для каких организмов характерно хемотрофное питание
Для каких организмов характерно хемотрофное питание?
Наверное, корректнее начало вопроса сформулировать как «Что использует..», а не кто.
Такой способностью обладают растения: в процессе фотосинтеза при непосредственном участии солнечной энергии синтезируются органические вещества из углекислого газа и воды. При этом в атмосферу растения выделяют кислород.
Но есть несколько (кроме двоякого питания у некоторых водорослей) черт, которые отличают водоросли от других групп растений:
— Нет у водорослей и четкой сосудистой системы (для макроводорослей).
Кстати, эти характеристики не позволяются водорослям жить нигде, кроме влажных местообитаний (поэтому они так и названы водо. росли, то есть растущие в воде)
— для микроскопических водорослей характерно отсутствие органов полового размножения или они состоят из одной клетки
— дифференциации тканей и органов нет (для микроскопических)
— для зиготы не характерно многоклеточное строение (для микроскопических)
— отсутствуют устьица (для всех видов)
Кстати, в группе выделяются как эукариоты, так и прокариоты (последние все же чаще относят к бактериям, чем к водорослям.
Автотрофы и гетеротрофы
Сходство и различие фотосинтеза и хемосинтеза
ВНИМАНИЕ! Разница между авто- и гетеротрофами состоит в способе получения органических веществ («получают готовые» или «делают сами»). Энергию для жизнедеятельности и авто-, и гетеротрофы получают путем дыхания.
Сравнение дыхания и фотосинтеза
Дыхание:
1) энергетический обмен, энергия выделяется
2) глюкоза окисляется в цитоплазме и митохондриях
3) кислород поглощается, углекислый газ выделяется
Фотосинтез:
1) пластический обмен, энергия запасается
2) глюкоза синтезируется в хлоропластах
3) кислород выделяется, углекислый газ поглощается
Дыхание у растений
1) Происходит во всех живых клетках круглосуточно (фотосинтез – только в зеленых клетках и только на свету).
2) При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Кислород окисляет глюкозу, созданную при фотосинтезе, получается энергия АТФ.
3) После полива рекомендуется рыхлить почву, чтобы к корням лучше поступал кислород. Если в земле не будет воздуха, то корни задохнутся, и растение погибнет.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой организм по способу питания относят к гетеротрофам?
1) хламидомонаду
2) ламинарию
3) пеницилл
4) хлореллу
Выберите один, наиболее правильный вариант. Бактерии гниения являются по способу питания организмами
1) хемотрофными
2) автотрофными
3) гетеротрофными
4) симбиотическими
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие организмы преобразуют энергию окисления неорганических веществ в макроэргические связи АТФ?
1) фототрофы
2) хемотрофы
3) гетеротрофы
4) сапротрофы
АВТОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. К автотрофам относят
1) споровые растения
2) плесневые грибы
3) одноклеточные водоросли
4) хемотрофные бактерии
5) вирусы
6) большинство простейших
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов являются автотрофами?
1) мукор
2) нитрифицирующие бактерии
3) дрожжи
4) цианобактерии
5) железобактерии
6) сенная палочка
АВТОТРОФЫ КРОМЕ
1. Определите два организма, «выпадающих» из списка автотрофных организмов, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Амеба обыкновенная
2) Венерина мухоловка
3) Пинуллярия зеленая
4) Инфузория туфелька
5) Спирогира
2. Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) хламидомонада
2) хвощ полевой
3) подосиновик
4) кукушкин лён
5) дрожжи
3. Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) серобактерия
2) спирогира
3) мухомор
4) сфагнум
5) бактериофаг
4. Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) цианобактерия
2) амёба
3) ламинария
4) сфагнум
5) пеницилл
2. Установите соответствие между характеристикой и способом питании организмов: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) источником углерода служит углекислый газ
Б) сопровождается фотолизом воды
В) используется энергия окисления органических веществ
Г) используется энергия окисления неорганических веществ
Д) поступление пищи путем фагоцитоза
3. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) захватывают пищу путём фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путём фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключённую в пище
2. Установите соответствие между организмом и типом питания: 1) автотрофное, 2) гетеротрофное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосна сибирская
Б) кишечная палочка
В) амебa человеческая
Г) пеницилл
Д) хвощ полевой
Е) хлорелла
3. Установите соответствие между одноклеточным организмов и типом питания, который для него характерен: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) холерный вибрион
Б) железобактерия
В) малярийный плазмодий
Г) хламидомонада
Д) цианобактерия
Е) дизентерийная амёба
4. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) бычий цепень
В) хвощ полевой
Г) серобактерия
Д) зеленый кузнечик
5. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлорелла
Б) лягушка
В) шампиньон
Г) папоротник
Д) ламинария
СОБИРАЕМ 6:
А) мукор
Б) нитрифицирующие бактерии
В) трутовик
Г) бактерии гниения
Д) дрожжи
ХЕМОТРОФЫ
Хемосинтезирующие бактерии способны получать энергию из соединений всех элементов, кроме двух. Определите два элемента, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Азот
2) Хлор
3) Железо
4) Магний
5) Сера
2. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) используется энергия окисления неорганических веществ
Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
Е) используется кислород для окисления
2. Установите соответствие между примерами и способами питания живых организмов: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) нитрифицирующая бактерия
В) хлорелла
Г) серобактерии
Д) железобактерии
Е) хлорококк
3. Установите соответствие между примерами и типами питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) цианобактерии
В) железобактерии
Г) сфагнум
Д) спирогира
2. Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум
2. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) синтезируется глюкоза
Б) окисляются органические вещества
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии
3. Установите соответствие между процессом и видом обмена веществ в клетке: 1) фотосинтез, 2) энергетический обмен
А) образование пировиноградной кислоты (ПВК)
Б) происходит в митохондриях
В) фотолиз молекул воды
Г) синтез молекул АТФ за счет энергии света
Д) происходит в хлоропластах
Е) синтез 38 молекул АТФ при расщеплении молекулы глюкозы
4. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза: 1) дыхание, 2) фотосинтез
А) осуществляется в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества
5. Установите соответствие особенностями и между процессами: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) АТФ образуется в хлоропластах
Б) происходит во всех живых клетках
В) АТФ образуется в митохондриях
Г) конечные продукты – органические вещества и кислород
Д) исходные вещества – углекислый газ и вода
Е) энергия высвобождается
6. Установите соответствие между процессами и их особенностями: 1) дыхание, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кислород поглощается, а углекислый газ и вода выделяются
Б) органические вещества образуются
В) происходит в хлоропластах на свету
Г) углекислый газ и вода поглощаются, а кислород выделяется
Д) происходит в митохондриях на свету и в темноте
Е) органические вещества расщепляются
А) Побочным продуктом химических реакций является кислород.
Б) Органические вещества в результате процесса расходуются
В) Процесс сходен с горением.
Установите соответствие между характеристиками и процессами, схемы которых представлены на рисунке: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Процесс разделяют на темновую и световую стадии.
Б) Первая стадия процесса происходит в цитоплазме.
В) Происходит у любых аэробных эукариот.
Г) Процесс происходит при участии хлорофилла.
Д) В ходе процесса расщепляется вода.
Е) Конечные продукты – CO2 и вода.
Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: 1) митохондрия, 2) хлоропласт. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) восстановление углекислого газа до глюкозы
Б) синтез АТФ в процессе дыхания
В) первичный синтез органических веществ
Г) превращение световой энергии в химическую
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды
Лабораторное растение производит путем фотосинтеза 8 г глюкозы в минуту, на диссимиляцию оно расходует 2 г глюкозы в минуту. Растение продержали 10 минут на свету, а затем 10 минут в темноте. На сколько увеличится содержание глюкозы в растении по сравнению с исходным состоянием? В ответ запишите только количество грамм глюкозы.
Установите соответствие между признаками органоида и органоидом, для которого эти признаки характерны: 1) Хлоропласт, 2) Митохондрия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Содержит зелёный пигмент
Б) Состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гран
В) Преобразует энергию света в химическую энергию
Г) Состоит из двойной мембраны и крист
Д) Обеспечивает окончательное окисление питательных веществ
Е) Запасает энергию в виде 38 моль АТФ при расщеплении 1 моль глюкозы
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе дыхания растения обеспечиваются
1) энергией
2) водой
3) органическими веществами
4) минеральными веществами
Выберите один, наиболее правильный вариант. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа
Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания используют кислород, который поступает в клетки и обеспечивает
1) окисление неорганических веществ до углекислого газа и воды
2) окисление органических веществ с освобождением энергии
3) синтез органических веществ из неорганических
4) синтез белка из аминокислот
Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания
1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ
2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
3) накапливают энергию в образующихся органических веществах
4) синтезируют органические вещества из неорганических
Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
1) удобрять солями калия
2) рыхлить до полива и во время полива
3) удобрять азотными солями
4) рыхлить после полива
Проанализируйте текст «Дыхание растений». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ________ (А), а выделяет ________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
1) вода
2) испарение
3) кислород
4) транспирация
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Клетки прокариот, в отличие от клеток эукариот, имеют
1) нуклеотид 3) ядерную мембрану
2) клеточную оболочку 4) плазматическую мембрану
2. Хемотрофное питание характерно для некоторых
1) гетеротрофов 3) паразитов
2) консументов 4) автотрофов
3. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной в F 1 до
1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100%
4 Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют
1) клеточное строение 3) стебель с листьями
2) ткани 4) проводящую систему
5. В каком отделе мозга человека находится центр пищеварения
1) переднем 3) продолговатом
2) среднем 4) промежуточном
6. Какой метод исследования используют в цитологии
1) гибридологический 3) генеалогический
2 ) центрифугирования 4) инбридинг
7. Какой признак живого характерен для вирусов
1) раздражимость 3) обмен веществ
2) возбудимость 4) воспроизведение
8. Эмбриональное развитие млекопитающих начинается с
1) гаструляции 3) формирования бластулы
2) образования зиготы 4) формирования гамет
9. Пыльца цветковых растений формируется в
1) семязачатке 3) тычинках
2) рыльце пестика 4) завязи пестика
10. Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют
1) генофондом 3) фенотипом
2) наследственностью 4) генотипом
11. У человека венозная кровь в малом круге течет по
1) артериям 3) аорте
2) мелким венам 4) полым венам
12. Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации
1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви
2) Плоские черви 4) Круглые черви
13. Бактерии гниения по типу питания относятся к
1) хемосинтетикам 3) сапротрофам
2) фотосинтетикам 4) симбионтам
14. Структура глаза, регулирующая поступление света на рецепторы
1) зрачок 3) роговица
2) сетчатка 4) стекловидное тело
15. Свойство организмов приобретать новые признаки – это
1) наследственность 3) развитие
2) размножение 4) изменчивость
16. Хлоропласты играют важную роль в жизни большинства
1) бактерий 3) шляпочных грибов
2) беспозвоночных животнх 4) растений
17. Двустороннюю симметрию тела имеет
2) планария 4) актиния
18. Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон ААГ на т-РНК и триплет
1) ААГ 2) ТЦУ 3) ЦЦУ 4) УУЦ
19. Развитие с полным превращением характерна для
1) саранчи 3) пауков
20. Какая ткань учавствует в транспорте кислорода и углекислого газа
1) нервная 3) эпителиальная
2) мышечная 4) соединительная
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДВ-121892
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое хемотрофы? Определение, типы и примеры
Суть фотосинтеза
Этот процесс происходит только в зеленых пластидах – хлоропластах, которые и обусловливают соответствующий цвет определенных органов растений. Необходимым условием также является наличие света, воды и углекислого газа.
Растения – это автотрофы, которые осуществляют сложную химическую реакцию. Но суть ее проста: из воды и двуокиси углерода получают углевод глюкозу и кислород. Их роль в природе переоценить просто невозможно. Ведь автотрофы – это организмы, благодаря которым возможен процесс дыхания, а значит, и существование всего живого на планете.
Фотосинтез является достаточно сложным процессом, протекающим в две фазы. Первая происходит на свету, вторая – в темноте, но обязательно в хлоропластах зеленых листьев. Углекислый газ проникает в них через отверстия в покровной ткани, которые называются устьицами. С их помощью также происходят дыхание и транспирация – испарение воды с поверхности растения.
Глюкоза, полученная в результате фотосинтеза, является простым углеводом – моносахаридом. Если молекулы этого вещества многократно соединяются, образуется сложный биополимер крахмал. Именно он откладывается про запас растениями «на черный день». Это объясняет и тот факт, что вся растительная пища богата углеводами, которые легко начинают расщепляться уже в ротовой полости.
И тут сразу возникает вопрос: а дышат ли сами автотрофы? Ведь этот процесс является противоположным фотосинтезу. Конечно, да, потому что растения – живые существа. Секрет в том, что интенсивность выделения ими кислорода намного больше, чем углекислого газа. Однако, если поместить комнатные растения в помещение, куда не проникает солнечный свет, они будут только дышать. Находиться в таких условиях нежелательно.
Зависимость развития бактерий от питания
Рост и развитие бактерий напрямую зависят не только от внешних условий среды, но во многом и от питания. Обычно это происходит по следующей схеме:
Если на третьей стадии обеспечивать постоянное пополнение питательных веществ и отвод продуктов метаболизма, то получится так называемая непрерывная культура. Ее широко используют в микробиологии.
Примеры автотрофов
Большинство растений относятся к автотрофам. Все автотрофные растения являются фотоавтотрофами. Растения имеют органеллы, называемые хлоропластами, которые позволяют им захватывать солнечный свет, необходимый для фотосинтеза. Растения также получают питательные вещества из воды, различных минеральных веществ в почве (таких как азот и фосфор) и углекислого газа в атмосфере.
Водоросли также имеют хлоропласты и являются фотоавтотрофами. Хотя водоросли выглядеть как растения, они довольно разные. Растения в основном ведут прикрепленный образ жизни — они пускают корни и не двигаются, как только начинают расти. Водорослям не нужно укоренять в одном месте. Кроме того, растения многоклеточные, тогда как водоросли могут быть как многоклеточными, так и одноклеточными.
К фотоавтотрофам и хемоавтотрофам также относятся некоторые бактерии. Цианобактерии, встречающиеся как в водной, так и наземной среде являются примером фотоавтотрофов. Они известны тем, что вызывают цветение воды, которое может быть очень токсичными. Примерами хемоавтотрофных бактерий являются азотфиксирующие бактерии в почве и сероокисляющие бактерии в глубоководных термальных жерлах.
Автотрофы и гетеротрофы: характеристика, сходства и различия
В этой главе мы разберем особенности жизнедеятельности двух основных групп и выясним, чем отличаются автотрофы от гетеротрофов.
Автотрофы – организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества из неорганических. В этой группе оказываются некоторые виды бактерий и почти все организмы, принадлежащие к царству растений. В ходе своей жизнедеятельности автотрофы утилизируют различные неорганические вещества, поступающие извне (углекислый газ, азот, сероводород, железо и другие), задействуя их в реакциях синтеза сложных органических соединений (в основном это углеводы и белки).
Как мы видим, главное отличие гетеротрофов от автотрофов заключается в химической природе необходимых им питательных веществ. Отличается и сущность процессов их питания. Автотрофные организмы затрачивают энергию при преобразовании неорганических веществ в органические, гетеротрофы энергию при питании не затрачивают.
Автотрофы и гетеротрофы разделяются еще на две группы в зависимости от используемого источника энергии (в первом случае) и от пищевого субстрата, используемого микроорганизмами второго типа.
Автотрофы и гетеротрофы занимают определенные позиции в пищевой цепи. Автотрофы всегда являются продуцентами — они создают органические вещества, которые позже проходят путь через всю цепь. Гетеротрофы становятся консументами различных порядков (как правило, в этой категории оказываются животные) и редуцентами (грибы, микроорганизмы).
Пищевая цепь в экосистеме
Иными словами, автотрофы и гетеротрофы образуют между собой трофические связи. Это имеет важнейшее значение для экологической обстановки в мире, поскольку именно за счет трофических связей осуществляется круговорот различных веществ в природе.
Сравнительная таблица характеристик автотрофов и гетеротрофов
Видео
Источники
Критика
А. М. Уголев в 1991 году считал термин «автотроф» неверным, так как все живые существа нуждаются в экзотрофии и не могут быть полными автотрофами. К примеру фотосинтезирющие организмы не способны самостоятельно усваивать неорганический азот. Им были предложены термины абиотроф и биотроф: первым он назвал организмы потребляющие только неорганические вещества, вторым — органические и неорганические. Но между тем существуют абиотрофные системы по типу азотфиксирующие бактерии — растения. Термин «гетеротроф» он предлагал использовать для описания полных, либо частичных биотрофов.
Какие организмы относятся к автотрофам
Энергия света и углекислого газа обеспечивает жизнь подавляющего количества автотрофов – растений, к которым также относятся и мхи.
Водоросли, представляющие собой наиболее древний и простой тип растений, многообразны, а многих из них можно разглядеть только в микроскоп. Даже одноклеточные водоросли, такие как хлорелла, способны к фотосинтезу.
Содержание хлорофилла в клетках – прерогатива не только растений. Некоторые бактерии также содержат этот пигмент и способны синтезировать питательные вещества из световой энергии.
Цианобактерии – одни из древнейших микроорганизмов, питающихся подобным образом и выделяющих кислород. Возможно благодаря им атмосфера молодой Земли наполнилась кислородом миллиарды лет назад.
Микроскопические водоросли и зеленые бактерии способны вступать в симбиоз с грибами. В результате такого взаимодействия образуется симбиотический организм – лишайник.
Каждый участник симбиоза вносит свой вклад – водоросли и цианобактерии добывают питательные вещества с помощью фотосинтеза, а гриб поглощает готовые элементы.
Совмещение различных типов питания встречается не только у лишайников. Некоторые растения помимо автотрофного питания усваивают полезные вещества из тел других организмов – насекомых, мелких животных.
Такие растения называются плотоядными и используют различные виды ловушек для поимки жертвы.
Например, росянка использует клейкие волоски на кончиках листьев, листья венериной мухоловки захлопываются, а ловушка непентеса выглядит как кувшин с крышкой.
Некоторые одноклеточные водоросли также являются миксотрофами. К примеру, клеточная поверхность хламидомонады способна поглощать жидкость со всеми микроорганизмами, что там находятся.
Бактериям эвглены зеленой, чья модель поведения зависит от освещенности, может быть присуща автотрофность или гетеротрофность.
Хемотрофный тип питания распространен гораздо меньше. Энергию, которая выделяется как результат реакции окисления, способны поглощать простейшие микроорганизмы. Их уникальность заключается в независимости от энергии Солнца.
Эти микроорганизмы могут приспосабливаться к экстремальным условиям обитания – на дне океана, куда не проникает свет, в телах живых существ, в горячих гейзерах.
Одноклеточные и многоклеточные организмы
Исходя из количества клеток, выделяют одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Клетки любого организма содержат похожие органоиды и выполняют функции, связанные с метаболизмом и обменными процессами на внутриклеточном уровне.
Промежуточным звеном от одноклеточных к многоклеточным считаются колониальные формы жизни. Они образуются в результате почкования или деления новых клеток, которые не отделяются от материнских, образуя колонии. Коралловые полипы, водоросли пандорина и эвдорина — это пример колониальных форм.
Рис. 1 Один из примеров колониальных форм — коралловые полипы
По классификации организмы подразделяют на 7 Царств. К одноклеточным относят:
Простейшие организм: 1 — Амеба; 2 — Эвглена зеленая; 3 — Клетка микроскопического гриба; 4 — Инфузория туфелька
Хемотрофы
Процесс хемосинтеза, открытый в 1887 году известным русским ученым С. Н. Виноградовым, характерен для особой группы одноклеточных прокариот. К ним относятся железо-, серо- и нитрифицирующие бактерии. Все они окисляют соответствующие нерганические вещества. Так, в результате химической реакции окисления железо превращается из двух- в трехвалентное. А сероводород — в простое вещество, т. е. серу. Нитрифицирующие бактерии имеют особое значение в природе.
При разложении и гниении органики выделяется аммиак. Группа нитрифицирующих бактерий окисляет это вещество до азотной кислоты. Растворяясь в воде, это вещество образует растворимые соли. В результате растения, всасывая их из почвы, обогащаются азотом, наличие которого является необходимым условием развития корневой системы. Таким образом, хемосинтез — это процесс, обеспечивающий необходимыми веществами разные группы организмов одновременно.
Морская жизнь
Беспозвоночные
В этот период произошла Великая ордовикская радиация — событие значительного биоразнообразия (биодиверсификации), которое уступало только Кембрийскому взрыву в значении для ранней истории жизни на Земле.
В течение около 25 млн лет количество морских беспозвоночных организмов по всему миру значительно выросло, появились новые разновидности губок, трилобиты, членистоногих, брахиопод и иглокожих (ранние морские звезды). Одна из теорий заключается в том, что формирование и миграция новых континентов способствовали сохранению биоразнообразия вдоль их мелких береговых линий, хотя, вероятно, повлияли и климатические условия.
С другой стороны эволюционной монеты, конец ордовикского периода ознаменовал собой первое великое массовое исчезновение в истории жизни на Земле (или, скажем, первое, для которого у ученых есть достаточные ископаемые доказательства). Изменение глобальных температур, сопровождающееся резким понижением уровня моря, уничтожило огромное количество видов, хотя морская жизнь в целом восстановилась довольно быстро к началу следующего силурийского периода.
Позвоночные
Практически все, что необходимо знать о жизни позвоночных во время ордовикского периода, заключается в арандасписах и астрасписах. Это были два рода из первых бесчелюстных, слегка бронированных доисторических рыб, размером от 12 до 14 см в длину и смутно напоминающих гигантских головастиков. Костяные пластины арандасписов и его подобных позже развивались в настоящие скелеты. Некоторые палеонтологи также считают, что многочисленные, крошечные червоподобные конодонты, найденные в ордовикских отложениях являются истинными позвоночными; если это так, то, возможно, они были первыми позвоночные на Земле, у которых появились зубы.
Интересные факты
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Все живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой открытые системы, зависящие от поступления веществ и энергии извне. Процесс потребления веществ и энергии называют питанием. Химические вещества необходимы для построения тела, энергия — для осуществления процессов жизнедеятельности.
Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.
Прокариоты | Дробянки | Бактерии | + | + | + | + |
Архебактерии | + | + | + | + | ||
Цианобактерии | + | + | — | — | ||
Эукариоты | Растения | Багрянки | + | — | — | — |
Настоящие водоросли | + | — | — | — | ||
Высшие растения | + | — | Очень редко | ? | ||
Грибы | Низшие | — | — | Редко | + | |
Высшие | — | — | Редко | + | ||
Животные | Простейшие | — | — | + | Очень редко | |
Многоклеточные | — | — | + | + |
Живые организмы в зависимости от типа питания делят на автотрофов и гетеротрофов.
Автотрофы (автотрофные организмы).
Это организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения, некоторые бактерии). Другими словами, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических — углекислого газа, воды, минеральных солей.
В зависимости от источника энергии автотрофы делят на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов.
Фототрофы — организмы, использующие для биосинтеза световую энергию (растения, цианобактерии). Хемотрофы — организмы, использующие для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, железобактерии, серобактерии и др.).
Гетеротрофы (гетеротрофные организмы).
По способу получения пищи гетеротрофы делят на фаготрофов и осмотрофов. Фаготрофы (голозои) заглатывают твердые куски пищи (животные). Осмотрофы поглощают органические вещества из растворов непосредственно через клеточные стенки (грибы, большинство бактерий).
По состоянию источника пищи гетеротрофы подразделяют на биотрофов и сапротрофов.
Биотрофы питаются живыми организмами. К ним относятся зоофаги (питаются животными) и фитофаги (питаются растениями), в том числе паразиты.
Среди них встречаются детритофаги (питаются детритом), некрофаги (питаются трупами животных), копрофаги (питаются экскрементами) и др.
Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному (смешанному типу) питания. Организмы со смешанным типом питания называют миксотрофами. Они могут синтезировать органические вещества из неорганических соединений и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.).
Бактерии
Автотрофными организмами являются и бактерии. И речь идет вовсе не о синезеленых водорослях, содержащих в клетках зеленый пигмент хлорофилл.
Есть особая группа организмов — хемотрофы. Они расщепляют сложные органические соединения до простых, которые могут усваиваться растениями. При разрушении химических связей выделяется определенное количество энергии, которое хемотрофы используют для своей жизнедеятельности. К ним можно отнести азотфиксирующие, железо- и серобактерии. Например, аммиак эти организмы окисляют до нитритов — солей азотистой кислоты, соединения серы — до солей серной кислоты, сульфатов.
Но чаще всего среди бактерий встречается разновидность гетеротрофных организмов — сапротрофы. Для питания они используют остатки отмерших организмов или продукты их жизнедеятельности. Это бактерии гниения и брожения.
Интересным является тот факт, что в природе не существует веществ, которые бактерии не могли бы расщепить.
Автотрофные организмы не всегда способны к образованию органических веществ. Ведь очень часто в природе условия обитания организмов изменяются. Тогда эти процессы становятся просто невозможны. Автотрофы в процессе эволюции приспособились к этому по-своему. Например, одноклеточное животное эвглена зеленая во время неблагоприятного периода способна питаться готовыми органическими веществами. А когда условия обитания нормализуются, она переходит снова к фотосинтезу. Такие организмы называют миксотрофами.
Автотрофные организмы играют важную роль в природе, обеспечивая условия существования для всех остальных царств живой природы.
Классификация живых организмов по способу питания и механизму превращения энергии
Приведите примеры продуцентов,
консументов и редуцентов
*По способу питания
все организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов.
Автотрофы (от греч. autos
— сам) — осуществляют превращение неорганических веществ в органические
(зеленые растения и некоторые микроорганизмы).
Существуют организмы и со смешанным
типом питания, которые П. Пфеффер назвал миксотрофами
(от англ. mix — смешивать).
**По механизму превращения неорганических
веществ в органические среди автотрофов можно выделить фототрофы
и хемотрофы.
Фототрофы осуществляют образование
органических веществ в процессе фотосинтеза (зеленые растения, сине-зеленые
водоросли и др.).Хемотрофы создают органические вещества за
счет энергии химических реакций (серные бактерии и др).
***По отношению к трофическим (пищевым)
связям организмы экосистемы подразделяются на продуцентов, консументов
и редуцентов.
Продуценты (производители первичной
продукции) — организмы-автотрофы, производящие органическое вещество из
неорганических соединений — они представляют комплекс зеленых растений,
обеспечивающих органическим веществом все живое население нашей планеты.
Консументы (от лат. consumo
— потребляю) — организмы-гетеротрофы, потребляющие органические вещества,
созданные продуцентами. К ним относятся животные, большинство микроорганизмов,
частично насекомоядные растения.Редуценты (от лат. reductio — возвращение)
— организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические
вещества, усваиваемые другими организмами. К редуцентам относятся: бактерии,
грибы, сапрофаги, копрофаги, некрофаги и др. Они являются завершающим
звеном биологического круговорота веществ.
Схема переноса вещества и энергии в экосистеме
Итак, экосистема представляет собой
любое непрерывно меняющееся единство, включающее все организмы на данном
участке и взаимодействующее с окружающей средой таким образом, что поток
вещества и энергии создает определенную трофическую структуру, видовое
разнообразие и круговорот веществ внутри системы.
Роль автотрофных и гетеротрофных организмов в биосфере
Некоторые микроскопические организмы являются активными хищниками: амеба обыкновенная способна захватывать добычу своими ложноножками.
Обособленно стоят вирусы, чья жизнедеятельность возможна только в живой клетке. Вне ее вирус не проявляет никаких признаков деятельности, что придает ему сходство с паразитическими формами жизни.
Природа существует, основываясь на принципе равновесия — существование всех форм жизни тесно связано между собой.
Автотрофы питают гетеротрофов, создавая питательные элементы. Консументы, в результате своей жизнедеятельности, способствуют размножению первых, перенося споры и семена, опыляя цветы растений.
Так происходит круговорот веществ и элементов в природе, где каждый организм выполняет свою функцию в пищевой пирамиде.
По способу питания хемосинтезирующих бактерий относят к
1)автотрофам 2)симбионтам 3)сапротрофам 4)фототрофам
Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических соединений с использованием энергии окисления сероводорода до серной кислоты, относят к
1)сапротрофам 2)фототрофам 3)гетеротрофам 4)хемотрофам
К организмам с автотрофным типом питания относят
1)высшие растения 2)животных 3)грибы 4)болезнетворные бактерии
1)гетеротрофам 2)хемотрофам 3)симбионтам 4)паразитам
Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для неё характерен.
А)папоротникообразные Б)железобактерии В)бурые водоросли
Г)цианобактерии Д)зеленые водоросли Е)нитрифицирующие бактерии
Свободный азот из атмосферы способны усваивать
1)травянистые растения 2)микроорганизмы почвы
Бактерии гниения по типу питания относят к
1)хемосинтетикам 2)фотосинтетикам 3)сапротрофам 4)Симбионтам
Нитрифицирующие бактерии относят к
1)хемотрофам 2)фототрофам 3)сапротрофам 4)гетеротрофам
Готовыми органическими веществами питаются организмы
1)автотрофы 2)гетеротрофы 3)хемотрофы 4)фототрофы
Какие организмы используют энергию окисления неорганических веществ для синтеза органических соединений?
1)гетеротрофы 2)симбионты 3)хемотрофы 4)сапротрофы
К автотрофам относятся
К эукариотам, которым свойствен гетеротрофный способ питания, относят
1)растения 2)бактерии 3)грибы 4)бактериофагов
30. Какой способ питания характерен для молочнокислых бактерий?
1)автотрофный 2)гетеротрофный 3)фототрофный 4)хемотрофный
Date: 2016-02-19; view: 727; Нарушение авторских прав
Понравилась страница?Как питаются гетеро-организмыГетеротрофы и автотрофы тесно связаны между собой. Ведь выживание этих микроорганизмов напрямую связано с наличием автотрофных существ. В эту категорию входят и хемотрофы. Выходит, эти прожорливые микросущества потребляют то, что произвели для них автотрофы.
Все гетеротрофы делятся на такие виды. Некоторые виды бактерий-гетеротрофов имеют похожее питание, что и хемосинтетики. Так, они окисляют органические соединения без усвоения кислоты. Такое питание является промежуточным. Однако особенности таких переходных типов организмов, питающихся так же, как и хемотрофы, находят свое применение в различных видах хозяйственной деятельности человека. Какие хемотрофыКлассификация хемотрофовМожно выделить два типа хемотрофов: chemoorganotrophs которые окисляют органические соединения для получения энергии, и хемолитотрофы, которые окисляют неорганические соединения для получения энергии. хемолитотрофов Используйте электроны из неорганических химических источников, таких как сероводород, ионы аммония, ионы железа и элементная сера. Примеры хемолитотрофов включают Acidithiobacillus ferrooxidans, Nitrosomonas, Nitrobactor и Algae. Хемотрофами также могут быть как автотрофы, так и гетеротрофы. Хемоавтотрофы могут быть идентифицированы на дне океана, как подводные вулканы, независимо от солнечного света. Хемосинтетические бактерии заменяют кишки гигантских трубчатых червей, таких как Riftia pachyptila В океане. Рисунок 2: Riftia pachyptila Тип питания фототрофовВосполнение запасов энергии и нужных веществ клеточными организмами осуществляется с питанием. Все разновидности питания, которые сегодня известны науке, встречаются у бактерий. Процесс обмена веществ у живых организмов имеет практически один и тот же механизм, но у микроорганизмов имеется ряд особенностей в этом плане. Световая энергия преобразуется фототрофными микроорганизмами в фотосинтетические пигменты, которые могут быть: Есть теория, что фотосинтез может осуществляться и с другим источником света. В месте подводного термального источника обнаружили серобактерии, которые обитают на глубине ниже 2 км, куда солнечный свет не может проникнуть. Есть предположение, что происходит поглощение световых волн из термального источника бактериохлорофиллом, содержащимся в серобактериях. Главное биологическое назначение фототрофов — это обеспечение всего живого кислородом. Некоторые виды обеспечивают круговорот азота, серы и других веществ в природе. Как видно, микроорганизмы играют большую роль в этом огромном мире. Описание фототрофных организмов и примерыФототрофные организмы еще называют фотосинтезирующими микроорганизмами. Световая энергия, которую поглощают фототрофы, помогает биосинтезу клеточных компонентов и энергозависимым процессам, обеспечивающим рост бактерий.
Фотосинтез происходит в хлоропластах — специальных зеленых пластидах, расположенных в клетках. Хлоропласты содержат в себе хлорофилл, являющийся пигментом, окрашивающим части автотрофов в зеленый оттенок. Процесс происходит только при наличии воды и углекислого газа, выделяющегося из живых организмов при дыхании. Большая часть фототрофов выделяет кислород, который жизненно необходим объектам живой природы. Строение фотосинтетического аппарата большинства фототрофов включает:
Другой группой фототрофов выступают организмы, которые называют фотогетеротрофами. Для них свойственно использование света в качестве источника энергии и органических соединений как источника углерода. Синтез АТФ фотогетеротрофами происходит с помощью фотофосфорилирования. Поскольку эти бактерии не могут фиксировать бесцветный газ, построение биомолекул микроорганизма осуществляется с готовыми органическими соединениями. Группа таких фототрофов включает пурпурные и зеленые несерные бактерии, гелиобактерии, галобактерии и некоторые виды цианобактерий, способные расти гетеротрофно. Гетеротрофы (гетеротрофные организмы)Различают пищеварение в ротовой полости, желудочное и кишечное. В организации процесса переваривания корма у животных и пищи у человека важную роль играют нервная система и железы внутренней секреции. Таким образом осуществляется нервная и гуморальная регуляции пищеварительных процессов. В ротовой полости пища подвергается механической обработке и действию ряда ферментов, в основном, амипазы и мальтазы. Под воздействием соляной кислоты и большого количества ферментов расщепляется большинство сложных органических веществ. В кишечнике происходит дальнейшее химическое превращение питательных веществ и их всасывание. ВыводИ фототрофы, и хемотрофы — две группы питания, встречающиеся в окружающей среде. Оба они встречаются в автотрофной и гетеротрофной формах. Таким образом, их автотрофы производят собственную пищу, а их гетеротрофы — пищу других организмов. Их также можно найти на первичном и вторичном уровнях пищевой цепи. Основное различие между фототрофами и хемотрофами заключается в их источнике энергии.
|