для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность
Русский язык и культура речи.
16. Научный стиль, речевые нормы научной сферы деятельности.
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров. среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература.
Цель научного стиля– сообщение, объяснение научных результатов, форма реализации – диалог. В научной речи являются типичными смысловая точность, безубразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость и т. д.
Научный стиль имеет свою специфику, что позволяет употреблять его независимо от характера науки (естественно-научной или гуманитарной). Его специфика определяется целями сообщения: это может быть доклад, где важно показать факты, выяснить некоторые закономерности.
Основные черты научного стиля определяются филологами:
1) логической последовательностью;
2) упорядоченной системой связей между частями высказывания;
3) стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.
Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями: статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ; собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы; передовая статья; научно-публицистическая статья; рекламная статья. Каждая из разновидностей статьи отличается собственным содержанием и демонстрирует профиль издания, где она опубликована.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риелтор и т. д.). Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, глагол «считать», имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение «делать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагать».
Мы ясно понимаем, что разные исследователи могут и должны по-разному представлять себе перспективы развития науки, и не претендуем на провозглашение истины в последней инстанции, однако считаем полезным изложение своей точки зрения на этот важный вопрос». (Экология. 1993. № 3.).
Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.
В научной речи по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной. В приведенном выше примере из журнала «Экология» в сложном предложении присутствуют сразу несколько существительных, выражающих абстрактные понятия: перспективы, развитие, истина, изложение, точка зрения.
Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же слов.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Можно выделить ряд общих языковых особенностей:
1) предварительное обдумывание высказывания;
2) монологический характер, строгий отбор языковых средств;
3) тяготение к нормированной речи.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий.
Научный стиль имеет разновидности (подстили):
4) научно-публицистический и учебно-научный.
Научному стилю присуща сухость, он лишен эмоциональной окраски и образности.
Лексика научного доклада или статьи в среднем на 25 % состоит из терминов, это тоже одна из основных черт научного стиля. Фразеология научного стиля включает термины, составные термины («солнечное сплетение», «коронарное шунтирование» и т. д.), использует клише – «в данной проблеме хотелось бы рассмотреть. », в том числе и как связки между предложениями.
Вещественные и отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа: «шумы в радиоприемнике».
При синтаксических построениях чаще используются существительные, чуть реже – глаголы, названия действий. Прилагательные используют терминологическую функцию, указывают на различные признаки. Синтаксис в научном стиле часто сложный, осложняется дополнительно однородными членами и дополнительными членами предложений.
Средний объем предложений в научном стиле 28,5 слов в предложении (для сравнения – в художественном или повествовательном тексте – 17,2 слова).
Точность;
Социальная оценочность является доминантой стиля?
Публицистического;
Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
Научного;
Доминантой художественного стиля является?
Абстрактность и точность;
Образность и эстетическая значимость;
К какому стилю вы отнесете текст, в котором содержатся графики, схемы, диаграммы?
Научный стиль;
Для научного стиля речи не характерна лексика:
Просторечная;
Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
Называть числа в последовательном порядке;
определять точное количество кого-чего-нибудь;
делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;
принимать в расчет;
принимать во внимание.
Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
Мы довольны полученными результатами;
Мы жутко довольны полученными результатами;
результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны;
результаты признать неудовлетворительными;
результаты нас вполне удовлетворяют.
Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.
Моя работа посвящена актуальному вопросу…
Наша работа посвящена актуальному вопросу…
В работе исследуются…
Работа посвящена актуальному вопросу…
В работе рассматривается актуальный вопрос…
Какая фраза неуместна в структуре выступления:
В данной работе используются различные методы исследования.
В данной работе рассматриваются…
В данной работе мы используем различные методы исследования…
В данной работе я использовал различные методы исследования…
В данной работе нами использованы различные методы исследования…
Найдите неверное утверждение: Офицально-деловой стиль ещё называют.
Государственным;
Какой из перечисленных признаков характерен только для официально-делового стиля?
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав
ТЕСТЫ по теме 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста
a) общенаучная терминология
b) преобладание абстрактной лексики над конкретной
c) речевые клише (представляет собой, заключается в)
d) разговорные слова +
a) формы родительного падежа существительных
c) глаголы в форме настоящего времени (слова соединяются)
d) жаргонизмы и просторечные слова
a) риторические восклицания +
b) причастные и деепричастные обороты
c) вводные слова и конструкции
d) уточняющие и пояснительные конструкции
a) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.
b) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.+
c) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.
d) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
a) отношение говорящего к высказываемой мысли
b) логическую последовательность изложения +
c) источник информации
d) уверенность или неуверенность говорящего
a) отношение говорящего к высказываемой мысли +
b) логическую последовательность изложения
c) источник информации
d) уверенность или неуверенность говорящего
b) зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки
c) подтвердить или опровергнуть истинность значений, носивших характер гипотез
d) раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение) +
d) проблемное изложение
a) письменная речь, связанная нормами
b) мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности
c) слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности
d) краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом
b) наличие дефиниции
c) стилистическая нейтральность
a) собственно научному
b) собственно научному
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Функциональные стили русского языка. Особенности научного, официально-делового и публицистического стилей.(Лекция, тесты)
Функциональные стили русского языка.
Особенности научного, официально-делового и публицистического стилей.
1. Что такое функциональный стиль речи?
2. Какие функциональные стили выделяются в русском языке?
3. Каковы языковые особенности научного стиля?
4. Каковы языковые особенности официально-делового стиля?
5. Каковы языковые особенности публицистического стиля?
Литература: Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи для инженеров. Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 2003, стр. 90-112, 197-255, 278-330
Основные термины и понятия данной темы: функциональный стиль, термин, абстрактность, дефиниция, обобщенность, стандартизованность, стабильность, клише
Что такое функциональный стиль речи? Какие функциональные стили выделяются в русском языке?
Функциональный стиль – это разновидность литературного языка. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, которая охватывает все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Различают пять стилей: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой и художественный. Все стили, кроме разговорного, относятся к книжным. Стили литературного языка сопоставляются прежде всего на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними. В данном пособии мы рассмотрим лишь три книжных стиля: научный, официально-деловой и публицистический. Каждый стиль надо рассматривать со следующих позиций:
Каковы языковые особенности научного стиля?
Научный стиль речи обладает всеми особенностями книжного стиля и в то же время имеет ряд характерных черт. Основное назначение научных произведений – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. Информативная функция научного стиля отражается в жанровом своеобразии его: он представлен научной, учебной и справочной литературой. К основным чертам научного стиля относятся: отвлеченность (абстрактность), обобщенность, строгость изложения, логичность и понятийная точность. Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов:
Отличительной чертой терминов является их точное определение (дефиниция). Терминология составляет «ядро» научного стиля, это наиболее существенный признак языка науки. Для научного стиля характерно употребление слов в их точных значениях (перенос названий здесь исключается), отказ от эмоционально-экспрессивной лексики, от нелитературных слов. Лексические образные средства могут использоваться в научно-популярной речи. Грамматический строй научного стиля весьма своеобразен: именной характер изложения, использование отыменных предлогов, глаголов в форме настоящего времени с вневременным значением, использование кратких прилагательных для выражения не временного, а постоянного признака. Синтаксис научного стиля также убедительно подтверждает его абстрактность, обобщенность, логичность в выражении мысли, стремление к предельной точности и ясности. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью. Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи.
Каковы языковые особенности официально-делового стиля?
Официально-деловой стиль обслуживает правовые отношения между гражданами и государством. Важнейшие функции этого стиля – сообщение и воздействие – реализуются в таких официальных документах, как закон, постановления, приказы, договоры, соглашения, заявления и т.д. К основным чертам официально-делового стиля относятся точность, стандартизованность, логичность, стабильность, отсутствие экспрессии. Для всех форм делового письма обязательно строгое соответствие литературной норме на всех языковых уровнях: недопустимо использование лексико-фразеологических средств разговорного, просторечного характера, диалектных, жаргонных слов; нелитературных вариантов словоизменения и словообразования; разговорных синтаксических конструкций. В зависимости от сферы употребления официально-деловой стиль подразделяется на подстили:
· дипломатический (коммюнике, нота, меморандум, конвенция, соглашение);
· законодательный (закон, конституция, указ, устав);
· административно-канцелярский (заявление, резюме, доверенность, характеристика, протокол и т.д.).
В официально-деловом стиле используются специальные слова, отсутствующие в других стилях речи, устойчивые сочетания, аббревиатуры. Грамматический строй официально-делового стиля также имеет свои особенности: преобладание именных частей речи, отсутствие слов экспрессивной оценки, употребление кратких прилагательных, глаголов со значением долженствования. Синтаксис официально- делового стиля характеризуется безличным характером речи, наличием клишированных оборотов с производными предлогами, преобладанием сложных предложений, строгим порядком слов в предложении (для обеспечения точности и логичности).
Каковы языковые особенности публицистического стиля?
Публицистический стиль речи объединяет две важнейшие функции языка – информационную и воздействующую (волюнтативную). Воздействующая функция публицистического стиля определяет такие черты, как оценочность, страстность, эмоциональность. Информационная же функция обуславливает иные черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта – важнейшая черта публицистического стиля. Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством: широко используются общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, книжная и разговорная, интернациональная политическая лексика. Особого внимания заслушивает использование речевых стандартов, клише, употребление которых облегчает понимание. Грамматический строй публицистического стиля также имеет свои особенности: отвлеченные и обобщенные языковые единицы имеют собирательное значение, синтаксический строй отличается правильностью построения предложений, их простотой и ясностью.
Тесты для самоконтроля
1. Неверно утверждение:
a) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.
b) Художественный стиль выделяется не всеми лингвистами.
c) Все стили, кроме разговорного, относятся к книжным.
d) Стили литературного языка сопоставляются на основе анализа лексики.
2. Канцеляризмы и речевые штампы не являются недостатком в стиле речи
3. Официально-деловому стилю речи присуща функция
a) сообщения и воздействия
4. Только к официально-деловому стилю речи относится признак
c) наличие реквизита
5. К основным чертам публицистического стиля относятся
a) точность, логичность, абстрактность.
b) эмоциональность, экспрессивность, краткость.
c) стандартизованность, стабильность, объективность
d) оценочность, призывность, полемичность.
6. Публицистическому стилю не присуще
a) употребление стандартных клишированных средств языка
b) использование экспрессивных, эмоциональных языковых средств
c) наличие синтаксических конструкций, подчеркивающих логическую связь и последовательность мыслей.
d) простота и ясность синтаксических конструкций.
7. Научному стилю речи не присуща
8. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля
9. Современная терминология не представлена группой
10. Структурной единицей научного текста является
Материалы к практическим занятиям
с методическими справками
Для подготовки к практическому занятию необходимо:
1) Ознакомиться с теоретическими сведениями по теме.
2) Просмотреть справочные материалы по теме.
3) Выполнить задания, используя методическую справку.
4) Выполнить зачетные тесты.
5) Сформулировать вопросы преподавателю, если они возникли.
Практическое занятие 1.
Нормативный аспект культуры речи.
Основные нормы русского языка.
Задание 1. В данных словах часто допускаются акцентологические ошибки. Расставьте в них ударение и проверьте правильность постановки ударения по справочным материалам. Запомните ударение в тех словах, в которых вы допускаете ошибки.
1) Добыча, досуг, ходатайство, квартал, коклюш, ломоть, лоскут, мякиш, жалюзи, документ, агентство, корысть, приданое, средства, договор.
2) Сливовый, грушевый, плесневелый, ивовый, иглистый, одновременный, недоуменный, обсужденный, незаконнорожденный, позолоченный.
3) Некролог, каталог, диалог, мелисса, генезис, догмат, маляр, эксперт, бюрократия, гастрономия, диспансер, иконопись, инсульт, сажень, факсимиле.
4) Плавление, упрочение, мышление, опошление, намерение, крашение.
5) Камбала, молох, маркетинг, мизерный, наперчить, иначе, творог.
6) Предвосхитить, предначертать, пригубить, принудить, присовокупить, закупорить, подбодрить, облегчить, премировать, пломбировать, блокировать, заиндеветь, усугубить, нацедить, накликать, кашлянуть, алкать.
Задание 2. Расставьте ударение в данных словах. Какова функция ударения?
Тестовые задания по теме «Функциональные стили речи». Презентация
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тестовые задания по теме «Функциональные стили речи» Подготовила: Левадская Татьяна Дмитриевна Учитель русского языка и литературы КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
А 1. Какое утверждение не соответствует действительности? 1. Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка. 2. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка. 3. Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения. 4. Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения.
А 2. Отметьте ошибочное утверждение. Выделяют следующие книжные стили: 1. Официально-деловой; 2. научный; 3. авторитарный; 4. публицистический
А3. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным? 1. Официально-деловой; 2. научный; 3. разговорный; 4. публицистический.
А4. К какой лексике относятся слова лапочка, заинька, работяга? 1. Неологизмы; 2. оценочная лексика; 3. архаизмы. 4. историзмы
А5. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения? Официально-деловой; научный; разговорный; публицистический
А6. Доминантой художественного стиля является? Абстрактность и точность; образность и эстетическая значимость; стандартность; оценочность и призывность
А7. Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля? 1. Неофициальность и непринужденность речи; 2. спонтанность и автоматизм; 3. точность и логичность речи; 4. обыденность содержания
А8. Отметьте неверное утверждение. На разговорный стиль большое внимание оказывает ситуация речи. Это позволяет предельно сокращать высказывание. Компрессия – необходимое условие для существования разговорного стиля. Основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма.
А9. Какая лексика не характерна для разговорного стиля? Научная терминология; разговорные слова; общеупотребительные слова; просторечные слова
А10. В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком? Научный стиль; официально-деловой стиль; публицистический стиль; художественный
А11. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика? Научный стиль; официально-деловой стиль; публицистический стиль; художественный стиль
А12. В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка? Научный стиль. официально-деловой стиль; публицистический стиль; художественный
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 1 3 3 2 3 2 3 4 1 2 1 4
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-203647
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.