диего рибера знаменитый художник о каком случае с ним рассказывает
Диего Ривера
Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года на северо-западе Мексики в небольшом городке Гуанахуато. C десяти лет начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. В начале ХХ века, получив от Академии художеств в Мехико стипендию, Диего уехал продолжать образование в Европу.
Европу начала прошлого века было трудно удивить талантами, но Ривера ворвался в искусство стремительно и бурно, окунувшись в живопись, как в очередной любовный роман. Но этот роман был для него исключительным, так как длился всю жизнь.
Ночной пейзаж в Авиле
Портрет Адольфа Бест Могара
Портрет Ангелины Беловой
«Никто никогда не поймет, как я люблю Диего, — записала однажды в своем дневнике Фрида Кало. — Я хочу одного: чтобы никто не ранил его и не беспокоил, не лишал энергии, которая необходима ему, чтобы жить. Жить так, как ему нравится, — писать, глядеть, любить, есть, спать, уединяться, встречаться с друзьями, но только не падать духом. Если бы я обладала здоровьем, я хотела бы целиком отдать его Диего…»
Обнаженная с каллами
Портрет Наташи Гельман
Но главным в жизни художника все-таки были не женщины, а творчество. Он успел поработать в различных стилях, в молодости даже «баловался» кубизмом. В начале 20-х годов прошлого столетия включился в государственную программу по украшению фресками общественных зданий в Мексике, создав собственный стиль монументальной живописи. В этот период он вступил в компартию, считая, что своим искусством напрямую обращается к народу. По большому счету так и было, в своих фресках он изображал народный быт, тяжелый труд простых людей, борьбу мексиканцев за независимость.
Некоторые орнаментальные мотивы Риверы заимствованы из доколумбова искусства; эта стилизация придает его живописи мощный реалистический характер, в чем выражена потребность социального искусства, допускающего не только машинерию XX в., но и восхваление национальных добродетелей.
Плантации сахарного тростника
Женщины, продающие кукурузу
Ночь бедняка Ночь богача
Пиршество на Уолл-Стрит Мексиканский карнавал. Диктатура
Смерть капиталиста Праздник кукурузы
Лучшие качества искусства Риверы проявились также и в станковых картинах, менее амбициозных, хотя также большого формата, посвященных жизни маленького народа и исполненных с мужественной искренностью.
Семья бедняков на улице
Школа на открытом воздухе
Портрет Люпе Марин
Портрет Рут Риверы
Художник, скульптор, архитектор
Сыновья моего крестного
Портрет Елены Флорес Карильо Рефрато
Свои последние большие композиции Ривера создал для Университетского городка (1953) и Института социального обеспечения («История медицины», 1955). Находясь на лечении в Москве в 1956, Ривера присутствовал на торжествах, посвященных Октябрьской революции, вдохновивших его на прекрасную картину «Демонстрация в годовщину русской революции» (1956).
. Воскресное утро. На площади Сокало Ривера вылезает из автомобиля и смешивается с толпой гуляющих. Надо бы заглянуть в Национальный дворец, где предстоит еще немало работы, но сегодня ему хочется побездельничать. Неторопливо бредет он, ни во что особенно не всматриваясь, наслаждаясь свежестью вешнего воздуха, знакомым шумом столицы, долетающими до него возгласами: «Глядите, Диего идет!» Теперь он по-настоящему дома.
Уже пройдя мимо ряда цветочниц, он останавливается. Что это было? Да, алые маки среди зелени на белом, разостланном на коленях платке…
Он возвращается. Вот она, эта фигура, коренастая, грубая и вместе с тем неотразимо женственная. По округлым плечам струятся заплетенные косы, связанные узлом на груди.
Между косами, словно в черной раме, бронзовое, скуластое замкнутое лицо.
Присев на скамейку напротив, Диего вытаскивает блокнот. Его грузное семидесятилетнее тело могло бы показаться окаменевшим, если бы не еле заметные движения руки, сжимающей карандаш, не пристальный, цепкий, ненасытный взгляд. А кругом кипит столичная площадь, и на тысячи верст окрест простирается бессмертная Мексика, которая в эту минуту еще раз встречается сама с собою на крохотном бумажном клочке.
