детей учат преподаватели какой падеж у слова детей
Уроки русского языка в 5 классе по теме «Род, число, падеж имен существительных»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Уроки русского языка по теме «Род, число, падеж имен существительных»
Ввести понятие общего рода.
Наблюдать с детьми синонимию и антонимию слов.
Познакомить с формами только единственного и только множественного числа.
Ввести понятие собирательных существительных.
Осмыслять падеж как морфологическую и синтаксическую категории.
Развивать речь учащихся.
I урок. Род имён существительных
Актуализация опорных знаний. Введение новых терминов и понятий.
1. Род имён существительных.
Вспомните, как определить род существительных?
К постоянным или непостоянным признакам он относится?
Все ли существительные имеют род?
Давайте вспомним, что мы знаем об этом. Составляем вместе таблицу и беседуем.
На а, я и мягкий согласный
На согласный, редко на а, я
Задание. Определите род существительных и разнесите в соответствующие колонки.
Растение, дорога, договор, зверь, росток, поросль, еда, бюро, время, уровень, область, юнга, кино, чудовище, радость, грязь, ягуар.
Вывод: имена существительные имеют мужской, женский или средний род, а не «изменяются по родам».
Объяснение нового материала через грамматическую задачу.
1. Что объединяет слова неряха, староста, невежда, горемыка, умница, трудяга, врач?
Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Например. Какой ты неряха! (О мальчике). – Какая ты неряха! (О девочке.)
Запишем в четвёртую колонку термин общего рода и слова общего рода: сирота, плакса, зазнайка, обжора, тихоня.
Задание. Составим с существительным общего рода два предложения, чтобы их можно было отнести к женскому или мужскому роду.
2. Всегда ли легко определить род?
Не всегда. К существительным, не зная их рода, нельзя подставить местоимения он, она или мой, моя.
Тюль, лебедь, шампунь
Подскажут род и согласующиеся с именами существительными слова других частей речи.
Задание. Придумайте словосочетания «прил. + сущ.». Включите воображение, чтобы ярко описать предмет.
Например: на крыше положен новый толь, на окне висел кружевной тюль, купил новый душистый шампунь, пил ароматное какао (записываем в тетрадь).
3. Самостоятельная работа.
Допишите окончания в слова, связанные грамматически с существительными.
Авторитетн… жюри присудил… первое место гимнасткам.
По новому шоссе мчал..сь светло-голуб… такси.
Тёпл… шерстян… кашне согревал… горло.
Какого рода несклоняемые существительные из французского языка? (Среднего, как и пальто, пюре, бюро, депо.)
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова дух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком»
Упр. 886. (Подобрать к существительным синонимы с признаком другого рода. Обозначить окончания.)
Задание. Какое существительное общего рода встретилось в следующем стихотворении? К кому оно относится? Как определить род этого существительного в данном тексте?
Мне одно только жаль:
– Так чего ж ты лежишь?
Сам за ним не бежишь?
Пусть вернуться он посмеет –
Убежать всегда успею.
5. Домашнее задание
II урок. Число имён существительных
1. По следам домашнего задания.
а) Назвать существительные общего рода.
б) Некоторые существительные вы уже назвали отражающие наши недостатки. Наведите на себя критику, используя существительные общего рода (неряха, растрёпа, мазила, соня, грязнуля, проныра, разиня, плутишка, простофиля, невежда).
в) Какая из двух форм правильная?
Существительные изменяются по родам?
Существительные относятся к одному из трёх родов?
Почему первая формулировка в корне неправильная?
Вывод: имена существительные имеют мужской, женский или средний род, а не изменяются по родам.
Учитель. Вы узнали о существительном общего рода. Повторяя существительное, мы всё время будем узнавать что-то новое. И сегодня узнаем. Мы знаем, что существительные имеют два числа…
2. Работа с учебником с.102 (теория). Прочитать о числе имени существительного.
1. Какие формы числа имеют существительные?
Большая часть существительных может быть употреблена как в единственном, так и во множественном числе.
Учитель называет существительное, а дети образуют множественное число. Записываем.
Здание – (здания), договор – (договоры), цифра – (цифры), брат – (братья), телёнок – (телята). Какой вывод вы сделаете о способах образования множественного числа от единственного, проанализировав написанные слова? (Формы числа образуются с помощью различных окончаний).
2. Образуйте устно множественное число от существительных.
Облако – (облака), поле – (поля), токарь – (нет), нефть – (нет).
Оказывается, не от всех существительных можно образовать множественное число.
2. Сейчас мы будем делать открытия.
Открытие 1. Только форму единственного числа (запишем слова и вставим нужную букву).
М…л….ко, см…тана, л…ства, кр…снота, б…нзин, учит…льство, л…бовь, дружба, Кавказ, Урал.
Что могут обозначать существительные, употребляемые только в единственном числе?
вещественные существительные: молоко, бензин, сметана;
отвлечённые существительные: любовь, дружба, красота;
собирательные существительные: учительство, листва;
собственные имена существительные: Кавказ, Урал.
Закрепление. Упр 891.
Открытие 2. Только во множественном числе. Упр. 892 (работа с учебником).
Что обозначают существительные, имеющие форму только множественного числа?
обозначающие парные предметы, например: очки, брюки;
с отвлечённым значением, например: именины;
обозначающие вещество, например: чернила;
собственные существительные, например: Карпаты.
Задание. (Открывается таблица.)
Распределите слова: сахар, каникулы, сани, братва, ребятня, дружба, Волгоград, молодёжь, ворота, листва, чернила в колонки таблицы.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: некоторые имена существительные имеют форму единственного числа (молоко, ярость) или только множественного числа (каникулы, сумерки, щипцы). Одна форма числа у отвлечённых, вещественных, собирательных в кругу нарицательных существительных, а также у собственных имён (Сибирь – только ед.ч., Альпы – только мн. ч.).
Что вы узнали нового о числе имён существительных?
Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только единственного числа.
Легкомыслие, невоспитанность, упорство.
Задача, проблема, решение.
Соглашение, утверждение, устройство.
Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа.
Васильки, колокольчики, ромашки.
Кроссовки, туфли, сандалии.
Джинсы, рейтузы, шорты.
4. Домашнее задание
III урок. Падеж имён существительных.
На доске написана рифмованная скороговорка. Прочитайте её несколько раз, с каждым разом ускоряя темп.
Три свиристели еле-еле.
Кто заметил в написании скороговорки ошибку? Почему она произошла? (Конечно незнание склонения существительного ель – его окончания в предложном падеже.)
Сегодня мы будем говорить о падежах.
Как изменяется слово весна?
Как называется такое изменение имён существительных?
Определите падежи, в которых употреблено выделенное слово.
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.
Сколько падежей в русском языке?
Назовите падежи и падежные вопросы (дети называют падежи и падежные вопросы).
Вывод: падеж – это форма существительного, в которой оно выступает в предложении или словосочетании. Падеж – непостоянный признак имени существительного, обозначающий отношение предмета к другим предметам, действиям: кататься (на чём?) на санках – пр. п.; кататься (с чего?) с горы – род. п.
Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:
Найти слово, к которому относится существительное.
Поставить от этого слова к существительному вопрос.
Задание 2. Упр. 895 (Запишите, определяя падеж существительных. Используйте образец рассуждения.)
Задание 1. Определите падеж имён существительных, подставляя к ним вопрос.
Такое же точно (……) золото отдельными (…….) блёстками тихо сверкает и в (……) трещинах старой (……)коры. Под (……) дубом, скрученным (…….) временем, (…..) ветрами, (…..) дождями, (…..) морозом и (…..) жарой в узловатого (…..) великана, спрятался (…..) домик. Грустные (…..) мысли наводит порывистый (…..) ветер, грустно стоять одному у размытой (…..) дороги, кто-то в (…..) телеге по (…..)ельнику едет и едет – позднее ( …..) время – спешат запоздалые (…..) дроги.
Задание 2. Спишите. Подчеркните подлежащее и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.
Всюду и везде трудя…ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд…ют новые машины.
Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели.
Какие ошибки допустил ученик в определении падежей?
Один ученик так определял падеж существительного:
5. Домашнее задание.
Работа по карточкам.
Задание. Составить и записать словосочетания. Обозначить падеж имён существительных. Произвести морфемный анализ выделенного слова.
Образец: Благодарить (за что?) за внимание, за порядок.
Уважать (кого?), уважение (к кому?), презирать (кого?), презрение (к кому?), благодарность (кому?), радоваться (чему?), радость (от чего?), гордиться (кем?), гордость (за кого?), уколоть (чем?), явиться (к кому?).
15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
1) Именительный падеж — кто?, что?
2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж — думать о ком, о чём
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Запоминалки: как запомнить падежи существительных
Эти стихи и фразы помогут выучить падежи русского языка и правильно их умотреблять. Стихи можно использовать для тематического праздника о русском языке, предметной недели русского языка, стенгазеты, викторины.
Падежи
Именительный падеж
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.
Именительный
Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
Винительный падеж
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
Винительный падеж
«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я. летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке.
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я. творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.
Предложный падеж
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Поиск ответа
Вопрос № 303478 |
Ответ справочной службы русского языка
2. Слово ребенок стоит в винительном падеже. Глагол жалет ь требует формы винительного падежа (см. в словарях: жалет ь кого-что). У одушевленных существительных мужского рода окончания в винительном и родительном падеже совпадают, но для того, чтобы узнать падеж, можно заменить это существительное на существительное женского рода ( жалет ь девочку), и всё станет ясно.
