для каких объектов устанавливаются технологические регламенты в области охраны окружающей среды
Для каких объектов устанавливаются технологические регламенты в области охраны окружающей среды
Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нормативными документами, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля;
ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью;
технологические показатели наилучших доступных технологий.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
2. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) статья 23 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.
Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.
4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:
5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения Минстроя России о целесообразности использования при проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение поселений, городских округов, требований к нормированию состава и свойств сточных вод, исходя из технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (в том числе при разработке и реализации инвестиционных программ, планов снижения сбросов указанных организаций), направленные письмом Минстроя России от 5 февраля 2018 г. N 3708-АЧ/04
Информация об изменениях:
5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Для каких объектов устанавливаются технологические регламенты в области охраны окружающей среды
Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23
1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.
4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Для каких объектов устанавливаются технологические регламенты в области охраны окружающей среды
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДСТВО ПО ВКЛЮЧЕНИЮ АСПЕКТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ
Ecological management. Guide for the inclusion of environmental aspects in technical regulations
Дата введения 2009-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс» при участии Технического комитета по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью:
а) пробудить сознательное отношение организаций к тому, что требования технических регламентов на продукцию и связанные с ней процессы изготовления и эксплуатации могут как положительно, так и отрицательно влиять на окружающую среду;
б) в общих чертах обрисовать связь между техническими регламентами, стандартами на продукцию и связанные с ней процессы с окружающей средой;
в) помочь избежать установления в технических регламентах и стандартах требований, которые могут привести к неблагоприятным воздействиям на окружающую среду;
г) подчеркнуть, что включение экологических аспектов в технические регламенты и стандарты является сложным процессом, который требует равного отношения к конкурирующим приоритетам;
д) рекомендовать использовать анализ жизненного цикла и признанные научные методы анализа в случае, когда экологические аспекты касаются продукции и связанных с ней процессов, являющихся объектами технического регулирования.
Для достижения указанных целей в настоящем стандарте:
а) приведены общие принципы разработки технических регламентов на продукцию и связанные с ней процессы, позволяющие достичь необходимый баланс между возможностью функционирования продукции и ее воздействием на окружающую среду;
б) указаны общие пути анализа взаимосвязи требований технических регламентах на продукцию с ее воздействием на окружающую среду в течение жизненного цикла;
в) указаны способы оценки воздействий на окружающую среду при выполнении требований технических регламентов;
г) приведены некоторые способы уменьшения негативных воздействий на окружающую среду, являющихся следствием выполнения требований технических регламентов на продукцию.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Руководства ИСО 64:1997 «Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает руководство по включению экологических аспектов в технические регламенты на продукцию и связанные с ней процессы и распространяется на хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями любых форм собственности.
Настоящий стандарт не распространяется на технические регламенты на оборонную продукцию, а также на ядерные, химические и биологические объекты.
2 Термины и определения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
экологический аспект (аспект окружающей среды): Элемент деятельности организации, выпускаемой ею продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
предотвращение загрязнения: Использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса и механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов.
2.2 Дополнительные термины и определения, отражающие специфику применения этих терминов в настоящем стандарте, приведены в приложении А.
3 Общие принципы разработки технических регламентов
3.1 Контрольный перечень вопросов
Прежде чем приступить к разработке технических регламентов рекомендуется дать ответы на следующие вопросы, позволяющие правильно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные инструменты и механизмы технического регулирования:
а) была ли идентифицирована проблема?
б) были ли рассмотрены все варианты решения проблемы?
в) рассматривались ли содержание и необходимость разработки технических регламентов?
г) рассматривались ли технические регламенты и/или стандарты, устанавливающие требования к эксплуатационным характеристикам?
д) рассматривались ли международные стандарты и обязательства?
е) рассматривались ли механизмы оценки соответствия?
ж) рассматривались ли методы анализа и способы управления процессом технического регулирования?
и) были ли проведены необходимые консультации?
3.2 Идентификация проблемы
Первым этапом разработки технических регламентов должна быть точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В [1, статья 2.2] определено, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:
— требования национальной безопасности;
— предотвращение недобросовестной деятельности;
— охрана здоровья и безопасность человека, животных, растений, а также иные аспекты охраны окружающей среды.
Необходимость вмешательства правительственных органов в какую-либо область технического регулирования определяют исходя из того, соответствует ли это вышеуказанным критериям.
Однако даже соответствие вышеуказанным критериям не означает, что вмешательство органов власти принесут необходимые результаты. Также необходимо определить основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без вмешательства правительственных органов.
Точное определение проблемы уменьшает риск выбора неадекватного варианта вмешательства правительственных органов или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность чрезмерного регулирования, которое возникает в том случае, если область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы, что приводит к дополнительным затратам, например из-за увеличения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.
В целом право регулирования рыночных вопросов целесообразно предоставить частному сектору, так как это обеспечит принятие решений, соответствующих интересам большинства заинтересованных сторон. Саморегулирование рынка является наиболее эффективным, так как обеспечивает оптимальное расходование ресурсов и приносит максимальную пользу обществу. Правительственные органы не всегда должны вмешиваться в решение рыночных проблем, особенно если проблемы могут быть разрешены самостоятельно, например, в результате давления общественности на частный сектор с целью прекратить загрязнение окружающей среды.
3.3 Типичные проблемы рынка
Результатом компромиссов, достигаемых сторонами на рынке, отражающимся на третьих лицах, являются отрицательные или положительные воздействия на окружающую среду. При этом воздействия могут быть не учтены при планировании производственного процесса. Число воздействий может быть большим или малым. Примером отрицательного воздействия является загрязнение окружающей среды в результате производственного процесса, при котором факт загрязнения не влияет на затраты производителя. Правительственные органы могут использовать экономические рычаги, побуждающие производителей уменьшать число негативных воздействий на окружающую среду или, в противном случае, заставляющие платить за нанесенный ущерб.
Другой проблемой является недостаток информации. Если производители или потребители не обладают полной информацией для принятия решения, то принимаемые решения могут оказаться неоптимальными. Правовые вопросы доступа к информации в экологической сфере рассмотрены в приложении Б. Например, если потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или услуги, это может привести к снижению цен на них и вынудит производителей высококачественной продукции уйти с рынка.
После определения проблемы необходимо оценить ее важность. Чаще всего для этого используют метод оценки риска. Данный метод заключается в определении различных рисков, связанных с конкретной ситуацией или процессом. При этом необходимо также определять риск, связанный с невыполнением установленных правил действия.
В [1] установлено, что необходимо определять все риски, которые приведут к недостижению поставленных легитимных целей. При оценке таких рисков должна рассматриваться доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции.
Наличие проблемы само по себе не является обязательным требованием для вмешательства правительственных органов. Перед тем как принять окончательное решение, должны быть рассмотрены различные возможные варианты как с использованием, так и без использования технических регламентов.
3.4 Ключевые вопросы при идентификации проблемы
Идентификация проблемы заключается в получении ответов на следующие вопросы:
а) какие цели преследуют правительственные органы?
б) в чем суть проблемы?
в) каковы истоки проблемы?
г) насколько значима проблема?
д) кого она затрагивает?
е) почему рынок сам не может решить эту проблему?
ж) почему требуется вмешательство правительственных органов?
и) каковы могут быть варианты решения проблемы?
Если вмешательство правительственных органов в той или иной форме признано необходимым, следует точно определить цели предпринимаемых ими действий. Эти цели должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах их достижения. Знание истоков рассматриваемой проблемы помогает выбрать то решение, которое в наибольшей степени соответствует поставленным целям.
Чтобы быть уверенным в оптимальности предпринимаемых правительственными органами действий, необходимо удостовериться, что все возможные варианты проанализированы и оценены. Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных альтернативных решений, которые также должны быть рассмотрены.
Такие альтернативные решения включают в себя:
Для каких объектов устанавливаются технологические регламенты в области охраны окружающей среды
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 февраля 2019 года N 89
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2017, N 31, ст.4774, ст.4829; 2018, N 1, ст.47, ст.87; N 30, ст.4547; N 31, ст.4841) и подпунктом 5.2.38 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 7, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; N 28, ст.4741; N 29, ст.4816; N 8, ст.5564; N 39, ст.5658; N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163; 2018, N 26, ст.3866; N 27, ст.4077; N 30, ст.4735; N 45, ст.6949; N 46, ст.7056, N 52, ст.8274),
Утвердить Правила разработки технологических нормативов согласно приложению.
Исполняющий обязанности Министра
в Министерстве юстиции
4 апреля 2019 года,
регистрационный N 54273
Приложение
к приказу Минприроды России
от 14 февраля 2019 года N 89
Правила разработки технологических нормативов
6. Результатом разработки технологических нормативов являются расчеты технологических нормативов, которые включаются в заявку на получение комплексного экологического разрешения или заявку на пересмотр комплексного экологического разрешения.
7. Расчет технологических нормативов для объектов технологического нормирования должен содержать:
а) определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ;
б) анализ объектов технологического нормирования;
в) определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ объектов технологического нормирования и технологических нормативов;
г) приложение (в случае необходимости).
8. Определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ осуществляется посредством анализа имеющейся технической документации, регламентирующей проведение технологических операций (проектная (конструкторская) документация, технологические регламенты, руководства (инструкции) по эксплуатации, схемы, технические условия и другая эксплуатационная документация) по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг для действующих объектов или проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов и сравнения с соответствующим справочником НДТ.
Результатом определения объектов технологического нормирования и маркерных веществ являются:
а) перечень выявленных объектов технологического нормирования;
б) перечни маркерных веществ, в отношении которых будут рассчитываться технологические нормативы для каждого объекта технологического нормирования и объекта ОНВ.
10. Определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого объекта технологического нормирования осуществляется в целях оценки соответствия технологических показателей выбросов, сбросов объекта технологического нормирования технологическим показателям НДТ.
Определение технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для действующих объектов технологического нормирования включает:
б) расчет годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества для объекта технологического нормирования;
в) определение величины годового выпуска продукции;
г) расчеты удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного загрязняющего вещества в расчете на единицу производимой продукции;
д) определение значений технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для объекта технологического нормирования.
11. Показатели выбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов, показатели сбросов маркерных веществ для каждого выпуска сточных вод в составе объекта технологического нормирования определяются с использованием данных, указанных в пункте 9 настоящих Правил.
12. Величины годового валового выброса, годовой массы сброса (т/год) каждого маркерного вещества для объекта технологического нормирования рассчитываются как сумма массы выбросов маркерного вещества всех стационарных источников выбросов, сумма массы сбросов маркерного вещества всех выпусков сточных вод в составе объекта технологического нормирования.
Официальный сайт Бюро наилучших доступных технологий: (http://burondt.ru/NDT/NDTDocsDetail.php?UrlId=815&etkstructure_id=1872).
13. Величина годового выпуска продукции определяется как показатель максимального объема произведенной продукции на объекте технологического нормирования в течение года за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов.
14. Расчеты удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного вещества в расчете на единицу производимой продукции осуществляются путем деления годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции на объекте технологического нормирования.
15. Результаты определения показателей выбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов, показателей сбросов маркерных веществ для каждого выпуска сточных вод, величины годового выпуска продукции и расчетов годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества, удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного вещества в расчете на единицу производимой продукции для каждого объекта технологического нормирования оформляются в виде таблиц, рекомендуемые образцы которых приведены в таблице 1 и таблице 2 в приложении к настоящим Правилам.
16. Определение значений технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для действующего объекта технологического нормирования в случае, если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов, массы сбросов маркерных веществ на единицу производимой продукции, осуществляется в следующем порядке:
а) значения технологических показателей для выбросов, сбросов маркерного вещества для действующего объекта технологического нормирования принимается равным удельным значениям массы выбросов, массы сбросов этого вещества;
б) в случае если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества действующего объекта технологического нормирования меньше технологического показателя НДТ по выбросам, сбросам данного маркерного вещества или равен ему, значения технологического норматива для выбросов, сбросов по данному маркерному веществу (т/год) определяется путем умножения технологического показателя для выбросов, сбросов действующего объекта технологического нормирования на величину годового выпуска продукции;
в) в случае если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества для действующего объекта технологического нормирования превышает технологический показатель НДТ по выбросам, сбросам данного маркерного вещества, значение технологического норматива для выбросов, сбросов по данному маркерному веществу (т/год) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на величину годового выпуска продукции объекта технологического нормирования.
17. Определение значений технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для действующего объекта технологического нормирования в случае, если технологические показатели НДТ по выбросам, сбросам установлены в виде концентраций маркерных веществ, осуществляется в следующем порядке:
а) в качестве технологического показателя для выбросов, сбросов маркерного вещества действующего объекта технологического нормирования принимается наибольшее значение концентрации данного вещества в выбросах стационарных источников, выпусках сточных вод в составе объекта технологического нормирования, определенных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
б) в случае, если технологический показатель для выбросов, сбросов действующего объекта технологического нормирования по маркерному веществу меньше технологического показателя НДТ данного маркерного вещества или равен ему, значение технологического норматива данного маркерного загрязняющего вещества (т/год) определяется путем умножения удельного значения массы выбросов, массы сбросов этого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции;