для какого вида творческой деятельности
Виды творчества. Какие существуют виды творчества?
Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.
Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.
Кого считают человеком творческим?
Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное – любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!
Декоративное творчество
Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.
Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.
Прикладное творчество
Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.
Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.
Декоративно-прикладное творчество. Виды техник
Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:
Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.
Народное творчество
В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.
С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.
Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой – народных талантов.
Устное народное творчество
Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.
Виды народного творчества:
Творчество, связанное с литературой
Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.
Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:
Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения – эпический. Форма – роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.
Народное художественное творчество
Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.
В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:
Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:
Творчество, связанное с техникой
Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оно взаимосвязано с научным, художественным и другими видами.
Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Творческий путь: понятие, виды, особенности и основные этапы
Как только человек впервые взял в руки примитивное орудие труда, он начал активно преобразовывать окружающий мир. По большому счету весь смысл конкретной человеческой жизни сводится к той или иной деятельности. Она может быть созидательной или разрушительной, спонтанной или целенаправленной, духовной, материальной или же творческой. В этой статье мы максимально подробно расскажем о творческом пути человека, особенностях и этапах его развития.
Основные виды человеческой деятельности
Что такое деятельность? В самом широком понимании это способ отношения человека к окружающему его миру. От активности животного человеческая деятельность отличается следующими чертами:
У любой человеческой деятельности есть цели, мотивы, методы, средства и инструменты. Есть у нее и свой конкретный объект (предмет, явление или же внутреннее состояние человека), на который эта деятельность направлена.
В социальной психологии принято выделять пять основных видов деятельности человека – творчество, игру, учение, общение и труд. Об одном из них мы расскажем далее более подробно.
Сущность понятия «творчество»
Вам будет интересно: Обобщение и ограничение понятий в логике: виды, способы, примеры
По мнению психологов, существует всего лишь два уровня деятельности:
Первый уровень предусматривает банальное повторение тех алгоритмов действий, которые были созданы другими людьми. Такая деятельность основывается на опыте и не требует значительных умственных усилий. Творческий уровень предполагает создание качественно нового продукта или знания, способствуя тем самым развитию человеческой культуры и цивилизации в целом. При этом стоит отметить, что любая творческая деятельность невозможна без репродуктивной. Чтобы написать стоящую поэму, одного таланта будет недостаточно. Поэт вначале должен ознакомиться с такими понятиями, как рифма, ритм и стихотворный размер, не говоря уже о правилах грамматики и стилистики речи.
Таким образом, творчество – это деятельность человека, отличительным критерием которой является уникальность ее конечного результата. Понятие творчества может рассматриваться в двух различных аспектах: как способность (иными словами – креативность) или как мыслительный процесс. Об этом еще пойдет речь далее в нашей статье.
Вам будет интересно: Основной закон философии: трактовка и значение
Важно отметить, что творчество – единственный вид деятельности, который одновременно использует три довольно необычных «инструмента» человеческого мозга: это воображение, фантазия и интуиция. Еще одно важное отличие творческой деятельности от репродуктивной заключается в том, что ценностью здесь обладает не только конечный результат, но и сам процесс такой деятельности.
Кстати, проблемами творчества и творческого пути человека занимается отдельная отрасль философии – эвристика.
Проблема творчества: история исследований
Первые попытки изучения такого феномена, как творчество, начались еще в античные времена. Многие мыслители Древней Греции были уверены, что именно в этой деятельности заключается сама суть человеческого существования. При этом античные философы различали божественное и собственно человеческое творчество.
Но наиболее активный период исследования этой проблемы пришелся на прошлое столетие. На рубеже XIX-XX веков зародилась особая дисциплина – психология творчества. Она соединила в себе психологические, эстетические, философские знания и идеи.
Во второй половине ХХ века возник спрос на творческих и креативных работников, что дало новый импульс развитию данной научной дисциплины. В наши дни ею активно занимаются не только психологи, но и социологи, культурологи и даже экономисты. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что роль творчества на нынешнем этапе развития человечества неуклонно растет.
Основные теории творчества
Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Нойманн, Абрахам Маслоу – все эти ученые в большей или меньшей степени интересовались проблемой творчества.
Так, небезызвестный австрийский психолог Зигмунд Фрейд, автор теории психоанализа, полагал, что творчество является своеобразной сублимацией сексуальной энергии человека. А вот отец аналитической психологии Карл Юнг источниками творческого вдохновения считал архетипы коллективного бессознательного – генетически бесформенные структуры, которые приобретают форму в искусстве.
Любопытную теорию предлагает основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер. По его мнению, творческим потенциалом изначально наделен каждый человек. Кроме того, теория Адлера рассматривает искусство как способ компенсации человеком своих личных недостатков и изъянов.
Гештальтпсихология рассматривает творческий путь человека как особый мыслительный процесс, в результате которого происходит объединение в единое целое разобщенных фактов, что, в свою очередь, приводит к так называемому «озарению». Согласно концепции Якова Пономарева, творчество – есть механизм и ключевое условие развития материи, образования ее новых форм и вариаций.
Творчество как процесс
Вам будет интересно: Философский смысл проблем бытия: суть, основные аспекты и их смысл
Вот как отзывался о «творческом озарении» немецкий врач и физиолог Герман Гельмгольц еще в XIX веке:
«Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она – не знаешь сам».
Именно по такой схеме рождались научные идеи и открытия в голове ученого.
Творчество – это, прежде всего, мыслительный процесс, в результате которого те или иные идеи человека реализуются во внешнем мире. Можно выделить пять характерных особенностей любого творческого процесса:
Здесь стоит упомянуть о еще одном важном понятии – творческом пути. Под ним подразумевается самостоятельная практическая деятельность человека (художника, поэта, писателя, музыканта и т. д.) по созданию своих материальных или нематериальных ценностей (произведений). В более узком понимании творческий путь – это процесс постепенного раскрытия творческого потенциала того или иного деятеля искусства, состоящий, как правило, из нескольких этапов.
Этапы творческого пути
Разные исследователи предлагают свои градации стадий творческого процесса. Мы рассмотрим лишь три из них.
Советский психолог Яков Александрович Пономарев выделяет четыре последовательных этапа творческого пути:
Русский популяризатор науки Петр Энгельмейер рассматривал творческий процесс с точки зрения работы ученого-изобретателя и выделял всего три стадии такой деятельности. Это:
П. К. Энгельмейер при этом говорил так:
«В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, в третьем – осуществляется. Первый акт определяет его телеологически, второй – логически, третий – фактически».
Еще один советский психолог П. М. Якобсон определил семь стадий творческого процесса. Вот они:
Основные типы
Какие виды творчества существуют в современном мире? Существует несколько классификаций. По одной из них, есть всего два основных вида творческой деятельности: практическая и духовная. Хотя данное разделение является достаточно условным.
Практическая творческая деятельность конкретная и прозаичная. Она помогает воплотить идею в реальность. И здесь, разумеется, не обойтись без определенных практических навыков и умений. Духовное творчество более глубокое и интересное для ученых, ведь оно с трудом поддается изучению. Этот вид творческой деятельности проходит исключительно в сознании человека. Причем сам творец не всегда контролирует этот процесс.
Существует и более развернутая классификация творческой деятельности. Согласно с ней, выделяются следующие типы творчества:
Отдельно стоит сказать о научном творчестве. Ведь именно оно по большому счету является локомотивом научно-технического прогресса и позволяет науке как таковой покорять все новые и новые вершины. Без творчества и креатива не обойтись ни одному ученому, будь то физик, педагог, географ или математик.
Каким может быть творческий путь конкретного человека? И каким образом можно мотивировать его на творчество? Об этом пойдет речь далее.
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать и как процесс взаимодействия личности с окружающей действительностью. Так, С. Л. Рубинштейн говорил следующее: «Производя изменения во внешнем мире, человек меняется сам». Советский психолог Борис Ананьев и вовсе считал, что творчество есть процесс объективизации внутреннего мира конкретного индивидуума. Еще дальше в этом вопросе пошел известный русский философ Николай Бердяев, заявив, что «личность – это творческий акт».
Вам будет интересно: Философские письма П. Я. Чаадаева: прижизненная публикация
Выдающийся американский психолог и экономист А. Маслоу рассматривал творчество как инструмент самовыражения человека. При этом он настаивал на том, что способности к творческой деятельности являются врожденными, а не приобретенными. Подобные взгляды были и у Г. С. Альтшуллера. Он считал, что творческие способности есть у каждого человека, но чтобы их реализовать, необходимы определенные условия.
Мотивация творчества
Как начать творческий путь? Как мотивировать себя на творчество? В. Н. Дружинин на этот счет писал, что «творчество само себя стимулирует». Главное – создать правильную мотивацию.
Еще раз стоит напомнить, что творческие способности есть у любого человека, вне зависимости от его умственного развития. Но на деле далеко не у всех развивается потребность реализовать этот богатый и заложенный природой потенциал. Причины этого могут скрываться в неправильном воспитании, сдерживающих факторах окружающей среды, ограничениях и табу общества.
Сразу стоит оговориться, что мотивацию на творчество следует искать внутри себя. Человек должен сам захотеть делать что-либо новое и интересное. Творчество из-под кнута попросту невозможно.
Если же у вас случился «творческий застой» и вы не знаете, как из него выбраться, следуйте простым рекомендациям:
По убеждению многих психологов, эти нехитрые советы помогут вам вернуться в свою творческую колею и продолжить работу со свежей головой и новыми силами.
Творчество академическое и народное
Творчество бывает профессиональное (академическое) или примитивное (народное). Здесь все предельно просто. Академизм в творчестве – это следование четким и общепринятым правилам и нормам, которым обучают в специальных вузах, академиях и консерваториях. Ниже представлен пример академизма в живописи.
Народное творчество, напротив, не приемлет никаких правил. Оно свободно и независимо в своей наивности. Оно примитивно, но не поверхностно. Народные мастера, как правило, не имеют специального образования и творят по наитию сердца. Вот, например, ниже размещен рисунок известного представителя народного искусства – украинской художницы Марии Примаченко.
Народное творчество имеет несколько подвидов. В их числе:
Лечение творчеством
Творчеством, оказывается, еще и лечат различные болезни и недуги. Арт-терапия – один из популярных сегодня методов психотерапии, соединяющий в себе традиционное лечение и творчество. Она позволяет человеку разрешить внутренние конфликты, уменьшить стресс, повысить самооценку и устранить поведенческие девиации. Автором данного метода считается художник Адриан Хилл. Впервые его начали применять в середине прошлого века в США и Англии.
В наши дни арт-терапия широко и эффективно используется в следующих случаях:
В терапевтических целях чаще всего используются такие виды творческой деятельности, как живопись, скульптура и музыка.
В заключение…
Творческая деятельность, хоть и предусматривает наличие определенных навыков и способностей, доступна абсолютно всем без исключения людям. Не умеете рисовать, нет музыкального слуха или литературного таланта? Не беда! Есть множество других сфер жизни, где можно реализовать свой скрытый потенциал, – это наука, педагогика, политика, спорт. Найдите свою стезю в творческой жизни и добивайтесь успеха, создавайте что-то новое и оригинальное, получая небывалое удовольствие от процесса.