до какого времени можно делать вечерний намаз
Время вечерного намаза (Магриб)
«Первое, за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения – молитва». (ат-Табарани). Пророк (мир ему и благословение): «Когда мусульманин совершает намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как листья» (Муслим). Вечерний – один из обязательных молитв.
Время вечернего Магриб намаза
Сразу после захода дневного светила начинается время вечернего намаза. Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Совершайте вечернюю молитву, как только зайдет солнце». (ат- Табарани). Из сказанного следует, что как только диск солнца исчезнет за горизонтом, наступает время богослужения. Не путать с началом времени Иша намаза, который начинается с полным исчезновением вечерней зари. Промежуток, отведенный на вечернюю молитву, короткий: нужно торопиться с Ахшамом, время Магриба не стоит откладывать. Хадис о приходе Джибриля (мир ему) в течение двух дней к Пророку (мир ему и благословение) дает понять, что данный намаз предпочтительно читать в самом начале.Получив ответ на вопрос, во сколько читать вечерний намаз, мусульманину следует выполнять его своевременно, уповая на милость Всевышнего.
Когда вечерний намаз считается сделанным вовремя
В отличие от других молитв, срок на выполнение которых может растянуться: (выбор и необходимость), вечерний намаз следует выполнять в строго определенное время. Магриб намаз будет считаться выполненным в срок, если приступили к нему после захода дневного светила и закончили до растворения зари. «Время вечерней (Магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари». (Муслим). Нужно уложиться за отведенный промежуток времени. О важности своевременного соблюдения вечернего намаза сказал почтенный Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует): «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд». (Ахмад, Абу Дауд).
Объединение намаза Магриб и Иша
Если время чтения намаза Магриб начинается с заходом солнца и заканчивается с растворением зари, то Иша намаз длится до рассвета. Причем до середины ночи – время выбора, до рассвета – по необходимости.
Последователи Абу Ханифы соединяют вышесказанные намазы лишь при совершении хаджа. В одном из риваятов сообщается, что пребывая на Арафате и Мудзалифе, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совмещал вечерний и ночной намазы. Ученые ханафитского мазхаба придерживаются того мнения, что во время военного похода или хаджа досточтимый Расулюллах (мир ему и благословение) вечерний намаз совершал в самом конце предписанного срока, а ночной в самом начале по времени. Из чего следует, что каждый намаз читался в свое время. Никто из ученых Ислама никогда не говорил о дозволенности объединения Магриб и Иша намазов вне путешествия. Последователи Абу Ханифы под путешествием подразумевают хадж.
Правоверный мусульманин должен остерегаться совмещать вечерний и ночной намазы без уважительной причины. Нужно выполнять каждый намаз в соответствии с установленным временем. О важности выполнения намазов в соответствующий срок Всевышний говорит: «Воистину, молитвенный обряд для верующих предписан в строго определенное время». (Священный Коран. Сура «ан–Ниса», аят 103).
Что делать, если невозможно определить время намаза по солнцу
Трудности в определении точного времени намаза могут возникнуть при отсутствии солнца. Такая проблема актуальна в северных широтах, где несколько дней или месяцев устанавливается полярная ночь. Невозможность установления точного времени, сложные метеорологические условия также вызывают затруднение в совершении обрядовой молитвы. В таких случаях возможны три пути решения:
В любом случае не следует отчаиваться, а уповать на милость Всевышнего, так как намаз является высшей формой поклонения. Недаром Аллах, свят Он и велик, сказал: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы…». (Священный Коран. Сура «аль-Муъминун», аят 1,2).
Совершение ритуальной молитвы несет в себе неисчислимые блага. Благодаря намазу между правоверным мусульманином и большими грехами возникает непреодолимая преграда. Человек очищается от мирского и уповает на прощение Господа миров.
Время ночного намаза (Иша)
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Ночной намаз входит в пять обязательных намазов, которые правоверный мусульманин выполняет ежедневно. «Аллах.
Времена других намазов
Бухари в своем сборнике хадисов приводит хадис, в котором говорится о дверях Рая. Каждая дверь имеет свое название и в нее может войти.
Время вечерного намаза (Магриб)
«Первое, за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения – молитва». (ат-Табарани). Пророк (мир ему и благословение): «Когда мусульманин совершает.
Каковы временные границы обязательных молитв?
Основной и самый достоверный хадис по данной теме
Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”
Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Временные границы молитв
Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.
В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого
Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.
3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого, и до заката
С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.
4. Вечерняя молитва (Магриб) – сразу после захода солнца и до исчезновения вечерней зари
Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.
5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)
Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.
“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).
Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.
В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.
Соблюдение времени намазов
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Воистину, молитва предписана верующим в определённые времена» (сура «ан-Нисаъ», 4:103).
Намаз является религиозной обязанностью, которую необходимо совершать в конкретное время. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин-мукалляф (кроме женщины в период менструации или послеродового очищения), должен совершать в сутки пять обязательных (фарз) намазов.
3. Послеобеденный намаз;
Для каждого из этих пяти обязательных намазов установлено строго определённое время его совершения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов». (Сура «аль-Бакара», 2:238).
В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Однажды я спросил у Пророка (мир ему и благословение): «Какой поступок (человека) наиболее дорог Всевышнему Аллаху?». Он ответил: «Вовремя совершённый намаз».
У каждого из намазов имеется определённый промежуток, включающий начало и конец времени данного намаза. Преждевременно выполненный намаз является недействительным. Если кто-либо вступит в намаз даже за мгновение до наступления установленного для этого намаза времени, то этот намаз считается недействительным, и его необходимо совершить заново. А если человек не совершил намаз в течение времени, отведённого для данного намаза, не имея уважительной причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо быстрее возместить намаз.
Наступление времени намаза Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через архангела Джибриля (мир ему). Время намаза можно определить по солнцу или узнать из соответствующих календарей, или услышав азан. Сегодня у всех есть возможность иметь при себе часы и расписание намазов (рузнама). Начало намазов также можно определить по азану.
Завершение времени намаза можно определить следующим образом: время обеденного намаза продолжается до наступления времени послеобеденного намаза. Время послеобеденного намаза продолжается до вечернего намаза. Вечерний намаз можно совершать до наступления времени ночного намаза. А время ночного намаза бывает до утреннего зарева. Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца
Если время обеденного намаза наступает в 12 часов, а послеобеденного в 15 часов, то временем обеденного намаза является три часа. (С изменением долготы дня время намазов меняется, что и подтверждает рузнама).
Совершая обязательные молитвы в указанное время, человек безупречно настраивается на движение планет, смену времён года, географические особенности места. Таким образом, он обретает гармонию со всеми естественными циклами Вселенной.
Намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, но необходимо постараться совершить намаз сразу с наступлением его времени, за это мы получим наибольшее вознаграждение. Далее, с прохождением времени, вознаграждение за намаз уменьшается. С выполнением намаза можно несколько задержаться, если ожидается возможность коллективного его совершения.
После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, дополнительное вознаграждение мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной даже при таком позднем совершении намаза.
Намаз считается совершённым в срок, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время. Если же вышло время совершения намаза, то его необходимо возместить как можно быстрее, не откладывая, например, до следующего намаза. В намерении при этом следует упоминать, что вы намерены возместить пропущенный намаз.
Необходимо отметить, что любой пропущенный без уважительной причины намаз следует возместить как можно быстрее. Если, имея возможность возместить намаз, откладывать его возмещение, то это будет грех, и он будет умножаться со временем.
Есть промежутки времени, когда совершение сунна-намаза (не имеющей причины) является греховным (караха ат-тахрим). Совершение намаза без уважительной причины в следующие периоды времени считается греховным:
1. В момент, когда солнце находится в самой высокой точке (кроме, как в пятничный день);
2. После утреннего намаза до восхода солнца с добавлением 15 минут.
3. После совершения послеобеденного обязательного (фарз) намаза, до полного захода солнца.
Все эти ограничения времени намаза касаются любой точки Земли, кроме Заповедной мечети Мекки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«О дети Абду Манафа, не запрещайте никому совершать таваф в этом доме и совершать намаз в любое время дня и ночи, когда они захотят».
Но возмещаемые намазы, или сунна намазы, которые имеют причины (суннат-намаз, совершаемый после омовения, или во время солнечного или лунного затмения), можно повсеместно совершать в любое время. Доказательствами этого являются хадисы Пророка (мир ему и благословение). В одном из них говорится:
«Кто забыл совершить намаз, пусть его совершит, когда вспомнит. Нет искупления для него, кроме как возмещением его».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
В какое время желательно совершать каждый из обязательных намазов?
Для всех пяти намазов самое ценное время для его совершения предписано одно и то же – это начало времени‚ когда человек убедился в наступлении срока намаза и плюс столько, сколько нужно для соблюдения необходимых действий и условий намаза: очищение, омовение, одевание для укрытия аврата, совершение фарза и его суннатов-муаккада (особо ценные суннаты) и обычных суннатов.
Если после оглашения азана в мечети до икамата пройдёт время, пока люди соберутся на джамаат, это не повредит самому ценному времени для его совершения, если пауза не будет слишком долгой.
Самое ценное и избранное время для совершения всех пяти намазов
Для утреннего намаза лучшим и избранным считается время после вышеприведённого самого ценного времени, до того, как станет светло. Допустимое время после этого – это время, когда на восходе появится краснота (восходящего солнца). Временем, до которого порицается (караха) откладывать совершение утреннего намаза, является период от момента, когда станет светло, до восхода солнца.
Откладывать совершение утреннего намаза до момента, когда до восхода солнца не будет хватать времени на завершение намаза (таким образом, что конец намаза останется на время после истечения периода для намаза), без уважительной причины греховно (харам). В таком случае нужно незамедлительно совершить намаз, и если хотя бы один ракаат намаза будет совершён до истечения срока, отведённого для намаза, этот намаз считается совершённым в срок. Срок, на который греховно откладывать совершение намаза, для всех пяти намазов одинаков.
Если человек после совершения ночного намаза, отвлекаясь на ненужные ни в миру, ни в Ахирате дела, поздно лёг спать и проспал до восхода солнца, также если он при рассвете проснулся и вновь уснул, не вставая на намаз, и проспал, то это опоздание не считается уважительной причиной.
Допустимое для полуденного намаза – это время, когда тень вертикально стоящего предмета увеличится на половину его (предмета) длины; самая короткая тень солнца при зените в расчёт не принимается. Время, до которого можно откладывать совершение полуденного намаза, есть время по завершении допустимого периода и ещё столько, сколько необходимо для совершения намаза.
Откладывать полуденный намаз дальше этого времени греховно. Для полуденного намаза порицаемое (караха) время не указано.
Избранным для послеполуденного намаза считается момент, когда тень вертикально стоящего предмета не станет в два раза длиннее, чем сам предмет; размер тени предмета при зените не учитывается.
В совершении послеполуденного намаза нет нежелательности, пока солнце не пожелтеет. Время, допускаемое для совершения этого намаза, но нежелательное (караха) – это период, когда после «пожелтения» солнца остаётся время для совершения намаза. Откладывание послеполуденного намаза дальше этого времени попадает в промежуток времени, когда греховно (харам) совершать намаз.
Для вечернего намаза самое ценное, избранное и не порицаемое время одно. Так как по поводу времени этого намаза есть большие разногласия, откладывать от времени, которое мы ранее описали как самое ценное для намаза, до момента, чтобы было время для намаза, пока у неба не исчезнет красный оттенок (шафакъ аль-ахмар) считается нежелательным (караха). Срок после этого периода считается греховным временем.
Для ночного намаза избранным временем после самого ценного является время до момента, пока не пройдёт первая треть ночи. Есть мнение, что это время длится до полуночи. Временем, когда можно совершить ночной намаз без караха, считается период до момента, как наступит ложный рассвет.
С этого времени можно совершать ночной намаз, до того момента, как останется время, достаточное для совершения намаза полностью, но это нежелательно (караха). А откладывание на срок после этого времени считается греховным.
Если весь один ракаат попадёт в срок (предписанный) для намаза, то этот намаз считается совершённым вовремя, а если в этот срок попадёт меньше ракаата, то этот намаз считается совершённым как возмещаемый.
Если до истечения срока намаза остаётся достаточно времени хотя бы для того чтобы произнести самое малое – «Аллаху акбар», то считается, что исчезла причина, по которой не совершался намаз, к примеру, человек пришёл в сознание, освободился от джиннов, достиг совершеннолетия, или женщина в этот момент очистилась от хайза или нифаса, то этот намаз считается обязательным, и его нужно возместить.
Если же это был намаз, который можно совмещать в пути (сафаре) с другими намазами, например, послеполуденный или ночной, то необходимо возместить и совмещаемые намазы, то есть полуденный или вечерний. Например, если тот, кто был не в сознании, пришёл в себя, когда осталось достаточно времени до истечения срока послеполуденного намаза, чтобы произнести только «Аллаху акбар» или больше этого, то он должен возместить послеполуденный и предыдущий полуденный намазы.
Также, если после наступления времени намаза прошло время, за которое можно совершить намаз, или больше этого, и появилась причина, по которой нельзя совершить намаз, например, потеря сознания, начало месячных, то человек впоследствии обязан возместить этот намаз.
Но если этот намаз можно совмещать в пути, то последующий намаз не нужно возмещать. На это особое внимание должны обращать женщины. Они должны тщательно следить за ежемесячным циклом – за его началом и окончанием.
Это нужно для того, чтобы женщина не упускала намазы, которые обязана совершить, или которые греховно совершать в определённом состоянии. Это всё она должна знать. Например, если месячные начались после начала периода намаза по истечении времени, за которое можно было совершить намаз, то она должна его возместить, а если начались за меньшее время, чем хватило бы для намаза, то для неё греховно этот намаз возмещать.
Также, если до истечения срока намаза оставалось столько времени, что можно произнести «Аллаху акбар», то она должна возместить этот намаз, а если времени было меньше, то для неё греховно его возмещать.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Из книги Ахмада-хаджи Исаева «ИРШАДУЛЬ АВАМ»