до какого возраста длится детство
Почему детство современных людей длится до 30 лет и что из этого выйдет
Вспомните так называемых бебибумеров (людей, родившихся до 1979 года) в их 25–35 лет. Это были взрослые самореализовавшиеся люди, которые уже в 20 с небольшим работали на 3 работах, растили детей, а по вечерам в компаниях таких же взрослых сверстников обсуждали политические проблемы и симфонии Шостаковича. А нынешняя молодежь? Эти миллениалы (поколение, рожденное с 1979 по 1995 год), несмотря на свою интеллектуальную развитость и материальную независимость, как минимум до 30–35 ищут некое «внутреннее я», живут на съемных квартирах и рассуждают а-ля «взрослые, наверное, делают так», произнося это, конечно же, не про себя. Но почему современная молодежь так дружно ударилась в детство и почему такой веселый и невозвратный переход во взрослость стал элементом практически 4-го десятка?
Мы решили подробно разобрать причины этого, как оказалось, отнюдь не случайного явления.
Внимание: если вы в свои 21 являетесь счастливым отцом большого семейства, владельцем процветающего бизнеса, 3 высших образований и при этом вы не гик, пожалуйста, не спешите кричать. Примите во внимание такие замечательные вещи, как частный случай, статистика и наш пост.
© wikipedia. Okanagan Family Portrait © tommycashworld / instagram
1. Открытие нового этапа в развитии человека
Обратимся к истории: вплоть до начала ХХ столетия не существовало такого явления, как подросток.
И лишь в 1904 году, благодаря выдающейся научной работе психолога Г. Стэнли Холла (G. Stanley Hall) под названием «Юность», мировое общество впервые задумалось о таком явлении, как подростковый период. Именно Холл описал этот возраст как время «бури и натиска», дополнив работу наглядными графиками изменения степени печали и бунтарства относительно количества лет. Только после этого тинейджеров начали воспринимать не просто как ленивых и мятежных недорослей, а как людей (прочитать следующую фразу с особым драматизмом), идущих сквозь тернии тяжелейшего пути взросления.
Теоретически период с 20 до 30 или даже 35 (далее будем называть его ранней взрослостью) также может иметь свои проблемные особенности, если более детально изучить психологически-эмоциональную сторону этого отрезка. Если в ХХ веке все сошлись во мнении, что подростки — это не взрослые, может, именно в XXI веке все выяснят, что ранняя взрослость — это тоже не взрослость?
К примеру, в этом году ученые УЖЕ заявили о надобности поднятия подростковой планки до 24 лет. Но остается еще десяток лет, которые также следует изучить.
2. Увеличилась продолжительность жизни
В начале XX века продолжительность жизни в среднем составляла около 40–50 лет. Разумеется, при ожидаемой жизни, скажем, всего в 45 лет будет как-то странно искать себя до 35. В таком случае некогда долго разглагольствовать, оперативность — жизненный успех.
Сегодня во многих развитых странах длина жизни превышает 80 лет. Так почему бы не позволить 20—30-летним людям экспериментировать со сферами своей жизни, прежде чем они найдут ту, в которой им придется жить следующие полвека?
И, предвидя ваши ответы, что не каждый-то человек может до 80 дожить, возразим тем фактом, что жизнь — удивительная штука. В любой момент может произойти любая случайность, и никому этого не дано предвидеть. Именно поэтому жить с девизом «а вдруг я не доживу до 80, надо бы заранее жениться» не вариант.
3. Мир тоже не стоит на месте
Здесь есть несколько разных аспектов:
4. Молодые уже пересыщены жизнью
Стоит признать, что современная молодежь в целом не имеет тяги к авантюрным злоключениям. Вероятнее всего, это заслуга перенасыщенных массмедиа и отсутствия строгих запретов. Как бы то ни было, вот каковы последствия:
© 21 Jump Street / Columbia Pictures
5. Ощущение возможностей
Джефри Йенсен Арне, профессор психологии Университета Кларка (Массачусетс, США) отмечает такое понятие, как «ощущение возможностей», присущее молодежи XXI века. Это ощущение неуверенности в своем будущем при одновременном оптимистичном ощущении своих потенциальных возможностей.
То есть стандартная работа с 9:00 до 18:00, Renault Logan, милые, но постоянные ссоры с женой, дети, семейный обед по выходным, поездка в Турцию раз в год — «это все не про меня», думает среднестатистический 20—30-летний. «Я уникален и буду вторым Илоном Маском этой планеты». Но все эти уникальные Илоны и Маски в то же время очень боятся будущего и не имеют четких планов по завоеванию мира — этакие закомплексованные максималисты. Этим они и отличаются от своих родителей, которые знали, что их ждет в будущем, и четко шли к цели.
Что из этого всего вышло?
Все вышеперечисленные причины и изменения привели к тому, что на сегодняшний день мы имеем вот такие альтернативные модели взрослости (разумеется, если не учитывать многочисленных продолжателей стандартного родительского сценария взросления):
С этим надо что-то делать?
Клинический психолог Мэг Джей на своем выступлении в лекториуме TED рассказывает как раз о «ранних взрослых», которые приходят к ней на сеансы с жалобами и разочарованием от растраты целого десятилетия своей жизни.
Она говорит о 3 вещах, которые должен знать каждый, кому сейчас за 20, чтобы избежать такого разочаровательного переосмысления своей жизни в 40 лет:
1. Нужно забыть о кризисе личности и поработать над своим личностным капиталом(то есть учиться новому, повышать свою ценность). Конечно, этот десяток лет можно потратить на искания себя. Но нужно отслеживать ту грань, когда искания превращаются в банальную прокрастинацию.
2. Не стоит ограничивать свой круг общения. Новые люди, друзья друзей наших друзей могут очень пригодиться в жизни. К примеру, объявления о половине вакансий не публикуются в газетах, поэтому, чтобы получить такую работу, нужно обратиться к начальнику соседа. Это не жульничество. Это факт распространения информации.
3. В 30, когда вы вдруг заметите, что все ваши друзья по фейсбуку уже идут под венец, хвататься за первый попавшийся вариант не вариант. Начинать строить отношения для брака нужно до вступления в него. Это значит, что любовь надо искать так же целенаправленно, как и работу.
Итак, вывод
В общем, как говорится, «получилось то, что получилось». Современные 20-летние — это все те же 20-летние, что и 50 лет назад, только вот условия другие. А человек, как известно, существо очень даже адаптивное, и именно поэтому сегодня мы имеем столь необычное поколение миллениалов. И не стоит ругать за подобное поведение себя, своих детей или родственников, лучше просто покажите им выступление Мэг Джей (о котором мы писали выше), сделайте такой загадочный взгляд типа «я все понимаю» и передайте вино, пожалуйста.
А как считаете вы: к чему приведет эта тенденция позднего взросления?
Фото на превью wikipedia, thechive
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Стареющая инфантильность: Когда уходит детство?
Детство будет длиться до 25-30 лет — такое заявление в понедельник сделала глава Минздрава Вероника Скворцова, говоря о мировой тенденции. При этом удлинение периода детства она назвала «главным вектором нашего развития». Куда «развиваются» дети, когда не хотят взрослеть, Царьграду рассказали психологи и демографы
Выступая на всероссийской конференции партии «Единая Россия» «Направление 2026», министр здравоохранения России Вероника Скворцова сделала необычное заявление: по её словам, период детства будет длиться до 30 лет.
«Детство на начало Великой Отечественной войны составляло 14 лет, в 60-е годы — 16 лет, сейчас во всём мире — 21 год, а в перспективе это будет не менее 25-30 лет», — цитирует Скворцову ТАСС.
Кроме того, удлинение периода детства и активного зрелого возраста Скворцова назвала «главным вектором нашего развития».
Министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Фото: www.globallookpress.com
Слова Скворцовой в своём Twitter сразу же колко прокомментировал известный политолог и экономист Михаил Делягин.
Объявить детским возраст Скворцовой. Это ближе к истине. https://t.co/WTutN1B22I
Однако стоит отметить, что на Западе о замедлении взросления и увеличении порога детства говорят уже довольно давно. Так, ещё в 2015 году американский психиатр Беатрис Луна в своём докладе на встрече Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) заявила, что люди начинают по-настоящему взрослеть примерно к 25 годам. По мнению Луны, отказ от таких обязанностей, как брак, родительство или карьера, побуждает мозг оставаться в состоянии юности, сообщила британская газета The Telegraph.
С чем связано замедление взросления и увеличение периода детства, имеет ли место данный процесс в России и свидетельствует ли о «развитии», как считает Скворцова? Об этом в интервью Царьграду рассказали эксперты.
По мнению руководителя Центра кризисной психологии Михаила Хасьминского, тенденция, о которой говорит глава Минздрава, связана с растущей инфантильностью молодых людей:
Конечно, инфантилизация имеет тенденцию к развитию. Дети становятся всё более и более инфантильными. Им всё дают, но при этом ни о чём не спрашивают, то есть ответственности нет, а права и желания есть. Естественно, растут и аппетиты».
По словам психолога, эта инфантилизация связана прежде всего с разрушением традиционной семьи. В традиционном обществе главой семьи, её центром был отец. За ним — мать, потом — старшие братья и сёстры. У ребёнка был стимул взрослеть. Сейчас же, считает Хасьминский, в центре семьи находится ребёнок, его права и желания.
Действительно, достаточно вспомнить о такой структуре, как ювенальная юстиция, созданная якобы для «защиты прав» несовершеннолетних, а по сути — поощряющая детское доносительство. Она ставит родителей в подчинённое положение и, помимо прочего, отбивает в детях всякое уважение к старшим и само желание взрослеть.
Фото: igorstevanovic / Shutterstock.com
Собеседник Царьграда считает, что инфантилизация — это духовно опасная тенденция, так как, помимо ответственности, убивает в детях любовь:
Огромное количество инфантильных, безответственных, с высоким уровнем притязаний мальчиков и девочек, которые не способны отвечать за что-то, не способны создавать семью, не способны даже любить, потому что любовь — это отдача, это жертвенное желание чем-то послужить ближнему».
С тем, что в нашем обществе остро стоит проблема инфантилизации, согласилась и врач-психотерапевт Диана Генварская. По её мнению, она связана и с перегруженностью информационными технологиями:
«Инфантилизация населения идёт в силу перегруженности гаджетами. Это даёт нагрузку на нервную систему, и она не развивается. Дети развлекают себя с помощью гаджетов и нагружают излишним количеством информации, в итоге они останавливаются в развитии».
Главной проблемой и в мире, и в России, таким образом, является именно растущий инфантилизм, и увеличивать «детский возраст» в таких условиях равнозначно попытке вылечить ангину утверждением, что она «нормальна».
Так, социолог и демограф Сергей Белобородов, комментируя заявление Скворцовой, подчеркнул, что говорить о повышении детского возраста, тем более в положительном ключе — абсолютно неадекватно современной действительности:
Боритесь с инфантильностью, а не признавайте, что 30 лет — это детство. Говорите прямым текстом: у нас проблема с тем, что мужики не взрослеют, у них нет ответственности. И в 30 лет ряд мужчин остаются «овощами», это проблема. Они при этом не являются детьми, но они ведут себя как дети. Это позор для их родителей, для страны, для общества».
Сдвигать период детства — это лишать наших граждан молодости, считает эксперт. Такими «сдвигами» можно дойти до того, что за «детством» будет сразу следовать «старость».
А то и вовсе ничего не будет. Лишь состарившиеся «дети», когда-то укротившие своих родителей — безответственные и никому ничем не обязанные.
До какого возраста длится детство
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Статья:
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
возраст | период | ||
0-4 недели | новорожденный | ||
4 недели – 1 год | грудной | ||
1-3 года | раннее детство | ||
3-7 лет | дошкольный | ||
7-10/12 лет | младший школьный | ||
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | ||
мальчики: 12-17/18 лет | |||
юноши | 17-21 год | юношеский | |
девушки | 16-20 лет | ||
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период | |
женщины | 20-35 лет | ||
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период | |
женщины | 35-55 лет | ||
55/60-75 лет | пожилой возраст | ||
75-90 | старческий возраст | ||
90 лет и более | долгожители |
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Таблица возрастов по Эриксону
Для наглядности Эриксон изобразил свою теорию в виде таблицы.
Информация в ней разбивается по показателям:
Результаты проработки задачи стадии развития не означают выработку плохих или хороших качеств, и Эриксон, описывая свою теорию, акцентировал внимание на максимальном уходе от оценочного восприятия результатов.
Речь идет о выработке индивидуальных качеств личности, помогающих ей в решении дальнейших задач (при успешной проработке — сильные качества) или мешающих (при не решении вопроса — слабые качества). Это не означает, что, в дальнейшем, на развитии человека нужно ставить крест. Это говорит лишь о появлении дополнительных сложностей в дальнейшем.
Теория Эльконина
Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:
Концепция Выготского
В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.
Как считал Фрейд
Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:
Периодизация Жана Пиаже
В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий.
Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения.
Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).
Критерием в данной периодизации служит такой фактор как развитие интеллекта. Ребенка нужно рассматривать как исследователя, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится. Т.е. ребенок будет задавать такие вопросы: «Что будет, если я …?«. В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» о том, как устроен мир. Пиаже называл такие теории «схемами».
Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы. Пиаже называл этот процесс ассимиляцией. Если старая схема оказывается неподходящей, то ребенок, подобно ученому, моделирует ее и расширяет свою теорию мира. Процесс переделки схемы Пиаже назвал аккомодацией.
Механизм ассимиляции — это когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры.
Например, если новорожденный может схватить палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же он может схватить волосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т. п., то есть каждый раз он приспосабливает новую информацию к имеющимся схемам действий. Таким образом, понятие совершенствуется, что позволяет в дальнейшем начать различать, например, понятия «волосы» и «шуба».
Механизмаккомодации — это когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), то есть он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы (структуры) с целью их приспособления к новой информации (ситуации, объекту).
Например, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме — сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), то есть модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие).
Ж. Пиаже считал, что основные мыслительные операции ребенка имеют деятельностное происхождение, поэтому предложенная им теория получила название «операциональной».
Операция — это внутренние действия, продукт преобразования (интериоризации) внешнего, предметного действия. Основным свойством операции является обратимость (противоположная операция).
Развитие интеллекта — это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта).
Стадии развития интеллекта по Пиаже:
1.Сенсомоторный интеллект(от рождения до 1-2 лет)
Развивается способность воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. К концу стадии ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я».
В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей.
Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что, в совокупности с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для символического, или допонятийного, интеллекта.
2. Дооперациональный интеллект(2-7 лет)
Проявляется эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности принятия позиции другого человека. Это доказывают задачи Пиаже. Они демонстрируют необратимость мышления, т.е. неспособность ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту рассуждения.
Эгоцентризм мышления — это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
Например, он думает, что луна следует за ним во время прогулки: останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Очевидно, что ребенок рассматривает окружающий его мир со своей точки зрения, не осознавая ее. Его точка зрения абсолютна. Он — центр вселенной, и все вращается вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Окружающий его мир неотделим от «Я» ребенка, являясь его продолжением.
Эгоцентризм означает отсутствие у ребенка осознания собственной субъектности, а с нею и отсутствие объективной меры вещей. Это является причиной того, что ребенок в этом возрасте не понимает, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от его собственных. Он не понимает, что возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Поэтому он не в состоянии взглянуть на объект с позиции другого человека.
Необратимость мышления — уверенность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении.
Обратимость мышления — выражает способность ребенка к теоретическим рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.
В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.
Предметные действия (схема действия) — это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. На основе действий формируются новые умственные структуры.
Операция — это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.
Представление о сохранении в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них.
Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие — легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).
Появление у ребенка представления о сохранении — это условие возникновения обратимости мышления. Именно поэтому, эгоцентризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.
Задачи (феномены) Ж. Пиаже:
1) Задачи на сохранение жидкости
Если на глазах ребенка налить поровну воды в два одинаковых стакана, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стакана в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что в узком стакане воды стало больше.
2) Задачи на сохранение вещества
Ребенку показывают кусок пластилина, затем раскатывают из него «колбаску» и шарик. Ребенок считает, что объем пластилина уменьшается.
3) Задачи на сохранение количества (сравнить предметы, которые расположены в ряд)
Дошкольнику предлагается сравнить ряды предметов (например, кубики). Если во втором ряду расстояние между предметами больше, ребенок полагает, что предметов там тоже больше.
Дошкольники решают эти задачи не так, как их могут решить подростки или взрослые. Они вкладывают другой смысл в понятия «больше», «меньше», «одинаково». Это связано с тем, что у дошкольников еще нет словесно-логического мышления, а есть только наглядно-образное. У них возникает совершенно другой перцептивный образ. Дети видят, что форма объекта меняется, сам объект в пространстве изменился, и они делают вывод о том, что и сам объект изменился.
3. Стадия конкретных операций (7-12 лет)
Возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них).
Появляется представление о сохранении количества (вещества, энергии и т.д.), что способствует обратимости мышления. Представление о сохранении и обратимость — это необходимые условия для классификации предметов, явлений и событий.
Дошкольнику недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс», он не в состоянии вычленить подкласс из целого, так как для этого требуется одновременное сосредоточение сразу на двух признаках. Появившееся у младшего школьника представление о сохранении и обратимость предоставляют такую возможность.
Наконец, благодаря обратимости ребенок начинает понимать, что сложение — это действие, противоположное вычитанию, а умножение — делению. Поэтому школьники способны проверять правильность решения задачи на вычитание сложением, а на деление — умножением.
4. Стадия формальных операций (12-14/15 лет)
Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения. Оно позволяет подросткам впервые задать вопрос типа «а что будет, если…», проникать в мысли других людей, принимать в расчет их точки зрения, мотивы, ценности, идеалы.
Наличие развитого формально-логического мышления позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты. Дети, умеющие мыслить только конкретно, вынуждены идти путем проб и ошибок, на ощупь, эмпирически проверяя каждый свой шаг, не пытаясь представить возможные результаты.
Процесс интеллектуального развития завершается 4 стадией.
Периодизации, основанные на 1 признаке, субъективны. Авторами произвольно выбирается 1 из многих сторон развития, не учитывается изменение выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах.
Возраст и его особенности
Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.
Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).
Возраст — это не простая совокупность отдельных психических функций, а своеобразие целостной структуры личности и специфические для данного этапа тенденции психического развития (Л.И. Божович).
Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев).
Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин).
Можно выделить 4 аспекта возраста:
В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.
Возраст — совокупность разнородных явлений: роста, общесоматического и нервно-психического созревания, связанных со многими явлениями общественно-экономического, культурного и социального развития человека в конкретных исторических условиях.
Мобилизация границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социально-исторических факторов. Общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом.
Так, например, девушки могут часто слышать фразу от более старших женщин «В твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще мужа не нашла!». Это указывает на то, что в годы молодости старшей женщины общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Вот и происходит мобилизация границ возраста.
Исследования Д.Б. Эльконина показали, что эпоха детства — явление историческое. Содержание и продолжительность детства изменялись на протяжении веков: шло удлинение детства, и, одновременно, ускорение темпов психического развития на ранних стадиях. Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше, у современного ребенка еще больше растянулось во времени.
Соответственно, специфика детства и его продолжительность определяются уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Очевидно, что в условиях первобытного общества ребенок должен раньше взрослеть, ведь от этого зависит его выживаемость. А в современном мире такая спешка ни к чему.
Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).
Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита.
Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила
функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие.
Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:
Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.
К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).
Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность,
опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.
Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други
В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу.
Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 – 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи.
В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко.
Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.
5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)
Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше.
Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка.
В системе отношений появляется учитель – «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием.
Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер.
Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала.
Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.
6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).
Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства.
С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже “взрослый”. С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить.
Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы “нарушить границы”, не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее “чувство взрослости” подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку.
В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители.
Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы.
Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития.
Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции.
Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!
Период взросления – юность
На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.