до какого этажа можно проводить газ в многоквартирном доме
СП 402.1325800.2018 Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления
5 Требования к помещениям и размещению газоиспользующего оборудования
Одноквартирные и блокированные жилые дома
Газовая плита должна быть оборудована системой «газ-контроль», прекращающей подачу газа на горелку при погасании пламени. Между газовым краном и шлангом следует установить диэлектрическую вставку, удовлетворяющую требованиям по прерыванию тока и прохождению полного потока газа. Газовые плиты должны соответствовать ГОСТ 33998.
5.2 При установке бытовых газовых плит в летних кухнях следует выполнять требования 5.1. При установке газовой плиты под навесом горелки плиты должны быть защищены от задувания ветром.
5.3 Деревянные неоштукатуренные стены и стены из других горючих материалов в местах установки газовых плит необходимо изолировать негорючими материалами или экранами заводского изготовления из закаленного многослойного стекла по ГОСТ 30698, не поддерживающими горения и распространения пламени по изолированной поверхности. Изоляция должна выступать за габариты плиты на 10 см с каждой стороны и не менее 80 см сверху. Расстояние между газовой плитой и противоположной стеной принимают не менее 1 м.
Расстояние от газовой плиты, в том числе встроенной варочной поверхности, до изолированных негорючими материалами стен помещения, следует принимать в соответствии с инструкциями изготовителя газоиспользующего оборудования.
Установку газовых конвекторов следует выполнять в соответствии с приложением Е.
5.5 При установке в кухне газовой плиты и проточного водонагревателя или отопительного котла с закрытой камерой сгорания объем кухни следует принимать согласно 5.1.
При установке в кухне газовой плиты и емкостного водонагревателя, газовой плиты и отопительного котла с открытой камерой сгорания (одноконтурного или двухконтурного) объем кухни должен быть на 6 м больше объема, предусмотренного в 5.1.
Требования к помещениям и правила установки газового оборудования в жилом доме
При установке оборудования мощностью свыше 60 кВт или размещении оборудования в подвальном или цокольном этаже здания независимо от его мощности оконные проемы должны иметь площадь остекления из расчета 0,03м2 на 1м3 объема помещения и ограждающие от смежных помещений конструкции.
При отсутствии требований в паспортах или инструкциях предприятий – изготовителей предусматривается установка:
газовой плиты:
— у стены несгораемых материалов на расстоянии не менее 6см от стены (в том числе боковой стены). Допускается установка плиты у стен из трудносгораемых и сгораемых материалов, изолированных несгораемыми материалами (кровельной сталью по листу асбеста толщиной не менее 3мм, штукатуркой и т.д.), на расстоянии не менее 7 см от стен. Изоляция стен предусматривается от пола и должна выступать за габариты плиты на 10см с каждой стороны и не менее 80см сверху;
настенного и напольного газоиспользующего оборудования для отопления и горячего водоснабжения:
— на стенах из несгораемых материалов на расстоянии не менее 2см от стены (в том числе от боковой стены);
— на стенах из трудносгораемых и сгораемых материалов, изолированных несгораемыми материалами (кровельной сталью по листу асбеста толщиной не менее 3мм, штукатуркой и т.д.), на расстоянии не менее 3 см от стены, (в том числе от боковой стены).
Изоляция должна выступать за габариты корпуса оборудования на 10см и 70см сверху. Расстояние по горизонтали в свету от выступающих частей данного оборудования до бытовой плиты следует принимать не менее 10см.
3. При установке вышеуказанного оборудования на пол с деревянным покрытием последний должен быть изолирован несгораемыми материалами, обеспечивая предел огнестойкости конструкции 0,75 час. Изоляция пола должна выступать за габариты корпуса оборудования на 10см.
4. Расстояние от топки котла (водонагревателя) и от фронта газовой плиты до противоположной стены не менее 1 м.
5. Расстояние газопровода от стены не менее диаметра трубы.
6. Расстояние от электророзетки до газового котла, плиты, водонагревателя или газопровода не менее 10 см.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации»»
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 1 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2021 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 27, ст. 3213; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; 2012, N 50, ст. 6964; N 53, ст. 7616; 2013, N 14, ст. 1643; 2015, N 45, ст. 6208; 2016, N 27, ст. 4203; N 50, ст. 6975; 2018, N 30, ст. 4545; N 32, ст. 5134, 5135; 2019, N 30, ст. 4144) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить абзацами следующего содержания:
2) в абзаце четвертом статьи 4 слова «территориях субъектов Российской Федерации» заменить словами «федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации»;
3) часть вторую статьи 8 дополнить абзацами следующего содержания:
«утверждает критерии отнесения объектов производства, хранения и использования сжиженного природного газа к малотоннажным объектам или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанных критериев;
утверждает порядок взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
утверждает правила технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;
реализует иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.»;
4) в абзаце втором статьи 16 слова «территориях субъектов Российской Федерации» заменить словами «федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации»;
а) в части первой первое предложение изложить в следующей редакции: «Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории.», дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.»;
б) в части второй слова «территориях субъектов Российской Федерации» заменить словами «федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации», дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «Финансовые средства, полученные в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением населения, могут быть источником компенсации затрат газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства.»;
«Единый оператор газификации, региональный оператор газификации на федеральной территории и территории соответствующего субъекта Российской Федерации:
участвуют в разработке и согласовании межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, разработке схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также обеспечивают их реализацию;
обеспечивают технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Порядок подачи разными категориями заявителей заявок на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, рассмотрения этих заявок и принятия по ним решений утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет юридическое лицо, являющееся единым оператором газификации, и перечень федеральных территорий и субъектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации, а также определяет региональных операторов газификации в случае, установленном законодательством Российской Федерации.
Если субъект Российской Федерации, федеральная территория не включены в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель исполнительно-распорядительного органа федеральной территории в срок не более трех месяцев со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью пятой настоящей статьи, определяют регионального оператора газификации. Субъекты Российской Федерации, федеральные территории, в которых в установленный настоящей частью срок не определен региональный оператор газификации, подлежат включению в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи.
В случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования), газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
6) статью 18 дополнить частью седьмой следующего содержания:
«Поставщик газа вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включать в долгосрочные договоры поставки газа, заключаемые с потребителями газа, категории которых определяются Правительством Российской Федерации, условие об оплате газа, в соответствии с которым указанные потребители газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в объеме фактической поставки газа, но не менее стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с договором поставки газа объема газа, за исключением случаев возникновения непреодолимой силы.»;
7) в статье 23 слова «частей территорий субъектов Российской Федерации» заменить словами «федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации»;
а) в части третьей слова «газового хозяйства» заменить словами «капитального строительства»;
б) дополнить частью четвертой следующего содержания:
«В случае, если финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов регионального оператора газификации на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по технологическому присоединению могут быть проведены или расходы по их проведению профинансированы единым оператором газификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
9) дополнить статьей 23 3 следующего содержания:
Государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода.
Размер платы за такое технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера указанной платы, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу газопровода, предназначенного для транспортировки газа от магистрального газопровода до объекта капитального строительства, возможно только в случае подтверждения газораспределительной организацией отсутствия технической возможности обеспечить поставки газа заявителю в необходимом объеме с требуемым давлением по газораспределительным сетям, принадлежащим указанной газораспределительной организации, за исключением строящихся или реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистрального газопровода до объектов капитального строительства, технические условия для подключения (технологического присоединения) которых выданы заявителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.»;
а) в наименовании слово «организаций» исключить;
б) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
«Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
11) статью 28 дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:
«Решение об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом власти федеральной территории, уполномоченными на принятие решения об установлении, изменении и о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.
Полномочия по принятию решения об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.».
Статья 2
1. Положения части первой статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
2. Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить в срок до 1 ноября 2021 года принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
3. Указанные в части 2 настоящей статьи нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами, но не ранее чем по истечении тридцати дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.
Президент Российской Федерации В. Путин
До какого этажа газифицируют дома: законодательные нормы и правила газификации многоэтажек
Количество высотных домов растет с каждым годом вместе с их возможной этажностью. И чем выше «забирается» человек, тем дороже квартира. Но при этом, не все современные блага доступны счастливым обладателям панорамного вида на город. В законодательных документах раньше строго регламентировалось до какого этажа газифицируют дома, однако нормы и законы постоянно меняются, данные рекомендательных и обязательных документов разнятся.
Согласитесь, что рассчитывая, например, на долгожданное жилье в новостройке, хочется заранее точно знать все нюансы и технические возможности.
Когда уже «голубое топливо» появится в каждой квартире, можно ли газифицировать всю высотку автономным газгольдером, до какого этажа дотянется магистральный газ и какие документы нормируют правила ресурсоснабжения им МКД? На эти и многие другие вопросы мы постараемся вам подробно ответить.
Документы регламентирующие газификацию
Законом определено, что на участке, официально зарегистрированном как ИЖС, нельзя возводить дома, этажность которых над уровнем цоколя превышает 3 уровня или 12 метров от земли до уровня конька крыши.
Даже по старым нормативам и законам, ограничения на газификацию начинались только от 5 этажа. Поэтому мы изначально, обсуждая выше какого этажа или метража над уровнем земли, нельзя проводить газ, намеренно отложили ИЖС и начали говорить о возможностях оснащения многоквартирных домов, начиная от 5 яруса.
Для начала, разберемся с автономным газоснабжением.
«Технический регламент о безопасности домового газового оборудования» в пунктах 1.2 и 1.3 гласит, что подачу топлива из резервуарных установок можно осуществлять в здания до 10 этажей, в случае применения групповых баллонных установок — не более 5 этажей.
То есть, автономное снабжение возможно от 5 до 10 этажей, в зависимости от вида используемых в распределении устройств, выше обустроить подачу у вас вряд ли получится.
Одним из первых документов, нормировавших магистральное газоснабжение многоэтажек, был СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания». В нем есть вето на установку газовых котлов и подводящих к ним труб выше 5 этажа, однако газовые плиты разрешены к установке до 11.
Документ утратил свою силу в 2003 году, ему на смену пришел СНиП 31.01.2003 «Здания жилые многоквартирные», кстати, зарегистрированный в качестве обязательного к исполнению на государственном уровне.
Но и там было прописано, что в домах высотой от 11 этажей допускается установка электрических приборов для приготовления пищи. При этом разрешены котлы с закрытой камерой сгорания. Кстати, почему-то многие люди утверждают, что и этот документ также как и за 1989 год, газоснабжение в многоэтажных домах повышенной высотности полностью запрещал.
Еще удивительно, что эти 2 документа до сих пор советуют и приводят как актуальные, хотя оба они свое действие закончили.
Зато вместо них появились СП за 2011 год и затем за 2016. И вот как раз в актуализированной редакции, пункт о высотности газификации вообще упразднили. В них никак не отражается информация по поводу того, на каком этаже ограничивается подача «голубого» топлива.
А 6 июня 2019 года, приказом Минстроя введен в действие СП 402.1325800.2018 «Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления», предназначенный для магистралей, в которых в виде ресурса применяется газ по ГОСТ 5542 с давлением до 0,005 МПа включительно. Это как раз один из тех случаев, когда СП введен в реестр как обязательный к исполнению.
И сразу можно обратить внимание на параграфы 5.16-5.18, в которых указаны инструкции по размещению приборов газопотребления, в МКД высотой не более 28 метров. При этом никаких запретов на установку сверх этой нормы нет. Почему именно 28 метров?
Потому что регламентами о безопасности нормировано, в домах высотой выше 28 метров требуется согласование с МЧС и прочими структурами.
Посмотрим еще два документа. СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» — практически прямым текстом указано, что ограничений на газификацию многоэтажных жилых домов нет ни для 5, 10, 11 этажей и выше.
То есть, теоретически, оно официально разрешено и возможно на законодательном уровне, если застройщик проведет соответствующие согласования и все условия будут соблюдены.
А вот на практике осуществить задуманное проблематично, хотя и вполне возможно, тем более, что современные технические возможности это позволяют.
Огромное количество нюансов до сих пор часто не позволяют возводить многоэтажки с газоснабжением.
Магистральный газ в многоэтажке
Как правило, такие работы проводятся еще на стадии проектирования высотки. Однако застройщики крайне неохотно идут на осуществление этой процедуры. И вот, почему? Разберемся для начала как вообще происходит ввод магистрального газа в квартиры.
Из распределительной сети топливо попадает в газопроводную систему. Из нее оно уже идет к потребителям по ответвлениям. Далеко не всегда получается провести газ в обычный жилой дом из-за перегруза линии.
Приходится идти в обход ближайшего ввода к газовым трубам, часто даже на соседнюю абонентскую сеть, потому что возможности газопровода не безграничны, а подавать газ в густонаселенные районы в требуемом законом давлении, практически нереально с одномагистральной позиции.
По ТУ в обход препятствий в подводе топлива, иногда приходится платить буквально миллионы. А тут многоквартирный дом, да еще и высотка. Представьте себе количество абонентов. То есть, для обеспечения газом одного такого дома может потребоваться вообще отдельная магистральная линия.
Но это еще не все «подводные камни». В нормативных документах, в том числе во введенном 6 июня вышеупомянутом СП, существует ряд сложных технических требований.
Для ввода газа в здание необходимо соблюдать следующие условия:
Кроме того, все тот-же «Технический регламент о безопасности домового газового оборудования», но на этот раз без оглядки в сторону газгольдеров и баллонных установок, требует осуществление снабжения только в те здания, ярусность которых позволит обеспечить практическую возможность устранения пожаров.
При этом идет негласная оговорка на то, что это позволяет еще и оснащение местной противопожарной системы.
Таким образом, частичное снабжение высотки практически невозможно, а итоговая стоимость проведенных работ по полному газообеспечению, еще на стадии проектирования покажется запредельной.
Специалисты утверждают, что осуществить такие работы в рамках обычного многоквартирного дома-высотки, просто нерентабельно и сложно технически.
В чем опасность газификации?
Что такое сжиженный бытовой газ? Это смесь пропана и бутана, не имеющая цвета и внятного запаха. Когда мы говорим — «пахнет газом», технически допускаем ошибку, так как само топливо никаких ароматов не имеет.
В него добавляют одорант – этилмеркаптан, обладающий характерным неприятным запахом, сравниваемым с тухлыми яйцами или даже залежавшимся мясом. Необходимо это для того, чтобы человек мог вовремя определить утечку при помощи обоняния.
Сжиженный газ, как мы помним из уроков химии, тяжелее воздуха. При утечке он «стекает», в первую очередь, в подвальные помещения, заполняя их. Кроме того, по факту, от 5 до 15% газа от объема находящегося в помещении воздуха, запросто может спровоцировать отравление человека и даже возгорание/взрыв.
С каждым годом растет количество газифицированных домов. И вместе с ними, количество пострадавших от взрывов бытового газа. В 2018 году, произошло 12 ЧП по стране, с тяжелыми последствиями и это всего за 3 месяца.
Огромное количество крупных трагедий произошло в многоквартирных домах и за 2019 год из-за неправильного обращения с газом или плохого технического состояния топливных линий.
Взрыв даже в одноэтажном частном доме, уносит жизни людей и приносит тяжелые разрушения. А тут многоэтажка с тысячами жителей и гостей. Да еще и высокое строение с общей системой перекрытий, обрушение которого полностью, может спровоцировать даже небольшая взрывная волна.
Еще одна причина, по которой власти разработали ряд ограничений, затрудняющих газификацию — проблема технической возможности спасения граждан, проживающих выше 11 этажа. Эти люди фактически обречены при взрыве средней мощности. Даже если они чудом выживут, под завалами большого строения отыскать их живыми, особенно в холодное время года, шансов мало.
Проекты запрета газификации высоток
После отмены СНиПа 2003 года, прописывающего запреты и ограничения на высотность установки газовых приборов, многие структуры и ведомства пытались вновь их ввести, особенно, после серии взрывов.
Так, в конце 2017 года, такое предложение вынес Ростехнадзор, призывая задуматься об электрофикации. Депутаты «Справедливой России» также делали подобные попытки. Инициаторы предлагают хотя бы в новостройках ввести вето, пусть даже оставив в уже построенных домах газификацию с заменой плит на приборы с максимальной защитой «газ-контроль».
Однако, такое вряд ли произойдет. Практически все трагедии связаны с человеческим фактором, техническая возможность вполне позволяет безопасное использование газового оборудования в высотках.
Хотя и многие люди понимают, что полагаться на адекватность своих соседей и систему безопасности газоустановок, не всегда целесообразно. Известны случаи, когда некоторые обитатели многоквартирных домов пытаются отказаться от газа, но не всегда их просьбы удовлетворяют в силу разных причин, как, например, слабая электропроводка, не приспособленная для электроплит.
Получается палка о двух концах. С одной стороны, сложно газифицировать здание, с другой, уже оснащенное таким оборудованием — электрифицировать.
Выводы и полезное видео по теме
После серии взрывов бытового газа в стране, во многих регионах начали проводить проверки распределительных сетей:
Технологии не стоят на месте, ресурсоснабжающие организации получают все больше возможностей для реализации самых смелых проектов. Еще до 2011 года сложно было предположить, что в квартирах выше 11 этажа когда-нибудь появится «голубое топливо». А уже сегодня полностью отсутствуют ограничения.
И, хотя до сих пор проект кажется сырым и технически малопродуманным, можно смело сказать, что пройдет еще пара лет, и жители высоток вполне смогут пользоваться газом повсеместно, а не только в редких, дорогостоящих проектах.
А как вы считаете, до какого этажа стоит газифицировать дома — как в старых нормативах до 5-11 или без ограничений? Может быть, здесь появятся гости из уже оснащенных газом высоток и поделятся своим опытом? Пишите свои вопросы и мнения в комментариях, а также участвуйте в обсуждении этого материала.
Бегло прочла статью и нашла минимум 2 ошибки. Во-первых, СП 402 применяется на добровольной основе, во-вторых “ТР о безопасности домового газового оборудования” – это законопроект, который в итоге ГД ФС РФ отклонила в 2014 году…
Здравствуйте, Ольга. Поясняю.
Документы, одобренные Минстроем, но не входящие в перечень 1521, являются документами добровольной основы.
ФЗ №463, ст.6: “Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.“. НО: “В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.”
То есть, не означает, что если документа нет в перечне, вы его можете не соблюдать. Это означает лишь то, что если в перечне содержатся документы, позволяющие делать что-то в обход добровольных правил, их можно использовать вместо них, но не полностью игнорировать.
Цитирую: “Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.“.
То есть, действующие СП или СНиП, которые входят в перечень соответствия технического регламента (а СП 402 входит), полностью подходят под соблюдение законодательных актов. Прерогативой пользуются документы в ПП 1521, но не являются единственными законами. Любой закон, который соблюдает действующее законодательство, автоматически активен.
Добровольные СП могут не соблюдаться лишь в частях, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ обязательным документам по стандартизации и если они могут быть заменены такими документами. Об этом свидетельствуют и поясняющие письма Минстроя. Вы просто не совсем правильно истолковываете понятия “добровольный” и “обязательный”.
Но это еще не все. В перечень 1521 входят документы по теплоснабжению и газификации, в которых по факту оговорены практически все пункты СП 402, и без того СП 402, как сокращенный вариант, вполне сюда вписывается.
Итог: так как в СП 402.1325800.2018 нет противоречий утвержденным СП из перечня и несоблюдение его нельзя заменить другими нормативными актами, это делает его ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ к соблюдению. И тут нет никаких манипуляций правдой и увиливаний. Так как есть еще довбровольные документы, соблюдение или несоблюдение которых, ваше право. Те, которых НЕТ в обязательном или добровольной перечне, не утверждены Минстроем. То есть те, что носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. Вот про эти документы вы и говорите.
Вы нам покажите документ, пожалуйста, в котором вам разрешают их не соблюдать. Не говорю о пункте “Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов”, а то, как вы по конкретному СП найдете альтернативу, не противоречащую действующим обязательным стандартам. Вот тогда я с вами соглашусь.
Ах, да. Вы еще и ТР вспомнили, его отменили не в 2014, а в 2010 году, если не ошибаюсь. Но требования его вполне разумны. Ярусность высоток не может обеспечить качественное пожаротушение в техническом оснащении БОЛЬШИНСТВА городов. Могу прям пример привести. А из области пока доедет, долетит – поговорит уже полпоселения. Так что тут скорее не законодательно, а разумно почитать этот пункт.
Тут, конечно, очень интересная ситуация) из-за формулировки “добровольный”. Подразумеваются “лишние” требования, которые можно не соблюдать, а документ по факту практически по всем параграфам обязательный) Сами “обзовут”, понапишут документов, понаутвердят, а потом жалуются, что люди их ругают, когда проекты заворачивают.
Тут, конечно, очень интересная ситуация из-за формулировки “добровольный”. Подразумеваются “лишние” требования, которые можно не соблюдать, а документ по факту практически по всем параграфам обязательный.
Сами “обзовут”, понапишут документов, понаутвердят, а потом жалуются, что люди их ругают, когда проекты заворачивают.
Нахожусь сейчас в отпуске в ОАЭ г. Дубай. Проживаю в гостинице на 25 этаже. В моём номере имеется кухня с газовой плитой. Все работает исправно.