для обследования учащихся какого возраста предназначен школьный тест умственного развития штур
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Описание теста ШТУР, наборы заданий для форм А и Б, принципы проведения исследования, его составные части. Какие знания и качества выявляются в каждом из подтестов.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) применяется для определения уровня умственного развития учащихся 7−9 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Авторами ШТУР являются К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, М.К. Акимова, Г.П. Логинова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова. В основе создания методики лежит принцип диагностики, ориентированной на социально-психологический норматив.
Описание исследования
ШТУР включает в себя 6 подтестов, каждый из которых содержит 15−25 заданий. Является групповым. Тест проводится не на скорость, дается достаточное количество времени на его выполнение. Он соответствует всем критериям других диагностических методов.
Каждый подтест объединен определенной темой:
В усовершенствованной версииt ШТУР 2.0, добавлены два новых субтеста (7,8) — «Пространственные представления», где задания построены на материалах черчения и геометрии. Исследуются пространственное воображение, способность к комбинированию. Например, из какого сочетания частей можно собрать заданную геометрическую фигуру.
Методика тестирования
Хорошая подготовка — основа максимально точных результатов школьного теста умственного развития. Методика ШТУР предполагает участие двоих исследователей. Первый специалист создает правильный настрой среди тестируемых: объясняет цель происходящего, озвучивает инструкции и контролирует временные рамки, в которых проводится тест. Второй наблюдает за учениками, чтобы соблюдались все правила в ходе выполнения исследования. В целом на тест уходит около часа. Он имеет две формы: А, Б. Если что-то непонятно, ученикам разрешается задать вопрос, чтобы уточнить.
Сам опрос проводится отдельно по каждому из субтестов. Экспериментатор объясняет, что нужно делать в первом подтесте, незаметно для тестируемых включает секундомер, и учащиеся выполняют задание. Когда время для выполнения первой части подходит к концу, специалист останавливает процесс словом «Стоп», зачитывает вторую группу заданий и также засекает время. Далее — аналогично.
Примеры заданий теста по формам А и Б
Набор 1
Задания набора содержат вопросительные предложения, и в каждом не хватает слова. Нужно из пяти предложенных слов подчеркнуть одно, которое правильно дополняет это предложение.
Примеры заданий теста:
Набор 2
К заданному слову нужно подобрать одно слово-синоним из 4 предложенных и подчеркнуть его.
Набор 3
Приводится три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Это слово и нужно подчеркнуть.
Набор 4
Предлагаются пять слов, четыре из которых объединены по общему признаку. Нужно найти пятое слово, которое не подходит к этому признаку, и подчеркнуть его.
Набор 5
Предложено несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его.
Набор 6
Предлагаются несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его. Отличие от пятого набора заключается в том, что каждый ряд чисел построен по своему правилу. При нахождении правил построения ряда понадобится использование умножения, деления и других математических действий.
Обработка результатов
Проводится количественная и качественная обработка теста. А также — индивидуальная и групповая. Индивидуальный показатель по каждому конкретному заданию (кроме подтеста 5) равен 1 баллу. В субтесте 5 оценивается качество обобщения: ставятся баллы от 0 до 2. Чтобы проставить их, экспериментаторы используют таблицу, в которой приведен перечень ответов, соответствующих каждому баллу. Более подробным является список из слов, соответствующих оценке в 2 балла.
Сложение всех полученных баллов вместе является индивидуальным показателем. То есть полученный итог теста показывает уровень умственного развития ученика в целом.
Для наглядности можно построить график, отражающий индивидуальную структуру развития ученика. По горизонтали (на оси абсцисс) откладываются субтесты, а по вертикали — количество правильных ответов на вопросы. По такому графику можно увидеть, насколько равномерно происходит развитие учащегося.
Количественный показатель каждого отдельного школьника важен, хотя он не раскрывает подробностей, давая лишь общее представление об уровне развития. Однако подсчет общего балла необходим, чтобы двигаться дальше. Затем эта количественная характеристика подвергается более глубокому качественному анализу. Здесь подробно рассматриваются вопросы, на которые ответил тестируемый, а какие — пропустил, какие ответы верны, а какие ошибочны. Дается психологическое обоснование выполненных заданий теста.
Если нужно разделить учащихся по подгруппам для сравнения, используется среднее арифметическое. Выделяют пять групп по итогам тестирования.
По полученным данным также строится график, как и в индивидуальном случае, где по оси абсцисс откладываются подгруппы, а по оси ординат — количество выполненных заданий, в %. Этот метод можно использовать и для сравнения классов между собой.
Кроме того, количественная оценка теста показывает разрыв между школьниками, отлично усваивающими материал, и теми, кто отстает в развитии. Более четко это различие можно увидеть с 6 по 8 класс. Тест поможет увидеть пробелы в знаниях, которые должны быть восполнены в процессе обучения. Для школьных психологов этот тест — хорошее подспорье в работе.
Качественный анализ
Оценка и анализ 1, 2 подтестов предназначены для определения уровня общественно-политической, научной, культурной осведомленности. Считается процентное соотношение в группе. Анализ 1 и 2 подтестов позволяет увидеть различие между учениками и подгруппами, в их развитии, успешности-неуспешности.
Анализ ответов по разделу «Аналогии» помогает выяснить наиболее усвоенные содержания теста, показывает, какие логические связи наиболее трудны, а какие воспринимаются с легкостью, выявляет ошибок в логике. Также исследование ответов на этот подтест помогает увидеть односторонность в восприятии информации, ограниченность развития.
Качественный анализ подтекста «Классификации» помогает выявить, какие именно вопросы приводят к затруднениям или, наоборот, решаются легко (из абстрактных понятий, конкретных, смешанных). Анализ «Обобщений» показывает, по какому признаку проводятся обобщения, что вызывает наибольшее затруднение.
Сравнивая выполненные субтесты, можно определить, какая именно логическая операция и какое действие развиты у школьника лучше, какая из областей умственного развития преобладает: информированность в общих, абстрактных понятиях или конкретика в мышлении.
Благодаря качественной оценке выполненного текста можно выявить склонности тестируемого. Таким образом, количественный и качественный анализ школьного теста по умственному развитию помогает оценить уровень развития как отдельного ученика, так и всей группы в целом, а также позволяет сравнивать между собой классы. Благодаря результатам теста выявляются наклонности тестируемых, а также те стороны, которые требуют коррекции.
Для обследования учащихся какого возраста предназначен школьный тест умственного развития штур
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Описание теста ШТУР, наборы заданий для форм А и Б, принципы проведения исследования, его составные части.
Статья:
Школьный тест умственного развития (ШТУР) применяется для определения уровня умственного развития учащихся 7−9 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Авторами ШТУР являются К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, М.К. Акимова, Г.П. Логинова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова. В основе создания методики лежит принцип диагностики, ориентированной на социально-психологический норматив.
Описание исследования
ШТУР включает в себя 6 подтестов, каждый из которых содержит 15−25 заданий. Является групповым. Тест проводится не на скорость, дается достаточное количество времени на его выполнение. Он соответствует всем критериям других диагностических методов.
Каждый подтест объединен определенной темой:
В усовершенствованной версииt ШТУР 2.0, добавлены два новых субтеста (7,8) — «Пространственные представления», где задания построены на материалах черчения и геометрии. Исследуются пространственное воображение, способность к комбинированию. Например, из какого сочетания частей можно собрать заданную геометрическую фигуру.
Методика тестирования
Хорошая подготовка — основа максимально точных результатов школьного теста умственного развития. Методика ШТУР предполагает участие двоих исследователей. Первый специалист создает правильный настрой среди тестируемых: объясняет цель происходящего, озвучивает инструкции и контролирует временные рамки, в которых проводится тест. Второй наблюдает за учениками, чтобы соблюдались все правила в ходе выполнения исследования. В целом на тест уходит около часа. Он имеет две формы: А, Б. Если что-то непонятно, ученикам разрешается задать вопрос, чтобы уточнить.
Сам опрос проводится отдельно по каждому из субтестов. Экспериментатор объясняет, что нужно делать в первом подтесте, незаметно для тестируемых включает секундомер, и учащиеся выполняют задание. Когда время для выполнения первой части подходит к концу, специалист останавливает процесс словом «Стоп», зачитывает вторую группу заданий и также засекает время. Далее — аналогично.
Примеры заданий теста по формам А и Б
Набор 1
Задания набора содержат вопросительные предложения, и в каждом не хватает слова. Нужно из пяти предложенных слов подчеркнуть одно, которое правильно дополняет это предложение.
Примеры заданий теста:
Набор 2
К заданному слову нужно подобрать одно слово-синоним из 4 предложенных и подчеркнуть его.
Набор 3
Приводится три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Это слово и нужно подчеркнуть.
Набор 4
Предлагаются пять слов, четыре из которых объединены по общему признаку. Нужно найти пятое слово, которое не подходит к этому признаку, и подчеркнуть его.
Набор 5
Предложено несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его.
Набор 6
Предлагаются несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его. Отличие от пятого набора заключается в том, что каждый ряд чисел построен по своему правилу. При нахождении правил построения ряда понадобится использование умножения, деления и других математических действий.
Обработка результатов
Проводится количественная и качественная обработка теста. А также — индивидуальная и групповая. Индивидуальный показатель по каждому конкретному заданию (кроме подтеста 5) равен 1 баллу. В субтесте 5 оценивается качество обобщения: ставятся баллы от 0 до 2. Чтобы проставить их, экспериментаторы используют таблицу, в которой приведен перечень ответов, соответствующих каждому баллу. Более подробным является список из слов, соответствующих оценке в 2 балла.
Сложение всех полученных баллов вместе является индивидуальным показателем. То есть полученный итог теста показывает уровень умственного развития ученика в целом.
Для наглядности можно построить график, отражающий индивидуальную структуру развития ученика. По горизонтали (на оси абсцисс) откладываются субтесты, а по вертикали — количество правильных ответов на вопросы. По такому графику можно увидеть, насколько равномерно происходит развитие учащегося.
Количественный показатель каждого отдельного школьника важен, хотя он не раскрывает подробностей, давая лишь общее представление об уровне развития. Однако подсчет общего балла необходим, чтобы двигаться дальше. Затем эта количественная характеристика подвергается более глубокому качественному анализу. Здесь подробно рассматриваются вопросы, на которые ответил тестируемый, а какие — пропустил, какие ответы верны, а какие ошибочны. Дается психологическое обоснование выполненных заданий теста.
Если нужно разделить учащихся по подгруппам для сравнения, используется среднее арифметическое. Выделяют пять групп по итогам тестирования.
По полученным данным также строится график, как и в индивидуальном случае, где по оси абсцисс откладываются подгруппы, а по оси ординат — количество выполненных заданий, в %. Этот метод можно использовать и для сравнения классов между собой.
Кроме того, количественная оценка теста показывает разрыв между школьниками, отлично усваивающими материал, и теми, кто отстает в развитии. Более четко это различие можно увидеть с 6 по 8 класс. Тест поможет увидеть пробелы в знаниях, которые должны быть восполнены в процессе обучения. Для школьных психологов этот тест — хорошее подспорье в работе.
Качественный анализ
Оценка и анализ 1, 2 подтестов предназначены для определения уровня общественно-политической, научной, культурной осведомленности. Считается процентное соотношение в группе. Анализ 1 и 2 подтестов позволяет увидеть различие между учениками и подгруппами, в их развитии, успешности-неуспешности.
Анализ ответов по разделу «Аналогии» помогает выяснить наиболее усвоенные содержания теста, показывает, какие логические связи наиболее трудны, а какие воспринимаются с легкостью, выявляет ошибок в логике. Также исследование ответов на этот подтест помогает увидеть односторонность в восприятии информации, ограниченность развития.
Качественный анализ подтекста «Классификации» помогает выявить, какие именно вопросы приводят к затруднениям или, наоборот, решаются легко (из абстрактных понятий, конкретных, смешанных). Анализ «Обобщений» показывает, по какому признаку проводятся обобщения, что вызывает наибольшее затруднение.
Сравнивая выполненные субтесты, можно определить, какая именно логическая операция и какое действие развиты у школьника лучше, какая из областей умственного развития преобладает: информированность в общих, абстрактных понятиях или конкретика в мышлении.
Благодаря качественной оценке выполненного текста можно выявить склонности тестируемого. Таким образом, количественный и качественный анализ школьного теста по умственному развитию помогает оценить уровень развития как отдельного ученика, так и всей группы в целом, а также позволяет сравнивать между собой классы. Благодаря результатам теста выявляются наклонности тестируемых, а также те стороны, которые требуют коррекции.
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
Руководство по проведению теста.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.
Число заданий в субтесте
Время выполнения, мин
1. Осведомленность 1
2. Осведомленность 2
Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами:
«Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!».
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства напряженности).
По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом «стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
Обработка результатов тестирования.
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.
Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.
При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.
Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;
3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.
4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.
Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;
5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;
Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.
2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.
Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.
По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;
3) анализ качественной стороны субтеста 3 «Аналогии» проводится по следующим направлениям:
— выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
— выявление типичных ошибок при установлении логических связей;
характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.
Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;
4) анализ качественной стороны субтеста 4 «Классификации» проводится по следующим направлениям:
— выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
5) анализ качественной стороны субтеста 5 «Обобщения» проводится по следующим направлениям:
— выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;
— по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;
— каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;
7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам. ;
Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.
Описание и примеры набора заданий № 1А.
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет «жизнеописание». Поэтому оно должно быть подчеркнуто.
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.
б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
Описание и примеры набора заданий 2А.
Пример: век: а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ: «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.
в)предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.
Набор заданий № 2 А.
Описание к примеру набора заданий № 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
а) аэропорт; б) полет; в)конструктор; г) горючее; д) истребитель.
Правильный ответ: «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто Следующий пример: добро: зло = день:?
а) солнце; б) ночь; в) неделя; г)среда; д)сутки.
Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.
2. Холодно : горячо = движение 😕 а) инерция; б) покой; в) молекула; г)взаимодействие.
3. Колумб: путешественник = землетрясение:? а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.
а) разность; б) делитель; в)произведение; г) умножение; д) число.
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.
6. Папоротник : спора = сосна 😕
а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д)ель.
а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.
10. Богатство : бедность = крепостная зависимость 😕 а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.
11. Старт : финиш = пролог 😕 а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.
а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.
а) социализм; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества 😕 а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.
а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
а) соединить; б) производить; в)включать; г) изменять; д) нагревать.
Описание и примеры набора заданий № 4. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
Следующий пример: а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.
1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
3. а) барометр, б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.
7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.
8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
Описание к примеру набора заданий № 5
Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
«осадки». Это слово и следует написать.
Описание и примеры задания № 6
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.
Следующий пример: 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12.
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.