для искусственного освещения в классах не следует использовать какие лампы
Для искусственного освещения в классах не следует использовать какие лампы
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предъявляются требования к естественному и искусственному освещению:
Естественное освещение
Все учебные помещения должны иметь естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
— не закрашивать оконные стекла;
— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Допускается отсутствие инсоляции (солнца) в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
Искусственное освещение
В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения ( люминесцентные лампы и лампы накаливания).
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Освещение в образовательных учреждениях
Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:
Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.
Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.
Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.
Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.
Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.
Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).
Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.
Гигиенические требования к освещению в учебных классах
26 марта 2015 14:05 | санитарный надзор
Обязательными требованиями к искусственному освещению помещений образовательных организаций изложены в пункте 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно данному документу во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателям дискомфорности (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 ед. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.
Минимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусматривать раздельное включение линий светильников. Кроме того, для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения:
Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.
Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Управлением при проведении надзорных мероприятий проводится оценка уровня освещенности в детских учреждениях требованиям санитарного законодательства. В 2014 году проверки проведены в отношении 188 общеобразовательных учреждений. В ходе проверок в детских и подростковых учреждениях области проведено 11952 замера уровней искусственной освещенности. Удельный вес неудовлетворительных результатов замеров составил 7,8%, что связано в основном с неудовлетворительными замерами коэффициента пульсации – показателя качества искусственной освещенности в учебных помещениях. По результатам неудовлетворительных результатов выданы предписания по устранению недостатков и проведены мероприятия по улучшению освещенности в образовательных организациях.
Недостаточные уровни освещенности являются одной из причин формирования патологии органа зрения. В целом по данным результатов профилактических осмотров детского населения в организованных коллективах области в 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечается уменьшение выявляемости детей с понижением зрения на 3,4%.
Специалистами Управления в 2014 году по результатам контрольно – надзорных мероприятий в образовательных организациях области за нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности составлено 963 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.
Гигиенические требования к освещению в учебных классах
Согласно п. 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. В каждом конкретном помещении предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп одного цвета из спектра цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.
Для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения. Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.
Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) при проведении надзорных мероприятий в детских учреждениях проводится оценка уровня освещенности требованиям санитарного законодательства. За 9 месяцев 2019 года проведены проверки в отношении 152 образовательных учреждений республики, в ходе которых выполнено более 6 тысяч замеров уровней искусственной освещенности (удельный вес несоответствующих замеров составил 11,3%). По результатам неудовлетворительных замеров школам выданы предписания по доведению норм освещенности до гигиенических нормативов.
За 9 месяцев 2019 года специалистами Управления по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в образовательных организациях за выявленные нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности, составлено 252 протокола об административном правонарушении, вынесено постановлений на сумму более 800 тысяч рублей.
Управление продолжает осуществлять надзор за соблюдением гигиенических требований, установленных к освещению в учебных классах образовательных учреждений.
VII. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ | Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
VII. Требования к естественному и искусственному освещению
VII. Требования к естественному и искусственному освещению
7.1. Естественное освещение
7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
7.1.5. В помещениях общеобразовательных организаций обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
— не закрашивать оконные стекла;
— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:
— 2,5 ч в северной зоне (севернее 58° с.ш.);
— 1,5 ч в южной зоне (южнее 48° с.ш.).
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
7.2. Искусственное освещение
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.
7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
7.2.9. Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.
7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.