И это, пожалуй, самая подходящая минута, чтобы закончить рассказ о художнике Диего Ривере.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
10 неизвестных: главный мексиканский художник Диего Ривера
Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.
Диего Ривера. Автопортрет для Ирены Рич. 1941
8 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения Диего Риверы (1886–1957), самого известного мексиканского художника, мужа Фриды Кало и убежденного коммуниста. О творчестве гениального мастера – в новом материале рубрики «10 неизвестных».
Диего Ривера. Дом над мостом. 1909
Диего Ривера – мексиканский живописец, монументалист, график, муж Фриды Кало (дважды), любовник всей Мексики, коммунист, революционер, кубист, символист, экспрессионист и один из крупнейших художников XX века. В России он так широко не представлен: все, что о нем знают, чаще всего сводится к истории его взаимоотношений с Фридой.
Самые ранние работы, которые Ривера писал в возрасте 18–25 лет, стали продолжением традиций классической европейской живописи. Пейзажи в духе Сезанна, натюрморты, напоминающий работы Матисса, – все это говорило о близком знакомстве художника с французской живописью современного ему периода.
Диего Ривера. Бретонская девочка. 1910
Ривера был знаком и с работами старых мастеров: портрет бретонской девочки и ряд других портретов близки по своему духу к работам, например, Яна Вермеера. Их легко представить в одном ряду со знаменитой «Девушкой с жемчужной сережкой» или «Молочницей», несмотря на то, что эти картины разделяет почти 300 лет. Ривера легко подражает традициям и обогащает их современными импрессионистскими приемами. Обратите внимание, как размашисто и фактурно написано лицо или одежда девочки: Диего в совершенстве освоил достижения Моне и Мане.
Диего Ривера. Портрет Адольфа Бест Могара. 1913
Пройдет всего несколько лет, и Ривера встанет в один ряд с Пабло Пикассо, перешагнув историю импрессионизма. Период увлечения кубизмом в творчестве мексиканского художника был недолгим – он продолжался всего два или три года. Ривера быстро осваивал манеры авангардных мастеров, достигал совершенства в их интерпретации и, понимая, что исчерпал для себя средства их художественной выразительности, переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, но Пикассо стал для него настоящим открытием.
Диего Ривера. Портрет двух женщин. 1914
Первое знакомство с кубизмом, скорее, оттолкнуло Риверу от такой живописи: ему нравились композиционные приемы, но он не принимал разрушение предмета. В более ранних работах мы видим, насколько целостными, объемными и фактурными он изображает видимые формы, кубисты же разбивали их на осколки. Ривера начинает пристально изучать произведения Пикассо и Жоржа Брака, основоположников направления, а также главные манифесты кубистической живописи, и постепенно понимает, что все, казавшееся ему когда-то хаосом, представляет собой последовательную логику. Не зря и Диего и кубисты отталкивались от открытий Сезанна: Пикассо сделал следующий шаг в анализе формы, и Ривере пришлось послушно последовать за ним.
Диего Ривера. Триумф революции. 1926
Огромная часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали не демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами: известно, что Лев Троцкий жил в их доме. В творчестве Риверы эта тема зачастую пересекалась с национальными мотивами и религиозными мотивами и образами, сплетаясь в единые сложные сюжеты. Герои картины «Триумф революции» раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, что изображен слева. Конечно, это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Диего Ривера. Банкет Уолл-стрит. 1928
Как любой коммунист, Ривера был критиком капитализма. Он создал целую серию картин, порицающих пороки общества. Среди них – «Ночь богатых», «Ночь бедных», «Смерть капиталиста» и «Банкет Уолл-стрит». Эти работы по композиции выстроены одинаково: длинный вертикальный формат, узкое, тесное пространство картины и сверху – лозунг, написанный на красной ленте, обрамляющей изображение, вписанное в арку. На «банкете» все гости пьют шампанское, сидя под огромным банковским сейфом. Через весь стол тянется символичная золотая жила (кстати, жилы и кровеносные сосуды, связывающие людей, были одним из главных мотивов в творчестве Фриды Кало), а прямо перед зрителем, по центру переднего плана, стоит настольная лампа в виде Статуи Свободы, символизирующей Америку.
Диего Ривера. Руки доктора Мура. 1940
Доктор Мур из Лос-Анджелеса, друг Риверы, подарил ему данную картину. Это не традиционный портрет: на холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Если вглядеться, вместо дерева легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен глубокий символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни. Такое полотно могла вполне написать Фрида – это было вполне в ее духе. Также известно, что Ривера считал себя вдохновителем и учителем Кало.
Диего Ривера. Портрет Наташи Заколковой-Гельман. 1943
Фрида была главной любовью Риверы. Они женились дважды, а их буйные южные темпераменты приводили к таким ссорам и скандалам, о которых знала вся Мексика. Тем не менее, Ривера никогда не писал ее портретов: на своих холстах он изобразил сотни натурщиц, но ее – ни разу. Может это было знаком особого уважения. В этом портрете есть интересная деталь: Диего очень любил белые каллы и часто изображал их на картинах.
Диего Ривера. Сон о воскресном дне в парке Аламеда. 1948
Картина «Сон о воскресном дне в парке Аламеда» посвящена традиционному мексиканскому празднику – Дню мертвых. Многофигурная композиция включает в себя огромное количество портретов современников, представителей мексиканской элиты в парадных платьях и бедных низов, а по сути – всех слоев мексиканского общества. Главной деталью произведения, раскрывающей всю суть происходящего, оказывается фигура в маске, напоминающей череп, – так называемой маске Катрины. Этот персонаж был придуман мексиканским художником Хосе Гуадалупе Посада в 1913 году и стал центральным героем народных гуляний.
Диего Ривера. Майская демонстрация в Москве. 1956
Диего умер в 1957 году. Он работал до последнего дня, воскрешая и воплощая свои давние замыслы. Одной из последних больших работ стала «Майская демонстрация в Москве». Художник приезжал в столицу дважды – в 1928 и 1956 годах. В первый визит он знакомится с советскими фотографами и художниками, читает лекции в Комакадемии, участвует в планировании городов и разработке дизайна бытовых предметов, подписывает манифесты.
2 мая 1928 года он поспешно покидает СССР, увозя с собой блокноты с зарисовками и набросками. Истинные причины скорого отъезда художника остались неизвестны, но в 1929 году он вышел из мексиканской коммунистической партии и занял жесткую антисталинскую позицию, оставшись при этом категоричным антикапиталистом. На картине «Майская демонстрация» Диего Ривера точно и узнаваемо изображает угол Кремля и Исторического музея, Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина. При этом сама демонстрация – скорее, впечатление от увиденного: миллионы людей сливаются в единый поток, протекающий на Красную площадь.
Диего Ривера — муралист и поклонник коммунистических идей
Диего Ривера (Diego Rivera; родился 8 декабря 1886 г. — умер 24 ноября 1957 г.) чаще упоминается как муж несравненной Фриды Кало (Frida Kahlo), но его собственный художественный талант, а также политические взгляды и многочисленные любовные похождения заслуживают особого внимания. Выходец из зажиточной мексиканской семьи, Диего Ривера сначала был коммунистом, затем стал последовательным троцкистом, и, несмотря на разногласия с Троцким, до конца жизни остался убежденным сторонником левых идей. Очень любил женщин, отвечавших ему взаимностью.
У Диего Риверы любовь к рисованию проявилась еще в нежном возрасте. Отец оказался настолько поражен стремлением трехлетнего мальчика разрисовывать все вокруг, что переделал под увлечение сына одну из комнат, покрыв стены обычными школьными досками. Спустя несколько десятилетий Диего Ривера вписал свое имя золотыми буквами в историю мексиканского изобразительного искусства. И стал одним из самых известных и противоречивых художников мира, творивших монументальные произведения.
Диего Ривера не был красавцем. Тучный и неуклюжий мужчина с набухшими веками и выпученными глазами, он, тем не менее, пользовался популярностью у женщин, покоряя их необузданным темпераментом и красноречием. Он был официально четырежды женат, заводил по несколько любовных интрижек одновременно, и при этом всячески унижал своих возлюбленных. Однажды Ривера признался, что особенно жестоким страданиям он подвергает тех женщин, в которых сам безудержно влюблен.
Диего Риверу называли «людоедом». В отношениях с любимыми женщинами он полностью соответствовал своему прозвищу, забирая у любовницы все, что она способна отдать мужчине, в ответ награждая ее мучениями. Свою первую супругу Ангелину Белову он любил, но изменял ей, ревновал и даже бил. А потом, после развода, даже сделал вид, что не узнал ее при случайной встрече. Изысканно унижать он умел даже своих детей. Например, внебрачную дочь от Марии Воробьевой-Стебельской он так никогда и не признал официально и чурался ее на людях. А потом, расставшись с Марией, женился на писательнице Гуадалупе Марин и она родила Диего двух дочерей.
В 1949 году в жизни Риверы случилась 22-летняя Фрида Кало, которая стала главной женщиной всей его судьбы. Впрочем, Фриде он тоже изменял, причем однажды — с ее сестрой. Любвеобильная Фрида поступила с Диего так, как раньше он поступал с любившими его женщинами. Она развелась с ним и не скрывала свои любовные связи с другими мужчинами, в том числе с самим Троцким. А когда измученный разлукой Ривера вымолил у супруги шанс на воссоединение, Фрида вынудила его заключить брачный контракт с полным отказом от секса. И он согласился.
Но настоящей страстью Риверы была живопись. В 1907 году он переехал из Мехико в Европу, где познакомился и подружился с последователями кубизма и импрессионизма. А в Париже сам Пабло Пикассо стал близким другом и учителем юного художника. В творчестве Ривера был разносторонним, изображая то, что хотел и как хотел. Предпочитал создавать фрески, украшая монументальной живописью общественные здания. Муралы, преимущественно, имели политический окрас.
Диего Ривера воодушевился революционными настроениями, царящими в обществе, и пристально следил за ситуацией в СССР. Он дважды приезжал в Советский Союз. В первый раз это случилось в 1927 году, когда Диего принял участие в торжественных празднованиях десятой годовщины Октябрьской революции. А потом вернулся в 1955 году. Естественно, Ривера одобрял коммунистические идеи. В 1922 году он вступил в компартию Мексики, а из поездки в Москву даже привез мандат на строительство рабоче-крестьянского течения в своей стране. Со временем художник разочаровался в слишком жестких методах Сталина и принял позицию Троцкого, которого даже приютил в общем с Фридой доме.
Но и в партии Троцкого Ривера не задержался. Его исключили оттуда в августе 1939 года за разногласия с официальной позицией лидера. А Диего Ривера вдруг проникся идеологией Сталина и под конец своего жизненного пути, перед поездкой в СССР вновь вступил в ряды мексиканских коммунистов.
Политические убеждения муралиста сказались и на его творчестве. Помимо любимой темы, фольклора, Диего Ривера создавал произведения, осветляющие революционные события в стране и мире. Например, Рокфеллеровский центр заказал художнику фреску «Человек на распутье». Художник изобразил на мурале Ленина, что не понравилось заказчикам. Просьбу заменить Ленина на менее спорного персонажа или на неизвестного человека автор отверг, поэтому центр уничтожил фреску.
Через год после визита в СССР Диего Ривера умер. И оставил после себя богатое наследие, удивляющее зрителя, заставляющее задумываться и искать ответы на вопросы.
Муралы не купить на аукционах, но, в отличие от картин, ими можно любоваться в любое время дня и ночи. А чтобы стать владельцем интересной картины, написанной импрессионистом или кубистом, стоит заглянуть на онлайн-платформу Very Important Lot, где собраны яркие и оригинальные коллекции изобразительного искусства. Возможно вам встретится и картина Диего Ривера.