деревянный оловянный стеклянный в каком классе проходят
А13. Н-НН в суффиксах слов разных частей речи
Н-НН в наречиях, прилагательных и причастиях, полных и кратки
1. С одной буквой н пишутся:
1). Прилагательные с непроизводной основой:красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.
Исключение:
деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн.
Исключение:
Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный
Не путай!
В список исключений не входят слова непрошеный, незваный, названый, которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет, незваный гость, названый брат.
2. С двумя буквами нн пишутся:
Исключение:
ветреный человек, ветряная мельница, ветряная оспа, но безветренный день, подветренная сторона.
Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.
5). Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п.5 наряду с другими примерами).
6). Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н): ночь безлунна, советы ценны.
Внимание:
Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС- сводный обучающий словарь.
Это словарь-конструктор. Задай интересующие тебя параметры и получи необходимые списки слов.
Для тебя сейчас полезно обратиться к Правильному словарику, а также к Грамматическому словарику. Не забудь, можно подключить параметры: «Новые», «Простые», «Трудные», «Важные». Можно добавить или, напротив, исключить слова для 5-8 классов. Создай свою конфигурацию словаря по теме А13.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Одно и два Н в суффиксах
Правописание Н или НН в прилагательных и причастиях в русском языке зависит от грамматических особенностей слова и от способа его образования.
Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (отыменных прилагательных)
НН пишется в прилагательных, образованных от существительных, если:
Исключение. С одной Н пишутся слова: багряный, бараний, буланый, вороний, единый, зеленый, павлиний, поганый, пряный, пьяный, румяный, рьяный, свиной, синий, тюлений, фазаний, юный
Одна Н пишется в прилагательных, образованных от существительных, если:
Исключения: с НН пишутся слова оловянный, стеклянный, деревянный
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
НН пишется в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов с приставками
заброшенный
замороженный
присыпанный
Исключение: одно Н пишется, если это приставки не- и полу-:
полумороженый
неубраный
незваный
При этом НН пишется в словах нечаянный, нежданный, негаданный.
НН пишется в образованных от глаголов совершенного вида, обозначающих завершенное действие:
собранный
обрезанный
купленный
решенный
Исключения: крещеный, раненый, смышленый
В кратких причастиях всегда пишется одна Н:
убран
достроен
поглажен
Одна Н пишется в прилагательных кованый, жёваный, клёваный.
Не путайте их с причастиями, где есть приставки и пишется НН: подкованный, разжёванный, исклёванный.
Н и НН в существительных и наречиях, образованных от причастий и прилагательных
Как это все запомнить?
Пользуйтесь следующим списком действий:
Если от существительного: смотрите на суффикс и основу.
Если от глагола, смотрите на приставку, зависимое слово, суффиксы.
Смотрите, краткая или полная форма причастия и прилагательного.
Примеры предложений с Н и НН в прилагательных и причастиях
Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)
Небо все было засеяно звездами. (Н.В. Гоголь)
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. (И.С. Тургенев)
Каждый почтенный господин солидной наружности, нанимавший извозчика, на глаза мои тотчас же обращался в почтенного отца семейства. (Ф.М. Достоевский)
Дядя Миша мог совершить самый неожиданный, даже необдуманный поступок. (А. Рыбаков)
Был сдержан и официален, разговор был краток. (Д. Гранин)
Широкое звездное небо, посеребренная звездным светом туманная даль лугов прояснились и стали зримыми. (В. Солоухин)
Урок русского языка в 4-м классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова – «Правописание [Н] и [НН] в именах прилагательных»
Тип урока: Урок решения частных задач и контроля и оценки.
“Зона сомнения” | “Информационный стол” | “Зона достижения” |
Задание | Таблица “Правописания н и нн в именах прилагательных” |
Памятка “Оцени себя сам!”
Ход урока
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Меня зовут Надежда Павловна. Мы с вами проведем урок русского языка.
Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу
Улыбкой осветим наш класс
У нас всё готово? Итак за работу!
Удачи желаю всем вам!
— Ребята, мне бы очень хотелось узнать, какие дети пришли сегодня на урок?
У.: Спасибо! Мне очень приятно было узнать, какие вы. Мне хочется, чтобы вы были здоровыми и счастливыми.
II. Подведение под тему. Сообщение темы и целей урока.
У.: Ребята, мне понравились ваши слова:
Посмотрите на слова и скажите, что у них общего?
У.: Чем отличаются эти слова?
У.: Ребята, обратите внимание на отличие в написании данных слов и попробуйте сформулировать тему урока.
У.: Ребята, к концу урока мы научимся писать прилагательные с н или нн, оценивать свои достижения и определять трудности по теме: “Правописание Н и НН в именах прилагательных”. А сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме, отметив знаком Х
(Дети дают оценку своим знаниям до повторения данной темы)
Д.: Прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного воспитание + суффикс н, в слове воспитание уже есть н + суффикс н, получается нн
У.: Ребята, я вас правильно поняла, прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного, основа которого оканчивается на н + суффикс н, поэтому получается в прилагательном удвоенная согласная нн.
У.: Кто сформулирует вывод
У.: Сейчас я вам предлагаю поработать вместе с материалом в информационном столе. (“Информационный стол” есть на доске и у каждого на парте)
Н и НН в именах прилагательных
Познакомьтесь с таблицей, “Н и НН в именах прилагательных”.
Подумайте и скажите, почему в словах туманный, сонный, весенний, чугунный пишется нн?
Д.: Прилагательное туманный образовано от существительного туман + суффикс н, поэтому пишется нн (подобно доказывают остальные слова).
У.: Почему в таблице в верхнем правом прямоугольнике ничего не написано?
Д.: Мы не сомневаемся в написании прилагательного с одной н.
У.: Приведите примеры.
У.: В каких суффиксах есть н?
У.: Посмотрите на таблицу и сделайте вывод.
слова стеклянный (-янн-), деревянный (-янн-), оловянный (-янн-) пиши с нн
У.: А сейчас ещё раз повторим, когда в прилагательных нн и н?
(Дети делают ещё раз вывод)
У.: Отметьте, ребята, пожалуйста, на второй волшебной линеечке уровень ваших знаний по теме на данный момент (Дети отмечают знаком Х уровень своих знаний)
У.: Поднимите руку, у кого повысился уровень знаний. Я очень рада за вас.
Дети танцуют под музыку “Танец утят”, повторяя движения 2 раза.
III. Самостоятельная работа.
У.: Сейчас поработаем в зонах.
— не могу
(черновик)
КАМЕ..НЫЙ ДОМ
— не могу
(чистовик)
ржа..ой хлеб
ОТМЕТКА:
карти..ая галерея
На доске и у каждого из вас на листе бумаги есть две зоны: сомнения и достижения.
Кто готов работать на оценку, выбирает “зону достижения”. Помните о том, что ваша работа оценивается вами и учителем. У вас есть выбор варианта задания по уровню сложности.
Кто не готов работать на оценку, выбираете “зону сомнения”. Помните, ваша работа не оценивается!
Ребята у вас есть информационный стол. Это ваш помощник, вы к нему можете обращаться в процессе выполнения работы.
Определяемся с зонами. Выполняем работу самостоятельно в “зоне достижения”. Кто выбрал “зону сомнения”, выполняем работу, но помним, что вы можете получить помощь от учителя, от ребят.
Можете подойти к доске и поделиться с учителем тем, какие трудности у вас возникают. ваша работа не оценивается.
Закончили работу. Проверяем свою работу, сверяясь с образцом.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО ОБРАЗЦУ!
1) ЛОШАДЬ – ЛОШАДИНАЯ
У.: Какими средствами можно оценить вашу работу?
Но всё будет зависеть от того, сколько вы набрали баллов.
Оцениваем свою работу, пользуемся памяткой “Оцени себя сам(а)!”
К-во баллов | Уровень | К-во баллов | Качественная оценка | К-во баллов | Отметка |
9, 10 | СВ (самый высокий) | 9, 10 | + справился хорошо | 9, 10 | “5” |
7, 8 | В (высокий) | 7, 8 | + справился | 7, 8 | “4” |
5, 6 | С (средний) | 3, 4, 5, 6 | ? затрудняюсь | 4, 5, 6 | “3” |
3, 4 | НС (ниже среднего) |