для какой цели используются векторные построения на планшете
Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции
ПРОКЛАДКА НА МАНЕВРЕННОМ ПЛАНШЕТЕ
1. Истинная прокладка.
2. Относительная прокладка.
3. Маневренный планшет.
4. Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции.
5. Учет инерции судна.
1. Способ относительного промежуточного курса.
2. Способ условной упрежденной точки.
3. Способ введения поправки в Dзад.
Учет инерции при маневре скоростью:
1. Способ построения кривой ОЛОД.
2. Способ введения поправки в Dзад.
3. Способ условной упрежденной точки (рис. 7).
4. Способ средней скорости.
Истинная прокладка
Такая прокладка может быть выполнена непосредственно на крупномасштабной путевой навигационной карте или листе бумаги. Сущность способа состоит в следующем.
Обнаружив на экране индикатора эхо-сигнал другого судна, определяют его пеленг П1 и расстояние D1, пускают секундомер, замечают судовое время Т1, курс своего судна Кн и отсчет лага ОЛ1. По пеленгу и расстоянию наносят местоположение эхо-сигнала А1 относительно своего местоположения, предварительно выбрав желаемый масштаб (рис. 1).
Через определенный промежуток времени (для расчетов удобен интервал в 3 или 6 мин) наблюдения повторяют (П2, D2, Т2, ОЛ2) и наносят местоположения своего судна 02 и наблюдаемого судна А2. Проведя через точки А2, и А2, прямую линию, получим линию истинного перемещения цели Кц.
По расстоянию между точками А 1и А2 и по времени Т1 и Т2 можно определить скорость цели Vц и рассчитать, когда и на каком расстоянии она пересечет линию курса нашего судна Тпер и Dпер.
Для определения расстояния кратчайшего сближения Dкр и времени до него tкр из точки А2 откладывают в сторону, противоположную своему курсу, плавание судна за время между первым и вторым наблюдениями А2F=O1O2. Отрезок O1С, проведенный перпендикулярно к линии, проходящей через точки A1, и F, будет расстоянием кратчайшего сближения. Местоположение судов в момент кратчайшего сближения (точки O1 и A4) можно найти параллельным перемещением отрезка O1С в положение O4A4. Время сближения на кратчайшее расстояние
Для определения обстоятельств встречи и элементов движения другого судна достаточно двух наблюдений. Однако, чтобы исключить промахи в наблюдениях и убедиться в неизменности элементов движения другого судна в период наблюдений, рекомендуется увеличивать число наблюдений. Нахождение трех последовательно нанесенных через одинаковый интервал времени местоположений цели (A1, А2, А3) на одной прямой и равенство расстояний А1А2=А2А3 свидетельствуют как об отсутствии промахов в наблюдениях, так и о неизменности элементов движения цели в период от T1 до Т3.
К достоинствам способа истинной прокладки следует отнести его наглядность. Недостатком является относительная трудоемкость графических построений, необходимых для определения основных обстоятельств встречи: дистанции кратчайшего сближения и времени до него.
Относительная прокладка
Эта прокладка получила широкое распространение, так как этим способом быстро и легко решаются главные вопросы: на каком кратчайшем расстоянии разойдутся суда и через какое время. При относительной прокладке определяют обстоятельства встречи и элементы движения цели в подвижной системе координат, начало которой принимают в месте нахождения судна-наблюдателя. Это соответствует действительной картине, которую наблюдает судоводитель на экране индикатора относительного движения.
Из точки О, принимаемой за место своего судна, прокладывают наблюденные пеленги П1 и П2 и по ним расстояния D1 и D2 (рис. 2), Через полученные точки А1, и А2 проводят ЛОД. Длина перпендикуляра ОС, опущенного из точки О на линию относительного движения, представляет собой в выбранном масштабе дистанцию кратчайшего сближения Dкр. Время сближения на кратчайшее расстояние
При относительной прокладке также быстро определяется и расстояние, на котором цель пересечет курс нашего судна. Для этого достаточно измерить расстояние ОП. (Если ЛОД проходит у нас по носу, определяют точку пересечения целью нашего курса, а если ЛОД проходит у нас по корме — точку перес
ечения нашим судном курса цели, для чего из центра планшета проводят линию, параллельную до пересечения с ЛОД). Время пересечения Тпер определится путем прибавления к показаниям судовых часов на момент нахождения местоположения эхо-сигнала в точке А2 промежутка времени tпер:
Необходимо напомнить, что в первую очередь судоводитель должен определить основные обстоятельства встречи, т. е. Dкр и tкр, а затем уже определять элементы движения цели.
Учитывая коммутативность суммы векторов , можно находить
двумя способами.
Построение векторного треугольника (см. рис. 2), показанное сплошными линиями, называется прямым. При нем начала векторов скоростей (линий путей), проложенных в сторону движения судов, находятся в одной точке.
Применяется иногда также обратное построение, при котором векторы, откладываемые в сторону движения судов, сходятся своими концами в общую точку (показаны пунктиром).
В дальнейшем мы будем в основном пользоваться прямым построением, так как оно более удобно при решении задач расхождения.
Длина вектора движения судна-наблюдателя должна быть равна в выбранном масштабе плаванию своего судна за время между наблюдениями, принятыми для построения векторного треугольника. Длина полученного вектора движения цели соответствует плаванию цели за время между наблюдениями.
3. Маневренный планшет
Маневренный планшет представляет собой сетку полярных координат. Для ускорения расчетов, связанных с плаванием судна за время между наблюдениями, на маневренном планшете помещена логарифмическая шкала. Она построена следующим образом: на прямой от начальной точки в некотором масштабе отложены отрезки, равные десятичным логарифмам чисел от 0,1 до 60 и оцифрованные в значениях этих чисел. Поскольку в пределах 60 единиц действия с минутами аналогичны действиям с числами в десятичной системе, любому отсчету на шкале можно присвоить наименование «Время», «Дистанция» или «Скорость» и по известным значениям двух из них найти третье, решая пропорцию
При этом, поскольку шкала логарифмическая, отрезки шкалы между значениями числителя из знаменателя в левой и правой частях пропорции равны между собой:
не меняя раствора циркуля, перемещаем верхнюю ножку циркуля на деление шкалы «60». Нижняя ножка циркуля покажет относительную скорость Vo=16.5 уз.
Пример 2
t=17 мин, V=15 уз. Найти расстояние S.
не меняя раствора циркуля, перемещаем верхнюю ножку циркуля на деление шкалы «17». Нижняя ножка циркуля покажет расстояние S=4.3 мили.
При V=17 уз судно прошло S=8,7 мили. Определить время, за которое судно проходит это расстояние.
не меняя раствора циркуля, ставим нижнюю ножку циркуля на деление шкалы «8,7». Верхняя ножка циркуля покажет время t=31 мин.
Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции
Для какой цели используются векторные построения на планшете
4 Курс. Видео. Расхождение с одним судном изменением курса. Маневренный планшет.
Дополнительно можно смотреть видеоурок капитана дальнего плавания А. Богаченка, тоже хорошо объясняет. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1KHDNeD28LE
4 Курс. Расхождение с одним судном изменением курса (поворот вправо).
4 Курс. Видео. Расхождение с одним судном изменением скорости. Маневренный планшет.
Дополнительно можно смотреть видеоурок капитана дальнего плавания А. Богаченка, тоже хорошо объясняет. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1KHDNeD28LE
Дополнительно можно смотреть видеоурок капитана дальнего плавания А. Богаченка, тоже хорошо объясняет.
Порядок решения задачи расхождения на маневренном планшете.
4) Наблюдая за ситуацией на экране РЛС выбрать по изменению относительных полярных координат эхо сигнал опасного судна.
5) С экрана РЛС снять отсчёты пеленга и расстояния эхо-сигнала опасного судна, заметить судовое время, сделать записи в таблицу радиолокационной информации для нулевой точки о времени 0’ (пеленге и дистанции для судна А)
6) По этим данным нанести на маневренный планшет начальную ситуацию, обозначив нулевую точку цифрой 0’и большой буквой А.
9) На 6 минуте снять отсчеты пеленга и расстояния эхо-сигнала того же судна А и записать их в таблицу обработки радиолокационной информации.
10) По полученным данным нанести на маневренный планшет 6-ти минутную точку, обозначив ее цифровой 6′.
11) Соединить нулевую и 6-ти минутную точку прямой для определения вектора относительного перемещения цели за 6 минут. Стрелка вектора направлена в 6-ти минутную точку. Обозначив этот вектор Vo.
12) Продлить вектор Vo до центра планшета, получим ЛОДА траекторию, по которой будет перемещаться эхо-сигнал судна А при неизменности курсов и скоростей собственного и встречного судов.
13) Из центра планшета на ЛОДА опустить перпендикуляр и снять значение Дкр.
14) Определить графическим вектором Vo, от 6′ точки до основания перпендикуляра линии Дкр время кратчайшего сближения судов tкр.
15) Полученные значения Дкр и tкр записать в таблицу обработки радиолокационной информации на маневренном планшете.
16) Соединить точку F с 6-ти минутной точкой прямой, получим 6-ти минутный вектор цели Vц, направленный в 6-ти минутную точку, обозначив его Vц.
17) Используя параллельную линейку и измеритель определить истинные курс и скорость судна цели А, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации на маневренном планшете.
18) Нанесите упрежденную точку (рекомендуется 12-ти минутную с учетом времени набора информации) и провести из нее пунктирными линиями касательные к окружности Дзад. Получим ОЛОДы, по которым должны перемещаться эхо-сигналы судна при выполнении маневра.
19) Из 6-ти минутной точки провести линии параллельные ОЛОДам в противоположном направлении для определения сектора опасных курсов (СОК), за пределы которого нужно вывести конец вектора Vн для решения задачи расхождения. Если F находится в пределах СОК, решить задачу уменьшением скорости невозможно.
20) Выбрать эффективный маневр расхождения на безопасном расстоянии. Причем изменение курса и/или скорости должно быть достаточно большим, чтобы оно было замечено встречным судном.
21) Исходя из вышеизложенного, при выборе маневра отворота вправо соединить точку F с точкой пересечения дуги, проведенной радиусом Vн и соответствующей стороны угла СОК. Получим 6-ти минутный вектор нашего судна Vн’ после маневра изменения курса. При этом, соединив полученную точку с 6’ точкой, получим новый вектор относительного перемещения цели после маневра, обозначив его Vo’
22) Переносим полученный вектор Vн’ в центр планшета параллельной линейкой, обозначив его штрих пунктирной линией. Сделать записи о ИКн и Vн в таблицу обработки радиолокационной информации на 12-ю минуту.
23) Определить точку возвращения к первоначальным параметрам движения нашего судна, для чего провести линию, параллельную ЛОД касательно к окружности Дзад. Точка пересечения этой линии с ОЛОД является точкой возвращения к первоначальным параметрам движения.
24) Определить время возвращения к первоначальным параметрам движения измерив расстояние между 12 минутной точкой и точкой возвращения величиной вектора относительной скорости Vo’. Определить время расхождения, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ.
Маневренный планшет- сетка полярных координат, в центре которой находится судно-наблюдатель. Используется для графического решения задач на расхождение.
ЛОД- линия относительного движения. Траектория перемещения эхо-сигнала судна цели относительно условно неподвижного собственного судна на экране РЛС.
ОЛОД- ожидаемая линия относительного движения. Прогнозируемая траектория перемещения эхо-сигнала судна цели после окончания маневра собственного судна.
Dкр- дистанция кратчайшего сближения. Длина перпендикуляра опущенного из центра планшета на ЛОД.
Tкр- время кратчайшего сближения. Судовое время истекаемое с момента начала наблюдения до момента прихода судна цели в точку кратчайшего сближения.
t кр- промежуток времени от момента начала маневра до момента сближения на кратчайшее расстояние.
Vн- вектор скорости судна наблюдателя за 6 минут.
Vц- вектор скорости судна цели.
Vо- вектор относительной скорости судна цели.
СОК- сектор опасных курсов.
ЛОМ- линия окончания маневра.
V’н- вектор, характеризующий новое значение установившейся скорости судна, наблюдателя (новый вектор скорости нашего судна)
V’о- новый вектор относительной скорости V’o.
F- фиксированная точка на маневренном планшете из которой, как из центра, берут свое начало векторы собственного судна и судна цели.
УТ – точка на ЛОД, соответствующая моменту окончания маневра собственного судна при установившихся новых параметрах его движения. Упрежденная точка рекомендуется на 12 минуте, учетом набора информации за 6 минут, решением задачи 3 минуты, и выполнение эффективного маневра по расхождению за 3 минут.
Точка возвращения к первоначальным параметрам движения – это точка на ОЛОД, в которую должно прийти лимитирующее судно к моменту, когда собственное судно закончило процесс возвращения к первоначальным параметрам движения.
Дзад – заданная безопасная дистанция расхождения, представляет собой минимально допустимое расстояние в момент кратчайшего сближения. Назначается капитаном с учетом погрешностей в измерениях навигационных параметров, а также на основании его личного опыта. Может находится в пределах не менее 0.5 миль. Но обычно 2 мили.
Опасное судно- это такое судно, пеленг которого не изменяется и расстояние до него уменьшается, а параметры кратчайшего сближения Дкр и Ткр меньше допустимых значений Дзад и Тзад.
Эффективный маневр- это такой маневр, который предназначен не только для решения задачи на расхождение, но и для того чтобы показать опасным судам, которые наблюдают за окружающей обстановкой только с использованием радиолокатора в условиях ограниченной видимости, действия собственного судна. Если выбран маневр отворота, то эффективным следует считать угол не менее 30°-45°, а если уменьшение скорости, то не менее чем наполовину. Нижним пределом должна быть скорость потери управляемости.
Графические построения треугольника скоростей.
Основным информационным элементом, который используется при ручном решении задачи расхождения, является треугольник перемещений за 6 минут. Вершинами указанного треугольника является нулевая точка «0», обозначающая момент начала наблюдений; 6-ти минутная точка и точка F (Fixed). Сторонами треугольника являются: вектор относительного перемещения Vо встречного судна за 6 минут; вектор перемещения собственного Vн судна за 6 минут; вектор истинного перемещения встречного судна Vц за 6 минут.
Дополнительно можно смотреть видеоурок капитана дальнего плавания А. Богаченка, тоже хорошо объясняет.
Для какой цели используются векторные построения на планшете
4 КУРС. Порядок решения и условия задач, основные понятия и определения. Маневренный планшет.
Порядок решения задачи расхождения на маневренном планшете.
4) Наблюдая за ситуацией на экране РЛС выбрать по изменению относительных полярных координат эхо сигнал опасного судна.
5) С экрана РЛС снять отсчёты пеленга и расстояния эхо-сигнала опасного судна, заметить судовое время, сделать записи в таблицу радиолокационной информации для нулевой точки о времени 0’ (пеленге и дистанции для судна А)
6) По этим данным нанести на маневренный планшет начальную ситуацию, обозначив нулевую точку цифрой 0’и большой буквой А.
9) На 6 минуте снять отсчеты пеленга и расстояния эхо-сигнала того же судна А и записать их в таблицу обработки радиолокационной информации.
10) По полученным данным нанести на маневренный планшет 6-ти минутную точку, обозначив ее цифровой 6′.
11) Соединить нулевую и 6-ти минутную точку прямой для определения вектора относительного перемещения цели за 6 минут. Стрелка вектора направлена в 6-ти минутную точку. Обозначив этот вектор Vo.
12) Продлить вектор Vo до центра планшета, получим ЛОДА траекторию, по которой будет перемещаться эхо-сигнал судна А при неизменности курсов и скоростей собственного и встречного судов.
13) Из центра планшета на ЛОДА опустить перпендикуляр и снять значение Дкр.
14) Определить графическим вектором Vo, от 6′ точки до основания перпендикуляра линии Дкр время кратчайшего сближения судов tкр.
15) Полученные значения Дкр и tкр записать в таблицу обработки радиолокационной информации на маневренном планшете.
16) Соединить точку F с 6-ти минутной точкой прямой, получим 6-ти минутный вектор цели Vц, направленный в 6-ти минутную точку, обозначив его Vц.
17) Используя параллельную линейку и измеритель определить истинные курс и скорость судна цели А, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации на маневренном планшете.
18) Нанесите упрежденную точку (рекомендуется 12-ти минутную с учетом времени набора информации) и провести из нее пунктирными линиями касательные к окружности Дзад. Получим ОЛОДы, по которым должны перемещаться эхо-сигналы судна при выполнении маневра.
19) Из 6-ти минутной точки провести линии параллельные ОЛОДам в противоположном направлении для определения сектора опасных курсов (СОК), за пределы которого нужно вывести конец вектора Vн для решения задачи расхождения. Если F находится в пределах СОК, решить задачу уменьшением скорости невозможно.
20) Выбрать эффективный маневр расхождения на безопасном расстоянии. Причем изменение курса и/или скорости должно быть достаточно большим, чтобы оно было замечено встречным судном.
21) Исходя из вышеизложенного, при выборе маневра отворота вправо соединить точку F с точкой пересечения дуги, проведенной радиусом Vн и соответствующей стороны угла СОК. Получим 6-ти минутный вектор нашего судна Vн’ после маневра изменения курса. При этом, соединив полученную точку с 6’ точкой, получим новый вектор относительного перемещения цели после маневра, обозначив его Vo’
22) Переносим полученный вектор Vн’ в центр планшета параллельной линейкой, обозначив его штрих пунктирной линией. Сделать записи о ИКн и Vн в таблицу обработки радиолокационной информации на 12-ю минуту.
23) Определить точку возвращения к первоначальным параметрам движения нашего судна, для чего провести линию, параллельную ЛОД касательно к окружности Дзад. Точка пересечения этой линии с ОЛОД является точкой возвращения к первоначальным параметрам движения.
24) Определить время возвращения к первоначальным параметрам движения измерив расстояние между 12 минутной точкой и точкой возвращения величиной вектора относительной скорости Vo’. Определить время расхождения, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации.
Условия задач. Маневренный планшет.
Задача №1 –изм. курса, Задача №2- изм. скорости
Условие задачи:
Дано: ИКн=5°, Vн=18 узлов. Дбез=2мили. УТ=12′.
Данные цели А: Судовое время 00.00- ИП=310, Д= 8.5мили. Судовое время 00.06 – ИП=308 Д= 6,5 мили.
Определить: 1. Дкр-?, tкр-?, ИКц-?, Vц-?.
Условие задачи:
Дано: ИКн=345, Vн=16 узлов. Дбез=1,5 мили. УТ=12′.
Данные цели А:
Судовое время 00.00- ИП=32, Д= 7,3мили.
удовое время 00.06 – ИП=32 Д= 5,7 мили.
Определить: 1. Дкр-?, tкр-?, ИКц-?, Vц-?.
Задача №5 –изм. курса, Задача №6- изм. скорости
Условие задачи:
Дано: ИКн=20, Vн=16 узлов. Дбез=2мили. УТ=12′.
Данные цели А:
Судовое время 00.00- ИП=65, Д= 9 миль.
Судовое время 00.06 – ИП=64 Д= 7,7 мили.
Определить: 1. Дкр-?, tкр-?, ИКц-?, Vц-?.
Задача №7 – изменением курса (поворот вправо)
Условие задачи:
Дано: ИКн=345, Vн=16 узлов. Дбез=1,5 мили. УТ=12′.
Данные цели А:
Судовое время 00.00- ИП=32, Д= 7,3мили.
Судовое время 00.06 – ИП=32 Д= 5,7 мили.
Данные цели В:
Судовое время 00.00- ИП=48, Д= 7,6 мили.
Судовое время 00.06 – ИП=53 Д= 5,6 мили
Определить: 1. Дкр-?, tкр-?, ИКц-?, Vц-?.
Задача №8 – изменеием курса (поворот вправо)
Условие задачи:
Дано: ИКн=340, Vн=15 узлов. Дбез=1,0 мили. УТ=12′.
Данные цели А:
Судовое время 00.00- ИП=350, Д= 9, 0 мили.
Судовое время 00.06 – ИП=350 Д= 7,5 мили.
Данные цели В:
Судовое время 00.00- ИП=5, Д= 8,0 мили.
Судовое время 00.06 – ИП=5 Д= 6 мили
Данные цели С:
Судовое время 00.00- ИП=15, Д= 7,0 мили
Судовое время 00.06 – ИП=20 Д= 5,5 мили
Определить: 1. Дкр-?, tкр-?, ИКц-?, Vц-?.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ. МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ.
Маневренный планшет- сетка полярных координат, в центре которой находится судно-наблюдатель. Используется для графического решения задач на расхождение.
ЛОД- линия относительного движения. Траектория перемещения эхо-сигнала судна цели относительно условно неподвижного собственного судна на экране РЛС.
ОЛОД- ожидаемая линия относительного движения. Прогнозируемая траектория перемещения эхо-сигнала судна цели после окончания маневра собственного судна.
Dкр- дистанция кратчайшего сближения. Длина перпендикуляра опущенного из центра планшета на ЛОД.
Tкр- время кратчайшего сближения. Судовое время истекаемое с момента начала наблюдения до момента прихода судна цели в точку кратчайшего сближения.
t кр- промежуток времени от момента начала маневра до момента сближения на кратчайшее расстояние.
Vн- вектор скорости судна наблюдателя за 6 минут.
Vц- вектор скорости судна цели.
Vо- вектор относительной скорости судна цели.
СОК- сектор опасных курсов.
ЛОМ- линия окончания маневра.
V’н- вектор, характеризующий новое значение установившейся скорости судна, наблюдателя (новый вектор скорости нашего судна)
V’о- новый вектор относительной скорости V’o.
F- фиксированная точка на маневренном планшете из которой, как из центра, берут свое начало векторы собственного судна и судна цели.
УТ – точка на ЛОД, соответствующая моменту окончания маневра собственного судна при установившихся новых параметрах его движения. Упрежденная точка рекомендуется на 12 минуте, учетом набора информации за 6 минут, решением задачи 3 минуты, и выполнение эффективного маневра по расхождению за 3 минут.
Точка возвращения к первоначальным параметрам движения – это точка на ОЛОД, в которую должно прийти лимитирующее судно к моменту, когда собственное судно закончило процесс возвращения к первоначальным параметрам движения.
Дзад – заданная безопасная дистанция расхождения, представляет собой минимально допустимое расстояние в момент кратчайшего сближения. Назначается капитаном с учетом погрешностей в измерениях навигационных параметров, а также на основании его личного опыта. Может находится в пределах не менее 0.5 миль. Но обычно 2 мили.
Опасное судно- это такое судно, пеленг которого не изменяется и расстояние до него уменьшается, а параметры кратчайшего сближения Дкр и Ткр меньше допустимых значений Дзад и Тзад.
Эффективный маневр- это такой маневр, который предназначен не только для решения задачи на расхождение, но и для того чтобы показать опасным судам, которые наблюдают за окружающей обстановкой только с использованием радиолокатора в условиях ограниченной видимости, действия собственного судна. Если выбран маневр отворота, то эффективным следует считать угол не менее 30°-45°, а если уменьшение скорости, то не менее чем наполовину. Нижним пределом должна быть скорость потери управляемости.
Графические построения треугольника скоростей.
Основным информационным элементом, который используется при ручном решении задачи расхождения, является треугольник перемещений за 6 минут. Вершинами указанного треугольника является нулевая точка «0», обозначающая момент начала наблюдений; 6-ти минутная точка и точка F (Fixed). Сторонами треугольника являются: вектор относительного перемещения Vо встречного судна за 6 минут; вектор перемещения собственного Vн судна за 6 минут; вектор истинного перемещения встречного судна Vц за 6 минут.
Практическое решение задачи на маневренном планшете в тренажерном центре.
Херсонского морского колледжа рыбной промышленности.
1 Херсонский морской колледж рыбной промышленности Маневренный планшет Часть 1
2 ХМК РП Маневренный планшет Часть 2
3 ХМК РП Маневренный планшет Часть 3
4 ХМК РП, Маневренный планшет Часть 4
5 ХМК РП Маневренный планшет Часть 5