для какой цели мы крестим детей

Цель Крещения

для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

Редко можно услышать правильные ответы.

Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или «чтоб иметь: веру», и так далее.

Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.

Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство» и чародейство (см.: Епископ Никодим Милаш. Правила Православной Церкви с толкованиями. Спб, 1911, т.1, с.615).

Юноши и девушки при поступлении в вуз или техникум никогда не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая вашу веру, вашу готовность, а вы не трепещете.

Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: «нет». Некоторые даже добавляют: «Как можно молиться некрещеному?» Вот именно, некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его святого Крещения.

Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.

Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19).

Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы (недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам)» (Епископ Никодим Милаш, т.I, с.509).

Пять дней научения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет.

Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.

Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли!

За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея, Но и то ветхозаветное «видение» было столь страшно, что Моисей сказал: «я в страхе и трепете» (Евр.12,21). Что же сказать о том, к чему приступаете вы?!

Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).

Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).

Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21).

Источник

Почему Православная Церковь крестит младенцев? (+ВИДЕО)

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).

Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех

В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).

Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).

А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).

Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.

для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей

Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.

Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.

Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров

Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.

Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

Источник

Зачем мы крестим детей?

для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей

Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря.

для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей

Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Наталья Емчицкая

Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности.

Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар!

Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда.

Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить.

Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения.

Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально.

для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей

Фото: Павел Майоров

Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника.

Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием.

Позволю себе напомнить, что христианину всегда следует исходить из презумпции доброты и усилия понимания. Даже в таком взгляде на религию нам следует учиться усматривать зерна добра, семена веры, которые могут неожиданно прорасти в большое цветущее дерево христианской веры.

Следующий уровень – страх. Во-первых, за здоровье ребенка, во-вторых, и это уже почти церковный опыт – за его спасение. Мой дедушка-атеист категорически запрещал крестить мою маму, которая девочкой несколько раз переболела воспалением лёгких. Прабабушка, бессильно глядя на всё это безобразие, похитила мою маленькую и больную маму, тайно отнесла ее в церковь и окрестила, «как положено». Мама исцелилась в этот же день. Совпадение? А разве в совпадениях отсутствует смысл?

Прабабушка была простой женщиной. Она думала, что девочка болеет из-за того, что не крещена. Вообще, нам бывает очень сложно понять, что же на самом деле думают простые люди, какие у них мотивы, но уж, что точно мы можем себе позволить, так это обуздание собственного богословского снобизма. Снова аскетическое усилие – попытаться и здесь усмотреть зерна добра, постараться понять, при этом ясно себе представляя, что на самом деле есть церковная норма.

Другой вид страха – а вдруг дитя помрёт некрещеным, и – и все! – поминать нельзя, значит – ад! Но разве мы добрее Бога? Если во мне живёт жалость даже к зверюшкам, доброта и любовь ко всему живому – это всё заёмные вещи. Я добр и жалостлив только добротой, жалостью и любовью Божией, и если доброта во мне волнуется и возмущается – это Сам Бог возвышает Свой голос в моей доброте, и неужели Творец детей отправляет некрещеных в ад? Глупости всё это. Но в этой мотивации крещения мы уже слышим отголосок церковного опыта и евангельского учения.

Крещение детей появляется тогда, когда жизнь христианской общины входит в спокойное русло. Перед нами уже третье или четвертое поколение христиан, живущих единой семьей – евхаристической общиной, и для такой общины совершенно естественно приобщать к мистической жизни в Теле Христовом своих детей.

Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?

Святитель Григорий Богослов считает, что крестить лучше в три года, но ведь это самый вредный детский возраст, и детей у святителя своих не было, поэтому может и не мог наблюдать эти «маленькие чудовища». Святитель пишет, что в этом возрасте они что-то уже понимают. А понимают ли? И какая-то ложь есть во всем этом: если я, христианин, точно знаю и верю, что истина во Христе, чего мне ждать, пока ребенок что-то там начнет соображать, искать. Это вещи естественные – сомневаться и идти своим путем веры, но почему мне не следует сразу ставить его на этот путь?

Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? Говорят, у нее протестантские корни. Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура.

для какой цели мы крестим детей. Смотреть фото для какой цели мы крестим детей. Смотреть картинку для какой цели мы крестим детей. Картинка про для какой цели мы крестим детей. Фото для какой цели мы крестим детей

Фото: Маргарита Ивлева

Посмотрите на икону Божией Матери. Нас, православных, часто укоряют, что иконы Христа в наших домах найти нельзя – вокруг только образы Богоматери. Но для наших предков икона Божией Матери – это и есть икона Христа. Древние христиане – абсолютно нормальные люди – не могли мыслить ребенка в отрыве от его родителей. Если мы изображаем Младенца Христа, мы не можем обойтись без фигуры Его Матери.

Ребенка невозможно мыслить без его родителя, ребенок без мамы и отца – абстракция. Как только мы помыслили ребенка, на мысленном горизонте должен проявиться отец или мать, иначе перед нами не ребенок. Дети непременно должны отбрасывать «родительскую тень». Как учит нас Голливуд, только вампиры не отбрасывают тени, и если вы мыслите ребёнка без «родительской тени», – у вас проблемы со зрением.

Писатели так любят героев-сирот именно потому, что с ними легче работать: они не тянут за собой шлейф родителей. Оливер Твист очень удобный персонаж, и чтобы как следует ребенка раскрыть и рассмотреть, следует убрать родителей. Но в таком случае и ребенок исчезает, остается симпатичный и очень несчастный человечек, вызывающий у всех нормальных людей сочувствие именно своей органической неполнотой. Мне даже кажется, что такое распространение, простите, педофилии как-то связано с этой культурной трансформацией естественно-родового сознания – за ребёнком не видят его родителей, он один.

«Нехорошо человеку быть одному» – это очень глубокая истина, относительно же детей она требует большего усиления: ребенок вообще не может быть один, он долго рождается, долго появляется на свет, минимум двенадцать лет он «выходит из утробы». Связь между мамочкой и ребенком более органическая, чем между мужем и женой, и мужчины не напрасно чувствуют себя оставленными и брошенными после рождения малыша. Дитя не просто продолжение родителей и носитель родовых свойств. До определенного возраста он их органическая часть. Было бы глупо говорить о моей левой части, совершенно игнорируя правую. А потому – крестить или не крестить – это решать родителям.

Если я родил ребенка, содержу его и воспитываю, я хочу очень простых и корыстных вещей: ребенок должен вырасти человеком, как я это понимаю, и это важно для меня, потому что с каждым годом я – старше и слабее, а он – сильнее, ему досматривать мою старость, ему закрывать мои глаза, а мне не всё равно, кому доверить свою ослабевшую жизнь.

Это очень понятные мысли, и я намеренно не хочу пускаться в обстоятельный богословский разговор – очень много на эту тему написано. Но для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека. И пусть перед священником стоит совершенно нецерковный человек, неверующий родитель, мы всё равно не должны отказывать этим Божиим детям пусть так неуклюже, неумело, но отблагодарить Детоподателя.

Источник

Стоит ли торопиться крестить детей?

Юрий Бела­нов­ский
заме­сти­тель руко­во­ди­теля Пат­ри­ар­шего центра духов­ного раз­ви­тия детей и моло­дежи при Дани­ло­вом мона­стыре в Москве

О мас­со­вом кре­ще­нии мла­ден­цев

Одним из самых пара­док­саль­ных явле­ний нашего вре­мени стало мас­со­вое, почти пого­лов­ное и даже насиль­ное кре­ще­ние мла­ден­цев. Ситу­а­ция очень напо­ми­нает при­вивки. Мало кто пони­мает, как они дей­ствуют и что пред­став­ляют собой болезни, от кото­рых вак­цина защи­щает, но так или иначе детей обычно при­ви­вают, не спра­ши­вая на то их одоб­ре­ния.

Пого­лов­ность и даже насиль­ность при­ви­вок оправ­дана убеж­ден­но­стью в защит­ном и поло­жи­тель­ном дей­ствии вак­ци­на­ции. Жизнь пока­зала, что она оста­но­вила эпи­де­мии и вместе с анти­био­ти­ками сни­зила дет­скую смерт­ность в сотни раз. В данном случае понятно, что своего рода наси­лие над детьми оправ­дано реаль­ной опас­но­стью забо­леть и реаль­ной защи­той от болезни.

Хоте­лось бы сфор­му­ли­ро­вать своего рода закон семей­ной жизни. Чем менее дее­спо­со­бен ребе­нок и чем менее он может осо­знанно про­яв­лять свою волю, тем боль­шую ответ­ствен­ность несут роди­тели. Сразу после рож­де­ния ответ­ствен­ность роди­те­лей абсо­лютна, сте­пень сво­боды ребенка близка к нулю. Пока он не начи­нает само­сто­я­тель­ную жизнь. Тут уже сте­пень ответ­ствен­но­сти роди­те­лей стре­мится к нулю.

Пони­ма­ние этого закона важно, чтобы не впасть в край­ность осуж­де­ния любого при­нуж­де­ния детей со сто­роны роди­те­лей. Чем меньше ребе­нок, тем больше прав у роди­те­лей обес­пе­чить жизнь ребенка и вос­пи­ты­вать его так, как они счи­тают нужным. Ого­во­рюсь, что мы тут не рас­смат­ри­ваем случаи наси­лия над детьми.

Можно ли ска­зан­ное о при­вив­ках и допу­сти­мой мере при­нуж­де­ния при­ме­нить к кре­ще­нию? Думаю, нет. Пара­док­саль­ность повсе­мест­ных кре­ще­ний заклю­ча­ется в том, что пого­лов­ность и своего рода наси­лие тут высту­пают атри­бу­тами хри­сти­ан­ства. Но ведь оно может быть при­нято только сво­бодно и ответ­ственно. При­ба­вим к этому, что кре­ще­ние не может быть гаран­том без­об­лач­ного дет­ства, да и роди­тели не знают реаль­ных духов­ных опас­но­стей, от кото­рых стоило бы защи­тить детей через это таин­ство.

Понятно, что глав­ную роль тут играет народ­ная тра­ди­ция, заме­шан­ная на суе­ве­рии. Часто рас­суж­дают так: наши предки детей кре­стили, вроде как народ у нас пра­во­слав­ный, крещу и я своего ребенка, авось хуже не станет или помо­жет от чего-нибудь. Самый рас­про­стра­нен­ный мотив кре­ще­ния — улуч­ше­ние здо­ро­вья. По моему мнению, ука­зан­ные при­чины недо­ста­точны для оправ­да­ния наси­лия над детьми. Полу­ча­ется, что право на при­нуж­де­ние у роди­те­лей есть, но смысла в пого­лов­ном кре­ще­нии нет, вернее, те смыслы, кото­рыми руко­вод­ству­ются роди­тели, не имеют к хри­сти­ан­ству ника­кого отно­ше­ния.

О смысле и цели кре­ще­ния

Самый про­стой и самый оче­вид­ный смысл кре­ще­ния в том, что оно явля­ется вступ­ле­нием в цер­ковь. К купели при­хо­дит просто чело­век — уходит, кре­стив­шись, новый член церкви. Цер­ковь в данном случае рас­смат­ри­ва­ется как вино­град­ная лоза, а чело­век — как веточка, кото­рая в кре­ще­нии при­ви­ва­ется к корню, начи­нает питаться бла­го­дат­ными соками, расти и пло­до­но­сить. В кре­ще­нии не кон­ста­ти­ру­ется член­ство, и тем более не поку­па­ется, а совер­ша­ется таин­ствен­ный мисти­че­ский рели­ги­оз­ный акт при­ра­ще­ния чело­века к хри­сти­ан­ству.

Кре­ще­ние также можно упо­до­бить усы­нов­ле­нию, но не юри­ди­че­скому, а как бы при­род­ному.

Еван­ге­лие пере­дает нам слова Христа: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». Тут опре­де­лена и цель и усло­вие. Сна­чала вера во Христа Спа­си­теля, при­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти спа­се­ния от греха, потом кре­ще­ние, как сви­де­тель­ство об этом, потом обре­те­ние спа­се­ния. Без уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, без лич­ного дове­рия Христу — Сыну Божьему, без стрем­ле­ния всту­пить с Ним в обще­ние и быть верным Ему нет хри­сти­ан­ской веры. Иными сло­вами, не при­зна­вая своих грехов, не осо­зна­вая себя поги­ба­ю­щим без Христа, не желая спа­стись, невоз­можно при­сту­пить к кре­ще­нию. Кре­ще­ние — это акт личной веры, оно не может веру заме­нить или поро­дить. Невоз­можно кре­ститься по вере кого-то.

Осо­зна­ние этого было настолько важно для первых хри­стиан, что к кре­ще­нию ново­об­ра­щен­ных гото­вили по многу меся­цев, иногда до несколь­ких лет. Эта под­го­товка была осно­вана на испы­та­нии веры чело­века и сви­де­тель­стве пору­чи­те­лей о серьез­но­сти наме­ре­ния всту­пить в цер­ковь. Целью под­го­товки было обу­че­ние осно­вам веро­уче­ния и прак­ти­че­ским навы­кам хри­сти­ан­ской жизни, как то: молитва, испол­не­ние нрав­ствен­ных запо­ве­дей, уча­стие в общин­ной жизни через то или иное слу­же­ние.

О кре­ще­нии детей и крест­ных роди­те­лях

Понятно, что мла­денцы, кото­рых при­но­сят кре­стить, личной веры не имеют. Они не в состо­я­нии пройти ника­кую под­го­товку, никоим обра­зом не могут не только испол­нять запо­веди Божьи, но даже понять их. Не полу­ча­ется ли, что допус­кая кре­ще­ние малень­ких детей, Пра­во­слав­ная цер­ковь игно­ри­рует соб­ствен­ное учение о смысле и цели кре­ще­ния? Почему детей вообще кре­стят, не чест­нее было бы подо­ждать взрос­ле­ния и дать воз­мож­ность выбрать веру сво­бодно и ответ­ственно?

Если речь идет о семье нехри­сти­ан­ской, то все ска­зан­ное верно и кре­ще­ние детей невоз­можно. В случае совер­ше­ния оно явля­ется про­фа­на­цией и наси­лием над детьми.

Мла­ден­цев кре­стят не без­условно. Усло­вий два. Первое — роди­тели должны быть прак­ти­ку­ю­щими хри­сти­а­нами; второе — они должны иметь твер­дое наме­ре­ние вос­пи­тать своих детей в хри­сти­ан­ской вере. В данном случае исклю­ча­ется эле­мент наси­лия над детьми, поскольку ребе­нок вос­при­ни­мает то, чем по-насто­я­щему живет семья, вос­при­ни­мает то, что дается ему без выбора. Сюда, кстати, кроме веры отно­сятся и язык, и куль­тура, и наци­о­наль­ность, и раз­лич­ные мест­ные тра­ди­ции.

В данном случае все понятно и просто. Семья — это един­ство. Если роди­тели живут хри­сти­ан­ской жизнью, ходят в храм, молятся, при­ча­ща­ются, то трудно себе пред­ста­вить их соб­ствен­ного ребенка, выпав­шего из этой жизни. Дети живут тем, чем и их семья. Но если мы гово­рим о людях, лишь дове­ря­ю­щих Церкви, но не име­ю­щих к ней отно­ше­ния, то эта же логика гово­рит против кре­ще­ния детей. Мла­ден­цев при­об­щают, вернее как бы «вбра­сы­вают» в хри­сти­ан­ство, кото­рое не имеет к семье ника­кого отно­ше­ния. А это есть самое насто­я­щее наси­лие и про­фа­на­ция.

Итак, если мы гово­рим о хри­сти­а­нах, то если семья решит кре­стить ребенка — имеет право это сде­лать. Более того, цер­ков­ная тра­ди­ция при­вет­ствует такое реше­ние. Если решено будет подо­ждать до совер­шен­но­ле­тия, то и такое воз­можно.

Глав­ное усло­вие кре­ще­ния детей — это вос­пи­та­ние их в хри­сти­ан­ской вере. Всем понятно, что веру нельзя насильно дать, ее можно лично и сво­бодно взять. Веру и добро нельзя «вло­жить», ника­кие при­вычки, заучен­ные пра­вила, устра­ше­ния не могут пре­вра­тить веру и добро в под­лин­ную цель жизни. Цель хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния состоит в том, чтобы повзрос­лев­ший ребе­нок, когда перед ним вста­нет вопрос о смысле и необ­хо­ди­мо­сти веры, о добре и зле, смог подойти к реше­нию осо­знанно, имея опыт хри­сти­ан­ской жизни, имея опыт обще­ния с Богом. Вера и добро, по мнению хри­стиан, должны стать соб­ствен­ной, внут­ренне доро­гой, сво­бодно воз­люб­лен­ной темой жизни для ребенка.

В столь ответ­ствен­ном вопросе цер­ковь ввела инсти­тут крест­ных роди­те­лей (вос­при­ем­ни­ков), как бы пору­чи­те­лей за ново­кре­ще­ного мла­денца. Смысл в том, чтобы кто-то стал допол­ни­тель­ным гаран­том вос­пи­та­ния детей в хри­сти­ан­стве. Понятно, что никто не может заме­нить семью, и при хоро­ших обсто­я­тель­ствах семье не нужна помощь. Но нужно быть гото­вым сде­лать все от взрос­лых зави­ся­щее, чтобы хри­сти­ан­ская жизнь ребенка не постра­дала. Крест­ные — не просто друзья или родные, они, в идеале, те, кто готов заме­нить роди­те­лей, стать духов­ной опорой в жизни детей. Очень важно пони­мать, что вера и цер­ков­ная жизнь вос­при­ем­ни­ков (если она есть) никак не может заме­нить отсут­ствие веры у ребенка и его роди­те­лей. Не стоит обо­льщаться и думать, что при общей ато­ми­за­ции и раз­роз­нен­но­сти жизни кто-то может более или менее серьезно влиять на вос­пи­та­ние детей.

Серьез­ность цер­ков­ного отно­ше­ния к крест­ным отра­жена в извест­ном пра­виле, что вос­при­ем­ники не могут всту­пать в брак с крест­ни­ками или их роди­те­лями. Суть этого закона в том, что кре­ще­ние, вступ­ле­ние в цер­ковь не моут стать пово­дом для выстра­и­ва­ния личных отно­ше­ний. Правды ради надо уточ­нить, что этим цер­ков­ное пра­вило огра­ни­чи­ва­ется и не имеет ника­кого отно­ше­ния к вза­и­мо­от­но­ше­нию между крест­ными роди­те­лями, муж­чи­ной и жен­щи­ной, став­шими вос­при­ем­ни­ками одного ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *