для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

7 важных вопросов и ответов об МРТ с контрастом

Сегодня магнитно-резонансная томография (МРТ) – это наиболее информативный способ диагностики. Но даже его иногда недостаточно. Тогда назначается МРТ с контрастированием.

О том, когда оно необходимо и стоит ли опасаться контрастного вещества, рассказала врач магнитно-резонансной томографии медицинского центра «Нордин» Полина Грамович.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

В каких случаях делают МРТ с контрастом?

— Такое исследование делают строго по назначению врача, когда с помощью других методов диагностики невозможно получить нужные данные. Контрастное вещество вводится пациенту внутривенно на определенном этапе сканирования. Катетер устанавливают в вену перед началом диагностики, до того момента, как пациента укладывают в МРТ-аппарат. Это вещество накапливается в патологических очагах. Программа позволяет врачу оценить интенсивность накопления визуально и в цифровом выражении.

МРТ с контрастом назначают, чтобы:

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

МРТ с контрастом важно в нейроонкологии. Во время этого исследования можно:

Также МРТ с контрастом — это «золотой стандарт» для выявления менингеальных патологий, то есть патологий оболочек спинного и головного мозга. Их невозможно увидеть без контрастирования.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

Как подготовиться к исследованию?

— На МРТ с контрастированием рекомендуется приходить натощак, ограничить прием пищи за 2-3 часа до исследования. Больше никакой специальной подготовки не нужно, если речь не идет про МРТ органов малого таза и брюшной полости. В этих случаях она такая же, как и для диагностики УЗИ:

Исследование, в среднем, занимает от 30 до 60 минут. МРТ с контрастом длится на 15-30 минут дольше, чем МРТ без него — это время нужно на введение препарата.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

Как часто можно делать МРТ с контрастом?

— Если мы говорим о пациентах, которые страдают онкологическими заболеваниями, им могут проводить МРТ с контрастом и 3-5 раз в год по мере необходимости. Если это общие патологии, то, конечно, такие исследования не рекомендуется делать чаще 1 раза в год.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

Что из себя представляет контрастное вещество и как его вводят
в организм?

— Это прозрачная жидкость, которая ничем не отличается от большинства внутривенных препаратов. Практически все контрастные вещества состоят из гадолиния. Он помогает сделать патологический очаг на томограмме ярким и заметным. Контраст вводятся внутривенно. В периферическую вену ставят катетер и через него подают препарат, который распространяется по организму вместе с кровотоком. Этот процесс безболезненный.

Есть два способа введения контрастного вещества:

Последний способ имеет большое преимущество для диагностики. Инжектором вещество вводится с большой и стандартизированной скоростью. Это позволяет избежать погрешностей и построить графики для дальнейшей детализации той или иной патологии. Вручную невозможно контролировать точную скорость введения. Большую роль здесь играет человеческий фактор.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

От контрастного вещества могут быть побочные эффекты?

— При введении контрастного вещества, как правило, не возникает негативных реакций. Часто пациенты ощущают тепло при инъекции.

Но важно помнить, что сегодня в медицине нет препаратов, которые абсолютно безопасны для организма человека.

Побочные эффекты на контрастное вещество могут быть:

Как правило, неприятные явления проходят самостоятельно и не требуют медицинского вмешательства.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

Есть ли противопоказания для проведения МРТ с контрастом?

— МРТ с контрастированием нельзя делать:

Таким пациентам можно проводить МРТ без контрастного вещества.

С осторожностью МРТ с контрастом делают детям младше 1 года. Кормящим женщинам после исследования нужно не кормить ребенка грудным молоком в течение суток и провести сцеживание груди.

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

За какой период контрастное вещество выводится из организма?

— У пациентов без нарушения функции почек контрастное вещество полностью выводится в течение суток. Чтобы ускорить этот процесс нужно соблюдать питьевой режим.

Если пациент страдает заболеваниями почек, то период выведения препарата — до 120 часов. При наличии грубых нарушений в этом органе после проведения МРТ с контрастом пациент идет на гемодиализ.

