до какого возраста формируется интеллект

Мои лучшие годы позади…

На вопрос, когда ваш мозг находился в лучшей форме, многие люди отвечают аналогично. Чаще всего суть ответа такова: точно не сейчас, лучшие времена уже в прошлом. Что самое интересное, независимо от возраста, люди говорят, что прошло уже лет так 10-20 с тех пор, как «ушли» лучшие годы. В каком же возрасте активность мозга более высокая, и когда он находится в лучшей интеллектуальной форме?

Исследование когнитивных способностей

Раньше эксперименты проводились в основном на студентах и пожилых, а людей среднего возраста ученым привлечь удавалось крайне редко. Всё изменилось с появлением интернета, проводить исследования стало легче, и аудитория расширилась.

Гарвардские исследователи Джошуа Хартшорн и Лаура Гермин разместили в сети тесты, которые каждый желающий мог пройти за несколько минут. В течение нескольких лет они собирали данные, а количество протестированных людей перевалило за 3 миллиона.

Первым открытием стал тот факт, что способность распознавать лица улучшается до 30 лет, а после ослабевает. Это опровергло теорию о том, что пик развития подвижного интеллекта (тот, который с помощью логики помогает решать задачи) приходится на подростковый возраст.

До какого возраста развивается мозг?

Ученые выяснили, что в течение всей жизни мы испытываем моменты, в которых мозг находится в отличной форме. Было отобрано 50 тысяч респондентов, и согласно результатам тестирования, пики развития различных характеристик распределены равномерно по всей жизни. Например:

Взрослеющий мозг имеет огромное преимущество — внушительный багаж знаний и опыта. Поэтому если вы считаете, что лучшие годы позади, то вы наверняка ошибаетесь. Задумайтесь, смогли бы вы лет 10-20 назад так ловко делать то, что делаете сейчас?

Развитие мозга во взрослом возрасте происходит постоянно. При этом в пожилом возрасте работа мозга особенна тем, что меньше откладываются негативные мысли. Многочисленные приятные моменты, накопленные за долгие годы жизни, не дают укрепляться негативу.

Хартшорн и Гермин продолжают исследования, и, вероятно, скоро будут раскрыты и другие секреты отдельных характеристик и работы мозга в целом. Возможно, ученым скоро удастся понять, как изменения мозга с возрастом влияют на наши жизни. Но уже совершенно точно можно сказать, что лучшего возраста для мозга просто не существует.

Люди в разные периоды жизни хорошо справляются с разными интеллектуальными задачами. Когда какие-то когнитивные навыки ослабевают, другие стремятся к пику развития. Поэтому успешно учиться чему-то новому и достигать хороших результатов мы можем всю жизнь. Самое главное, не захламлять мозг лишней информацией, регулярно подкидывать ему интересные задачки и стремиться к знаниям.

Если вы хотите узнать больше о возможностях вашего мозга, вам стоит посетить интерактивную лекцию с экспертами-нейропсихологами Викиум. Всего за 2 часа вы сможете перезапустить работу собственного мозга и настроиться на новый лад без изменения привычного ритма жизни. Вы узнаете, как всегда быть на волне и успевать за переменами в жизни, как повысить продуктивность и обрести суперсилу благодаря знанию о том, на что действительно способен мозг человека.

Источник

Ученые доказали, что показатель IQ изменяется с возрастом

Ученые провели комплексное сравнительное тестирование небольшой группы тинейджеров из 33 человек (19 юношей и 14 девушек). Исследования одной и той же группы проводились дважды — в 2004-м и 2008 годах. В первой серии тестов возраст подростков составлял 12–16 лет, а во второй соответственно 16–20. В обеих сериях помимо тестирования на IQ британские нейробиологи делали сканирование активности различных участков мозга при помощи магнитно-резонансной томографии.

В итоге ученые обнаружили, что у большинства подростков за четыре года, прошедших с проведения первой серии тестов, произошли достаточно серьезные изменения показателей IQ. У некоторых ребят они ушли вверх или вниз более чем на 20 пунктов (средний уровень «коэффициента интеллекта» условно приравнивается к 100 баллам).

Сравнительные томограммы достаточно четко отразили динамику изменений плотности серого вещества в некоторых участках мозга, соответствующие определенным изменениями IQ. Так, у подростков, резко нарастивших уровень вербального IQ, зафиксирована повышенная плотность вещества в регионе, активируемом речью (схожая картина, только со знаком минус, обнаружилась и у «поглупевших» тинейджеров). В то же время у тех, кто нарастил свои невербальные статистические показатели, эта плотность увеличилась в зоне мозга, отвечающей за регуляцию моторики, в частности двигательной активности рук.

Этим британские исследователи поставили под сомнение традиционную точку зрения, согласно которой интеллектуальные способности человека ceteris paribus (то есть при отсутствии каких-либо травматических повреждений и т. п.) сохраняются на достаточно стабильном уровне с раннего детства и до глубокой старости. Однако ученые пока не установили, что именно могло повлиять на столь заметное «поумнение» или «поглупение» протестированных подростков, и ограничились в журнальной статье лишь банальным предположением, что причина этой динамики, по-видимому, кроется в «различиях опыта, накопленного в ходе обучения». Другой вариант объяснения «феномена британских подростков», данный независимыми комментаторами, сводится к тому, что динамика уровня IQ отчасти зависит от интенсивности общей ментальной (когнитивной) активности: то есть у склонных к повышенной любознательности людей он может со временем повышаться, а у ленивых умом — постепенно падать.

Источник

Ученые подтвердили: интеллект полностью закладывается в детстве

В период раннего детства и психика, и нервная ткань необычайно пластичны и имеют довольно хороший потенциал как к развитию, так и к восстановлению. Поэтому можно, конечно, с самого нежного возраста пытаться сотворить из ребёнка вундеркинда, водя его по всяким кружкам и занимаясь с ним кучей развиваек, но объективно получается, что те, кого начали учить всерьёз с первого класса, неплохо догоняют своих заранее прокачанных сверстников.

С пожилыми людьми тоже в целом картина ясна: чем дольше и активнее (но не стремясь к сверхнагрузкам, дабы не истощить!) пользуется человек ресурсами своего мозга, решает нетривиальные, отличные от привычно-стереотипных задачи, тем дольше сохраняется у него возможность оставаться при ясном уме. Тут тоже всё вполне закономерно и объяснимо, поскольку активно работающий мозг постоянно просит хорошо его снабжать кровью и всеми полезностями и нужностями, что она несёт, а пассивный, ленивый, как и любой прочий орган, постепенно атрофируется за ненадобностью. Тренировка же в создании новых связей между нервными клетками помогает в те моменты, когда в коре начинают с возрастом страдать от недостатка кровоснабжения различные зоны, и их функции приходится брать на себя соседям.

А что с юными и зрелыми людьми? Уточнить некоторые моменты роли умственной нагрузки в развитии интеллекта взялась группа учёных сразу из нескольких стран под руководством коллег из Калифорнийского университета, и по результатам исследования была опубликована статья.

Целью их исследования стали около тысячи мужчин, уже когда-то ранее, ещё в период Вьетнамской войны, проходившие тест на общие когнитивные способности (GCA), принятый в американских вооруженных силах — оценивались память, абстрактное мышление, беглость речи и ряд других параметров. Тогда ребятам было около 20 лет. На момент же текущего исследования это были мужчины в возрасте 60 лет, а то и поболее. И их снова прогнали через тот же тест.

Что же выяснилось? А то, что разница между показателями GCA в 20 лет и в 62 года в 40% случаев в целом отсутствует, а разброс показателей по семи основным измеряемым параметрам составляет не больше 10%. И это — чем бы потом человек ни занимался: был ли он простым работягой, или же трудился в какой-то высокотехнологичной либо высокоинтеллектуальной отрасли, какое образование он потом получил — эти факторы давали разброс показателей между 20 и 62 годами не больше 1%.

Из чего был сделан вывод, что в большинстве случаев формирование основного интеллектуального потенциала, основная прокачка когнитивных способностей происходит в детстве и в подростковом возрасте, и тут, конечно, роль образования и всяческих интеллектуально развивающих занятий и упражнений огромна. Именно в этом периоде и будут заложены все основные рамки и планки.

А потом, в более позднем возрасте, придёт наполнение этого хранилища жизненным опытом, отточится способность решать определённые задачи — но в целом уже в пределах тех границ, до которых мозг успел развить свои основные показатели ранее. В общем есть о чем задуматься тем, чьи дети сейчас как раз в той самой поре.

Читатели поста постарались добавить в него свои соображения на этот счет:

Источник

Какие существуют стадии и периоды развития интеллекта ребенка?

Практически все родители маленьких детей задаются вопросом: как убедиться в том, что мой ребенок развивается по возрасту? Всем более-менее понятно, когда примерно он должен начать сидеть, ползать, говорить и ходить. Но насколько своевременно развиваются его когнитивные способности и как вообще устроено детское мышление? Ответить на эти вопросы и понять, какие есть основные стадии развития интеллекта ребенка, помогает теория швейцарского психолога и философа Жана Пиаже.

Теория Пиаже предполагает, что дети проходят через четыре стадии развития в определенном порядке и в определенном возрастном промежутке. Возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одних детей по сравнению с другими.

до какого возраста формируется интеллект. Смотреть фото до какого возраста формируется интеллект. Смотреть картинку до какого возраста формируется интеллект. Картинка про до какого возраста формируется интеллект. Фото до какого возраста формируется интеллект

Первая стадия: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет)

В этот период ребенок учится понимать окружающий мир с помощью органов чувств. Именно на этой стадии активно развиваются врожденные рефлексы.

Дети в этом возрасте хорошо реагируют на стимулы ярких цветов, блеск. Они выстраивают свое поведение, пытаясь повторить случайные действия: создать шум, ударив игрушку об пол, выбросить что-то, потянуть покрывало, чтобы добраться до какого-то предмета, который на нем лежит, и так далее. Эти неосознанные эксперименты происходят, потому что ребенок начинает видеть связь между своими действиями и их последствиями.

В этот же период происходит первый контакт ребенка с речью. Первые соприкосновения происходят, еще когда ребенок находится в утробе матери. Изнутри он «прислушивается», знакомится с голосами родных. Дети весьма быстро привыкают к речи и в первые недели жизни предпочитают именно звуки человеческого голоса любым другим. То есть с рождения ребенок может различать речь родителей, причем речь мамы он распознает быстрее.

Главное средство коммуникации на первом этапе развития интеллекта ребенка — плач. Так реализуется первая спонтанная коммуникация. Сначала малыш просто не может воспроизводить другие звуки. Но в течение первых месяцев он начинает использовать и другие пре-лингвистические жесты, например, улыбаться. Постепенно он учится использовать их намеренно, то есть как средство общения. В шесть месяцев ребенок уже может начать складывать первые слоги из гласных и согласных звуков. А первые слова дети начинают произносить примерно в год.

Вторая стадия: период дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет)

Ребенок постепенно формирует свой «внутренний план», начинает использовать предметы в качестве символов. В этот период ребенок еще не может воспринять некоторые виды опыта, поэтому стадия называется дооперациональной.

К примеру, ребенок не понимает принцип сохранения вещества: если перелить из стакана в кастрюлю определенное количество воды, оно не изменится; если изогнуть веревку или сломать пополам палку, эти предметы не уменьшатся. Если объяснить дошкольнику этот принцип на конкретном примере, он поймет, что количество воды или длина палки не меняются. Но если даже немного изменить объяснение, ребенок снова вернется к версии об изменении размеров предмета.

Мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, он не понимает, что у кого-то может быть другая точка зрения. Пиаже отмечал, что эгоцентризм уходит не с увеличением опыта, а тогда, когда ребенок начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития. Также на дооперациональной стадии ребенок проявляет огромное любопытство к окружающему миру и стремится к новым знаниям.

до какого возраста формируется интеллект. Смотреть фото до какого возраста формируется интеллект. Смотреть картинку до какого возраста формируется интеллект. Картинка про до какого возраста формируется интеллект. Фото до какого возраста формируется интеллект

Третья стадия: период конкретных операций (от 7 до 11 лет)

Эта стадия развития интеллекта ребенка характеризуется тем, что он уже начинает использовать логическое мышление в некоторых ситуациях, но не всегда. Он может сложить в уме несуществующие предметы и числа, объединить предметы по видам и классам. Но задачи пока решаются по отдельности, ребенок еще не умеет обобщать, не может применять абстрактное мышление. Примеры с одинаковыми условиями, но разными составляющими ребенок будет решать обособленно. И один из них может даться ему легко, а второй — труднее, хотя они одинаковы по сути.

Четвертая стадия: период формальных операций (после 12 лет)

Теперь ребенок может мыслить и конкретно, и абстрактно, воображать несуществующие объекты, понимать метафоры, мыслить по аналогии с чем-либо. Для мышления ребенку уже не требуются физические объекты. Ребенок может строить гипотезы, воспринимает процесс получения знаний как единое целое, а не только по конкретным темам. Все операции перешли во «внутренний план».

А что если развитие происходит непоследовательно или какой-то навык никак не проявляется? Тут всем родителям нужно запастись терпением и понимать, что развитие каждого ребенка происходит индивидуально, иногда ребенку требуется больше или, наоборот, меньше времени, чтобы научиться чему-то, приобрести навык. И невозможно перескочить какую-то стадию или ускорить ее прохождение. Главное — не давить на ребенка и не делать грубых ошибок, пытаясь поторопить его в когнитивном развитии.

Источник

Парадоксы IQ: можно ли стать умнее?

до какого возраста формируется интеллект. Смотреть фото до какого возраста формируется интеллект. Смотреть картинку до какого возраста формируется интеллект. Картинка про до какого возраста формируется интеллект. Фото до какого возраста формируется интеллектIQ – это показатель интеллектуальных способностей человека. Долгое время считалось, что IQ является константой, но ученым из Университетского колледжа в Лондоне удалось доказать, что показатели интеллекта нами во многом приобретается, а не даются от рождения.

Если вспомнить исторический опыт, то специалистам можно поверить. Не раз случалось, что из детей, которые казались взрослым очевидно несообразительными, впоследствии вырастали блестящие умы своего времени. Альберт Эйнштейн не разговаривал до 4-х лет, и его считали умственно отсталым. Наставник известного изобретателя Эдисона говорил, что он глупый и совершенно ничего не может выучить. Великий скульптор Роден не поступил в школу искусств, отец называл его идиотом… Существует, кстати, и обратная статистика. Около 90% детей, проявляющих в раннем возрасте поразительно высокие способности (так называемые вундеркинды), с возрастом становятся обыкновенными людьми – заурядными и ничем не примечательными.

Когда речь заходит о том, что IQ человека не меняется, важно понимать, что при этом имеют в виду специалисты. О неизменности этого умственного показателя первым заговорил в 1912 году немецкий психолог Уильям Штерн, изучавший, как соотносятся друг с другом интеллектуальный возраст и биологический. Именно после его исследования в науке закрепилось понятие IQ (хотя еще раньше, в 1905 году разделить биологические и умственные параметры человека догадались французский исследователь Альфред Бин и его коллега Теодор Саймон, работавшие с умственно отсталой молодежью). Исследование Уильяма Штерна доказывало, что соотношение ума и физиологии оставалось практически неизменным в процессе взросления детей – в результате и укоренилось представление об IQ, как о чем-то постоянном.

Как выявить IQ

Для этого существуют различные тесты. Например, едва ли не самый известный – список задач, составленных Альфредом Бине. Их используют во Франции учителя начальных школ, которые таким образом определяют способность своих учеников к обучению (высокая, средняя, низкая). Задачи Бине выявляют в ребенке потенциал к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Если ребенок решает количество задач, которое точно соответствует статистической норме для его возраста, значит, его умственный и хронологический возрасты совпадают. Или, по-другому, его IQ = 100.

Что интересно: многочисленные наблюдения показывают, что люди с низким IQ имеют низкую успеваемость, а вот обладатели среднего или высокого IQ могут учиться как угодно. При низком IQ практически отсутствует тяга к творчеству. При высоком она тоже может не проявляться, однако, если все-таки творческая жилка заявляет о себе, то чаще всего, это приводит человека к ощутимому успеху.

Тесты на выявление интеллектуального потенциала существуют и для взрослых. При этом можно определить как уровень общего интеллекта – IQ, так и узнать, какая сфера интеллекта преобладает – вербальная (связанная с речью) или невербальная (образное, практическое мышление).

Как меняется интеллект

Показатели интеллекта меняются и во взрослом возрасте. Уровень интеллекта достигает пика в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но не у всех людей! Стабильно высокие показатели интеллекта демонстрируют те, кто «тренирует голову» регулярными умственными нагрузками.

При этом, правда, ученые поясняют, что интеллектуальные возможности не безграничны. Да, интеллект можно развивать, но до определенных пределов, что обусловлено его генетической природой. Проще говоря, если человек начнет заниматься математикой или музыкой, то в ходе занятий его способности будут развиваться, но стать гением в математике или музыке дано лишь единицам. С другой стороны, результаты различных программ по развитию интеллекта (на детском возрасте) показывают, что интеллект можно повысить путем интенсивных тренировок, но потом, если прекратить тренировки, интеллект возвращается к прежнему уровню. Так что читайте и думайте! Лонгитюные (длительные) исследования на огромных выборках убедительно доказывают, что интеллект определяет жизненный успех: в целом, более умные имеют больше шансов на получение высшего образования, они заканчивают более престижные университеты, получают более престижную работу после окончания вуза, быстрее продвигаются по служебной лестнице, а их зарплата выше, чем у людей с низким интеллектом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *