до какого года существовали крестьяне

Крестьянство в царской России с конца XIX века по 1917 год. Часть 1. Конец XIX века

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

Поскольку при обсуждении моего блога об уровне жизни в царской России ([http://echo.msk.ru/blog/fedor/929486-echo/ ]) были высказаны справедливые упрёки о том, что почти ничего не было сказано об уровне жизни крестьян, то восполняю здесь этот пробел. А поскольку материал подучился большой, то раэбиваю его на две части. Сегодня публикую первую часть (о жизни крестьян к концу XIX века), а позже опубликую вторую (самую интересную 🙂 часть – о жизни крестьян в 1900-1917 гг.

ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН В КОНЦЕ XIX ВЕКА.

К концу XIX века проблемы выкупа помещичьих земель оставались ещё тяжелым бременем примерно для 35% крестьян, именно для бывших до реформы 1861 года крепостными. Кроме крепостных, до 1861 года были ещё государственные крестьяне (жившие на казённых землях, их было 45% от общего числа) и удельные крестьяне (на землях императорской фамилии). Забегая несколько вперёд, напомню, что все проблемы выкупов были окончательно решены (через их списание) только в 1906-1907 гг. Таким образом, к концу XIX века процесс становления крестьян-собственников хотя и значительно продвинулся, но ещё не был завершён. В этом деле Россия отставала на 50 и более лет от развитых стран Европы. Значительно ниже чем в Европе были и грамотность крестьян, и агрокультура, и урожайность на полях. Не была решена ещё и проблема неурожайных лет (недостаточное развитие в России сети железных дорог, которые в Европе уже обеспечивали мобильную переброску запасов зерна), что иногда приводило к массовому голоду во многих неурожайных губерниях. Последний массовый голод в царской России был в катастрофически неурожайном 1891 году – я надеюсь рассказать об этом в отдельной публикации, где сопоставлю массовый голод 1891 года с советскими голодоморами. Далее, говоря о проблемах крестьянства конца XIX века, необходимо отметить очень высокую детскую смертность: она была примерно в 2.5 раза выше чем в среднем по Европе.

Все эти проблемы стали активно и быстро решаться только в начале XX века, в правление Николая II, и особенно решительно и стремительно в 1907-1917 гг – в годы т.н. Русского экономического чуда. Я расскажу об этом позже, во второй части этого обзора о жизни крестьян. Здесь же замечу, что сформированные в СССР представления о «тяжёлой беспросветной участи русского крестьянина» всё же очень сильно преувеличены, даже относительно XIX века, не говоря уже о 1907-1917 гг.

Часто ссылаются на тексты русских классиков о крестьянстве. Так, по опыту дискуссий о жизни крестьян в царской России знаю, что для доказательства тяжелой их доли нередко вспоминают двенадцать писем из деревни Александра Николаевича Энгельгардта [Энгельгардт А. Н., Из деревни: 12 писем 1872-1887 гг. М.: Наука, 1999].

Но не будем забывать, что это письма из 1870—80-х годов, а положение крестьян с конца XIX века и до 1917 года быстро улучшалось. Не стоит забывать и о том, что профессор Энгельгардт был близок к народникам (и, собственно, в свою деревню Батищево был сослан в 1870 году в связи со студенческими волнениями, организованными, кстати, главным бесом народников — уже упоминавшимся нами Сергеем Нечаевым). Понятно, что Энгельгардт, когда уделял время описанию жизни крестьян, останавливался прежде всего на бедах русской деревни тех времен. Тем более с исторической точки зрения нельзя назвать отражающими всю полноту жизни крестьян произведения русских писателей, классиков нашей литературы. Некрасов, Толстой, Короленко — они ведь писали именно о том, о чем болела душа, о бедах народных, хотя бы эти беды и касались только самых бедных, самых униженных, самых оскорбленных. А сколько было этих самых бедных? 10-15 %? Вряд ли больше 20 %. Конечно, и это много, но, если мы занимаемся историей, то давайте изучать положение всех слоев крестьянства, а не только бедноты.

Возвращаясь к письмам Энгельгардта, замечу, что цитируются они обычно весьма выборочно. Например, расхожая цитата:

В нашей губернии, и в урожайные годы, у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, те посылают детей, стариков, старух в «кусочки» побираться по миру. В нынешнем же году у нас полнейший неурожай на все… Плохо, — так плохо, что хуже быть не может. Крестьяне далеко до зимнего Николы приели хлеб и начали покупать; первый куль хлеба крестьянину я продал в октябре, а мужик, ведь известно, покупает хлеб только тогда, когда замесили последний пуд домашней муки. В конце декабря ежедневно пар до тридцати проходило побирающихся кусочками: идут и едут, дети, бабы, старики, даже здоровые ребята и молодухи.

Тяжелая картина! Но не припомню, чтобы кто-то из оппонентов цитировал следующий абзац этого же письма Энгельгардта:

«Побирающийся кусочками» и «нищий» — это два совершенно разных типа просящих милостыню. Нищий — это специалист; просить милостыню — это его ремесло. Нищий, большею частью калека, больной, неспособный к работе человек, немощный старик, дурачок. Нищий — божий человек. Нищий по мужикам редко ходит: он трется больше около купцов и господ, ходит по городам, большим селам, ярмаркам. У побирающегося кусочками есть двор, хозяйство, лошади, коровы, овцы, у его бабы есть наряды — у него только нет в данную минуту хлеба; когда в будущем году у него будет хлеб, то он не только не пойдет побираться, но сам будет подавать кусочки, да и теперь, если, перебившись с помощью собранных кусочков, он найдет работу, заработает денег и купит хлеба, то будет сам подавать кусочки. У крестьянина двор, на три души надела, есть три лошади, две коровы, семь овец, две свиньи, куры и проч. У жены его есть в сундуке запас ее собственных холстов, у невестки есть наряды, есть ее собственные деньги, у сына новый полушубок.[Энгельгардт А. Н., Из деревни: 12 писем 1872-1887 гг. М.: Наука, 1999]

Три лошади, две коровы, семь овец, две свиньи, и прочее — да это середняк (а то и кулак) по меркам 1930-х годов… А побирается кусочками он потому, что не хочет ничего продавать из своего добра и знает, что в этом году (неурожайном для его семьи, деревни или всей губернии) помогут ему, а в следующем, неурожайном для кого-то другого, уже он будет помогать. Это обычный для русской деревни принцип крестьянской взаимопомощи. Кстати, в фундаментальном научном исследовании д. и. н. М. М. Громыко «Мир русской деревни» [Громыко М. М., Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991]

И, заканчивая это длинное отступление о книге А. Н. Энгельгардта, следует сказать, что, безусловно, все образованное общество России того времени было благодарно ему (и, безусловно, справедливо благодарно) как за эти письма, так и за его деятельность в пореформенной русской деревне. Замечу также, что эти письма печатались в то время в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы» безо всяких цензурных вырезок.

Все познается в сравнении. Вы можете себе представить, чтобы какой-нибудь правдоискатель или писатель публиковал свои письма из деревни в 1930-х годах в советских газетах и журналах, где описывал бы происходящее? Можете себе представить, что такое случается во времена Сталина? Разве что в личном письме самому Сталину, рискуя свободой (а то и жизнью) осмелился, например, Шолохов написать об этом. А попробовал бы он это опубликовать!

ИЛЛЮЗИИ О ПОМЕЩИЧЬИХ ЗЕМЛЯХ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

К концу XIX века из 380 миллионов десятин земли в Европейской части России только 15 % принадлежало дворянам, а в Сибири и на Дальнем Востоке дворянских землевладений вообще не было [Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991]. Огромные земельные владения казны большей частью состояли из неудобных земель: таежных северных лесов, тундры, гор, болот [История России. XX век: 1894-1939 / под ред. Зубова А. Б. М.: Астрель, 2009., c. 72]. Причем, при преобладании мелкого крестьянского землевладения в России малоземельных хозяйств (менее 5 десятин на двор) было гораздо меньше, чем в других странах — менее четверти. Так, во Франции хозяйства менее 5 гектар (это 4,55 десятин) составляли около 71% всех хозяйств, в Германии — 76%, в Бельгии — 90%. Средний размер землевладения французских крестьянских хозяйств в конце XIX века был в три-четыре раза меньше, чем русских [Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991]. При этом в России крестьянам принадлежало 62% всех удобных земель, в то время как во Франции — 55%, в Пруссии — 12%, а в Англии в то время почти все крестьяне были только арендаторами земель латифундистов. Возможность улучшить положение крестьянства за счет помещичьей собственности была иллюзией (которую, тем не менее, активно успешно раздували в своих целях революционеры и часть интеллигенции ). Увеличение средней площади земли, находящейся в пользовании крестьян после большевистского Декрета о Земле 1917 года, составило всего 16,3% [История России. XX век: 1894-1939 / под ред. Зубова А. Б. М.: Астрель, 2009., c. 72].

Главной проблемой российского крестьянина примерно до 1907 года была техническая отсталость, низкая производительность хозяйства, а также общинное землевладение.

Тем не менее, уже со второй половины XIX века для предприимчивого крестьянина и община была не помехой. Он мог как опираться на нее и в чем-то с нею считаться, так и действовать достаточно самостоятельно. Выразительным свидетельством возможностей для предпринимательской инициативы служит огромная роль так называемых торгующих крестьян в экономике страны еще при крепостном праве, а также происхождение купцов и предпринимателей из крестьян как массовое явление во второй половине XIX века.

Вообще крестьянской поземельной общине, с ее уравнительными тенденциями и властью «мира» над отдельными членами, в России чрезвычайно «повезло»: ее поддерживали, защищали и охраняли все — от славянофилов и Чернышевского до Победоносцева и Александра III. Сергей Витте пишет об этом в своих «Воспоминаниях» [Витте С. Ю., Воспоминания. М.: Соцэкгиз, 1960]:

Защитниками общины являлись благонамеренные, почтенные «старьевщики», поклонники старых форм, потому что они стары; полицейские пастухи, потому что считали более удобным возиться со стадами, нежели с отдельными единицами; разрушители, поддерживающие все то, что легко привести в колебание, и наконец теоретики, усмотревшие в общине практическое применение последнего слова экономической доктрины — теории социализма.

Напомню также, что крестьянские общины в России за сотни лет до этого были насаждены сверху (властями, для фискальных целей — сбора налогов), а вовсе не являлись результатом добровольного объединения крестьян или «коллективистского характера русского народа», как утверждают прежние и нынешние «почвенники» и «государственники», а также «красные» всех мастей и оттенков. На самом деле, по своей сути русский человек и был, и есть большой индивидуалист, а также созерцатель и изобретатель.

Вероятно, главная беда крестьянского вопроса в России начала XX века была в том, что все «передовые» (именно в кавычках) партии (сначала РСДРП, после эсеры и большевики, а затем даже и кадеты) предлагали и обещали крестьянам отдать им господскую землю — но если бы крестьяне имели понятие об аграрной статистике и знали бы, что дележка «господских» земель может увеличить их землепользование лишь на 15-20 % (а к 1917 году уже не более чем на 10%), они, конечно, не стремились бы к ней, а занялись бы возможным улучшением собственного хозяйства и усовершенствованием системы земледелия (при старинной «трехполке» треть земли постоянно не использовалась)

Об этой проблеме писал известный зарубежный историк С.Пушкарев [Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. М.: Наука, 1991]:

Но они (крестьяне) возлагали на предстоящую «прирезку» совершенно фантастические надежды, а все «передовые» (в кавычках) политические партии поддерживали эту иллюзию — поддерживали именно потому, что отъем господских земель требовал революции, а кропотливая работа по улучшению урожайности и технической оснащенности (в частности, через развитие на селе кооперации) этого не требовала. Этот прямо обманный, аморальный подход к крестьянскому вопросу составлял суть крестьянской политики всех левых, революционных партий, а затем и кадетов.

А ведь коренная нравственность страны держалась прежде всего крестьянством. Наряду с трудолюбием, честь и достоинство составляли ее стержень. И вот, эту основу начала разъедать ржавчина лукавой и обманной агитации левых партий тогдашней России.

«КУЛАКИ, СЕРЕДНЯКИ, БЕДНЯКИ»?

Каково было расслоение крестьянских хозяйств к началу XX века? Ленин в одной из первых своих работ «Развитие капитализма в России» (1899) на основе анализа земской статистики по Европейской части России (по пахотным губерниям, с преобладанием зернового хозяйства) приводит следующие данные:

Безлошадные крестьянские хозяйства: 27,3 %, с 1-й лошадью: 28,6 %, с 2-мя лошадьми: 22,1 %, с 3-мя и более лошадьми: 22 % [В.И. Ленин, ПСС, т. 3, гл. X].

Правда, в эти данные Ленин не включил статистику по богатому Донскому краю и сделал оговорку о том, что в молочных хозяйствах надо бы учитывать число не лошадей, а коров. К областям, в которых преобладающее значение имели не зерновые продукты, а продукты скотоводства (молочное хозяйство) относились в конце XIX века богатые прибалтийские и западные губернии, а также небедные северные и промышленные, и лишь части некоторых центральных губерний (Рязанской, Орловской, Тульской, Нижегородской). В другой главе этой работы [ПСС, т. 3, гл. V] Ленин дал статистику только по некоторым из этих последних, относительно бедных губерний. По его данным, ни одной коровы в хозяйстве не имели в этих нечерноземных губерниях около 20 % крестьянских хозяйств, одну-две коровы имели около 60 % хозяйств, а три и более — около 20 %.

И даже при таком, не вполне объективном подходе, в среднем, по данным Ленина, на один крестьянский двор в центральной России приходилось 6,7 голов скота (в пересчете на крупный рогатый скот). Значит ли все это, что 20—27 % крестьянских семей в Европейской части России не имели ни лошади, ни коровы? Судя по всему, вовсе не так: скорее, 20-27% хозяйств в пахотных (зерновых) уездах не имели лошадей, но держали коров, а примерно 20 % хозяйств в молочных уездах не имели коров, но имели лошадь.

Так или иначе, но, с соответствующими коррективами, можно предположить, что к беднякам можно было отнести не более (а скорее гораздо менее) 20% крестьянских семей, к середнякам — около 60 %, а к зажиточным крестьянам (с тремя и более лошадьми и/или коровами) — около 20 %. Стоит отметить, что понятия «кулак» и «середняк» появились гораздо позже (в пору коллективизации), а тогда крестьяне делили себя на работящих и бездельников.

Однако так ли велико было расслоение между этими группами по уровню жизни, по потреблению продуктов (по питанию)? Да, в большинстве бедных (безлошадных) крестьянских семей кто-то (глава семьи или один из старших сыновей) батрачил в зажиточных хозяйствах. Но в таком случае батрак питался из одного котла с членами семьи «кулака» и при переписях нередко записывался хозяином как член семьи.

КРЕСТЬЯНСТВО И ЦАРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Уже в начале царствования Николая II правительство не раз предоставляло крестьянам различные льготы (в 1894, 1896, 1899 годах), состоявшие в полном или частичном прощении недоимок по казенным платежам. Приведу данные из уже упоминавшейся книги С.Г. Пушкарева «Обзор русской истории «:

В 1895 году был издан новый устав Крестьянского банка, разрешивший банку приобретать земли на свое имя (для продажи их крестьянам в будущем). В 1898 году годовой рост был понижен до 4 %. После реформы 1895 года деятельность банка начала быстро расширяться. Всего со времени открытия банка в 1882 году по 1 января 1907 года (еще до реформ Столыпина) в крестьянские руки перешло, при посредстве банка, всего более 15 % владельческой (господской) земли, на сумму до 675 миллионов рублей, из которых в ссуду было выдано 516 миллионов.

С 1893 года, когда началась активная стройка Транссиба, правительство стало покровительствовать переселению, стремясь в первую очередь заселить районы, примыкающие к железной дороге. В 1896 году в составе Министерства внутренних дел было учреждено особое «переселенческое управление». В 1896, 1899 и 1904 годах были изданы правила о льготах и пособиях для переселенцев; на путевые издержки им было положено выдавать ссуду в размере 30-50 рублей, а на хозяйственное устройство и обсеменение полей — по 100—150 рублей. За десятилетие с 1893 по 1903 год на переселенческое дело правительством было отпущено до 30 миллионов рублей, и к концу столетия дело это развернулось достаточно широко (хотя полное развитие переселенческого движения относится уже к Столыпинской эпохе). С 1885 года по 1895 год общее число переселенцев за Урал составило 162 тысяч; за пять лет с 1896 года по 1900 год — 932 тысячи. Значительная часть переселенцев, привлекаемая слухами о земельных богатствах Сибири, спешила двинуться туда самотеком, не испрашивая разрешений от правительства и «проходных свидетельств». Обратное движение переселенцев составляло от 10 до 25%. Более осмотрительные крестьяне сначала посылали в Сибирь «ходоков» для разведки, и уже потом, по их возвращении, ликвидировали свои дела на родине и двигались в далекий путь — навстречу солнцу… Правительство сознавало также необходимость организации мелкого кредита в деревне и пыталось содействовать созданию этой организации. В 1895 году было издано «Положение об учреждениях мелкого кредита».

НАЧАЛО КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ СРЕДИ КРЕСТЬЯНСТВА

Развивалась в России конца XIX века и кооперация. Возникновение первых кооперативных организаций в России относится к 60-м годам XIX века, то есть к тому же времени, когда они стали распространяться в передовых странах Европы. Более того, Россия даже опережала в этом отношении многие из них. Земства, видя безусловную полезность кооперативных объединений для крестьян, стали инициаторами их создания. Кроме того, они выделяли немалые средства на поддержку кооперативов. Однако настоящую силу и распространение кооперация приобрела в России при Столыпине, когда ее преимущества поняли сами крестьяне.

Источник

История крестьянства в России

Введение

Изучающие историю обычно делают упор на правителях. В самом деле, это они проводят реформы, объявляют войну и заключают мир. Но не стоит забывать и про обычный народ. В России крестьяне составляли более 90% населения! Благодаря крестьянам мы знаем сказки, пословицы, поговорки, легенды. Через сотни поколений они проносили удивительные традиции.
Эта статья описывает историю крестьянства в России (882-1917): обычаи, проблемы и быт народа разных времён.

Крестьяне в Киевской Руси

В Киевской Руси крестьяне делились на общинников (лично свободных) и несвободных крестьян (смерды, закупы и челядь). Второе название общинников: «люди», отсюда и пошло понятие «простолюдин». Закупами становились разорившиеся простолюдины. Им выдавали землю и обязывали отрабатывать полученное налогами. Как и смерды, были чем-то промежуточным между людьми с правами и рабами: платили штрафы, имели некоторые возможности. Однако они не могли покидать территорию своего князя. Рабами были холопы и челядь: не имели ни имущества, ни прав.
Крестьяне были гостеприимными и милосердными. Существовал обычай приглашать любого проезжающего мимо человека в свой дом, угощая его. Как в классической семье древних времён, члены семьи беспрекословно подчинялись старшему мужчине. Он был обязан «получать», то есть бить жену и детей. После смерти мужа власть в семье переходила к вдове. Крещение 988 года принесло правила и законы, которые регулировали браки; устанавливался минимальный возраст (12 лет для девушек и 14 мужчин) для венчания; запрещались многожёнство и браки с представителями других религий; наказывались женщины, изменившие мужу и т.д.
Повседневная одежда крестьян состояла из рубахи, портов и пояса. Вероятно, «рубаха» происходит от слова «руб», что означает «грубый». На праздники надевалась одежда ярких цветов. Чем богаче был человек, тем многослойнее был его наряд. На ноги надевались онучи, а на них — лапти. Замужние женщины обязаны были носить платок (повойник), если их видели с непокрытой головой, считалось, что женщина «опростоволосилась» — тогда это было сильным позором. Девушки обычно заплетали косы. Узоры одежды носили символический характер и предохраняли от сглаза.
Дома крестьян представляли из себя деревянные срубы с русской печкой, лавками, полатями, столами, скамьями и сундуками.
Пища была простой: щи, каша, лук, чеснок и кисель. Основными напитками были крепкий мёд и квас.

Крестьяне во времена феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига

Феодальная раздробленность началась в XII веке, а закончилась только в конце XV. Враждующие между собой княжества стали отличной мишенью для врагов. Этим воспользовались татаро-монголы. Из-за нелёгкого периода в истории государства крестьянам стало тяжелее жить.
Из-за многочисленных сражений и разорений татаро-монголами разделённых княжеств росли налоги; правовое положение крестьян стало ещё печальнее: нужно было удерживать население, которое могло в любой момент поднять бунт и обострить ситуацию; вклад внесли и татаро-монголы: обкладывали крестьян дополнительными налогами, разоряли их дворы.
Тем не менее, в период феодальной раздробленности произошли серьёзные изменения. Крестьяне стали использовать водяные мельницы. Распространялась трёхпольная система земледелия. Осваивались новые земли. Улучшались знания и навыки для ведения хозяйства. В некоторых княжествах холопы смогли передавать своё имущество по наследству.

Крестьяне XVIXVII веков

В этот период происходило дальнейшее закрепощение крестьян. До 1497 года они могли свободно переходить от одного феодала к другому. В новом «Судебнике» же строго обозначалось, что крестьянин имеет право уйти от своего владельца только на неделе до Юрьева дня (26 ноября) и на неделе после него, то есть окончив полевые работы.
В этот период крестьяне делились на частновладельческих, которые жили на территории феодалов, и черносошных, которые трудились на монастырских и государственных землях.
В 1593 году Борис Годунов лишил крестьян и Юрьева дня. Именно тогда возникло выражение: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Крестьянам приходилось бежать от гнёта в Сибирь или другие пограничные земли. Если в течение пяти лет их не находили, крестьянин считался пропавшим, и поиски его прекращались.

Крестьяне в период абсолютной монархии

Абсолютная монархия в Россиипериод с конца XVII по 1917 год (начало XX века). В это время происходило окончательное закрепощение крестьян. Соборное уложение (1649 год) сделало бесконечным срок розыска беглых крестьян. Они подразделялись на 4 категории: частновладельческие, дворцовые, государственные и экономические.
Первая группа была самой многочисленной и бесправной. Частновладельческие крестьяне были как вещи. Государственные, напротив, располагали правами: имели своё имущество и земли, могли даже менять принадлежность к сословию. Экономические крестьяне возникли в результате секуляризации церковных земель и по правам были приближены к государственным. Дворцовые крестьяне принадлежали монарху и его семье.
Наконец, в 1861 году произошла отмена крепостного права. Крестьяне получили личную свободу. Они могли переходить в другие сословия, располагать своим имуществом и даже открывать собственные предприятия.

Источник

Крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

Крестья́не — население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Земледелие появилось в неолите. Класс крестьян (первоначально свободных [1] земледельцев) пережил в эпоху средних веков до конца XVIII века во всех странах Европы, кроме Швеции и Норвегии, период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле.

Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

Содержание

Происхождение названия

Крестьяне в царствование Петра I

Крестьянство в Великом княжестве Литовском

Крестьянская реформа в России

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, император пошёл на отмену крепостного права.

Категории русских крестьян

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

См. также

Примечания

Литература

до какого года существовали крестьяне. Смотреть фото до какого года существовали крестьяне. Смотреть картинку до какого года существовали крестьяне. Картинка про до какого года существовали крестьяне. Фото до какого года существовали крестьяне

Полезное

Смотреть что такое «Крестьяне» в других словарях:

крестьяне — сельчане Словарь русских синонимов. крестьяне сущ., кол во синонимов: 4 • крестьянство (4) • … Словарь синонимов

КРЕСТЬЯНЕ — «КРЕСТЬЯНЕ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1934, ч/б, 114 мин. Драма. Начало 30 х годов. Животновод колхоза «Лебяжьи горки» Герасим, зная о нехватке кормов, стремится увеличить свиное поголовье и таким образом подорвать колхозную собственность. Нечаянно… … Энциклопедия кино

Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Крестьяне — термин К. ( христиане ) появляется в 14 в. в Сев. Вост. Руси, означая первонач. всю массу рус. нас. В своем теперешнем значении термин К. закреплен в писцовых книгах кон. 15 в. и в Судебнике 1497. В феод. Руси К. делились на черных и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

крестьяне — основная масса населения Европы, численно преобладавшая даже в конце средневековья, когда получили значительное развитие города. Аграрная природа феодального общества наложила неизгладимый отпечаток не только на его материальную жизнь, но … Словарь средневековой культуры

КРЕСТЬЯНЕ — 1934, 114 мин., звуковой, ч/б, «Ленфильм». жанр: драма. реж. Фридрих Эрмлер, сц. Мануэль Большинцов, Виктор Портнов, Фридрих Эрмлер, опер. Александр Гинцбург, худ. Николай Суворов, комп. Венедикт Пушков, зв. Иван Дмитриев. В ролях: Елена… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Крестьяне — Вши … Словарь криминального и полукриминального мира

Крестьяне о писателях — Жанр: критика Автор: Топоров, Адриан Митрофанович Язык оригинала: русский Год написания: 1920 1932, 1960 1982 Публикация: 1930, 1963, 1967, 19 … Википедия

Крестьяне-дарственники — Крестьяне дарственники бывшие крепостные крестьяне в России получившие в результате Крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Такие наделы размером не менее 1/4 высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 … Википедия

КРЕСТЬЯНЕ-ДАРСТВЕННИКИ — в России бывшие крепостные крестьяне, получившие в результате крестьянской реформы 1861 г. дарственные наделы (безвозмездно по соглашению с помещиками) … Юридический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *