для предлог какого падежа
Падежи имён существительных
Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам. Падеж — это форма слова, которая может указывать на связь данного слова с другими словами в словосочетаниях и предложениях.
В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:
Падежи | Вопросы | Вспомогательные слова |
---|---|---|
Именительный | кто? что? | это |
Родительный | кого? чего? | нет |
Дательный | кому? чему? | дать |
Винительный | кого? что? | вижу |
Творительный | кем? чем? | горжусь |
Предложный | о ком? о чём? | думаю |
Им. п. | — | это ( что?) стул |
Род. п. | — | нет ( чего?) стула |
Дат. п. | — | дать ( чему?) стулу |
Вин. п. | — | вижу ( что?) стул |
Твор. п. | — | горжусь ( чем?) стулом |
Предл. п. | — | думаю ( о чём?) о стуле |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.
Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.
Предлоги падежей в русском языке
Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:
говорил о доме, живёт в доме.
Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:
нет леса, остановился у леса – родительный падеж,
подарить маме, идти к маме – дательный падеж.
Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.
Падеж | Вопросы | Предлоги |
---|---|---|
Именительный | Кто? Что? | нет |
Родительный | Кого? Чего? | от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме |
Дательный | Кому? Чему? | по, к |
Винительный | Кого? Что? | на, за, через, про, в, под |
Творительный | Кем? Чем? | за, под, над, перед, с, между |
Предложный | О ком? О чём? | о (об), на, в (во), при, обо |
Предлоги родительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.
Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета:
Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:
Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:
Предлоги дательного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже:
Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:
Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:
Предлоги винительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:
Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:
Предлоги творительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:
Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечают на вопрос где? Например:
Предлоги предложного падежа
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:
Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:
гуляет (где?) в парке – предложный падеж,
идёт (куда?) в парк – винительный падеж.
Имена существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются.
Предлоги падежей существительных в русском языке
Предлоги падежей существительных употребляются в русском языке для связи слов в словосочетании и предложении.
Укажем, какие предлоги участвуют в выражении грамматической формы определенного падежа имени существительного.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи. Слова этой части речи изменяются по числам и падежам.
Со склонением имен существительных связана грамматическая категория падежа. Падеж — это непостоянный грамматический признак существительного. В современном русском языке различают шесть падежей, а в древнерусском языке их было пятнадцать.
Каждый падеж отвечает на определенный вопрос, по которому можно его определить в сочетании с окончанием существительного.
Падежи существительных и предлоги
Грамматические формы падежей существительных могут употребляться как с предлогами, так и без них.
Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа. Это прямой падеж, который никогда не имеет предлога. Существительные в форме именительного падежа выполняют синтаксическую роль главного члена предложения — подлежащего.
Все остальные падежи называются косвенными. Существительные в формах косвенных падежей являются второстепенными членами предложения. Они часто употребляются с предлогами. Рассмотрим, какие предлоги характерны для каждого косвенного падежа существительного.
Таблица
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Родительный падеж и предлоги
В форме родительного падежа существительных используются непроизводные и производные предлоги:
Форма родительного падежа имеет значение отсутствия предмета:
Многие падежные формы с предлогами обозначают место:
Производные и непроизводные предлоги в формах родительного падежа существительного участвуют в обозначении времени:
Предлоги дательного падежа
Грамматическую форму дательного падежа существительных вместе с окончанием создают предлоги:
Для обозначения предмета, к которому направлено действие, употребляется предлог «к»:
Предлог «по» в форме дательного падежа обозначает место, где происходит действие;
Производные предлоги «вопреки», «наперекор», «согласно» используем только в форме дательного падежа существительных:
Предлоги винительного падежа
Имя существительное в винительном падеже обозначает объект, на который направлено действие. В этой падежной форме используются следующие слова служебной части речи:
Предлоги творительного падежа
В форме творительного падежа существительных употребляются предлоги:
Предлоги предложного падежа
Предложный падеж, как говорит название, всегда образуется с помощью слов служебной части речи.
В форме предложного падежа используются предлоги:
Предлоги нескольких падежей
Отметим, что ряд предлогов употребляются в формах нескольких падежей существительных. Предлоги «между», «меж» можно использовать в родительном и творительном падеже:
Предлоги «за», «под» образуют формы винительного и творительного падежа:
Предлоги «в», «во», «на», «о», «об» используются в двух падежах:
В формах трех падежей существительных отметим предлоги «с», «со» и «по»:
Чтобы правильно определить падеж существительного с предлогом, найдем слово, от которого оно зависит в предложении, и поставим от него падежный вопрос. Также обратим внимание на падежное окончание существительного.
Примеры
Вскоре я вышел (на что?) на берег (в. п.) небольшой речонки.
Много лодок стояли (на чем?) на берег у (п. п.) реки.
Желтые листья падают (с чего?) с берёз ы (р. п.).
Эта ёлочка уже ростом (со что?) с берез у (в. п.) под моим окном.
В русском фольклоре много песен связано (с чем?) с берез ой (т. п.).
Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | |
Родительный | нет | Где? Как? |
Винительный | вижу | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Где? Как? |
Предложный | думаю | Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Падежи основных частей речи
Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.
Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?
Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.
Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:
Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).
Падежи существительных, падежные предлоги
Именительный
Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.
Родительный
Дательный
Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).
Винительный
Творительный
Предложный
Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?
Таблица падежей русского языка
Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.
Название | Слово-помощник | Вопросы | Примеры |
Именительный | Имеется | Кто? Что? | Блогер. Огород |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | Блогера. Огорода |
Дательный | Дать | Кому? Чему? | Блогеру. Огороду |
Винительный | Винить | Кого? Что? | Блогера. Огород |
Творительный | Стать | Кем? Чем? | Блогером. Огородом |
Предложный | Говорить | О ком? О чём? | О блогере. Об огороде |
И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:
Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.
И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:
Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:
Разница между родительным и винительным падежами
При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:
В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.
Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:
В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).
Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.
Падежи прилагательных
Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом – творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:
Название | Существительное помощник | Вопросы | Пример |
Именительный | есть — Сайт, Игра | Какой? Какая? | Популярный, Познавательная |
Родительный | нет — Сайта, Игры | Какого? Какой? | Популярного, Познавательной |
Дательный | дать — Сайту, Игре | Какому? Какой? | Популярному, Познавательной |
Винительный | вижу — Сайт, Игру | Какой? Какую? | Популярный, Познавательную |
Творительный | доволен — Сайтом, Игрой | Каким? Какой? | Популярным, Познавательной |
Предложный | думаю — о Сайте, об Игре | О каком? О какой? | О популярном, О Познавательной |
Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.
Несклоняемые прилагательные
Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?
Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:
Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.
В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:
Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).
Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:
«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).
Изучение падежей вместе с детьми
Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.
Простое объяснение падежей
Учимся определять падежи
Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:
Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)
Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).
Определяя падеж, действуйте по алгоритму:
В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.
Почему детям сложно определить падеж?
Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:
Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.
Последовательность изучения падежей для иностранцев
В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.
Вот один из вариантов последовательности изучения: