для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

Возрастные особенности коммуникативных свойств личности

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

Возрастные особенности экстраверсии — интроверсии.Н. В. Бирюковой с соав­торами (1976) показана возрастная динамика параметра экстраверсия — интро-версия (рис. 9.1). Число интровертов среди детей снижается от 7-8-летних к 15-16-летним. Число же экстравертов изменяется по-другому: их максимум отмечен в возрасте 11-12 лет, а к 15-16 годам — снижается, почти достигая уровня 7-8-летних.

Т. П. Гаврилова (1977) показала, что две формы эмпатичного поведения — со­переживание и сочувствие — по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Первая более характерна для младших школьников, а вторая — для под­ростков (рис. 9.2).

Возрастные особенности застенчивости.Различают возрастную застенчивость, которая возникает в период активного усвоения ребенком социального опыта. Застенчивость особенно проявляется в юности. П. Пилконис и Ф. Зимбардо, ис­следовав учащихся 4-6 классов школ и колледжей, выявили 42% застенчивых, причем различий между мальчиками и девочками по частоте проявления застен­чивости не было. Но вот в 7-8 классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек.

Детская застенчивость — явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов, что было доказано в ряде психолого-педагогических экспериментов.

Т. М. Сорокина (1977) учила в течение 2 месяцев (50 непродолжительных встреч с интервалами в 1-2 дня) робких, застенчивых детей второго года жизни «деловому общению» в присутствии посторонних взрослых. На первом этапе она вступала с детьми в эмоциональный контакт: брала их на руки, ласкала, улыбалась, а когда ребенок смелел, прижимала к себе, сажала на колени. На втором этапе она

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

Рис. 9.2. Изменение с возрастом числа школьников, сопереживающих (а) и сочувствующих (6) разным

показывала ребенку, сидящему у нее на коленях, заводные игрушки и добивалась того, чтобы тот сопереживал вместе с ней, а потом и сам активно делился с нею сво­ими переживаниями от ярких и красочных впечатлений. В конце концов ребенок преодолевал свою робость и научался обращаться к взрослому уже главным обра­зом по «деловым» вопросам и не ограничивался тем, что только льнул к нему. Ме­нялись в лучшую сторону и эмоциональные характеристики поведения ребенка: чаще проявлялись положительные эмоции и реже — отрицательные, практически исчезали конфликтные эмоции.

В то же время результаты исследования Л. Н. Галигузовой (2000) дают основа­ние говорить о сенситивном периоде застенчивости. В лонгитюдном исследовании автором было выявлено, что застенчивость слабее всего проявлялась у 4-летних детей, резко возрастала на 5-м году жизни, несколько снижалась к 6 и значитель­но сокращалась к 7 годам. Существенно также, что после 4 лет расширяется сфера проявления застенчивости: если в 4 года ребенок был таким только при одной форме общения, то, став старше, начинал вести себя застенчиво и при других формах.

Л. Н. Галигузовой установлены четыре основные причины застенчивого пове­дения дошкольников.

1. Наиболее распространенная причина — отношение ребенка к оценке взрос­лым его деятельности. У застенчивых детей отмечается обостренное ожи­дание и восприятие оценки. Интересно, что с возрастом формируется пара­доксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение вызывает не только радость, но и смущение.

2. Собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям независи­мо от оценок взрослого. Дети ведут себя застенчиво, если ожидают неуспе­ха в деятельности. Они с робостью смотрят на взрослого, не решаясь попро-

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

сить помощи. Смущение, сочетающееся с гордостью, может появиться и при успешном решении задачи.

3. Общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в по­ложительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и бояз­ни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, ока­заться в центре внимания.

4. Эта причина отражает потребность застенчивых детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства и в то же вре­мя желание общаться со взрослым.

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

Своей спецификой обладает застенчивость 15-17-летних юношей и девушек в период общения их друг с другом. Б. Заззо (В. Zazzo, 1966) выявила, что в ответ на вопрос «В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно?» на сверст­ников противоположного пола указали только 8% опрошенных (для сравнения: ответ, что чувствуют себя наиболее уверенно со сверстниками своего пола, дали 30% респондентов). Интересно, что в общении с чужими взрослыми уровень зас­тенчивости у них почти такой же, как и при контактировании со сверстниками противоположного пола (чувствуют себя уверенно только 10% опрошенных).

Источник

Для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия

«Проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира, в связи с глубокими преобразованиями, затрагивающими все сферы и стороны человеческого бытия» [3].

В рамках представленного исследования нас интересуют психосоматические заболевания на примере нарушения желудочно-кишечного тракта. Данного вида дисфункция является наиболее распространенной. Такого рода заболевания диагностируются уже у детей в младшем школьном возрасте, когда ребенок оказывается в обстановке, требующий активной адаптации к новому режиму, социальному окружению. По данным различных авторов (Е.К. Краснушкин, W. Thiele, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, E. Kraepelin, А.А. Крон, Н.В. Дмитриева, I.A. et al Tovar., О.Ф. Гоцуляк, Е.Р. Калитиевская, В.А. Ананьев, Д.Н. Исаев и т.д.), число больных с функциональными (психосоматическими) нарушениями составляет от 16 до 68 % в детском контингенте больных.

В школьном возрасте эмоциональная сфера еще далеко не сформирована, поэтому последующее становление личности «в единстве физических, психических и духовных сил» [4] таких детей происходит на фоне соматической патологии. Знание эмоциональных особенностей детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта позволит осуществлять более адекватную программу коррекции, а также «проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы» [1], выявить детей, составляющих «группу риска» по развитию этого круга заболеваний.

Нами было проведено исследование детей школьного возраста – от 6 до 17 лет, которое позволило выявить определенные отличия эмоционального состояния у детей, страдающих гастроэнтерологическими заболеваниями.

«Применение комплекса психологических тестов – опросника Айзенка, теста Люшера, проективных методик продемонстрировало у здоровых детей 6–8 лет преобладание экстравертных черт (75 % обследуемых). Анализ динамических свойств нервных процессов выявил, что большинство детей этого возраста принадлежит к холерическому или сангвиническому темпераментам (по 36 %), то есть сильным и подвижным типам и характерным для данных типов темперамента уровнем тревожности (63 % обследуемых). Но нервно-психическое состояние этих детей характеризовалось оценкой «скорее плохое» (в 50 % случаев), что вероятно может быть связано с кризисом школьного возраста (адаптация к началу обучения в школе)» [5].

В возрасте 9–10 лет отчетливо выявляется усиление экстравертированных черт (80 % исследуемых), у большинства здоровых детей лидирующее положение занимает холерический тип темперамента (50 %). Вместе с тем существенно улучшается их нервно-психическое состояние, уменьшается проявление тревоги (50 %), у некоторых уровень тревожности снижен до ниже среднего (у 30 % обследуемых).

Возраст 11–12 лет знаменуется вступлением детей в период полового созревания, пубертатный период. Заметно повышается вариабельность индивидуально-типологических характеристик с выделением переходных типов – меланхолик-флегматик (15 %) и сангвиник-холерик (8 %), хотя преобладающим остается холерик – сильный неуравновешенный тип, наблюдаются сангвиники и меланхолики (по 15 %), а также флегматики (8 %). Усиливается проявление интроверсии (58 %), растет доля детей с проявлениями нейротической тревожности (50 %). Однако нервно-психическое состояние у большинства детей заметно улучшается и характеризуется как «скорее хорошее» в 64 % случаев. Тревожным является тот факт, что в этой группе увеличилось количество детей с низкими оценками нервно-психического состояния (29 %). Это может рассматриваться, с одной стороны, как внешнее проявление какого-либо неблагополучия – соматического или психического, а с другой стороны, явиться результатом снижения адаптивных возможностей.

В возрастной группе 13–14 лет у подростков отмечается относительная стабилизация индивидуально-типологических свойств, наблюдаются преобладание холерического и сангвинического типов (56 и 25 % соответственно). Наряду с этим, как и у 9–10-летних школьников, вновь происходит резкое усиление экстравертных черт (88 %) и снижение выраженности интроверсии (11 %). В данной возрастной группе также выявлена относительная стабилизация эмоционального статуса, о чем может свидетельствовать снижение нейротизма с преобладанием у подростков адекватного уровня тревожности (50 %). Нервно-психическое состояние этих школьников в большинстве случаев колеблется от «удовлетворительного» (38 %) до «скорее хорошего» (31 %). Вместе с тем выявлены дети, состояние которых оценивается как «скорее плохое» (13 %) и в единичном случае ‒ как «весьма плохое», что не наблюдалось в более младших возрастных группах и может рассматриваться как неблагоприятная тенденция.

Следующий возрастной период (15–17 лет) характеризуется завершением полового созревания, стабилизацией морфофункциональных свойств, что сопровождается изменением и эмоциональной сферы подростков, оказывая влияние на формирование «познавательных мотивов» [2].

Среди здоровых школьников старших классов наблюдается четко выраженное преобладание сангвинического типа темперамента (60 %) – сильного, подвижного и уравновешенного типа, вдвое реже встречаются холерики (30 %) и в единичных случаях наблюдаются переходные типы. Наряду с этим обнаружена яркая выраженность экстравертного типа поведения (90 % обследуемых), а подростки с интравертным типом в этой возрастной группе вообще не выявлены. При сохранении преобладания адекватного уровня тревоги (40 %), характерного и для более младших возрастов, несколько увеличилась доля детей как со сниженной, так и с повышенной тревожностью (по 30 %). В этом возрасте нами обнаружена тенденция к увеличению числа детей с удовлетворительным (40 %), плохим (30 %) и весьма плохим (10 %) нервно-психическим состоянием.

Выявленная закономерность свидетельствует о том, что юноши и девушки этого возраста, несмотря на относительную завершенность соматического развития, в психоэмоциональном отношении еще не достигли зрелого уровня, поэтому нуждаются как в строгой регламентации предъявляемых им нагрузок, так и, вероятно, в помощи психолога.

Наличие у детей того или иного заболевания пищеварительной системы сопровождалось заметными изменениями их эмоционального состояния, что отражалось и на процессе становления эмоциональной сферы в изучаемом периоде онтогенеза. У детей 6-8 лет с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, как и у группы здоровых сверстников, преобладающим остается экстравертированный тип (70 %), но доля интровертов у этих детей несколько больше, чем в контроле. Для этой категории детей весьма характерным было преобладание холерического типа темперамента (70 %). У большинства детей обнаружен высокий уровень невротической тревожности (60 %). Хотя нервно-психическое состояние, в отличие от здоровых детей, характеризуется в большей степени удовлетворительными оценками (70 %).

В возрасте 9–10 лет наиболее часто встречается холерический тип темперамента (54 %), но отмечаются и остальные типы темперамента: сангвиники (23 %), меланхолики (15 %) и флегматики (8 %). Черты интроверсии прослеживаются в большей мере (16 % обследованных), чем у здоровых детей, но экстраверсия все же является преобладающей (53 %). В данной возрастной группе повышается уровень невротической тревожности (54 %), по сравнению так с младшей возрастной категорией детей, так и со здоровыми сверстниками. Также отмечается преобладание «скорее хорошего» нервно-психического состояния (38 %), а «удовлетворительное» и «скорее плохое» состояние наблюдаются реже (по 31 %).

Возрастная группа – 11–12 лет характеризуется ведущим холерическим типом темперамента (50 %), хотя наблюдаются все типы темпераментов и даже смешанные типы. Выявлено усиление экстравертированных черт (73 %), а число детей интровертов (7 %) и переходного типа (20 %) существенно снижается по отношению к предыдущей возрастной группе. Невротическая тревожность остается стабильно высокой (50 %). Нервно-психическое состояние в большинстве случаев характеризуется как удовлетворительное (57 %).

У подростков 15–17 лет преобладающим остается холерический тип темперамента (39 %), но можно заметить и усиление, как и в контрольной группе, сангвинических черт (28 %). Но, несмотря на усиление экстраверсии по сравнению с более младшим возрастом (72 %), склонность к интроверсии проявляется в большей степени, чем у здоровых сверстников (17 %). Сохраняется преобладание невротической тревожности (40 %). При этом четко прослеживается ухудшение нервно-психического состояния, в большей степени нервно-психическое состояние рассматривалось как «удовлетворительное» (40 %) и «скорее плохое» (30 %).

Анализ возрастной динамики эмоциональных особенностей у здоровых детей 6–17 лет показал, что по мере взросления отмечается усиление вариабельности индивидуально-типологических свойств с преобладанием холерического, а затем – в старших классах – сангвинического темперамента. На всех исследованных возрастных этапах доминирующим типом оставалась экстраверсия. В целом для здоровых детей было характерно преобладание адекватного уровня тревожности, за исключением школьников 11–12 лет, у которых преобладала невротическая тревожность, что, вероятно, связано с началом полового созревания.

У детей с желудочно-кишечной патологией прослеживалось преобладание холерического типа на всех возрастных этапах. В несколько большей степени были выражены интравертные черты. Характерными для этой категории детей были стабильно высокие показатели невротической тревожности. Вместе с тем общей для больных и здоровых школьников оказалась тенденция к ухудшению их нервно-психического состояния к 15–17 годам по сравнению с детьми более младшего возраста.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о существовании специфических различий в эмоциональном статусе здоровых детей и детей с патологией, в частности, желудочно-кишечного тракта. Наиболее характерным для больных школьников в нашем случае было преобладание холерического типа темперамента во все исследованные возрастные периоды, что сопровождалось высоким уровнем невротической тревожности. Наряду с этим для данной категории школьников, более чем для здоровых, свойственна тенденция к проявлению интроверсии. Вероятно подобные психоэмоциональные особенности, с одной стороны, обусловлены заболеванием, а с другой стороны, могут рассматриваться как неблагоприятный фон, способствующий развитию данной патологии. Проявление соответствующих черт у здоровых детей, вероятно, служит основанием для выделения их в «группу риска» и проведения более тщательного медицинского и психологического обследования для своевременного выявления и проведения профилактических заболеваний, в том числе и гастроэнтерологического профиля.

Рецензенты:

Волков А.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры андрагогики ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь;

Соловьева О.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры переподготовки и повышения квалификации работников образования Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Источник

Ребенок-интроверт. Особенности воспитания

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия Анастасия Ватехова
Ребенок-интроверт. Особенности воспитания

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Учимся определять экстравертов и интровертов.

Часто интровертами называют замкнутых в себе людей, имеющих узкий круг общения и сложно находящих общий язык с другими людьми. Однако термины «интроверсия» и «экстраверсия» не имеют никакого отношения к социальным навыкам человека.

Главное различие интровертов и экстравертов заключается в способах восстановления сил. Первые иногда устают от общения и с удовольствием окунаются в тишину, вторые от общения только заряжаются и становятся еще более активными. Чтобы узнать, к какому типу относится ваш ребенок, достаточно понаблюдать за ним.

любит шумные компании; сам рассказывает, что с ним произошло за день; любит рассуждать вслух; больше говорит, чем слушает, часто перебивает собеседника; нервничает, когда его отправляют посидеть в комнате; не понимает, почему вы устали и хотите посидеть в одиночестве. Поэтому видя, что у родителей плохое настроение, детки-экстраверты не уходят в другую комнату, а начинают еще больше приставать, чтобы мама и папа не скучали; постоянно нуждается в одобрении. Ребенок часто спрашивает, правильно ли он поступил, что иногда воспринимается родителями как неуверенность их чада в самом себе.

любит часами заниматься интересным делом, забыв про друзей и других членов семьи; после длительного общения с малознакомыми людьми становится раздражительным и вялым; придя домой, редко рассказывает о том, что с ним случилось за день. Ему нужно как минимум несколько часов, чтобы «переварить» информацию; не всегда сразу отвечает на заданные вопросы, предпочитает все обдумать, прежде чем сообщить новость; не всегда рад гостям. Очень трепетно относится к личному пространству, не любит, когда резко заходят в его комнату или слишком близко к нему подходят; чувствует себя комфортно, оставшись в комнате наедине.

Как общаться с интровертом.

Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

Если вы поняли, что ваш ребенок – интроверт, то для него нужны особые условиях проживания, особый подход. Без личного пространства интроверту никак. Детки по-разному показывают, что им необходимо личное пространство: одни требуют отдельного места в машине, другие не хотят делить комнату с кем-либо, третьи не желают делить парту с одноклассниками и т. д. Точно так же, как вы заботитесь о питании своего чада, важно учитывать его потребность в восстановлении энергии. Поэтому, планируя поехать к бабушке после зоопарка или прогулки по парку, подумайте, готов ли ребенок к предстоящему интенсивному общению. Возможно, надо его обеспечить небольшим перерывом между двумя событиями или выбрать что-то одно? Интроверты нуждаются в личном пространстве, но это не говорит о том, но это никак не связано с высокомерностью, эгоистичностью. Они любят общаться с новыми людьми, просто в компании они быстро растрачивают свою энергию и восстановить силы могут, только оставшись наедине.

Не торопите ребенка-интроверта.

Важно понимать еще одну особенность интровертов – они привыкли сначала думать и лишь после этого вступать в беседу. В то время, когда ребенок-экстраверт готов немедленно обсудить любую проблему, ребенок-интроверт будет всячески избегать разговора, лишь бы выиграть время для размышлений. Он запросто может не ответить на ваш вопрос. И дело тут не в том, что он его проигнорировал или у него нет в голове никаких мыслей, просто ему нужно тщательно обдумать свой ответ. Родителям, которых раздражает такая медлительность, можно посоветовать изменить свой подход. Попробуйте, каждый раз задавая какой-либо вопрос, добавлять: «Подумай пока что. Я зайду через десять минут, чтобы узнать, что ты решил».

Научите ребенка-интроверта восстанавливать энергию.

Самый важный шаг на пути к хорошему поведению малыша-интроверта – научить его восстанавливать запасы энергии. В следующий раз, когда ребенок ни с того ни с сего начнет капризничать и грубить, попытайтесь мысленно оценить уровень его «заряда». Может, он слишком долго общался и делил свое пространство с другими детками? Может, ему пришлось отвечать на слишком много вопросов сразу? Или его часто отвлекали, пока он играл? Если на один из вопросов вы можете дать положительный ответ, дайте своему чаду возможность немного побыть в тишине. Лучший друг интроверта – это он сам. Ему не скучно часами находиться с самим собой. Более того, он получает наслаждение от собственного общества. Экстравертам этого не понять. Ребенок-интроверт нуждается в особом подходе. Если родители сами склонны восстанавливать силы в тишине и одиночестве, они его легко поймут. Но если мама с папой имеют другой тип темперамента, они могут мучить чадо, заставляя его расходовать энергию и не давая возможности ее восстановить.

Родители-экстраверты часто беспокоятся по поводу своих замкнутых детей и даже считают их поведение не вполне здоровым. Стоит заметить, что дети с такими симптомами могут страдать от тревожности и депрессии. Иногда отстраненность и недостаток жизненной энергии сигнализируют о чем-то совершенно ином, чем интровертность.

Тем не менее, многие дети-интроверты вообще не испытывают депрессии и тревожности. Их поведение связано с их врожденным темпераментом. Интровертность – это генетически обусловленная черта, и она не изменится. Чем больше вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть, тем счастливее он будет.

Что нужно знать о детях-интровертах.

1. Нет ничего ненормального или постыдного в том, чтобы быть интровертом.

В современном обществе интроверты – не редкость: они составляют 30–50 % всех людей. Многие успешные бизнесмены и люди искусства интроверты: Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, Джоан Роулинг и многие другие. Говорят, что даже Махатма Ганди и мать Тереза были интровертами.

2. Ваш ребенок не перестанет быть интровертом.

Может ли ребенок преодолеть свою неприязнь к шумным компаниям? Нет. Американский психолог Марти Лэйни, автор книги «Непобедимый интроверт», утверждает, что интровертность и экстравертность обусловлены генетически, хотя родители играют большую роль в развитии темперамента. Кроме того, мозг интроверта отличается от мозга экстраверта.

Лэйни утверждает, что интроверты и экстраверты используют разные механизмы нервной системы. Интроверты используют парасимпатическую нервную систему, позволяющую обрабатывать эмоции в состоянии покоя, а экстраверты – симпатическую, запускающую механизм «бей, беги или замри». Медицинские исследования также подтверждают, что интроверты отличаются большим количеством серого вещества в префронтальной коре головного мозга – участке, который отвечает за абстрактное мышление и принятие решений.

Поэтому, если ребенок проявляет осторожность и сдержанность, на это есть биологические причины.

3. Ваш ребенок медленно привыкает к новым людям и ситуациям – и это нормально.

Интроверты часто чувствуют себя подавленно или взволнованно в новой обстановке или в присутствии новых людей. Если вы находитесь в большой компании, не ждите, что ребенок сразу же начнет играть или общаться с другими детьми. При возможности приходите пораньше, чтобы дать ребенку время привыкнуть и почувствовать себя комфортно в этом месте. Когда придут другие люди, ребенок уже освоится.

Также можно позволить ребенку отойти на удобное для него расстояние, где он будет чувствовать себя в безопасности (возможно, постоять рядом с вами) и несколько минут просто понаблюдать за происходящим. Это поможет ему освоиться.

Если ни первый, ни второй вариант не представляется возможным, обсудите заранее с ребенком предстоящее событие. Расскажите, кто туда придет и что там будет происходить, как ребенок может себя почувствовать и что он может сделать, если ему будет некомфортно.

Независимо от того, к чему вы хотите приучить ребенка, придерживайтесь правила: двигайтесь медленно, но не уходите. «Не позволяйте ребенку отказаться от нового опыта, но уважайте его границы, – советует известный американский психолог Сьюзен Кейн в исследовании о детях-интровертах. – Двигайтесь вместе с ним навстречу источнику его страха».

4. Общение отнимает энергию у ребенка-интроверта.

Общение может утомлять и экстравертов, и интровертов. Однако интроверты переносят это хуже. Старшего ребенка можно научить уходить в спокойное место или на улицу, когда он почувствует усталость от общения. Если ребенок еще маленький, он может не заметить дискомфорт, поэтому вам придется следить, когда у малыша появятся признаки усталости.

5. Попытки завести друзей могут заставить интроверта нервничать.

Когда ваш ребенок пытается завести друзей, вам необходимо дать ему позитивное подкрепление. Скажите ему: «Вчера я видела, как ты познакомился с тем мальчиком. Я знаю, как тебе было трудно, и я горжусь тобой».

6. Вы можете научить ребенка регулировать свои эмоции.

Скажите ребенку: «Я думал, что тебе не понравится на вечеринке, но ты нашел новых друзей». Со временем, получая такое позитивное подкрепление, он научится регулировать свои негативные эмоции, связанные с выходом из зоны комфорта.

7. У вашего ребенка могут быть уникальные интересы.

Дайте ребенку возможность следовать своим интересам. Некоторым детям хорошо подходят популярные среди сверстников занятия (например, спортивные секции). Однако часто дети-интроверты имеют свои уникальные интересы, и им больше подойдет музыкальная или художественная школа. Занятие любимым делом приносит ребенку ощущение счастья и уверенности в себе. Также оно дает ребенку возможность общаться с другими детьми, имеющими схожие интересы (и, может быть, схожий темперамент).

8. Следует сообщить педагогу о том, что ваш ребенок – интроверт.

Некоторые учителя ошибочно считают, что ребенок молчит на уроках потому, что ему не интересно или он отвлекается. Дети-интроверты, наоборот, могут быть предельно внимательными, но не принимать активное участие в обсуждении, а просто слушать. (Часто ребенок-интроверт мысленно проговаривает все, что его одноклассники говорят вслух, не видя никакой разницы между этими двумя действиями).

Если учитель знает об интровертности ребенка, он может помочь ему наладить общение с одноклассниками и приобщить к групповой работе.

9. Ребенку может быть трудно постоять за себя.

Научите ребенка твердо говорить «нет», если другой ребенок пытается забрать у него игрушку. Если в школе над ребенком издеваются, предложите ему поговорить со своим обидчиком. Объясните ребенку, что его голос важен.

10. Помогите ребенку проявить себя.

Слушайте ребенка и задавайте вопросы, чтобы мотивировать его говорить. Многим интровертам – и детям, и взрослым – трудно выражать свои мысли вслух.

Интроверты живут своей внутренней жизнью, и им нужен кто-то, кто поможет им проявиться.

11. Ребенок-интроверт может не обращаться за помощью.

Интроверты склонны скрывать свои проблемы. Ваш ребенок может не обсуждать с вами свои проблемы, даже если он хочет получить от вас помощь или совет. Задавайте ребенку вопросы и внимательно слушайте его, но не будьте навязчивыми с расспросами.

12. Ребенок-интроверт не обязательно застенчив.

Слово «застенчивый» имеет отрицательное значение. Если ваш ребенок слышит это слово достаточно часто, он может начать думать, что его дискомфорт от присутствия других людей – это постоянное чувство, которое он никогда не сможет контролировать.

Кроме того, слово «застенчивый» означает, что ребенок подавляет свои эмоции. Не называйте своего ребенка застенчивым и, если другие люди его так называют, поправьте их, сказав: «На самом деле он интроверт».

13. У вашего ребенка может быть всего пара близких друзей – и это нормально.

Интроверты стремятся установить глубокие отношения, а не найти как можно больше друзей. Они предпочитают общаться в узком кругу и обычно не желают стать популярными.

14. Ваш ребенок будет стремиться много времени проводить в одиночестве. Не принимайте это на свой счет.

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира – школа, друзья, новые занятия – утомляет его. Не обижайтесь и не думайте, что он не хочет проводить время с семьей, желая побыть один. Скорее всего, когда он восстановит силы, то опять будет проводить с вами время.

15. Ребенок-интроверт – это настоящее сокровище.

Вам следует не просто принимать ребенка таким, какой он есть, а и ценить его особенности. Дети-интроверты часто добры, вдумчивы и целенаправленны. Они бывают отличными собеседниками, когда находятся в комфортных условиях.

Помните, что интроверты плохо переносят, когда на них кричат, заставляют что-то делать быстро, если они этого не могут, необоснованно критикуют.

Интроверт — это всего лишь особенности темперамента. Если родители и учителя постараются найти правильный подход, то ребенок вырастит активный, со здоровой психикой и полностью способный жить в социуме.

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация «Особенности воспитания детей в дошкольный период». Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсияПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсияОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсияПамятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Смотреть картинку для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Картинка про для какого возраста свойственна возрастная интроверсия. Фото для какого возраста свойственна возрастная интроверсияСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *