для какого банкира выстроил дворец рафаэль 5 букв сканворд
Рафаэль Санти. Где посмотреть работы Рафаэля в Риме и Флоренции
Рафаэль Санти (Raffaello Sancti) – один из трех титанов эпохи Высокого Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. Рафаэль был выдающимся живописцем, а также архитектором, гений которого выражался в особом умении синтезировать все достижения его современников. В его искусстве сочеталась мягкая грациозность и утонченность живописи Перуджино, загадочность портретов Да Винчи и глубина творческой мысли Микеланджело.
Автопортрет Рафаэля Санти
Рафаэль родился 28 марта (или 6 апреля) 1483 г. в небольшом городе Урбино (регион Марке) в семье Джованни Санти, придворного живописца герцога Монтефельтро. С самого детства будущий гений эпохи Возрождения впитал тягу к прекрасному, а основы живописи перенял от собственного отца. Дом, где жила семья Рафаэля в Урбино, сохранился до сих пор. Сегодня в нем размещается музей – Дом Рафаэля.
Если верить ряду источников, то отец отвез маленького Рафаэля в Перуджу и отдал в обучение к прославленному мастеру Пьетро Перуджино. А в возрасте всего лишь 17-ти лет Рафаэль сам состоялся как признанный художник. В одном из документов, датированных 1500 годом, о нем пишут уже как о мастере – магистре (magister).
К 1504 г. Рафаэль переселился во Флоренцию, которая в то время считалась самым лучшим местом для совершенствования живописной техники. Художник прожил во Флоренции 4 года (этот период творчества художника называется «флорентийским » ), хотя периодически работал и в других близлежащих городах, прежде всего в Перудже и Урбино. Именно во Флоренции Рафаэль впервые познакомился с творчеством своих выдающихся современников – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Фра Бартоломео. Вдохновленный их творчеством, Рафаэль постепенно оставит изящную манеру, перенятую от Перуджино, в пользу более мощных и монументальных форм.
Рафаэль Санти. Где посмотреть его работы во Флоренции
✅ Галерея Палатина (Палаццо Питти)
Всего в коллекции галереи Палатина представлены 12 работ Рафаэля.
✅ Галерея Уффици
Рафаэль Санти. Где посмотреть его работы в Риме
К концу 1508 года Рафаэль (возможно, по совету своего дальнего родственника архитектора Донато Браманте) переезжает в Рим, где поступает на службу к Папе Римскому Юлию II.
✅ Музеи Ватикана ( Апостольский дворец)
В возрасте всего 25-ти лет Рафаэль получил довольно почетный и ответственный заказ от папы Юлия II на роспись комнат (станц) в Апостольском дворце.
Портрет Юлия II, 1511-1512 гг.
Юлий II категорически не желал жить в апартаментах своего предшественника Александра VI Борджиа, которого считал приспешником дьявола. Так как папские покои были украшены портретами и изречениями ненавистного ему Борджиа, Юлий II заказал себе новые апартаменты – станцы, этажом выше.
Всего Рафаэль совместно с помощниками расписал 4 комнаты для Юлия II. Хотя многие поначалу были возмущены тем, что молодому выскочке в этих комнатах было позволено уничтожить росписи предшественников Кастаньо, Пьеро делла Франческа, Синьорелли, Перуджино, Содома и Перуцци, впоследствии станцы стали считаться одним из величайших шедевров Западного искусства.
По мнению исследователей, именно эту комнату Рафаэль расписал практически полностью сам (в то время как росписи других залов, по мере увеличения заказов, он поручал также и своим помощникам).
Фрески Рафаэля, которыми украшены стены станцы делла Сеньятура, — аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» — философия, «Диспута» — богословие, «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие, «Парнас» — поэзия.
Самая знаменитая из них — «Афинская школа» (1509-1511 гг.), которая относится к главным шедеврам эпохи Возрождения.
Афинская школа, 1511
Рафаэль представил античный мир философии, который считался идеалом для просвещенных людей эпохи Возрождения. На фреске изображена Академия, основанная Платоном в IV в. до н.э. Рафаэль, конечно, знал, что Академия располагалась под открытым небом, но решил поместить ее в величественном здании, которое должно было подчеркнуть значимость Античности как золотого века человеческой мысли.
Под арочными сводами воображаемого здания мы видим прославленных античных философов (и одновременно – прославленных современников самого Рафаэля, что подчеркивает преемственность эпох). Две центральные фигуры – Платон (внешне схожий с Леонардо да Винчи) и Аристотель. Сидящий на ступеньках Гераклит Эфесский напоминает Микеланджело, а в геометре Евклиде (лысом старце, вокруг которого столпились ученики) угадывается образ архитектора собора Святого Петра Донато Браманте. В правом нижнем углу на зрителей смотрит молодой юноша – так Рафаэль включил в фреску самого себя.
В этой зале наиболее примечательна фреска «Изгнание Элиодора из Храма».
Изгнание Элиодора из Храма, 1511-1512 гг.
Фреска изображает эпизод из Ветхого Завета. Элиодора, похитившего пожертвования из Храма, повергает ниц конь небесного воина. По центру расположена фигура молящегося первосвященника Онии. Не случайна фигура Юлия II (слева – старец в красной мантии). Она должна была воплощать упрочнение позиций церкви в тот момент, когда ее существованию угрожали внутренние противоречия и внешние враги.
В левой верхней части композиции Рафаэль изобразил луну, частично скрытую облаками. Это одно из первых реалистичных изображений ночного неба в итальянском искусстве.
Освобождение апостола Петра из темницы, 1512-1513 гг.
В двух других станцах (станца Константина и станца дель Инчендио ди Борго) работали преимущественно ученики Рафаэля по эскизам, оставшимся после его смерти.
✅Музеи Ватикана (Пинакотека)
Пинакотека Ватикана – коллекция произведений живописи от Средневековья до XIX века. Целый зал Пинакотеки посвящен произведениям Рафаэля. Здесь выставлены такие картины, как «Мадонна ди Фолиньо» (1511 г.), «Коронование Марии» (1502—1504 гг.), «Мадонна с младенцем и святыми» (1533—1535 гг.), а также гобелены, сделанные по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы. Здесь же находится и последняя картина, написанная Рафаэлем перед своей смертью, – «Преображение».
Преображение Господне, 1520 г.
Пинакотека Ватикана, зал Рафаэля
✅Собор Святого Петра
В 1514 году Юлий II назначил Рафаэля архитектором собора Святого Петра, поручив разработать проект реконструкции. Собор начал строить в 1506 г. архитектор Браманте, избравший форму греческого (равностороннего) креста. После смерти Браманте работы ненадолго возглавил Рафаэль, который вернулся к более традиционной для католичества форме латинского креста. И хотя проект реконструкции после его смерти был изменен, все же Рафаэля тоже можно отнести к сонму архитекторов, работавших над созданием одного из величайших зданий христианского мира.
✅Церковь Санта-Мария-дель-Пополо
Помимо Римских пап Юлия II и Льва X, главным меценатом Рафаэля в Риме был крупный банкир Агостино Киджи (его банк имел более 100 филиалов по всей Италии и за границей). Архитектура Рафаэля практически не дошла до наших дней (спроектированные им здания были либо перестроены, либо разрушены), хотя при жизни Рафаэля его архитектурный талант довольно высоко оценивался. Тем интереснее созданная по проекту Рафаэля погребальная капелла Агостино Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, сохранившаяся до наших дней.
Капелла богато украшена живописью, скульптурами, мозаикой. К сожалению, ни сам Рафаэль, ни Агостино Киджи не дожили до завершения работ. Капелла была завершена уже в XVII в. гением барокко Джованни Лоренцо Бернини.
Капелла Киджи и «дьявольская дыра» на полу капеллы упоминаются в романе Дэна Брауна «Ангелы и Демоны».
На втором этаже галереи Боргезе находится картина «Снятие с креста » – раннее творение Рафаэля, написанное им в молодом возрасте. Первоначально она находилась в церкви Сан-Франческо в Перудже. По приказу папы Павля V Боргезе группа мужчин под покровом ночи проскользнула в церковь и выкрала картину. В итоге она стала одной из ключевых в коллекции его племянника Шипионе Боргезе.
Снятие с креста, 1508 г.
✅Галерея Дориа-Памфили (Galleria Doria Pamphilj)
Галерея Дориа-Памфили – это частная картинная галерея, расположенная в палаццо Дориа-Памфили на виа дель Корсо (в другом крыле здания до сих пор проживает княжеская семья Дориа-Памфили). В галерее представлены работы итальянских и зарубежных мастеров, в том числе Караваджо, Тинторетто, Рубенса. Есть здесь и картина Рафаэля – двойной портрет венецианского дипломата Андреа Наваджеро и гуманиста и поэта Агостино Беззано.
Двойной портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беззано, 1516
✅Национальная галерея старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica)
В Национальной галерее старинного искусства в палаццо Барберини находится «Форнарина», один из самых известных светских портретов Рафаэля. Историки искусства считают, что на портрете изображена возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути, известная как Форнарина (т.е. «дочь булочника»). Считается, что после одного такого страстного визита к Форнарине у художника поднялась высокая температура, и он скоропостижно умер в возрасте 37 лет.
Форнарина, 1518-1519 гг.
Гробница с прахом Рафаэля Санти в римском Пантеоне. Эпитафия на гробнице гласит: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»
✅Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace)
В крошечной церкви, находящейся недалеко от площади Навона, обратите внимание на часовню справа. Здесь можно увидеть фреску «Сибиллы (прорицательницы) и ангелы», написанную Рафаэлем под вдохновением росписей Микеланджело в Сикстинской капелле. Фреска создана для капеллы Киджи – всё того же Агостино Киджи, богатого банкира и мецената.
Церковь Санта-Мария-делла-Паче
Cибиллы и ангелы, 1514 г.
✅Церковь Сант-Агостино (Sant’Agostino)
Церковь Сант-Агостино, известная тем, что в старину большую часть прихожанок составляли женщины пониженной социальной ответственности, тоже находится недалеко от площади Навона. В церкви находятся работы Караваджо и Сансовино, а также капелла, спроектированная Бернини. На третьем столбе по правую руку находится фреска Рафаэля «Пророк Исайя», в которой тоже чувствуется влияние Микеланджело на молодого художника.
Фреска Пророк Исайя в церкви Сант-Агостино
По заказу банкира Агостино Киджи Рафаэль наряду с другими выдающимися художниками участвовал в оформлении его строящейся виллы. Впоследствии вилла получила название Фарнезина по имени семейства Фарнезе, купившего эту виллу в 1579 г.
Вилла Фарнезина
Рафаэль не стал описывать эти драматические события, а остановился на моменте триумфа любви. Галатея предстает перед нами в окружении различных морских существ – гиппокампов, тритонов, дельфинов (больше напоминающие хищных существ).
Триумф Галатеи, 1512 г.
Также для виллы Агостино Киджи Рафаэль написал фрески на другие мифологические темы.
Свадебный пир Амура и Психеи, 1518-1519 гг.
✅Вилла Мадама (в нескольких км к северу от Ватикана)
Вилла Медичи (переименованная позднее в виллу Мадама) строилась по заказу кардинала Джулио Медичи, кузена Папы Льва X. Позднее Джулио Медичи сам стал Папой, приняв имя Климента VII. Проект был поручен Рафаэлю. Строительство началось в 1518 г., а в 1520 г. Рафаэль умер. При его жизни успели построить только одно крыло и начать отделочные работы в лоджии, ведущей в сад. Лоджия Рафаэля на вилле Мадама – великолепный пример интерьера в стиле эпохи Возрождения.
Лоджия Рафаэля, 1520 г.
*Одну из самых знаменитых работ Рафаэля «Сикстинская мадонна» можно посмотреть в Германии в Дрезденской картинной галерее. Одно время эта картина была самой знаменитой в мире во многом благодаря той огромной сумме, которую за нее заплатил Фридрих III Август Саксонский. Король Саксонии приобрел эту работу Рафаэля у церкви Святого Сикста в Пьяченце. Именно поэтому Мадонна называется Сикстинской и известна именно под этим именем, хотя ее истинное название «Мадонна с младенцем и со святыми Сикстом и Варварой» (в этой церкви хранятся их мощи).
Из всех изображений Мадонны, когда-либо написанных Рафаэлем, эта Мадонна – самая величественная и единственная, изображенная в полный рост и почти в натуральную величину.
Сикстинская Мадонна, 1512-1513 гг. (Дрезденская картинная галерея)
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже Санкт-Петербурга — история, о которой не рассказывают гиды
Лоджии Рафаэля называют Библией на потолке. Известно, что этот архитектурный шедевр в Санкт-Петербурге создал Джакомо Кваренги в 1783 по1792 гг. В самой галерее представлены копии рафаэлевских фресок. Здание повторяет с некоторыми отступлениями известное сооружение Папского дворца в Ватикане.
Недомогание — помогло
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже Санкт-Петербурга — самый необычный зал Большого Эрмитажа. Своим появлением здесь лоджии Рафаэля обязаны, вы не поверите, недомоганию императрицы. Екатерина II сильно простудилась и чувствовала себя не совсем хорошо. А тут ещё и унылый пейзаж за окном, который изрядно портил настроение государыни. На дворе стояла осень 1778 г.
Чтобы хоть как-то утешить себя, царица взяла в руки альбом с раскрашенными гравюрами. Ей попались на глаза изображения галереи дворца Папы в Ватикане: на стенах — ковер из орнамента, на сводах — сцены из Ветхого и Нового Заветов. Все фрески по рисункам самого Рафаэля выполнили его ученики и помощники. Екатерина тут же повелела:
Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены. И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они.
В России испокон веков бытует поговорка:
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Царица захотела — работа закипела
Папа Римский дал добро. Закипела работа в столице Российской империи. В Европе шушукались, мол, русская царица хочет посмотреть на их лоджии, но ехать к ним, ведь, дело не царское, так что сами лоджии должны приехать к Екатерине Великой.
Для возведения корпуса лоджий в Петербург был вызван архитектор Джакомо Кваренги. Перед тем, как покинуть Италию и прибыть в Россию, знаменитый итальянский зодчий произвёл обмер Ватиканской галереи.
В 1778 году ещё до начала возведения корпуса для лоджий группа художников под руководством австрийского живописца Христофора Унтерпергера по заказу императрицы Екатерины II приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее Папского дворца. Копии были выполнены на холстах и в закатанном виде их доставили в Петербург.
Строительство лоджий началось в 1783 году. Корпус для лоджий был возведён вдоль Зимней канавки так, что он примыкал под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Строительные работы велись под наблюдением каменных дел мастера Дж. Лукини.
Точно, как в Ватикане — не получилось
Но в процессе строительства обнаружилось несоответствие размеров новой галереи и размеров прибывших из Италии холстов с живописью, что привело к отстранению от работы Дж. Лукини. Все работы завершили в 1792 году. Однако точного повторения лоджий в Ватикане не вышло.
Вместо оконных проемов повесили зеркала, рельефы имитировали искусной живописью. А в центральном своде поместили двуглавого орла с шифром Екатерины. Когда полотна прибывали в город на Неве, приводил в порядок живопись художник Я. Меттерлейтер. Холсты были уже установлены.
Корпус Лоджий — не тот, что был
В середине XIX века сооружали Новый Эрмитаж, в связи с чем корпус с Лоджиями подвергся полной перестройке. Установленные холсты снимались и по окончании работ вновь водворялись на свои места.
И сейчас от первоначального внешнего облика здания лоджий ничего не осталось. Его разобрали при строительстве Нового Эрмитажа.
Лоджии прежние — неподражаемы
К счастью, сами Лоджии остались прежними. И по сей день радуют взоры зрителей. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки аканта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Таковы прославленные «гротески», созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей. Как писала, созерцая Лоджии, сама Екатерина Великая:
Чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть.
Сам архитектурный замысел Лоджий в Северной столице — лаконичен и прост, но гениален, хотя и несколько отличен от себе подобных в Ватикане. Галерея состоит из ряда отсеков, образованных полуциркульными арками. Последние находятся на равном расстоянии друг от друга и создают ясный и спокойный ритм. Проёмы вдоль наружной стены застеклены. В Ватикане их создали открытыми. В противоположной стене Лоджий устроены забранные зеркалами окна. В Ватикане они освещают соседнее помещение. Вся поверхность стен и сводов, исключая панель ниже окон, покрыта причудливой росписью.
Лоджии — без повреждений
В начале Великой отечественной войны ради сохранения живописи было принято решение холсты не снимать. Окна Лоджий закрыли специальными щитами. Эти меры предосторожности себя оправдали в полной мере. За всё время блокады, когда город на Неве нещадно подвергался бомбардировкам, Лоджии не получили никаких повреждений.
Самые известные картины Рафаэля
«Автопортрет» — одна из самых известных и наиболее часто воспроизводимых картин Рафаэля. Хранится в галерее Уффици. Недавние исследования полотна обнаружили рисунок внизу, который подтверждает, что это действительно подлинный автопортрет, написанный около 1506 года. «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года — в собрании галереи Уффици во Флоренции.
Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально, изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в одном из парадных залов Ватиканского дворца — станце делла Сеньятура — как образ древнегреческого художника Апеллеса.
Обручение девы Марии (1504)
Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он ещё был связан с мастерской Пьетро Перуджино. Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св. Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481—1482) и Обручение Марии из Музея изящных искусств г. Кан, датируемая ок. 1500—1504 гг., несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.
На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо. В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох.
Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. IX)) избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову.
Рафаэль же, как и Перуджино, использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. 17, 8). Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.
Святой Георгий и дракон (1506)
«Святой Георгий и дракон» (итал. San Giorgio e il drago) — картина Рафаэля Санти из собрания Национальной галереи искусства, некогда находившаяся в собрании Эрмитажа и выставлявшаяся в Военной галерее Зимнего дворца.
Одной из необычных черт картины является синяя подвязка на покрытой доспехами ноге, на которой видно слово «HONI», расшифровываемое как начало французского выражения Honi soit qui mal y pense (Пусть стыдится подумавший плохо об этом) — это выражение стало девизом британского рыцарского ордена Подвязки, покровителем которого является Святой Георгий.
Заказчик картины урбинский герцог Гвидобальдо да Монтефельтро был посвящён в рыцари этого ордена в 1504 году королём Англии Генрихом VII. На конской сбруе подпись художника: RAPHELLO. Картина принадлежала к серии миниатюрных панно, написанных Рафаэлем около 1506 года во Флоренции по заказу урбинского герцога, и предназначалась в подарок королевскому послу Гилберту Тэлботу.
Прекрасная садовница (1507)
Портрет кардинала (1511)
Картина «Портрет кардинала», известная также под названием «Кардинал», была написана Рафаэлем Санти в 1510-11 г.г. и в настоящий момент является одним из безусловных украшений огромной живописной коллекции Музея Прадо в Мадриде.
Огромным плюсом папы Юлия являлось его несомненное чутье на настоящий талант, который он мгновенно разглядел в Рафаэле, сделавшись его покровителем и заказчиком. читать полностью
Донна Велата (1515)
«Донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata — «женщина под покрывалом») — один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля, изображенная на полотне Форнарина. Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обеих картин.
Предполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Киджи фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и наконец на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал её Форнарина (от итал. fornaro — пекарь).
Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году.
Мадонна Альба (1511)
Однако в 1931 году начались печально известные «эрмитажные распродажи», и шедевр Рафаэля был продан американскому олигарху Энрю Мелонну за 2 500 000 рублей, что по тогдашнему курсу было эквивалентно 1,1 млн долларов США.
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514)
Портрет Бальдассаре Кастильоне — картина Рафаэля Санти, написанная около 1514—1515 годов. Портрет, изображающий друга Рафаэля Бальдассаре Кастильоне, известного итальянского писателя и дипломата, считается одной из выдающихся работ эпохи Ренессанса, оказавшей значительное влияние на развитие портретной живописи.
Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете, отделанном беличьим мехом и чёрной лентой. Этот явно не летний наряд указывает на вероятное время написания портрета — зиму 1514—1515 годов, когда Кастильоне находился в Риме по поручительству от Гвидобальдо да Монтефельтро к папе Льву X.
Лицо Кастильоне направлено почти строго фронтально к зрителю, волосы завёрнуты в тюрбан, украшенный беретом с надрезанными краями и медальоном. Мягкие контуры одежды писателя, округлая борода, весь его облик в целом передают утончённость, ранимость и чувствительность личности, что зачастую свойственно портретам Рафаэля позднего периода.
Мадонна Грандука (1505)
Свое название картина обрела в честь Фердинанда III, который, так уж сложилось, был как раз «великим герцогом» и вошел в историю главным образом потому, что в свое время приобрел эту картину у потомков художника Карло Дольчи, после чего ездил с «Грандукой» в Вену, чтобы прихвастнуть перед знатными родственниками. читать полностью
Триумф Галатеи (1512)
«Триу́мф Галате́и» (итал. Trionfo di Galatea) — фреска, созданная в 1512 году Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Вилла была построена для сиенского банкира Агостино Киджи, одного из богатейших людей той эпохи.
В греческой мифологии, красивая нереида Галатея влюбилась в пастуха Акида. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи». Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» проникнута духом греческой мифологии и античной классики.
Портрет Льва Х с двумя кардиналами (1518)
Этот «групповой портрет» (который в свое время произвел фурор из-за отсутствия прецедентов) сосредоточен на центральной фигуре Папы.
Два кардинала, Луиджи Росси, справа от Льва Х (его заостренные черты, смоделированные сильным эффектом светотени, по технике исполнения напоминают работы Джулио Романо) и Джулио Медичи представлены в виде своего рода охранников папы, что должно напомнить зрителю о случившмся в то время заговоре кардинала Петруччи, который был раскрыт, а самого Петруччи, врага Льва Х, приговорили, естественно, к смертной казни.
Возможно, этот портрет удивит тех, кто связывает имя Рафаэля только с прекрасными девственницами, Мадоннами и идеализированными фигурами классического мира. В надутой и несимпатичной физиономии папы нет ничего идеализированного. читать полностью
«Преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. В настоящее время хранится в Ватиканской пинакотеке.
В 1523 году Джулио Медичи он поместил её в главном алтаре римской церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в раме, вырезанной мастером Джиованни Барилé, до наших дней не сохранившейся.
В 1797 году, во время итальянской кампании Наполеона, картина была конфискована французскими войсками из Ватикана вместе с сотней других произведений искусства. 19 февраля 1799 года эта конфискация была официально закреплена в рамках Толентинского договора, заключённого Наполеоном с папой Пием VI. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» — самой значительной его работой.
После падения Наполеона в 1815 году доверенные лица папы Пия VII Антонио Канова и Марино Марини в рамках выполнения Парижского мирного договора 1815 года добились возвращения в Италию 66 картин, включая «Преображение». Согласно договорённостям Венского конгресса все они остались доступными для публики. Изначально картина была помещена в апартаменты Борджиа Апостольского дворца, но после нескольких перемещений внутри Ватикана обрела своё нынешнее место в Ватиканской пинакотеке
Портрет Биндо Альтовити (1515)
Сикстинская Мадонна (1513-1514)
«Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina) — картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.
Огромное по размерам (265 × 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II.
Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).
В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы, и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина, для святого Сикста — сам папа Юлий (племянник Сикста IV), а для святой Варвары — его племянница Джулия Орсини. Сторонники теории о том, что полотно создавалось для папской гробницы, подчёркивают, что жёлуди на ризе Сикста II явно отсылают к этим двум папам из рода делла Ровере (rovere — «дуб»). читать полностью
«Афинская школа» (итал. La Scuola d’Atene) — фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура («Зале указов») Ватиканского дворца.
В 1508—1517 годах Рафаэль вместе с учениками по поручению папы Римского Юлия II расписывал четыре станцы (комнаты) Ватиканского дворца в Риме. Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете: Станца делла Сеньятура, или Зале Указов.
Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений эпохи Возрождения и, бесспорно, самой впечатляющей композицией ватиканских Станц. Она занимает целую стену относительно небольшого помещения (8 Х 10 м). Ширина фрески по основанию: 7,7 м.
Фигуры, изображённые Рафаэлем в «Афинской школе», достаточно условны и в разное время их называли и трактовали по-разному. Дж. Вазари интерпретировал эту композицию как «изображение теологов, согласующих богословие с философией и алхимией». Многие считали эту композицию аллегорией «Семи свободных искусств».
Примечательно, что дабы подчеркнуть монументальность и значимость фигур, Рафаэль «вывел» их из системы прямой линейной перспективы на передний план, формально нарушив масштабность (иначе бы они выглядели слишком мелкими), придав архитектурной перспективе вместо одной три линии горизонта и две точки схода перспективных линий. От этого и возник мощный «эффект присутствия»: будто в небольшом помещении великие философы древности находятся совсем рядом с нами.
Форнарина (1518)
Картина «Форнарина» (85 х 60 см; доска, масло) была написана Рафаэлем Санти из Урбино, в наши дни более известным, как «Рафаэль», приблизительно в 1518 году и ныне хранится в Палаццо Барберини в Риме.
Рафаэль изобразил модель в позе «Стыдливой Венеры», с обнаженной грудью и хитроватым выразительным взлядом. На руке миловидной девицы несложно разглядеть браслет с надписью «RAPHAEL URBINAS». читать полностью
При составлении статьи использованы графические и текстовые материалы из Википедии