ОАО «Ярославский шинный завод» (ЯШЗ) — предприятие по выпуску шин в Ярославской области, входит в состав холдинга «СИБУР — Русские шины».
Содержание
История
Впервые в СССР конструкторским бюро под руководством П. А. Шаркевича разработана и создана конструкция бескамерной арочной шины для грузовиков ЗИЛ-150, работающих в условиях бездорожья.
На выставке — презентации, посвященной датам образования субъектов РФ, ОАО «ЯШЗ» отмечен дипломом 2 степени в конкурсе «Лучший отечественный товар» ЦМК-шина Я — 454 (295/80R22,5). Модель Я — 571 (175/70R13) признана лауреатом конкурса «Шины — 2002» за высокие показатели экологической безопасности.
Система менеджмента качества
В 2007 году система менеджмента качества ОАО «ЯШЗ» сертифицирована на соответствие требованиям ИСО/ТУ 16949:2002, МС ИСО 9001:2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и СРПП ВТ АС «Русский Регистр»[1], а также URS.
Шинный завод – это гордость Ярославля. Это первое предприятие по выпуску резинового каучука в СССР. Завод начал работать в 1932 году. До войны на предприятии производилось 70 процентов шин в стране, в том числе большинство покрышек для авиации, артиллерии и воинских авточастей. В годы Великой Отечественной войны завод также принимал участие в производстве комплектующих частей для танка Т-34. Благодаря в том числе и труду наших шинников танк Т-34 признан лучшим в годы Великой Отечественной войны.
Шинный завод находится совсем рядом с железнодорожным мостом через Волгу. Была постоянная опасность при бомбежках. В июне 1943 года, в результате двух мощных налетов авиации противника, основные цеха шинного завода были разрушены. Но рабочие предприятия сделали невозможное: всего за 100 дней восстановили полностью все цеха.
Ни на один день не прекращалась работа этого завода. Почти все мужчины в первые месяцы войны ушли на фронт. Работали на предприятии женщины и подростки. Они знали, что их труд поможет спасти Родину, спасет жизни их мужей, сыновей, отцов, братьев. За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны 86 работников завода были награждены орденами и медалями СССР.
За заслуги в годы Великой Отечественной войны предприятие было награждено орденом Отечественной войны 1-й степени.
Развитие автомобильной отрасли в начале прошлого века требовало новых материалов и комплектующих. Молодой советской стране требовалось собственное крупное производство покрышек для автотранспорта. Днем рождения Ярославского шинного можно считать 1928 год, когда было принято решение о строительстве крупного комбината. Естественно своих технологий производства в СССР не было, как и оборудования. Поэтому в 1929 году нашлись партнеры из США, которые помогли наладить производство. Новые технологии и передовые станки дали старт производству в 1932 году. При этом часть инженеров на заводе были выходцами из США. Несколько лет знания и опыт передавались советским коллегам. К 1940 году производство выросло до отдельного завода, который был исключен из многопрофильного комбината, где производили не только резиновые изделия, но и другие продукты нефтехимии.
Во время Великой Отечественной войны, все предприятия для производства шин для военной техники оказались разрушены, либо за линией фронта. Ярославский завод оказался единственным предприятием по производству покрышек для самолетов и военных грузовиков. Но и этот завод постоянно подвергался налетам вражеской авиации. Летом 1943 года в результате самой мощной бомбардировки завод был стерт с лица земли. От предприятия не осталось камня на камне. Завод восстановили за несколько месяцев и он опять заработал.
Бурный расцвет производства приходится на послевоенные годы. К 1950 году началось массовое производство шин для легковых автомобилей. В 1966 году с завода сошла 100 миллионная покрышка. Новая советская модель “Жигули” получала на конвейере именно ярославские шины. В 1981 году с завода уходит очередная юбилейная 200 миллионная шина. Кроме легковых и грузовых покрышек на заводе делали шины для тракторов и сельскохозяйственной техники, самолетов и спецтранспорта.
Компания «БИТАЙР» осуществляет поставку автошин в Красноярск отличного качества и по оптимальной цене. Отечественные и зарубежные бренды. Прямые договоры с производителями и широкая дилерская сеть по всей стране. Покрышки любых типоразмеров для легковых и грузовых машин.
В 1996 году завод стал акционерным обществом и стал называться ОАО “ЯШЗ”. Со временем предприятие стало принадлежать нефтехимической компании “Сибур”. В 90-ые годы завод переживал не лучшие времена, как и вся страна. К началу 2000 Ярославский шинный занимал 10 % долю рынка. В 2011 году предприятие сконцентрировалось на производстве грузовых и легковых автомобилей под маркой “Кордиант”. Благодаря новым инвестициям удалось увеличить производство и расширить диапазон выпускаемой продукции. Хотя от производства авиационных шин владельцы компании отказались.
Ярославский шинный завод в годы Великой Отечественной войны обеспечивал шинами не только военный автотранспорт, но и работал на авиацию, артиллерию и танковые войска.
До войны на предприятии производилось 70% шин, выпускавшихся в стране, большинство покрышек для авиации, артиллерии и воинских авточастей. Несмотря на демонтаж и эвакуацию оборудования в IV квартале 1941 г., в результате чего мощности завода снизились более чем на половину, шинники за 2-е полугодие 1941 г. увеличили выпуск аэропокрышек и аэрокамер по сравнению с 1-м полугодием в 1,9 раза, катков для танков — в 1,6 раза, спецшин ГК — в 1,6 раз.
В 1942 г. часть демонтированного оборудования была восстановлена, что значительно повысило выпуск военной продукции при одновременном улучшении качества и обеспечило выполнение государственного плана.
Фашисты прекрасно понимали значение ЯШЗ. В 1943 г. авиацией противника было нанесено два мощных бомбовых удара ( в ночь с 9 на 10 и с 20 на 21 июня), в результате которых предприятие было разрушено и выведено из числа действующих. Для оказания помощи на месте, в г. Ярославль выехали нарком резиновой промышленности и нарком строительства С. 3. Гинзбург. Решающую помощь в возобновлении работы завода сыграло постановление ГКО от 24 июня 1943 г., в соответствии с которым к восстановлению были привлечены крупные строительные организации. Ярославский обком ВКП ( б) мобилизовал в помощь предприятию более 1000 человек, 340 — с заводов города. К ХХVI годовщине Великой Октябрьской социалистической революции предприятие было восстановлено.
Коллектив завода за время Великой Отечественной войны выпустил продукции, которой хватило бы на комплектование 800 танковых, 3138 артиллерийских, 13 800 авиационных полков. На предприятии был освоен выпуск ряда новых изделий: аэропокрышек для иностранных самолетов, автопокрышек высокой проходимости « вездеход», специальной резины и прорезиненной ткани для прокладки баков самолетов, новых размеров шин с губчатой камерой для пушек и броневиков, новых размеров катков для танков и другой продукции.
За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании в годы Великой Отечественной войны, шинному заводу 22 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В 1945 г. это знамя было передано коллективу на вечное хранение.
Основная статья — «Шинный завод«
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Ярославская область в годы Великой Отечественной войны / Сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. – Ярославль: Индиго, 2010.
Ярославский ордена Ленина шинный. – Ярославль, 1968.
Фотоэкскурсия по знаменитому Ярославскому шинному заводу, одному из крупнейших шинных заводов центрального региона России. Репортаж из цехов, где производят и тестируют шины марки «Cordiant» для легковых автомобилей.
Немного истории: Не многие знают, что давным давно шины были деревянными или металлическими (так мне рассказывали в институте). Первая в мире резиновая шина была сделана Робертом Уильямом Томсоном в 1846 году, однако автором пневматической шины считают шотландца Джона Данлопа, который в 1887 году придумал надеть на колесо трехколесного велосипеда своего 10-летнего сына широкие обручи, сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. Именно с велосипедов и началась эра пневматических шин.
Основными материалами для производства шин являются резина, которая изготавливается из натуральных и синтетических каучуков и корд. Производство шины начинается с приготовления резиновых смесей, которые могут включать в себя до 10 химикатов, начиная от серы и углерода и заканчивая каучуком. Из смесей на специальных станках методом экструзии делают различные заготовки для будущей шины.
Так, например, выглядит будущий корд на конвейере.
На отбракованном участке заготовки можно увидеть «скелет шины» — каркас, который изготавливается из высокопрочного металлокорда.
На станках изготавливаются компоненты для сборки. Процесс экструзии для большинства изделий схож, и компоненты выглядят примерно одинаково — на выходе из станка получается длинная резиновая лента.
Резина до вулканизации очень липкая, поэтому материал наматывают в бобины прокладывая каждый виток защитным слоем.
Все компоненты сортируют по типоразмеру шины, на каждую бобину приклеивают штрих-код, чтобы можно было в любой момент понять для какого типа шин изготовлен материал.
Станки с гигантскими катушками изготавливают бортовые кольца. Бортовое кольцо — важный элемент шины, который изготавливается из множества витков обрезиненной бортовой проволоки. Это нерастяжимая, жесткая часть шины, с помощью которой происходит фиксация на ободе диска.
Много-много нитей сплетаются в ряды, которые далее обрезиниваются.
Этот станок закругляет обрезиненную проволоку в кольцо под необходимый посадочный размер диска. Слева в кадре — ленты проволоки, справа — готовые кольца.
Готовые бортовые кольца.
На сборочных станках все детали шины соединяются в единое целое. Необходимые компоненты с бобин загружаются на ленты конвейера.
Так выглядит протекторная заготовка. До вулканизации это просто толстая полоса резины без рисунка протектора. Цветные линии — специальная кодировка, чтобы можно было быстро и четко понять, какой у шины радиус, ширина и высота профиля и т.д. (своеобразный штрих-код шины).
Бабина с заготовкой раскручивается, компонент уходит на конвейер, а защитный слой, (коричневая лента, чтобы материал не слипался) наматывается на другую катушку.
Дальше начинается этап «Слава роботам!».На сборочный барабан последовательно накладываются слои с разных лент конвейера.
Потом приезжает большой робот и ловко раздувает заготовку воздухом, что-то сминает, сжимает и заворачивает и получается полуфабрикат шины.
По конвейерным линиям заготовки отправляются в цех вулканизации.
Здесь шина подвергается термовоздействию горячим паром под высоким давлением. Каучук, техуглерод и присадки «спекаются» в единое целое, а на внешние и внутренние поверхности шины с помощью пресс-форм наносятся рисунок протектора, надписи и другие технические профили.
В цеху целые ряды установок вулканизации с прессформами для различных типов шин.
Слева идет процесс вулканизации, а справа пустая камера с диафрагмой, которая раздувает шину под высоким давлением.
Заготовка в камере, сверху видны прессформы. Под давлением по боковинам и протектору прорисовывается рельефный рисунок. Происходит химическая реакция (вулканизация), которая придает резине эластичность и прочность.
Так выглядит разобранная прессформа. Со временем от высокой температуры и давления прессформа загрязняется и ее следует очищать.
Прежде всего забиваются каналы для отвода воздуха при вулканизации. Именно из-за этих каналов и образуются те загадочные «усики» на новых шинах.
Прессформы для боковин.
Цех, где очищают загрязнившиеся прессформы.
Историческая справка: В июне 1943 г. в результате налета немецкой авиации, завод был полностью разрушен. Но уже в конце сентября последствия бомбардировки были ликвидированы, завод восстановлен. 1950-е гг. Впервые в СССР завод начал выпускать бескамерные шины: для легковых автомобилей «Победа», «Волга», «ЗИМ». Конец 50-х. Страна переживала «шинный кризис», увеличивался простой автотранспорта из-за дефицита шин. 1966 г. Выпущена 100-миллионная шина. 1969 г. ЯШЗ первому из отечественных заводов было дано право выпускать шины для нового легкового автомобиля «Жигули».
Внутри установок по вулканизации безумно красиво!
Готовые шины поступают на общий конвейер и отправляются на окончательный контроль качества шин перед отправкой потребителям.
На контроле производится визуальный осмотр шин.
Дальше в работу снова включается робот, который проверят динамические характеристики каждой шины.
Все новые модели обязательно проходят стендовые и лабораторно-дорожные испытания в заводском опытно-испытательном центре, которые ведутся на специальных станках, где моделируются условия эксплуатации, в несколько раз превышающие по воздействию дорожные.
Диски под все типы шин.
А так выглядит стенд для испытания сразу шести шин одновременно.
А это — авиационные шины. Как их производят — большой секрет! На предприятиях компании «СИБУР – Русские шины», выпускающих шины марки Cordiant производится не только продукция для широкого круга потребителей, но и специальные изделия, например шины для истребителя 5-го поколения, известного как Т-50, или ПАК-ФА.
В этом цехе установлены стенды, где имитируют скорости и нагрузки на колесо при взлете и посадке самолета.