для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Исследование уровня экзаменационного стресса у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест «Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?»

За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».

3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку».

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

Сложите набранные баллы.

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Психодиагностика «Исследование уровня экзаменационного стресса у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ». Диагностика на исследование уровня экзаменационного стресса. Предназначена для обучающихся 9 и 11 классов. Включает в себя:

Упражнение 1. Экзамен и здоровье (А.В. Микляева, П.В. Румянцева)

Упражнение 2. Лесенка

Упражнение 3. Воздушная медитация (Майк Джордж)

Упражнение 4. Психологическая техника «Созидающая визуализация».

Номер материала: ДБ-1227848

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Стресс перед экзаменами

Что такое экзаменационный стресс?

Экзамен – это проверка знаний в условиях легкого стресса. Легкий стресс считается даже полезным: он стимулирует защитные функции организма. Но продолжительное, превышающее пределы «здоровой стимуляции» напряжение может иметь серьезные последствия.

Конечно, экзаменационный стресс – это не болезнь, которую нужно лечить, но пребывание в таком состоянии довольно дискомфортно. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.

Признаки экзаменационного стресса:

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Ставим правильные цели

Всем известно, что накануне экзамена – сплошная «каша» в голове, но стоит прийти на экзамен и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным.

Одна из самых главных причин, мешающих людям результативно сдавать экзамены, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на страхе возможных последствий. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку». Лучше сформулировать цель конкретно: «Я должен доказать теорему или решить задачу».

Поддержка – это важно!

Всеобщим заблуждением является представление, что провал на экзамене — показатель жизненной несостоятельности. При таком ложном восприятии экзамен – это уже не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения и уважения в глазах окружающих.

Чтобы этого избежать, близким людям нужно поддерживать человека, которому предстоит экзамен, уверенность в собственных силах, чтобы он чувствовал, что за спиной надежный тыл, любящие люди. Просто зачастую, близкие и родственники из лучших побуждений часто говорят о недостатках экзаменуемого человека, указывают на ошибки. Однако, люди ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви люди начинают сомневаться во всем.

Как победить экзаменационный стресс?

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

Чтобы исключить предэкзаменационное волнение, важно овладеть техниками расслабления. Те, кто умеет делать это правильно, менее тревожны, менее раздражительны, лучше противостоят не только жизненным неурядицам, но и болезням. Чтобы расслабить тело, надо «расслабить» мысли. В этом помогут дыхательные техники, массаж, музыка, ароматерапия.

Дыхание

Научитесь «дышать животом» (диафрагмальное дыхание). Для тренировки выполняйте серию вдохов и выдохов через нос по приведенной ниже схеме.

На счет 1, 2, 3 – вдох (выпятить живот), грудная клетка неподвижна. На счет 1 – задержать дыхание. На счет 1, 2, 3 – сделать выдох (втянуть живот), грудная клетка неподвижна.

Сделайте дыхательный тренинг ежедневным, и постепенно Вы научитесь использовать его как вариант быстрой релаксации.

Массаж

Делайте массаж стоп. Можно использовать массажер. Если есть возможность, пусть кто-нибудь из близких сделает вам успокаивающий массаж воротниковой зоны.

Музыка

Слушайте приятную музыку. Главное условие: гармоничность и отсутствие резких звуковых эффектов.

Ароматы

Если вы не страдаете аллергией на запахи, купите аромалампу и каждый день «включайте» ее на 30-40 минут. Признанные расслабляющие и снимающие стресс масла — лаванды, розы, ладана, сандала.

Держите в спальне ароматическую подушечку-саше. В качестве набивки подойдут измельченные цветы лаванды, розовые лепестки, хмель.

Принимайте ванну с травами, хвойным экстрактом или морской солью (не дольше 15 минут при температуре воды не ниже 38 град., иначе эффект будет обратным).

Чтобы снять эмоциональное напряжение

Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.

Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета. Переключайтесь на занятия, приносящие удовлетворение.

Если трудно собраться с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходите к изучению трудного материала.

Старайтесь высыпаться и правильно питаться, прогуливаться перед сном. Обязательно проветривайте на ночь комнату, но не выстуживайте ее.

Во время подготовки к экзаменам чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями, которые избавят от напряжения и беспокойства.

Можно представить во всех красках, то, как Вы будете рады успешной сдаче экзаменов.

Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда»: представить все самые страшные и немыслимые подробности и ужасающие последствия (провал на экзамене). Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего.

Эмоциональное напряжение снимает разговор. Поговорит с близким людьми о своих переживаниях. При необходимости, можно записаться на индивидуальную консультацию к психологу.

Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства — сочинение стихов, песен, рассказов и т.п.

Юмор – великий облегчитель стрессов и один из лучших способов избавления от беспокойства.

Поиграйте с любимым домашним пушистым животным (мягкой игрушкой или диванной подушкой). Важно, чтобы поверхность не была абсолютно гладкой и вам было приятно до нее дотрагиваться.

Займитесь самовнушением: «Я всегда, в любой обстановке спокоен и уверен в себе».

Утром, перед экзаменом можно просто перелистать учебник.

Источник

Программа психологической подготовки к ЕГЭ «Луч»

Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Эффективным средством в ситуации стресса, по мнению Г. Селье, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.

ЕГЭ по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются:

Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:

1.Процессуальные (связанные с процедурой):
– недостаточное знакомство с процедурой;
– незнакомое место и незнакомые взрослые.

2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):
– убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ;
– неадекватная самооценка.

3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):
– недостаточный объем знаний;
– недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;
– неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
– неумение оперировать учебным материалом.

Что делать?
Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Как можно повысить свою уверенность? В этом поможет упражнение “Мои ресурсы”. Напишите свои сильные стороны и преимущества. Напротив каждой своей сильной стороны ребенок пишет, как это сможет помочь на экзамене.

Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?”

За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».
3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку».
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

Сложите набранные баллы.

0–4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5–8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9–12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Некоторые упражнения для профилактики стрессоустойчивости на ЕГЭ.

Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш. Подумай и напиши 5–10 ответов на вопрос “Что меня беспокоит и заставляет волноваться перед экзаменом?” (Например, “Большой объем материала по предмету”, “Экзаменационная оценка”, “Ситуация экзамена: ответ на вопросы билета перед преподавателем”, “Боюсь все забыть и перепутать” и т.д).
На обратной стороне листа нарисуйте лесенку, состоящую из 5–10 ступенек (сколько ответов – столько и ступенек). Расположите на ступенях свои ответы по силе переживаемого вами в связи с ними волнения (тревоги).
А теперь предлагаю попробовать подниматься по воображаемым ступенькам и учиться справляться с волнением. Для этого закройте глаза, визуально представьте ситуацию и попытайтесь расслабиться. Интересно кто сумеет добраться до самой верхней ступеньки, и справиться с волнением?

Психологическая техника “Созидающая визуализация”.

Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.
Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:
1. Представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь Ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.
2. Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.
3. Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).
Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.
4. У Вашей визуализации должен быть “хэппи энд”: Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.
При самостоятельном выполнении это упражнение не составит для Вас трудностей.

Упражнение “Список черт”.

Цель: помочь поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.

Инструкция: Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку “плюс” (+) для тех черт, которые соответствуют вашему мнению о себе. Используйте “минус” (-), чтобы отметить черты несвойственные вам, и знак (?), если не уверены в ответе.

Подготовка к экзамену.

Дома, в комнате следует оборудовать место для подготовки к экзамену. Помещение должно быть хорошо освещено, желательно, чтобы преобладали желтые и фиолетовые цвета (картины, коллажи). Далее следуют составить план подготовки к экзаменам, четко определить, что именно будет изучаться в определенное время. Если нет сил или “нет настроения” заниматься, нужно начать с того материала, который лучше усвоен (повторение). Перерыв нужно делать через каждые 40–50 минут, проветривать помещение. Перед экзаменом нужно хорошо выспаться.

