доктор живаго какое время описывается
Кратко «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернак.
Известный отечественный писатель Борис Пастернак считал роман «Доктор Живаго» лучшим произведением из всего написанного им в прозе.
Действия повествования происходят в революционное время и отражают жизнь русской интеллигенции первой половины XX-го века. Роман затрагивает темы религии, революции, семьи, любви и смерти.
Очень краткий пересказ романа «Доктор Живаго».
У 10-летнего Юры умерла мать. Опекуном мальчика становится дядя, а его родной отец ведёт распутный образ жизни, со временем спивается и убивает себя.
Дядя оставляет племянника на попечении профессорской семьи, которая уже растит одного воспитанника, Мишу, и родную дочь, Тоню. Юра, Тоня и Миша становятся друг для друга близкими людьми.
В это же время в Москву переезжает вдова Амалия Гишар с сыном Родионом и дочерью Ларисой. Женщина крутит роман с адвокатом Комаровским, который оказывается подлецом и развращает её 16-ю дочь. Ларисе нелегко живётся с осознанием своего «падения». После разрыва с Комаровским Лара знакомится с сыном арестованного за революционные взгляды рабочего Павлом. Лариса и Паша становятся очень близки.
В России революция 1905-1907 годов: стачки, забастовки, создаётся первая Дума. Пути Ларисы и Юрия пересекаются. Они не знакомы, но имеют общих друзей. Юра очарован девушкой.
В 1911 году Юра узнаёт, что у него есть брат по отцу Евграф. Спустя год Юра получает диплом доктора, а Тоня подаётся в юристы. Тоня и Юра становятся мужем и женой. Павел и Лариса тоже женятся и уезжают на Урал.
Первая Мировая Война. Юра работает в московской клинике, у него рождается сын Саша. Вскоре герою приходится ехать на фронт. У Паши и Лары растёт дочь. Павла тоже отправляют на войну, где он пропадает без вести. Лариса, окончив курсы медсестёр, едет на поиски мужа. На фронте Юра и Лариса встречаются и сближаются. Юра признаётся Ларе в любви.
Домой в Москву Юрий возвращается спустя два года. Там его встречает жена и сын. За время отсутствия Юрия его друзья издали книгу с его стихами. Доктор Живаго вновь работает в клинике и продолжает писать стихи. Он чувствует себя одиноким, так как его взгляды разнятся со взглядами нынешней интеллигенции, которая и составляет основной круг его друзей.
Во время Гражданской войны семья Живаго еле сводит концы с концами. Юра переносит тиф. В этот же период он впервые видится со своим сводным братом, который советует ему перебраться на Урал.
В 1918-м году семья Живаго обосновалась на Урале в Юрятине. Юрий знакомится с революционером Стрельниковым. Позже оказывается, что он — это муж Лары, Павел. Тоня вновь беременна, а у Юрия проблемы с сердцем.
Судьба вновь сводит Ларису и доктора Живаго. У них тайный роман. Юра мучается совестью, хочет прекратить измены и рассказать правду жене. Но он не успевает повиниться, его похищают красные. В плену доктор Живаго лечит партизан и скучает по своей семье.
В Юрятин герой возвращается в 1920-м году. Его жена Тоня родила дочь и уехала в Москву. Юра живёт с Ларисой и её дочкой. Муж Ларисы в бегах, она постоянно боится за свою свободу. Юра тоже обеспокоен за свою судьбу, ведь он бежал из плена красных. Но пара счастлива быть вместе. Доктор Живаго работает в клинике Юрятина.
Чтобы избежать ареста, Юра и Лара переезжают в Варыкино. Лара носит под сердцем дитя. Доктор Живаго много пишет. Он узнаёт, что его жену и детей выслали за границу и понимает, что вряд ли увидится с семьёй. Но рядом с Ларисой он нашёл своё счастье.
В Варыкино приезжает Комаровский. Он предлагает Юре и Ларисе перебраться на Дальний Восток. Лариса с дочкой уезжает, доктор Живаго остаётся. Он не готов к столь мощным переменам, его душа и тело измотаны. Юрий словно хочет для начала «расставить по полочкам» то, что уже произошло: двухгодичный плен, разлука с Тоней, рождение дочери, соединение с Ларисой. Оставшись наедине с собой, он тоскует по любимой и пишет для неё стихи. Вскоре появляется Павел. Он шесть лет не видел жену и дочь, так как был в бегах. Юра и Павел говорят о Ларисе, а на утро революционер оканчивает жизнь самоубийством.
Доктор Живаго возвращается в Москву. Там он скитается по квартирам, пишет и публикуется. Его жена и дети живут во Франции. Вернуть их на родину доктору не удаётся. Юрий сожительствует с дочерью своего бывшего дворника. Марина рожает ему двух дочерей. Доктору Живаго всё чаще нужно уединение и он скрывается на «тайной квартире», где много пишет. Но Марину и детей доктор не оставляет и помогает им материально.
В 1929 году по дороге на работу доктор Живаго умирает. Его похороны организовывают Лариса и брат Евграф. Лара появилась в Москве не случайно, она искала свою дочь, которую родила от Живаго. Девочку при рождении Комаровский отдал в приемную семью, пока Лариса была в бредовой горячке.
После похорон женщина пропадает навсегда. Дочь Живаго и Ларисы находят давние друзья доктора, Миша Гордон и Ника Дудоров, во время Второй Мировой Войны. Ей оказывается бельёвщица Таня Безочередева.
Девушку берёт под свою опеку её дядя, сводный брат Живаго Евграф, который на тот момент уже генерал-майор. После войны Гордон и Дудоров при встречах читают статьи, стихи и заметки своего умершего друга доктора Юрия Живаго.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание романа «Доктор Живаго» подробно по частям.
Книга 1.
Часть 1. Пятичасовой скорый.
В одной из совместных с дядей поездок Юра знакомится с сыном террориста Дудорова Никой, который из-за своего поведения кажется «странным мальчиком».
Здесь же читатель знакомится с будущим близким другом Юрия Мишей Гордоном, который в 11-ть лет уже понимает, что евреем в России быть плохо. Миша едет на поезде с отцом. Он фактически становится свидетелем самоубийства Андрея Живаго, который сбрасывается с поезда.
Часть 2. Девочка из другого круга.
С Урала в Москву перебирается Амалия Гишар с двумя детьми. По совету адвоката покойного супруга, Комаровского, обрусевшая француженка приобретает швейную мастерскую. С адвокатом у вдовы роман. Одновременно Комаровский совращает совсем юную Ларису. Девушка тяжело переживает этот «позорный» для неё факт, а уже не молодой адвокат понимает, что влюбился.
Лариса знакомится и дружит с Олей Дёминой, которая подрабатывает в швейной мастерской её матери. Девушки вместе посещают гимназию. Оля знакомит подругу с Павлом Антиповым, сыном революционера. Паша влюбляется в девушку без оглядки, Лариса не отвечает ему взаимностью, но пользуется своей властью над молодым человеком.
Дядя определяет Юру в семью профессора Громеко. Кроме него в ней воспитывается родная дочь Тоня и приёмный сын Миша Гордон. Эти трое становятся близки на всю жизнь.
Однажды Юра и Миша едут вместе с названным отцом к Амалии Гишар, которая пыталась, к счастью неудачно, отравиться. Здесь Юра впервые видит Ларису. Он сражён её красотой, но ему неприятна форма общения юной девушки и Комаровского. К тому же Миша рассказывает другу, что Комаровский — это тот самый адвокат, который довёл его отца до самоубийства. Однако впечатления от чар Ларисы над Юрой имеют большую власть, чем мысли об отце, которого он толком и не знал.
Часть 3. Ёлка у Светницких.
Троица друзей заканчивает учёбу. Юра получает диплом врача, Миша — филолога, Тоня — юриста. Юра увлекается написанием стихов. В этой же части молодой доктор Живаго узнаёт, что у него есть брат по отцу —Евграф. В пользу него Юра отказывается от части наследства.
Анна Ивановна Громеко совсем плоха, её мучают «болезни лёгких». Юра пытается ей помогать. Женщина настаивает, чтобы Тоня и Юра нарядились и отправились на ёлку к Светницким. Провожая их, Анна Ивановна благословляет пару на брак, так как считает, что молодые люди друг другу очень подходят.
Лариса тем временем рвёт отношения с Комаровским и честно зарабатывает на жизнь, воспитывая младшую дочь Кологривовых. Девушка три года копит деньги и мечтает начать новую жизнь. Но возвращается её брат Родион и требует денег для погашения своих карточных долгов. В случае отказа он обещает застрелиться. Лариса находит для него деньги, а револьвер отбирает.
Приходит время покинуть дом Кологривовых, но Лариса должна им денег. Копить больше не получается, так как она тайком оплачивает большую часть аренды квартиры своего жениха Павла. Материальные трудности толкают девушку на отчаянный шаг — она решает просить денег у Комаровского. Чтобы с ним встретиться она едет на ёлку к Светлицким. Перед этим девушка просит Павла пообещать, что он в ближайшее время женится на ней. Во время разговора Паша ставит на подоконник горящую свечу, её свет видит Юра, проезжая мимо с Тоней. Он сочиняет знаменитые строки:
Часть 4. Назревшие неизбежности.
Дело о выстреле замяли. Лариса долгое время приходила в себя. Кологривов вручил ей приличную сумму денег, чтобы она решила свои проблемы. Лариса сказала Павлу, что недостойна его, но пара всё равно обвенчалась и переехала на Урал. В первую брачную ночь Лара рассказала Паше об её «позорных» отношениях с Комаровским. Адвокат напрашивался в гости к Ларисе в её новый дом, но она резко ему отказала.
Юра и Тоня тоже поженились. У них родился сын, Саша. К этому времени доктор Живаго уважаемый врач-диагност. Но идёт война и Юрий отправляется на фронт, где служит вместе со своим другом Мишей Гордоном.
Лара и Паша преподают в Юрятине. У них растёт дочь Катя. Павел изводит себя мыслями о несовершенстве общества и о том, что Лара его никогда не любила. Он отправляется в военное училище и на фронт, где пропадает без вести. Лара оставляет ребёнка и едет искать мужа. Женщина трудится сестрой милосердия.
На фронте Юрий получает ранение и попадает в госпиталь, где работает Лара. Живаго узнаёт в ней ту самую девушку, но ей не говорит что видел её в Москве.
В больничное помещение входят раненные, стуча палками и костылями, волнуясь и наперебой они сообщают о начале революции в Петербурге. Солдаты перешли на сторону восставших.
Часть 5. Прощанье со старым.
Некоторое время Юрий и Лариса общаются официально, но искры уже не утаить. Даже из дома, от Тони, приходит письмо, содержащее «нотки» недоверия. Юра уже почти решает ехать в Москву, но возникают неотложные дела. Тогда доктор пытается объяснить Ларе, что между ними ничего не может быть, но вместо этого признаётся в любви. После доктор Живаго уезжает в Москву.
Часть 6. Московское становище.
Дома доктору Живаго одиноко. Жена его простила, но маленький сынишка не признал. Общение с ранее такими близкими друзьями только раздражает. Интеллигенцию Юрий считает пропащей, бессильной. А себя видит «пигмеем» перед лицом «чудовищной машины будущего».
Семья Живаго очень тяжело живёт. Юрий постоянно занят мыслями, где и как добыть самое необходимое, поэтому хватается за любую подработку. На одном вызове по случаю тифа Юра встречает подругу Лары Ольгу, они долго говорят о Ларисе. После этого доктор сам слёг с тифом. Во время его болезни, в дни, когда семья Живаго особо нуждалась, в их жизни появился Евграф. Он с восторгом читает сочинения старшего брата и всем чем может, помогает его семье. Юре он советует перевезти семью на Урал.
Часть 7. В дороге.
С большим трудом семье Живаго удаётся достать места на поезд до Урала. В дороге Юрия задерживают и приводят на допрос к атаману Стрельникову, о котором ходят легенды как о «беспощадном» и называют «Расстрельниковым». В атамане доктор узнаёт Павла Антипова. Стрельников отпускает доктора, но обещает в следующий раз не пощадить.
Книга 2.
Часть 8. Приезд.
По приезду Юрию и Тоне выделяют небольшой дом. Семье Живаго приходится много трудиться, чтобы обеспечить себя пропитанием.
Часть 9. Варыкино.
Семья Живаго живёт скромно и тихо. В своём дневнике Юрий пишет, что его задача «служить, лечить и писать». Вновь появляется Евграф и помогает семье брата. Никто так и не знает, чем занимается этот человек.
Доктор Живаго пересекается с Ларисой. Между ними возникает тайная любовная связь. Юрий, мучимый угрызениями совести, хочет всё прекратить и повиниться перед женой, но не успевает. Его захватывает партизанский отряд.
Часть 10. На большой дороге.
Два года Юрий проводит в плену у партизан. Он лечит больных и говорит на философские темы с Ливерием.
Часть 11. Лесное воинство.
Живаго старается не участвовать в боях. Но к лечению раненых относится серьёзно. На его глазах солдаты-партизаны начинают страдать от душевных расстройств.
Часть 12. Рябина в сахаре.
Один из партизан приводит свою семью в отряд, опасаясь за их жизни. А через некоторое время он сам убивает и жену и детей, объяснив это тем, что так они умерли лёгкой смертью, а не от пыток. Однополчане не знают, как поступить с несчастным. Он сбегает из отряда. Вскоре, сказав, что идёт на сбор подмёрзшей рябины, от партизан бежит и Живаго.
Часть 13. Против дома с фигурами.
Доктор Живаго добирается до Юрятина. Его семья переехала назад в Москву. Пока Юрий был в плену, Тоня родила дочь. Живаго остаётся у Ларисы, они живут как семья. Лариса боится ареста. Пара решает перебраться в Варыкино.
От Тони приходит письмо, в котором она рассказывает о дочери и о том, что знает про отношения Юрия и Лары. Она сообщает, что её с детьми высылают в Париж. О Ларисе не говорит плохо. Обещает воспитывать детей в почтении к отцу.
Часть 14. Опять в Варыкино.
Живаго с Ларисой живут в Варыкино. Появляется Комаровский и сообщает Ларисе, что её супруга Антипова-Стрельникова поймали и намеряны казнить. Её тоже могут арестовать, ей надо бежать. Он предлагает и ей и Юрию уехать вместе с ним на Дальний Восток.
Понимая, что без Живаго с ним Лариса не поедет, Комаровский подговаривает Юрия, ради спасения любимой солгать. Юрий делает вид, что согласен ехать, только следом за Ларисой, Комаровским и Катей, чтобы не вызывать лишних подозрений и «привести в порядок дом», а сам остаётся. Лариса уезжает, увозя под сердцем ребёнка Юрия.
Отпустив любимую ради её спасения, доктор Живаго тихо сходит с ума. Он глубоко несчастен. Постоянно пишет Ларе посвящения.
В Варыкино объявляется Стрельников. Он и Живаго долго говорят о Ларисе. Утром Антипов-Стрельников стреляет в себя.
Часть 15. Окончание.
Живаго идёт в Москву пешком. Он плохо выглядит. Его бывший дворник выделяет ему часть комнаты. Юрий сходится с его дочкой Мариной, от связи рождаются две дочери. Живаго общается письмами с Тоней, Дудоровым, Гордоном.
Однажды доктор Живаго исчезает. Никто не может понять куда. Евграф помог брату с квартирой и устройством на работу. Он в восхищении от его литературного дара. В этот период Юрий очень много пишет.
Доктор Живаго умирает утром по дороге на работу. Он не дожил и до 40 лет. Гроб с его телом устанавливают на тот стол, где он сочинял. Евграф привозит Ларису попрощаться. Она говорит:
«Твой уход, мой конец. Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнаждения…это мы понимали»
После похорон Лариса рассказывает брату Юрия о существовании дочери, которую она родила от Живаго. Лара тщетно пыталась найти дочь, так как чувствовала себя виноватой:
«Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса».
Часть 16. Эпилог.
Евграф берёт на себя заботу о девушке Тане, дочери покойного Живаго. Дудоров и Гордон часто перечитывают записи своего талантливого друга.
Часть 17.
В ней представлены 25 стихотворений Юрия Живаго.
Кратко об истории создания романа «Доктор Живаго».
Борис Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в 1945-1955 годах. Впервые роман напечатали заграницей в 1957 году. Советская власть была против его издания в России, и соотечественники Пастернака познакомились с этим эпохальным произведением только в 1988 году. Этому роману присвоили Нобелевскую премию, от которой его автор отказался.
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Константин Поливанов о главном русском романе XX века
Прежде чем купить подписку, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас в следующий раз, когда вы зайдете на сайт или в мобильное приложение. А если вы уже покупали подписку раньше, то она заработает автоматически, когда вы войдете
Если у вас есть промокод или вы хотите купить единую подписку и на Arzamas, и на наше детское приложение «Гусьгусь», перейдите, пожалуйста, в личный кабинет.
Конспект
История романа «Доктор Живаго», наверное, одна из самых скандальных в советской и европейской послевоенной культуре.
«На пленуме комсомольской организации первый секретарь комсомола Семичастный, будущий глава Комитета государственной безопасности, произнес знаменитые слова, что Пастернак ведет себя хуже, чем свинья, потому что свинья „никогда не гадит там, где кушает“. Но этому скандалу 1958 года предшествовала не менее напряженная история текста „Доктора Живаго“, возникшая уже в 48-м году».
В 1948 году генеральный секретарь Союза советских писателей Александр Фадеев не допустил к продаже уже отпечатанную книгу стихов Пастернака из‑за стихотворения «Зимняя ночь», которое впоследствии войдет в «Доктора Живаго». По мнению Фадеева, стихотворение нарушило запрет на религиозность и эротизм в литературе, фактически установленный после знаменитого постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года.
Но после смерти Сталина, в 1954 году, в СССР публикуется подборка стихов из романа, а в 1956-м к Пастернаку приезжает итальянский журналист Серджио Д’Анджело. Он знакомится с романом и сообщает издателю Джанджакомо Фельтринелли, что его надо печатать в Италии. Журналист передает рукопись издателю в Западном Берлине.
Однако затем наступает период закручивания гаек, спровоцированный антикоммунистическими настроениями в Венгрии. КГБ узнает, что Пастернак передал роман за рубеж, но уже не может остановить его печать. Вслед за изданием «Доктора Живаго» в ноябре 1957 года в Италии роман выходит в Германии, Дании, Швеции и даже по-русски — в Голландии. В результате в 1958 году Пастернаку присуждают Нобелевскую премию, после чего писателя начинают травить в СССР.
«Секретарь Союза советских писателей, сосед по Переделкину, друг Пастернака Константин Федин приходит к Пастернаку в тот же день с требованием отказаться от премии. Пастернак не принимает эту настойчивую рекомендацию. Тогда через два дня на страницах „Литературной газеты“ публикуют полностью рецензию журнала „Новый мир“, который за два года до этого отклонил публикацию романа. А еще через два дня на страницах „Литературной газеты“ помещается большая подборка под заглавием „Гнев и возмущение. Советские люди осуждают действия Бориса Пастернака“. Заглавия говорят сами за себя: „Пасквилянт“, „Слово рабочего“, „Единодушие“, „Голос московских писателей“, „Советские люди осуждают действия Пастернака“, „Оплаченная клевета“, „От эстетства — к моральному падению“, „Позорный поступок“».
В результате Пастернак отправляет в Стокгольм телеграмму с отказом от премии, а затем пишет письмо Хрущеву — с просьбой не высылать его за рубеж. На Западе травля поэта производит удручающее впечатление и настраивает многих интеллектуалов против Советского Союза.
Конспект
Уже первые читатели «Доктора Живаго» обращали внимание на то, что сюжет романа во многом основывается на случайных совпадениях.
Например, герои издалека видят, как поезд остановился там, где не должен, — а впоследствии выяснится, что с этого поезда бросился, покончив с собой, отец главного героя. Подстрекателем самоубийства оказывается адвокат Комаровский — и он же затем растлевает героиню Лару. Перед смертью Живаго видит женщину, которую не узнает — а между тем они встречались много лет и страниц назад.
Случайные совпадения — «скрещения судеб» — представляют собой закон устройства произведения. Его можно продемонстрировать на примере знаменитого стихотворения «Зимняя ночь», процесс создания которого Юрием Живаго описан в романе: оно возникает перед Живаго в тот момент, когда он едет со своей будущей женой, Тоней Громеко, на елку.
В этом стихотворении упоминается слово «башмачки», которое вместе с упоминаниями о свече, зиме, воске и окне вызывает в памяти балладу «Светлана» Жуковского: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали».
«Зачем вдруг могло здесь понадобиться Пастернаку вспомнить Жуковского? Казалось бы, его стихотворение к cвяточным гаданиям о женихе не имеет никакого отношения. Но посмотрим не только на стихотворение, но и на обрамляющую его прозаическую часть. В тот момент, когда по Камергерскому переулку едут Юра и Тоня, жених и невеста, за окном находятся Лара и Паша Антипов — будущие муж и жена, в этот момент даже еще не жених и невеста. То есть тема жениховства и гаданий о будущем может быть объяснена именно так.
Само стихотворение кончается словами: „Мело весь месяц в феврале, / И то и дело / Свеча горела на столе, / Свеча горела“. Однако в прозаической части строчки „Свеча горела на столе, свеча горела“ приходят автору в голову именно на Святках, то есть накануне Крещения — именно так, как это и описано у Жуковского».
Отыграна в «Докторе Живаго» и тема мертвого жениха из «Светланы»: в самом конце романа Лара решает зайти в комнату, куда когда-то ходила к Паше Антипову, и видит на столе мертвого Живаго.
Конспект
Пастернак начинает писать свой роман в 1945 году. Одновременно с этим он писал в письмах нескольким своим корреспондентам, что его герой будет поэтом и ему хотелось бы, чтобы стихи его героя были похожи на стихи Блока, Есенина, Маяковского и его самого 1910-х годов.
Фигура Александра Блока вообще очень важна для романа. Первое из стихотворений Живаго — «Гамлет» — отсылает к любимому литературному персонажу Блока. Отвечая в юношеской анкете на вопрос о смерти, Блок писал, что хотел бы умереть на сцене от разрыва сердца, и, возможно, это отразилось в «Гамлете». Юрий Живаго одно время думает написать статью о Блоке, но потом отказывается от этой мысли.
«Но мне представляется, что связи с Блоком обнаруживаются не только в виде упоминаний Блока, не только в виде цитирования его строк, не только в виде размышлений о Блоке, но и в уподоблении судьбе Блока судьбы главного героя. Главный герой, который должен был быть похожим на сборного поэта 1910-х годов, дальше проживает судьбу поэта в революции».
Как и Блок, Живаго сначала зачарован революцией, а потом разочарован в ней. В конце романа Живаго едет в трамвае, начинает задыхаться и умирает.
Конспект
В «Докторе Живаго» Пастернак помещает своих выдуманных персонажей во вполне конкретное историческое время.
«Начинается роман событиями 1903 года, дальше упоминаются события Русско-японской войны. Часть действия романа происходит во время революции 1905 года; в частности, более подробно описаны московские события декабря 1905 года. Дальше на какое-то время история как бы уходит на второй план и вновь вторгается в жизнь героев во время войны 1914 года и последовавшей за ней революции. Все события первой части от 1903 года до октября 1917-го выписаны с тщательной хронологической точностью. Там, где Пастернак сам не был свидетелем или участником событий, он обращается к мемуарам, запискам своих современников».
Однако начиная с зимы 1917–1918 годов исторические события начинают изображаться по-другому: в частности, повествование наполняется анахронизмами.
«Скажем, про Живаго говорится, что он вернулся в Москву в начале НЭПа. Однако если сложить все годы, проведенные семьей Живаго на Урале, то получится, что раньше конца 1922 года он никак не мог вернуться, а скорее всего, это событие стоило бы отнести даже и к еще более позднему периоду. При этом задолго до своего возвращения в Москву Живаго получает известие от жены, что ее с отцом высылают в Париж. Но высылки интеллигенции начинаются летом 1922 года. Уже получив известие о высылке в Париж, Живаго сталкивается с Комаровским, который зовет его и Лару в Дальневосточную Республику, но ее не существовало уже с мая 1921 года».
Пастернак подчеркивает намеренность своих анахронизмов. Когда в эпилоге он пишет «прошло пять или десять лет», это означает, что действие происходит в 1948 или 1953 годах — принципиально разных периодах в истории страны. Однако автор предпочитает не уточнять.
Как это объяснить? До 1917 года, когда события следуют в хронологической точности, они постоянно соотносятся не только с обычным, но и с церковным календарем. Анахронизмы начинаются, когда церковный календарь пропадает.
«В начале романа дядя главного героя Николай Николаевич Веденяпин объясняет, что история в нынешнем ее понимании основана Христом, что история — это не нечто существующее помимо людей, а то, что людьми творчески создается. Для этого, говорит он, пишутся симфонии, для этого совершаются открытия. Дальше он добавляет, что для всего этого нужно духовное оборудование, и таким духовным оборудованием является Евангелие. Можно предположить, что сам Юрий Живаго в своих стихах, которые завершают роман, таким образом преодолевает период, который в его собственных стихах назван „годами безвременщины“».
Конспект
Исторические события 1917 года описаны в «Докторе Живаго» достаточно подробно, но некоторые эпизоды все равно требуют филологической дешифровки.
«Первый такой эпизод связан с движением транспорта во время революции в России. Восторженная реакция Юрия Живаго на известие об октябрьском перевороте 1917 года в Петрограде заканчивается словами о том, что это чудо истории бухнуто в самую гущу курсирующих по городу трамваев. После этого Пастернака неоднократно упрекали — и прежде всего советские критики — в том, что он не видит разницы между Февралем и Октябрем. Думаю, что разговор о курсирующих по городу трамваях, напротив, позволяет увидеть принципиальную разницу между двумя революциями».
В феврале протестующие, начав с мирных действий, стали агрессивнее и, в частности, стали отвинчивать ручки управления у трамваев. Из-за этого за два дня до революции трамвайное движение в Петрограде было полностью парализовано, и восстановить его удалось лишь через две с половиной недели. Напротив, Октябрьская революция поначалу не нарушила движения транспорта, но впоследствии поезда остановились по всей стране, свидетелем чего стал и Живаго.
«Другой эпизод, также представляющий собой именно шифровку: Живаго должен уехать с фронта в Москву. Помогающая ему в этом мадемуазель Флёри звонит по телефону на станцию телеграфисту. Телеграфист не хочет выслушивать ее просьбу и ведет странные — как кажется, шифрованные — разговоры, потому что его речь пестрит цифрами и десятичными дробями. Периодически он произносит слова „Псков“, „комосев“ — и дальше опять десятичные дроби. Раздраженная мадемуазель Флёри, которая не может ничего добиться от телеграфиста, которого зовут Коля Фроленко, ругает его и говорит „маленький Иуда-предатель“».
Можно вспомнить, что бескровная стадия Февральской революция оказалась успешной во многом из-за того, что восставшие смогли управлять железнодорожным движением в стране из Петрограда по телеграфу. Благодаря этому поезд с Николаем II не дошел до столицы, а завернул в Псков. Комосев — это командующий Северным фронтом, который действительно сидел в Пскове и руководил отречением императора.
«Введение же прозвища „маленький Иуда-предатель“ по отношению к Николаю Фроленко может напомнить читателю, что посланного из ставки в Петроград на подавление революции и наделенного всеми полномочиями генерала звали Николай Иудович. Не трудно себе представить, сколько раз ему бы поминали его отчество, если бы он добрался до Петрограда и смог подавить восстание. Но Николай Иудович Иванов не добрался до Петрограда как раз благодаря усилиям телеграфиста».
Конспект
Хотя «Доктор Живаго» был запрещен в СССР, одна главка — из части «Лесное воинство» — была доступна советским читателям. Она была опубликована в «Литературной газете» вместе с отрицательной рецензией редколлегии «Нового мира», чтобы продемонстрировать идеологическую вредность романа, автор которого был только что удостоен Нобелевской премии.
Критики считали, что этот эпизод — знак симпатии Пастернака и его героя к белогвардейцам. Однако на деле автор демонстрирует не столько свою нелюбовь к красным, сколько физическую невозможность остаться нейтральным в условиях гражданской войны. Живаго остается нейтральным — но исключительно благодаря чуду.
«Чудо как одна из важнейших категорий устройства мира в этом романе вообще, видимо, для Пастернака значило очень много. Существеннейшая часть случайных совпадений, встреч, немыслимых пересечений, скрещений судеб, которые возникают на страницах романа, тоже по‑своему иллюстрирует именно эту категорию чуда. Чудом Живаго удается пережить все эти события, вернуться в Москву, сохранить стихи. Ему в этом помогает его таинственный брат Евграф Живаго — в терминах фольклористики его можно было бы назвать волшебным помощником. Евграф помогает брату собрать и сохраняет эти стихи, которые в конце концов попадают к друзьям Живаго. Благодаря им и возникает это ощущение тайной свободы».
Самый удобный способ слушать наши лекции, подкасты и еще миллион всего — приложение «Радио Arzamas»