Ответ справочной службы русского языка
Cкажите, пожалуйста, как правильно все, кто могли, пришли на работу или все, кто мог, пришли на работу Я склоняюсь ко второму варианту.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта. Ср. с примерами из «Русской грамматики» (М., 1980): Те, кто жили, любили, мучились, / пополняли рядами роты, / заслужили участи лучшие, / чем сведенные с жизнью счеты (Асеев); Чтоб не посмели жалет ь Те, кто меня не жалели, Когда мои розы алели (Ю. Мориц) (нормально также: те, кто жил, любил, мучился. ; те, кто меня не жалел). Ю. А. Бельчиков в справочнике « Практическая стилистика современного русского языка» (М., 2012) дает следующую рекомендацию для подобных конструкций: ставить сказуемое во мн. число, если необходимо подчеркнуть, что производителей действия было много или несколько; если нет такой необходимости, то возможно употребление сказуемого в ед. числе.
падеж в слове жалет ь ребенка
Ответ справочной службы русского языка
Винительный падеж. См. также ответ на вопрос № 284354.
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, как надо написать:
Мы даже и подумать не могли, что О решении, принятом нами в тот день мы будем раскаиваться до самой смерти.
Мы даже и подумать не могли, что В решении, принятом нами в тот день мы будем раскаиваться до самой смерти.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: раскаиваться в чем-либо (но: со жалет ь о чем-либо). Обратите внимание: определительный оборот принятом нами в тот день выделяется запятыми с обеих сторон.
Скажите, корректна ли фраза «со жалет ь в связи с инцидентом»?
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание не вполне корректно. Возможный вариант: со жалет ь об инциденте.
Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, в предложении «Человеку ли жалет ь своих рук дело?» следует писать «делО» или «делА»? Какой падеж здесь у этого слова? Заранее больше спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Управление зависит от значения. В значении ‘неохотно расходовать, скупиться’ возможно: жалет ь что (винительный падеж) и жалет ь чего (родительный падеж). В значениях ‘чувствовать жалость’ и ‘беречь, оберегать, щадить’ глагол жалет ь управляет винительным падежом ( жалет ь кого-что): жалет ь сирот, жалет ь подругу.
Таким образом, если в приведенном Вами примере глагол употребляется в значении ‘неохотно расходовать, скупиться’, возможны варианты: дело и дела.
Добрый день. Есть ли в русском языке слово «жалелся», «жалелась», » жалет ься»?
Ответ справочной службы русского языка
Меня интересует коннотация слова «страдалец». Ваш словарь даёт такое значение:
СТРАДАЛЕЦ м.
1.Тот, кто испытывает или испытал много страданий, мучений; мученик
Допустим, некоего человека жестоко пытали, но он мужественно всё вытерпел и умер, не издав ни звука, или даже ругал своих мучителей (например, как герой Мела Гибсона в фильме «Храброе сердце»). Почему-то у меня не поворачивается язык назвать такого человека страдальцем. Страдальца можно (и нужно) по жалет ь. Погибший подобно Иисусу Христу, на мой взгляд, не нуждается в чьей-либо жалости, а может (и должен) быть примером и предметом гордости (в той мере, в которой вообще можно гордиться).
Скажите, прав ли я, и если прав, то поведайте, пожалуйста, не суффикс ли «лец» придаёт «страдальцу» такую уничижительную форму?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как пишется «через не могу» в предложении: Перестань жалет ь себя, делай через не могу! Надо ли это выражение заключать в кавычки? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Какова этимология слова «пожалуйста»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Напишите, пожалуйста, по каким орфоэпическим правилам произносятся данные ниже слова: Гренадер, желчный, принесший, съезжать, позже, сжег, дрожжи, декаданс, либретто, мистерия, новелла, темп, тенденция, оттеснить, постарался, конечно, двоечник, молочный, господи, наскакивать, жалет ь, болеро, никчемный, недоуменный. Заранее огромное спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Воспользуйтесь орфоэпическими словарями.
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Анна Степаненкова
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Термин «грамматика»употребляется в языкознании в двух значениях:
во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи.
Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам:
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает», но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны.
Хотя ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).
Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик», различать их местоположение («Поставь рядом»). Пользоваться существительными, обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов;
Это возраст «почемучек», бесконечных вопросов.
Совершенствуется речь ребенка. Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие «суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия,
появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый).
Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами.
К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина кофта).
Задачи: 1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; 2.Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. 3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. 4. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными;
5. Учить понимать назначение предлогов (в, на, под, за, около)
6. Учить пользоваться разной интонацией;
7. Составлять предложения с однородными членами. 8. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
1. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
2. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в
речи.
3. Образовывать форму множественного числа
существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.
4. Упражнять, правильно использовать форму множественного
числа родительного падежа существительных.
5. Употреблять формыповелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.
6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).
5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения.
6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).
5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. 6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и легковая, а не просто машина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф, пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы,которые наиболее точны: качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Правильно изменяют и согласовывают слова в предложении; может образовывать трудные грамматические формы сущест-х, прилаг-х, глаголов. В процессе речевого общения дети употребляют, как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Однако нередко вместо точного названия предметов дают его описание («дерево» вместо дуб, ель, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.
1. Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад).
Вводить в речь антонимы.
Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
4. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными.
5. Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилаг-ых.
6. Использовать в речи сложные предложения разных видов.
7. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.