должности водителя какие бывают
Наименование должностей водителей в автотранспорте
У нас автотранспортное предприятие. Занимается междугородными и городскими перевозками. В штатном расписании водитель именуется «водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах». Нименование такой должности позволяет водителям оформить досрочную пенсию. Однако, в квалификационном справочнике такой должности нет. Нужно ли нам переименовывать должность на «водитель автомобиля»? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано «водитель автомобиля». Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?
Нужно ли нам переименовывать должность на «водитель автомобиля»? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано «водитель автомобиля». Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?
Да. Да. То, что водитель автомобиля водил именно автобусы и именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, можно увидеть из их экземпляров трудовых договоров, кои они потом могут предъявить в ПФР.
Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.»
Если речь идет о льготной пенсии, то я порекомендовала бы Вам сначала уточнить в ПФР. У них есть свой список и профстандарты и проч. им глубоко безразличны. Если Вы необдуманно переименуете должность, то люди потеряют право на льготную пенсию.
Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности. А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился, пойдет в суд, то мало тоже не покажется. У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции «как лучше работнику», то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты. И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.
Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности.
:)) Эмм.. Точчно? А вы с главой 51 ТК РФ знакомы, приходилось читать?
А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился,
Ваша уверенность в том, что он чего-то лишился, превосходит всякие пределы. Есть официальный ответ ПФР, есть надежный источник, коий шепнул вам что-то на ухо?
пойдет в суд, то мало тоже не покажется.
Работодателю, соблюдающему трудовое законодательство, ничего страшного от суда (ГИТ, ПФР) не прилетит, не надо пугать никого.
У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции «как лучше работнику», то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты.
И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.
Объяснять будет ПФР, а не ГИТ, и делать он это будет примерно вот таким способом:
«Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР
от 2 августа 2000 г. N 3073-17/06-27/7017
Заместитель руководителя Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального развития РФ А.С.Назаров
Начальник Управления пенсионного обеспечения
Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ А.Д.Скворцов».
Правильное название должности «водитель» по ЕТКС при оформлении на работу
Существуют «Тарифно-квалификац.характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих», утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 согласно которым есть должность «водитель автомобиля 4 разряда», «. 5 разряда», «. 6 разряда», а также «водитель мототранспортных средств 3 разряда» и много других «водитель. «
ВОПРОС:
1) можно ли писать при приеме на работу должность просто «водитель» или обязательно писать «водитель автомобиля такого-то разряда»
2) есть ли разделение «водитель такого-то разряда» и «водитель 1 класса» (соответственно 2, 3 класса). Или классы сейчас не существуют, а есть только разряды?
3) если у водителей всё-таки существует «классность» (1, 2, 3), то где это посмотреть, от чего зависит «класс» от наличия стажа вождения или разных категорий в водительском удостоверении? нигде не могу найти ответ на этот вопрос. ПОМОГИТЕ!
4) что касается тариф.-квалиф.характеристик, то при разделении водителей на рязряды указаны только «характеристика работ» и «что должен знать». А как тогда определить при приеме на работу, на «водителя автомобиля» на какой разряд мы его принимаем, т.е. «требования к квалификации»?
СПАСИБО ВСЕМ!
Вот с этим согласна. Если монархия, то только как в Англии: исключительно ради искусства.
Писать, на мой взгляд, надо четко по ЕТКС. Разряд определяет требования, предъявляемые к водителю.
спасибо, можете ссылку скинуть? не поняла, существует ли все таки классность?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 06.02.2001) руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Как поясняется в Письме Минтруда России от 18.01.1993 N 63-РБ, к таким надбавкам в том числе относятся надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств.
Если работодатель считает, что не имеется достаточных оснований для введения надбавки водителям за классность, то указанная надбавка не вводится. Если принято решение о введении указанной надбавки, то работодатель самостоятельно присваивает водителям транспортных средств соответствующие квалификационные категории (классы) с целью учета профессионального мастерства и качества выполнения работ при установлении системы оплаты. Для этого ему необходимо определить порядок присвоения классности (квалификационной категории), создать квалификационную комиссию (комиссии) и обеспечить ее (их) функционирование.
Д. Л. Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008
Класс водителя
Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления
механическими транспортными средствами, относящимися к категориям
Требования по стажу, предусмотренные квалификационными характеристиками
водителей
предусмотренным квалификационными характеристиками водителей
или других возможных сочетаний категорий
3-й класс: В или С
В и С
Требования по стажу не предъявляются.
При управлении автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой
сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля
не менее двух лет
2-й класс:
В и Е
С и Е
D
D и Е
В, D
С, D
В, С, Е
В, С, D
В, D, Е
С, D, Е
В, С, D, Е
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не
менее двух лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса
Суд признал самодеятельность работодателя с наименованием должности водителя незаконной
minervastock / Depositphotos.com |
Работодатели нередко пытаются уточнить или расширить функционал водителей автомобилей, что нередко отражается и на наименовании должности. Водитель-перегонщик, водитель-охранник, водитель-инкассатор и тому подобное уже давно стали привычными названиями трудовых функций.
Вот и «Почта России» воспользовалась общепринятой практикой и включила в свое штатное расписание должность «водитель-курьер». На данный факт при проверке обратил внимание инспектор труда и потребовал переименовать должность в водителя автомобиля. Работодатель попытался обжаловать предписание ГИТ через суд, однако проиграл дело (Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2020 г. по делу № 8а-10019/2020[88а-10902/2020]).
Свою позицию судьи аргументировали следующим: ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса определено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах.
Для водителей соответствующие ограничения установлены. Так, согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 и содержит в том числе профессию «водитель автомобиля». Кроме того, к работе по этой профессии не допускаются лица моложе 18 лет (ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет).
Соответственно, и называться данная профессия должна именно так, как предусмотрено ЕКС или профстандартами. А вот такого названия должности, как «водитель-курьер», ни ЕКС, ни профстандарты не содержат.
Должностная инструкция водителя
Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Образец должностной инструкции водителя
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция водителя автомобиля
І. Общие положения
1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.
1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».
1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.
1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.
1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.
1.6. Водитель должен быть знаком с :
1.7. Водитель обязан владеть:
ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля
2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:
ІІІ. Права
3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:
ІV. Ответственность
Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:
4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,
4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.
4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.
4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.
4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.
4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.
4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.
4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.
4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель транспортного отдела
ООО «Поставки оптом»
Мышкин /Мышкин Т.В./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванов Р.С.
Водитель ООО «Поставки оптом»
Паспорт 8735 № 253664
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Иванов
«17» августа 2014 г.
Для чего нужна должностная инструкция водителя
Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.
Основные правила составления должностной инструкции водителя
Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:
При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.
Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.
Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.
Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.
Составление должностной инструкции водителя
В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.
Основные разделы
В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.
Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.
Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.
Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.
В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.
После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.
Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Должность водителя
Современная жизнь требует непрерывного движения. Все куда-то бегут, куда-то спешат. На помощь приходит транспорт. Но личный автомобиль есть не у каждого, да и умением и желанием водить отличается не всякий человек. На помощь приходит водитель и общественный транспорт.
Водитель транспортного средства – одна из самых распространённых и востребованных профессий на сегодняшний день по всему миру (в 1886 году на свет появился первый автомобиль). В каждом городе имеется свой таксопарк, любой крупной фирме или организации, в любой экономической и производственной отраслях требуются представители данной профессии.
Транспортная инфраструктура постоянно развивается, что влечёт за собой повышение профессиональных качеств водителя. Шофёр не просто управляет наземным транспортным средством. Его должность заключается в выполнении различных обязанностей: работа курьером, таксистом, дальнобойщиком, экспедитором и т.д.
Требования к кандидату
Основные требования, предъявляемые к кандидату на должность водителя:
Должностные обязанности
В работе водителя существуют свои обязанности и функции, которые человек должен выполнять.
К ним относятся следующие:
Права и ответственность
Помимо должностных обязанностей, у водителя есть также и свои права на:
За что водитель в ответственности за:
Особенности работы в разных сферах
Обязанности представителя данной профессии отличаются друг от друга в зависимости от того, где человек трудится и каким транспортным средством он управляет.
Легковое авто
Водитель легкового авто (как правило, это личный шофёр) должен поддерживать чистоту транспортного средства и следить за его исправностью.
В его обязанности входит также плавное вождение транспортного средства, максимально безопасное для жизни людей и сохранности машины. Резкий обгон и излишние звуковые сигналы запрещены.
Грузовой автомобиль
В работу входит буксирование прицепов задаваемых размеров и массы.
Водитель грузового авто обязан соблюдать правила и нормы подачи транспортного средства для разгрузки и загрузки, контролировать работу по загрузке и разгрузке транспорта, соблюдать нормы загрузки.
В его обязанности также входит осмотр крепления груза на транспортном средстве для сохранности товара и машины.
Автобус
Водитель может перевозить не только людей, но и багаж (зависит от типа автобуса).
Человек, занимаемый данную должность, должен соблюдать заранее утверждённый маршрут, проходить медосмотр, сообщать пассажирам о ходе посадки и высадки, контролировать соблюдение пассажирами техники безопасности (в особенности, это касается школьных автобусов), следить за процессом высадки и посадки пассажиров.
Трамвай, троллейбус и другой общественный транспорт
Управление трамваем или троллейбусом требует от работника умения проверять и устранять простые неполадки транспортного средства. Он также должен следить за соблюдением пассажирами техники безопасности, сообщать им о посадке и высадке, придерживаться заранее оговорённого маршрута.
Специальные служебные машины
Шофёр, работающий на транспорте, оборудованном специальным сигналом (скорая помощь, пожарная служба, полиция) обязан пройти соответствующее обучение и иметь медицинскую справку.
Допуск к вождению данного транспорта получают раз в пять лет. Водитель должен уметь использовать средства радиосвязи, подавать световые и звуковые сигналы, оказывать первую медпомощь и знать основы психологии.
Водитель-экспедитор
Работа такого типа состоит в доставке товара, документов, денежных средств и материальных ценностей на место назначения.
К обязанностям водителя-экспедитора относятся: сверка с сопроводительной документацией при получении товара, контроль за целостностью упаковки товара и погрузкой, доставка товара в сохранности, а также оформление соответствующих документов о приёме-сдаче груза.
Погрузчик
Человек, работающий на погрузчике должен уметь: устранять неполадки, устанавливать и заменять съёмные грузозахватные приспособления, соблюдать правила техники безопасности, отбирать товар со склада, принимать товар согласно Положению о приёме товара и внутренним документам, сортировать товар и перемещать его на место хранения.
О том, что должен обязательно проверять водитель погрузчика перед началом работы, показано в следующем видеоматериале:
Водитель-механик
Водитель-механик должен уметь: заправлять автомобиль; проверять его при сдаче и перед выездом, проводить техническое обслуживание, заполнять путевую документацию и учёт выполненных работ по обслуживанию автомобиля.
Найти работу водителем несложно. Для того, чтобы стать мастером своего дела нужно приложить усилия и прилежность. Мало просто иметь водительские права. Как правило, в данной профессии всё приходит с опытом.