день военного автомобилиста в россии в 2021 году какого числа календарь
29 мая – День военного автомобилиста
Сюда включены также те, кто занимается обслуживанием и ремонтами автотехники для армии, авиации и флота. Еще к ним можно отнести гражданский персонал автобатов и авторот. Эти люди, хотя и не носят погон, тоже являются военными автомобилистами.
А еще стоит помнить, что автотехника стоит на вооружении всех без исключения видов и родов войск. Таким образом, военными автомобилистами могут быть не только те, у кого на петлицах были «бабочки». И тогда становится понятным, насколько точно и правильно звучит это высказывание:
Собственно, появление автотранспорта в армиях мира стало настоящей революцией в военном деле, ведь войска стали гораздо мобильнее. Это в корне изменило стратегию ведения боевых действий.
Выбор даты профессионального праздника российских военных автомобилистов связан с тем, что 29 мая 1910 года последний император нашего государства Николай II издал указ об основании в Санкт-Петербурге впервые в истории нашей страны Первой учебной автомобильной роты. В ее задачи входила подготовка механиков-водителей для всех подразделений российских Вооруженных сил. Именно с этого момента и начался отсчет для воинов-автомобилистов России.
Поэтому сегодня они принимают поздравления от родных и близких, от сослуживцев коллег и командования.
Редакция «Военного обозрения» поздравляет всех, кто служит, служил или собирается служить в автомобильных войсках, а также водителей, ремонтников, механиков, обслуживающих автотехнику Вооруженных сил Российской Федерации. Желаем вам, уважаемые военные автомобилисты, крепкого здоровья и мирного неба над головой.
День военного автомобилиста Вооруженных сил России
День военного автомобилиста — это дань историческим традициям и заслугам военных автомобилистов (Фото: Nadezhda Bolotina, Shutterstock)
Ежегодно 29 мая Вооруженные силы РФ отмечают День военного автомобилиста, учрежденный приказом Министра обороны РФ №100 от 24 февраля 2000 года.
Надо сказать, что это профессиональный праздник не только военнослужащих Автомобильных войск Российской Федерации, но и всех военных, кто по долгу службы управляет каким-либо транспортным средством.
Дата для праздника выбрана не случайно. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота. Основной задачей роты стала подготовка специалистов для автомобильных частей русской армии. За короткий срок она фактически превратилась в центр автотехнического обеспечения войск российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил РФ.
К концу Первой мировой войны в ее составе было уже 22 отдельные автороты, а парк Красной армии насчитывал 7,5 тысяч автомобилей (в основном, иностранного производства). В конце 1920-х годов началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, комплектуемых новыми российскими автомобилями. К середине 1930-х годов в Красной Армии — уже 40 тысяч машин, и советские командиры стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танками в глубокой наступательной операции.
К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тысячи единиц всех типов, основу которых составляли легковые «эмки» ГАЗ-М1, знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5. В первые месяцы войны автотранспортные части понесли катастрофические потери, которые частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и производством новых автомобилей. Но до конца войны промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года в РККА числилось 664 тысячи автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.
Опыт войны предполагал оснащение автотранспортных частей полноприводными грузовиками. Уже в конце 1940-х годов было организованно производство армейского ЗИС-151, затем появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-х годах им на смену пришли ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, вездеход УАЗ-469, начался выпуск дизельных КамАЗов.
Военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. Кроме того, автомобиль из простого средства подвоза стал носителем вооружения (как, например, в Ракетных войсках стратегического назначения), его составной частью.
Военные автомобилисты перевезли свыше 101 миллиона тонн различных грузов в годы Великой Отечественной войны. Во время военных операций в Чечне они взяли на себя основную нагрузку по перевозке и снабжению военнослужащих.
Деятельность военных автомобилистов связана с эвакуацией раненых, больных, а также имущества, с доставкой материальных средств, перевозкой личного состава. Автомобилисты в армии – это водители, ремонтники, командиры автомобильных подразделений, начальники автомобильной службы, а также специалисты научно-исследовательских организаций Минобороны России.
День военного автомобилиста — это дань историческим традициям, заслугам военных автомобилистов в мирное и военное время, их огромному вкладу в повышение и укрепление оборонного потенциала России.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
День военного автомобилиста
29 мая
Профессия военного водителя востребованной была, есть и будет. Военные автомобилисты перевозят людей, снаряжения и грузы. Порой люди данной специальности рискуют жизнью, но выполняют свой профессиональный долг – доставляют необходимый груз на указанное начальством место. Отважным военным автомобилистам посвящен отдельный профессиональный праздник.
История
День празднования назначен в честь создания первой учебной автомобильной роты. Авторота была сформирована в Санкт-Петербурге в 1910 году. Главной целью учений была подготовка специалистов для обеспечения автомобильных военных частей.
К началу Первой мировой войны русская армия насчитывала пять автомобильных рот. Количество автотранспортных средств было настолько мало, что командование издало положение об автомобильной повинности. На то время люди были воспитаны в патриотическом духе и отдали на войну более трех тысяч легковых авто, 400 грузовых и около двух тысяч мотоциклов. Но и этого было мало для проведения полноценных военных действий. Тогда правительство стало закупать иностранный автотранспорт.
К приходу советской власти от автопарка почти ничего не осталось. Только с развитием автопрома в Союзе начали пополняться военные базы автомобилями ГАЗ. В годы Великой отечественной войны советские ряды автотранспорта пополнялись за счет многочисленных трофеев.
Важнейшим событием для военных автомобилистов России было и всегда останется строительство и функционирование Дороги жизни. Так называли дорогу, проложенную зимой по Ладожскому озеру для въезда в блокадный Ленинград. По этой дороге водители доставляли провизию, эвакуировали людей, спасая им жизни и рискуя своей.
Активное участие воины-автомобилисты принимали в афганской войне. Это были суровые испытания, заминированные дороги, по которым водители доставляли горючее, гуманитарную помощь, солдат.
Современные автомобильные войска имеют в своем арсенале более 410 тысяч транспортных средств. Подготовка специалистов ведется в военных и гражданских институтах страны.
Традиции
В день празднования высшее руководство собирает военный состав для торжественных поздравлений, вручения грамот и дипломов. Кадровые работники в этот день вносят в трудовые книжки записи о награждении, повышении по званию или должности.
По радио и телевидению транслируют ряд передач, которые посвящаются подвигам военных водителей. В газетах печатают тематические статьи.
Принимают поздравления виновники праздника от коллег, родных и друзей.
29 мая – День военного автомобилиста
Но и это еще не все, кто имеет непосредственное отношение к Дню военного автомобилиста и каждый год его отмечает. Ведь службу несут не только солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры, а и их родные. Тот, кто ждет военнослужащего домой, тоже несет службу вместе с ним, помогает преодолеть все трудности и невзгоды. Поэтому этот праздник касается не только воинов-автомобилистов, но и членов их семей.
Появление автомобиля в армиях мира полностью изменило облик вооруженных сил и перевернуло представления о боевых действиях. Автомашины используются сегодня во всех без исключения родах войск.
29 мая 1910 года указ императора Николая Второго дал старт появлению в России Первой учебной автомобильной роты, которая базировалась в Санкт-Петербурге. Она готовила механиков-водителей для всех автомобильных подразделений российских вооруженных сил. Именно дата основания первой в России автомобильной части и стала впоследствии отмечаться как День военного автомобилиста.
Уже в годы Первой мировой войны Россия имела в войсках больше автомобилей и мотоциклов, чем в армиях США, Великобритании и Франции.
Но настоящей «войной моторов» стала Вторая мировая война. И хотя к началу Великой Отечественной войны в СССР уже была развитая автомобильная промышленность, для нужд фронта пришлось завозить и автомобили, выпускаемые союзниками.
Уже тогда стало понятно, что для армии жизненно необходимо иметь возможность быстро перебрасывать войска на фронт, вывозить раненых, доставлять боеприпасы и продовольствие, обеспечивать подразделениям мобильность и маневренность. И все эти задачи с успехом решали воины-автомобилисты.
Все мы знаем о блокаде Ленинграда и тех, кто ее не пережил. Но если бы не Дорога жизни, то жертв нацистской блоакады было бы гораздо больше. По тонкому льду Ладожского озера в осажденный Ленинград доставляли продукты, медикаменты, боеприпасы, а оттуда вывозили детей, раненых, ценное промышленное оборудование с ленинградских заводов. Водители рисковали жизнями, многие гибли под немецкими авиабомбами или проваливались вместе с машинами под лед.
Спустя несколько десятилетий, во время войны в Афганистане, военные автомобилисты играли ключевую роль в обеспечении советского воинского контингента всем необходимым. Кроме того, они помогали и местным жителям, которым из-за войны не хватало подчас самого необходимого.
Сегодня служба воинов-автомобилистов тоже бывает сопряжена опасностью. Например, в Сирии очень многое зависит от водителей военной полиции, патрулирующих территорию вблизи турецкой границы. В районы, где появляются российские военные автомобили, нередко вслед за ними приходит и мирная жизнь. Люди начинают постепенно и осторожно возвращаются в родные дома. И в этом есть заслуга и российских военных, в том числе военных автомобилистов.
И даже если вы сами не имеете никакого отношения к этому празднику, но среди ваших родных и друзей есть воины-автомобилисты, не забудьте поздравить их сегодня, ведь это их день.
Редакция «Военного обозрения» присоединяется к поздравлениям всех военных автомобилистов с их профессиональным праздником.
День автомобилиста в 2021 году: какого числа отмечают праздник, история, интересные факты 15:00, 4 марта 2021 Версия для печати
31 октября (воскресенье) в 2021 году — День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта (День автомобилиста). История, традиции и интересные факты о празднике.
Хоть День водителя и имеет сугубо профессиональные корни в России, сегодня с этим праздником поздравляют и автомобилистов-профессионалов, и любителей.
У Дня водителя (или как его ещё называют «День автомобилистов», «День шофёра», «День работников автомобильного транспорта») плавающая дата, его принято отмечать в последнее воскресенье октября. Например, в 2020 году он выпал на 24-е число.
Итак, День работников автомобильного транспорта был провозглашён Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза в 1976 году и закреплён указом того же органа в октябре 1980-го. Согласно Указу № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», День автомобилиста должен был отмечаться в последнее воскресенье октября — ежегодно. До сих пор, уже на постсоветском пространстве, водители автомобилей (легковых и грузовых), троллейбусов, автобусов и т.д. чтут и отмечают данный профессиональный праздник.
В связи с постоянно усиливающейся автомобилизацией в современном мире грань между профессиональными шофёрами и автолюбителями, — а именно так у нас было принято называть человека, который водит машину, но при этом не работает водителем, — почти стёрлась.
В наши дни любой рядовой автомобилист может переквалифицироваться в стан профессионалов автомобилевождения, элементарно зарегистрировавшись таксистом или курьером от какого-либо мобильного приложения. Владельцы грузовых машин открывают ИП и оказывают услуги по перевозке грузов. Поэтому и современный День автомобилиста стал праздником для всех, у кого есть права на вождение автомобиля, и они его отмечают.
Однако в эпоху СССР для того, чтобы устроиться работать шофёром, одного только желания было недостаточно. А самые жёсткие требования предъявлялись к водителям-международникам, то есть к дальнобойщикам, совершающим рейсы за рубеж.
Парадокс СССР: профессия водителя-международника
Как это ни парадоксально, но в Советском Союзе существовала профессия водителя-международника. Причём у них были рейсы не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу
В 1933 году начались рейсы советских автоперевозчиков в Монголию по знаменитому Чуйскому тракту, прежде всего, перевозивших горючее. После 1963 года водителей-международников стали отправлять в дружественные социалистические государства, а потом в страны Западной Европы.
Развитию международных перевозок поспособствовало появление такого учреждения, как Кунцевское автохозяйство междугородных сообщений Главмежавтотранса Минавтошосдора РСФСР, в 1963 году и «Совтрансавто» — в 1968-м.
Водителей-международников отбирали по следующим критериям:
Ещё одним неофициальным, но очень весомым требованием будущему шофёру-международнику предписывалось, что он должен быть хотя бы кандидатом в члены КПСС, а лучше – действующим членом.
Предпочтение отдавалось в пользу семейных людей, минимум с двумя детьми. Считалось, что холостого и бездетного сотрудника можно не дождаться обратно из рейса, так как его «мало что держит на родине».
Безусловно, такие водители постоянно находились под наблюдением у представителей госбезопасности, а в их отношении велась тщательно продуманная пропаганда.
Шофёры-международники проходили жёсткий инструктаж с представителями КГБ, которые разъясняли им, как вести себя в той или иной ситуации, как и с кем вести разговор. Причём сразу в капстрану новоиспечённый водитель поехать не мог. Ему предстояло сначала простоять слесарем в ремонтной зоне, в народе именуемой «ямой», до двух лет, поработать на внутренних рейсах, само собой, пройти обучение и защитить полученные знания на экзамене.
Несколько лет международник проходил «обкатку» поездками в дружественные Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, ГДР и Югославию, а вот в «настоящую заграницу» он отправлялся уже в статусе высококвалифицированного специалиста и самого что ни на есть благонадёжного гражданина СССР.