день ввс белоруссии какого числа
День Военно-воздушных сил Республики Беларусь
День Военно-воздушных сил празднуют сотрудники не только ВВС, но и войск ПВО (Фото: Leonid Mylnikov, Shutterstock)
Ежегодно в третье воскресенье августа отмечают свой праздник военнослужащие одного из важнейших подразделений Вооруженных сил Беларуси. День Военно-воздушных сил празднуют сотрудники не только ВВС, но и войск противовоздушной обороны Республики. Этот обычай идет с 2001 года, когда два вида войск объединили в одно подразделение, цель которого — защищать населенные пункты и военные базы республики от ударов противника с воздуха, а также в случае необходимости поражать войска противника.
Вообще же новая история военной авиации Республики начинается с 1992 года, после распада СССР, когда в независимой Беларуси было принято решение о формировании собственных Вооруженных Сил. В наследство от Советского Союза здесь осталась мощная авиационная группировка, имевшая в своем составе истребительную и бомбардировочную авиадивизии, 10 отдельных авиационных полков различных родов авиации.
В 1993 году в белорусских ВВС на основе авиационных полков и частей обеспечения сформировались авиационные базы, а в 2001 году военная авиация организационно вошла в состав нового вида Вооруженных Сил – Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.
Сегодня в состав подразделения входят Военно-воздушные силы республики, зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, а также специальные войска и службы. В ВВС и войсках ПВО регулярно проводятся летно-методические сборы и учения.
История многих частей, составляющих основу белорусской военной авиации, началась в годы Великой Отечественной войны. В их числе такие подразделения, как 116-я гвардейская Краснознаменная Раздорская бомбардировочно-разведывательная авиационная база; 927-я Кенигсбергская Краснознаменная ордена Александра Невского истребительная авиационная база; 83-й ордена Красной Звезды отдельный инженерно-аэродромный полк.
Только за первые десять дней войны фашисты потеряли над Белоруссией 143 самолета. Кроме того, Военно-воздушные силы Западного фронта, из которых позже «выросли» ВВС Республики Беларусь, защищали Москву, освобождали Польшу, участвовали в захвате Берлина. Более ста белорусских авиаторов стали Героями Советского Союза, причем 17 из них — дважды, 18 тысяч военных летчиков награждены орденами и медалями.
В истории ВВС Белоруссии много славных имен. Первым дважды Героем Советского Союза стал летчик-истребитель Сергей Грицевец, сбивший около 40 самолетов противника. Петр Стефановский — единственный в мире летчик-испытатель, который освоил 317 самолетов различных типов; он также впервые в мире продемонстрировал высший пилотаж на реактивном самолете. Павел Головачев выполнил первый высотный таран. Александр Горовец стал единственным в мире летчиком, который в одном бою сбил девять самолетов противника.
В современной истории Белоруссии тоже находится место подвигам. Например, более 400 человек принимали участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. А в 1996 году летчик Владимир Карват увел падающий самолет от населенных пунктов, предотвратив многие жертвы ценой собственной жизни. Ему посмертно было присвоено звание Героя Беларуси — впервые в Республике.
Сам же праздник — День ВВС — в Беларуси отмечают традиционно авиационными шоу и праздничными мероприятиями.
Другие праздники в разделе «Праздники Беларуси»
День Военно-воздушных сил – Беларусь
Другие названия: | День ВВС |
Традиции: | проведение конкурсов и праздничных концертов; вручение наград, денежных премий и знаков отличия, объявление благодарностей |
Военно-воздушные силы Беларуси объединены вместе войсками ПВО и составляют единый оборонительный комплекс государства. На основе мощной материальной технической базы, доставшейся стране после распада СССР, образовавшаяся в 1992 году молодая держава стала восполнять недостающие элементы обороны.
Когда отмечают
Отмечать День Военно-воздушных сил в Беларуси принято в третье воскресенье августа. Традиция берет начало с 2001 г., после слияния двух видов войск в одно подразделение. В 2022 году дата празднования приходится на 21 августа.
Кто празднует
День Военно-воздушных сил в Беларуси – профессиональный праздник, который вместе с военными авиаторами отмечают и войска ПВО.
История белорусской военной авиации
ВВС Беларуси прошли непростой путь в своем становлении и развитии. История многих частей военной авиации страны берет начало в период Второй мировой войны.
Белорусскими летчиками, конструкторами и другими авиаторами написано множество значимых страниц в книге истории развития воздушного флота:
Новая история военной авиации Беларуси берет свое начало после распада Советского Союза. 20 марта 1992 г. было принято решение о формировании Вооруженных сил Республики. В 2001 году Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны объединены в одно подразделение.
О профессии
Работа военного летчика не является безопасной даже в мирное время. Свыше 400 представителей ВВС участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС, чтобы остановить экологическую катастрофу ценой своей жизни. Подполковник 61-ой истребительной авиационной базы В. Карват погиб 23 мая 1996 года, выводя самолет из жилого квадрата возле Баранович. «Рыцари 5-го океана» всегда стоят на страже Отечества.
Интересные факты
Пилоты аэропланов некоторое время использовали повязку на один глаз, которая снималась во время ночных полетов над ярко освещенными городами. Эта хитрость позволяла одним глазом рассматривать пейзаж за бортом, а другим сверяться с картой и показаниями приборов в тусклой кабине.
День Военно-воздушных сил
Ежегодно, в третье воскресенье августа, в Республике Беларусь отмечается День Военно-воздушных сил. Этот праздник объединил в себе героическую историю военной авиации, ее боевые традиции, уважение и любовь народа к защитникам воздушных рубежей Отечества.
В своем становлении и развитии Военно-воздушные силы прошли сложный путь от авиации поршневой до авиации реактивной, стали всепогодными, имеющими на вооружении современные авиационные комплексы.
История рождения военной авиации уходит в далекое прошлое. В начале XX века в городах Гродно, Лида и Брест размещались первые воздухоплавательные части, имеющие на вооружении дирижабли типа «Беркут» и «Астра».
У истоков военной авиации стояли замечательные люди, преданные стране и Военно-воздушным силам офицеры, оставившие свой след в небе Беларуси, опытные асы, знающие цену победам над врагом.
Именно они, летчики старших поколений, с самого начала подняли планку летного мастерства, мужества, ответственности на должную высоту, заложили прочный фундамент военной авиации.
Самым суровым испытанием для авиации стала Великая Отечественная война. С первых её минут, несмотря на тяжелые потери, авиаторы Западного фронта вступили в неравный бой, нанесли ощутимые удары по врагу, проявили мужество и героизм в борьбе с врагом.
Начало новейшей истории белорусской военной авиации было положено в 1992 году – со дня принятия решения о формировании Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Исходя из принципа оборонной достаточности и необходимости качественного реформирования Вооруженных Сил, было принято решение о структурной и численной реорганизации частей ВВС. В 1993 году в ВВС Республики Беларусь на базе авиационных полков и частей обеспечения сформировались авиационные базы.
В конце 2001 года военная авиация Беларуси организационно вошла в состав нового вида Вооруженных Сил — Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, воплотившего в себя все лучшее из ВВС и войск ПВО Советского Союза.
После распада СССР в Республике Беларусь отсутствовала база подготовки военных летчиков. Было принято решение о создании на базе Военной академии Республики Беларусь авиационного факультета.
На сегодняшний день система подготовки летного состава непрерывно совершенствуется. Курсанты-летчики 4 и 5 курсов авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь проходят летную стажировку в учебно-тренировочной эскадрилье штурмовой авиационной базы на самолетах Л-39. Под руководством опытных инструкторов отрабатывают такие виды летной подготовки, как пилотирование, боевое применение и воздушная навигация.
Сегодня авиация ВВС и войск ПВО Республики Беларусь является технически оснащенным высокоинтеллектуальным видом Вооруженных Сил, соответствующим современным требованиям. Основу ВВС составляют самолеты 4-го поколения, оснащенные самым современным вооружением, средствами обнаружения противника и управления огнем, новейшей навигационной аппаратурой.
Приоритетным направлением развития ВВС и войск ПВО на ближайшую перспективу остается дальнейшая модернизация и закупка новых образцов ВВСТ.
15 августа в Республике Беларусь отмечается День Военно-воздушных сил
В своем становлении и развитии Военно-воздушные силы прошли сложный путь от авиации поршневой до авиации реактивной, на вооружении появились современные авиационные комплексы и воплотившие в себя новейшие научные достижения. Белорусская земля воспитала немало воздушных асов.
Среди них: первый дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Сергей Грицевец, сбивший в небе Испании и в боях на реке Халхин-Гол в Монголии около 40 самолетов противника; уроженец Гомельской области Петр Стефановский – единственный в мире летчик-испытатель, который освоил 317 самолетов различных типов, провел 238 полных испытаний и первый среди советских пилотов выполнил высший пилотаж на реактивном самолете; дважды Герой Советского Союза Павел Головачев, сбивший в воздушных боях 26 вражеских самолетов и совершивший первый в мире высотный таран 30 декабря 1944 года в небе над Восточной Пруссией; единственный в мире летчик, сбивший в одном бою 9 самолетов противника – Герой Советского Союза Александр Горовец; единственный в мире летчик, совершивший 4 воздушных тарана, причем 3 тарана на одном и том же самолете, – Герой Советского Союза Борис Ковзан.
Уроженец Витебской области Генеральный конструктор Павел Сухой по праву считается одним из основателей реактивной и сверхзвуковой авиации. Под его руководством были созданы свыше 50 типов самолетов, многие из которых отличались высокими боевыми характеристиками.
История авиации Военно-воздушных сил и войск противоздушной обороны Республики Беларусь неразрывно связана с историей Вооруженных Сил и Военно-воздушных сил Западного фронта, на базе которых в мае 1942 года была сформирована 1-я Воздушная армия, впоследствии переименованная в 26-ю Воздушную армию.
Соединения и воинские части армии участвовали в Орловской и Смоленской операциях, освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, принимали участие в Берлинской операции.
В послевоенный период белорусские летчики с достоинством и честью выполняли интернациональный долг в Корее и Вьетнаме, Египте и Сирии, Йемене и Афганистане, Анголе и Эфиопии, Кубе, Лаосе и Камбодже.
Навечно останется в памяти подвиг, совершенный летчиком 61-ой истребительной авиационной базы подполковником Владимиром Карватом. 23 мая 1996 года он ценой своей жизни не допустил падения самолета на населенные пункты. Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 года № 484 за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику Карвату В.Н., первому в Республике Беларусь, было присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно).
30 августа 2009 года на авиашоу «Радом – 2009» в Республике Польша проявили мужество и героизм полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич. Летчики ценой собственной жизни предотвратили тяжкие последствия авиакатастрофы, успев отвести падающий самолет от места скопления людей и жилого массива.
Начало новейшей истории белорусской военной авиации было положено в 1992 году – со дня принятия решения о формировании Вооруженных Сил Республики Беларусь. В наследство от Советского Союза Беларуси досталась мощная авиационная группировка, имевшая в своем составе истребительную и бомбардировочную авиадивизии, 10 отдельных авиационных полков различных родов авиации.
Исходя из принципа оборонной достаточности и необходимости качественного реформирования Вооруженных Сил, было принято решение о структурной и численной реорганизации частей ВВС. В 1993 году в ВВС Республики Беларусь на базе авиационных полков и частей обеспечения сформированы авиационные базы.
В конце 2001 года военная авиация Беларуси организационно вошла в состав нового вида Вооруженных Сил — Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.
С образованием единого вида Вооруженных Сил противовоздушная оборона приобрела ударную составляющую, а боевые действия ударной авиации — противовоздушную.
Сегодня авиация состоит из бомбардировочной, разведывательной, штурмовой, истребительной, транспортной и авиации непосредственной авиационной поддержки.
После обретения Республикой Беларусь независимости в стране отсутствовала база подготовки военных летчиков. Поэтому в 1995 году на базе Военной академии Республики Беларусь был создан авиационный факультет.
Закупка учебно-тренировочных самолетов Л-39 и создание в 2006 году на базе 206-й штурмовой авиабазы учебно-тренировочной эскадрильи позволили осуществлять весь цикл подготовки боевых летчиков непосредственно на территории страны. Это дало возможность значительно улучшить подготовку будущих летчиков. Уже не один год курсанты авиационного факультета Военной академии, получив необходимую подготовку, успешно выполняют необходимые требования для присвоения им квалификации «Военный летчик 3-го класса».
Для повышения качества учебного процесса активно используется разработанный белорусскими предприятиями новый комплексный авиационный тренажер самолета Л-39.
Использование учебно-тренировочных самолетов и комплексных авиационных тренажеров позволяет снизить в 2,5-3 раза расходы на начальную подготовку летчиков, сократить в 1,5-2 раза сроки освоения боевых самолетов и совершенствовать подготовку летного состава в целом.
Уже в 2010 г 24 летчика и 10 штурманов, повысили свою классную квалификацию. Сейчас в частях авиации ВВС и войск ПВО проходят службу 19 военных летчиков-снайперов и 227 летчиков 1-2 класса.
Свидетельством возросшего мастерства наших летчиков стали регулярные полеты с использованием аэродромных участков дорог.
Основу авиации ВВС и войск ПВО составляют самолеты 4-го поколения. Они оснащены самым современным вооружением, навигационной аппаратурой, средствами обнаружения противника и управления огнем.
В последние годы проделана значительная работа по поддержанию в боеготовом состоянии вооружения и техники, привлекаемых для несения боевого дежурства по ПВО. Модернизация самолетного и вертолетного парка при сравнительно небольших затратах позволяет улучшить боевые возможности и летно-технические характеристики авиационных комплексов. В частности, на вооружении 61-й истребительной авиационной базы состоят модернизированные самолеты Су-27УБМ1 и МиГ-29БМ.
Будут сформированы новые структуры, которые обеспечат качественную подготовку летного состава, и расширят возможности соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО. Так, будет действовать центр подготовки летного состава с передачей в него имеющейся и закупкой новой авиационной техники, центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов с соответствующей техникой белорусского и иностранного производства.
В военных городках, куда будут перемещены военнослужащие ВВС и войск ПВО, уже в 2010–2012 годах запланировано строительство пяти современных жилых домов на 682 квартиры.
Споттинг авиации: самолеты ВВС Республики Беларусь
Может, кто и не знал, но в Беларуси каждое третье воскресенье августа военные авиаторы отмечают свой профессиональный праздник. Проще говоря, День Военно-воздушных сил. Мы решили подготовить для вас споттинг-обзор военных самолетов нашей страны.
Конечно, военная авиация на нашей территории появилась гораздо раньше, чем сама Республика Беларусь (т. к. история армейских авиаторов более чем на 80 лет старше). Когда БССР обрела независимость, все воинские части и подразделения подчинились Совету министров РБ. Формирование Вооруженных сил началось в 1992 году (Министерство обороны РБ появилось в марте, а Командование ВВС РБ образовалось 15 июня). С этого момента военная авиация относится к Военно-воздушным силам РБ.
На сегодняшний день на вооружении находится 10 модификаций самолетов различного назначения. Давайте с ними знакомиться.
На 50-й смешанной авиабазе в Мачулищах служат два самолета этого вида, но двух разных модификаций.
Борт с регистрационным номером EW-007DD — это единственный экземпляр Ан-26, который в 1997 году конвертировали в модификацию Ан-26Ф (фотограф). В полу фюзеляжа имеются люк и ниши для установки оборудования для аэрофотосъемки. Самолет используется Министерством обороны как административный.
Борт с регистрационным номером EW-009DD — это Ан-26 КПА Калибровщик. Он предназначен для проверки аэродромных радиотехнических средств. Может использоваться как воздушный ретранслятор радиосигналов.
Но чаще всего Ан-26 используются для учебно-тренировочных полетов личного состава. Обоим «товарищам» уже в районе 44 лет.
Ан-26 — это двухмоторный турбовинтовой моноплан с высокорасположенным крылом. Обладает двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24ВТ (по 2820 л. с.) и вспомогательной реактивной установкой (дополнительный источник механической энергии для запуска и поддержания источников энергии) РУ-19А-300. Радиус действия у него около 1100 км (а это, между прочим, как из Минска до Нижнего Новгорода или до Лейпцига). Крейсерская скорость, при которой можно любоваться видами из иллюминатора, составляет 435 км/ч.
Ил-76МД
Самолет с самыми внушительными габаритами в наших ВВС: длина — 50 м, размах крыльев — 50 м, высота — около 15 м, масса пустого самолета — 86 т.
Путем установки под крылья четырех универсальных балочных держателей УБД-3ДА транспортник может нести бомбовую нагрузку до 250 кг. Парашютным способом можно использовать боеприпасы до 10 т и более. Также Ил-76 может быть укомплектован противопожарным оборудованием.
В Мачулищах располагаются два таких самолета. Обоим почти 33 года, но недавно в Рязани они прошли капитальный ремонт и модернизацию: получили новое бортовое оборудование и лишились двух оборонительных 23-мм пушек ГШ-23Л, охраняющих заднюю полусферу. Для отражения атаки ракет с тепловым наведением могут устанавливаться автоматы постановки пассивных помех АПП-50Р (эффект отстрела ложных тепловых целей получается феерический).
Ил-76МД в наших ВВС в основном занимаются десантированием на учениях личного состава ССО, гуманитарными и логистическими рейсами в интересах Министерства обороны, а также учебно-тренировочными полетами (особенно привлекающими внимание минчан, когда в Мачулищи нужно заходить через половину города из-за направления ветра).
Aero L-39С Albatros
L-39С Albatros — реактивный учебно-тренировочный самолет чехословацкой фирмы Aero Vodochody, имеющий очень изящный и утонченный дизайн.
Десять экземпляров L-39С прибыли в Беларусь из Украины 21 декабря 2005 года. Из них сформировали учебно-тренировочную эскадрилью 206-й гвардейской штурмовой авиабазы в Лиде. С этого момента будущие пилоты (курсанты 4-го и 5-го курсов авиационного факультета Военной академии) получают полный курс летного обучения.