Источник

Научная электронная библиотека

для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Смотреть картинку для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Картинка про для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов. Фото для исследования состояния какой функции рекомендуется применение следующих приемов

Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

3.1. Оценка функционального состояния центральной нервной системы

Функциональное состояние центральной нервной системы является важным критерием в оценке состояния здоровья детей и подростков. Исследование показателей состояния нервной системы позволяет оценить качество регуляторных механизмов в организме, являющихся основными в формировании адекватного и своевременного адаптационного ответа организма на изменяющиеся условия окружающей среды. От функционального состояния нервной системы зависит и здоровье, и работоспособность человека.

Оценку деятельности нервных центров спинного мозга проводят на основе исследования сухожильных рефлексов (ахиллова, коленного, локтевого). У человека с функциональными расстройствами центральной нервной системы, в частности, с повышенной возбудимостью, наблюдаются повышенные сухожильные рефлексы (т.е. выраженная ответная реакция). Полное отсутствие рефлекторной реакции свидетельствует о патологических изменениях по ходу рефлекторной дуги.

Координация движений в организме человека осуществляется за счет согласованной деятельности коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ведущим органом координации движений является мозжечок, который регулирует и мышечный тонус – при его поражении возникает гипотония.

Для исследования координационной функции нервной системы проводят пробу Ромберга, пальценосовую, пяточно-коленную пробы, определяют нистагм.

Исследование и оценка статической координации (устойчивость стояния) осуществляется по пробе Ромберга. Обследуемому предлагают стоять со сдвинутыми носками и пятками ног и с опущенными руками. При поражении мозжечка отмечают покачивание туловища, которое увеличивается, если:

а) обследуемый протягивает руки вперед;

в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию);

г) стоит на одной ноге;

д) стоит на пальцах.

При грубых нарушениях статики человек не может стоять даже с широко расставленными ногами. При оценке пробы обращают внимание на степень устойчивости (исследуемый стоит неподвижно или покачивается), наличие дрожания (тремора) век и пальцев, на длительность сохранения устойчивости в положении стоя на одной ноге.

К динамическим координационным пробам относят пальценосовую и пяточно-коленную пробы, используемые при исследовании координации движений конечностей. При нарушении динамической координации наблюдается промах и дрожание кисти руки. Такое нарушение может быть выявлено и при проведении коленно-пяточной пробы (исследуемый не может коснуться пяткой одной ноги колена другой).

Нистагм – непроизвольные ритмические, судорожные движения глазных яблок, регистрируемые под влиянием раздражения какого-либо отдела вестибулярного анализатора или зрительной стимуляции. Нистагм исследуется в неврологической клинике для диагностики болезней ЦНС, в частности, для оценки деятельности мозжечка. В норме колебательные движения глазных яблок отсутствуют. При поражении мозжечка отмечают колебательные движения при отведении глаз в сторону и попытке задержать взгляд в данном положении.

Основными инструментальными методами оценки центральной нервной системы является электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ).

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани c целью объективной оценки функционального состояния головного мозга. Она имеет большое значение для диагностики травмы головного мозга, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, а также для контроля за функциональным состоянием спортсмена, выявления ранних форм неврозов, для лечения и при отборе в спортивные секции (особенно в бокс, карате и другие виды спорта, связанные с нанесением ударов по голове). При анализе данных, полученных как в состоянии покоя, так и при функциональных нагрузках, различных воздействиях извне в виде света, звука и др.), учитывается амплитуда волн, их частота и ритм. У здорового человека преобладают альфа-волны (частота колебаний 8–12 в 1 с), регистрируемые только при закрытых глазах обследуемого. При наличии афферентной световой импульсации открытые глаза, альфа-ритм полностью исчезает и вновь восстанавливается, когда глаза закрываются. Это явление называется реакцией активации основного ритма. В норме она должна регистрироваться. Бета-волны имеют частоту колебаний 15–32 в 1 с, а медленные волны представляют собой тэта-волны (с диапазоном колебаний 4–7 с) и дельта – волны (с еще меньшей частотой колебаний). У 35–40 % людей в правом полушарии амплитуда альфа-волн несколько выше, чем в левом, отмечается и некоторая разница в частоте колебаний – на 0,5–1 колебание в секунду. При травмах головы альфа-ритм отсутствует, но появляются колебания большой частоты и амплитуды и медленные волны. Kроме того, методом ЭЭГ можно диагностировать ранние признаки неврозов.

Реоэнцефалография (РЭГ) – метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов. Реоэнцефалограмма состоит из повторяющихся волн и зубцов. При ее оценке учитывают характеристику зубцов, амплитуду реографической (систолической) волн и др. О состоянии сосудистого тонуса можно судить также по крутизне восходящей фазы. Патологическими показателями являются углубление инцизуры и увеличение дикротического зубца со сдвигом их вниз по нисходящей части кривой, что характеризует понижение тонуса стенки сосуда. Метод РЭГ используется при диагностике хронических нарушений мозгового кровообращения, вегетососудистой дистонии, головных болях и других изменениях сосудов головного мозга, а также при диагностике патологических процессов, возникающих в результате травм, сотрясений головного мозга
и заболеваний, вторично влияющих на кровообращение в церебральных сосудах (шейный остеохондроз, аневризмы и др.).

Становится очевидным, что в условиях донозологической диагностики при проведении профилактических осмотров такие методы оценки являются затратными по времени и по задействованию медицинских работников, имеющих соответствующую специализацию в проведении таких исследовании. Кроме того, выше перечисленные методы оценки центральной нервной системы не позволяют констатировать уровень функционирования центральной нервной системы, а направлены на выявление органических поражений нервной системы или изменений, относящихся к клинической диагностике.

Характеристику функционального состояния центральной нервной системы и её возможностей можно определять по показателю умственной работоспособности, оценка которой может проводится широким рядом корректурных проб. Существуют различные подходы оценки диагностической направленности корректурных проб. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие – как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств. К примеру, наиболее известными является методика «Кольца Ландольта», корректурные таблицы Анфимова В.П. (1908)

Так, диагностика работоспособности с помощью методики «Кольца Ландольта» позволяет оценить общую работоспособность, выделить ее составляющие. Продуктивность и скорость, а также точность, выносливость, надежность – составляющие работоспособности – остаются достаточно стабильными вне зависимости от вида деятельности. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.

Перед началом тестирования обследуемому выдается Бланк c кольцами. Задание состоит в том, чтобы c максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца c определенным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена «Пробная строка».

«На бланке имеется набор колец c разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца c разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов».

Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», после которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе c тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие y Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя».

После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду «Начали» и включает секундомер.

Бланки c результатами теста обрабатываются – экспериментатор помечает на Бланке невычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца. Затем подсчитывает и заносит в Бланк фиксации результатов следующие показатели:

1. Q – общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.

2. N – число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.

3. M – число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты.

4. A = (M – N)/M – показатель точности работы за каждые 2 минуты.

5. P = А?Q – показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.

6. S = (0,5436?Qt – 2,807?Nt)/600 – показатель скорости переработки информации,

общее количество просмотренных колец за 10 минут;

Источник

Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции

М. ИСАКОВА, консультант отдела методологического обеспечения и психологических инноваций Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, магистр психологии

ТЕМА ПО ВПП № 22 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ

Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции

Понятие функционального состояния человека. Методы оценки функционального состояния

На профессиональную деятельность военнослужащего, его поведение и психологическое благополучие влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся, например, содержание выполняемой задачи, качество организации рабочего пространства (оборудования, физической и социальной среды и так далее). К внутренним — уровень мотивации, уровень развития когнитивных функций (память, внимание, скорость принятия решения и прочее), функциональное состояние и другие. В рамках данного занятия мы рассмотрим функциональные состояния, их виды, методы оценки и способы саморегуляции.

Понятие «функциональное состояние» достаточно широко используется в психологии и физиологии, однако его определение вызывает некоторые затруднения как у психологов, так и у физиологов. Физиологи чаще употребляют термин «функциональные состояния», а психологи — «психические состояния». Однако в любом функциональном состоянии присутствует психическое начало, а в любом психическом — физиологическое. Понятия «функциональные состояния» и «психические состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны.

Некоторые ученые понимают под функциональным состоянием тонус нервной системы — уровень активности/пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе и психическая. Советский психолог и психотерапевт В.Н. Мясищев считал, что состояние — это общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. В данном подходе речь идет о различных уровнях активации коры мозга, понимаемых как разные состояния: сон / бодрствование, возбуждение / торможение.

Функциональное состояние — это интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение любой деятельности. От функционального состояния организма зависит физическое и психическое состояние человека, успешность его труда, обучения, творчества.

Любая деятельность организма протекает на фоне того или иного функционального состояния, которое определяется активностью мозговых структур и зависит от времени суток, предшествующей деятельности, включенности мотивационных процессов и т.д. Иначе говоря, функциональное состояние — это общий уровень активности организма, влияющий на работоспособность человека, в том числе способность принимать быстрые и верные решения.

Благоприятные функциональные состояния проявляются в радости, восторге, других положительных эмоциях и увеличивают общую активность, быстроту принятия решений, концентрацию внимания. Негативные функциональные состояния (стресс, утомленность и др.) могут проявиться в рассеянном внимании, затрудненном понимании и запоминании информации.

Наука выделяет несколько видов функциональных состояний:

1) Стресс

Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. По определению основоположника учения о стрессе Г. Селье, стресс — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Часто в понятие «стресс» вкладывают негативный смысл, однако стресс может влиять на организм не только отрицательно, но и положительно.

Психологами выделяются различные виды стресса:

кратковременный стресс — в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся в организме программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. Испуг при виде внезапно выбежавшей навстречу собаки может служить примером острого непродолжительного стресса;

длительный стресс — в ходе него происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов; такой вид стресса истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации (сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта). Примером хронического стресса являются длительные эмоциональные переживания.

В связи с особенностями раздражителя, вызывающего стресс, различают также физический стресс и эмоциональный стресс:

при физическом (физиологическом, первосигнальном) стрессе организм защищается от воздействия физических факторов (ожог, травма, сверхсильный шум и т.д.);

эмоциональный (психоэмоциональный, второсигнальный, психогенный, психический, психологический, психофизиологический стресс, или психическая, нервно-психическая, эмоциональная напряженность) стресс представляет собой защиту организма от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции.

Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения чувств, возникающих при переживании угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми. Последствия эмоционального стресса могут быть не менее, а иногда и более существенными, чем последствия физического стресса.

Суть реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для его защиты от угрожающих и разрушающих воздействий различного характера — как психических, так и физических, а также возвращения организма к балансу и нормальным условиям существования. Следовательно, стресс — это нормальная реакция здорового организма, выполняющая защитную, или адаптационную, функцию.

Для каждой стадии стресса характерны специфические изменения в организме человека. Так, на ранней стадии стресса может отмечаться общее улучшение самочувствия. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса. Дальнейшее повышение уровня стресса может негативно отразиться на организме. Чем больше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода в неблагополучное состояние.

Таким образом, поведенческими показателями стресса являются сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность, а также дрожание в голосе, ускоренный или замедленный темп речи. На физиологическом уровне стресс проявляется, например, в продолжительной головной боли, бессоннице, нарушении пищеварения, учащенном сердцебиении.

Профилактика стрессовых состояний — сложная задача, включающая в себя целый ряд аспектов. В этом отношении прежде всего важна позиция человека, в том числе его ответственность за свое здоровье. Нередко чрезмерный стресс и негативные эмоциональные состояния обусловлены неверной интерпретацией индивидом своего окружения и отсутствием признания личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, следовательно, за свое здоровье.

2) Монотония

Монотония — это специфическое состояние человека, возникающее вследствие выполнения однообразной работы или повторяющихся относительно простых трудовых действий. Оно характеризуется пониженной психической активностью, может быстро исчезнуть при смене условий труда.

При развитии явления монотонии человек теряет способность к концентрации внимания, ощущает скуку, вялость и апатию, снижается его общий интерес к работе. В первую очередь появляются такие симптомы, как снижение психической активности, снижение бдительности, сонливость, раннее снижение работоспособности и появление признаков утомления. Снижение работоспособности и развитие утомления при однообразной работе происходит так быстро (уже через 30 мин.), что это не может быть следствием функционального истощения. Еще одной особенностью монотонии является то, что однообразие действует сильнее при легкой работе, чем при тяжелой. Кроме того, одна и та же работа может восприниматься одними людьми как однообразная, а другими — нет. Стоит отметить, что состояние монотонии не только пагубно сказывается на психологическом состоянии личности, но и может создать угрозу для окружающих людей — например, вождение автомобиля при монотонии может стать причиной несчастного случая.

Характерными особенностями однообразной (монотонной) деятельности являются:

Чрезмерное дробление операций;

Малая или средняя трудность выполняемой работы;

Недостаточное число раздражителей;

Недостаточность мышечных усилий;

Суженный объем внимания.

3) Утомление

Утомление — состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер. Нагрузки на службе, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно организовывать режим сна и отдыха, а также грамотно распределять свое время могут привести к такому функциональному состоянию.

Психологами выделено 3 стадии утомления:

Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость помогут правильная организация отдыха и несколько часов сна.

Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные поведенческие изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).

Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.

Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояния самого организма, мотивации к деятельности, условий окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.

Утомление проявляется в наличии чувства неуверенности, раздражительности, снижении внимания. Физиологическими индикаторами утомления являются побледнение кожных покровов, повышенное потоотделение, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.

4) Пресыщение

Пресыщение представляет собой состояние непринятия слишком простой, субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения. Состояние психологического пресыщения вызвано однообразной, малосодержательной деятельностью, неинтересной для человека. К основным признакам и симптомам пресыщения относят потерю интереса к работе, активное желание ее сменить, а также разнообразить текущий способ ее выполнения.

В субъективных ощущениях пресыщение проявляется в чувстве раздражения и отвращения к выполняемой деятельности. Физиологически проявляется в снижении частоты сердечных сокращений.

Функциональные состояния проявляются на четырех уровнях:

Физиологическом, связанном с изменениями в работе систем жизнеобеспечения: нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и других систем;

Психофизиологическом, включающем в себя косвенные оценки физиологических реакций;

Психологическом, проявляющемся в оценке изменений собственного состояния, что дает субъекту информацию для корректировки своего поведения;

Поведенческом (внешние проявления того или иного функционального состояния).

В соответствии с этим конкретные методы оценки функционального состояния могут быть дифференцированы на четыре основные группы: физиологические, психофизиологические, психологические, поведенческие.

К физиологическим методам относятся:

методы оценки вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.);

электрофизиологические (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и др.).

К психофизиологическим методам относится, например, критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) (диагностика поля зрения путем фиксации того момента, когда человек вместо мелькающих на экране точек увидит постоянное свечение).

Психологические методы представлены следующим образом:

субъективные тесты — САН (самочувствие-активность-настроение), шкала состояний, шкала дифференциальных эмоций, шкалы личностной и ситуативной тревожности, опросники физического и умственного утомления и степень хронического утомления;

проективные тесты — например, методика «Рисунок несуществующего животного»;

объективирующие психометрические тесты (таблица 1).

методы количественного анализа результативности деятельности:

а) оценка производительности труда;

в) анализ продуктов деятельности;

г) анализ ошибок и неправильных действий;

методы качественного анализа поведения:

а) стандартизованное наблюдение;

б) анализ речевого поведения;

в) анализ паттернов глазодвигательных реакций;

г) анализ мимики и пантомимики;

д) анализ группового поведения.

Регуляция негативных функциональных состояний

В широком смысле функциональные состояния характеризуют весь диапазон вариаций психической активности (ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление, речь, мотивация и эмоции) человека во сне и в бодрствовании.

Негативные функциональные состояния (НФС) возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их формирования. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста-психолога.

Круг методов регуляции функционального состояния достаточно широк. К ним относятся комплекс общих рекомендаций и приемы психологической регуляции.

Общими рекомендациями по регуляции и профилактике негативных функциональных состояний являются следующие:

смена обстановки и видов деятельности. Например, во время перерыва рекомендуется проветрить рабочее помещение и выйти на свежий воздух. Доказано, что приток свежего воздуха улучшает умственную деятельность;

соблюдение режима труда и отдыха. Даже небольшой перерыв в 3–5 минут может ненадолго отвлечь от работы и тем самым переключить внимание;

регулярный медосмотр. Физическое здоровье — основа психического благополучия;

правильное питание и полноценный сон. Приемы пищи должны быть регулярными, еда — разнообразной и насыщенной клетчаткой, порции — умеренными;

различные виды специализированной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов.

2. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.

Типичная задача прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний — снятие проявлений стрессовых состояний и уменьшение степеней эмоциональной напряженности, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, на фоне нормализации состояния человека (главным образом за счет успокоения, расслабления) часто возникает необходимость активизировать протекание восстановительных процессов для скорейшего достижения высокой работоспособности, а также усилить мобилизацию внутренних ресурсов организма.

Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести методы, приведенные в таблице 2.

Среди методов, применяемых психологами в работе с НФС, выделяются способы регуляции стрессовых состояний, а также состояний пресыщения, монотонии и утомления (таблица 3).

Для такого НФС, как стресс, применимы следующие способы саморегуляции:

Дыхательные упражнения для быстрого снятия напряжения. Необходимо сделать вдох на счет от 1 до 10, задержать дыхание, а затем выдох — при счете от 10 до 1.

Упражнение «Арифметика» на концентрацию внимания. Необходимо подсчитать, сколько осталось дней до знаменательных дат текущего года (например, до дня рождения, до дня свадьбы, отпуска). Таким образом внимание концентрируется на математических операциях и, как следствие, снижается уровень тревоги.

Метод самоприказа. Произнесение, желательно многократное, вполголоса или вслух фразы, в которой выражается способность преодолеть трудность с целью усиления совладания с собой. Например, «я могу сделать…», «я должен(а) преодолеть…»

Нервно-мышечная релаксация. В этом упражнении имеются некоторые противопоказания: эпилепсия, травмы спинного и головного мозга. Необходимо последовательно напрягать (по 10 секунд) и расслаблять каждый сектор тела (по 3 раза на каждый) в следующем порядке: ноги, ягодицы, брюшной пресс, грудная клетка, руки, плечи, лицо. Упражнение способствует полному расслаблению всех групп мышц и преодолению тревожного или стрессового состояния.

Прослушивание расслабляющей музыки также способствует снижению уровня тревоги и стресса.

С целью самостоятельной регуляции состояний утомления, монотонии и пресыщения применяются следующие упражнения:

Упражнение «Вижу, слышу, ощущаю». Для того чтобы отвлечься, с повышенным вниманием отмечайте, что вы видите — какие предметы попадают в поле зрения, слышите — какие звуки, шорохи, голоса вас окружают, и ощущаете — прикосновение одежды, неровности покрытия под ногами, стук сердца.

Гимнастика для расслабления глаз: плотно закрывать и широко открывать глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.); крепко зажмурить глаза на 3–5 сек, затем открыть глаза на 3–5 сек (повторить 6–8 раз); быстро моргать в течение 1–2 мин.

Упражнение для расслабления мышц головы и шеи. Надавливая пальцами на затылок в течение 10 секунд, делать вращательные движения по кругу вправо и влево.

Упражнение для расслабления рук. Широко расставить пальцы рук и напрячь кисти на 5–7 секунд, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5–7 секунд, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями.

Рассмотренные способы саморегуляции и меры профилактики негативных функциональных состояний позволят военнослужащим привести свое состояние в нормальное как в экстремальных, так и в будничных условиях службы. Внимательное отношение к своему организму и своевременная коррекция отклонений в его деятельности помогут предупредить снижение работоспособности, не допустить ухудшения психологического благополучия и физического здоровья.

Методические рекомендации

В начале занятия рекомендуется напомнить аудитории, что служба в Вооруженных Силах относится к числу специфических видов деятельности человека. Для нее характерны высокие уровни сложности, напряженности, опасности для жизни и здоровья, ответственности за свои поступки. Эти и другие факторы заставляют со всей ответственностью подходить к процессу психологической подготовки военнослужащих.

В первом учебном вопросе необходимо дать определение понятиям «психическое состояние» и «функциональное состояние» организма, перечислить основные виды функциональных состояний, раскрыть их признаки, озвучить методы оценки.

Во втором вопросе следует детально раскрыть простейшие методы и техники психологической саморегуляции.

Для лучшего вовлечения слушателей в ход занятия полезно задавать им дополнительные вопросы, например: «какие факторы могут вызвать стрессовую реакцию?», «в чем состоит профилактика возникновения негативных функциональных состояний?», «как можно по поведению человека определить, какое у него негативное функциональное состояние?» и др.

В заключение необходимо сделать вывод о значимости системы психологической подготовки для качественного исполнения военнослужащими служебных обязанностей и подчеркнуть, что негативные функциональные состояния возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их развития. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста.

Объективирующие психометрические тесты, измеряющие показатели функционального состояния

Название методики

Назначение методики

Суть задания

Корректурные пробы (КП Бурдона)

Измеряется концентрация, устойчивость внимания.

Необходимо вычеркивать заданный инструкцией символ.

Измеряется концентрация внимания.

Предлагается 5 таблиц, каждую из которых обследуемому предъявляют по очереди. На таблицах написаны числа от 1 до 25 в случайном порядке. Обследуемому необходимо указать в таблице по порядку числа от 1 до 25 на время.

Метод парных ассоциаций

Измеряется переключаемость внимания, запоминание.

Обследуемому зачитывают слова с интервалом в 3 секунды между парами и дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов экспериментатор в случайном порядке называет только первые слова в каждой паре, а обследуемый называет второе слово.

Методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера

Анализ интеллектуальных процессов

Обследуемому необходимо закодировать символом картинки по образцу.

Методы психологической саморегуляции

Название метода

Назначение метода

Суть упражнений

Для снижения степени напряжения и последующего расслабления (релаксации) основных мышечных групп тела, и, как следствие уменьшение эмоционального

Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Происходит полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе и усиление кровенаполнения сосудов. Возникает ощущение тепла и тяжести, размягчения, чувство покоя и отдыха. Названные ощущения — следствие устранения остаточного, обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов нужной области организма и, соответственно, усиления обменных и восстановительных процессов.

Способствует дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну; или же оказывает активирующее воздействие.

Упражнения состоят в многократном проговаривании вполголоса или вслух словесных формулировок и формировании устойчивых связей между «самоприказами» и возникновением определенных состояний. Например, «Я могу сделать…», «Я должен(а) преодолеть…»

Стимуляция познавательных процессов, повышение концентрации внимания.

Упражнение состоит в мысленном проживании ситуации с воспроизведением в воображении всех мышечных и пространственных ощущений, связанных с действиями тела.

Сенсорная репродукция образов.

Расслабление и возможностью последующей активизации своего состояния.

Упражнение состоит в оперировании образными представлениями объектов и целостных ситуаций, которые обычно ассоциируются с отдыхом. Например, необходимо в деталях представить лесную поляну, как Солнце греет тело, как поют птицы и как легко дышится в лесу.

Способы саморегуляции и профилактики негативных функциональных состояний (НФС)

Характерная ситуация

Признаки (психологические и поведенческие)

Способы саморегуляции и профилактики

Стресс

Нормально испытывать данное состояние в ситуациях как радости, так и страха.

Сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность.

Головные боли, бессонница, нарушение пищеварения, учащенный пульс, дрожание в голосе, ускоренная или замедленная речь.

Монотония

При длительном выполнении однотипных задач (например, контроль показаний приборов).

Состояние скуки, безразличия, сонливости.

Слишком сильная расслабленность в теле, отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.

Утомление

При повышенной нагрузке, наличии большого количества неотложных дел, длительном отсутствии отдыха.

Чувство неуверенности, раздражительность, снижение внимания.

Побледнение кожи, повышенное выделение пота, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.

Пресыщение

Во время выполнения однообразной, малосодержательной деятельности.

Потеря интереса к работе, активное желание ее сменить, а также чувство раздражения и отвращения к выполняемой деятельности.

Снижение частоты сердечных сокращений.

ЛИТЕРАТУРА:

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.

3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Изд-во ИП РАН, 2003.

4. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 12. — С. 15–18.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

6. Кулганов В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — № 100. — С. 131–142.

7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

8. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — Вып. 4.

9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *