до какого возраста эффективно применение психокоррекционных сказок
Сказкотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте
Ольга Романова
Сказкотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте
Ценность сказки многогранна в различных аспектах. Сказки – это наше детство, простые, но поучительные истории о различных мирах и героях. Раньше они передавались из уст в уста. Это не просто информация для развлечения, а определённые обучающие программы, которые могут помочь детям найти своё место в нашем сложном мире.
Сказкотерапия – это психологическая коррекция через сказку, эффективный, мягкий метод работы с детьми дошкольного возраста, особенно с эмоциональными и поведенческими затруднениями. Он основан на приемлемости, притягательности сказки как вида произведения для дошкольников, позволяет думать, мечтать, фантазировать.На разных этапах развития у детей могут появляться проблемы: капризы, непослушание, застенчивость, тревожность, неуверенность, лживость и даже агрессия. Ребёнок часто не прислушивается к просьбам и объяснениям взрослых, а интересную, захватывающую его внимание историю, переживает вместе с героями сказки. Ненавязчиво, в сказочно – волшебной форме, прослеживается положительный пример поведения. Сказкотерапия избавляет детей от навязчивых страхов, может помочь найти решения в сложных жизненных ситуациях, увидеть пути решения возникших конфликтов, понять и принять несправедливость, а часто и жестокость окружающего мира. Ребёнок различает добро и зло. Это прекрасная подготовка ко взрослой жизни.
Большой вклад в основу разработки сказкотерапии внесла Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. Она дала своё определение. Сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Для детей дошкольного возраста сказкотерапия проводится с учётом некоторых правил и принципов:
• Уместность. Предполагает выбор времени и ситуации.
• Искренность. Уверенность специалиста дошкольного образования в себе и в эффективности метода.
• Дозированность. Можно делать повторы аудиозаписи или рассказывания моментов, которые больше нравятся и вызывают эмоциональный отклик.
Работая со сказкой, необходимо придерживаться определённых форм:
1. Рассказывание сказки. Настоящие чувства и переживания ребёнок испытывает во время рассказывания, а не прочтения сказки. Он может комментировать, добавлять, задавать вопросы, сам составлять сюжетную линию.
2. Сочинение сказки. Можно вместе сочинить новую историю, переделать старую сказку, поменяв героев или их качества, сделать героем самого себя.
3. Рисование сказки. После прослушивания можно применить любой вид художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликация по прослушанной истории, чтобы показать свои чувства и тревоги.
4. Изготовление кукол. Кукла – понравившийся герой по сюжету сказки. При изготовлении уходит стресс, тревога, уменьшается страх, наступает расслабление.
5. Постановка сказки.Включает несколько этапов: рассказывание или прочтение, подготовка кукол-персонажей, обдумывание сюжета и затем процесс постановки. Участники выбирают сами роли, наделяют своих героев отрицательными или положительными качествами. Ребёнок раскрывает свой потенциал, освобождаясь от ненужной «скорлупы».
В «сказочной» деятельности для детей очень важно участие взрослых. Так же, как и для самих взрослых. Воспитатели и родители должны быть не просто наблюдателями, не только руководителями, вдохновителями, организаторами – они должны быть непосредственными участниками процесса превращения сказки в живое действо.И самые строгие требования они должны предъявлять к себе: к своей речи, к своим манерам, к собственному контролю над своими эмоциями и настроениями.
Можно сказать, что практически в любой сказке заложено важное психологическое содержание, которое может дать ребенку представление о любви, добре, счастье и правильном поведении или воспитании. Также ребенок через сказку может научиться познавать реальный мир, а с помощью трансформации сказочного героя из слабого в сильного, наивного в умного, маленького во взрослого перед детьми открываются перспективы собственного роста.
В заключении видим, что сказка становится своеобразным посредником между психологом и ребёнком. Это мягкий и эффективный метод коррекции поведения и выражения эмоций. Сказочная терапия помогает ребёнку стать спокойнее, увереннее, лучше воспринимать окружающий мир, формировать и выражать свои мысли.
Необходимо поменять своё отношение к сказкам. Это не просто истории для весёлого времяпровождения, а приятное, доброе и эффективное средство воспитания детей.
Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
«Сказкотерапия, как метод развития эмоционально — волевой сферы дошкольников» Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели нашего детского сада, являются нарушение коммуникативных.
Игровые технологии в дошкольном возрасте Современная методика преподавания музыки и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии. Игровая.
Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте Кукла – это образ человека, его копия, только в уменьшенных размерах. Еще в древние времена люди начали мастерить куклы; в настоящее время.
Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте» Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Логоритмические.
Методическая разработка по воспитанию трудолюбия как качества личности в младшем дошкольном возрасте Актуальность темы обусловлена тем, что существует неблагоприятная тенденция в воспитательном процессе – воспитатели, родители и няни, экономя.
Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка История возникновения Сказкотерапии как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.
Взаимообучение как средство формирования правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте Актуальность темы: обусловлена тем, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны.
Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Хрусталик» Выступление на VI зональных педагогических чтениях.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном возрасте Здоровье сберегающие технологии в дошкольном возра «Забота о человеческом здоровье,тем более здоровья ребенка. это,прежде всего,забота.
Сказкотерапия: теория и практическое применение
Как работает сказкотерапия?
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка не только учит, но и лечит.
Cказкотерапия в садике и дома
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.
Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Какие бывают сказки?
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:
Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Виды сказок в сказкотерапии:
Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».
Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.
Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.
Для детей и взрослых
Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.
Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».
«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.
Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.
Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.
Сказкотерапия в логопедии и дефектологии
Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:
формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);
развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;
тренировку употребления родительного падежа;
формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).
Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.
Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.
Сказкотерапия в психологии
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.
Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:
Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.
Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.
Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.
Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.
Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.
Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.
Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:
Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.
Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.
Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.
Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.
Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:
Чтение (рассказывание) произведения.
Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.
Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ
Марина Аликаева
Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ
«Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ»
В младшем школьном возрасте сказка для ребёнка не просто фантазия, но и особая реальность. Она словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни.
Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности. Сказкотерапия предоставляет возможность самопознания, самовыражения, позволяет ребёнку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Идеи для сказкотерапии
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Это важно для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизмов целеполагания и терпения.
5 Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру
Перечисленные философские идеи могут являться темами обсуждения.
Основные типы сказок
Народные сказки. Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, работая с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении, пришел к выводу, что только народная сказка задевает все стороны личности ребенка, способствует повышению его уверенности в себе и своем будущем.
Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, поэтому в них растения, животные, вещи, явления природы, чувства, отношения «оживотворяются» и персонифицируются. Они заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем. Современные истории для ма-леньких детей в большинстве своем обходят острые проблемы. Выделяют несколько видов народных сказок.
Сказки о животных. Чаще всего применяются в сказкотерапевтической работе с детьми до 5 лет. Мышлению детей этого возраста присущ анимализм, поэтому они лучше воспринимают жизненный опыт, идентифицируя себя с животными.
Бытовые сказки. Очень полезны в семейном консультировании и в работе с подростками, так как формируют образ семейных отношений. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтов, формируют здравый смысл и здоровый юмор по отношению к жизненным невзгодам, раскрывают маленькие семейные хитрости (особенно восточные сказки).
Страшные сказки. Это сказки про нечистую силу и сказки- страшилки в современной детской субкультуре. Их психотерапевтический эффект связан с опытом детской самотерапии, когда ребенок много раз моделирует и переживает тревожную ситуацию в сказке и тем самым отреагирует и снимает напряжение (актуальны с 7 лет).
Авторские художественные сказки. Эти сказки более трепетные, образные, чувственные, чем народные, они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации. Считается, что в авторских сказках присутствуют лич-ностные проекции автора, его внутренние конфликты и собственные, не всегда оптимальные пути их решения, а некоторые авторские сказки даже формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Х. К. Андерсена может формировать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Но это не так, просто данные сказки бывают недостаточно осмысленны, автор не виноват в неприятных переживаниях и несложившейся жизни читателя. Читатель выбирает из сказки то, что ему близко в данный момент, например, чувство одиночества и покинутости.
Дидактические сказки. Это сказки, в которых передаются новые знания, умения, навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, ноты, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Психологи также используют этот тип сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих и сказкотерапевтических занятиях. Например, можно показать необходимость, смысл, важность каких-то знаний,умений и навыков: необходимость быть вежливыми или убирать игрушки на место и т. д.
При этом важно понимать причину деструктивного поведения ребенка. Например, если он желает привлечь к себе внимание, то в сказке должны содержаться модели положительных способов привлечения внимания. Если ребенок стремится к власти над взрослыми, сверстниками, то в сказке нужно предложить позитивную модель лидера, который прежде всего заботится о своих друзьях и т. п.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, можно обсудить, если он этого хочет. В любом случае, независимо от его реакции сказка все равно оставит след в душе ребенка и через некоторое время проявится в поведении.
Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы
Сказкотерапияможет проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Причем групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и считается более эффективной, так как она динамичнее, позволяет использовать большее количество игр, драматизаций, импровизаций.
Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которой можно пользоваться при составлении коррекционных программ.Алгоритм каждого занятия включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть представляет собой ритуал «входа» в занятие, который помогает создать настрой на совместную работу и обсуждение темы занятия. Основная часть представляет собой непосредственно коррекционно-развивающую работу с использованием сказкотерапевтических методов и приемов. Заключительная часть включает подведение итогов того, что происходило на занятии, и ритуал «выхода» из занятия. С подробным вариантом структуры сказкотерапевтического занятия можно познакомиться в работе.
Для сказкотерапии характерно многообразие форм, методов работы, в том числе за счет интеграции с методами других направлений экспрессивной терапии (арт-терапии, игровой, песочной терапии, драматерапии, библиотерапии, куклотерапии, имидж-терапии, что позволяет использовать ее для работы с широким спектром проблем и с людьми практически всех возрастов, поскольку сказку можно рассказывать, анализировать, сочинять, рисовать, драматизировать, в том числе с помощью кукол, медитировать на сказку.
Рассказывание сказок.
Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок в сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Различают индивидуальное рассказывание (рассказывание от 1-го или от 3-го лица) и групповое рассказывание (придумывание сказки «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки).
Рассказывание от 3-го или 1-го лица (рассказывает ведущий). В этом случае нужны актерские умения и навыки. Нужно вжиться в образы героев сказки: передавать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Психокоррекционный смысл такого рассказываниязаключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций и то, какие из них способствуют развитию человека или разрешению проблем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, стимулирующие его личностный рост.
К основным правилам организации данного процесса относятся:
• Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, тогда у ребенка будет сохраняться ощущение, что это понарошку, что позволит ему не чувствовать себя виноватым, не испытывать смущения.
• Сказку надо рассказывать непреднамеренно, как будто случайно. Например, в ходе консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, или во время случайного перерыва).
• У сказки должно быть разумное основание. Можно начинать сказку словами: «Сегодня утром я видела по телевизору передачу.»или: «У одной моей знакомой девочки тоже есть.»
• Нельзя обсуждать и анализировать сказку сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами. Можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку на следующей встрече.
Групповое рассказывание «по кругу» известной всем сказки (с 5,5-6 лет). В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей (подростков, взрослых). Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повество-вание разбивается на отрывки произвольно и спонтанно. В детской группе ведущий участвует в данном процессе.
Групповое придумывание сказок «по кругу» (с 4-х лет). Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был.», следующий участник присоединяет одну-две фразы и т. д. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга и имела свой конец
Сочинение сказок.Здесь также подразумеваются различные формы работы: переписывание сказок, дописывание сказок, сочинение новых сказок и историй.
Групповое рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана «по кругу», участники придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку, причем последний участник должен закончить сказку.
Индивидуальное придумывание, переписывание или дописывание сказки. В первую очередь, это важный диагностический материал. Подростки и взрослые сами сочиняют сказку. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно или вместе с психологом. Так, Р. М. Стиртцингер предложил метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка.Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего Я, осознать свой гнев и выразить его без опаски.
Индивидуальное придумывание и рисование сказки. Преимущественно эффективно в работе с детьми с 6 лет. Здесь также используется метод «общего сочинения историй» ребенком и психологом. Ребенок начинает придумывать историю и сразу ее рисует, психолог подключается к рисованию, вводя в сказку или новый персонаж, или принимая на себя роль одного из персонажей ранее озвученных ребенком. В процессе совместного сочинения и рисования психолог вводит в рассказ проблемную ситуацию, показывает негативные последствия для героя его поведения в этой ситуации и стимулирует ребенка найти наиболее адекватный выход из нее. При этом можно использовать неограниченное количество рисунков, в результате получается целая история в картинках. Преимущество такой формы работы перед простым придумыванием сказки в том, что она дает психологу больше времени для обдумывания и направления сюжета в психотерапевтическую сторону.
Кроме того, образы сказки материализуются на листе бумаги, становятся зримыми и с ними можно наглядно производить позитивную трансформацию.
Групповое придумывание и рассказывание нарисованной сказки.Для занятия требуются: большой лист ватмана, краски, кисти, спокойная музыка. Дети по очереди рисуют на ватмане свой кусочек сказочной страны, затем внимательно смотрят на общий готовый рисунок и могут еще что-нибудь добавить. Процесс группового рисования дает важную информацию о групповой сплоченности, распределении ролей в группе.
После того как сказочная страна нарисована,есть два варианта работы:
— начать придумывать по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет там происходить;
— попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной сказочной стране.
Сказочная куклотерапия.
В сказочнойкуклотерапии используются несколько вариантов кукол: марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
2) использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.
Пальчиковые куклы. Самым простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Можно изготавливать такие куклы и в виде цилиндров из плотного картона, соответствующих размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы изготавливаются из черного или темного картона или бумаги и используются преимущественно для работы с детскими страхами. Обычно страх невидим, материализация же в кукле лишает его пугающей составляющей, снижает эмоциональную напряженность, ведь ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.
Веревочные куклы. Используются для работы с проблемами идентификации, общения, высокой тревожности у детей.Такая кукла обычно бывает в рост ребенка и довольно проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы, что позволяет ребенку имитировать движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Обычно их вырезают из плотного картона или фанеры, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и могут свободно двигаться. Такая кукла может иметь набор лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Как правило, используются для работы с детьми, у которых имеются пробле мы в общении, поведении, с нарушением образа Я.
В групповой коррекционно-развивающей работе с детьми оптимально использовать систему комплексной сказкотерапии, многообразие методов и форм работы которой позволяет работать с широким спектром проблем, при этом дает возможность делать каждое занятие особенным, интересным, не похожим на другие. Эффективность комплексной сказкотерапевтической программы, направленной на работу с детьми с высоким уровнем тревожности, включающей методы индивидуального и группового рассказывания сказок, их анализ, драматизацию, рисование медитации на сказку, сказочную куклотерапию, была доказана экспериментально.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Морские рыбки» с ИКТ. Видео применения интерактивной доски Цели : закрепление представления о морском дне и его обитателях; составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов. Задачи:.
Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.
Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.
Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Снежок» из бумаги и его применения на практике Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Снежок» из бумаги и его применения на практике Воспитатель Иванова Людмила Владимировна.
Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.
Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.