Параллельно с этим из L-39C образовалась внештатная пилотажная группа «Белая Русь».
МиГ-29
Следующие самолеты обладают интегральной схемой строения — это когда крыло плавно переходит в фюзеляж. Данное конструкторское решение не только придает агрессивную привлекательность, но и обеспечивает высокую маневренность и максимальные скорости.
Как можно догадаться, речь пойдет об истребителях.
МиГ-29 считается легким фронтовым истребителем четвертого поколения. Первый его полет состоялся в 1977 году. В Беларуси все «двадцать девятые» прошли модернизацию (с 2014 по 2015 год) на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах. Самолеты получили новое цифровое бортовое оборудование, а в названии модификации появилась приставка БМ. У нас встречаются две разновидности.
МиГ-29БМ (модель 9-13) — усовершенствованная версия 1986 года одноместного всепогодного истребителя. От базовой машины 1977 года отличается наличием станции радиоэлектронной борьбы «Гардения» (в начальной модификации отсутствовала в принципе) и увеличенным запасом топлива.
МиГ-29УБ (модель 9-51) — двухместная (т. н. спарка) учебно-боевая модификация с чуть меньшим боевым радиусом действия (680 км), которую лишили РЛС и ракет семейства Р-27. На данный момент у нас два таких самолета. Спарка может использоваться как командирская машина для управления звеном.
Су-30СМ
А вот легендарный высокоманевренный Су-27 — это уже машина другого класса, хотя внешне имеет много общего с МиГ-29. Она относится к тяжелым фронтовым истребителям четвертого поколения. И если «мигари» предназначены для удержания превосходства в воздухе над театром боевых действий, то «сушки» — машины с повышенной автономностью, которые предназначены для охоты за другими истребителями.
В конце 2019 года на авиабазу в Барановичи прилетели четыре новых Су-30СМ (современная двухместная версия Су-27). Многие любители авиации считают эти самолеты самыми красивыми среди всех остальных.
Визуально самолеты семейства Су-27 совсем немаленькие. Если длина МиГ-29 составляет 17 м, то у «сушки» — 21 м. На Су-30СМ стоят два двухконтурных форсированных турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП, которые обеспечивают скорость в 2 М. Запаса горючего хватит, чтобы охотиться в радиусе 1500 км (многие соперники предпочтут выйти из боя). Радиолокационная станция на Су-30 носит название Н011 «Барс». Она видит цель на расстоянии 140 км. Кроме того, РЛС предназначена для пеленгации наземных и надводных целей (большинство противников можно держать на безопасном расстоянии и планировать нападение). Количество точек подвески полезной нагрузки достигает десяти.
Уровень универсальности Су-30СМ поражает. Благодаря добавлению летчика-оператора функциональные возможности машины возросли в несколько раз. Самолет может быть использован как ударный носитель управляемого ракетного и бомбового вооружения (речь, в частности, о противорадиолокационных ракетах Х-31П и телеуправляемых Х-29Т). Еще одна функция — командирский борт управления (базовая модификация Су-30 как раз для этого и предназначалась). Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе, но при установке унифицированного подвесного агрегата заправки сам становится танкером. Вместо летчика-оператора можно посадить курсанта и выполнять учебно-боевые упражнения.
Кроме одноместной версии существует и учебно-боевая спарка Су-25УБ (таких у нас замечено два экземпляра). Двухместный вариант может использоваться как борт управления. Примечательно, что по боевому функционалу УБ-версия полностью соответствует одноместному Су-25. Авиапарк штурмовиков потихоньку проходит капремонт на 558-м авиаремонтном заводе.
Як-130
Учебно-боевая эскадрилья лидской авиабазы состоит из 11 самолетов Як-130. Первый полет машина осуществила в 1996 году. Разрабатывали ее совместно с итальянцами, поэтому в странах НАТО у этой модели есть двойник Aermacchi M-346. В Беларусь Як-130 начали поставляться в 2015-м.
Несмотря на небольшой размер (всего 11,5 м), самолет имеет шесть точек подвески на крыльях, а под фюзеляж крепится пушечный контейнер. Общая масса полезной нагрузки — 3 т. Силовая установка представлена двумя турбореактивными АИ-222-25, которые разгоняют машину до 1050 км/ч. Запас топлива позволяет удалиться на 1850 км.
Конечно, основные задачи у Як-130 учебные, но он может выполнять и задачи легкого штурмовика. В учебных целях и для самообороны машина использует управляемые ракеты класса воздух-воздух малой дальности семейства Р-73. Не такие уж и безобидные эти малыши, как может показаться на первый взгляд.