Нужно настраивать себя на ситуацию успеха, мысли о провале, незнании заданий, которые попадутся, стараться не замечать.
Перед самим экзаменом не стремиться читаться или учить материал “перед смертью не надышишься”, хорошо выспаться и встать отдохнувшим и бодрым.

Следует внимательно ознакомиться с вопросами и заданиями и начинать отвечать с того вопроса, который кажется легче.

Источник

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к ОГЕ и ЕГЭ «ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Смотреть картинку для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Картинка про для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу. Фото для каких целей проводится тест подвержены ли вы экзаменационному стрессу

«ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА»

Программа «Экзамен без стресса»

Основания для разработки

Программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ» разработана Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., педагогами-психологами СОШ № 287

Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е., Ростовская обл., г. Батайск)

Срок реализации программы

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЕ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЕ и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, формирование внутренней психологической настроенности на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, формирование у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Для этого была разработана программа психологической подготовки участников образовательного процесса к прохождению ГИА «Экзамен без стресса».

Срок реализации: 2016-2020 гг.

Цель программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ОГЕ и ЕГЭ.

Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЕ и ЕГЭ.

Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.

Повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения.

Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

Развитие эмоционально-волевой сферы, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Методы : групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.

Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая работа.

Условия проведения: класс. Группа формируется из учащихся одного класса.

Программа разработана в соответствии с:

Конвенцией ООН о правах ребёнка;

Конституцией Российской Федерации;

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальной Доктриной образования Российской Федерации;

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Диагностическое направление

Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЕ и ЕГЭ

1. Подбор методик для диа-гностики психологической готов-ности учащихся к ОГЕ и ЕГЭ.

2. Отбор критериев и пока-зателей по трем компонентам психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.

3. Проведение диагностики.

4. Анализ полученных резуль-татов.

5. Создание банка методик, приёмов работы по адаптации к ОГЕ и ЕГЭ.

Определение уровня психологической готовности

выпускников к экзамена-ционным испытаниям по трем компонентам психо-логической готовности к ОГЕ и ЕГЭ (самооргани-зация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ОГЕ и ЕГЭ – процессуальный компонент).

Формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.

2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ и решения психологических проблем конкретных учащихся.

1. Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ, планирование занятий с ними.

2. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.

3 Групповые и индивидуальные беседы по проблемам психоло-гической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.

1.Развитие познавательных процессов (памяти, вни-мания учащихся).

2.Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу.

3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЕ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.

1.Занятие – практикум для педагогов «Обучение методам релаксации».

2. Выступление на педсовете по теме «Стресс в работе учителя».

3. Выступление на родительском собрании: «ГИА. Вопросы и ответы», «Поддержка ребенка во время сдачи экзамена», «Как предупредить стресс у ребенка во время подготовки и проведения экзаменов».

4.Индивидуальные консультации для выпускников.

5. Психологические тренинги для учащихся – обучение методам и приёмам эмоционально-волевой регуляции.

7.Работа по запросу родителей и педагогов.

1.Понимание необхо-димости психологического сопровождения ОГЕ и ЕГЭ.

2.Формирование пред-ставлений о мотивационных

установках к организации и проведению ОГЕ и ЕГЭ.

3.Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ОГЕ и ЕГЭ.

4. Готовность и способность субъектов ОГЕ и ЕГЭ к эмоционально – волевой регуляции.

4. Профилактическая работа.

Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЕ и ЕГЭ.

1. Проведение психологических игр на снятие тревожности у учащихся и их родителей.

2. Работа в микрогруппах с учащимися с одинаковыми психологическими проблемами по подготовке к ОГЕ и ЕГЭ.

Создание благоприятных условий для проведения экзаменационных испытаний.

5. Организационно-методическая работа.

Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.

1.Разработка цикла занятий в форме психологического тренинга для учащихся 9 и 11-ых классов с проблемами психологической готовности к ОГЕ и ЕГЭ.

2. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей.

3.Составление программы занятий по релаксации.

4. Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся и родителей.

5. Составление программы мониторинга подготовки и проведения ОГЕ и ЕГЭ.

1.Формирование психоло-гической готовности к ОГЕ и ЕГЭ по ее трем компонентам (личностному, познавательному, и процессуальному).

2.Создание банка методических разработок и наглядности по психоло-гическому сопровождению готовности к ОГЕ и ЕГЭ.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;

психологическая готовность всех участников образовательного процесса к итоговой аттестации;

достижение высокого уровня стрессоустойчивости у выпускников;

информированность участников ЕГЭ и ОГЕ.

Координация и контроль реализации Программы:

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы и Управляющий Совет школы:

анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы, вносит предложения по его коррекции;

осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Тематический план занятий психолого-педагогического сопровождения подготовки к ОГЕ и ЕГЭ.

1 Блок. Сопровождение учащихся

Проблема психологической готовности школьников к ОГЕ и ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:

ГИА имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но еще и личностной и психологической готовности к его выполнению.

Необходимо сохранить здоровье выпускника и физическое и психологическое.

Старшеклассники не всегда реалистично представляют ГИА, нереалистичность установок.

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Эффективным средством в ситуации стресса, по мнению Г. Селье, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.

ГИА по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи экзамена требуются:

высокий уровень организации деятельности,

высокая и устойчивая работоспособность,

высокий уровень концентрации внимания.

Все трудности при подготовке к ГИА можно разделить на три типа:

1.Процессуальные (связанные с процедурой):

недостаточное знакомство с процедурой;

незнакомое место и незнакомые взрослые.

2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):

убеждения и предрассудки, связанные с ГИА;

3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):

недостаточный объем знаний;

недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;

неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;

неумение оперировать учебным материалом.

Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь.

Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым.

Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии – например, непременно решить задания группы С, не доделав задания группы.

Очень важно рационально оценивать время, которое потребуется для написания ГИА. Неумение планировать свое время приводит к возникновение страха не успеть, а это отрицательно влияет на результат. Поэтому важно не только осваивать работу с тестами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ – лишь начало диалога о психологической готовности старшеклассников к сдаче экзамена. Она эффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. Программа успешно совмещает в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ГИА, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.

1 Блок. Сопровождение учащихся

ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»

1. Анкета «Самооценка психологической готовности к экзамену» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

2. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»

Цель : сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

3. Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?”

занятие комбинированного типа

диагностика (15 минут)

диагностика ( 15 минут )

ЗАНЯТИЕ 2-3. ТЕМА: «СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»

1. Упражнение «Привет и комплимент в подарок»

Цель : развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

2. Методика изучения эмоциональной напряжённости.

3. Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель : снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

4. Упражнение «Список черт»

Цель : помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.

занятие комбинированного типа

упражнение (10 минут)

диагностика ( 10 минут )

упражнение (10 минут)

упражнение (10 минут)

Мини-лекция. «Способы снятия нервно-психического напряжения»

2. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Цель : обучить снимать напряжение приемлемым способом.

3. Упражнение «Ааааа и Иииии»

Цель : развитие позитивного образа «Я»; поднять настроение, вселить оптимизм.

Цель : избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

упражнение (10 минут)

упражнение (10 минут)

ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: «ПОВЕДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ»

1. Упражнение «Приветственное письмо»

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

2. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»

Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.

3. Упражнение «Чего я хочу достичь»

Цель: настроить на успех, развивать актерский талант.

4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

занятие комбинированного типа

упражнение (5 минут)

упражнение (15 минут)

диагностика (15 минут)

ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: «КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»

1. Упражнение «Групповое приветствие»

Цель: развитие коммуникативных навыков, группового взаимодействия, выявление лидерских тенденций, снятие напряжения.

2. Мини-лекция «Как справиться со стрессом»

Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.

3.Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее.

4. Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.

Цель: выяснить, подвержен ли выпускник стрессу.

занятие комбинированного типа

упражнение (7 минут)

упражнение (13 минут)

диагностика ( 7 минут )

диагностика ( 8 минут )

ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: «КАК ПОВЫСИТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»

1. Упражнение «Эксперимент»

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

2. Упражнение «Я хвалю себя за то, что. »

Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.

3. Дискуссия в малых группах

Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам.

4. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия.

занятие комбинированного типа

упражнение (7 минут)

упражнение (7 минут)

дискуссия (20 минут)

упражнение (10 минут )

ЗАНЯТИЕ 7. ТЕМА: «КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

2. Дискуссия в малых группах

Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам.

3. Упражнение «Найди свою звезду»

Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

5. Упражнение «Итоги дня»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.

занятие комбинированного типа

упражнение (10 минут )

дискуссия (15 минут)

упражнение (15 минут )

упражнение (5 минут )

ЗАНЯТИЕ 8. ТЕМА: «ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ»

1. Дискуссия в малых группах

Цель: закрепление теоретического материала.

2. Упражнение «Дождь в джунглях»

Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.

3. Упражнение «Сердце нашей группы»

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия, сплоченности.

4. Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.

занятие комбинированного типа

дискуссия (20 минут)

упражнение (10 минут)

упражнение (10 минут)

упражнение (5 минут)

ЗАНЯТИЕ 9. ТЕМА: «КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ»

1. Упражнение «Мои лица»

Цель: помочь обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

2. Упражнение «Миллион алых роз»

Цель: создание в группе обстановки взаимной любви, а также дружеских отношений.

3. Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»

Цель: научить управлять эмоциями.

4. Упражнение «Декларация моей самоценности»

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

занятие комбинированного типа

упражнение (10 минут )

упражнение (10 минут )

упражнение (15 минут )

2 Блок. Сопровождение педагогов

Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания психологических особенностей развития и трудностей, возникающих у выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их поддержки не только школьным психологом, но и учителем.

В реализации данного направления школьным педагогом-психологом может быть использовано несколько форм работы:

1. Индивидуальное и групповое консультирование. Использование данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ОГЕ и ЕГЭ. В данной форме работы можно дать советы учителям по контролю стрессовых состояний для поддержки учеников на уроках, раскрыть особенности работы с детьми из группы риска, рассказать о способах создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.

2. Участие в педсоветах. Педагог-психолог обязан принимать участие в педсоветах не только в рамках психологического сопровождения подготовки к экзаменам, но и в рамках общей работы в школе. Однако, участие в педсоветах по подготовке к ОГЕ и ЕГЭ является особенно важным, позволяя раскрыть для всех педагогических работников образовательного учреждения роль педагога-психолога в подготовке к экзаменам, распределить ответственность между учителем и психологом в данной работе, позволить осознать всем необходимость психологического сопровождения подготовки к экзаменам.

3. Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

4. Информационная поддержка. Как и в случае работы с учениками, информационная поддержка учителей заключается в выпуске материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы.

2.Блок. Сопровождение педагогов

Лекция: «Стресс в работе учителя»

выступление на педагогическом совете

Рекомендации педагогам по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников и их родителей

Занятие – практикум «Обучение методам релаксации» (игровая форма)

Готовим к ГИА. Стратегии работы с детьми групп риска.

Занятие с учителями выпускных классов

Обсуждение диагностики учащихся и рекомендации по методам работы

3 Блок. Сопровождение родителей

Еще одним направлением работы школьного педагога-психолога является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.

К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.

Основные направления работы школьного педагога-психолога с родителями выпускников.

1. Индивидуальное и групповое консультирование. Проведение консультационных мероприятий с родителями выпускников по интересующим их темам.

3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам.

3 Блок. Сопровождение родителей

Лекции: «ГИА. Вопросы и ответы». «Поддержка ребенка во время сдачи экзаменов»

Лекция «Как предупредить стресс у ребенка во время подготовки и проведения экзаменов». Диагностика «Стрессовое состояние»

занятие комбинированного типа

Рекомендации родителям по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации. «Период экзаменов. Помогаем детям»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *