до какого года кронштадт был закрытым городом
История
История Кронштадта началась в конце 1703 года с постройки деревянной крепости на отмели к югу от острова Котлин. Трёхярусная башня, собственноручно спроектированная Петром Великим и названная Кроншлот, была возведена всего за пару месяцев. Уже в следующем году крепость успешно отбила атаку шведской эскадры
Торговые иностранные суда стали приходить в Кронштадт в 1713 году, когда на острове были построены первые портовые гавани. С этого года началась «правильная заграничная торговля». Уже через несколько лет в Кронштадтский порт заходило от 150 до 180 иностранных кораблей.
В 1719 во время сильного шторма сел на мель 54-пушечный корабль «Лондон». После этого случая для безопасного прохода кораблей в ночное время на Котлинской косе стали зажигать огонь в фонарях. А спустя ещё два года на месте крушения «Лондона» началась постройка деревянного маяка.
23 мая в Кронштадте учреждена портовая таможня. Именной указ Петра Первого повелевал: «У которых шкиперов матросов на приходящих купеческих кораблях в Кронштадтский порт и С.-Петербург будут какие-либо товары, и о тех товарах брать у них в таможнях росписки, и по тем росписям осмотря и, переписав, продавать их с кораблей, кому они похотят и при той продаже брать с них пошлину по торговому уставу, одну только ввозную, а за разную и лавочную продажу другой пошлины не брать».
В два часа дня 6-го октября 1723 года крепость на острове Котлин получила своё официальное имя. Пётр Великий окрестил своё любимое детище и после торжественного молебна пушечные выстрелы возвестили Европе, что новая крепость наречена Кронштадтом.
В Кронштадте учреждено Морское собрание, или Морской клуб, который прославился, в том числе, и своей коллекцией книг. К началу XX века его библиотека насчитывала более 100 000 томов различного содержания и по богатству книг в некоторых отделах занимала первое место в России.
…катер не смог конкурировать в быстроте хода, и был далеко оставлен за собою пароходом…
Начало пароходного сообщения. 3-го ноября 1815 года в Санкт-Петербурге на воду был спущен первый в России пароход. Для сопровождения на Кронштадтский рейд к пароходу в целях безопасности был приставлен 12-весельный катер. Однако, катер «не смог конкурировать в быстроте хода, и был далеко оставлен за собою пароходом».
20 июня 1824 года открылось внешнее пароходное сообщение. Первым иностранным пароходом, пришедшим в Кронштадт, стал шведский «Стокгольм». Пароход имел всего 52 тонны водоизмещения и прибыл с пассажирами и товарами. Открылось пароходное сообщение с Лондоном и Ревелем, пароходы ходили под английским и голландским флагами.
За 300 с лишним лет Кронштадт пережил несколько десятков наводнений. Самое большое cлучилось в ночь на 8-е ноября 1824 года, когда вода достигла 11,5 футов выше ординарной линии, а сам город был залит водой до Бочарной улицы. Из 94 стоявших в гавани судов на плаву удержались только 12.
Главным Командиром и Военным Губернатором Кронштадта назначен адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен — прославленный русский мореплаватель, один из первооткрывателей Антарктиды. Беллинсгаузен руководил Кронштадтом до самой своей смерти в 1852 году. В Екатерининском сквере города поставлен памятник адмиралу.
К середине XIX века стало ясно, что паруса в качестве двигателя на военных судах должны уступить место паровым двигателям. В 1847 году на северо-восточном берегу Средней гавани началось сооружение Пароходного завода.
В Кронштадте начинает издаваться газета «Кронштадтский вестник». Это частное издание, которое субсидируются Морским Министерством. В 1896 году стала выходить ещё одна газета «Котлин».
На месте деревянной Владимирской церкви, впервые построенной ещё в 1735 году и затем сгоревшей до основания во время пожара 1874 года, построен новый каменный храм — Владимирский собор Военного Ведомства.
В марте после выборов в местные советы, куда не прошли депутаты-большевики, в Кронштадте началось вооружённое восстание, одним из требований которого было: «Власть Советам, а не партиям!». Восстание удалось подавить лишь со второй попытки. Кронштадтский мятеж стал одним из знаковых эпизодов Гражданской войны.
Что посмотреть в Кронштадте за один день
Кронштадт — город, где практически все достопримечательности связаны с морем и историей военно-морского флота.
С 1720-х годов Кронштадт был главной военно-морской базой Балтийского флота. Из-за военных объектов до 1996 года это было закрытое поселение. Сегодня посмотреть на боевые корабли с набережной — обязательная часть туристической программы в Кронштадте.
Старая часть города, где обычно гуляют туристы, — объект всемирного наследия Юнеско. Под защитой организации и кронштадтские форты — система оборонительных сооружений. Они строились для защиты Санкт-Петербурга : перекрывали водные подходы к городу.
Если вы часто бываете в Санкт-Петербурге и уже изучили все основные городские достопримечательности, в маленьком, тихом Кронштадте можно отдохнуть от шумных проспектов. Военно-морской город разнообразит впечатления от парков и дворцов Петергофа, Царского Села и прочих парадных мест императорской столицы. Здесь нет пышной питерской архитектуры: основная часть города — двух-трехэтажные здания из малинового кирпича и советские сталинки.
Мне Кронштадт напоминает Севастополь в миниатюре, только чистый и по-северному суровый. Старая часть города компактная, ее легко обойти пешком: если нигде не задерживаться, хватит и двух часов. Но с посещением всех достопримечательностей и экскурсиями времени уходит гораздо больше, поэтому лучше планировать поездку сюда на весь день. В этой статье я расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Кронштадте и как лучше проложить маршрут.
Наша прогулка начнется на Якорной площади и закончится у Дерева желаний в Безымянном переулке. По пути увидите Никольский морской собор, Музей истории Кронштадта, Летний сад, Петровскую пристань с военными кораблями, деревянный маяк, футшток с нулевой отметкой уровня Балтийского моря, памятник блокадной колюшке, Морской музей.
Маршрут
Якорная площадь — главная площадь Кронштадта. На ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря — отсюда и возникло название. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре площади плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты. Дальше я расскажу, откуда можно его разглядеть.
На площади сосредоточены знаковые достопримечательности города: Никольский морской собор, памятники адмиралам Ушакову и Макарову, Вечный огонь. Вечный огонь в большинстве городов посвящен погибшим в Великую Отечественную войну, но на Якорной площади это братская могила погибших в годы революции и гражданской войны.
Бронзовый памятник океанографу, военному губернатору Кронштадта и вице-адмиралу Макарову — масштабное и экспрессивное сооружение. Не сразу понимаешь, что клубится у ног адмирала: морские волны или хвост дракона.
Памятник адмиралу Ушакову скромнее, зато он стоит прямо перед Никольским морским собором и к нему ведет красивая рябиновая аллея. Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых.
Никольский морской собор — самая известная достопримечательность Кронштадта. Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов. Внешне он напоминает собор Святой Софии в Стамбуле, но с морскими элементами: например, крест на куполе вписан в штурвал. Внутри все оформлено в морской тематике: там и андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях. Но главное — мемориальные таблички на стенах, где перечислены имена моряков, погибших во время воинской службы.
Собор очень красивый снаружи и внутри. Я люблю разглядывать мраморный пол с рисунками, роспись купола, витражи. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки.
После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола
стоит подъем на колокольню собора
Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.
Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.
Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря
стоит венчание в Морском соборе
Музей истории Кронштадта тоже находится на Якорной площади. Экспозиции рассказывают об истории города начиная со строительства фортов в 1700-е годы и заканчивая советским временем. Как пишут на сайте музея, экспонаты для него приносили сами жители города.
Мне понравилось рассматривать разные морские приспособления, макеты подводных лодок и прочие интересные штуки: например, респиратор для лошади или чучело пингвина Адели. Но больше всего впечатлила реконструкция комнаты блокадного Кронштадта: маленькая комнатка с ребенком-куклой на кровати и бессильно лежащей на столе истощенной женщиной.
У музея есть филиал, который находится на Ленинградской улице. В здании бывшей водонапорной башни представлена экспозиция «Подводная археология». Она рассказывает об истории кораблекрушений. Там можно увидеть артефакты, поднятые с затонувших боевых и торговых судов.
стоит билет на обе экспозиции в музее истории Кронштадта
В некоторые праздники вход в музей свободный. В 2019 году это были День Победы, День защиты детей, День России и другие. Информацию о бесплатных днях уточняйте на сайте музея.
Экскурсия по одной экспозиции стоит 750 Р для группы до 15 человек, если группа от 16 человек — 50 Р с каждого. Входные билеты в эту стоимость не включены.
Летний сад — первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать.
К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. В его центре — памятник Петру I, основавшему Санкт-Петербург и Кронштадт. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям.
Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне. В Кронштадте базируются учебные, боевые и исследовательские суда Балтийского флота, например гидрографическое судно «Сибиряков», учебный «Перекоп», противолодочный корабль «Казанец», тральщик БТ-115 и другие. Иногда корабли уходят в рейды — их количество постоянно меняется.
Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. В Кронштадт приходят корабли из Балтийска — это город под Калининградом, где тоже расположена военно-морская база Балтийского флота. В эти дни организуют военно-морские парады и гостей пускают на борт военных кораблей.
Я читала, что с 2018 года на Усть-Рогатке можно подняться на борт эсминца «Беспокойный». СМИ писали, что корабль пришвартовался в Кронштадте на вечную стоянку и превратился в бесплатный музей. В 2018 году корабль-музей действительно работал какое-то время. Но в 2019 многие туристы приезжали сюда ради «Беспокойного», наталкивались на закрытые ворота и писали сердитые отзывы. Сайта у музея-эсминца нет, телефоны и часы работы нигде не указаны. По слухам, на корабль можно попасть в выходные, но я была в субботу — музей не работал.
Обводный канал. По его берегам стоят строения Адмиралтейства из красного кирпича, еще петровских времен. Особенно красиво здесь летом и осенью, когда деревья в листве. Если бы не заброшенность и неухоженность зданий, гулять по берегам канала было бы приятнее, чем по Новой Голландии в Петербурге.
Футшток и мареограф — дань морскому местоположению. Футшток — это чугунная линейка с делениями. Она установлена на опоре Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. По кронштадтскому футштоку измеряют глубину Балтийского моря и все абсолютные высоты на территории России. Когда говорят, что какое-то место находится на высоте стольких-то метров над уровнем моря, — за точку отсчета берется именно кронштадтский ноль.
Рядом с Синим мостом стоит желтое здание, похожее на маленькую часовенку. Там находится мареограф — прибор, который измеряет уровень Балтийского моря.
Памятник блокадной колюшке сложно заметить, если не знать о нем. Он находится на стене Обводного канала, напротив здания мареографа.
Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Ее ловили сачками, корзинами, противогазовыми сумками. Сейчас кронштадтская колюшка — это не только память о блокаде: рыбаки приходят к памятнику, чтобы загадать удачный клев.
Морской музей — частный музей в Кронштадте. Он посвящен истории водолазного дела и работе подводников во время Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводят бесплатные экскурсии по предварительному заказу. Мне не удалось там побывать: в 2019 году музей закрыли на реконструкцию. Информацию об открытии уточняйте в группе музея во Вконтакте.
Дерево желаний — чуть ли не единственная достопримечательность города, не связанная с морем и флотом. Сюда приходят, чтобы прошептать желание в огромное ухо металлического дерева. Похожий памятник стоит на набережной моего родного города Петрозаводска.
В том же Безымянном переулке, где стоит Дерево желаний, есть еще один интересный памятник — котел. Его установили в 1999 году. Туристы и местные бросают в него монетки на счастье в доме. Изображение котла есть на гербе Кронштадта, и с ним связана целая легенда. После взятия Петром I крепости Ниешанц шведы заметили русские шлюпки и срочно бежали с острова, бросив котелок, в котором варилась уха. В честь этого трофея остров назвали Котлин, а позже на нем был основан город Кронштадт.
Другая версия гласит, что памятник установлен в честь Горшка — лидера группы «Король и шут» Михаила Горшенева.
Детали
Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.
Экскурсии. Пешеходные экскурсии или экскурсии на своем автомобиле можно заказать в Музее истории Кронштадта. Для этого нужно заполнить заявку.
Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга : автобусом или, в период навигации, по морю. Билеты на морские прогулки, которые начинаются в мае, можно купить уже зимой.
На сайте «Трипстер» услуги экскурсоводов предлагают местные жители.
История основания Кронштадта
История рождения Морской крепости Кронштадт
После того, как был взят Ниеншанц, невские берега от истока реки до самого впадения ее в Финский залив — бывшие владения Руси со времен Великого Новгорода — вновь оказались в руках русских. Но вернуть их — полдела, надо еще и удержать! А между тем Ниеншанц — не та крепость, на которую в этом деле можно положиться, и спустя несколько дней в дневнике Петра появляется запись: «16 мая крепость заложена и именована Санкт- Петербург».
Укрепление «Окна в Европу»
Крепость заложили у самого выхода в Финский залив, на острове Заячий и начали возводить ее с «великой поспешностью». Потом она будет именоваться Петропавловской, а первоначальное название ее перейдет к городу на Неве, которому суждено сыграть столь важную роль в истории нашего государства.
Спешили не зря. Дальновидный царь понимал, что не смирится Швеция с потерей земель, которые за век привыкла считать своими. что еще предстоит драться за это «окно в Европу».
А на горизонте постоянно маячат шведские корабли адмирала Нумерса и отогнать их нечем — нет пока флота у русского царя. Крепость — крепостью, а корабли — наиглавнейшее дело, без них нечего и думать о море. Петр отправляется на берега Свири в Лодейное Поле, где на Олонецкой верфи при нем закладываются суда: 7 фрегатов, 7 скампавей, 32 галеры. Обратно возвращается на новеньком фрегате «Штандарт».
Остров Котлин
Внимание государя привлекает остров Котлин, расположенный в самой середине вершины Финского залива, недалеко от Петербуга. У этого острова обычно и курсируют шведскиеи корабли и, как только эскадра Нумерса уходит на зимнюю стоянку, Петр решает осмотреть его. В октябре 1703 года яхта с царем подошла к Котлину.
Когда-то мимо этого пустынного клочка земли плыли в заморские, страны суда новгородцев, здесь они держали «морскую стражу». И позже здешние воды считались русскими. В 1656 году у Котлина произошел бой между шведскими судами и стругами русских казаков. Наши вышли победителями, отогнали неприятельскую эскадру и даже пленили один из ее кораблей.
…Было холодно, с моря дул сырой, пронизывающий до костей, ветер, но царь не торопился в тепло. Осмотрев остров, приказал делать вокруг промеры глубин. Промеры показали, что с северной стороны от Котлина — мелководье, зато с южной более глубоко и можно проложить фарватер, по которому к Петербургу смогут пройти и самые крупные суда. Петр распорядился: на Котлине поставить батареи, а по другую сторону фарватера создать искусственный островок и на нем воздвигнуть форт. Сказано — сделано!
Всю зиму возили на санях камень и песок, спускали под лед.
К весне из воды выступил рукотворный остров. На нем, по собственноручно царем сделанному макету, поставили деревянную башню с 14-ю орудиями. Пригласив с собой нижегородского митрополита, Петр самолично прибыл на открытие форта, которое состоялось 18 мая 1704 года (эту дату и принято считать днем основания Кронштадта). Как водится, освятили строение. подняли над ним крепостной флаг — красный с прямым белым и косым синим крестами (флаг этот, как крепостной и корабельный гюйс, просуществовал в русском, а потом и в Советском флоте до 1924 года).
В дневнике Петр записал: «Тогда наречена сия крепость Кроншлот, сиреч Коронный замок, и торжество в нем было трехдневное». Коменданту же Кроншлота царь дал инструкцию: «Содержать сию цитадель, с Божей помощью, аще случится, хотя до последнего человека…».
Теперь перекрестный огонь батарей Котлина и Кроншлота надежно перекрывал ведущий к Петербургу фарватер. Сунься-ка, попробуй!
Безуспешные атаки
А ведь пробовали! Уже в июле того же 1704 года к Котлину, с намерением высадить десант, подошла шведская эскадра из 12 боевых судов. Отбили! Раздосадованные неудачей, шведы два дня бомбардировали Кроншлот, но, поскольку близко к форту подойти опасались, ядра их не причинили вреда. Так же безуспешно окончились и другие попытки врага. А весной следующего, 1705, года из Петербурга пришли и встали на якоря между Котлином, и Кроншлотом корабли эскадры вице-адмирала Корнелия Крюйса. То были первенцы русского кораблестроения на Балтике: 24-пушечные фрегаты «Нарва», «Петербург», «Триумф», «Кроншлот» и другие суда, обладавшие общей огневой мощью в 270 орудий разного калибра.
Незваные гости не заставили себя ждать: 4 июня корабельный дозор обнаружил приближение шведской эскадры. Насчитали 22 вымпела.
Шведский адмирал Анкерштерн имел приказ атаковать Петербург с моря (по суше туда двигался корпус генерала Майделя), но, встретив русские корабли, опешил и в бой вступить поостерегся. Все же шесть его передовых судов приблизились к Кроншлоту. Однако залпы береговых батарей и корабельной артиллерии заставили их быстро повернуть назад.
На следующий день шведы попытались высадить десант на Котлин. Полковник Толбухин приказал своим солдатам залечь в кустах и притаиться, и, как только Шведы ступили на берег, внезапный огонь в УПОР и дружная штыковая атака решили дело.
До самой осени не оставляли шведы попыток захватить форт, преграждавший ПУТЬ к Петербургу, да не ТУТ-ТО было: русские держали оборону прочно! То же повторилось и в 1706 году.
Морская крепость Кронштадт
Но Северная война была в самом разгаре, и Котлин оставался лакомым кусочком для шведов — ведь отсюда рукой подать до Петербурга. Петр I не жалел ни сил, ни средств для укрепления острова. По указанию царя здесь оборудуются гавани, для стоянки кораблей, строятся склады, мастерские, береговые укрепления.
Котлин постепенно становится главной базой молодого Балтийского флота. Отсюда уходят суда с десантами под Выборг и к северным берегам Финляндии от Котлина прокладывают свой путь эскадры громить врага в победоносных сражениях у Гангута и Гренгама.
В 1720 году выходит царский указ о создании на Котлине морской крепости. В нем вящие слова, которые и сегодня можно прочесть на памятнике Петру I в Кронштадте: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота. яко наиглавнейшее дело». У Петра готов уже и чертеж будущей крепости.
В 1723 году царь вновь посетил остров, 7 октября он кладет первые камни в фундамент — состоялась официальная закладка грозной морской крепости, нареченной Петром Кронштадтом (Коронный город).
Кронштадт, морской город-крепость
Город-крепость Кронштадт, это душа российского мореплавания, город воинской славы и колыбель Российского флота. Морская крепость, способная защитить строящийся на суровых берегах Невы новый город, была основана императором Петром Первым в 1704 году на небольшом острове Котлин в восточной части Финского залива, примерно в 30 километрах западнее Санкт-Петербурга.
Основание Кронштадта
Итак, только недавно началась Великая Северная война (1700-1721гг). После осады и взятия войсками Петра шведской крепости Ниеншанц, на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость и началось строительство новой столицы. Одновременно, 7 мая 1703 года, была одержана первая морская победа над шведами, в результате которой шведы лишились двух своих кораблей: 8-пушечной шнявы «Астрильда» и 10-пушечного бота «Гедана».
В начале октября 1703 года, с наступлением холодов и в преддверии ледостава, курсирующая в водах Финского залива шведская эскадра вице-адмирала Гидеона фон Нумерса отправилась на зимовку в Выборг. Это дало возможность русским войскам обследовать фарватеры Невской губы и остров Котлин.
После того, как российский император самолично обошел на шлюпке вокруг острова и сделал замеры глубин, были начаты работы по созданию морской фортификации для защиты проходящего рядом с островом глубоководного фарватера: строительство форта на Южном фарватере и устройстве батареи на южном берегу острова Котлина. Такое решение обеспечивало возможность надежной перекрестной обороны фарватера.
Как гласят исторические хроники, строительство нового форта велось «. с великой поспешностью и, одновременно, в глубокой тайне», так как работы необходимо завершить к началу весенней навигации, до возвращения шведской эскадры. Для форта первоначально был создан искусственный остров и несмотря на то, что строительство велось в суровые зимние морозы с пронзительными ветрами и при недостатке продовольствия, работы не прекращались и были завершены в кратчайшие сроки. Уже 7 мая 1704 года состоялось торжественное освящение первого кронштадтского форта, нареченного «Кроншлот». На торжество, в сопровождении свиты, прибыли Петр Первый и митрополит Новгородский и Великолуксикий Иов.
Так что можно сказать, что история крепости Кронштадт началась с его фортов, первым из которых стал форт «Кроншлот» («коронный замок»).
Закладка же самой крепости на восточной части острова Котлин состоялась только 7 октября 1723 года. Это знаменательное событие, несмотря на непогоду, прошло при большом скоплении народа, в присутствии императора и императрицы. Новая крепость была названа Кронштадт («коронный город»), название сие произошло от двух немецких слов: Krone (корона) и Stadt (город).
Дальнейшая история показала правильность выбора Петром Великим места расположения первого форта и крепости. В течение всех последующих веков Кронштадт с его фортами являлся мощным оборонительным рубежом, обеспечивающим надежную защиту Петербурга от неприятеля.
Кронштадт в наши дни
В настоящее время город Кронштадт, расположенный в границах острова Котлин, входит в Кронштадтский район Санкт‑Петербурга.
Исторический центр Кронштадта входит в список Всемирного наследия ЮНЭСКО. Это уникальный город, на территории которого находится более 200 объектов культурного наследия, включая Никольский Морской собор. Вся территория города расположена в границах зон охраны объектов культурного наследия, что накладывает ограничения на условия нового строительства, в том числе на максимальную высоту зданий – не более 15 метров.
Форты Кронштадта
Начиная с 1704 года и до начала XX века, для защиты Санкт-Петербурга с моря было построено два десятка военных оборонительных укреплений, семнадцать из которых расположено в Финском заливе.
Наиболее известные форты:
Музеи и достопримечательности Кронштадта
Морской Никольский собор
Морской Никольский собор святителя Николая Чудотворца входит в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО и, несомненно, является самым грандиозным зданием Кронштадта. Это уникальный памятник храмового зодчества России начала XX века и самый большой из морских храмов императорской России. Морской собор в Кронштадте был возведен в период с 1902 по 1913 годы, всего за несколько лет до революции 1917 года.
Морской Никольский собор на Якорной площади Кронштадта, июнь 2021 года
Музей истории Кронштадта
Главным музейным комплексом города является СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта», экспозиции которого рассказывают о более, чем 300-летней истории города. В настоящее время музей располагается в двух зданиях: в бывшем здании водонапорной башни и в реконструированном здании конца XIX века на Якорной площади, рядом с Кронштадтским Морским собором во имя Святителя Николая Чудотворца.
Адреса: г.Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул. Ленинградская, д.2 и Якорная площадь, д.2А
Музей изобретателя радио А.С.Попова в Кронштадте
Музей-кабинет (мемориальный кабинет) А.С.Попова был открыт в 2018 году в Центральном военно-морском музее в Итальянском дворце Кронштадта (адрес: Макаровская улица, д. 1/3).
Изобретатель радио Александр Степанович Попов преподавал слушателям минного офицерского класса в период с 1883 по 1901гг. И именно в Кронштадте в апреле-мае 1895 года были проведены опыты по первой в мире передаче и приему радиосигналов.
Кронштадтский футшток
Уже более трех веков, с 1707 года, в Кронштадте действует футшточная служба. В 1840 году, по предложению известного ученого-гидрографа Михаила Францевича Рейнеке (нем. Michael von Reineke), на каменном устое Синего моста через Обводный канал была нанесена линия, которой соответствует ноль Кронштадтского футштока и соответствующая среднему уровню Балтийского моря по кропотливым наблюдениям, выполненным в период 1825-1839 годов.
Футшток (от нем. Fußstock или нидерл. voetstok) — уровнемер в виде рейки или бруса с делениями, установленный на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды в море
В мире всего три футштока. По Амстердамскому футштоку вычисляются высоты и глубины Западной Европы. По Марсельскому футштоку ведут замер уровня Средиземного моря.
Толбухин маяк
В 2019 году Толбухин маяк отметил свой 300-летний юбилей
Толбухин маяк является частью архитектурного ансамбля XIX века – оборонительных сооружений Кронштадтской крепости и фортов. Маяк является архитектурной доминантой в акватории Финского залива, имеет огромный по радиусу круговой обзор, а также участвует в восприятии Кронштадта с западной стороны.
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
С 2019 года Толбухин маяк включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Музейно-исторический парк «Остров фортов»
8 августа 2020 года в Кронштадте состоялось торжественное открытие Музейно-исторического парка «Остров фортов», посвященного Военно-морскому флоту России и созданного в рамках формирования туристско-рекреационного кластера, нацеленного на развитие Кронштадта в качестве города-музея.
На территории нового парка установлены десятки историко-культурных и развлекательных объектов. Центральной частью пространства является Аллея героев Российского флота, повествующая о выдающихся военных моряках и связанных с ними страницах истории. На другом мемориальном объекте — Маяке памяти — запечатлены имена и звания 200 героев Военно-морского флота России с Петровской эпохи до наших дней.
В парке обустроены детская площадка площадью 1000кв.м, прогулочные зоны и зоны отдыха, яблоневый сад с прудом, установлены панорамные качели на берегу с единовременной посадкой до 24 человек. Также в парке есть детский веревочный парк с инструкторами-аниматорами.
В 2021 году «Остров фортов» вышел в финал международной премии MIPIM Awards 2021, которая ежегодно выбирает самые лучшие в мировой отрасли недвижимости проекты.
Военно-исторический парк «Патриот»
Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот» Западного военного округа, представляющий собой исторический и научно-образовательный комплекс под открытым небом, был открыт 01 января 2019 года и за сравнительно небольшой период работы стал популярным местом отдыха горожан и гостей Кронштадта.
Территория парка включает в себя земли и объекты министерства обороны, утратившие свое военное назначение и являющиеся объектами культурного наследия Российской Федерации. Среди этих объектов: комплекс зданий Кронштадтского докового адмиралтейства (находится в центре города, всего в нескольких десятках метров от грандиозного Морского Никольского собора), Восточная Усть-Рогатка, «Голландская кухня», южная оградительная стенка Морского канала, батарея «Князь Меншиков», «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости».
В настоящее время завершены первая очередь и вторая очередь строительства парка и для посещения открыты Кронштадтский доковое Адмиралтейство имени Петра I, тематическая зона боевых кораблей на Западной дамбе Усть-Рогатки с выставкой минно-торпедного и ракетно-артиллерийского вооружения, а также экспозицией глубоководных аппаратов «Штурм гидрокосмоса».
Пешеходная зона в Безымянном переулке
На пешеходной зоне в Безымянном переулке расположены несколько объектов, связанных с историей города, в том числе чугунный котел, ставший один из неофициальных символов города. По легенде, шведский отряд, увидев русские корабли, столь поспешно покинул остров, что оставил котел на костре. Отсюда пошло название острова Котлин.
Здесь же в 2017 году была установлена стела в честь 310-летия Кронштадта.
Кормление чаек на смотровой площадке Кронштадта, июнь 2021 года
Информационно-культурный центр
Информационно-культурный центр Кронштадта находится по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул. Мартынова, д.1/33.
В этом центре туристы и жители города могут получить бесплатную информацию о туристской инфраструктуре Кронштадта, памятниках и городских достопримечательностях, взять туристические карты и тематические буклеты.
Время работы: с 09-00 до 18-00 (в будние дни, в пятницу до 17-00), по выходным с 11-00 до 17-00.
Кронштадт и творчество Айвазовского
В Кронштадте неоднократно бывал великий русский маринист Иван Константинович Айвазовский и именно отсюда молодой художник впервые отправился в морской поход на кораблях Балтийского флота. В память о своем пребывании в Кронштадте Айвазовским были написаны картины: «Большой рейд в Кронштадте», «Кронштадтский рейд» и «Кронштадт. Форт Император Александр I».
Распоряжением Министерства Императорского двора, И.К. Айвазовский стал живописцем Главного Морского штаба Русского флота «с правом носить мундир Морского Министерства и с тем, чтобы звание сие считалось почетным без производства денежного содержания».
В память об И.К.Айвазовском на Макаровской набережной Кронштадта в 2007 году был открыт бюст известного мариниста.
К слову сказать, это первый в России памятник этому замечательному художнику.
Главный военно-морской парад в Кронштадте
В 2017 году Правительством РФ совместно с Министерством обороны РФ было принято решение о проведении в Кронштадте Главного Военно-морского парада в честь дня ВМФ.
Как доехать до Кронштадта
До 1996 года Кронштадт был так называемым «закрытым» городом, попасть в который было возможно только по пропускам. В настоящее время город полностью доступен для посещения.
Дорога в Кронштадт по дамбе комплекса защитных сооружений (КЗС), КАД, июнь 2021 года
На участке под судоходным Морским каналом судопропускного сооружения С1 дорога проходит по шестиполосному (по 3 полосы в каждом направлении) тоннелю. Тоннель возникнет на вашем пути, если в Кронштадт вы поедете со стороны города Ломоносов (от Южного участка КАД).
Тоннель под Морским каналом, замкнувший кольцевую автомобильную дорогу вокруг Санкт-Петербурга в единое транспортное кольцо, был торжественно открыт 12 августа 2011 года. Общая протяженность тоннеля составляет почти 2 километра
Из Сестрорецка в Кронштадт курсирует автобус №215.
Общественный транспорт в Кронштадт из Санкт-Петербурга
Из Санкт-Петербурга до Кронштадта можно доехать:
На маршрутке, понятное дело, немного быстрее, так как, в отличие от рейсового автобуса она не останавливается на каждой остановке. Еще один плюс маршрутки состоит в том, что ее маршрут проходит через весь Кронштадт, мимо величественного Морского собора и заканчивается в самой восточной части города, на остановке «Летняя пристань», с которой открываются отличные виды на Финский залив.
Из Петербурга в Кронштадт по Финскому заливу
В настоящее время регулярного морского пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Кронштадтом нет.
Но можно купить билет на водную экскурсию на «Метеоре», с посещением грандиозного Морского собора и других достопримечательностей Кронштадта. По пути в морской город-крепость маршрут «Метеора» проходит мимо фортов, так что можно увидеть вблизи эти некогда грозные оборонительные сооружения и сделать для себя памятные фотографии.
Также можно сделать отличные пейзажные фотографии расположенного на Крестовском острове стадиона «Зенит-Арена», центральной части Западного скоростного диаметра и нового здания «Лахта-центра», этого огромного 462-метрового небоскреба, вошедшего в топ-10 лучших небоскребов 2018 года и, по состоянию на начало 2019 года, занимающего 7 место в мире по высоте.
- до какого года крестьяне платили выкупные платежи
- до какого года крым был турецким