договор еаэс какие страны входят
О порядке присоединения к Евразийскому экономическому союзу
Статьей 108 Договора о ЕАЭС установлено, что Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Этой же статьёй установлен и краткий алгоритм действий, которые должны быть совершены как государством, планирующим вступить в Союз, так и государствами-членами Союза.
Согласно данному Порядку заинтересованное во вступлении в Союз государство должно направить соответствующее обращение на имя Председателя Высшего совета. Комиссия незамедлительно уведомляет другие государства-члены Союза о поступившем обращении, которые в течение 60-ти дней должны направить в Комиссию свои позиции по вопросу вступления в Союз обратившегося государства.
Высший совет принимает решение о предоставлении заинтересованному государству статуса государства-кандидата на вступление в Союз. На основании такого решения формируется рабочая группа.
Основные задачи данной рабочей группы – это:
а) изучение степени готовности государства-кандидата к принятию на себя обязательств, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза;
б) разработка проекта Программы действий по вступлению государства-кандидата в Евразийский экономический союз, которая утверждается Высшим советом;
в) осуществление мониторинга выполнения мероприятий, предусмотренных Программой действий;
г) представление на регулярной основе на рассмотрение Совета Комиссии и Высшего совета доклада о ходе выполнения государством-кандидатом Программы действий;
д) разработка проекта международного договора о вступлении государства-кандидата в Союз;
е) представление руководителем рабочей группы в Коллегию Комиссии итогового доклада о ходе выполнения Программы действий (с приложением проекта международного договора о вступлении государства-кандидата в Союз) для его вынесения для рассмотрения на заседаниях Совета Комиссии и Высшего совета.
На основе доклада рабочей группы о том, что государство-кандидат в полном объёме выполнило Программу действий, а также при наличии согласованного проекта международного договора о вступлении государства-кандидата в Союз, Высший совет принимает решение о подписании с государством-кандидатом международного договора о вступлении в Союз.
Государство-кандидат становится членом Союза с даты, определенной в указанном международном договоре.
Необходимо отметить, что процедура принятия Армении и Кыргызстана в члены Союза была несколько иной. Это обусловлено тем, что свои заявки они подавали до вступления в силу Договора о Союзе и Порядка принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе. В то время были сформированы дорожные карты по присоединению этих государств, которые они последовательно выполняли.
С 1 января 2016 г. изложенный выше алгоритм распространяется на всех, кто изъявит желание присоединиться к Союзу.
Подписанный в Астане 29 мая 2014 года международный договор положил начало Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). На сегодняшний день членами наднациональной организации являются пять стран: Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. А в 2018 года Молдавия получила статус страны-наблюдателя.
ЕАЭС представляет собой международное интеграционное экономическое объединение, внутри которого соблюдается свободное перемещение продукции, услуг, финансовых и трудовых ресурсов.
Евразийский экономический союз стал преемником Таможенного союза, но представляет собой следующую, более высокую ступень наднациональной интеграции. Она включает в себя, в том числе, выработку единой стратегии в ключевых хозяйственных отраслях, модернизацию и повышение конкурентной привлекательности национальных экономик в условиях глобализации, повышение уровня жизни населения стран-участниц.
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) – является главным органом, он состоит из глав стран-участниц и собирается ежегодно (возможны и внеочередные собрания). ВЕЭС принимает принципиальные решения, касающиеся направления развития, стратегии и целей.
Евразийский межправительственный совет (МЕС), состоящий из глав правительств стран-участниц, собирается не реже двух раз в год. МЕС контролирует соблюдение законодательства ЕАЭС и решений ВЕЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган ЕАЭС. ЕЭК принимает решения, которые имеют нормативно-правовой характер (их исполнение обязательно для всех стран-участниц), распоряжения и рекомендации. Штаб-квартира находится в Москве.
Также в Союзе существует судебный орган – Суд ЕАЭС, располагающийся в Минске.
Финансирование управляющих органов организации осуществляется за счёт бюджета, который формируют участники.
ЕАЭС открыт для вступления в него новых членов, которые разделяют его принципы и основные цели.
Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)
Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)
С изменениями и дополнениями от:
10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г.
ГАРАНТ:
Протоколом, подписанным в Москве 15 марта 2018 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу
О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г. и от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,
основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,
руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,
желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,
выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,
подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,
принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.
Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.
Евразийский экономический союз
29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. 12 августа 2015 г. Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в составе Евразийского экономического союза представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС урегулированы в следующих разделах и приложениях:
Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;
Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;
Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».
Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийского экономического союза.
Евразийская экономическая комиссия имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.
Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 10 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.
Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, в рамках которого обеспечивается экспертная проработка вопросов в сфере транспорта и подготовка предложений по их реализации.
В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта.
В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК действуют следующие подкомитеты по:
— автомобильному транспорту и дорожному хозяйству;
— инфраструктуре и логистике.
В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.
Решением Высшего Евразийского экономического совета № 13 от 14 мая 2018 г. создан Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Евразийского экономического союза.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 утверждены Основные направления транспортной политики (далее – Основные направления), что позволило объединить усилия и приступить к системной работе, направленной на достижение задачи, поставленной Президентами – снятие имеющихся ограничений на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года.
Основными задачами, стоящими перед государствами-членами ЕАЭС на ближайшее будущее, остаются реализация действующих Планов мероприятий «дорожных карт» на 2018-2020 годы и подготовка очередных Планов мероприятий «дорожных карт» на 2021-2023 годы, предусматривающих конкретные мероприятия, нацеленные на создание общего рынка транспортных услуг и снятие всех имеющихся ограничений.
22 ноября 2018 г. «на полях» Транспортной недели-2018 в Москве российской и армянской сторонами подписано Соглашение о создании и деятельности Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов.
1 февраля 2019 г. в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в г. Алма-ата (Республика Казахстан) подписано Соглашения о судоходстве.
Реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта Союза. Одобрен Перечень сфер, регулирование которых осуществляется законодательством государств-членов ЕАЭС, подлежащим гармонизации.
Согласованы меры, направленные на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства-члена Союза через территории других государств-членов; прорабатываются общие подходы по урегулированию спорных ситуаций, возникающих на внешней границе Союза с перевозчиками третьих стран.
Функционирует Рабочая группа по выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сторонами одобрен перечень проектов, наиболее интересных для каждой из сторон. Проводятся переговоры с Евразийским банком сотрудничества относительно возможного финансирования проектов.
Наряду с этим проводится работа по:
— снятию барьеров и ограничению по доступу на внутренний рынок государств-членов ЕАЭС;
— совершенствованию положений Договора о ЕАЭС;
— реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;
— внедрению технических регламентов ЕАЭС;
— по подготовке проектов соглашений между ЕАЭС и третьими странами в части, касающейся вопросов транспорта.
Ключевым направлением взаимодействия является внедрение современных цифровых технологий: интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики; систем электронного обмена информацией и документооборота; внедрение электронной накладной; онлайн-сервисов, основанных на принципе «единого окна».
Договор еаэс какие страны входят
(с изменениями на 1 октября 2019 года)
(редакция, действующая с 1 августа 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Международным договором от 10 октября 2014 года (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 30.10.2014);
Международным протоколом от 8 мая 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2015, N 0001201508170022) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 8 мая 2015 года);
Международным протоколом от 15 марта 2018 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2019, N 0001201904010002) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 15 марта 2018 года);
Международным протоколом от 1 октября 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300052) (временно применяется для Российской Федерации c 1 января 2020 года);
Международным протоколом от 1 октября 2019 года (1) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2021, N 0001202108060004) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 1 октября 2019 года);
Международным протоколом от 1 октября 2019 года (2) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2021, N 0001202108020019) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 1 октября 2019 года).
Ратифицирован
Федеральным законом
от 03.10.2014
N 279-ФЗ
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,
руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,
желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,
выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,
подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,
принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права,
договорились о нижеследующем.
Часть первая
Учреждение Евразийского экономического союза
Раздел I
Статья 1
Учреждение Евразийского экономического союза.
Правосубъектность
2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Статья 2
Для целей настоящего Договора используются понятия, которые означают следующее:
Иные понятия, используемые в настоящем Договоре, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего Договора и приложениях к нему.
Раздел II
Основные принципы, цели, компетенция и право Союза
Статья 3
Основные принципы функционирования Союза
Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, на основе следующих принципов:
уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
уважение особенностей политического устройства государств-членов;
обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.
Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.
Статья 4
Основные цели Союза
Основными целями Союза являются:
создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Статья 5
1. Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
2. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
3. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.
Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия Сторон в соответствующих сферах.
Статья 6
1. Право Союза составляют:
международные договоры в рамках Союза;
международные договоры Союза с третьей стороной;
решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.
2. Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза.
3. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор.
Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза.
4. В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:
решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;
решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.
Статья 7
Международная деятельность Союза
1. Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.
2. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.
Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.