до какого возраста текут слюни у ребенка комаровский
До какого возраста текут слюни у ребенка комаровский
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.
Статья:
В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.
Предварительная работа
Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.
Основной этап работы
Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).
Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.
2. Полоскание полости рта.
Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж.
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Рис.2. Массаж в углублениях под языком.
Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).
4. Жевание твёрдой пищи.
Инструкция для родителей детей-дизартриков:
5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).
Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
«Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
«Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).
аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
У ребенка текут слюни: что делать?
Время чтения: 5 мин.
В день у обычного человека вырабатывается от 500 мл до 2 000 мл слюны. Она играет важную роль в нашем организме: смачивает пищу, способствует пережевыванию и проглатыванию, увлажняет язык и губы во время разговора, способствует нормальной речи, очищает зубы и десны и поддерживает нормальную гигиену полости рта. Слюна регулирует кислотность в пищеводе (слюна имеет щелочной PH), разрушает микроорганизмы и очищает от токсических субстанций, усиливает восприятие вкуса, начинает переваривание углеводов (содержит для этого ферменты). Однако при некоторых заболеваниях количество слюны увеличивается и она вытекает изо рта, что, в свою очередь, доставляет дискомфорт.
Почему это случается и что с этим делать, разбираемся с Натальей Саввой — кандидатом медицинских наук, доцентом, директором Благотворительного фонда «Детский паллиатив» по научно-методической работе.
Что такое слюнотечение?
Вытекание слюны изо рта может возникать при:
Каждый ребенок имеет свою причину или сочетание данных факторов. Поэтому для подбора правильного лечения нужно выяснить, что лежит в основе слюнотечения у каждого ребенка индивидуально.
У здоровых детей бывает слюнотечение?
Обычно слюни текут у детей до года (пик приходится на 5-6 месяцев). Полностью это возрастная особенность исчезает к двум годам — к этому моменту у ребенка функционально созревает ротовая полость.
Кроме того, повышенное слюнообразование у детей возникает, когда у них растут зубы, они находятся в психоэмоциональном возбуждении, если их тошнит и рвет.
Слюнотечение может возникнуть из-за вкуса или запаха еды, специй, кислоты, приятных и неприятных физических и эмоциональных стимулов, а также в предвкушении еды или от страха боли.
Что может вызывать слюнотечение или усиливать его?
Причинами слюнотечения или его усиления могут стать:
Эти состояния могут вызывать или усиливать нарушение позиционирования (плохой контроль головы и шеи), проблемы с зубами и зубные конструкции, использование лекарственных препаратов (например, для лечения эпилепсии).
При каких заболеваниях повышается слюнотечение?
Есть заболевания, при которых слюнотечение усиливается: временно или хронически, в зависимости от того, можно ли вылечить причину слюнотечения.
Повышенное образование слюны и/или нарушение удержания слюны в полости рта возникает при:
Чем лечится слюнотечение?
Важно вовремя выявить и начать лечение причины слюнотечения, следить за гигиеной полости рта, регулярной чисткой зубов, снятием зубного налета. Желательно заменить препараты, вызывающие или усиливающие слюнотечение (только после консультации с врачом). Водите ребенка к стоматологу чаще — каждые 4-6 месяцев.
Физиотерапия улучшит смыкание челюстей и работу языка, разработает подвижность языка, его силу и расположение в ротовой полости, улучшит смыкания губ, особенно во время глотания. Также полезны позиционирование и разработка глотания (логопедический массаж).
Если у ребенка умеренное слюнотечение, нормальный или почти нормальный интеллект и высокая мотивация избавиться от слюнотечения, может помочь поведенческая или биофидбэк терапия. Правильность глотания отслеживается родителями или с помощью специальных компьютерных программ.
Чтобы слюна не раздражала кожу или при возникновении мацерации (набухание и сморщивание кожи от длительного контакта с водой) используйте барьерный крем или мазь.
Препараты начинают с минимальных доз и наращивают до максимальных осторожно в зависимости от клинического эффекта.
Фото Александры Глаголевой
Ботуллинотерапия используется для лечения мышечной спастики, например, при ДЦП. Лекарство блокирует нервные импульсы в мышцах, потовых и слюнных железах. При слюнотечении лекарство в условиях дневного стационара (круглосуточное наблюдение не требуется) под контролем УЗИ и местной анестезией вводится непосредственно в слюнную железу.
Терапия состоит из четырех уколов, которые ставят в подчелюстные и околоушные железы. В среднем слюноотделение уменьшается на 6 месяцев. Побочные эффекты минимальны, обычно проявляются в месте инъекции. Могут незначительно нарушиться речь и глотание.
Хирургическое лечение назначают детям старше 6 лет с профузным неконтролируемым слюнотечением (если консервативная терапия не имеет эффекта в течение 6 месяцев).
Есть разные виды хирургических операций для лечения слюнотечения (например, деиннервация слюнной железы, иссечение слюнной железы (например, подчелюстной), перевязка протока слюнной железы и др). Операция длится 60-90 минут, требует общего наркоза и круглосуточного пребывания в больнице в течение нескольких дней.
При иссечении слюнных желез есть высокий риск повреждения близлежащих нервов и паралича мускулатуры, которую этот нерв иннервирует. Побочные эффекты в ранний период после операции могут включать кровотечение, отек, инфекцию и нарушение глотания.
Осложнения слюнотечения
Слюнотечение – это косметический дефект. Он может привести к социальной изоляции и иметь очень тяжелые психологические последствия для ребенка и всей семьи. Слюнотечение может вызвать у ребенка эмоциональный и физический дискомфорт. Дети со слюнотечением могут промачивать не только собственные игрушки и книжки, но и вещи окружающих людей, что особенно негативно воспринимается в общественных местах и организованных детских коллективах. Сильное слюнотечение увеличивает нагрузку на родителей: нужно постоянно менять вещи и промакивать слюну.
Слюнотечение способствует распространению инфекции, потере жидкости и электролитов, в тяжелых случаях может стать причиной дегидратации (обезвоживания), ухудшения артикуляции и речи.
Как одевать ребенка с сильным слюнотечением?
Слюнявчики и шарфы
Если слюнотечение сильное, используйте непромокаемые слюнявчики (например, силиконовые с карманом для сбора слюны или двойные с непромокаемым нижним слоем). Более взрослому ребенку поверх слюнявчика можно надеть красивый впитывающий слюну цветной платок с узором (так промокание менее заметно). Запасите несколько платков одного цвета: так будет незаметна их замена (менять платки нужно часто, чтобы не размножались бактерии и вещи на пахли).
Жилеты
Если промокает одежда, менять ее часто неудобно: надевайте поверх одежды жилеты, которые легко снимать и менять по мере промокания. Можно использовать ткань для ветровок, чтобы жилетка промокала медленнее.
Липучки
Воротники и другие части одежды могут быть на липучках, которые быстро отстегиваются и позволяют быстро сменить одежду даже в общественных местах.
Создано с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»
Использовано стоковое изображение от Depositphotos.
Прорезывание зубов в 2 месяца: норма или аномалия
Малыш капризничает, у него нарушился сон, берет грудь и сразу отпускает? Возможно, начался процесс прорезывания зубов. «Режутся зубы в 2 месяца?» – спросите вы. Когда ваш малыш совсем маленький, вы можете связать беспокойство малыша с какой-то болезнью, но никак не с процессом появления первых резцов. Давайте разбираться в возможных сроках прорезывания зубов. Регулировать их мы не в силе, но облегчить состояние детей при возникновении неприятных симптомов можем.
Могут ли резаться зубы у грудничка в столь раннем возрасте
Средние сроки появления зубов у младенцев – 6–8 месяцев. Первыми вырастают два нижних центральных резца, которые обычно прорезаются один за другим. Но стоит понимать, что временные рамки не ограничены. Иногда процесс может затянуться на некоторый период. Бывают случаи, когда первые резцы появляются и раньше. Поэтому на вопрос, могут ли зубы резаться в два месяца, ответ специалисты дают утвердительный. Отклонение временных рамок на несколько месяцев в обе стороны считается нормой. Только в том случае, если у годовалого ребенка нет ни одного зуба, стоит обратиться к врачу.
Каждый организм индивидуален, поэтому у некоторых младенцев в 2–3 месяца уже появляется первый зубик. Процесс определен не только генетикой, но и рядом других факторов:
Если мама в период беременности пила поливитамины или дополнительные минеральные комплексы с содержанием витаминов D и C, то сроки прорезывания зубов могут ускориться. Способствует этому и употребление женщиной кисломолочных продуктов в большом количестве.
Каковы симптомы прорезывания зубов
Только некоторые родители не сталкиваются со сложностями при прорезывании зубов у ребенка и замечают резец случайно, не понимая, когда он появился. В большинстве случаев процесс сопровождается неприятными симптомами:
Такие симптомы возникают не все сразу и могут по-разному сочетаться. Часто для родителей они становятся серьезным поводом для беспокойства. Даже сам факт, что у ребенка прорезываются зубы в столь раннем возрасте, их уже шокирует.
Важно не спутать признаки инфекционных или неврологических заболеваний, которые имеют подобную симптоматику, с процессом прорезывания зубов. Поэтому лучше показать младенца врачу. Поводом обратиться за помощью служат также такие симптомы: ребенок очень вялый, у него держится высокая температура (выше +38 ˚С), появилась рвота или язвочки во рту. Вырвать ребенок может и по причине обильного слюноотделения, когда слизь попадает в желудок. Жидкий и частый стул тоже свидетельствует о присоединении инфекции. Понос может стать причиной обезвоживания организма.
Чем помочь малышу
Если у младенца в 2 месяца начали резаться зубки, кроме усталости из-за бессонных ночей, родители испытывают тревогу за своего малыша. Поскольку его мучает боль, дискомфорт, он мало ест и плохо спит, необходимо помочь снять неприятные симптомы. Для этого используют такие методы:
В период прорезывания зубов важно обеспечить малышу правильный уход. Необходимо следить за чистотой соски. Слюну требуется вытирать только чистыми салфетками. Кожу вокруг рта следует смазывать специальным детским кремом. Нужно также больше гулять – свежий воздух пойдет только на пользу. Но мест большого скопления людей лучше избегать, чтобы малыш не подхватил дополнительно вирус.
При раннем появлении зубов у ребенка, если он находится на грудном вскармливании, стоит посетить стоматолога. Дело в том, что риск развития бутылочного кариеса в этом случае достаточно высок.
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.