до какого возраста человек считается юным
Плюс пять лет
Таким образом, новый закон позволит закрепить единые права молодежи независимо от региона проживания.
Нововведение отражает демографические изменения, подчеркнул глава профильного комитета. Ведь возросли продолжительность жизни, был поднят пенсионный возраст. И это стало аргументом в пользу решения повысить общероссийский возраст молодежи.
Член комитета Наталья Кувшинова обратила внимание, что новый закон позволит участвовать еще почти 13 млн граждан в молодежных программах, проектах, грантах разных уровней. А это значит, что он стимулирует активность молодых. Галина Карелова согласна с коллегами из Госдумы: принятие документа, по ее словам, будет способствовать созданию новых перспектив для участия молодых людей во всех сферах жизни общества.
Несмотря на то что в Италии население стареет быстрее, чем в других странах, к категории «молодежь» на Апеннинах по-прежнему относят людей в возрасте от 18 до 29 лет. Именно эта прослойка считается наиболее уязвимой с точки зрения интегрированности в общество. Свыше 20 процентов итальянцев в возрасте от 18 до 24 лет не имеют работы, образования, нигде не учатся и ничем не занимаются. Их принято называть NEET, или «поколение ни-ни». Для сравнения, средний показатель численности поколения NEET в мире, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет 14 процентов. Последние несколько лет правительство все больше уделяет внимание трудоустройству молодых, поощряя работодателей и освобождая их от уплаты некоторых налогов.
Во Франции молодыми считают граждан в возрасте от 16 до 25 лет (включительно). В этой возрастной вилке французы имеют право на целый ряд привилегий. В частности, им позволено бесплатно посещать все национальные музеи, они пользуются скидками как на городском транспорте, так и на железнодорожном. Более того, они могут открыть особый сберегательный счет в банке в пределах определенной суммы, проценты по которому в два раза превышают обычные. Здесь полагают, что, переступив 25-летний рубеж, француз полноценно входит во взрослую самостоятельную жизнь. Кстати, именно с этого возраста они имеют право в случае необходимости встать на учет в национальном агентстве по занятости (биржа труда) и получать пособие по безработице. И еще. В настоящее время идут дискуссии о поднятии возрастной планки «молодости» до 29 лет. Это предлагают эксперты французского Центра по изучению условий жизни.
В документах ООН к «молодежи» относят людей в возрасте от 15 до 24 лет, но применяется этот критерий в основном для статистических исследований и для стран-членов никаких обязательств не влечет. В странах Африки верхняя планка установлена повыше и обычно составляет до 30-35 лет. Например, Организация молодежи Африки называет молодежью тех, кому от 15 до 35 лет.
юношеский возраст
Полезное
Смотреть что такое «юношеский возраст» в других словарях:
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. Период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. возрастная психология) – примерно от 16 лет до 21 года. Чаще всего, по утверждению педагогов, этот возраст совпадает с периодом обучения в старших классах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Юношеский Возраст — стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17 21 год, у девушек 16 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В… … Психологический словарь
Юношеский возраст — период жизни и развития человека от 15 до 23 лет. Хронологические границы юношеского возраста определяются по разному. Наиболее часто выделяют раннюю юность, т. е. старший подростковый возраст(от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период в развитии человека в возрасте от 15 до 17 лет (ранний Ю. в.), с 18 до 21 года (поздний Ю. в.), непосредственно предшествующий периоду взрослости. В период Ю. в. наступает окончательное формирование организма, завершается развитие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни и развития человека от 15 лет до 21 года; как правило, в этом возрасте, полностью заканчивается половое созревание, наступает физиологическая зрелость, что проявляется в гармоническом соответствии сердечно сосудистой сис темы,… … Психомоторика: cловарь-справочник
ЮНОШЕСКИЙ — ЮНОШЕСКИЙ, юношеская, юношеское. прил. к юноша; свойственный юноше, юности. Юношеский возраст. Юношеские мечты. Юношеский пыл. Юношеский задор. Юношеское рабочее движение. «Весь облик… дяди сохранил юношескую стройность.» А.Тургенев. «Юношеских… … Толковый словарь Ушакова
Возраст — I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия
юношеский — прил., употр. нечасто Морфология: нар. юношески, по юношески 1. Юношеский возраст, период, юношеские годы годы ранней молодости (от отрочества до зрелости). 2. Юношеским называют всё то, что свойственно молодым людям, юношам. Юношеское нетерпение … Толковый словарь Дмитриева
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
«В СССР люди взрослели рано» Молодость в России хотят официально продлить до 35 лет. Зачем это нужно власти и людям?
На днях в Госдуму внесли на рассмотрение законопроект о молодежной политике. Помимо прочего, он предполагает повышение определения возраста молодежи до 35 лет, тогда как сейчас к этой возрастной категории относят граждан от 14 до 30 лет. Именно для них действуют многие федеральные программы, в том числе входящие в национальные проекты. «Лента.ру» рассказывает о том, зачем вообще нужны такие критерии и как на самом деле чувствуют себя сегодняшние 30-35-летние жители страны.
Российское законодательство дает достаточно широкую трактовку термину «молодежь» — сейчас человека считают представителем этой возрастной группы, если ему от 14 до 30 лет. «Этот пережиток идет еще с советских времен, когда в 14 лет люди вступали в Комсомол и пребывали в нем до 28 лет, — объясняет врач-психиатр Вячеслав Тарасов, специализирующийся на проблемах массового сознания. — То есть в СССР предельным возрастом молодежи был рубеж в 28 лет. В Советском Союзе критерием его определения были исключительно социальные функции».
В СССР в 7 лет дети вступали в октябрята, в 9-летнем возрасте они могли стать пионерами, а с 14 лет становились комсомольцами. К этому социальному рубежу было привязано многое. В 14 лет начиналась уголовная ответственность по ряду статей, тогда же человек получал комсомольский билет, тогда же в СССР молодые люди могли работать (с разрешения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних).
В России молодая семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает 35 лет, может быть признана нуждающейся в жилье. На этом основании ей предоставляется социальная выплата, которая позволяет частично покрыть стоимость жилого помещения.
Государство помогает молодым специалистам устроиться на работу — в том числе и впервые, после окончания учебного заведения. Для этого проводятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, а также материальная господдержка, позволяющая оплачивать профессиональные образовательные программы и программы повышения квалификации.
В России работают над созданием благоприятных условий для молодежного предпринимательства. Молодые люди, желающие открыть собственное дело, могут рассчитывать на прохождение специальной образовательной программы, а также на всестороннюю помощь и консультации в центрах оказания услуг «Мой бизнес». Предусмотрены льготы для молодых предпринимателей.
Молодых людей, которые, в отличие от большинства своих сверстников, остаются жить в сельской местности, готовят к работе в сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслях. С этими гражданами проводят профориентационную работу в учебных заведениях, молодых людей отправляют на практику в рамках студенческих отрядов.
Молодым семьям выделяются денежные пособия в связи с рождением и воспитанием детей. Их размер и назначение варьируются в зависимости от региона. Например, в 7 субъектах Российской Федерации предусмотрены выплаты на детей, которые родились в семьях студентов.
Помимо этого, также оказывается помощь молодым мигрантам и поддержка других уязвимых групп молодежи, в том числе и инвалидов.
По информации, опубликованной на интернет-портале СНГ.
«Эта социальная периодизация имела наполнение. Она приводила к наличию определенных социальных прав. Эти вещи подразумевали наделение подрастающего поколения правами и обязанностями», — продолжает Тарасов.
Он приводит факты, которые, по его мнению, должны подтверждать, что взросление человека в СССР и России всегда происходило рано. Тарасов предлагает рассмотреть время Гражданской и Отечественной войн. «У нас забытые всеми были пионеры-герои, дети, которым было 10-13 лет, они брали на себя ответственность — даже неприлично приводить пример, но давайте возьмем «Молодую гвардию». Ребятам было по 14-18 лет, но они уже боролись с немецко-фашистскими агрессорами, отдавая самое дорогое, что у них было — жизнь — за свободу и независимость нашей Родины», — рассуждает психиатр.
Теперь же молодежью предлагают сделать и 35-летних.
Тарасов напоминает, что в 35 лет человек является полностью сформировавшейся личностью с «определенными достижениями». А поскольку получение высшего образования заканчивается к 23-24 годам, он и предлагает считать именно этот возраст предельным для представителей молодежи.
Москвичи провожают бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XXVII съезда КПСС на важнейшие стройки двенадцатой пятилетки
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Впрочем, далеко не все специалисты настолько категоричны. Социолог Владимир Загребин отмечает, что в современном обществе процесс профессионального обучения, который во все времена считался периодом подготовки к взрослой жизни, становится практически непрерывным и весьма долговременным, а значит, и состояние «молодости» становится все более протяженным во времени.
По его словам, сейчас видны процессы определенной инфантилизации молодых людей, поскольку они все дольше самоопределяются и «формируются» в профессии, а также значительно позже вступают в официальные брачные отношения и обзаводятся детьми. «Это, в частности, находит отражение в том, что некоторые национальные молодежные проекты несколько «продлевают» период молодости, рассматривая в качестве представителей молодого поколения лиц в возрасте до 35 лет», — отмечает социолог.
Таким образом, тому, что молодые люди становятся все более инфантильными, есть вполне логичное обоснование. Со временем общество становится более защищенным, почти каждый человек может позволить себе поступить в высшее учебное заведение и не вынужден так часто, как раньше, идти работать в 14 лет, чтобы прокормить себя и родных. Продолжительность жизни растет, а значит, и деторождение и образование новой ячейки общества можно отложить на потом.
И 35 лет — это далеко не предел. По классификации Всемирной организации здравоохранения, принятой в 2014 году, молодым считается возраст от 25 до 44 лет.
Конечно, в любой классификации важна точка отсчета — какой цели мы хотим достичь, выделяя ту или иную группу людей. Как объясняет Тарасов, по его мнению, такое понятие должно быть «физиологически обоснованно» либо нести какое-то значение с точки зрения становления прав и обязанностей личности.
Чтобы понять, как себя чувствуют люди от 30 до 35 лет, «Лента.ру» провела небольшой нерепрезентативный опрос: причисляют ли они себя к молодежи и почему.
И большинство из них практически без раздумий заявили, что чувствуют себя молодыми людьми. При этом само слово «молодежь» многих раздражает.
«Считаю себя молодым. От слова «молодежь» тошнит, однако чувствую культурную дистанцию с поколением 18-25», — пишет 33-летний Емельян.
«Мне 37, я считаю себя молодой, но никогда не назовусь молодежью, потому что молодежь — это как в «Википедии»: «Переход от детства и юности к социальной ответственности». Я чувствую себя достаточно зрелой и социально ответственной!» — подтверждает Ольга.
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
Виктории 30 лет и, как говорит она, ей «очень нравится этот возраст». «Выгляжу и одеваюсь, как молодежь, многие интересы у меня молодежные. Иногда могу вообще включить маленькую девочку, попрыгать и похлопать в ладоши, например. Боюсь закостенеть и начать отрицать новое, застрять в прошлом и стать его пережитком. Хочется всегда быть молодой, прогрессивной, умной», — признается она.
Сергей, которому 32 года, до сих пор предпочитает причислять себя к молодежи, потому что «через эту призму намного проще смотреть на мир и отвечать на вопрос «что я могу»». Еще, по его словам, будучи условным «молодым человеком», он может носить ту одежду, которую хочет, а не ту, которую, по мнению общества, ему якобы следует носить. «А еще пиво без паспорта не продают, как тут не причислять», — смеется он.
34-летняя женщина, представившаяся «девочкой Дашей», приводит четыре пункта, согласно которым считает себя принадлежащей к категории «молодежь»:
1) Не выгляжу «тетенькой», даже несмотря на то что я человек основательной, а не худощавой комплекции.
2) Из «немолодежных» интересов только, пожалуй, вязание и садоводство, и то не в такой форме, как у «немолодежи».
3) Я все еще слушаю тяжелую музыку, а теперь и голову крашу в два цвета.
4) Ненавижу «немолодежные», «солидные» шмотки, считаю, что они мне не идут.
Но есть и немало тех людей в диапазоне от 30 до 35 лет, которые молодежью себя не считают. Причины для этого зачастую субъективные. Так, 32-летний Антон безапелляционно заявляет, что молодость — это как в законодательстве записано, до 30 лет. А дальше следует «младший средний возраст». Он легко называет маркеры, которые позволяют ему отделить себя от молодых людей: он не сидел в соцсетях в детстве, он пережил (и это, определенно, для него существенная веха) кризис 2008 года, а для молодежи «ковидный кризис» — первая глобальная проблема.
30-летний Роман, впрочем, вообще не видит особой разницы между собой 25-летним и нынешним. При этом он поддерживает инициативу поднятия возраста молодежи до 35 лет. «Увеличилась продолжительность жизни, увеличился возраст вступления в брак, у людей другие приоритеты, они дольше сохраняют для себя возможность меняться и большую часть времени своей жизни готовы посвящать развлечениям и поиску подходящего им занятия», — поясняет он свою точку зрения.
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»
Психиатр Вячеслав Тарасов считает, что он угадал смысл инициативы, который сводится прежде всего к тому, чтобы включить как можно больше людей в молодежные программы соцподдержки. Впрочем, Тарасов не особо верит в то, что в этом есть какая-то необходимость. «Если он в 35 не умеет деньги зарабатывать, — спрашивает эксперт. — Неужели они думают, что если они его в какую-то льготную ипотечную программу запихнут, то он сразу начнет зарабатывать?»
Молодежная политика в национальных проектах
В России до 2024 года планируется реализовать национальный проект «Образование» с общим бюджетом 784,5 миллиарда рублей. В него входит федеральный проект «Молодые профессионалы», в рамках которого проводится модернизация профессионального образования с помощью введения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. На эти цели предусмотрено 156,3 миллиарда. К 2024 году планируется создать сети из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 500 мастерских с современным оборудованием.
Юность – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Как правило, этот период развития личности занимает 3-4 года: у девушек – с 16 до 20 лет, у парней – с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15-18 лет) и поздней (18-23 года).
Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т.д. Многие юноши и девушки с 16-18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.
Половое созревание в юношеском возрасте и новые социальные роли
Юность является периодом полового созревания. Это возраст наступления физиологиh2ческой зрелости, когда рост организма замедляется, заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы, тканей и других органов, отмечается нарастание мышечной массы тела и, как следствие, увеличивается физическая работоспособность и выносливость. Все возрастные этапы развития можно определить в зависимости от возрастных задач, которые человек способен решать в конкретный период своей жизни:
Личностное развитие в юношеском возрасте
По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.
В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:
Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.
Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.
Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.
Психология юношеского возраста и юношеское «Я»
Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:
«Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция. Ее отличают:
Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.
Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека. В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы. Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.
Общение со сверстниками – это жизненная необходимость для юношей и девушек. Этот период психологического формирования характерен увеличенной потребностью в расширении круга друзей и знакомых, построении личных отношений. При этом дружеские связи становятся более глубокими и избирательными. Трудности во взаимоотношениях – частое явление в юношеском возрасте, поскольку людям этой возрастной категории свойственна повышенная требовательность, бескомпромиссность и критичность по отношению к окружающим, основанная на эгоцентризме.
Кризис юношества
Причиной кризиса 17-18-ти лет является приобретение нового социального статуса, груз ответственности за выбор жизненного пути и несовместимость возможностей с собственными желаниями. В особо острых случаях различные страхи и волнения приводят к появлению устойчивого стресса, который приводит к ухудшению самочувствия и таким невротическим реакциям (таким, как головокружение, повышение температуры и т.д.). В подобных ситуациях молодым людям важно осознавать поддержку со стороны родителей и близких людей. Формирование мотивов самореализации и самоидентификации в обществе заканчивается в возрасте 22-23 лет.
Профориентация в период юности
Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли. Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности. Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.
Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов. Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность. Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.
С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:
Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов. Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе. При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:
Реалии современного мира сильно влияют на профессиональное самоопределение юноши. Как правило, в своем выборе молодые люди ориентируются не на собственные склонности, а на престижность и элитарность профессии, а также на размер потенциального оклада. На сегодняшний день успешным считается человек, быстро сделавший карьеру и еще в молодом возрасте достигший стремительного успеха и богатства. Специалисты подчеркивают опасность таких стремлений, которые «подогреваются» средствами массовой информации, публикациями в Интернете и общественным мнением. Стремление быстро разбогатеть и построить успешный бизнес подрывает фундамент профессионального самоопределения, не дает молодым людям сделать правильный личностный выбор и, как правило, приводит к профессиональному краху. С этой проблемой юношам и девушкам могут помочь родители и другие взрослые. Здесь важна разумная и неманипулятивная корректировка выбора будущей профессии для ребенка, а не выдача готовых рекомендаций и безапелляционных решений. Таким образом, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте будет происходить постепенно и правильно, что даст возможность молодым людям сформировать желаемые жизненные цели и при необходимости скорректировать их.