для какой возрастной группы характерна самостоятельная деятельность в изобразительном искусстве
Консультация для педагогов. Самостоятельная изобразительная деятельность детей
Ольга Суворова
Консультация для педагогов. Самостоятельная изобразительная деятельность детей
1 слайд
2 слайд
В ФГТ определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ, и в самостоятельной деятельности детей.
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей, направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей, определяется эмоционально-интеллектуальным опытом, полученным из разных источников в условиях семьи и ДОУ.
3 слайд
Образовательная область «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: рисование, лепку, аппликацию, художественное конструирование.
4 слайд
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица или для группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.
5 слайд
Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость, позаботиться о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке.
6 слайд
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности может быть тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной методикой его проведения. Увлеченность темой наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок, раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создание более выразительного образа.
Размещение детских поделок и материала на видном месте, позволит обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью, во время которой ребенок выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей может быть связана с играми, подготовкой к праздникам, другими видами деятельности. Недостающие атрибуты, по возможности, дети могут сделать сами вместе с воспитателем, использовать их в настольном, пальчиковом, теневом театре.
7 слайд
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер. Иногда, около рисующих, находятся дети, которые по своему желанию меняют для них воду, всматриваются в рисунок, дают советы. И если вначале они наблюдают за процессом рисования, помогают советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей, и, по мнению Т. Г. Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми.
Самостоятельную художественную деятельность дошкольников воспитатель может организовать не только в помещении, но и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры, создание на песке из камушков изображений, изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток и т. д. ; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство со стороны воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать методы руководства самостоятельной деятельностью.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
8 слайд
Остановимся на принципах построения развивающей среды.
1 принцип предполагает то, что предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка, но в тоже время оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве.
9 слайд
2 принцип. Предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах хорошо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев, размещенной на вертикальной плоскости (стене, или просто разложенной на столах. Каждый может нарисовать рисунок на свою тему, которую объединяют одним сюжетом.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети склонны и способны к общению, обмену впечатлениями, столы можно по разному объединять, чтобы дети радовались свободному и деловому общению. Хорошо иметь мольберты, которые дети могли бы самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование природы с натуры.
10 слайд
Применительно к изобразительной деятельности 3 принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющие реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке.
11слайд
В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Это могут быть паспарту, рамки, в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы. Это может быть выставка дня, недели, месяца, на зимнюю тематику, индивидуальные и коллективные работы.
12 слайд
4 принцип – предполагает определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности. Например, наличие материала для рисования в непосредственной близости от уголка природы, зеленой зоны может одновременно обеспечить ребенку отдых, наблюдение за объектами живой природы.
13 слайд
Следует отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Ольга Самойлова
Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Психологи как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего чувства формы и линии.
В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.
Начиная с 2,5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.
Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете (Выготский Л. С.).
На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил однажды ребенка,нарисовавшего такого головонога:
— Как, у него только голова и ноги?
Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Один психолог, просивший ребенка нарисовать его мать, сидевшую тут же, имел случай наблюдать, как ребенок рисовал мать, ни разу не взглянув на нее. Однако не только прямые наблюдения, но и анализ рисунка очень легко вскрывают то, что ребенок рисует по памяти. Он рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит или что он, следовательно, представляет себе в вещи. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. (рис. 5 и 6, рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.).
Когда ребенок рисует человека в одежде, он рисует у него ноги под одеждой, которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре.
Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Психологи приходят к согласному выводу, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.
В лепке ребенок 2-3х может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе. Педагогу следует показать новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.
Начиная с 3,5 лет рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те части тела, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.
Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его «изделия».Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета.
Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
На этой второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия не может быть, конечно, резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей,более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.
На рисунке 7 (рисунок взят из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.) представлен рисунок десятилетнего мальчика, однако подобные рисунки – графические рассказы часто встречаются и у некоторых способных к рисованию детей в более раннем (дошкольном) возрасте. Все рисунки выполнены детьми самостоятельно и без возможности срисовывания.
В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987.- 344с.
Роль изобразительной деятельности в жизни ребенка Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование-это один из важных средств в познании мира,развитии знаний.
Этапы формирования детского рисунка. Способность к изобразительной деятельности – универсальная способность человека. Ребёнок начинает «рисовать» на втором году жизни. Сначала.
Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей»
Самостоятельная художественная деятельность- показатель высокого уровня художественного развития детей т. к. возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности говорит также о влиянии грамотного организованного образовательного процесса, хороших традиций быта детского сада.
Основной путь художественного развития ребенка- самостоятельное творчество. Характеристика его сущности затрудняется, по мнению многих исследователей, не поддается изучению. Следовательно, бессмысленно ставить и вопрос о целенаправленном руководстве, речь может идти только о влиянии отдельных факторов.
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка:
-развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
-процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
— в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
-совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
Самостоятельная деятельность тесно связанна с поисковой деятельностью.
Исследования Н. Н. Подьянова свидетельствуют, чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок и тем эффективнее идет развитие. Поисковая деятельность строится самим ребенком – каждый раз по- новому, по мере получения все новых и новых знаний об объекте. Таким образом ребенок получает возможность ставить все более сложные цели и задачи. В процессе достижение цели у него возникает потребность в «открытии» новых способов преобразования объекта.
Г. Н. Пантелеев ввел в педагогику понятия «Предметно- пространственная среда». В своих исследованиях показал, что пространственная среда должна снабжать ребенка определенной художественной информацией с учетом характера его художественной деятельности.
Ассортимент предметов и материалов определяется спецификой каждого вида художественной деятельности. Классификация сложна по причине ее полифункциональности,но можно выделить два вида дидактического оборудования:
•Материальные средства: печатные
-пособия (художественные альбомы, детские энциклопедии, книжки- картинки, наглядные картинки)
— аудиовизуальные (видеофильмы, мультфильмы, диски)
— объёмные (макеты, муляжи, гербарии)
• Художественные предметы и дидактические пособия
— произведения народного и декоративно- прикладного искусства.
— настольно- печатные игры,
— художественные игрушки.
-комплекты детского театра.
-художественные материалы для рисования,моделирования, конструирования.
— коллекционирование- дети самостоятельно собирают : киндер игрушки, ракушки, камушки. Объединяя их в коллекции и отображая в самостоятельной изодеятельности, тем самым повышая интерес.
Для полноценной самостоятельной деятельности рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов изобразительной деятельности. Дети рисуют не только цветными карандашами или мелками, но и любыми другими предметами (прутики, деревянные ватными палочками, собственными пальчиками и ладошками, ногами и всем телом, оставляющий следы на снегу или песке. В качестве основы или фона используется песок, глина, снег, стекло, бытовые вещи (одежда, носовые платки). Помимо красок используется цветной песок, зубная паста, манная крупа. Важно, что разнообразие материалов, способов создания образов и свободы выбора инициирует детское художественное экспериментирование. Свобода выбора материалов обеспечивают разнообразие контекстов, что принципиально для формирования эстетических обобщений и осмысленных знаний.
Вывод: таким образом необходимо обогащать детей новыми художественными впечатлениями, создавать условия для художественного экспериментирования, находить более эффективные методы педагогического руководства, обеспечивающие перенос полученного детьми опыта в самостоятельную деятельность. При этом нам надо понимать, что художественное экспериментирование и самостоятельная деятельность- это особые виды детской деятельности и в тоже время- свободные формы обогащения и организации эстетического опыта детей, которые могут естественным образом перерастать одна в другую.
Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы» Работа по теме «Зимующие птицы» ведётся в нашей группе на протяжении всей зимы. На занятиях рассматриваем с детьми на иллюстрациях зимующих.
Детский мастер-класс «Мы юные конструкторы». Самостоятельная деятельность детей. Тематическая неделя «Космос далёкий и близкий» в нашем дошкольном учреждении построена так, что позволяет не только проводить систематические.
Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.
«Аппликация «Подснежник». Свободная художественная деятельность детей с ЗПР подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Свободная художественная.
Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей в утреннее и вечернее время» Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.
Самостоятельная деятельность детей 2–3 лет. Фотоотчет Наконец- то пришло лето! Правда лето не очень то жаркое. Скажем, совсем прохладное. Рано на улицу в такую погоду не выйдешь. А малышам очень.
Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса» Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет многие воспитательные задачи, развивает такие качества.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы» Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня хочу предоставить Вашему вниманию отчёт по продуктивной.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей
Консультация для воспитателей
«Организация самостоятельной изобразительной
Деятельности детей»
Самостоятельная изобразительная деятельность — это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого.
Основные педагогические условия, способствующие развитию самостоятельной изобразительной деятельности, следующие:
· целенаправленное обучение на занятиях изобразительной деятельности, рассматривание репродукций картин, беседы;
· обогащение детей жизненными впечатлениями, создание зон по изобразительной деятельности в помещениях групп;
· тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей основано, главным образом, на использовании косвенных методов, важнейшими из которых являются:
· творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например: «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);
· поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например: «Подумай, как нарисовать дремучий лес»);
· приемы, направленные на самообучение детей (например: «Научись рисовать котенка, а потом научишь Лену рисовать его» и т. п.);
· анализ детьми самостоятельной деятельности.
Все материалы, используемые для изобразительной деятельности, вносятся в зону по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.
Оборудование зоны по изобразительной деятельности.
1. Листы бумаги разного размера.
5. Коробка с природным материалом.
Краски и глина не предлагаются детям, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
Старшая и подготовительная группы
Материалы для рисования:
1. Мольберт или стол
2. Листы бумаги разного цвета, величины и формы.
5. Краски гуашь- 1 набор.
13. Доска для рисования мелом.
14. Салфетки для высушивания кисточек.
Материалы для лепки:
4. Коробка с природным материалом.
Материал для аппликации:
1. Ножницы с тупыми концами 4-5 штук.
2. Клей 1-2 флакона (можно клеящий карандаш).
3. Глянцевая бумага (нарезанная) 1-2 набора.
4. Листы цветной бумаги большие и маленькие.
5. Кисточки для клея 2-3 штуки.
6. Салфетки для придерживания.
7. Клеенки для намазывания бумаги клеем.
В зону по изобразительной деятельности периодически вносят репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства (наборы художественных открыток, альбомы, изделия из стекла, керамики, дерева и т. д.).
Организуются просмотры диафильмов, кинофильмов. В зоне определяется место пособиям, с которыми дети будут действовать самостоятельно.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей
Хорошо если во время работы ребенок комбинирует несколько видов работ. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией.
Методы педагогического руководства зависят от этапов становления детского творчества.
На I этапе воспитатель учит детей ориентироваться в самостоятельных направлениях. В этом случае он направляющими вопросами помогает детям понять цель работы и варианты ее исполнения (Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить? Что нравится?).
На II этапе воспитатель учит детей более полно осмысливать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, их «сотворчество». Тему работы предлагает воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуждают нужные изобразительные материалы, которые помогут более полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т. д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям осмыслить связь замыслов и выразительных средств, последовательность выполнения работы.
На III этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки. Воспитатель может использовать деятельность для индивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нарисовать, вылепить для игры (предложить, но не настаивать). Планируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учитывать разнообразие видов изобразительной деятельности, которые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить выполнить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить начатое на следующий день. При таком руководстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить.
Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть работы, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.
Следовательно, заботясь о становлении самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий, воспитатель использует самые разнообразные средства и косвенные методы руководства. Выполнение всех педагогических условий организации самостоятельной художественной деятельности детей, правильное использование воспитателем методов руководства, несомненно, окажут положительное влияние на становление художественных интересов и способностей дошкольников.
Подготовила воспитатель по изодеятельности Ибрагимова И.Х.