до какого возраста у детей черно белое зрение
Что нужно знать о детском зрении?
Считается, что чтение и видеоигры могут испортить зрение ребенку и развить близорукость. Рассказываем, так ли это на самом деле, как прогулки влияют на глаза и нужно ли есть морковку.
Как устроено
Свет проходит через роговицу на передней поверхности глаза, затем попадает в хрусталик. Его задача сфокусировать луч на сетчатке. Она расположена на задней поверхности глаза и преобразовывает увиденное глазом в нервные импульсы, которые передает в головной мозг. Чтобы изображение получилось нормальным, роговица должна быть изогнута равномерно, а глаз — нормальной длины. Тогда пучок света попадает на сетчатку и мы хорошо и четко видим окружающий мир.
Близорукость развивается, если пучок света фокусируется перед сетчаткой из-за неправильной кривизны роговицы или увеличенной длины глаза. У новорожденных детей в норме глаз уплощенной формы. Получается, что расстояние до сетчатки короткое и световой пучок попадает за её пределы. Примерно к семи годам зрение приходит в норму.
Но если у ребенка есть склонность к близорукости, глаз продолжает расти и удлиняться. Так после точки нормального видения начинается снижение зрения. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда из-за бурного роста острота зрения может снизиться на одну–две единицы за год.
Почему ухудшается
Как понять, что у ребенка есть проблема
Родителям трудно заметить снижение зрения у детей. Ребенку не с чем сравнить свое видение окружающей среды и он не жалуется на размытые контуры предметов. Поэтому чаще всего на плохое зрение обращают внимание только в школе, когда ребенок не может разобрать, что написал на доске учитель.
Перед обращением к офтальмологу можно проверить зрение в домашних условиях. Особенно если нет возможности сразу обратиться к врачу за консультацией.
Также можно дать рассмотреть с большого расстояния обложку книги с крупными буквами или спросить, что нарисовано на картине на стене. Ребенок с близорукостью не сможет рассказать о мелких деталях и будет с трудом разбирать буквы на обложке.
Что делать
Если родители заподозрили проблемы со зрением у ребенка, то после посещения офтальмолога, в первую очередь стоит пересмотреть режим дня. Например, перенести уроки на вечер, чтобы днем освободить время на прогулки при солнечном свете.
« Для нормального развития у ребёнка зрительной системы ему важно ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 1,5-2 часов, причём в любое время суток — объясняет Виктория Акопян. — „Засчитывается“ как активное времяпрепровождение, так и спокойная прогулка. Также важно соблюдать гигиену зрения. Глаз человека изначально не приспособлен для нагрузки вблизи, тем более в таких масштабах, как сейчас. Поэтому при чтении, компьютерных играх и других напряженных для зрения занятиях, нужно делать перерывы на 3–5 минут каждые 30–40 минут. Во время отдыха нужно смотреть „вдаль“, например в окно».
Также полезно заниматься спортом. Особенно таким, где нужно взглядом следить за предметом: волейбол, теннис. Хорошо, если есть возможность записаться в секцию с занятиями на свежем воздухе: ролики, коньки, футбол.
«Освещение также играет роль в профилактике нарушений зрения у ребёнка, — предупреждает Виктория Акопян. — Должно быть хорошее общее освещение, а нагрузка вблизи — уроки или чтение —с настольной лампой. Не нужно ярких „холодных“ ламп, они только перенапрягают глаза».
Основную тактику лечения близорукости определяет офтальмолог. Но родители могут помочь ребенку принять изменение образа жизни. Особенно сложно может быть подростку, если он стесняется носить очки. В этом случае можно рассказывать про известных людей или книжных персонажей в очках, подумать о контактных линзах или обратиться за помощью к психологу. Главное, чтобы ребенок понимал, что проблемы со зрением не делают его хуже.
– соблюдать режим отдых/нагрузка
– помнить про правильную посадку ребёнка на рабочем месте, расстояние от глаз до листа или монитора должно быть 30–35 см — поэтому важно держать спину прямой во время занятий
– использовать удобное, хорошо освещенное рабочее место
– смартфон, компьютер или другой гаджет должны иметь хорошее разрешение и качество изображения, желательно не менее full HD 1920/1080
– ребенок должен ежедневно гулять на улице не менее 2–3 часов в день, сидеть на лавочке с гаджетом не считается.».
Есть родители, которые сами ищут информацию в интернете и заставляют ребенка делать подобранные ими упражнения, есть морковку и добавки с черникой. Но эти меры как минимум не принесут пользы, а как максимум навредят. При выявлении первых же нарушений нужно идти к врачу. Это подтверждают и наши эксперты.
«При проблемах со зрением, особенно прогрессирующих, — предупреждает Мария Фадеева, — не рекомендуется заниматься самолечением, используя гимнастические методики и откладывая визит к офтальмологу. Поскольку отсутствие коррекции при потребности и неправильные гимнастические мероприятия могут приводить к ухудшению зрения».
Как избежать
По словам Виктории Акопян, зрительная гимнастика не имеет доказанной эффективности. Также бесполезно есть чернику или морковку в больших количествах . Единственный доказанный способ профилактики детской близорукости — ежедневные прогулки.
Если не получается гулять по два–три часа каждый день, то можно:
– купить лампу светотерапии и поставить около рабочего места ребенка. Важно выбирать с хорошей фильтрацией ультрафиолетового света и не меньше 2500 люкс. Чем больше яркость, тем короче будут ежедневные сеансы.
– выходить два–три раза в день на балкон на 15–20 минут или стоять у открытого окна. Можно придумать игру и считать красные машины или наблюдать за воробьями, главное почаще переводить взгляд на далекие предметы.
– увеличить доступ свежего воздуха в квартире даже зимой.
– устраивать спортивные пятиминутки и разминку каждые 30–40 минут.
Эти способы не заменят полноценную прогулку, но смогут уменьшить вред от долгого сидения дома из-за плохой погоды или болезни.
«Если у родителей плохое зрение, то ребенку важно соблюдать правила гигиены зрительных нагрузок, — рассказывает Мария Фадеева. — Что касается мультфильмов, то желательно воздержаться от их просмотра до 3-4 лет. Это будет на пользу как глазам, так и нервно-психическому развитию малыша».
Предупредить развитие близорукости у ребенка с наследственной предрасположенностью сложно. Но можно замедлить снижение зрения и избежать близорукости высокой степени с осложнениями.
Развитие зрения у детей
Главная / Блог / Развитие зрения у детей
Когда нужны осмотры офтальмолога?
Глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети рождаются с органами зрения, которые не полностью адаптированы к этому миру и недостаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, очертания предметов на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но он отлично различает свет и тьму.
Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.
Младенцам свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыша смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно, в довольно короткие сроки. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение. К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.
Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь. Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам. Запас дальнозоркости расходуется постепенно, по мере роста глаз, и в норме ребенок перестает быть дальнозорким к окончанию детского сада. Однако, если у ребенка при рождении этот «запас», данный природой, недостаточен и составляет примерно 2,0-2,5 диоптрий, то врачи говорят о возможном риске развития миопии, так называемой угрозе близорукости.
По плану диспансерного наблюдения первый осмотр офтальмолога приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.
В 12 месяцев на приеме офтальмолога проверяется острота зрения на специальных приборах.
Проверка зрения у детей. Как осуществляется развитие зрения у новорожденных?
В первые три дня жизни новорожденного ребёнка врачи проверяют его зрение. Данная процедура имеет большое значение, как предупредительная мера диагностики потенциальных заболеваний и отклонений. Как же проводится проверка зрения у детей в столь раннем возрасте, и как часто необходимо проводить такие процедуры в первый год жизни?
Зрение у новорожденных детей от идеального очень далеко. Развиваться зрительные органы будут ещё в течение восьми месяцев. Новорожденные малыш видят окружающий мир вовсе не так, как взрослые. Связано это с тем, что в момент рождения сетчатка детского глаза еще не до конца сформировалась, впрочем, как и непосредственно зрительный центр в головном мозге.
Другими словами, новорожденный ребенок физически полностью готов к восприятию внешнего мира путём зрения, пусть и не чётко, но его мозг до конца еще не умеет правильно обрабатывать получаемую от глаз информацию. Непосредственно острота зрения новорожденного ограничивается исключительно способностью определять локализацию источников света и определять движущиеся объекты находящиеся вблизи от него. Именно по этим параметрам и осуществляется первая проверка зрения у детей сразу после рождения.
Первый год жизни и этапы формирования зрения у ребёнка.
Младенцы способны фокусировать свой взгляд на расстояние не более 30 см от себя. Кроме того, всё что дальше, представляется маленьким пациентам размытым и однородным. Единственно, в этой размытой дымке такие пациенты могут определить локализацию света, а также контраст тёмного и светлого, также, по факту, за счёт отражения света.
Мышцы глаз младенцев ещё не окрепли, и это может выражаться в виде косоглазия или расхождение глаз в разные стороны. Многие молодые родители пугаются этого. Первый осмотр офтальмолога определяет уровень этих естественных дефектов и то, имеется ли какое-либо отклонение от допустимой нормы, которое потом может привести к необратимым последствиям.
Спустя месяц зрение проверяется повторно, уже непосредственно в детской поликлинике в процессе планового осмотра. Именно в этом возрасте наступает очередной этап развития зрения у детей.
Этапы развития детского зрения по месяцам жизни.
И так, развитие детского зрения происходит поэтапно. На каждом этапе зрение претерпевает определённые изменения, и каждый раз необходимо проверять и контролировать эти изменения.
Возраст 1 месяц. Ребёнок ещё очень плохо фокусируется на предметах. Он видит контраст чёрного и белого, фокусируется только на крупных и радикально ярких предметах, которые сильно выбиваются из общего вида. Большинство из того, что ребёнок может увидеть, должно располагаться от него на расстояние не более 25-30 см. Рассматривать объекты младенец может только в горизонтальной плоскости. Вертикальный обзор ему не доступен.
Возраст 2 месяца. У грудничка начинает улучшаться качество зрения. Он начинает различать основные цвета: красный, жёлтый. Белый и чёрные цвета в этом возрасте ребёнку уже знакомы. В этом возрасте над кроваткой ребёнка рекомендуется вешать яркие, контрастные игрушки, а также картинки в виде клеток или полосок чёрных и белых цветов. Это позволит ребёнку укрепить глазные мышцы, улучшить зрение.
Возраст 3-4 месяца. У ребёнка активно развивается моторика, что указывает на развитие мозга. Осязание неразрывно связано со зрительными функциями. Ребёнок начинает не просто осматривать предметы, но и оценивать их форму, размер. Дополнительная информация влияет на развитие зрительного центра, что в итоге приводит к тому, что позже ребёнок сможет оценивать расстояние, воспринимать зрительно предметы как трёхмерные объекты, а не двухмерные.
Возраст 5-6 месяцев. В этом возрасте ребёнок чётко различает черты лиц окружающих, границы предметов. Зрение и зрительный центр настолько развиты, что ребёнок запоминает и узнает предметы, даже если видит только часть предмета. Именно в этом возрасте у детей появляются любимые игрушки, любимые вещи. Движения ребёнка начинают быть более чёткими, скоординированными.
Возраст 7-8 месяцев. Зрительный центр полностью сформировался и дальше ребёнок будет уже учится им пользоваться. Глазные мышцы окрепли на уровне мышц взрослого человека, а значит младенческое косоглазие должно полностью пропасть. Если косоглазие всё ещё присутствует, в зависимости от его степени, оно может быть признано патологией в данном возрасте. На этом этапе дети уже начинают воспринимать мир по средствам зрения вполне полноценно, как взрослые. Есть небольшие погрешности в чёткости зрения и отклонениях оптической силы по причине младенческого астигматизма, который присутствует у всех новорожденных, но восприятие цвета, формы, расстояния, обзор в трёхмерной плоскости, всё это уже работает в том варианте, в котором будет работать всю жизнь.
Процесс формирования зрительного зрения у недоношенных.
В случае, если ребёнок родился недоношенным, как правило, на свет он появляется с недоразвитыми зрительными органами, что приводит к некоторым изменениям процесса развития зрительного аппарата. Зачастую, недоношенные дети в будущем страдают пониженным зрением. Причиной этого являются многие факторы.
Например, у недоношенных новорожденных веки не способны надёжно защищать глаза от яркого света. Более слабыми являются и глазные мышцы, и не редко, недоношенные дети страдают косоглазием или синдромом ленивого глаза.
Этапы развития зрения также отличаются и, в среднем, на 1-2 месяца сдвигаются во времени. Не редко, завершение формирования зрительного аппарата у таких детей заканчивается только после года, и очень часто зрение у таких детей значительно ниже, чем у сверстников, которые родились в срок.
Интересный факт: Медицинские данные указывают на то, что яркий свет неблагоприятно воздействует на глаза недоношенных детей, в плане развития сенсорных функций. Поэтому рекомендуется оберегать такого ребёнка от яркого света первые месяцы жизни.
В большинстве случаев методы современной медицины позволяют обеспечить условия, при которых зрение у недоношенных детей до развивается в процессе жизни правильно. Если осложнений нет, то после того, как недоношенный ребёнок окрепнет, его зрение не сильно отличается от зрения детей родившихся в срок. Как правило, разница практически полностью исчезает в возрасте двух лет.
На момент достижения срока планового рождения, очень часто недоношенные дети могут видеть даже дальше, чем новорожденные дети, родившиеся в срок. В полугодовалом возрасте, при правильном медицинском контроле, как таковых, серьёзных отклонений может вовсе не наблюдаться.
На заметку родителям.
Офтальмологи регулярно проводят проверку зрения у детей, но это не значит, что ответственность за здоровье ребёнка снимается с родителей. Именно родители должны внимательно следить за состоянием зрения ребёнка в периоды между этими проверками. В случае, если родители замечают не типичное для возраста ребёнка отклонение, необходимо сразу же обратиться к врачу не дожидаясь ухудшения.
Учитывая, что все дети отличаются друг от друга, у одних зрение может развиваться быстрее, чем у других. Но вот такие отклонения, как сильное косоглазие, когда глаза ребёнка косят постоянно, что не типично для младенцев, покраснения глаз, ненормальная реакция на свет – всё это неблагоприятные сигналы, которые нужно своевременно заметить. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем раньше врач предпримет меры, и тем больше шансов исправит надвигающееся проблемы.
Следует понимать, что в столь раннем возрасте, бездействие в течение одного – двух месяцев может стать фатальным для зрения ребёнка. Именно поэтому нельзя пренебрегать плановыми проверками зрения, даже если внешне кажется, что всё в порядке.
Зрение новорожденного до 1 года: норма и патология
Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.
Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.
В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.
Развитие зрительной системы
В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека» зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.
Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3-4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих», хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки» в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.
Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).
Родительский контроль
Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.
Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором, похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.
Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.
Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.
У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.
При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.
К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:
нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми»). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
птоз (опущение) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.
Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного» глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.
Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4–5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.
Специализированный осмотр офтальмологом
При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.
Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.
Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.
Динамическое наблюдение за ребенком
После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.
Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).
Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:
Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).
Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.
В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1–+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда, при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).
Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.
Когда надо обратиться к врачу срочно
Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.
Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.
Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!