для стран какого континента главным образом характерна приверженность к политике трайбализма
ТРАЙБАЛИЗМ
Подобный уклад жизни характерен для первобытного строя. В большинстве развитых стран родовой строй давно трансформировался в более совершенные формы. Однако клановая структура общества все еще свойственна народам ряда стран Африки, Азии, Океании и некоторых других регионов.
Родовые кланы как важные социальные институты встречаются ив Европе — особенно в Италии, в Испании, в кавказском регионе России, в регионах Сибири.
Функция этих образований в основном заключается в организации контроля и распределения благ среди своих членов, а также в защите внутриклановых интересов от внешнего вмешательства. В этом смысле кланы, роды, тейпы, улусы и т. п. служат инструментом объединения людей в пределах родового сообщества. Однако в масштабах нации или государства кланы играют деструктивную, разделяющую роль. Характерно, что английское слово tribe — племя, происходит от лат. tribuo — разделять.
Трайбализм традиционно негативно оценивался политиками и государственными деятелями всех политических взглядов. Если какой-либо народ живет на территории данного государства, он должен соблюдать законы этого государства, стремиться к благу этого государства, а не ставить племенные интересы выше государственных.
Среди представителей народов, чей жизненный уклад основан на племенной обособленности, есть немало теоретиков, отстаивающих преимущества трайбализма перед этатизмом и объявляющих войну принципу государственности. По словам одного из идеологов «свободной Ичкерии» Хож-Ахмеда Нухаева, «только возрождение кровнородственных ячеек общества во всей их структурной завершенности устраняет не просто извечный в государствах антагонизм между личностью и социумом, но и само государство».
Большинство прогрессивных общественных деятелей, в т. ч. в странах, где родоплеменные отношения традиционно сильны, выступают против трайбализма, считая его источником социального неравенства, коррупции и гражданских конфликтов. Что не мешает этому явлению в несколько трансформированном виде набирать силу в ряде развитых странах.
Одним из предтеч неотрайбализма иногда считают канадского социолога М. Маклюэна (1911–1980), утверждавшего, что современные коммуникации превратили наш мир в глобальную деревню, где достаточно нескольких секунд, чтобы вступить в информационный контакт с теми, кто живет на другой стороне земли, и возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возродит родоплеменную общность. Фактически это размывает государственные границы, а вместе с ними и авторитет государства.
Идейные корни неотрайбализма кроются в классическом анархизме. Неотрайбалисты пророчат скорое отмирание государства как устаревшего института и торжество локальных сетевых сообществ. Авторы бестселлера «Нетократия» А. Бард и Я. Зодерквист пишут: «Национальное государство… не пользуется доверием в информационном обществе, в котором общение строится вокруг племенной общности и субкультур, основанных на совершенно других принципах… В таком обществе вряд ли кому-то придет в голову умереть за свою страну. Государственные границы, а вместе с ними и их физические защитники — военные организации — исчезают. В виртуальном мире устанавливаются новые границы между социальными группами».
Неотрайбалисты считают, что процесс глобализации и распространения интернета послужит образованию все большего числа субкультур, «племен» с более узкой идентичностью и лояльностью. Люди будут вступать в объединения вне зависимости от государственных границ, самоорганизуясь в сообщества, игнорирующие геополитические реалии. Объединительным принципом такого рода сообществ может быть что угодно — от увлечения компьютерными играми до принадлежности к определенной секте или маргинальному политическому движению.
Расширению движения неотрайбализма способствует духовный кризис и эрозия традиционных ценностей, свойственные современному обществу потребления и многократно усиленные глобальными интеграционными процессами.
Идеалистический по сути характер идей неотрайбализма рождает резонный скепсис в отношении предлагаемых им путей дальнейшего развития человечества. Однако недооценка неотрайбализма как новой силы может привести к печальным последствиям: хорошо известно, что самые радикальные террористические организации существовали и существуют на основе идеалистических идей и гуманистического мировоззрения.
ТРАЙБАЛИЗМ
Трайбали́зм (англ. tribalism, tribal племенной, родовой), трибализм (от лат. tribus племя), этноцентризм, психология и идеология этнической исключительности, обособленности и преувеличения значения своего этноса в сравнении с другими этническими группами региона, страны и т. д. Трайбалистское сознание рассматривает историю и жизнь своего народа как некий оптимум, достичь который не дано другим этническим группам. Т. подчёркивает внутригрупповую солидарность и одновременно разжигает вражду к соседним этносам, культивирует предрассудки и стереотипные представления о соседях типа: «мясоеды», «травоеды», «необрезанные» и т. д.
В условиях Африки существовали и существуют объективные факторы, способствующие разобщению этносов, формированию трайбалистской психологии. Прежде всего, это слабое развитие экономики и инфраструктуры, узость внутреннего рынка, примитивизм орудий труда и др. Немалую роль играют также культ предков и диалект. «В действительности племя и диалект по существу совпадают» (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 93). Эти же факторы обусловили создание стабильных социальных структур, сравнительно малочисленных, замкнутых этнических групп племён.
У большинства африканских народов не существует принципиальных различий в материальной и духовной культурах, незначительные различия существуют лишь в формах осуществления трудовых операций, в технологии производства орудий труда, в характере распределения и потребления продуктов питания, а также в формах выражения идей, в отправлении религиозных и магических обрядов и др., но именно эти различия и питают трайбалистскую психологию.
В ходе исторического развития, под влиянием преобразований в способе производства, в результате изменения общественных отношений и социальной дифференциации традиционного африканского общества происходят сдвиги в традиционном сознании, формируется идеология Т. Особую интенсивность этот процесс приобрёл в период национально-освободительной борьбы и после завоевания странами Африки политической независимости. Политические партии в большинстве случаев создавались на этнической основе и определяли главной целью защиту интересов определённого этноса. Таким образом, Т. становился партийной платформой. Многие функционеры африканских политических партий намеренно возбуждают трайбалистские чувства избирателей-соплеменников, разжигают межэтническую вражду, провоцируют сепаратистские настроения. Во многих случаях это приводит к кровавым столкновениям, перерастающим иногда в междоусобные войны.
Интернационалисты африканского континента разъясняют народным массам вред Т., добиваются замены в их сознании этноцентристских символов общегосударственными.
Проблема Т. непосредственно связана с решением национального вопроса, развитием культуры и экономики.
Исмагилова Р. Н., Этнические проблемы современной Тропической Африки, М., 1973;
Национализм в современной Африке, М. 1983;
Brewer M. B., Campbell D. T., Elhnocentnsm and intergroup attitudes, last African evidence. [Beverly Hills] N. Y., 1976;
Epstein A. L., Politics in an urban African community, [Manchester, 1973];
Hazoumé G. L., Idéologies tribalistes et nation en Afrique: la cas Dahoméen, P., 1972;
Klineberg Q., ZavalloniM., Nationalism and tribalism among African students, P. The Hague, 1969;
Kofele-Kale N., Tribesmen and patriots. Political culture in a polyethnic African State. Wash., 1981;
Sylla L., Tribalism et parti unique en Afrique Noire, P., 1977;
Race and ethnicity in Africa, ed by P. L. van den Berghe, Nairobi, 1975;
Wolpe H. Urban politics in Nigeria. A Study of Port-Hareourt, Berk.[a. o.], 1974.
Смотреть что такое ТРАЙБАЛИЗМ в других словарях:
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
от англ. tribe — племя) — культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность. Подобный уклад жизни характерен для первобытного строя. В большинстве развитых стран родовой строй давно трансформировался в более совершенные формы. Однако клановая структура общества все еще свойственна народам ряда стран Африки, Азии, Океании и некоторых других регионов. Родовые кланы как важные социальные институты встречаются ив Европе — особенно в Италии, в Испании, в кавказском регионе России, в регионах Сибири. Функция этих образований в основном заключается в организации контроля и распределения благ среди своих членов, а также в защите внутриклановых интересов от внешнего вмешательства. В этом смысле кланы, роды, тейпы, улусы и т. п. служат инструментом объединения людей в пределах родового сообщества. Однако в масштабах нации или государства кланы играют деструктивную, разделяющую роль. Характерно, что английское слово tribe — племя, происходит от лат. tribuo — разделять. Трайбализм традиционно негативно оценивался политиками и государственными деятелями всех политических взглядов. Если какой-либо народ живет на территории данного государства, он должен соблюдать законы этого государства, стремиться к благу этого государства, а не ставить племенные интересы выше государственных. Среди представителей народов, чей жизненный уклад основан на племенной обособленности, есть немало теоретиков, отстаивающих преимущества трайбализма перед этатизмом и объявляющих войну принципу государственности. По словам одного из идеологов «свободной Ичкерии» Хож-Ахмеда Нухаева, «только возрождение кровнородственных ячеек общества во всей их структурной завершенности устраняет не просто извечный в государствах антагонизм между личностью и социумом, но и само государство». Большинство прогрессивных общественных деятелей, в т. ч. в странах, где родоплеменные отношения традиционно сильны, выступают против трайбализма, считая его источником социального неравенства, коррупции и гражданских конфликтов. Что не мешает этому явлению в несколько трансформированном виде набирать силу в ряде развитых странах. Одним из предтеч неотрайбализма иногда считают канадского социолога М. Маклюэна (1911–1980), утверждавшего, что современные коммуникации превратили наш мир в глобальную деревню, где достаточно нескольких секунд, чтобы вступить в информационный контакт с теми, кто живет на другой стороне земли, и возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возродит родоплеменную общность. Фактически это размывает государственные границы, а вместе с ними и авторитет государства. Идейные корни неотрайбализма кроются в классическом анархизме. Неотрайбалисты пророчат скорое отмирание государства как устаревшего института и торжество локальных сетевых сообществ. Авторы бестселлера «Нетократия» А. Бард и Я. Зодерквист пишут: «Национальное государство… не пользуется доверием в информационном обществе, в котором общение строится вокруг племенной общности и субкультур, основанных на совершенно других принципах… В таком обществе вряд ли кому-то придет в голову умереть за свою страну. Государственные границы, а вместе с ними и их физические защитники — военные организации — исчезают. В виртуальном мире устанавливаются новые границы между социальными группами». Неотрайбалисты считают, что процесс глобализации и распространения интернета послужит образованию все большего числа субкультур, «племен» с более узкой идентичностью и лояльностью. Люди будут вступать в объединения вне зависимости от государственных границ, самоорганизуясь в сообщества, игнорирующие геополитические реалии. Объединительным принципом такого рода сообществ может быть что угодно — от увлечения компьютерными играми до принадлежности к определенной секте или маргинальному политическому движению. Расширению движения неотрайбализма способствует духовный кризис и эрозия традиционных ценностей, свойственные современному обществу потребления и многократно усиленные глобальными интеграционными процессами. Идеалистический по сути характер идей неотрайбализма рождает резонный скепсис в отношении предлагаемых им путей дальнейшего развития человечества. Однако недооценка неотрайбализма как новой силы может привести к печальным последствиям: хорошо известно, что самые радикальные террористические организации существовали и существуют на основе идеалистических идей и гуманистического мировоззрения. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
трайбали́зм (англ. tribal племенной) племенной или этнический сепаратизм в обществе, сохраняющем пережитки родоплеменного деления. Новый словарь иност. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
(трибализм) термин, имеющий два основных значения: 1) архаичный характер социальной структуры, сохранение общественных институтов и организаций, связанных с родоплеменным строем; 2) межплеменная рознь, специфическая форма межэтнических конфликтов, характерная для обществ, находящихся в процессе социально-политической модернизации, но сохраняющих пережитки родоплеменной структуры (например, в Бурунди между тутси и хугу). Важным аспектом трайбализма является значительное влияние этнического (племенного) фактора на общественно-политическую жизнь, предоставление привилегированного статуса одним этническим общностям и дискриминация других. Трайбализм тормозит социально-экономическое, политическое и культурное развитие многих стран «третьего мира» (особенно государств экваториальной Африки), препятствует развертыванию этнобъединительных процессов.
Синонимы:
ТРАЙБАЛИЗМ
1) Орфографическая запись слова: трайбализм2) Ударение в слове: трайбал`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): трайбализм4) Фонетическая транскр. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
Трайбализм (трибализм) (от лат. tribuo делю и англ. tribal племенной) 1) племенное, этническое обособление; 2) сепаратизм в политике, связанный с с. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
Риа Ратай Рами Рам Раз Рабий Рабат Раб Мраз Митра Мирт Мирза Мираб Мир Мила Миаз Мбайт Мат Марти Март Марат Маралий Марал Мара Мали Мазила Мазар Маз Маб Маар Литр Лита Лира Лимб Лима Лизат Лиза Либр Лиаза Лата Лара Лама Лайм Лайба Лай Лаз Лабаз Лаб Итр Итл Ирма Иматра Изм Избр Изба Змий Злата Зима Зил Замбар Замай Зам Зал Зайти Заир Бтр Бриз Брат Брам Бра Блат Битлз Битла Бирма Бий Биза Бат Барит Барий Бар Балта Балат Бал Байт Байрам Байз Бай Базар База Атрий Атм Арт Арма Арбат Арба Арат Арам Арабизм Араб Амт Риал Амрита Риза Рим Рита Ритм Таз Таир Тайм Талиб Там Тамил Тара Тиара Амил Тибр Тим Тимар Тир Трайбализм Амбра Амбар Амбал Амати Трал Трамал Алма Азиат Азат Абрам Аба Тризм Абаз Азарт Аил Аир Аймар Аларий Аларм Алий Алмаз Алтай Триба Триал. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
(англ. – племенной) – этнический сепаратизм сообщества, сохранившего родоплеменную культуру организации жизни. Представители этноса при этом ратуют за племенную обособленность, сохранение культурно-бытовой, культурно-религиозной и общественно-политической специфики. Трайбализм проявляется в протекционизме и покровительстве соплеменниками в противодействии другим культурам, в отстаивании прав на сохранение родоплеменных отношений в государственной политике. Как социально-политическое явление трайбализм является тормозом в развитии государства, в состав которого входит этнос, придерживающийся подобных взглядов, как мировоззрение он может порождать серьезные межнациональные конфликты и даже войны. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
(англ.-племя): формы организации (иногда скрытые) с целью защиты клановых (родовых, племенных, жузовых) культурно-бытовых, экономических, политических интересов, когда общегосударственные и общенародные цели не учитываются или отступают на задний план. Т. препятствует прогрессу страны, консолидации и единению этого народа, его сотрудничеству с другими народами. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
— англ. tribalism; нем. Tribalismus. Стремление к полит, обособлению на основе родоплеменного деления. Проявляется как активное участие в обществ, жизни кланов, образовавшихся на родовой и племенной основе. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: обособленность, сепаратизм, трабилизм. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
Ударение в слове: трайбал`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: трайбал`изм
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
трибализм) (от лат. tribuo делю и англ. tribal племенной) 1) племенное, этническое обособление; 2) сепаратизм в политике, связанный с сохраняющимися в обществе пережитками родоплеменного разделения. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
трибализм — племенной, родовой — приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности. Проявляется в межплеменной вражде, главным образом в Африке. смотреть
ТРАЙБАЛИЗМ
ТРАЙБАЛИЗМ
трайбали́змСинонимы: обособленность, сепаратизм, трабилизм
ТРАЙБАЛИЗМ
мkabilecilikСинонимы: обособленность, сепаратизм, трабилизм
ТРАЙБАЛИЗМ
см. Трибализм Синонимы: обособленность, сепаратизм, трабилизм
ТРАЙБАЛИЗМ КАК ПЕРЕЖИТОЧНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Трайбализм, трибализм, трайбализация (Tribalism) характеризуют воспроизводство в современных условиях примитивной формы социальных отношений, присущих родоплеменному строю. В 1990-е гг. некоторые черты трайбализма — попытки возродить отдельные атрибуты родоплеменного устройства — наблюдались в Башкортостане.
В зарубежной и отечественной социологической литературе данное понятие, как это ни удивительно, наполняется совершенно разным смыслом. В одном случае его трактуют как дробление крупномасштабного общества с его анонимностью и отчуждением на небольшие сообщества-племена, куда современные горожане устремляются в поисках потерянной идентичности и близости отношений. Отчасти трайбализм совпадает с другим явлением — распадением господствующей культуры на множество субкультур и субгрупп: этнических, профессиональных, расовых, религиозных. Поэтому его трактуют еще и как приверженность локальным, чаще всего этническим ценностям в противовес общечеловеческим.
ТРАЙБАЛИЗМ (англ. tribalism от лат. tribus — племя) — культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность, которая встречается в тех странах, где сосуществуют племенной строй и европейские политические институты — армия, чиновничество, одна или несколько партий, парламент и др.
Новому поколению не нравятся обе модели: первая делает людей одинаковыми, а вторая — враждебными друг другу. Его представители заявляют, что проблема современной Америки иная: как сделать людей непохожими, но не враждебными друг другу, как сохранить сходство, не потеряв индиви-дуальных разл ичий. Новая модель общества напоминает скорее некий фрукт, например яблоко или киви, в котором твердые семечки, олицетворяющие культурную самобытность многочисленных этносов в США, окружены мяг-
Tribalism in the U.S. — www.cornerstone.edu/Offices.nsf/.
кой и нежной мякотью — обществом, которое настолько демократично и гибко, что позволяет жить в гармонии самым разным индивидам и группам.
Другое значение, которое придается термину «трайбализм» за рубежом, носит скорее политический оттенок. Трайбализм помимо культурной самоидентификации предполагает так называемый парад суверенитетов и понимается как одно из проявлений межплеменной вражды.
Через эту стадию прошли, в частности, СССР и Югославия, где крупные этнические области потребовали политической независимости и преобразовались в самостоятельные государства. Отстаивание или настаивание на первенстве религиозных, этнических или расовых интересов вопреки общим интересам страны и общества также называется трайбализмом. Он ведет не просто к сегментации общества, как в случае с культурным трайбализмом, а к фрагментации государства, выделению автономных частей и его возможному распаду. Такой трайбализм рассматривается в США как потенциаль-ная угроза национальной безопасности.
Трайбализм — одна из острых проблем внутриполитического развития большинства африканских стран. Дело в том, что огромная часть населения
11 Джунушсииев Д., Плоских В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана. — http://www.ca-c.org/
journal/cac09_2000/17.Dzhunu.shtml. 14 Тарутин И. Религиозные конфликты раздирают Африку// Независимая газета. 2001. 23 февр.
и по сей день живет в условиях, когда в той или иной степени продолжают существовать племенная организация общества и племенная структура населения. По некоторым оценкам, в Тропической Африке проживают свыше 3 тыс. различных племен, каждое из которых говорит на своем языке. Не учитывать племенные отношения в экономической, социальной и политической сфере общества невозможно. Формирование политических партий в Тропической Африке чаше всего происходит на племенной основе, ибо они отражают интересы в первую очередь племенной верхушки. На родственной основе создаются мелкие компании и семейный бизнес, возникают мастерские, лавочки, транспортные фирмы и даже небольшие банки. Впрочем, крупные промышленные компании и финансовые холдинги уже выходят за границы родственнических отношений. В такой обстановке политическая жизнь часто сводится к столкновениям на почве межплеменной розни. Не случайно в ряде стран, например в Кении, при формировании правительства всегда учитывается необходимость сохранения «племенного равновесия» между его министрами.
Трайбализм, неразрывно связанный с политической и экономической замкнутостью и местническими интересами, объективно тормозит образование общетерриториальных партий. Многие африканские политики считают, что многопартийная система в условиях континента способствует сохранению племенного дробления и что именно борьба против трайбализма требует введения однопартийности правления. Но что такое однопартийность, мы хорошо знаем. Как правило, это путь к диктатуре. Именно Африка в XX в. дала миру наибольшее количество марионеточных режимов, кровавых диктаторов, военных хунт, бесчисленных королей, шейхов, эмиров.
|
Таким образом, трайбализм можно представить как идеологию родопле-менного обособления (сепаратизма), стремления законсервировать отжившие черты первобытно-родового строя (обычаи, первобытные верования, племенные языки, структуру племенного самоуправления и др.). Но важно помнить, что этим термином как идеологическим ярлыком можно поворачивать в разные стороны, осуждая и правого, и виноватого.
Лидеры некоторых африканских стран, стремящиеся к объединению разноплеменного народа в единую нацию, которую только при таком единстве
Когда-то, на заре человеческой цивилизации, трайбализм воплощал несомненно позитивный механизм коллективного выживания и адаптации малого общества к меняющимся и рискоопасным внешним условиям. Однако позже он стал наследником совершенно чуждой современному обществу психологии — неприятия чужих по духу и крови. Социологи называют ее также менталитетом ин- и аутгруппы (от англ. in-group/out-group). Многовековая практика жизни под постоянной угрозой нападения «чужих», забота о безотлагательной защите «своих» любыми средствами закрепили у многих народов принцип «Всегда прав сородич» и «Сначала защити своего, а потом разбирайся, кто прав».
Действительно, по многим признакам племя представляет особый тип общности людей — так называемой закрытой группы, куда доступ чужакам либо существенно ограничен, либо вовсе запрещен. Своими здесь могут быть только одноплеменники — братья по крови в прямом смысле. В соответствии с принципами трайбализма человек мог найти защиту только у своего рода. Эти принципы не только допускали, но и обязывали всех членов рода мстить за преступление, совершенное против любого его представителя. За проступок каждого члена рода также отвечал весь род.
Естественно, что племенной строй — серьезное препятствие к мирному сосуществованию сообществ, к смешению рас и культур, политическому плюрализму. Племена, как и касты, основаны на эндогамии (заключение браков исключительно между членами своей группы). Племена очень редко встречаются, а тем более заключают между собой браки. В горной местности Новой Гвинеи, занимающей небольшую площадь, тысячелетиями обитают племена, которые, будучи отделены друг от друга непроходимыми препятствиями, ни разу не встречались и ничего не знали о существовании друг друга. Сходная ситуация и на Африканском континенте, где в ряде стран практически не существует единой ткани государства: оно как бы разорвано на клочки. В центре стоит племя, его интересы, вернее, интересы тех, кто командует в нем.
Трайбализм играл в истории как негативную, так и позитивную роль. Ему обязаны некоторые народы своим выживанием:
История всех кочевых народов показывает, что лишь те из них, кто при отсутствии государственности наиболее последовательно придерживался принципов трайбализма, сумели сохранить свою этническую самостоятельность и целостность. Другие же — гунны, саки, усуни, половцы. — сформировавшиеся в племена почти одновременно с кыргыза-
Живучесть родоплеменного уклада в нынешнем мире объясняется множеством факторов, в том числе способностью племени брать на себя те функции, которые обязано выполнять государство. И не просто брать, а справляться с ними гораздо эффективнее. Речь идет о функции социального обеспечения и коллективной поддержки. Именно племенная организация является той силой, на которую сама жизнь возлагает обязательства по оказанию экономической и социальной помощи членам племени и военную защиту их от других племен. Племенная организация решает проблему пастбищ и водоемов, вершит суд.
Члены племени называют себя братьями, ревниво следуют за сохранением уз солидарности, которые их охраняют или противопоставляют другим племенам всякий раз, когда целостности племени или интересам его членов что-нибудь угрожает. Любой министр или чиновник всегда старается сохранить связи со своим племенем, находя у него поддержку и поддерживая его.
Джунушалиев Д., Плоских В. Указ. соч.
Этингер Я. Указ. соч.
Lazar W. Tribalism vs. Globalization. — http://www.billsaysthis.com/content/misc/tribe_vs_glob.phtml.
стов, как и исламский фундаментализм, подпадает под неприятную категорию трайбализма. Что самое удивительное, так это цели объединенной борьбы: в середине 2003 г., когда надвигалась угроза войны США против Ирака, в антивоенных колоннах вместе сошлись антиглобалисты и фундаменталисты, протестующие против монополии Америки, навязывания ею остальному миру ценностей насилия и нетерпимости. Получилось так, что против Америки люди боролись с позиций тех высоких ценностей, которые всегда разделяли американцы, а именно свободы, прав человека, мирного сосуществования, расовой и культурной терпимости.
На территории бывшего СССР, в социальном плане представлявшего весьма неоднородное образование, существовали крупные очаги родоплемен-ного строя. Прежде всего это республики Закавказья и Средней Азии. На период вхождения в СССР в 1922 г. они сохранили исторически пережиточный строй почти в первозданном виде. Тем не менее советские ученые предпочитали изучать трайбализм на примере аборигенов Полинезии, Австралии, Африки и даже давно исчезнувших индейских племен Северной Америки, поскольку официально считалось, что родовой уклад на территории СССР уничтожен уже в 1920-е гг. и все народы, даже отставшие в своем развитии, стали «всесторонне развитой, процветающей социалистической нацией».
|
Хотя в советское время и декларировалось с различных трибун об окончательном и бесповоротном преодолении племенных и иных трайбалистичес-ких пережитков, например в казахском обществе, желаемое выдавалось за действительное.
В этих условиях поиск проявлений пережитков «допотопных» родоплеменных отношений среди некоторых народов, в том числе и киргизов и казахов, был политически опасным. Разумеется, ро-доплеменные отношения, формировавшиеся в течение многих тысячелетий, игравшие определяющую роль в производстве, распределении, культовых действах и управлении, не могли исчезнуть в течение жизни двух-трех поколений.
|
20 Hvoslef Erlend H. Tribalism and modernity in Kirgizia // Ethnic encounter and culture change. Papers from the Third Nordic Conference on Middle Eastern Studies, Joensuu June 1995. L., 1997. P. 96-108.
В нынешнюю эпоху трайбализм оказался востребован самыми разными политическими группировками и социальными силами. А в истории порой происходит так же, как и в экономике: спрос рождает предложение. Тем более, если сделать предложение не составляет труда, поскольку оно, образно выражаясь, давно находилось в боковом кармане и лишь ожидало своего часа. Возрождение исторических пережитков возможно, таким образом, не только в силу повышенного спроса на него, но и по причине огромных запасов, сохранившихся в исторических кладовых.
Таким образом, о трайбализме нужно говорить в трех измерениях — политическом, социальном и культурном. Под политическим трайбализмом мы понимаем явления, представляющие собой проникновение организованных групп, сформированных по родоплеменному признаку в систему государственной власти, и оказывающие влияние как на государственную, так и на региональную политику. Для трайбалистских отношений характерно то, что
Джунушалиев Д., Плоских В. Указ. соч.
Казахстан на пути к устойчивому развитию / Под ред. А. Нысанбаева. Ал маты, 1996. С. 19.
Хлюпин В. Казахстанская политическая элита: между модернизацией и трайбализмом. — littp://
эти группы практически не связаны ответными обязательствами перед государством.
Трайбализм получил еще одну, скажем так, бытовую интерпретацию. Социологи полагают, что это присущее, в частности, россиянам стремление делать все и вся исключительно «по блату». Но по знакомству и по блату обычно оказывают услуги своим родственникам, а затем уже друзьям и выгодным знакомым. Термин «трайбализм», обозначающий родоплеменные пережитки, подразумевает приоритет кровнородственных отношений над всеми другими. Если при подборе кадров квалифицированного работника отодвигают в сторону ради своего родственника или свояка, то эти верный признак трайбализма. Родственник или свояк не могут быть плохими или хорошими, опытными или неопытными. Они просто есть и потому их принимают на работу.
Рыночное общество, построенное на рациональности и калькуляции, денежном и политическом расчете, несовместимо с историческими пережитками традиционного общества. Когда в таком обществе проявляются кровнородственные отношения «землячества», блат, кумовство, клановость, то специалисты говорят о тенденциях трайбализации. Они свидетельствуют о том, что данная страна не окончательно встала на рыночный путь и сохраняет в социальной структуре мощный пласт архаических отношений и институтов.