для получения какого уровня общего образования допускается индивидуальный отбор
Статья 11. Индивидуальный отбор обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения
Информация об изменениях:
Законом Республики Карелия от 18 июля 2014 г. N 1822-ЗРК статья 11 изложена в новой редакции
Статья 11. Индивидуальный отбор обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения
2. Индивидуальный отбор организуется образовательной организацией при приеме или переводе лиц, получивших начальное общее образование, получивших (получающих) основное общее образование в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций.
3. Образовательная организация не вправе проводить индивидуальный отбор в отношении обучающихся, продолжающих образовательные отношения с образовательной организацией в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
4. Индивидуальный отбор проводится образовательной организацией при наличии свободных мест в классе (классах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения после укомплектования данного класса (классов) обучающимися, продолжающими образовательные отношения с данной образовательной организацией в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
5. Организация индивидуального отбора осуществляется образовательной организацией в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом по заявлению совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
6. Информация о количестве свободных мест в классе (классах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, о сроках, времени, месте подачи заявлений, о порядке проведения индивидуального отбора размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 30 дней до начала организации индивидуального отбора.
7. Индивидуальный отбор проводится образовательной организацией по результатам промежуточной (итоговой) аттестации.
8. В случае превышения количества поданных заявлений над общим количеством свободных мест в классе (классах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения при равенстве показанных обучающимися результатов промежуточной (итоговой) аттестации учитываются:
1) победы, призовые места, одержанные или занятые обучающимся в муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных олимпиадах по отдельным учебным предметам или предметам, соответствующим профильному обучению;
2) победы, призовые места, звания лауреата, одержанные, занятые или полученные обучающимся в муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских или международных конкурсах научно-исследовательских работ или проектов по отдельным учебным предметам или предметам, соответствующим профильному обучению, в иных муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских или международных конкурсах, проводимых с участием образовательных организаций;
3) результаты освоения образовательной программы по соответствующему учебному предмету (учебным предметам) за курс начального либо основного общего образования (ведомость успеваемости за последние два года обучения, заверенная соответствующей образовательной организацией, аттестат об основном общем образовании).
9. Индивидуальный отбор проводится комиссией, создаваемой в образовательной организации. Комиссия состоит из руководящих, педагогических работников образовательной организации, педагогов-психологов, представителей коллегиальных органов управления образовательной организации.
10. Численность, персональный состав, порядок создания и организации работы комиссии устанавливаются локальным актом образовательной организации.
11. В соответствии с федеральным законодательством организация индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
12. В случае несогласия с решением комиссии по индивидуальному отбору обучающихся родители (законные представители) обучающегося вправе обжаловать данное решение в установленном законом порядке.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 67 настоящего Федерального закона
1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
3. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Информация об изменениях:
3.1. Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Информация об изменениях:
4.1. Прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляется по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, посредством использования региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений часть 5 статьи 67 см. постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 39-П
5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
Как регламентирован порядок приема в 10 профильные классы?
Ответ: Согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
Согласно статье 61 Закона об образовании одним из оснований прекращения образовательных отношений является отчисление в связи с получением образования (завершением обучения).
Таким образом, если Ваш ребенок закончил 9 класс и успешно сдал государственную итоговую аттестацию, то ему должен быть выдан аттестат об основном общем образовании, который подтверждает получение им основного общего образования и он отчисляется из школы. Далее он может подать соответствующие документы о приеме либо в эту же школу, либо в другую для обучения по программе среднего общего образования в соответствии с выбранным профилем обучения.
На федеральном уровне порядок приёма граждан в школу регламентирован приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – Порядок). Правила приема в конкретную общеобразовательную организацию на обучение по основным общеобразовательным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливаются общеобразовательной организацией самостоятельно.
Согласно статье 30 Закона об образовании образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Согласно пункту 18 Порядка организация индивидуального отбора при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 24 февраля 2014 года № 122 утвержден Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения (далее – Порядок индивидуального отбора).
Индивидуальный отбор обучающихся производится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в случае создания в образовательной организации класса (классов) одного или нескольких профилей обучения на уровне среднего общего образования. Индивидуальный отбор обучающихся в 10 классы производится ежегодно.
Индивидуальный отбор при приеме (переводе) в 10 классы осуществляется путем составления рейтинга обучающихся, учитывающего:
Итоговые отметки переводятся в средние первичные баллы в соответствии со шкалой пересчета суммарного первичного балла по текущему учебному году за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале, утверждаемой приказом Департамента образования области на текущий учебный год;
г) баллы, начисленные за индивидуальные достижения обучающегося:
3 балла за наличие аттестата об основном общем образовании с отличием;
Лица, являющиеся победителями (призерами) заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, математике и (или) по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, членами сборных команд по русскому языку, математике и (или) по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, приравниваются к лицам, набравшим максимальный рейтинговый балл.
В случае получения обучающимися одинакового рейтингового балла, если количество заявлений об участии в индивидуальном отборе превышает количество мест в классы профильного обучения, для таких лиц образовательной организацией проводится дополнительное испытание с использованием оценочных материалов по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, по системе балльной оценки. По результатам дополнительного испытания преимущество при индивидуальном отборе имеет обучающийся, набравший наибольшее количество баллов. Порядок проведения дополнительного испытания, система оценивания обучающихся утверждаются локальными нормативными актами образовательной организации.
Информация о сроках, времени, месте подачи заявлений, порядке организации индивидуального отбора, работе приемной комиссии и апелляционной комиссии, правилах подачи и рассмотрения апелляций по результатам индивидуального отбора размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 30 дней (в 2021 году – не позднее 20 дней) до начала индивидуального отбора.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 Закона об образовании.
А часть 5 статьи 67 Закона об образовании содержит норму об индивидуальном отборе, следовательно Вашему ребенку может быть отказано в приеме в эту же образовательную организацию, если по условиям отбора он не прошел.
Зачисление в образовательную организацию оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации.
Дополнительный индивидуальный отбор осуществляется в течение всего учебного года в том же порядке, что и индивидуальный отбор, проводившийся в первоначальные сроки, при наличии свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Что такое право на выбор формы образования и как им воспользоваться
Юридический ликбез по статье 17 российского закона об образовании. Узнайте, какие права есть у родителей по вопросу выбора формы получения образования у детей.
Получение основного общего образования — обязательно. Каждый российский ребёнок должен окончить хотя бы девять классов.
При этом родители (законные представители) наделены правом выбора формы образования и формы обучения ребёнка. Давайте рассмотрим, какие существуют варианты и кто имеет право выбирать образовательное учреждение.
Формы получения образования
В Российской Федерации существует две формы получения образования:
Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они самостоятельно выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание.
Право выбора в образовании подразумевает, что ребёнок не обязан учиться в традиционной массовой школе.
Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения — закон и здесь предоставляет свободу выбора. Получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах. А вне образовательных организаций — в форме семейного образования и самообразования.
Рассмотрим каждую форму организации обучения подробнее:
Семейное обучение (с первого по девятый класс), как и самообразование (10-11 классы), — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы он сдавал аттестации, которые на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном.
Кроме того, граждане Российской Федерации имеют также и право выбора дополнительного образования — это любые кружки, секции, программы профессиональной переподготовки и так далее.
Какую форму обучения выбрать
Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:
Как изменить форму обучения
Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу. Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке.
Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже.
На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций. А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы.
Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс.
Резюме
Отечественное законодательство наделяет родителей правом выбора способа образования для их ребёнка. Важно разбираться в существующих формах образования и обучения, чтобы понять, какие возможности даются.
Свобода выбора получения образования имеет две формы — учиться в школе и вне её. Школьное обучение подразделяется на несколько видов — выделяют очную, очно-заочную и заочную формы обучения. А образование вне школы называется либо семейным (с первого по девятый класс), либо самообразованием (10 и 11 классы).
Права несовершеннолетних на образование
Право гражданина на образование, закрепленное в статье 43 Конституции Российской Федерации является универсальным. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
В России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или иные лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Основным законом об образовании является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1. дошкольное образование
2. начальное общее образование
3. основное общее образование
4. среднее общее образование
К уровням профессионального образования относятся:
1. среднее профессиональное образование
2. высшее образование – бакалавриат
3.высшее образование – специалитет, магистратура
4. высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования и органом местного самоуправления принимают меры по продолжению освоения им образовательной программы в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение организуется на дому или в медицинских организациях.
Освоение основных образовательных программ завершается итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдаются документы об образовании (аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании).
2. Права и обязанности несовершеннолетних в процессе обучения
Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).
Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны соблюдать Правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления. Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о младших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.
В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно, во-первых, за совершение противоправных действий и, во-вторых, за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Однако, если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилось четырнадцать лет, то их исключить из образовательного учреждения нельзя. Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон имеет в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений.