до какого возраста формируется характер кошки
Психическое развитие и становление навыков социального поведения у котят.
Социальное поведение у кошек может развиваться в двух направлениях. Одна из форм социального поведения — жизнь в кошачьей колонии, а другая — жизнь в человеческом доме в качестве домашнего питомца.
ЖИЗНЬ В КОШАЧЬЕЙ КОЛОНИИ
Что представляет собой кошачья колония?
Существует распространенное мнение о кошке как об одиноком охотнике. С одной стороны, это действительно так. В дикой природе кошки охотятся и передвигаются по своей территории в гордом одиночестве, общаясь друг с другом лишь в брачный период. Но неподалеку от человеческого жилья (т.е. вблизи источников питания) эти одинокие охотники часто образуют социальные группы — кошачьи колонии.
В колониях кошки узнают друг друга и имеют разные взаимоотношения с разными членами группы. Несмотря на то, что в колониях различных видов животных существуют определенные правила сосуществования отдельных особей, колонии по сравнению со стаями отличаются достаточно мягкой иерархической структурой.
Так, жизненный уклад членов кошачьей колонии определяется доминирующими особями лишь до известной степени, а самый уважаемый представитель колонии, если таковой имеется, не может претендовать на звание вожака (безраздельного господина), так как и его функции в кошачьем социуме ограничены.
Например, в пределах кошачьей колонии большинство особей имеет свою отдельную мини-территорию (уголок в сарае или коробку на свалке), а пищевое и охотничье поведение животных целиком самостоятельно.
Важно отметить, что все сказанное выше относится к кошачьим колониям, живущим на открытом пространстве. В пределах человеческого жилища кошки образуют группу с более строгой иерархией. Это понятно — чем меньше территория обитания, тем рельефнее проявляются взаимоотношения членов социума, и тем острее становится необходимость эти отношения упорядочить.
Кошачью колонию, живущую на открытом пространстве, можно сравнить с человеческим общежитием, где определенная часть жизни проходит в относительной изоляции от посторонних глаз, а часть — в «местах общего пользования».
Пребывание в « местах общего пользования» предполагает соблюдение определенных правил социального поведения не только по отношению друг к другу, но и по отношению к человеку. Умение контактировать с человеком — залог благополучия колонии (ведь кошачья колония целиком зависит от источников питания, регулируемых человеком, — зернохранилищ, населенных мелкими грызунами, городских свалок, где в изобилии имеются остатки человеческой пищи).
Кошачьи колонии традиционно существуют в некоторых рыбацких поселках Западной Европы, где кошки выработали несколько успешных паттернов пищевого поведения, направленных на человека, — попрошайничество, терпеливое ожидание улова на берегу и др.
Благополучно существующая кошачья колония — весьма гибкая социальная система, а способность к социализации у кошек заложена генетической программой и совершенствуется у отдельных особей в процессе научения на протяжении всей жизни.
В кошачьем социуме отдельная особь с рождения до старости общается с себе подобными и, в результате сложных «межличностных» отношений, совершенствует свое социальное поведение.
При этом основные правила поведения усваиваются котенком от матери уже к двухмесячному возрасту и «тестируются» в ходе социальных игр с однопометниками. Кроме того, в возрасте восьми недель котенок уже сформирован психически в основных аспектах, и и дальнейшем его характер принципиально не меняется. Так, после двухмесячного возраста невозможно из робкого котенка воспитать бойкого смельчака и наоборот.
ЖИЗНЬ С ЧЕЛОВЕКОМ
Наивысшее проявление способности кошки к социализация — жизнь с человеком под одной крышей.
Однако бывает так, что недавно приобретенный (или найденный) питомец огорчает владельца своим асоциальным поведением — проявляет агрессию, злостное непослушание, нежелание общаться и обучаться. К сожалению, сравнительно немногие серьезные инверсии поведения кошек и лишь некоторые особенности их характера поддаются успешной коррекции. И здесь необходимо знать особенности различных этапов психического и социального развития котенка в младенческом и подростковом периоде, так как без такого знания невозможно понять природу и суть проблемы.
Такое знание помогает владельцу сделать правильный выбор — запастись терпением и попытаться скомпенсировать недостатки в развитии, или вовремя согласиться с тем, что старания обречены на провал (бывает и такое).
Все сказанное выше относится, например, к необъяснимой на первый взгляд агрессии питомца, который недавно поселился в вашем доме.
Если агрессия вызвана стрессовым состоянием от нахлынувших новых запахов и звуков, то она скоро пройдет.
Но если агрессия новичка становится перманентной, если питомец способен всерьез покусать человека, то, скорее всего, мы имеем дело с невосполнимыми недостатками психического развития и отсутствием определенных навыков социального поведения.
Психическое формирование котенка начинается на стадии внутриутробного развития. Если кошка-мать сильно недоедает во время беременности, возникает риск того, что у котят сформируются слабые способности к обучению, котята вырастут менее общительными и более эмоциональными по сравнению с другими котятами.
Если мать во время беременности питается низкобелковой пищей, ее котята нередко вырастают с повышенным уровнем страха и агрессии.
Плохо питающиеся кошки производят котят, которые медленнее учатся ползать, ходить, бегать, играть, у них позже открываются глаза, они хуже ориентируются в пространстве.
И даже если котята от плохо питавшейся в период беременности матери получают полноценное питание от кошки в период лактации, они все равно отстают в развитии. Более того, котята от плохо питавшихся матерей не редко сами производят на свет котят с дефектами обучаемости, эмоциональной патологией и задержками физического развития.
Для рождения психически полноценного потомства очень важен эмоциональный покой кошки во время вынашивания детенышей. Брюс Фогл, известный английский ветеринарный врач и специалист по поведению домашних животных, приводит интересные данные, касающиеся внутриутробного развития котят:
За несколько дней до родов кошка становится беспокойной и начинает искать укромный уголок, где она сможет родить своих малышей. Владельцу следует предложить питомице безопасное место для родов — например, просторную коробку или нижнюю полку в бельевом шкафу.
Защищенность — это главное, что необходимо обеспечить кошке во время родов. Если во время родов кошка почувствует опасность, это может привести к сбою в инстинктной программе родового поведения, особенно у первородящих кошек.
Самое лучшее, что вы сможете сделать для кошки во время родов, это не превратить роды в представление. Если ваши близкие хотят наблюдать роды, пусть находятся на некотором удалении и не проявляют признаков эмоционального возбуждения. Как бы беспокойно ни вела себя кошка во время родов, ее поведение не должно вызывать у вас волнения. Кошка может ложиться, вставать, рыть подстилку, крутиться, садиться на корточки, снова ложиться.
Учтите также, что чем более социализированы будут котята, тем лучше для них и для вас. Поэтому постарайтесь, чтобы кошка родила котят там, где у вас всегда будет к ним доступ.
Некоторые кошки сами выбирают место для родов буквально «под боком у хозяина». Например, хозяйскую постель. Что ж, если ваша кошка сделала такой выбор, вам повезло — большего проявления доверия и привязанности трудно вообразить.
Итак, котята родились. Первые две недели жизни котят называют неонатальным (новорожденным) периодом. Слепые и глухие от рождения, котята используют обоняние и осязание, чтобы находить материнский сосок. Социальная активность у котят в этот период минимальна. Она сводится к лишь к тому, что котята «дерутся» за наиболее молочные соски, активно отталкивая друг друга лапками (такое поведение лишь условно можно назвать дракой).
Те м не менее, общение человека с котятами нужно начинать в этот период. Котят следует время от времени осторожно брать на руки и нежно поглаживать.
РАЗВИТИЕ
В возрасте двух недель котенок ощущает запахи, слышит и видит. Как только глаза котенка откроются и сфокусируются, начинается период ранней социализации (ранний сенситивный период), который продолжается до 9-недельного возраста.
К трем неделям у котят прекрасно развито обоняние, и они видят достаточно хорошо, чтобы найти мать не по запаху. У них уже есть способность до некоторой степени контролировать свою температуру, они могут ненадолго покидать «гнездо».
С четвертой недели хорошо развивается слух, чувство обоняния становится полнее, прорезаются молочные зубы, и котята начинают активно играть с однопометниками и предметами.
Роль социальной игры в развитии котят такая же, как и у человеческих детей, — она готовит потомство к взрослой жизни. В ходе социальных игр котята учатся в том числе и деликатному игровому поведению — мать неизменно наказывает котят за чрезмерное покусывание и царапание, ту же функцию выполняют и рассерженные неделикатным обращением однопометники.
Излишняя игровая агрессия по отношению к человеку (болезненное нападение на руки или ноги) указывает на то, что котенок был рано разлучен с матерью и однопометниками. К счастью, игровая агрессия (не путать с агрессивным характером) сравнительно легко поддается коррекции.
Владельцу следует отучать котенка от покусывания человеческих рук и ног, настойчиво предлагая питомцу интерактивные игры с использованием так называемых удочек — палочек с привязанными к ним маленькими меховыми игрушками.
Легкий неожиданный щелчок по носу как реакция на болезненное покусывание или царапание также принесет пользу.
В ранний сенситивный период котят необходимо обеспечить всевозможными игрушками, а если котенок уже разлучен с родной семьей, человеку следует как можно больше самому играть со своим любимцем.
Как только котята пробуют покидать «гнездо», мать начинает приучать потомство к чистоплотности. В норме кошка отлично справляется с этой задачей, а функция человека сводится лишь к тому, чтобы обеспечить семейство удобным просторным лотком или несколькими лотками. Если кто-либо из котят упорно избегает лотка, попробуйте предложить котенку индивидуальный лоток и регулярно сажайте его туда, особенно после еды (так же, как человеческого ребенка на горшок).
В случае послушания неизменно награждайте лаской и игнорируйте непослушание.
Вам необходимо сделать так, чтобы котята полюбили лоток. Для этого поставьте лоток (или лотки) в безопасном месте, подберите подходящий наполнитель и форму лотка. Если котята играют или даже спят в лотке, значит, вы все сделали правильно.
В пятинедельном возрасте котята видят, как взрослые. Они способны бегать, огибая препятствия, следовать глазами за добычей и фактически подкрадываться и набрасываться. Таким образом, с пятинедельного возраста развивается предаторное (охотничье) поведение.
В основе охотничьего поведения лежит инстинктная программа, важную роль играет также обучение посредством наблюдения. Если мать ведет свободный образ жизни, то она начинает приносить котятам живую добычу и стимулировать охотничье поведение. Поэтому самые активные и самые искусные охотники вырастают из котят, чье раннее детство прошло в обществе матери.
В раннем сенситивном периоде котята начинают ухаживать за собой и собратьями. Любопытно, что вылизывание, кроме гигиенической и терморегулирующей функций, выполняет также «психотерапевтическую» функцию. Вылизываясь, кошки успокаиваются. Частое умывание может указывать на то, что кошка испытывает эмоциональное напряжение и чревато чрезмерной потерей волосяного покрова. В отдельных случаях, в состоянии сильного стресса, кошка может упорно вылизывать хвост и даже отгрызать кончик хвоста.
Взаимное вылизывание укрепляет социальные связи в закрытых кошачьих сообществах.
Вылизывание — это важнейший поведенческий акт кошки-матери, направленный на обеспечение психического комфорта у котят, что является залогом формирования уравновешенной психики.
Человеческое поглаживание — аналог кошачьему вылизыванию, вот почему оно так важно для котенка в период раннего развития. Поглаживание также необходимо для установления тесной связи между человеком и котенком. В ранний сенситивный период котят необходимо часто брать на руки и длительно поглаживать.
Опыт поглаживания котят в период ранней социализации был описан несколько лет назад Эллин Карш из Университета Филадельфии. В ходе эксперимента выяснилось, что котята, которых поглаживали не менее 40 минут в день, вырастали сильно привязанными к своим хозяевам, а 15-минутного поглаживания было явно недостаточно для формирования прочной связи с человеком.
Эллин Карш — не единственный этолог, описавший важность ласки. Тридцать лет назад английские ученые заметили, что когда сиамских котят гладили в период ранней социализации, они раньше вылезали их коробки-гнезда и даже раньше развивали характеристики взрослой окраски тела.
К семинедельному возрасту у котят пропадает потребность в материнском молоке, но если такая возможность сохраняется, котята продолжают сосать мать еще несколько месяцев, не обращая внимания на отсутствие молока. От матери исходит ощущение безопасности, защищенности, покоя, что способствует становлению психического равновесия и развитию дружелюбного нрава у котят.
Как и другим детенышам высших млекопитающих, котятам полезно как можно дольше находиться у материнской груди. Если котят отняли от матери раньше восьминедельного срока, котята могут вырасти гиперактивными, с повышенным уровнем агрессии.
Верным показателем раннего сиротства у кошек является привычка посасывать шерстяные вещи.
Итак, если есть такая возможность, постарайтесь выяснить, в каких условиях проходила беременность у кошки, которая является матерью вашего питомца, в каком возрасте питомец был разлучен с семьей и каков его детский социальный опыт.
Это объяснит многие особенности поведения как котенка, так и взрослой кошки. Изоляция от родной семьи в возрасте раньше восьми недель чревата многими поведенческими и психическими проблемами.
В частности, избегание лотка — наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы кошек и котов, — иногда является следствием раннего сиротства. Ведь избегание лотка, помимо других причин, может быть вызвано чувством тревоги,а вызвать чувство тревоги у психически неустойчивых кошек может даже незначительный фактор.
Период поздней социализации, продолжающийся с 9- до 16-недельного возраста, характеризуется тем, что на этот период у котят приходится пик социальной игры и игровой активности.
Котята также активно борются за свой социальный статус. Если котенок в этот период уже не живет в родной семье, он может пробовать утвердить свое приоритетное положение по отношению к человеку.
Конечно, нельзя допускать излишних поблажек, но воспитательный процесс в этот период должен отличаться деликатностью — ведь в период поздней социализации все еще продолжается формирование психики питомца. Для человека это, пожалуй, один из самых сложных периодов в воспитании котенка. Котенок готов безостановочно играть, охотиться, носиться по периметру помещения.
Период с 9 до 16 недель — пик лазания по вертикальным поверхностям. Владелец должен позаботиться о наличии кошачьего деревца или других предметов для лазания, а также о наличии когтеточки. Желательно, чтобы в доме был специальный кошачий туннель (его легко самостоятельно сделать из нескольких картонных коробок). Такой туннель, как правило, приходится по вкусу любому котенку.
Период поздней социализации отличается активным ментальным развитием котенка.
9 недель — самый подходящий возраст для того, чтобы начинать обучение основным командам, а также предлагать котенку решение простейших логических задач. В основном, конечно, это задачи на добывание лакомства, но они в достаточной степени развивают сообразительность питомца.
Интересная методика в области ментального развития котят практикуется в некоторых европейских ветеринарных центрах. Это учебные классы для котят (kitten classes). Как правило, учебная группа состоит из 3-8 котят в возрасте от 7 до 14 недель. Занятия в группе проходят несколько раз в неделю и служат великолепным средством в деле ранней диагностики проблем поведения.
Занятия также позволяют выявить индивидуальные психические и ментальные особенности котенка и дать правильный совет владельцу по обучению и дрессировке, а также помогают социализироваться котятам, рано отнятым от матери и однопометников.
Успешное решение учебных задач наиболее способными котятами развенчивает миф о необучаемости кошки. Правда, для успешного обучения необходимо выявить, какой вид деятельности вызывает у кошки особую симпатию и строго следовать ее предпочтениям.
Этот простой принцип лежит в основе обучения кошек во всемирно известном театре Юрия Куклачева, где кошки с успехом выполняют то, что они сами любят делать. Дрессировщик лишь совершенствует природную склонность кошек к тому или иному виду деятельности — залезать в кастрюлю, карабкаться по плечу, перепрыгивать через препятствия и проч.
Формирование навыков социального поведения продолжается у кошек до года. К году обычно окончательно складывается и характер. Завершение подросткового возраста знаменуется становлением полового поведения.
Как развивается котенок
Котенок рождается слепым и беспомощным, но уже спустя полгода он становится активным и ловким подростком, маленьким, но хорошо вооруженным хищником с сильными инстинктами, которые помогают ему избегать опасностей и выживать в сложном и непредсказуемом мире. Это волшебное превращение происходит по определенным законам: каждый новый этап жизни наступает в свое время и накладывает свой отпечаток на характер взрослеющей кошки.
Этот материал подготовлен, на основе многолетних наблюдений и серьезных исследований в области проблем поведения домашних животных. Думаем, что факты, которые мы приводим, помогут заводчикам правильно организовать выращивание котят в питомниках, дадут ценную информацию людям малоопытным, но желающим вырастить здоровых и социально адаптированных котят своей домашней кошки, а также научат всех, кто хочет завести котенка, задать правильные вопросы заводчику и понять, правильно ли малыш рос в питомнике.
Первый месяц
Первый месяц жизни кошки можно сравнить с первым годом жизни ребенка [7]. Котенок проходит путь от полной зависимости от матери до частичной самостоятельности. К концу этого периода он способен устанавливать первые контакты с окружающим миром. Некоторые котята открывают глаза уже на второй день после рождения, другие — лишь на 16-й. Чаще всего это происходит в недельном возрасте. У котят, которых держат в затемненном месте, глаза открываются раньше, чем у тех, которые растут на свету. Недельный котенок уже пытается ходить — сначала неумело и осторожно, но спустя еще две недели достигает мастерства в этом нехитром занятии. К концу первого месяца жизни котенок начинает бегать [1].
В этот период для него самое главное — это его взаимоотношения с матерью. Братья и сестры для него сейчас лишь конкуренты за пищу. Мать кормит и греет котенка, а также помогает ему испражняться, вылизывая его животик и область вокруг ануса. К третьей неделе котенок научается оправляться самостоятельно, но кошка продолжает помогать ему примерно до 5-недельного возраста [2].
Заботливая, спокойная, дружелюбная к людям мать — это залог своевременного развития и хорошего характера котенка. Она учит котенка и наказывает, удерживая задней лапой или ударяя передней по носу, если он, заигрываясь, кусает ее слишком сильно. Котята-сироты, которых выкармливают искусственно, хуже контролируют свои действия и могут впоследствии случайно причинить боль своему сородичу или хозяину [4].
Первые три недели жизни котята получают лишь молоко мамы-кошки. На четвертой неделе малыши начинают знакомиться со «взрослой» пищей. Если кошка охотится, в это время она начинает приносить в гнездо добычу, и котята запоминают вид и запах жертвы. В этот период кошка не постоянно находится рядом с котятами, а предпочитает наблюдать за ними на расстоянии [1]. В отношении кормления ее тактика тоже меняется: она все чаще останавливается неподалеку от котят и ждет, что они подойдут сами.
Если передвижения кошки ограничивать, например, удерживать ее в тесной клетке вместе с детенышами, котята начинают донимать кошку играми. Ее отношение к ним становится менее терпимым, и котята, во всем подражающие матери, также начинают играть друг с другом более агрессивно. Впоследствии такое поведение закрепляется и становится чертой характера.
Второй месяц
Ко второму месяцу жизни котенок становится еще самостоятельнее и впервые покидает гнездо. Совершенствуются его коммуникативные навыки: он все больше начинает общаться с другими котятами. В этот период жизни он, собственно, и превращается в представителя своего вида — учится общаться и охотиться.
К концу первого — началу второго месяца жизни котята начинают играть друг с другом. Постепенно игры становятся все продолжительнее и ко второму месяцу превращаются в любимое времяпрепровождение детенышей. В игре они тренируют навык общения с сородичами, учатся понимать язык своего вида. В этот период котята сильно привязываются к своим братьям и сестричкам. Если у кошки всего один котенок, он растет более самостоятельным, не боится оставаться один. Когда котят несколько, они ведут себя более робко: боятся оставаться в одиночестве и стараются держаться вместе.
Несмотря на важность для развития малыша, игра с сородичами не заменяет игры с предметами, которая также должна занимать свое место в его жизни. Это совершенно особый вид игры — он помогает развить координацию движений, ощущение пространства. В природе эти навыки были необходимы маленькому хищнику для охоты [3].
Каждый, в чьем доме появились новорожденные котята, должен знать,
что в возрасте двух–семи недель малыши проходят период социализации, и за этот процесс ответственен человек. В это время котенку нужно познакомиться со всем, что будет окружать его в последующей жизни [5]. Несмотря на то, что этот период социализации у кошек очень короток — гораздо короче, чем, например, у собак, — он особенно «критичен». Если котенок проводит эти недели в бедном, скучном окружении, не общаясь с другими кошками или людьми, то впоследствии восполнить пробел в его развитии будет практически невозможно.
Примерно к 7-й неделе жизни котята начинают воспринимать информацию о своих сородичах по оставленному ими запаху. Они внимательно изучают мочевые метки других кошек. Одновременно развивается реакция «флемен», когда котенок открывает рот и морщит носик. В этот момент он анализирует запах мочи с помощью вомероназального органа, расположенного внутри нёба, который позволяет кошкам и котам узнавать о половозрелости, готовности к спариванию, примерном возрасте и здоровье своего сородича, оставившего метку [2].
С 2 до 6 месяцев
С каждым днем котенок становится все самостоятельнее, и вот мать впервые приносит им полуживую добычу. Вид убегающей жертвы вызывает у котенка инстинктивную реакцию — он прыгает на мышь или птицу, но не всегда может их умертвить. Тогда вмешивается мать. Подражая ей и друг другу, котята обучаются всему, что должен уметь хищник [3]. К 4 месяцам они уже сопровождают мать в охотничьих вылазках.
От 6 месяцев до года
Шестимесячного котенка взрослые кошки воспринимают как подростка и, если они сами в детстве получили хороший социальный опыт, относятся к нему довольно терпимо. С началом полового созревания котенок из подростков переходит в категорию молодых взрослых, и отношение к нему сородичей, соответственно, меняется.
Возраст 6–12 месяцев — это возраст отделения от матери и расселения у молодых кошек. Кошка-мать может довольно долго сохранять дружеское отношение к своей подросшей дочери и даже проявлять материнскую заботу. Полугодовалого сына она начинает отвергать. В природе это предотвращает близкородственные скрещивания. Однако, если пространство, на котором, живут кошки, ограничено, и сыну некуда уйти, постепенно гнев кошки снова сменяется на милость, и она может принести от сына потомство. В природе этого не происходит, так как молодому коту приходится конкурировать с более старшими и закаленными в сражениях самцами, и он вступает в размножение позже, когда достигает не только половой, но и психической зрелости.
Питание
Недостаточное питание кошки на втором месяце беременности и в первые недели после родов, а именно нехватка белковой пищи, приводит к задержке развития котят: они позже открывают глаза, позже начинают ползать, бегать, играть с сородичами, плохая координация движений мешает развиваться охотничьему и игровому поведению, и все эти нарушения в целом приводят к сложностям в общении с сородичами [2]. Котята вырастают пугливо-агрессивными, им трудно привыкать к переменам, любое неожиданное событие ввергает их в шоковое состояние [6]. Об этих сложностях в поведении стоит знать тем, кто подбирает котенка на улице. Чтобы вырастить из него хорошего компаньона, возможно, придется приложить больше усилий, чем с котенком домашней кошки.
Интересно, что котята в возрасте 2–6 месяцев легко подражают не только матери и другим кошкам, но и собакам, если те живут с ними в одном доме. Они могут пытаться сопровождать хозяина и даже обучаются некоторым командам. Это выглядит фантастически. Однажды я дрессировала щенка йоркширского терьера, в течение 20 минут обучая его подходить по команде и садиться у левой ноги хозяйки. Молодой кот все время крутился неподалеку, пытаясь выкрасть кусочки курицы, которыми поощряли щенка. Потерпев неудачу, кот выждал момент, когда щенок не выполнил команду, прыгнул на пол, подбежал к хозяйке и сел ровно у ее ноги, как вышколенная овчарка. Нужно ли говорить, что он тут же получил желанное лакомство?
Изоляция
Как мы уже говорили, изоляция котенка в раннем возрасте приводит к необратимым последствиям. Если котенок был отобран у матери в первые дни после рождения, он вырастает более агрессивным. Отсутствие общения с сородичами до 7 месяцев приводит к развитию страха перед ними, преодолеть который будет тем сложнее, чем ограниченнее был опыт детства котенка. Изоляция котенка от рождения до года негативно влияет на его нервную систему, у него нарушается ритм сна и бодрствования.
Если котенка забрать от матери на третьей-четвертой неделе жизни, то есть еще до того, как он естественно и постепенно перейдет на питание твердой пищей, его охотничье поведение разовьется раньше и сильнее обычного. То же происходит и с котятами-сиротами, которых выкармливают из соски.
Врожденные склонности
В формирующийся характер котенка вносят свой вклад генетическая предрасположенность, условия, в которых протекала беременность его матери-кошки, а затем условия, в которых детеныш провел первые месяцы своей жизни. По врожденным склонностям кошек можно условно разделить на три группы: робкие, агрессивные и общительные [2]. Эти базовые свойства могут усиливаться или ослабляться лишь до какой-то степени, они остаются фоном для всех последующих наслоений опыта жизни котенка.
Таблица соответствия возрастов кошек и людей
Возраст Возрасткотенка человека |
0–1 мес. 0–1 год |
2–3 мес. 2–4 года |
4 мес. 6–8 лет |
6 мес. 10 лет |
7 мес. 12 лет |
12 мес. 15 лет |
18 мес. 21 год |
2 года 24 года |
Использованная литература:
1. Кроувел-Дэйвис Ш. Социальное поведение, коммуникация и поведенческое развитие у кошек / Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. М.: Софион, 2005
2. Оверол К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. М.: Софион, 2005.
4. Casey R.A., Bradshaw J. W.S. The effects of additional socialisation for kittens in a rescue centre on their behaviour and suitability as a pet // Applied Animal Behaviour Science. 2008. V. 114, 196–205
5. Frank D., Dehasse J. Differential Diagnosis and Management of Human-Directed Aggression in Cats // Veterinary Clinics of North America: Small Animal Practice. 2003. V. 33, N 2, 269-286
6. Karsh EB: The effects of early handling on the development of social bonds between cats and people, in Katcher AH, Beck AM, (eds): New perspectives on our lives with companion animals. Philadelphia, University of Pennsylvania Press. 1983. 22-28
7. Reisner I.R., Houpt K. A., Erb H.N., Quimby F.W. Friendliness to Humans and Defensive Aggression in Cats: The Influence of Handling and Paternity // Physiology & Behavior. 1994. V. 55, N6, 1119-1124
8. Vogt A.H., Rodan I., Brown M., Brown S., Buffington C.A.T., Forman M.J.L., Neilson J., Sparkes A., Feline life stage guidelines // Journal of Feline Medicine and Surgery. 2010. V. 12, 43-54
Статья была опубликована в журнале «Мой Друг Кошка» №3, 2011
Спасибо за репост! 🙂