до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 29 НК РФ

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Источник

Положения ст. 26 НК РФ о законных представителях налогоплательщика

до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Смотреть фото до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Смотреть картинку до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Картинка про до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Фото до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через

Любой плательщик налогов и сборов может действовать через своего представителя. Ограничения на это может наложить только сам НК РФ. Это не отнимает у налогоплательщика возможности принимать участие в отношениях лично. В смысле налогообложения права лиц прибегать к услугам представителей определяются ст. 26 НК РФ.

Кто может стать законным представителем налогоплательщика

Обычно в документации и юридической литературе такие представители именуются законными. Ими становятся лица, которые уполномочены представлять организацию или физическое лицо на основании закона, учредительных документов организации или договора. Представители физического лица становятся таковыми на основании гражданского законодательства.

Представителем может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком налогов представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или иными участниками отношений, деятельность которых регулируется НК РФ или иными законами, которые содержат нормы налогового права.

Возникновение у какого-то лица или нескольких лиц права представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах не отнимает у него права представлять свои интересы лично. Для этого он может отозвать основание, которое даёт представителю возможность представлять его интересы или не делать этого. Положение об этом содержится в п. 2 рассматриваемой статьи.

Полномочия представителя возникают в силу наличия к тому определённых обстоятельств, которые должны найти документальное подтверждение. Организации действует на основании устава или учредительного договора. Некоторые типы юридических лиц могут действовать сообразно с общим положением об организациях данного вида.

Права организаций реализуются ими через их органы. Лицом, наделённым законом выступать от имени организации без доверенности, является его исполнительный орган, действующий в интересах представляемого им юрлица добросовестно и разумно.

Полномочия представителей могут быть основаны на акте исполнительного органа, которым могут стать приказы, решения совета директоров и т. п.

Документы, подтверждающие полномочия представителя

В соответствии с действующим законодательством документами, подтверждающими полномочия законного представителя организации, являются:

Все они регулируются правовыми нормами гражданского законодательства.

Полномочия представителя физического лица подтверждаются удостоверенной нотариально доверенностью. Это письменное уполномочие, которое одно лицо предоставляет другому для предоставления всем заинтересованном лицам.

Существуют и документы, приравниваемые к нотариально удостоверенным доверенностям. К их числу относятся доверенности военнослужащих, которые удостоверяются командованием военных частей или военных медицинских подразделений, если военнослужащие находятся там на излечении. Точно так же доверенности лиц, находящиеся в местах лишения свободы, могут удостоверять представители администрации соответствующих учреждений.

В число документов, которые нужны для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика, входят решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Конечно же к их числу относятся и документы, удостоверяющие личности родителей и свидетельства о рождении.

Чаще всего в отношении физических лиц в роли его представителей выступают налоговые агенты, которыми становятся работодатели. Кодекс возлагает на них обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетный фонд налогов. Поэтому они получают право принимать участие в отношениях, которые в той или иной мере касаются налогов и сборов.

Это не умаляет прав самих физических лиц, являющихся работниками различных предприятий.

Судебная практика, проясняющая применение положений ст. 26 НК РФ

На нормы данной статьи суды практически всегда ссылаются в совокупности с другими. Так, в постановлении от 25 марта 2020 г. по делу № А73-20776/2019 Арбитражный суд Хабаровского края указал, что п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика участвовать в отношениях через представителя.

В силу п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями организации признаются лица, уполномоченные на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст. 28 НК РФ действия таких представителей, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями этой организации.

Из этого АС сделал вывод о том, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Тогда уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

Выводы

Итак, п. 1 ст. 26 НК РФ вводит положение о том, что налогоплательщик может решать вопросы, связанные с налогами и контролем их уплаты, через законного уполномоченного представителя. Иной характер правоотношений может быть установлен Кодексом в каких-то особых случаях.

Пленум ВАС в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. № 5 давал разъяснения о том, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе и п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик. Не важно — лично он действовал или через представителя. При решении вопроса об ответственности за различные нарушения законодательства действия представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика. Это и имеется в виду, когда в законе или в судах даётся ссылка на то, что налогоплательщик должен проявлять разумность и осмотрительность.

Если он выберет недобросовестного представителя, которому нельзя было доверять изначально, а тот не улучшит, а ухудшит его положение, то ответственность за это лежит целиком на налогоплательщике.

Соотношение личного участия плательщика налогов и аналогичных действий, осуществляемых через представителя, регулируется п. 2 рассматриваемой статьи. Устанавливается правило о том, что личное участие не лишает права действовать через представителя, как и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Однако требовать подтверждения конкретного вида подтверждений должностные лица могут только аргументируя это положениями НК РФ и других ФЗ, имеющих отношение к регулированию налогов. Такие нормы содержит п. 3 ст. 26 НК РФ.

Источник

Статья 26 НК РФ. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Смотреть фото до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Смотреть картинку до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Картинка про до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через. Фото до какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через

Комментарии к ст. 26 НК РФ

Комментируемая статья закрепляет важную гарантию, заключающуюся в праве налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, вне зависимости, идет ли речь о физическом или юридическом лице, действовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только лично, но и через представителя.

Налогоплательщик не может прибегнуть к услугам представителя только в случаях, прямо указанных в законе.

В письме от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43 Минфин России поясняет, что при этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Кроме того, ВАС РФ даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

ВАС РФ также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Минфин России в письме от 23.11.2012 N 03-02-08/100 отметил, что внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих уплату налогов третьими лицами за налогоплательщиков, не требуется.

Следует отметить, что представитель должен действовать на основе документов, подтверждающих его полномочия.

В письме ФНС России от 08.12.2015 N ЗН-4-1/21494@ разъяснено, что налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Указанная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46.

Установление факта, за счет чьих (налогоплательщика или его представителя) денежных средств был произведен платеж, невозможно, уплата налога налогоплательщиком или его представителем является исполнением обязанностей налогоплательщика по его уплате.

Право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие принадлежность денежных средств, за счет которых была произведена уплата налогов, НК РФ не установлено.

Приморский краевой суд в Определении от 20.11.2014 по делу N 33-10370, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 185 и пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ, указал, что изготовленная при помощи копировальной техники доверенность, на которой отражены копии подписей и печатей, не является документом, удостоверяющим полномочия представителя. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Копии документов являются надлежащим образом заверенными, если их достоверность будет засвидетельствована подписью уполномоченного на то лица и печатью, то есть копия нотариальной доверенности должна быть заверена нотариусом.

ВАС РФ в пункте 4 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Источник

Статья 26 НК РФ. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (действующая редакция)

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментарий к ст. 26 НК РФ

Комментируемая статья закрепляет важную гарантию, заключающуюся в праве налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, вне зависимости, идет ли речь о физическом или юридическом лице, действовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только лично, но и через представителя.

Налогоплательщик не может прибегнуть к услугам представителя только в случаях, прямо указанных в законе.

В письме от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43 Минфин России поясняет, что при этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Кроме того, ВАС РФ даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

ВАС РФ также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Минфин России в письме от 23.11.2012 N 03-02-08/100 отметил, что внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих уплату налогов третьими лицами за налогоплательщиков, не требуется.

Следует отметить, что представитель должен действовать на основе документов, подтверждающих его полномочия.

В письме ФНС России от 08.12.2015 N ЗН-4-1/21494@ разъяснено, что налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Указанная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46.

Установление факта, за счет чьих (налогоплательщика или его представителя) денежных средств был произведен платеж, невозможно, уплата налога налогоплательщиком или его представителем является исполнением обязанностей налогоплательщика по его уплате.

Право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие принадлежность денежных средств, за счет которых была произведена уплата налогов, НК РФ не установлено.

Приморский краевой суд в Определении от 20.11.2014 по делу N 33-10370, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 185 и пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ, указал, что изготовленная при помощи копировальной техники доверенность, на которой отражены копии подписей и печатей, не является документом, удостоверяющим полномочия представителя. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Копии документов являются надлежащим образом заверенными, если их достоверность будет засвидетельствована подписью уполномоченного на то лица и печатью, то есть копия нотариальной доверенности должна быть заверена нотариусом.

ВАС РФ в пункте 4 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Источник

До какого возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через представителей

НК РФ Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

(п. 4 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

(п. 6 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *