для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Тест с ответами на тему: “Возрастная психология”

1. Особенность процесс развития возрастной периодизации Д.Б. Эльконина:
А) идущая по восходящей спирали +
Б) линейная
В) скачкообразная

2. Как называется корпоративная группа, члены которой ровесники?
А) возрастная группа+
Б) возрастная степень
В) возрастной класс
Г) возрастная культура
Д) возрастная структура

3. Чем является система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и легитимизирует жизненный путь индивида и возрастную ситуацию?
А) возрастным символизмом культуры+
Б) возрастной культурой
В) возрастной структурой
Г) нормативным критерием возраста
Д) менталитетом

4. Для этого периода характерна фаза операционно-технической деятельности:
А) юность,
Б) младшее подростничество,
В) младшее школьное детство. +

5. Какое название носит принятая культурой возрастная терминология, периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач ее основных этапов?
А) нормативных критериев возраста+
Б) возрастной культуры
В) возрастной структуры
Г) возрастного символизмома культуры
Д) менталитета

6. В этот период ВВД предметно-манипулятивный:
А) ранний возраст, +
Б) младенчество,
В) дошкольное детство.

7. Как называются черты и свойства, приписываемые культурой людям данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы?
А) возрастными стереотипами+
Б) возрастной культурой
В) нормативными критериями возраста
Г) возрастным символизмом культуры
Д) менталитетом

8. Как называется категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития?
А) возрастной кризис
Б) биологические часы
В) возраст+
Г) психическое развитие

9. Что такое медленный процесс перехода количественных изменений в качественные?
А) революционные изменения
Б) движущие силы психического развития
В) возрастной кризис
Г) эволюционные изменения+

10. В данный период ВВД- эмоциональное общение:
А) ранний возраст,
Б) младенчество, +
В) дошкольное детство.

11. В данные периоды возникают революционные изменения:
А) периоды эволюционных изменений
Б) периоды возрастных кризисов+
В) младенческом и подростковом периодах развития
Г) период поздней старости

12. Как называется быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой?
А) эволюционным развитием
Б) ситуационным развитием
В) революционным развитием+
Г) поступательным развитием

13. Как называются представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую?
А) символизацией возрастных процессов+
Б) нормативными критериями возраста
В) возрастным символизмом культуры
Г) менталитетом
Д) возрастной культурой

14. Прочитайте текст и вставьте слово, которого не хватает:
Установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции и аккомодации в интеллектуальном развитии ребенка, называется _______________.
Ответ: равновесием.

15. Д.Б. Эльконин опирался в своей теории на слующие особенности развития ребенка:
А) на бытовые
Б) на социально-исторические, +
В) исторические.

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина.

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Эпоха раннего детства (до 3 лет).

Эпоха детства (3-11 лет).

Эпоха подростничества (11-14 лет).

Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.

Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.

Источник

МДК 02.02. Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста (Тест для промежуточной аттестации)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Т ест по психологии

1. Кто из ученых – психологов разработал возрастную периодизацию:

2. Что, по мнению Д.Б. Эльконина, является фундаментальной проблемой детской психологии?

А) проблема периодизации психического развития,

Б) проблема периодизации физического развития,

В) проблема периодизации умственного развития.

3. При создании возрастной периодизации, по мнению Д.Б. Эльконина, целесообразно оперировать системой:

А) «ребенок в обществе»,

4. В какой системе взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам?

А) «ребенок в обществе»,

5. Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является:

Б) пароролевая игра,

6. На каких условиях развития ребенка основывался в своей теории Д.Б. Эльконин:

Б) на социально-исторических,

В) дошкольное детство.

В) дошкольное детство.

9. Для какого периода характерна фаза операционно-технической деятельности?

Б) младшее подростничество,

В) младшее школьное детство.

10. Каков процесс развития возрастной периодизации Д.Б. Эльконина?

А) идущий по восходящей спирали,

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Курс повышения квалификации

Охрана труда

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Оценочный лист по направлению МДК 02.02. Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста

Индивидуальный план работы преподавателя

Конспект занятия по рисованию в средней группе « Украсим полоску флажками»

Презентация на тему «Тормозная система» (техникум)

Проект ученицы 9 класса » Что читают в моем классе?»

Тема научно-исследовательской работы: «Пельмени их братья в разных странах.»

Урок-конкурс по дисциплине «Технология ремонта»

Конспект урока по ингушской литературе на тему «Акха боабишк»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5246332 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Смотреть картинку для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Картинка про для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности. Фото для какого периода характерна фаза операционно технической деятельности

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Д.Б. Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте

В настоящее время в нашей детской психологии используется периодизация, построенная на основе фактически сложившейся системы воспитания и обучения. Процессы психического развития теснейшим образом связаны с обучением и воспитанием ребенка, а само членение воспитательно-образовательной системы основано на громадном практическом опыте. Естественно, что установленное на педагогических основаниях членение детства относительно близко подходит к истинному, но не совпадает с ним, а главное, не связано с решением вопроса о движущих силах развития ребенка, о закономерностях переходов от одного периода к другому. Изменения, происходящие в системе воспитательно-образовательной работы, вскрывают то обстоятельство, что «педагогическая периодизация» не нмеет должных теоретических оснований и не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов (например, когда надо начинать обучение в школе, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду и т.д.). Назревает своеобразный кризис существующей периодизации.

До настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективно-потребностной или мотивационно-потребностной сферы.

Картина развития интеллекта в отрыве от развития аффективно-потребностной сферы наиболее ярко представлена в концепции Ж. Пиаже. Основной недостаток этой концепции – в невозможности объяснить переходы от одной стадии развития интеллекта к другой. Почему ребенок переходит от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций, а затем к стадии формальных операций (по Пиаже)? Почему ребенок переходит от комплексного мышления к предпонятийному, а затем к понятийному (по Л.С. Выготскому)? Почему происходит переход от практически-действенного к образному; а затем, вербально-дискурсивному (по ныне принятой терминологии)? На эти вопросы нет четкого ответа. А при их отсутствии легче всего сослаться или на «созревание» или на какие-либо другие силы, внешние для самого процесса психического развития.

Аналогично рассматривается и развитие аффективно-потребностной сферы, которое, как мы уже указывали, часто отождествляется с развитием личности Его стадии выстраиваются в линию, независимую от интеллектуального развития. Переходы от одних потребителей и мотивов деятельности к другим также остаются при этом необъясненными.

Таким образом, при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой – параллелизм двух основных линий развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс.

В фундаменте такого дуализма и параллелизма лежит натуралистический подход к психическому развитию ребенка, характерный для большинства зарубежных теорий и, к сожалению, не до конца преодоленный в советской детской психологии. При таком подходе, во-первых, ребенок рассматривается как изолированный индивид, для которого общество представляет лишь своеобразную «среду обитания». Во-вторых, психическое развитие берется лишь как процесс приспособления к условиям жизни в обществе. В-третьих, общество рассматривается как состоящее, с одной стороны, «из мира вещей», с другой – «из мира людей», которые, по существу, между собою не связаны и являются двумя изначально данными элементами «среды обитания». В-четвертых, механизмы адаптации к «миру вещей» и к «миру людей», развитие которых и представляет собой содержание психического развития, понимаются как глубоко различные.

Преодоление натуралистического представления о психическом развитии требует радикального изменения взгляда на взаимоотношения ребенка и общества.

Система «ребенок – вещь» в действительности является системой «ребенок – общественный предмет». Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На предмете не написаны его общественное происхождение, способы действий с ним, способы и средства его воспроизведения. Поэтому овладение таким предметом невозможно путем адаптации, путем простого «уравновешивания» с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами. При этом физические свойства вещи выступают как ориентиры для действий с нею (СНОСКА: Этот процесс усвоения общественно выработанных способов Действий наиболее подробно показан в исследованиях П.Я. Гальчерина и его сотрудников.)

Система «ребенок – взрослый» в свою очередь также имеет существенно иное содержание. Взрослый, прежде всего, выступает перед ребенком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с Другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но на самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. Внешне она выступает перед ребенком как преобразование предметов и их производство. Осуществление этой деятельности в ее законченной реальной форме и во всей системе общественных отношений, внутри которых только и могут быть раскрыты ее задачи и мотивы, для детей недоступно. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.

К сожалению, психологические особенности этого процесса исследованы явно недостаточно. Но есть основания предполагать, что усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственно деятельности детей, в их сообществах, группах и коллективах. Примечательно то, что в процессе этого усвоения ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществлять деятельность взрослых. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель новых и все более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориентации в окружающей действительности.

Итак, деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В кратком обзоре мы могли представить только самые важные факты, касающиеся содержательно-предметных характеристик ведущих типов деятельности, выделенных к настоящему времени. Эти характеристики позволяют разделить все типы на две большие группы:

1) в первую группу входят деятельности, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельности в системе «ребенок – общественный взрослый». Конечно, непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра и интимно-личное общение подростков существенно различаются по своему конкретному содержанию, по глубине проникновения ребенка в сферу задач и мотивов деятельности взрослых, представляя собой своеобразную лестниц последовательного освоения ребенком этой сферы. Вместе с тем они общи по своему основному содержанию. При осуществлении именно этой группы деятельности происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы;

2) вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельности в системе «ребенок – общественный предмет». Конечно, разные виды этой группы существенно отличаются друг от друга. Манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста и учебная деятельность младшего школьника, а тем более учебно-профессиональная деятельность старших подростков внешне мало похожи друг на друга. В самом деле, что общего между овладением предметным действием с ложкой или стаканом и овладением математикой или грамматикой? Но существенно общим в них является то, что все они выступают как элементы человеческой культуры. Они имеют общее происхождение и общее место в жизни общества, представляя собой итог предшествующей истории. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с этими предметами происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил, становление ребенка как компонента производительных сил общества.

Необходимо подчеркнуть, что когда мы говорим о ведущей деятельности и ее значении для развития ребенка в тот или иной период, то это вовсе не означает, будто одновременно не осуществляется развитие по Другим направлениям. Жизнь ребенка в каждый период многогранна, и деятельности, посредством которых она осуществляется, многообразны. В жизни возникают новые виды деятельности, новые отношения Ребенка к действительности. Их возникновение и их превращение в ведущие не отменяют прежде существовавших, а лишь меняют их место в общей системе отмщении ребенка к действительности, которые становятся все более богатыми.

Если расположить выделенные нами виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Рассмотрение последовательной смены одних периодов другими позволяет сформулировать гипотезу о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Вслед за периодами, в которые происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, в которые идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей. Вслед за периодами, в которые идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей, закономерно следуют периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы.

В детской психологии накоплен значительный материал, дающий основание для выделения двух резких переходов в психическом развитии детей. Это, во-первых, переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как «кризис трех лет», и, во-вторых, переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный в литературе под названием «кризиса полового созревания». Сопоставление симптоматики этих двух переходов показывает наличие между ними большого сходства. В обоих переходах имеют место проявление тенденции к самостоятельности и ряд негативных проявлений, связанных отношениями со взрослыми.

Каждая эпоха состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности в развитии мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Все три эпохи (эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха подростничества) построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами, и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Переходы от одного периода к другому и от одной фазы к другой внутри периода изучены в психологии очень слабо.

В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации?

Во-первых, ее основное теоретическое значение мы видим в том, что она позволяет преодолеть существующий в детской психологии разрыв между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности, позволяет показать противоречивое единство этих сторон развития личности. Во-вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В-третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В-четвертых, наша гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам.

Практическое значение гипотезы состоит в том, что она помогает приблизиться к решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий, помогает по-новому подойти к проблеме связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений. Согласно требованиям, вытекающим из этой гипотезы, там, где в системе наблюдается разрыв (дошкольные учреждения – школа), должна существовать более органичная связь. Наоборот, там, где ныне существует непрерывность (начальные классы – средние классы), должен быть переход к новой воспитательно-образовательной системе.

Конечно, только дальнейшие исследования покажут, насколько в нашей гипотезе правильно отражена действительность психического развития детей. Вместе с тем мы считаем, что ее публикация правомерна при всей недостаточности имеющихся здесь фактических материалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *