можно получить по адресу ул. Кырджалийская 3 по субботам с 10 до 12.

Источник

день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь

Человечество еще в эпоху седой старины положило начало традиции составления календаря и следования ему. Сперва календарь носил исключительно прикладной характер – по нему определяли время начала сельскохозяйственных работ, период разлива рек и перемены погоды. После в его рамки поместили цикл религиозных праздников. И уже намного позже возникла традиция утверждать памятные и юбилейные даты. Теперь каждый календарный месяц года отмечен своими событиями.

В первый месяц 2021 года количество выходных не превышает декаду – 10 дней, поэтому работники Республиканской прокуратуру встретят свой профессиональный праздник на рабочем месте. 12 января наравне со своими российскими коллегами они отметят День работника Прокуратуры – профессиональный корпоративизм формируется не только общностью рабочего места, но и праздничным единством.

Часть дат календаря связана с историческими событиями. Значительное количество праздников, которые мы отмечаем в Государстве Алания, досталось нам из советского прошлого, а некоторые вообще из эпохи царизма. К последним относится Татьянин день. После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета, «Татьянин день» стал праздноваться сначала, как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. В этот день и студенчество нашей страны, наравне с российскими студентами, отмечает свой праздник. Хотя при желании можно отыскать и узаконить свой национальный студенческий день.

1 февраля отмечается День науки. Эта дата выбрана не случайно, в этот день в 1922 году на юге Осетии было образовано Научно-культурное общество, которое позже было преобразовано в Юго-Осетинский научно-исследовательский институт. В новом году сотрудники этого научного учреждения после длинных выходных начнут работу в поменявшем свой внешний облик здании. Стены ЮОНИИ еще с августа 2008 года оставались со следами от пуль и осколков. И только сейчас, спустя более 10 лет, руководство страны изыскало средства на ремонт фасада. Надеемся, что уровень научной мысли будет соответствовать и новому облику храма науки.

Праздничным днем 11 февраля для себя определили работники судебной системы страны. В Южной Осетии функционируют районные и городской суды, а также Верховный и Арбитражный суды. Но спустя тридцать лет с провозглашения Республики в стране все еще нет Конституционного суда.

Первая половина февраля вообще отметилась профессиональными праздниками, связанными с правоохранительной системой. В календаре 13 февраля – День работника уголовно-исполнитель-ной системы. И буквально на следующий день, 14 февраля– День образования ОМОН МВД РЮО.

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана, поэтому его сегодня в Республике отмечают преимущественно ветераны афганской войны. Хотя в широком смысле понятие «интернационалист» подразумевает участие в боевых действиях за пределами страны. А к таковым можно отнести и участников Венгерских и Чехословацких событий, участие в боевых действиях на Кубе и в Эфиопии, где принимали участие и представители нашей Республики. Кроме того, уже в наше время к касте воинов-интернационалистов относятся участники освободительных войн в Абхазии, Арцахе, Донбассе.

В феврале есть еще один праздник, который является наследником советской исторической эпохи. 23 февраля – День защитника Отечества, в прежней редакции звучащий как «День Советской армии и Военно-морского флота». Несмотря на то, что в новейшей истории Южной Осетии уже немало дат воинской славы, День защитника Отечества все еще отмечается как отдельный праздник. Тем более, что днем ранее 22 февраля отмечается день образования министерства обороны нашей страны. Так что такой праздничный тандем в какой-то мере даже символичен.

Начало весны у нас ассоциируется не только с положительными переменами в погоде, но и ожиданием светлого праздника. Это, конечно же, 8 марта – международный женский день, праздник, не поменявший своего названия, несмотря на смену эпох. Для большинства из нас это возможность еще раз отметить наших матерей, сестер, дочерей и жен отдельным вниманием.

17 марта за праздничный стол в полном составе сядут сотрудники сферы жилищно-бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

Некоторые даты имеют трагический оттенок. 18 марта – у селения Еред в 1991 году были зверски замучены осетинские заложники. Это событие стало еще одной страницей истории преступлений против человечности со стороны грузинского национализма.

Но история – это не только предания и рукописи, но и архитектурные объекты. 18 апреля будет отмечаться Международный день охраны памятников и исторических мест.

Творческие коллективы страны, аппарат министерства культуры и его региональные отделения будут отмечать День работника культуры 25 марта.

8 апреля 2001 года была принята новая Конституция нашей страны и на полном основании этот день является особым в календаре праздничных дней и памятных дат.

26 апреля – День работника промышленности и транспорта. Здесь, возможно, некоторые скептики сделают замечание, мол, в названии праздника слово «промышленность» не уместно в связи с отсутствием таковой. Конечно же, в сравнение с тем, что раньше в Южной Осетии работало 25 промышленных предприятий, это верно. Но мы почему-то не даем право на существование этой отрасли, хотя бы по причине функционирования предприятия легкой промышленности – швейной фабрики «БТК4», Пив-завода, винодельни «Ирон-сан», предприятий по розливу минеральной воды «Багиата», «Санай»… На этих производствах занято более полутысячи человек.

В эпоху СССР первый день мая был отмечен красным цветом. 1 мая– международный праздник весны и труда и сегодня еще в календаре праздничных дней и памятных дат Республики. Но уже как эхо ушедшей эпохи. Раньше этот деньсопровождался праздничными демонстрациями и шествиями, достижениями передовиков производства. Сегодня в Южной Осетии об этом праздновании приятно напоминает только выходной день.

Еще один праздник эпохи СССР – 9 мая. В этот день, как и всегда, в Цхинвале будет отмечаться День Победы над фашистской Германией, для приближения которого свой неоценимый вклад внесли и выходцы из Южной Осетии, с уже традиционными военным парадом и прохождением «Бессмертного полка». Хочется верить, что 9 мая в Республике мы сможем отметить с участием здравствующих ветеранов той войны.

В перечне праздников есть и дни, имеющие общеосетинскую основу: 15 мая – День осетинского языка. В этот день вышел в свет поэтический сборник осетинского поэта и мыслителя Коста Хетагурова «Ирон фæндыр» (Осетинская лира).

Известный советский лозунг «Семья – ячейка общества» актуален и сегодня. Об этом свидетельствует и понимание важности семейных уз во всем мире. 15 мая – Международный день семьи. Прав да сегодня в понимание «семья» в мире стали вкладывать двоякий смысл. Теперь формула «семья = папа+мама», к сожалению, уже не абсолютна.

Не остался неотмеченным месяц май и трагической датой. 20 мая– День памяти, это день, когда были расстреляны осетинские беженцы на объездной дороге у с.Зар. Дата стала днем поминовения всех жертв грузинского фашизма в ходе Отечественной войны 1989-2008 гг..

27 мая свой профессиональный праздник отметят работники юстиции. 28 мая 1992 года были сформированы национальные органы власти юго-осетинского независимого государства, в том числе и внешнеполитическое ведомство. Сегодня это День дипломатического работника Республики Южная Осетия.

В этот же день, находясь в дозоре на государственной границе, встретят свой профессиональный праздник пограничники. День пограничника – дата, которая имеет еще советские корни. Куда ближе и понятнее было отмечать этот день не 28 мая, а 28 апреля, когда к совместной охране государственной границы РЮО приступили российские и юго-осетинские пограничники (2009 г).

Исторической вехой в новейшей истории страны стало 29 мая – День провозглашения независимости Республики Южная Осетия. В 1992 году депутаты югоосетинского Парламента, основываясь на волеизъявлении народа, проголосовали за создание независимого государства. Этот день является главным праздником в нашей стране.

1 июня – Международный день защиты детей – еще одна дата, перешедшая из прошлого столетия.

Южная Осетия отмечена богатой флорой и фауной, но этот дар требует бережного отношения со стороны людей. 5 ию няэкологи страны вместе со своими коллегами по всему миру отметят Всемирный день защиты окружающей среды.

День русского языка – 6 июня – отмечается в Осетии не только потому, что сегодняшняя осетинская письменность основана на кириллице, но и потому, что осетинская культура всегда развивалась в тесном общении с русским языком и литературой

В календаре есть и дата, напоминающая нам еще об одном трагическом периоде нашей истории – День советизации Южной Осетии ( 8 июня). Этот день стал предтечей геноцида осетинского народа 1920 года.

8 июнясвой профессиональный праздник отметят работники социальной службы. Именно они призваны окружать заботой людей с невысоким материальным достатком, одиноких, находящихся без внимания родных и близких. В этой сфере деятельности недостаточно быть только исполнителем циркуляров, здесь необходимы чуткость, человеколюбие и большое сердце

Дата 12 июня – День России позиционируется в юго-осетинском месяцеслове практически со дня утверждения самого календаря праздничных дней и памятных дат. В этот день в далеком 1990 году первый Съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете России. Для жителей нашей Республики этот день имеет особое значение, тем более, если учитывать, что 95 процентов из них являются гражданами России.

В далеком 1920 году грузинские власти устроили геноцид осетинского народа на юге Осетии. Тысячи погибших, десятки тысяч изгнанных с родных мест, уничтоженное жилье, сожженные и вытоптанные нивы – таков итог насаждения грузинской демократии в Южной Осетии. 20 июня мы в очередной раз будем вспоминать трагические события кровавого лета 1920 года – День памяти жертв геноцида осетин.

Каждый год на третье воскресенье июня приходится День медицинского работника, в 2021 году это 20 июня. Важность работы людей в белых халатах многие из нас особенно остро ощутили в текущем году в период разгула в стране пандемии коронавируса. Ну и, конечно же, весом вклад наших медиков в отстаивании независимости юга Алании на протяжении всего периода Отечественной войны 1989-208 гг.

В уходящем году отмечалась 75-го-довщина Победы над фашисткой Германией, в 2021 году будет отмечаться еще одна юбилейная дата – 80 лет с начала Великой Отечественной войны. 22 июнямы будем вспоминать начало вторжения немецко-фашистских войск в СССР и те жертвы, на которые советский народ пошел ради Победы над агрессором.

Некоторые праздничные даты, которые у нас отмечаются в российской проекции, вполне могли бы иметь и югоосетинскую прописку. Например, День молодежи. В Республике этот день еще недавно отмечался 30 августа – сегодня вновь копирование российского календаря – 27 июня.

Были в новейшей истории юга Осетии периоды, когда будущее народа оказывалось под угрозой. И лишь провидение в лице России помогало избежать физического уничтожения южной ветви осетинского народа. Как свидетельство этого 14 июля1992 года, когда в Южную Осетию вошли российские миротворцы и в этот день на долгие годы прекратились боевые действия, а сама дата с тех пор именуется как День миротворцев.

Работники средств массовой информации РЮО 23 июляопределили для себя профессиональным праздником. В этот день в 1906 году вышло в свет первое осетиноязычное периодическое издание «Ирон газет». В 2021 году этому событию исполнится ровно 115 лет. Надеемся, что в этот день журналистское сообщество Алании отметит День работника средств массовой информации без разделения на юг и север.

В начале августа мы по традиции будем отмечать очередную годовщину грузинской вооруженной агрессии 2008 года. Боевые действия начались еще в начале этого летнего месяца, но их апофеозом стал штурм Цхинвала 8 августа. В календаре памятных дат это День скорби по всем погибшим в горниле войны.

10 августа ежегодно отмечается День физкультурника. В настоящее время данное направление здорового образа жизни уже не столь популярно как в эпоху СССР, но есть надежда, что занятие физкультурой снова будет востребовано широкими слоями общества.

Граждане страны, занятые в строительной сфере отметят свой профессиональный праздник 11 августа. Сегодня строительная сфера Республики получила новый импульс в своем развитии: строятся жилые комплексы в городе и селах, школы и больницы, возводятся мосты, прокладываются автомагистрали.

Август месяц отмечен не только трагическими датами, связанными с произволом грузинской военщины 2008 года, но и памятью о событиях, имеющих для нашей страны историческое значение. 26 августа – День признания государственной независимости Южной Осетии Российской Федерацией. Именно тогда был подписан важный для судеб южной части осетинского народа документ.

И снова к теме памяти. За годы грузино-осетинского противостояния сотни людей пропали без вести. И это проблема всех регионов, где случались военные конфликты или столкновения на этнической почве. 30 августа – Международный день без вести пропавших.

Календарь праздничных дней и памятных дат не является чем-то окончательно устоявшимся. Каждый год он обогащается новыми датами. Среди «молодых» профессиональных праздников и День судебного пристава, он отмечается с 2020 года – 30 августа. Август месяц завершается еще одним новым профессиональным праздником – 31 августа теперь каждый год отмечается как День ветеринарного работника РЮО.

Дети во все эпохи становились не только предметом гордости и обожания, но и жертвами насилия и войн. Трагедия Беслана тому яркое подтверждение, поэтому забота о светлом будущем подрастающего поколения должна постоянно стоять на повестке дня всего мирового сообщества. 1 сентября с советских времен отмечался как День знаний. Но после Беслана на юге Алании фактическое начало учебного процесса начинается только с четвертого сентябрьского дня.

В 2021 году в календарь памятных дат внесен новый праздник – День финансиста. Он будет отмечаться 8 сентября.

На один день – 15 сентября приходится и День работника лесного хозяйства, и День работника санитарно-эпидемиологической службы.

Как уже отмечалось, с обретением независимости в Южной Осетии появились праздничные дни и памятные даты с «юго-осетинским акцентом». 19 сентября в календаре отмечено как День государственного флага РЮО. В этот день происходит торжественное поднятие национального триколора.

На особом месте у нас и День провозглашения Республики – 20 сентября. Именно в этот день в 1990 году была провозглашена новая политико-административная форма самоопределения южной части осетинского народа, хотя и пока в составе СССР.

В нашей жизни многое со временем забывается, но первый учитель всегда остается в памяти. Еще раз вспомнить наших учителей мы сможем 5 октября в День учителя.

15 октября – День рождения Коста Хетагурова, выдающегося осетинского поэта и общественного деятеля. По традиции, этот день будет отмечен мероприятиями в городах и селах Осетии, и как кульминация – памятные торжества на родине поэта в селении Нар.

16 октября – День работника налоговых органов. Именно от плодотворной работы сотрудников этого ведомства во многом зависит наполняемость государственной казны.

Третье воскресенье октября, а в этом году это 17 октября,определено в календаре праздничных дней как День работника дорожного хозяйства.

31 октября в качестве профессионального праздника выбрали сотрудники Управления государственной статистики Республики.

2 ноября – День юриста. От работников этой сферы наше общество ждет принципиальности, профессионализма и осознания собственной ответственности.

Дата в республиканском календаре праздничных дней и памятных дат, связанная с российской историей – освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. День народного единства, 4 ноября как свой праздник отмечают, наряду с россиянами, и жители юга Осетии.

Таможенники Республики отчитываются о своих достижениях каждый год 7 ноября. От эффективности работы таможенного управления страны зависит наполняемость бюджета.

Свой профессиональный праздник в календаре праздничных дней и памятных дат имеют и сотрудники милиции – День работника правоохранительных органов ( 10 ноября).

Не забыты труженики полей и нив – День работника сельского хозяйства отмечается 17 ноября. В новом году в этой сфере ожидаются приятные перемены – в рамках достигнутых новых соглашений с министерством сельского хозяйства России, юго-осетинским аграриям будет передана техника сельхозназначения.

День матери, как дань благодарности всем нашим матерям будет отмечаться в Республике 25 ноября. Но мы все понимаем, что наша благодарность не должна ограничиваться только одним днем, перед нашими матерями мы все в неоплатном долгу.

Международный день инвалидов – 3 декабря. В этот день необходимо в очередной раз с вниманием отнестись к проблемам людей с ограниченными физическими возможностями.

10 декабря – День прав человека. Защита этих прав – главная забота государства, от этого зависит во многом доверие к власти. При этом соблюдение прав и свобод гражданина не должно носить декларативный характер, а быть частью повседневности.

Конец года отмечен несколькими профессиональными праздниками – День энергетика ( 15 декабря) и День работника органов госбезопасности ( 20 декабря). Первые обеспечивают энергобезопасность страны, вторые – защиту интересов народа от внешних и внутренних угроз. Небольшая ремарка. Сотрудники юго-осетинского КГБ отмечают свой профессиональный праздник дважды: первый раз в мае, когда были образованы республиканские структуры, а второй вместе с российскими коллегами.

Зимой в Южной Осетии как всегда немало проблем, связанных со сходом лавин и снежными завалами. В этих катаклизмах порой страдают и люди. В подобных случаях становится востребована помощь специализированных служб. Надеемся, что юго-осетинские спасатели отметят свой профессиональный праздник 27 декабряне на экстренных вызовах, а в кругу своих коллег.

В календаре праздничных дней и памятных дат не забыты и религиозные празднества общенационального значения, как православные, так и народные. Им мы посвятили в нашей газете отдельный материал.

Необходимо отметить, что с каждым годом перечень праздничных дат расширяется. Если, например, в 2020 году их было 63, то в 2021 году уже 70. Так же со временем в календарь будут вноситься все новые и новые позиции. При этом хотелось бы обратить внимание, что некоторые даты все еще не отмечаются в соответствии с их реальной значимостью. Так, по-прежнему более широко отмечается День провозглашения Республики в составе СССР (20 сентября) по сравнению с Днем провозглашения независимости (29 мая). Было бы неплохо придать некоторым государственным праздникам и юго-осетинскую «прописку».

Как бы то ни было, календарь праздничных дней и памятных дат остается важным средством напоминания нам всем о существенных вехах нашего прошлого и настоящего.

Источник

Традиционный религиозный календарь осетин. От праздника к празднику

день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Смотреть картинку день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Картинка про день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь. Фото день хетага в осетии в 2021 году какого числа календарь В основе годового праздничного цикла осетин, как и у большинства народов мира, лежит не чревоугодие, а необходимость задабривания высших сил. Обильные подношения в честь отдельных небесных покровителей должны были способствовать ниспосланию благодати семье, урожайности нив, обилию сенокосов, плодовитости домашнего скота, защите от болезней и эпидемий. Ну, а широкие застолья рассматривались как приятное дополнение к сакральной обрядности.

Считается, что очередной календарный год начинается 1 января. Это, конечно же, светский маркер, но в народной традиции начало года приурочивалось к пробуждению природы и началу очередного хозяйственного цикла. К подобному водоразделу более всего подходит народный праздник Бæлдæрæн, приходящийся на весеннее равноденствие. Именно он, по мнению ряда исследователей, и является истинным Новым годом у осетин-алан. Впрочем, к Бæлдæрæн позже мы еще вернемся.

По мнению других исследователей быта осетин, в древности они встречали новый год в день зимнего солнцестояния, когда ночь по продолжительности сравнивалась с убывающим днем, и с утра световой период начинал расти – наступал первый день нового времени. Эта природная перемена отмечалась народным праздником Цыппурс, в ночь с 21 на 22 декабря. Данное наименование также отражено в названии декабря в осетинском языке – Цыппурсы мæй (букв. месяц Цыппурса).

Как обычно, с окончанием звона курантов на Спасской башне Кремля наступление очередного календарного года будут отмечать и на юге Алании. Но при кажущейся очевидности Новый год не привязан категорически к первому дню января. По народной традиции (она сохранилась и в России), собственно новый год наступает по старому летоисчислению в ночь с 13 на 14 января. Это связано с тем, что в 1918 году советской властью был осуществлен переход с Юлианского календаря на Григорианский, с разницей в 13 дней.

Кстати, на 2021 год приходится редкая для летоисчисления особенность – Новый (Старый) год в этот раз наступает в новолуние. Новая луна появится на ночном небосклоне в ночь с 13 на 14 января. Такое происходит не часто, последний раз подобное совпадение пришлось на 1991 год.

Наиболее торжественной и насыщенной ритуалами частью новогоднего праздника была ночь на Новый год. По магическим соображениям еда на столе бывала обильной и разнообразной, и потому таким же, по мнению горцев, будет и наступающий год.

Самой важной выпечкой при этом был большой ритуальный пирог, известный под названием Æртхурон (букв. огнесолнечный). Он имел круглую форму с радиальными желобками-линиями, символизирующими лучи солнца. Æртхурон выпекали с расчетом на всех членов семьи, чтобы каждый мог получить по куску. В начинку пирога клали монету, хлебные зерна, кусочки жира жертвенного животного, стебли соломы, пучок шерсти, небольшой кусочек материи и т. д. В зависимости от того, кому что достанется при дележе пирога, тем они будут богаты в наступающем году: монета означала удачу, счастье, деньги; кусочек материи – обновку; шерсть – богатство скотом; хлебные зерна – урожай хлебов и т.д.

После того как пирог был готов, глава семьи три раза произносил молитву: ночью, рано утром, а затем во время утренней трапезы. При этом главным содержанием просьбы-молитвы, после испрашивания благодати для семьи, было ниспослание урожайного года. Утром вся семья собиралась за праздничным столом, где главным объектом был этот ритуальный пирог.

После молитвы глава семьи приступал к обрядовым действиям. Он поворачивал Ӕртхурон три раза в правую сторону (т. е. по направлению движения солнца) и делил его на равные части по числу членов семьи, в том числе и временно отсутствующих. Членом семьи считался также ребенок в утробе матери, поэтому беременная женщина удостаивалась двух кусков. Отметим, что традиция выпекать обрядовый пирог Ӕртхуронсохранилась по сегодняшний день.

Следующий семейный праздник, отмечающийся в Алании после наступления Нового (Старого) года – это уже не народный праздник, а православное Рождество. 7 января Рождество Христово в осетинском традиционном календаре отмечено как Цыпппурс, притом, что выше мы отметили бытование Цыппурс в декабре. Но такое дублирование имеет свое объяснение и свои особенности. Декабрьский Цыппурс это наследие старины, а январский Цыппурс это совмещение дохристианского праздника с православным Рождеством. Здесь мы видим очередной пример того, как православие пыталось срастить древний народный праздник с христианской традицией, чтобы со временем нивелировать его. Спроецировав Цыппурс на Рождество, церковные клирики, тем не менее, не смогли заставить людей поменять его первоначальную сущность. Ведь и сегодня еще в январский Цыппурс принято поминать покойников, которые ушли из жизни в течение года, а в Рождество, наоборот, празднуется приход новой жизни – рождение Христа. Как видим, содержание двух праздников, несмотря на единство дат, абсолютно разное.

В промежутке между Новым годом (по старому стилю) и январским Цыппурсосетины отмечают праздник Бынаты æхсæв(букв. ночь места), посвященный виртуальному покровителю дома – Бы наты хицау (букв. хозяин места). По сво ему содержанию ритуал предполагает действия по задабриванию злых духов, которые обретаются вокруг человека в невидимом ему пространстве. Бынаты æхсæв приходится в ночь со вторника на среду, в 2021 году – с 12 на 13 января.

Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – Бынаты хицау, которого необходимо задобрить. Для него в эту ночь режут петуха, желательно темного окраса. Так как праздник широко отмечается в Алании и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи бывают в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к Бынаты хицау с просьбой оказать покровительство семье. После него слово берет старшая хозяйка, именно ее молитва более всего по душе патрону дома. По окончании первого круга тостов гасится свет, и все выходят во двор или на балкон. Полагают, что Бынаты хицау, оставшись дома один, сможет спокойно отведать приготовленные в его честь яства. Через короткий промежуток времени домочадцы возвращаются обратно, и начинается основная часть пиршества.

Одно из правил гласит: кушать то, что приготовлено в честь Бынаты хицау полагается только домочадцам. Для случайных гостей готовилось отдельное угощение, однако сведущие люди старались в этот день и так никому не навязываться в гости.

И еще одна особенность – во время этого таинства не принято поминать всуе имя Всевышнего. Считается, что злые силы, ради задабривания которых собственно и устраивается это пиршество, могут оскорбиться и наслать на дом козни и тревоги.

Бынаты хицау особенно благоволит к женской части семьи, неспроста старшей хозяйке дается право отдельного тоста. На особое благоволение женской части семьи к покровителю жилища указывает одна интересная особенность. Так, со дня празднования Бынаты хицау до преддверия Нового (Старого) года женщины в старину не должны были заниматься домашними делами. А это как минимум три дня выходных – исключительная для женщин преференция, не встречающаяся более нигде в череде годовой обрядности.

Наступление Нового года была радостью общей, но более всего его прихода ждали девушки на выданье, ведь ночь, следующая за новогодней считалась магической. Фыссæн æхсæв (букв. ночь написания, гадания) – так называется волшебный период, когда девушки могут узнать имя своего суженого. Для этого применялись разные способы гадания: от поедания соленых пирожков на сон грядущий до ворожбы на свечах и зеркале.

19 января – в этот день в Алании отмечается христианское Крещение. В на циональном понимании в этот день отме чается обряд Доныскъæфæн, что можно перевести как «принесение воды». Причем понятие «принесение» здесь имеет окраску соревновательности. Дей ствительно, в стародавние времена пред ставители каждой семьи в Осетии старались как можно быстрее спуститься к роднику, и первыми принести в дом све жей воды. Так что уже затемно по всей округе раздавался топот ребятни, бегущей наперегонки к сельскому источнику. Раньше по воду шли исключительно представительницы женского пола, преимущественно молодые невестки. Воду они должны были набирать при полном молчании. Водой из источника замешивали тесто, ее разбрызгивали по углам комнат, чтобы в дом было привнесено благополучие и защита от порчи.

С января до прихода весны в Алании справляются, образно говоря, лишь «домашние» праздники. То есть те, которые отмечаются в кругу семьи, в границах дома или села. Этому есть вполне прагматичное объяснение. Ведь основные традиционные осетинские религиозные празднества организуются в привязке к конкретным святилищам. А в зимний период доступ к ним часто бывает затруднительным, либо вообще невозможен. Наверное, единственным исключением является народный праздник Фацбадæн, отмечаемый в Дигории. Здесь моления и праздничная трапеза проходят на отдельной поляне, которая расчищается от снега. Впрочем, это происходило в старину, сегодня основное действо проходит в четырех стенах жилищ.

Отдельную категорию составляет регламентация дат Великого поста и Пасхи. Мы не будем останавливаться подробно на предпасхальной православной традиции, отметим только народные праздники, имеющие двоякую сущность или приходящиеся на этот период.

Например, Масленица. У осетин этот период перед Великим постом называется Царвисæн, что переводится с осетинского как «доставание топленого масла». К этому дню в каждой семье хранился горшочек с топленым маслом, который в торжественной обстановке доставался из кладовой и ставился на праздничный стол. В отличие от русской Масленицы больших гуляний не проводится, все ограничивается семейным торжеством.

На 15 марта в 2021 году приходится начало недели праздника Тутыр, справляемого в честь представителя национального религиозного пантеона – небо жителя Тутыра, покровителя волков. Этот день совпадает с началом Великого поста православной традиции, главными днями праздника были понедельник, вторник и среда. Сегодня Тутыртæ также оказался вне рамок действующей об рядности, хотя в некоторых селениях лю ди старшего поколения его еще отмечают ограниченным обрядовым действием.

В старину этому периоду придавали большое значение. Считалось, что древесина, из которой изготовлялись в этот день сельскохозяйственные орудия, наиболее прочна и не подвержена гниению. Дети, домашний скот, рожденные в неделю Тутыра считались более здоровыми и счастливыми в жизни. В эти дни детям в качестве оберега нашивали на рукавах одежды крестики красными нитками от сглаза, их называли «Тутыры сынчытæ» (букв.стежки Тутыра).

На 20 марта, период весеннего равноденствия, как уже упоминалось, приходится Бæлдæрæн, по древнему исчислению Новый год у осетин. Считается, что в этот день происходит пробуждение (обновление) природы, ее переход от зимней спячки к возрождению жизни, про является чувственная сущность людей и зверей. По сути, именно от этого дня и следует отсчитывать дни национально-религиозных праздников. При этом следует отметить, что поскольку весеннее равноденствие (Новый год – прим.ред.) приходится на время православного поста, за два последних столетия миссионерами постепенно дата празднования Бæлдæрæн была неправомерно смещена на послепасхальное время. Что в основе своей не верно (материал на данную тему читайте на 23-й стр.).

В традиционном календаре осетин есть место и для поминальной обрядности. В том числе традиция готовить специальную ритуальную пищу, главным элемен том которой являются пресные блины – лауызтæ. Их выпекают два раза, в определенные дни, в вечер с пятницы на субботу. На стол подаются блины с чесночной подливой, отваривается фасоль, кукуруза, напитки – стол исключительно постный. Считается, что в первый день выпекания поминальных блинов – Лауызгæнæн усопшие родственники покидают потусторонний мир и спускаются в семьи, чтобы подкрепиться на весь год. Поэтому все кушанья формально готовятся для упокоенных. В следующий Лауызгæнæн усопшие, по поверью, покидают мир живых, чтобы снова «вернуться» через год. И вера в это поверье столь сильна, что этого обряда «кормления» придерживаются и сегодня.

Единственный момент – точное исчисление Лауызгæнæн знают в наше время единицы, поскольку за последние полве ка для легкости определения даты «блин ных поминок» (как и многих других национальных праздников) делают в привязке к христианской Пасхе. Что, конечно же, неверно. В итоге, многие люди устраивают аж три Лауызгæнæн, чтобы не ошибиться в расчетах, и тем самым, не «обидеть» своих умерших. В 2021 году Лауызгæнæнтæ приходятся в ночь со 2 на 3 апреля и в ночь с 9 на 10 апреля.

Христианское Вербное воскресенье в Осетии называется Зазхæссæн.Его отмечают православные жители страны путем посещения церкви и приобретения для дома освященной вербы. У осетин в древности это был праздник урожая, на это указывает его второе название Къутугæнæн(букв. изготовление сапеток для хранения зерна) и Хоры бæрæгбон (букв. праздник зерна). Словом, еще один пример наложения на народный праздник христианского действа.

Не меньшей зрелищностью отличалась и предпасхальная ночь со среды на четверг – Руругæнæн. В 2021 году это вечер 28 апреля. Тогда повсеместно бу дут разводиться костры и взрослые, и дети должны перепрыгнуть через очистительный огонь. При этом каждый двор или улица стараются развести костер побольше. Кое-кто к символическому обряду очищения в качестве приложения организует и вполне реальное уличное застолье.

В этом году, сроки даты проведения Пасхи вышла за пределы апреля и воскресенье Христово будет отмечаться во второй день мая. К самой Пасхе – Куадзæн в Осетии двоякое отношение. 2 мая православные члены нашего общества будут отмечать как праздник, последователи же национальной веры помянут своих усопших, отправившись на кладбища. Любопытно, что в городе Квайса Дзауского района РЮО и окрестных селах в этот день традиционный религиозный праздник.

Уже в первый после Пасхи четверг начинаются народные религиозные праздники, «привязанные» к конкретному святилищу: Моргойы дзуары бон в Дзауском ущелье, Хуссары дзуары бон в Чесельтском ущелье, Комы дзуары бон в с.Сарабук и др.

В этот же день, 6 мая и жители сел, расположенных у святилища Джеры-дзуарподнимаются к святому месту с подношениями в виде вареной курицы, трех пирогов и с осетинским пивом. Устраивается общее застолье. Тогда же впервые символически открываются и двери этого главного святилища юга Алании.

В этом году, в понедельник, 10 мая отмечается празднование святилища Кастау. Это древнее святилище, расположенное на вершине горы у селений Тонтобет и Раро Дзауского района – вотчина фамилии Хъоцытæ. Оно почитаемо с древних времен, оберегает людей от бед и несчастий и является исцеляющим святилищем – «фыдбылызсафæг».

В пятницу, 14 мая в Южной Осетии будет отмечаться локальный праздник Лалисы дзуарыбон. Справляется он в селении Залда Цхинвальского района РЮО и примечателен одной особенностью – в святилище есть небольшая каменная фигурка в виде головы медведя, вставленная в каменную же основу. Так вот, если в этот день голову медведя провернуть, то обязательно пойдет дождь. Факт, проверенный многократно.

21 мая Куарты дзуарыбон будет отмечаться в ущелье реки Проне на территории от селения Уелит и до селения Мугут Знаурского района Республики.

23 мая отмечается один из осетинских общенациональных праздников – Таранджелос. Святилищ, посвященных этому небесному духу, в Алании немало, одно из главных расположено в ущелье Тырсыгом, которое в результате политических пертурбаций эпохи СССР на сегодняшний день все еще находится на территории современной Грузии. Но уверены, такое положение временно. В Нартских сказаниях говорится, что когда погибает славный герой Батрадз, Всевышний роняет в знак скорби три слезы и на месте падения каждой образуются святилища: Реком, Мыкалгабыр и Таранджелос.

В этом году произошло смещение дат проведения многих праздников традиционного календаря, это связано с более поздней сменой фазы Луны в начале года. Ведь многие праздники высчитываются именно по этому маркеру. Поэтому, например, праздник в селении Дменис Цхинвальского района РЮО, обычно отмечаемый в мае, в 2021 году пришелся на 3 июня. Впрочем, это не помешает жителям селения отметить свое главное празднество искренними молениями, обильным застольем, сдобренным весельем в окружении друзей и знакомых. И, по традиции, участники празднества не преминут помериться молодецкой силой с гостями.

На 3 июня 2021 года приходится также празднование Мыкалгабыр– общеосетинский культ почитания одной из древних знаковых национальных святынь, наряду с Реком и Таранджелос.

Свой религиозный праздник имеют и жители столицы Республики. 6 июня обитатели городских кварталов Цхинвала поднимутся к святилищу Згудеры Уастырджы, которое возвышается над восточным въездом в город. Святилище считается покровителем столицы, ведь за все время грузино-осетинского противостояния враг ни разу не смог преодолеть символическую линию, на которой стоит храм. Раньше праздник отмечали только в левобережной части города, теперь он справляется и в остальных городских кварталах.

Месяц май в народном календаре осетин носит название «зæрдæвæрæны мæй», т.е. месяц праздника Зæрдæвæрæн. В этом году это празднество, имеющее поминальный характер, будет отмечаться в июне. И в этом нет ничего необычного. Мы уже сказали выше, что сегодня действует Григорианский календарь, а праздничная традиция формировалась при Юлианском календаре. Поэтому, например, месяц май заканчивается по старому календарю не 1 июня, а 13 июня. Таким образом, тот факт, что Зæрдæвæрæн приходится в 2021 году на 10 июня никого не должен беспокоить.

Праздник Зæрдæвæрæн совпадает по срокам с православным Вознесением, хотя и имеет свои особенности. У осетин этот день обычно отмечают в семьях, где в течение года умер кто-либо из членов семьи. С утра до восхода солнца к могиле поднимается молодежь и обкладывает ее дерном. Отсюда и конструировалось название «зæртæ æвæрын» (букв. укладка дерна). Считается, что в этот день солнце печет с большой силой, и чтобы могила не прогорела, ее нужно защитить дерном.

На 19 июня, субботу, в 2021 году приходится еще один праздник традиционного религиозного календаря осетин – Реком. Патроном святилища Реком считается Уастырджы, покровитель мужчин, воинов и путников, поэтому посещать святое место разрешалось исключительно паломникам мужского пола. Главным считается святилище, расположенное в ущелье Цей РСО-Алании, однако по количеству святилищ Рекомлидирует юг Осетии, здесь их более тридцати.

В воскресенье, 20 июня будет отмечаться празднование святилища Гомарты дзуар, которое расположено на высоком лесистом плато в Знаурском районе. Есть мнение, что в древности, в эпоху иранского владычества здесь располагался храм огнепоклонников. На это косвенно указывает и этимология названия «Гом-арт» (букв. открытый огонь). День в день с ним приходится общеосе тинский праздник Кæрдæгхæссæн (букв. принесение травы). Дата его проведения совпадает с православной Троицей.

Главным святилищем Ленингорского района является святилище Ломисы дзуар, паломничество к нему в 2021 году состоится 23 июня. Оно расположено на границе между Южной Осетией и Грузией, но в день празднования сюда еще недавно разрешали подниматься паломникам и с сопредельной территории.

Праздником, имеющим общенациональное значение является Дауджытæ(букв. ангелы и духи). Если главные персонажи осетинского религиозного пантеона имеют свои определенные дни поклонения, то стоящие рангом ниже ангелы и духи такой роскоши лишены. И, видимо, чтобы исправить такую несправедливость, осетины для них определили общий период почитания – Дауждытæ. Интересная особенность этого празднества: в Южной Осетии Дауджыта отмечаются в разных регионах в разные дни. Например, в ущелье Брытат района Урс-Туалта он будет отмечаться в субботу 26 июня, в селении Елканта Кударского ущелья – в воскресенье 27 июня, а в соседнем селении Ерцо – во вторник 29 июня. Такая вот временная разнесенность.

28 июня отмечается праздник Сырх дзуар, святилище расположено высоко в горах. Что интересно, это название отражает цветовую национальную идентификацию. Как известно, национальными цветами осетин считаются белый, крас ный и желтый (золотой), которые соответствуют маркерам мировоззрения. Белый – чистота помыслов, красный – отражение доблести, желтый (золотистый) – символ изобилия. Эти знаковые символы присутствуют и в названиях неко торых святилищ: Урс дзуар – «Белое свя тилище»,Сырх дзуар – «Красное святилище», Сыгъзæрин дзуар – «Золотое святилище».

Первое воскресенье июля обычно совпадает с празднованием, посвященном Уастырджы – покровителю Осетии. В небольшой роще в Алагирском районе РСО-Алания находится святилище Уастырджыйы къохы дзуар (Хетæджы Уастырджы), куда 4 июля придут жители окрестных сел. Но не только. Сегодня это празднество имеет общенациональный и даже государственный статус – сюда поручить себя высшим силам приезжают первые лица двух осетинских республик, проводятся коллективные моления.

На 8 августа, воскресенье, приходится празднование Атынæг. Это тоже обще-осетинское празднество и в старину было связано с хозяйственной деятельностью. День празднования в горах считался началом сезона сенокоса, всякий, кто решался приступить к косовице раньше этого срока, подвергался общественному осуждению и даже штрафу. В день празд ника происходил своеобразный «переход» мальчиков во взрослую жизнь, когда они впервые брали в руки косу.

Впрочем, жители селения Ерман Дзауского района период косовицы начинали несколько раньше. Если Атынæг в Алании всегда отмечается в воскресенье, то жители Ерман праздник начала периода заготовки кормов Цыргъы дзуар (букв. святилище острия) справляют накануне, во вторник 3 июня.

Праздники в Республике продолжатся и всю следующую неделю. Уже во вторник после Атынæг будет отмечаться празднование Карасеты дзуар, святилища, расположенного в Корнисском ущелье Знаурского района. В этом году это 10 августа. В этот же день молитвы небесам будут вознесены и в селении Гуфта Дзауского района.

За месяц до сельского праздника в ущелье Сæридтатæ Дзауского района местные жители начинают варить пиво. Процесс этот долгий и занимает несколько суток. Еще месяц пенный хмельной напиток должен вызревать, но 26 августа хозяева праздника этим пивом обязательно будут потчевать своих гостей.

28 августа, как всегда несменяемой датой, будет отмечаться Успение Пресвятой Богородицы – Майрæмкуадзæн. В Осетии это день поминовения усопших, обязательный для семьи, где в течение года была утрата.

В ночь с субботы на воскресенье, с 28 на 29 августа начинается период массового посещения главной святыни юга Алании – Джеры дзуар. Продлится он целых шесть недель. В Цонской котловине Дзауского района в воскресенье 29 августа – ущельный праздник Кахыры дзуарыбон.

Месяц сентябрь в народном календаре осетин называется «майрæмы мæй» (букв. месяц Мариам). Мад Майрæм (мать Мария) – так в осетинском языке звучит имя Пресвятой Богородицы. После святилищ, посвященных Уастырджы, именно святые места, связанные с Мад Майрæм являются наиболее распространенными и почитаемыми в Алании. Отмечается этот большой религиозный праздник у осетин, как и во всем православном мире – 21 сентября. В Южной Осетии это официальный выходной.

Завершает традиционный календарь религиозных дат главное национальное празднество, посвященное патрону Алании – небожителю Уастырджы. Долгое время этот праздник называли «Джиуаргуыба», но это грузинифицированное название осетинского праздника. Данное празднество, носящее вновь наименование Уастырджымæ кувæн къуыри (букв. неделя молитв Уастырджы) и сегодня еще отмечают с большим размахом, благо для этого есть время – оно длится неделю. В 2021 году его начало приходится на 21 ноября, окончание – в ночь с 29 на 30 ноября.

В череде этой праздничной недели есть один интересный обряд, который носит название Уастырджыйы æхсæв или как его табуировано именуют женщины Лæгты æхсæв (букв. ночь мужчин). Он справляется в ночь с понедельника на вторник. Обязательно закалывается козел темного окраса, женщины готовят пироги, другие кушанья. После они покидают пиршественное место, оставляя мужчин пировать до утренней зари.

Кстати, на севере Алании из лучших побуждений понедельник недели праздника был объявлен выходным. Но это вызывает определенную дискуссию сре ди знатоков праздничной обрядности, пос кольку днем почитания Уастырджы является не понедельник, а вторник (у осетин исчисление суток традиционно ведется с вечера, с заходом солнца). Поэтому на юге нашей Родины было выдвинуто предложение сделать субботу рабочей, а выходными – воскресенье, понедельник и вторник.

Конечно же, в наш обзор вошли не все праздники традиционного календаря осетин. Их достаточно много, чтобы занять весь объем сегодняшнего выпуска газеты. Одни праздники уходят в глубокую старину, другие, имея переплетения с христианством, тем не менее, также относятся сегодня к традиционному календарю. Ряд празднеств отмечают только последователи традиционных верований, другие – совместно со сторонниками православия. При этом, если говорить о национальном религиозном календаре, то его надо высчитывать как и в древности по фазам луны, а не с прикреплением (для легкости) к христианскому календарю.

Присутствует и другая особенность. Так, не все праздники с одинаковой направленностью отмечаются в один и тот же день. Например, отличаются по датам проведения празднества в честь небожителей Уацилла, Таранджелос, Мыкалгабыр, Аларды... Это отличие наблюдается в разных ущельях Осетии. Возможно, главная причина этого разнобоя в том, что и сегодня еще традиционный календарь не унифицирован. Поэтому разночтения бывают не только в отдельных частях Алании, но порой даже в пределах одного населенного пункта.

Сегодня много говорится о необходимости унификации календаря традиционных верований, но пока к общему знаменателю прийти не удалось. Как попытку решить этот вопрос можно рассмотреть публикацию традиционного календаря в газете «Стыр Ныхас». Но и здесь есть свои разночтения. При этом тут важно определить, какой день следует считать за отправную точку отсчета годичного праздничного цикла. К примеру, если за основу брать как в древности Бæлдæрæн (начало Нового года), то есть отсчет делать с марта месяца, то все дзуарыбонтæ заметно смещаются… Надеемся, что «Стыр Ныхас» полноценно займется, наконец, этим сложным, но необходимым вопросом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *