для постановки каких звуков можно использовать прием поплевывание губами выберите один ответ
Коррекция звукопроизношения при ринолалии
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: формирование представлений у молодых педагогов о способах коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Задачи:
1. Сформулировать общие положения коррекции звукопроизношения при ринолалии.
2. Выявить основные разделы нормализации звуковой стороны речи при ринолалии.
3. Показать приёмы работы по коррекции звукопроизношения при ринолалии.
1. Общие положения коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки. Первые заключаются в искажении звучания фонем, а вторые — в замене одной фонемы другой. Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие из них звучат лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим признакам. Поэтому работа по исправлению звукопроизношения занимает длительный период времени. Органические дефекты и многолетний опыт патологической артикуляции фонем ещё больше затрудняют коррекцию.
Коррекция каждого звука предусматривает:
1) умение выделять его среди других;
2) соотносить с определенной артикулемой;
3) правильно воспроизводить артикулему;
4) применять это умение в потоке связной речи.
Как упоминалось выше, воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребёнок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает, что не противоречит приёму начального обучения артикулеме без называния согласного звука.
Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильное и зрительное наблюдения не могут постоянно сопровождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесение фонемы с определённой артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком.
Воспроизведение звука предусматривает образование преграды в нужной зоне, подачу на неё направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давления и при необходимости включение фонации.
Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается только благодаря компенсированному нёбно-глоточному смыканию. При недостаточности последнего давление во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Любая попытка возместить утечку усиленным выдохом или сужением глотки и носовых ходов увеличивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объёма утечки воздуха от размера нёбно-глоточной недостаточности. Тем не менее, успех коррекционно-воспитательной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей.
При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребёнка на объёме утекающей воздушной струи, а стараются сделать её максимально бесшумной.
Этому помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования.
Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки.
Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребёнку движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели. Такой подход уменьшает напряжение, облегчает введение звука в слоги и выражает принципы опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному для каждого обучающегося.
Приёмы вызывания согласных описаны в специальной педагогической литературе довольно подробно. Однако при врождённых расщелинах нёба и губы они не всегда подходят из-за органических изменений артикуляционного аппарата, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок. Особенность всех корригирующих приёмов при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увеличенное время смычки.
Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребёнку. Выбор метода и упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают её подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппарата осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают нёбный свод и ограничивают открывание рта. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции.
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и пр., т. е. пользоваться звуками-аналогами. Следует отметить, что подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут продолжаться довольно долго, пока не будет выработан чёткий кинестетический стереотип.
2. Основные разделы нормализации звуковой стороны речи при ринолалии.
Нормализация звуковой стороны речи при ринолалии включает ряд специальных разделов:
— Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.
— Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.
— Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.
В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится:
— уточнение произношения гласных звуков [а], [э], [о], [у], [ы] и согласных [п], [п’]; [в], [в’]; [ф], [ф’]; [т], [т’];
— постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’]; [х], [х’]; [с], [с’]; [г], [г’]; [д], [д’]; [б], [б’].
Во втором периоде озвучиваются звуки [и], [д], [д’], [з], [з’], [ш], [р].
В третьем периоде отрабатываются звук [ж] аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведётся интенсивная работа над устранением назального оттенка. Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков [м] – [п], [м’] – [п’], [н] – [д], [н] – [т], [м] – [б], [м’] – [б’].
3. Приёмы работы по коррекции звукопроизношения при ринолалии.
В образовании взрывных фонем самым важным моментом является обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах нёба ведёт к раздражению давления, и сила звуков ослабляется.
Для постановки каких звуков можно использовать прием поплевывание губами выберите один ответ
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку.
Статья:
Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. Выбор метода и упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение ортодонтического аппарата осложняет постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают небный свод и ограничивают открывание рта.
Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется.
Постановка двугубного п возможна различными способами. Так, при наличии направленной воздушной струи предлагают ребенку похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание.
Как исходный прием можно использовать «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с высунутым языком.
При длинном подвижном небе рекомендуется надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы.
Надуть щеки при небно-глоточном несмыкании невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевыванию». Затем делают это уже упражнение с открытыми крыльями носа.
Межзубный т легко получить то «поплевывания». Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажить зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.
Звук т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции.
Звук к при ринолалии либо отсутствует, либо заменяется глоточным звуком. Его исправляют сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та.
По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя, и наконец, в ка.
Звук с исправляют чаще всего традиционным способом. Учат дуть на ватку, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами, дуть на язык придвинутый к нижним резцам.
Звук ц легко получается от слияния звуков т и с.
При постановке звука ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «чашечки».
Для исправления звука щ достаточно произнести с, округлив губы и оттягивая назад кончик языка.
Аффрикату ц ставят от т , или от слияния т , и щ. Введение ее в слоги начинают с закрытых.
Звук х обычно трудностей не вызывает.
Звук j получают слиянием гласного с и в словах, например: иакорь вместо «якорь». Но отсутствие этой фонемы при ринолалии наблюдается только у детей младше 5 лет.
Звук л, особенно его мягкий вариант, оказывается сохранным чаще других согласных.
Вибрирующий звук р довольно редко удается поставить при недостаточности небно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка.
Смычно-проходные носовые звуки м, н также могут нарушаться при ринолалии.
Обычно начинают исправлять звукопроизношение с глухих звуков.
Для постановки каких звуков можно использовать прием поплевывание губами выберите один ответ
Постановка звуков [Л], [Ль]
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «пароход»,
Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ.
При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа: Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком. Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.
При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.
Постановка звука [Л] при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится, как и при его отсутствии. Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.
Постановка звука [Л] при замене [л] звуком [й]. При замене [л] звуком [й] при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы. При замене звука [Л] мягким звуком [ль] можно использовать зонд №4. Попросить ребёнка несколько раз повторить слог [ля], затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево). Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением. Во время произнесения [а] нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным. В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно [а], затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: [ааалл-ааал-ааллааллааа]. От звука [в] ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем. Подобный приём можно использовать от сочетания [бл](«индюк»). Во время произнесения сочетаний блблбл постепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта ( вначале по губам – [блблбл], затем по верхним зубам и далее по альвеолам). Предложить ребёнку дать, возможно, полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9. Основная трудность в постановке звука [Л] заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки.
Постановка звуков [Р], [РЬ]
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «барабанщик», «балалайка».
Способы и приёмы постановки звуков [Р], [РЬ].
По подражанию. Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.
При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.
При спастичности корня языка этот приём используют лёжа. Аналогичным способом можно вызвать [Р] от [З] верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук [З]. Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий [Р].
При горловом произношении [Р] постановка проходит в 2 этапа. Постановка одноударного [Р] от звука [Ж]. При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях. Наиболее распространённым приёмом является постановка от [Д], повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего. При многократном произнесении сочетания [тдтдтдтд], при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного [Р]. При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании [тр] слышен глухой [р] (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель. Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания [блблбл], сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д. Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).
Постановка звуков [Ш], [Ж], [Ч]
Комплекс упражнений для постановки звуков Ш, Ж, Ч: «пиала», «вкусное варенье», «грибок», «гармошка», «лошадка», «фокус», «накажи непослушный язык».
Способы и приёмы постановки звуков [Ш], [Ж], [Ч].
По подражанию. Звук [Ш]. Попросить ребёнка поднять язык ковшом за верхние зубы. Удерживая это положение, произносить звук [с], обращая внимание на то, что слышен звук [ш]. Ребёнок несколько раз произносит слог [са], а логопед плавно шпателем или зондом поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Затем нужно сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук [а]. При ненарушенном звуке р ребёнок произносит слог [ра], и в этот момент логопед касается шпателем или зондом нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. Либо просят произнести как можно тише звук [р]. При произнесении звука х, который даёт сильную воздушную струю, ребёнка просят поднять широкий язык к альвеолам. Однако, чтобы полученный звук не остался заднеязычным, необходимо акцентировать внимание на кончике языка. Если при поднятом языке его боковые края не прилегают к верхним коренным зубам, тогда большими пальцами обеих рук прижимают его с двух сторон. Либо, стоя позади ребёнка, ввести указательный и средний пальцы под язык и попросить подуть на кончик языка. Ребёнок как можно длительно произносит звук [т] ([д] для звука [ж]), удерживая язык за верхними зубами. Полученный звук близок к шумному [с]. Затем логопед шпателем слегка сдвигает язык к альвеолам. Этот же приём можно использовать, если ребёнок произносит звук [ч].
Звук [ж] ставится аналогично, но с включением голоса. Звук [ч] проще ставить в обратных слогах (аЧ-оЧ-уЧ). Для этого попросить ребёнка произнести слог [ать] с сильным выдохом на [ть], при этом губы слегка вытянуть вперёд, контролировать ладонью выдох.
Если у ребёнка есть звук [щ], то от него можно поставить [ч], если ребёнок в быстром темпе станет произносить сочетание [тьщ]. От звука [ц] в момент его произнесения попросить ребёнка поднять кончик языка вверх, губы вытянуть вперёд. В некоторых случаях возможна постановка [ч] от сочетания [тьс]. Для этого зафиксировать губы в положении «рупор» и с сильным выдохом произнести сочетание «как выстрел». Если язык не поднимается, использовать механическую помощь – шпатель, зонд.
Звук [щ] ставится по подражанию от звука [ч] – протягивая его, либо от [ш], продвигая язык к основанию верхних зубов. От звука [жь], произнося его шёпотом. От звука [сь] механическим способом, приподнимая язык вверх либо по показу.
Постановка звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.
Комплекс упражнений: «лопаточка», «накажи непослушный язык», «чистим зубки», «паровозик свистит», «качели», «сердитая кошечка», «желобок».
Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]
В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки. При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем. В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука. Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.
При межзубном сигматизме нужно произносить слог [са] со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.
При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука [Ф]. Выдвинув язык между зубами, и отодвинув губы с механической помощью. Произношение сочетания [ие] или [й] с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.
Аналогично от звука [х]. Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук [х] «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью. Ребёнка просят произнести звук [Т] с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к [Ц]) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи. Равнозначный приём постановки от звука [ц]. Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого [с]: ЦСССсссСССссс. Очень редкий приём постановки на вдохе. Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.
От звука [ш] по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.
Звук [Сь] можно поставить от [С] в сочетании [иси] при максимально высоком звуке [ии] быстром темпе. Аналогично постановке [с] от звука [Хь].
Звук [З] (зь) ставится так же как и [с] (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук [з] всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – [мзм]. Звук [м] тянуть как можно дольше, а звук [з] (с) произносить быстро.
Звук [Ц] ставится от сочетания [т] и [с] либо от [ть] в быстром темпе с форсированным выдохом на [т]. Однако, лучше получается звук в обратном слоге – [атс].
[Ц] от звука [ч] по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.
Постановка звука [Й]
Комплекс упражнений: «почистим зубки», «иголочка», «горка», «катушка».
Способы и приёмы постановки звука [Й].
Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении [ййй]. Ребёнок произносит несколько раз сочетание [аиа] или [иа]. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. Можно ставить звук сразу в словах, где звук [й] первый. Ребёнок произносит слог [зя], повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания. Произнося длительно звук [хь], обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох.
Если звук [й] заменяется звуком [ль], следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.
Постановка звуков [К], [Г], [Х]
Комплекс упражнений: «горка», «катушка», «маляр», полоскание горла, покашливания. Способы и приёмы постановки звуков к, г, х.
Звук [Х] ставится по подражанию от упражнения «погреем ручки». Приоткрыть рот на 2 пальца, подуть тёплым воздухом на ладони. В некоторых случаях помогает запрокидывание головы вверх.
Звук [К] (кь) ставится от звука [т] (ть) с механической помощью. Ребёнок несколько раз произносит слог [та](тя), в момент произнесения логопед шпателем или зондом отодвигает язык вглубь рта нажимом на переднюю часть спинки языка. Вначале слышится [та], затем [тя – кя – ка].
Звук [Г]. Иногда легче сначала поставить звук [г] от [ы]. Ребёнок запрокидывает голову и с сильным выдохом произносит [ыыы], при этом слегка выставляя нижнюю челюсть вперёд, опуская и поднимая её – «медведь рычит». Если звук получается южнорусским. Бывает, что даже звук [х] произносится без подъёма задней части языка и часть воздуха проходит в нос, поэтому воздушную струю следует контролировать, слегка зажимая нос.
Звук [Х] ставится от звуков с и ш механическим способом – в момент их произнесения отодвигать язык вглубь рта.
Звук г ставится от звука д аналогично постановке к.
Постановка других звуков
Постановка звука [У].
Вытянув вперёд губы произносить звук [у], затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: бумага, Буратино и т.д.
При замене [Б] на [П] изначально следует научить: различать звуки, отличать неправильное произношение от правильного, научить включать голос на этапе подготовки артикуляционной позиции.
Постановка звука [В]. Вытянув губы вперёд произносить звук у, затем механически прижимать нижнюю губу к зубам. Прикусить краешек нижней губы, слегка растянуть губы в улыбку и погудеть, затем резко открыть рот, произнести [А]. Следует особое внимание уделить длительности и силе выдоха на нижнюю губу.
Постановка звука [Д]. Произносить звук [Б] с просунутым между зубами языком, затем пальцами раздвинуть губы. От звука [З] или [Ж]. В момент произнесения резкими движениями шпателя прижимать кончик языка к альвеолам.
Рекомендации по постановке звуков при различных речевых нарушениях
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Алалия (ОНР).
Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом. Логопедическая работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей появляются отдельные звуки. На начальном этапе необходима работа по уточнению гласных звуков и произносимых согласных. При постановке и закреплении большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определённой позиции в слове. Наиболее удачно происходит закрепление звука в конце слова, затем в начале слова, звук в положении между двумя гласными, звук в стечении перед согласным, звук в стечении после согласного. Работа над звуками при алалии или ОНР ведётся поэтапно: выработка орального образа произносимого звука; выработка кинестетических ощущений речедвигательного анализатора. Упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств. Выработка дифференцированных движений языка и губ. Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъёма кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба. Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации). Выработка сознательных дифференцированных движений языка(кончика и спинки) для образования фрикации. Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования небно-язычной и губно-губной фрикации. В качестве вспомогательного приёма при моторной алалии служит раннее обучение грамоте, а при сенсорной – ещё и повторение прослушанной фразы, элементы чтения с губ. Отсутствие у ребёнка некоторых звуков не является серьёзным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. У ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.
Афазия. При афферентной моторной афазии вызов звуков начинается с имитации губных и переднеязычных, а также контрастных гласных фонем А и У. Логопед вызывает звуки по подражанию, а затем присоединяет звуки м и в. При работе над звукопроизношением при афазии следует учесть ряд особенностей: нельзя вызывать звуки одной артикуляторной группы; звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня и т.д.). Взаимосвязь двух процессов – становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука.
Ринолалия.
Планирование работы по коррекции произношения при ринолалии рекомендуется в следующей последовательности: Гласные А, Э, О, У, Ы.
Согласные П, Ф, В, Т, К, Х, С, Г, Л, Б и их мягкие варианты.
Звуки: И, Д, З, Ш, Р. Звуки: Ж, Ч, Ц.
В процессе постановки фонем необходимо привлекать зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперёд, степенью напряжения органов артикуляции. Особое значение уделяется умению ощущать направленный выдох.
Артикуляция звука Т.
Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Постановка звука Т.
1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.
2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.
3 способ: исходить из межзубной позиции. Улыбнуться, обнажить зубы и воспроизвести «поплёвывание».
Артикуляция звука ТЬ.
Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Постановка звука ТЬ.
1 способ: по подражанию.
2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.
3 способ: от мягкого звука, возникающего в результате пощелкивания кончиком языка за зубами. (Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»)
1. Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.
2. Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи).
3. Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающий [т’]. Эти звуки должны произноситься попеременно.
4. В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу».
5. Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание.
6. Обратите внимание ребенка на звук [т’], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).
7. Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т’] в положении между двумя гласными [и] ([ити — ити — ити]).
8. В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»).
9. В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
Артикуляция звука Д.
См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.
Постановка звука Д.
1 способ: по подражанию.
Артикуляция звука ДЬ:
смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.
Постановка звука ДЬ.
1 способ: по подражанию.
2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.
Постановка и автоматизация звука [Д].
Постановка и автоматизация звука [Д].
Согласный, смычный, язычно-зубной, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.
Артикуляция в норме при изолированном произнесении.
Губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от следующего звука. Расстояние между резцами небольшое. Язык напряжён. В первый момент образует смычку своим передним краем с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. Во второй момент смычка взрывается, и воздух выталкивается наружу. Положение мягкого нёба поднята. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют ещё в момент смычки. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка. Можно осязать толчкообразную струю воздуха, менее сильную, чем при Т. Вибрацию гортани.
Вызывание.
1. Гласные тянем, постоянно имеется голос — слухо – зрительно.
2. На базе слога АБА. БА-БА без пауз, а теперь язычок вверх, он должен работать БА-ДА, БА-ДА – действует закон ассимиляции, звук Д становится звонким по аналогии. В конце концов, получаем ДА-ДА-ДА.