для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Как выжать максимум из онлайн-образования

16 советов для эффективного обучения от команды Laba.

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Онлайн-образование требует внутренней мотивации и дисциплины. Подготовка и окончание обучения не менее важны, чем сам процесс.

Вместе с контент-продюсером Laba Сашей Азаровой и ее командой разбираемся, как быть эффективным на всех этапах: до, во время и после онлайн-курса.

Как подготовиться к онлайн-обучению

Начните с вопроса «Зачем?» и поставьте цели

Если через школу или университет нас еще может провести чувство долга или настойчивость родителей, то онлайн-образование уже целиком опирается на внутреннюю мотивацию и потребности.

Без понимания, зачем проходить конкретный курс, что вам даст обучение, как оно повлияет на вашу жизнь — сохранять мотивацию сложнее.

Поставьте конкретные и измеримые цели: что вы хотите получить и чего добиться. Если цель будет слишком размытой — вы не поймете, есть ли прогресс. Четкие цели помогут отследить успехи.

Размытая цель: «Я хочу стать бренд-менеджером».

Четкая цель: «За время прохождения курса я хочу подготовить кейс, который приложу к своему резюме бренд-менеджера».

Ставьте глобальные и промежуточные цели. Если вы учите английский онлайн, то ваша глобальная цель — понимать контент на английском любой сложности.

Промежуточные цели:

Освободите время для образования

Каждый день вы тратите определенное количество часов на привычные дела. Чтобы вписать в свой график обучение, придется «отнять» у них часть времени. Проанализируйте, куда оно уходит. В первую очередь обратите внимание на самые бесцельные направления — занятия, которые не приносят пользы, удовольствия или отдыха. Именно у этих «пожирателей времени» лучше забрать ресурсы и передать их на образование.

Например, в среднем человек может тратить 4–5 часов в день на соцсети. Если это пустое время, а не работа или творчество — выделите хотя бы половину на более полезное дело.

Не забирайте время у значимых дел — сна, отдыха, общения с семьей и того, что вас наполняет и радует. С таким подходом через несколько недель вы возненавидите образование — ведь из-за него пришлось сократить приятное.

Важно расчистить свой календарь еще до начала курса. Не надейтесь, что «в процессе все как-то само собой устаканится». Иначе рискуете забросить обучение просто потому, что не успеваете им заниматься.

Обучение началось: как настроить процесс и войти в режим

Обеспечьте себе учебную атмосферу

Да, в рекламе курсов часто говорят, что обучаться онлайн можно хоть из метро. Но лучше все-таки выделить дома место и создать подходящую обстановку.

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Познакомьтесь с преподавателями и участниками курса

Начиная новый курс, вы попадаете в общество незнакомых людей, пусть и виртуально. Чтобы чувствовать себя комфортно, нужно освоиться. Представьтесь, расскажите немного о себе, познакомьтесь с другими студентами. Возможно, вы встретите знакомых или интересных людей, за деятельностью которых давно следите.

Источник

Интерес преподавателя как основа успешного внедрения электронного обучения

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Рубрика: Информационные технологии

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, В. А. Интерес преподавателя как основа успешного внедрения электронного обучения / В. А. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3392/ (дата обращения: 01.11.2021).

Электронное обучение (ЭО) внедряется в ВУЗы повсеместно в качестве новой формы обучения. Но часто на этапе внедрения и работы ЭО возникают трудности. Казалось бы, средства вложены, информационно-обучающая среда (ИОС) работает, что же еще нужно? Выясняется, что покупка и внедрение ИОС не являются залогом ее успешной работы. А что же, действительно, является основой успеха системы и ЭО в целом? По мнению автора статьи, грамотно составленные, эффективные электронные курсы (ЭК) являются важнейшей составляющей системы. Курсы разрабатывают преподаватели, поэтому от последних и их заинтересованности зависит, каков результат будет получен в итоге. Необходимо рассмотреть изменившуюся роль преподавателя, выявить причины, по которым он не желает содействовать ЭО и попытаться определить пути их решения.

1. Переориентация обучения на интересы студента

В системе обучения студент становится центром. На его интересы ориентируется сегодняшняя система образования. В прошлом в качестве центра обучения выступал преподаватель. На рисунке 1 слева показана традиционная схема обучения, а справа современная. Буквой «С» обозначен студент, «П» – преподаватель.

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

В традиционной схеме обучения преподаватель является единственным источником знаний в своей области. Его знания воспринимаются студентом как самая последняя истина, нет возможности оспаривать некоторые моменты курса, не с чем сравнивать. Материала для изучения мало, но изучается он глубоко. Студенты кооперируются вокруг преподавателя как источника информации.

В современной схеме обучения студент может получать знания из множества источников, может обращаться к опыту группы преподавателей, может дискутировать с преподавателем, который ведет его курс. Здесь преподаватель выступает уже в другой роли. Он ориентирует студента в области знаний, которые преподает, направляет ход его обучения. Предлагая свой взгляд на проблемы, преподаватель дает возможность ознакомиться с работами своих коллег, имеющих свои точки зрения. Материала для изучения становится очень много, поэтому он изучается менее глубоко, но разносторонне. Картина полученных знаний становится более целостной. В данном случае уже не студенты окружают преподавателя в поисках знаний, а преподаватели окружают студента, предлагая ему свои работы для изучения.

Современный студент работает. Он ищет в обучении навыков, которые можно сразу применить на практике, в работе. Ему нужно знать, для чего он должен пройти тот или иной курс, где он сможет использовать полученные знания. Чисто теоретические знания ему не нужны. Поэтому преподаватели, чтобы успеть за потребностями студента, должны постоянно самообразовываться, развиваться в своей сфере, давать студенту самую актуальную информацию, которую по прохождению курса можно сразу же использовать. Устаревшие знания, информацию, которую нельзя применить на практике современный студент не станет запоминать, просто сдаст курс для отчетности. И эффект от обучения будет нулевой.

Студент много времени проводит в Интернете, в общественных сетях, и обучение в электронной среде для него удобнее и привычнее традиционного обучения в аудитории ВУЗа. Молодому преподавателю вести обучение в электронной среде не кажется чем-то неестественным, искусственным, потому что он сам как студент проводит большую часть своей жизни в таком пространстве. Напротив, преподавателю старшего поколения сложно переориентироваться на новую форму преподавания. Проблемы даже не в знании инструментария, используемого при разработке курсов. Этому можно научиться. Научиться жить и преподавать как в жизни в новом пространстве – вот основной камень преткновения для преподавателей старшего поколения.

2. ЭО глазами его участников

Рассмотрим, в чем отличие во взглядах на ЭО у студентов, преподавателей и руководство ВУЗа. Проанализируем их опасения и ожидания.

Студент воспринимает внедрение новой формы обучения как нечто естественное. Оно удовлетворяет его основным потребностям в обучении: мобильности, гибкости, индивидуализации. Студенту не нужно прикладывать никаких дополнительных усилий, чтобы учиться в информационно-обучающей системе. Напротив, во многом ему удобнее, проще и эффективнее получать знания с помощью таких систем.

Для преподавателей же внедрение ЭО воспринимается, как нечто искусственно вводимое в привычный образовательный процесс. У них наработан материал, выработана методика преподавания. Также преподавателя испытывают различные страхи в связи с внедрением ЭО. В связи с этим они могут либо отказываться от разработки курса, либо создавать и использовать их формально, «для галочки». Поэтому необходимо выявить причины, по которым преподаватель не хочет разрабатывать ЭК, и устранить их. В таблице 1 перечислены возможные причины и действия, которые нужно предпринять.

Страх того, что после создания ЭК, преподаватель с его знаниями будет не нужен

Объяснить, что учиться по ЭК без преподавателя также как учиться только по учебникам. Преподаватель – это ядро курса.

Не желание выставлять свою работу напоказ, т.к. качества курса можно будет сразу оценить

Отказаться от услуг такого преподавателя. Последний должен быть компетентен в том, чему он учит, и качество его материала должно быть соответствующим.

Не желание выставлять свою работу напоказ из-за страха плагиата

Обеспечить защиту авторских прав преподавателя

Неумение пользоваться программными инструментами.

Провести обучение используемым в системе инструментам

Низкая доплата за созданный курс

Предусмотреть базовую оплату за курс и доплату при достижении определенных показателей обучения

Нежелание отходить от своих выработанных методик преподавания

Показать преподавателю, как перевести его методы преподавания в язык инструментария системы

Консерватизм, сложно перестраиваться на новую форму преподавания

Предоставить достаточно времени для «переориентации» преподавателя

Несмотря на все трудности, с которыми может столкнуться преподаватель, участвуя в ЭО, он получает и новые возможности для:


творчества и самореализации,

получения уважения студентов (в случае разработки действительно полезных ЭК),

«раскрутки», т.е. возможности стать известным в профессиональной среде.

Конечно, все перечисленные возможности можно реализовать и при традиционной схеме обучения, но сделать это значительно сложнее и дольше по времени.

Помимо профессиональных есть возможности, касающиеся личных интересов:


защита от потери материала, необходимого для проведения занятия, при поломке носителя информации,

простота замены преподавателя на время его отсутствия, в связи с подступом к его материалам,

принятие экзаменов у задолженников через «скайп», нет необходимости в связи не сдачей постоянно ездить в институт.

Список небольших возможностей, улучшающих жизнь преподавателю, можно перечислять и дальше.

Не все преподаватели догадываются о пользе, которую может им принести ЭО, в большинстве они ориентированы на трудности. Поэтому необходимо проинформировать преподавателей на тему возможностей, которые может дать ЭО.

Для руководства ВУЗа внедрение ЭО больше необходимость, чем интерес. Им движет следующее:


необходимость быть современным, ориентированным на новые тенденции,

возможность увеличения аудитории,

желание повысить эффективность обучения.

Руководство ВУЗа покупает информационно-обучающую систему (ИОС) и ожидает, что система будет работать без дальнейших капиталовложений. В случаях использования бесплатной системы создается иллюзия бесплатного внедрения ЭО. Однако капиталовложения потребуются и в последнем случае. Нужно учесть, что будут затраты на следующее:


интеграция ИОС с существующими в ВУЗе системами,

адаптация системы под свой учебный процесс,

обучение преподавателей для работы с ИОС,

выплаты преподавателям за разработанные ЭК,

Выплаты преподавателям за ведение ЭК.

Для выполнения первых двух пунктов возможны следующие решения:


расширение штата сотрудников отдела информационных технологий,

обращение в сторонние организации, так называемый «аутсорсинг».

Рассмотрим подробнее вопрос выплат преподавателям за разработанные ЭК. Глазами руководства ВУЗа, создание курса – просто «напечатать» учебный материал, следовательно, никаких дополнительных временных затрат и умственных усилий оно не несет. Поэтому выплаты преподавателям за курс очень малы. Глазами преподавателей, разработка рабочего ЭК требует значительного количества времени и умственного напряжения. Для того чтобы курс стал эффективным, преподаватель должен перенести свой опыт обучения в учебный курс с помощью программных инструментов, т.е. как бы осуществить перевод, а это непросто.

Также руководство ВУЗа считает, что ЭК частично уменьшит работу преподавателя, соответственно, дополнительные выплаты за ведение ЭК не нужны. С позиции преподавателя ведение ЭК не легче, а даже сложнее традиционного процесса обучения. Возникает необходимость постоянной связи со студентами, выдачи ответов на возникающие в ходе обучения вопросы, проверка выполненных работ и их комментирование. ЭО чем-то упрощает, но чем-то и усложняет процесс обучения.

Основным препятствием, который возникают в ходе внедрения в ВУЗ ЭО, главным образом связанно с отсутствием интереса к новой форме обучения у преподавателей. Это служит тормозом для развития ЭО. Позиция преподавателя – самая непростая по сравнению со студентом и руководством ВУЗа. Первый должен радикально измениться: принять свою новую нецентральную роль в обучении, изменить выработанную методику преподавания. Все это он должен делать без какого-то денежного стимулирования со стороны руководства. Но заинтересовать преподавателя необходимо. Таким образом, консультация с преподавателями по вопросам о возможностях, которые им может дать ЭО является единственным способом вызвать у них интерес к новой форме обучения.

Тихомирова Е. Как мотивировать преподавателей для работы в e-learning. Вебинар. www.elearningpro.ru/events/kak-motivirovat-prepodavatelej

Тихомирова Е. Использование бесплатных СДО. Вебинар. www.elearningpro.ru/events/ispolzovanie-besplatnyh-sdo

Тихомирова Е. Активное обучение. Вебинар. www.elearningpro.ru/events/aktivnoe-obuchenie.для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Источник

Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.

Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).

В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.

Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?

1. Любить технологии — искренне

Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.

Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.

2. Искать возможности, а не оборудование

Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.

Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.

Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.

Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:

«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.

Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».

3. Использовать разные каналы связи и технологии

Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.

Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.

Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.

Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.

для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Смотреть картинку для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Картинка про для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны. Фото для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.

4. Помнить о личном обаянии

Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.

Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.

Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.

Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.

Диана Минец:

«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.

Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».

Источник

Для успешного ведения процесса обучения в сети какие действия преподавателя будут эффективны

В современной России залогом успеха сохранения интеллектуального кадрового потенциала, по словам М. И. Нежуриной [2], является обеспечение высокого качества образования на всех уровнях в сочетании с инновациями.

Электронное обучение (e-Learning) – катализатор инноваций в образовательной сфере, а за качество образования должен быть в ответе каждый, кто участвует в этом процессе.

В сферу российского образования в последние годы под влиянием развития информатизации общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) активно внедряется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

А. М. Новиков проводит классификацию форм обучения по одиннадцати критериям [3]. В статье внимание уделено только одному критерию: по способу получения образования. Формы получения образования делятся на следующие виды: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная и т. д.

Очная форма – форма обучения, предполагающая обязательное посещение занятий, проводящихся в учебном заведении. Заочная форма – форма обучения, позволяющая сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Очно-заочная (вечерняя) форма – форма обучения, предполагающая посещение занятий два-три раза в неделю по вечерам. Экстернат – форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующими промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию [1]. Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Следует отметить, что термин «дистанционное образование» (distance education) получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это объясняется тем, что в России, в соответствии с законом об образовании, дистанционной формы образования нет – закон регламентирует только четыре основных формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат, а также в форме семейного образования и самообразования.

Электронное обучение (e-learning) – новый для российской системы образования термин, который используется сегодня сравнительно редко. Данное понятие интегрирует ряд терминологических понятий в сфере применения современных ИКТ в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивное мультимедиа, обучение на основе web-технологий, онлайн-обучение и т. п. Термин «электронное обучение» (ЭО) часто отождествляют с понятием «дистанционное обучение». Это не совсем так. Электронное обучение можно трактовать как одно из направлений дистанционного обучения.

Важной особенностью электронного обучения является наличие специальной обучающей среды (оболочки) и возможность обучения в режиме онлайн.

В настоящее время используется также термин «смешанное (комбинированное) обучение» (blended learning), под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме.

Комбинированная форма обучения предполагает наличие двух циклов – дистанционного, т. е. самостоятельного изучения теоретического материала, и очных сессий. Такой подход позволяет сочетать человеческое общение, в результате которого происходят дискуссии, обсуждения, происходит обмен опытом и практическими навыками, и глубокую самостоятельную работу.

Электронное обучение (ЭО) в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) уже достаточно давно развивается; в его реализации участвует значительное количество подразделений, преподавателей и сотрудников университета. Целевые группы ЭО в НГТУ — это студенты заочной и дневной форм обучения; студенты, получающие первое высшее и второе высшее образование частично в дистанционном режиме (комбинированное обучение); преподаватели и сотрудники университета, повышающие квалификацию.

В настоящее время в НГТУ реализуются следующие формы ЭО: в высшем профессиональном образовании (электронная поддержка обучения студентов очной и заочной форм образования; комбинированная форма обучения в заочном образовании); в среднем специальном образовании в Институте социальной реабилитации (в дистанционной довузовской подготовке; в дополнительном профессиональном образовании).

В институте дистанционного обучения (ИДО) на базе Новосибирского государственного технического университета уже не первый год ведется обучение по комбинированной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий: в учебном году проводится 2 сессии, одна из которых очная, а другая – дистанционная (без приезда в НГТУ).

В начале своего пути данная форма обучения охватывала немного специальностей и поэтому количество преподавателей и качество предлагаемых электронных материалов было достаточным для обеспечения качественного учебного процесса. В настоящее время в НГТУ осуществляется набор и обучение более чем на десяти специальностях и остро назрел вопрос о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Анализ эффективности применения технологий электронного обучения в очной, заочной, дистанционной и комбинированной формах обучения показал, что наиболее актуально вопрос о качестве электронного обучение встает при дистанционной форме обучения. Остается нерешенным вопрос, готовы ли участники учебного процесса обеспечить студентам качественный учебный процесс?

Далеко не все преподаватели имеют соответствующий информационно-коммуникационный уровень подготовки для работы со студентами дистанционно. Поэтому для эффективного применения электронного обучения при дистанционной форме требуется дополнительная подготовка преподавателей как в области информационно-коммуникационных технологий, так и в области современных педагогических технологий. Участниками комбинированной формы обучения ИДО НГТУ являются: студент, преподаватель, тьютор, инспектор по работе со студентами, программист. Программисты и технические сотрудники обеспечивают создание и техническую поддержку электронной среды учебного процесса.

Инспектор по работе со студентами обеспечивает документальное сопровождение учебного процесса. Учебный процесс комбинированной формы обучения реализуется на базе НГТУ, что обязывает функционировать учебный процесс и в информационной среде университета, за которую отвечают сотрудники деканата. Тьютор, или администратор службы поддержки студентов, выполняет в системе сопровождения учебного процесса коммуникативную, управленческую и диагностическую функции.

Основными участниками учебного процесса являются студент и преподаватель. Преподаватель – это залог любой педагогической технологии. Опыт показывает, что роль преподавателя в дистанционном обучении повышается и связывают это с личностно-ориентированным подходом, что, так или иначе, отражает индивидуализацию деятельности обучающихся. Отсутствие живого вербального общения заменяется высокой степенью персонализации общения между преподавателем и студентом [4]. Отсюда следует, что преподаватель для реализации учебного процесса должен обладать, наряду с традиционными компетенциями, и дополнительными.

К таким дополнительным компетенциям преподавателя вуза можно отнести следующие:

Опыт внедрения комбинированной формы обучения в НГТУ показал, что далеко не все преподаватели, которые задействованы в учебном процессе, обладают всеми необходимыми компетенциями. По этой причине часть функций преподавателя берут на себя другие участники учебного процесса, которые его поддерживают, например, организаторская компетенция реализована тьюторами учебного процесса. Компетентность в области создания средств обучения обеспечивают сотрудники технической поддержки. Несмотря на это, без дополнительной подготовки преподавателю вуза сложно адаптироваться в новой форме учебного процесса. Многие методы и педагогические технологии, применяемые ими в других формах обучения (очной, заочной), не подходят для использования в комбинированной форме.

Поэтому основной задачей в подготовке преподавателей для качественного обеспечения учебного процесса является не формирование дополнительных компетенций, что немаловажно, а помощь преподавателям в адаптации своих устоявшихся принципов, методов организации и поддержки учебного процесса к новым для них условиям работы в дистанционной форме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *