дислексия к какому врачу обращаться

Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращатьсяНачало обучения в школе достаточно часто сопровождается возникновением у детей сложностей с освоением навыков чтения и письма. На фоне нормального интеллектуального развития и общей способности к обучению, малыши не могут справиться с этими задачами. Таких школьников ругают родители, вычитывают учителя и, в придачу ко всему, дразнят одноклассники. Чтобы избежать развития психологических нарушений и устранить проблемы, возникающие при чтении и написании информации, крайне важно вовремя обратиться к специалистам, которые смогут четко установить диагноз и предоставить ребенку квалифицированную помощь.

Дисграфия и дислексия: трудности с письмом и чтением, которые важно своевременно распознать

Дети с дисграфией с большим трудом обучаются навыкам письма. В тетрадках таких школьников множество грамматических ошибок. В упражнениях и диктантах отсутствуют заглавные буквы, спутаны слова и слоги, неправильно написаны знаки и символы. Дисграфики имеют плохой почерк и пишут крайне медленно, даже если очень стараются выполнить задание аккуратно и быстро. Со временем такие дети начинают всеми способами пытаться пропускать уроки и перестают выполнять письменные задания.

Очень часто дисграфия развивается в паре с дислексией. У малышей-дислексиков формирование навыков чтения происходит с особыми сложностями. Читая текст, дети пропускают звуки, неправильно произносят слова, путают слоги. Скорость восприятия информации при этом крайне низкая. Любые работы по русскому языку такие школьники выполняют очень неохотно, будь то чтение, изложение или пересказ.

Если родители ребенка своевременно не обращаются к специалисту чтобы распознать дисграфию или дислексию, у школьника начинает развиваться депрессия, чувство собственной неполноценности, а также появляются проблемы с коммуникацией со сверстниками. Более того, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить такие нарушения. Поэтому, ключевой задачей является обнаружение, диагностика и преодоление расстройств письменной речи с целью недопущения их развития и перехода на следующие этапы обучения.

Какой врач может установить правильный диагноз?

Как правило, о подозрении на дисграфию или дислексию родителям школьника сообщает учитель. Сами родители далеко не всегда задумываются о наличии расстройств, списывая все на безграмотность ребенка, его лень или простое нежелание учиться.

Изначально следует провести обследование ребенка на предмет нарушений слуха или зрения. Если школьник, например, имеет проблемы со слухом, то вполне естественно, что у него не получается ни расслышать звуки, ни правильно перенести их на бумагу.

Если же со здоровьем малыша все в порядке, родителям обязательно нужно обратиться к:

Диагнозы «дислексия» или «дисграфия» устанавливается исключительно после комплексного обследования ребенка.

В каком возрасте ставятся диагнозы «дисграфия» и «дислексия»?

Учитывая то, что малыши очень быстро растут и развиваются, при чем, в индивидуальном темпе, диагностировать сложности с чтением и письмом достаточно затруднительно. Диагноз «дисграфия» или «дислексия» логопед-дефектолог и психоневролог не могут окончательно установить детям, которые еще не достигли 7-8-летнего возраста. Именно в этом возрасте заканчивается формирование письменной речи и механизмов зрительной дифференцировки. До этого возраста школьник может быть еще просто не готовым к письму и чтению.

Грамотный специалист не станет торопиться с окончательным диагнозом. Безусловно, трудности с овладением письменной речью могут возникать и в 5-6 лет. В особенности, если у малыша еще окончательно не сформирована устная речь. При этом раннее обращение к логопеду позволит за относительно короткий срок справиться с такими сложностями. Ведь чем позже начинается терапия, тем труднее научить читать и писать запущенных дисграфиков и дислексиков. Своевременное выявление таких патологий – это одно из важнейших условий их дальнейшего эффективного лечения.

Дата публикации: 03.04.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Картотека: дислексия и её причины

5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day). Вместе с лингвистом, младшим научным сотрудником Центра языка и мозга Светланой Дорофеевой, IQ разобрался в особенностях и причинах этого нарушения.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Что такое дислексия?

Согласно определению Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA), «дислексия — это специфическое расстройство обучения, имеющее нейробиологическую основу. Оно характеризуется трудностями с точным и/или быстрым распознаванием слов, с плохими навыками письма и чтения. Эти трудности обычно являются результатом дефицита фонологического компонента речи и часто оказываются неожиданными, так как ребенок демонстрирует хорошее развитие общих когнитивных способностей и прекрасно выполняет инструкции учителей в классе. Вторичные последствия дислексии могут включать проблемы с пониманием прочитанного и сокращением читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний».

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

А дисграфия — тоже имеет отношение к дислексии?

В западной традиции для обозначения нарушений письменной речи у детей используется единый термин — «дислексия развития» (developmental dyslexia). В отечественной традиции принято использовать термин «дислексия» для обозначения трудностей с освоением чтения и термин «дисграфия» для обозначения проблем с освоением письма. При этом нужно учитывать, что чтение и письмо — это сложные, комплексные процессы, каждый из которых обеспечивается слаженной работой целого ряда когнитивных функций. Обычно их набор, необходимый для чтения и письма, пересекается, поэтому часто оба этих расстройства — дислексия и дисграфия — сочетаются.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

И много детей страдают дислексией?

По оценкам Американской психиатрической ассоциации, 5–15% детей школьного возраста имеют расстройство обучения. Примерно у 80% детей с расстройством обучения есть расстройство чтения, называемое дислексией. Кстати, в детстве ей страдало и немало знаменитостей: актёры Том Круз, Дженнифер Энистон и Кира Найтли; режиссёры Уолт Дисней, Стивен Спилберг и даже Квентин Тарантино (при том, что его IQ в школьные годы равнялся 160); пловец, многократный олимпийский чемпион Майкл Фелпс, повар, телеведущий и ресторатор Джейми Оливер.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Каковы же причины этого расстройства?

Причинами того, что внешне проявляется как трудности с обучением чтению (медленное освоение слогового чтения, медленное чтение, чтение с большим количеством ошибок, плохое понимание прочитанного), могут быть особенности развития на нескольких уровнях: генетическом, нейробиологическом, а также на уровне когнитивных функций.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Ок, можно подробнее о генетическом уровне?

Генетический уровень до сих пор недостаточно изучен, однако то, что дислексия передается по наследству, было замечено еще более 100 лет назад. Также есть исследования, подтверждающие, что дети из семей, в которых были люди с дислексией, имеют более высокий риск возникновения проблем с освоением чтения и письма. Подробнее о биологической природе дислексии и о попытках найти гены, связанные с развитием нарушений чтения, можно прочитать в статье психогенетика Елены Леонидовны Григоренко «Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований».

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

А нейробиологический уровень, видимо, как-то связан с мозгом?

Да, это так. В исследованиях на нейробиологическом уровне анализируют особенности строения и функционирования мозга дислектиков по сравнению с людьми, легко осваивающими чтение. Начались эти исследования со структурного анализа мозга дислектиков постмортум (после смерти), однако таких исследований было немного. Основными методами, используемыми современной наукой, является метод функционального картирования мозга с помощью фМРТ и исследование структурных характеристик, а также анализ проводящих путей с помощью трактографии.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

И что удалось выяснить?

Многими исследованиями были подтверждены различия в ряде областей головного мозга и мозжечка у дислектиков и людей без дислексии (и это является косвенным подтверждением того, что дети с дислексией не «мало стараются», а испытывают объективные и существенные трудности). Однако после накопления достаточного массива данных, стали появляться мета-аналитические обзоры, которые показали: результаты разных исследований в этой области плохо согласуются друг с другом. Отличия в строении и функционировании мозга людей с дислексией регулярно обнаруживаются, но они обычно в разных областях, а результаты исследований трудно воспроизвести в аналогичных условиях. Причиной разногласий в результатах может быть и то, что не всегда при подборе испытуемых с дислексией достаточно строго учитывался тип дислексии, а именно — особенности развития когнитивных функций, приводящие к нарушениям чтения.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

То есть мы подошли к третьему — когнитивному уровню?

Именно! На уровне когнитивных функций причинами дислексии могут быть недостаточно развитые навыки фонологической обработки информации (различение звуков речи, звуковой анализ и синтез, способность производить операции с фонемами), слухоречевой памяти, отличия в обработке зрительной и зрительно-пространственной информации, регуляторные нарушения и др.

Людям с дислексией может быть трудно соотнести буквы, которые они видят, со звуками, которые слышат и издают, а также удерживать произвольное внимание или запоминать последовательности звуков и обозначающих их букв. Часто чтение и письмо для детей с дислексией — это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Как диагностируют дислексию?

Дислексию определяют не по единичным ошибкам, а по их совокупности и стойкому характеру. Дети без нарушений чтения могут делать единичные ошибки в обычном состоянии, а также могут делать много ошибок в стрессовых ситуациях, после болезни или при усталости. Но именно стойкие ошибки, от которых не удается избавиться ни после разъяснений, ни после отдыха, ни после дополнительных занятий, становятся одним из признаков дислексии.

Одна из главных проблем с дислексией в нашей стране в настоящее время — это отсутствие массовой своевременной диагностики. Ранняя диагностика очень важна, ведь чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнётся коррекция, и ребенок будет меньше психологически травмирован, сможет быстрее догнать своих сверстников.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

И каковы инструменты диагностики?

Обязательный компонент — тест на чтение. Для выявления нарушений чтения необходимо использовать стандартизированные тесты, для которых собраны данные о том, как дети читают в норме и каковы границы текущей нормы. Обычно это достаточно большая выборка — сотни протестированных детей.

Для русского языка пока что существует единственная Стандартизированная методика исследования навыков чтения у детей (СМИНЧ), разработанная А.Н. Корневым в 1997 году. Она используется логопедами и другими специалистами при диагностике дислексии. Однако нормативные данные для этого теста были собраны более 10 лет назад, а потому требуют обновления. В целом подобные обновления регулярно требуются для большинства стандартизированных тестов.

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Применяются ли какие-то другие специальные методики?

Когда у ребёнка обнаружены нарушения чтения, возникает необходимость выявить их причины. На текущем уровне развития науки сделать это с помощью исследования на генетическом или нейробиологическом уровне нельзя (хотя возможно, это будет доступно в будущем). А вот на уровне когнитивных функций — возможно. Это делается с помощью комплексного нейропсихологического обследования. Кроме того, отдельные когнитивные функции могут быть протестированы с помощью специализированных батарей тестов. Например, навыки фонологической обработки можно теперь исследовать с помощью батареи тестов ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка). Надёжная и детальная диагностика причин дислексии на уровне когнитивных функций — основа эффективной коррекции.

В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.

Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.

Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.

Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки».

При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками.

Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.
IQ

Источник

Дислексия

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Источник

Дислексия к какому врачу обращаться

Ожидайте

Перезвоните мне

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть фото дислексия к какому врачу обращаться. Смотреть картинку дислексия к какому врачу обращаться. Картинка про дислексия к какому врачу обращаться. Фото дислексия к какому врачу обращаться

Аннотация: Начало обучения в школе достаточно часто сопровождается возникновением у детей сложностей с освоением навыков чтения и письма.

Статья:

Начало обучения в школе достаточно часто сопровождается возникновением у детей сложностей с освоением навыков чтения и письма. На фоне нормального интеллектуального развития и общей способности к обучению, малыши не могут справиться с этими задачами. Таких школьников ругают родители, вычитывают учителя и, в придачу ко всему, дразнят одноклассники. Чтобы избежать развития психологических нарушений и устранить проблемы, возникающие при чтении и написании информации, крайне важно вовремя обратиться к специалистам, которые смогут четко установить диагноз и предоставить ребенку квалифицированную помощь.

Дисграфия и дислексия: трудности с письмом и чтением, которые важно своевременно распознать

Дети с дисграфией с большим трудом обучаются навыкам письма. В тетрадках таких школьников множество грамматических ошибок. В упражнениях и диктантах отсутствуют заглавные буквы, спутаны слова и слоги, неправильно написаны знаки и символы. Дисграфики имеют плохой почерк и пишут крайне медленно, даже если очень стараются выполнить задание аккуратно и быстро. Со временем такие дети начинают всеми способами пытаться пропускать уроки и перестают выполнять письменные задания.

Очень часто дисграфия развивается в паре с дислексией. У малышей-дислексиков формирование навыков чтения происходит с особыми сложностями. Читая текст, дети пропускают звуки, неправильно произносят слова, путают слоги. Скорость восприятия информации при этом крайне низкая. Любые работы по русскому языку такие школьники выполняют очень неохотно, будь то чтение, изложение или пересказ.

Если родители ребенка своевременно не обращаются к специалисту чтобы распознать дисграфию или дислексию, у школьника начинает развиваться депрессия, чувство собственной неполноценности, а также появляются проблемы с коммуникацией со сверстниками. Более того, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить такие нарушения. Поэтому, ключевой задачей является обнаружение, диагностика и преодоление расстройств письменной речи с целью недопущения их развития и перехода на следующие этапы обучения.

Какой врач может установить правильный диагноз?

Как правило, о подозрении на дисграфию или дислексию родителям школьника сообщает учитель. Сами родители далеко не всегда задумываются о наличии расстройств, списывая все на безграмотность ребенка, его лень или простое нежелание учиться.

Изначально следует провести обследование ребенка на предмет нарушений слуха или зрения. Если школьник, например, имеет проблемы со слухом, то вполне естественно, что у него не получается ни расслышать звуки, ни правильно перенести их на бумагу.

Если же со здоровьем малыша все в порядке, родителям обязательно нужно обратиться к:

Диагнозы «дислексия» или «дисграфия» устанавливается исключительно после комплексного обследования ребенка.

В каком возрасте ставятся диагнозы «дисграфия» и «дислексия»?

Учитывая то, что малыши очень быстро растут и развиваются, при чем, в индивидуальном темпе, диагностировать сложности с чтением и письмом достаточно затруднительно. Диагноз «дисграфия» или «дислексия» логопед-дефектолог и психоневролог не могут окончательно установить детям, которые еще не достигли 7-8-летнего возраста. Именно в этом возрасте заканчивается формирование письменной речи и механизмов зрительной дифференцировки. До этого возраста школьник может быть еще просто не готовым к письму и чтению.

Грамотный специалист не станет торопиться с окончательным диагнозом. Безусловно, трудности с овладением письменной речью могут возникать и в 5-6 лет. В особенности, если у малыша еще окончательно не сформирована устная речь. При этом раннее обращение к логопеду позволит за относительно короткий срок справиться с такими сложностями. Ведь чем позже начинается терапия, тем труднее научить читать и писать запущенных дисграфиков и дислексиков. Своевременное выявление таких патологий – это одно из важнейших условий их дальнейшего эффективного лечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *