домашний ребенок это какой
Чем детсадовский ребенок отличается от домашнего
Водить ребенка в детский сад или же сидеть с ним дома — вопрос, который волнует многих мам.
Мы опросили учителей, воспитателей и родителей, чтобы составить полный список отличий домашнего образа жизни от коллективного. Что из этого плюсы, а что минусы, каждый решит сам. От себя добавим: наш идеал — когда одно дополняет другое.
1. Домашний ребенок реже болеет
Логично: если сидеть дома и общаться с другими детьми по минимуму, то и простуду негде подхватить. Тогда как ребенок, который ходит в детский сад, не пропустит ни одной инфекции. При этом не вылезать из соплей он будет весь первый год точно, вне зависимости от того, в каком возрасте пошел в садик.
С другой стороны, домашний малыш ведь все равно потом пойдет в школу. И все равно будет болеть, потому что организм должен каким-то образом сформировать адекватный иммунный ответ. И лучше уж пропускать по две-три недели в детском саду, чем в школе.
Считается, чем старше ребенок, тем легче он перенесет вирус. Поэтому многие родители, например, отдают детей не в ясли, а сразу в среднюю или старшую группу. Но так работает не со всеми болезнями: той же ветрянкой переболеть чем раньше, тем лучше.
В то же время многое зависит от индивидуальных особенностей организма. Если болезни протекают тяжело и переходят в хронические, педиатр может посоветовать отказаться от садика в пользу дома.
2. После садика больше дисциплины
Дома ведь поблажки в режиме все равно будут. Пообедать на час позже, пропустить дневной сон, проигнорировать прогулку. В саду у воспитателей не забалуешь, там весь день строго расписан по часам. Для школы это полезный навык, который потом перерастет в умение самостоятельно организовать день.
Кроме того, ребенок учится реагировать на требования взрослых: в садике подчиняется воспитательнице, в школе ему уже проще признать авторитетом учительницу.
Домашний ребенок: воспитывая, не навредить!
ProstoBaby узнавал, как правильно воспитывать ребенка дома. Ведь многие дошколята воспитываются в домашних условиях. Причины, по которым они не посещают детский сад, могут быть различными. А вот методы и приемы воспитания в любом случае должны соответствовать возрасту малышей и способствовать правильному формированию необходимых навыков.
Сейчас уже никого не удивишь воспитанием вне стен дошкольного заведения. И если раньше «домашние» малыши были скорее исключением, то современные родители всё чаще предпочитают домашнее воспитание. Причины такого решения, в основном, таковы:
А в чем же разница?
Полноценный, индивидуальный, в зависимости от потребностей конкретного ребенка
Стандартный, одинаков для всей группы
Строгий – часы для сна, приема пищи, занятий и прогулок четко регламентированы
Зависит от иммунитета, частоты общения с другими детьми, укрепляющих и закаливающих процедур
Частые ОРВИ, особенно в период адаптации (иногда – на протяжении всего времени пребывания в саду).
Классические «детские» болезни – ветрянка, скарлатина, другие инфекции (особенно у непривитых деток).
Полноценное, с учетом вкусовых предпочтений ребенка.
При необходимости – специальная диета
В частных садах – с учетом родительских предпочтений
Естественная, привычная для малыша
Искусственная, созданная для группы детей определенного возраста.
Нужно время для адаптации
Общение со сверстниками
Время, место и круг общения зависят от родителей и самого ребенка. Есть возможность общаться с кем хочется и когда хочется
Ежедневно, кроме выходных.
Группа формируется произвольно и не зависит от предпочтений малыша или его родителей
Общение с «чужими» взрослыми
В зависимости от ситуации – в гостях, на развивающих занятиях, на прогулках. Контролируется родителями
Ежедневно – с воспитателями, няней, преподавателями музыки, физкультуры и другими педагогами детского сада
Общение с родителями
Зависит от семейного уклада
Утром, вечером и в выходные дни
В зависимости от желания и возможностей родителей – няни, репетиторы, гувернеры, развивающие клубы, кружки, секции
Усредненная программа, базовые знания, подготовка к школе.
В частных заведениях и государственных детсадах за отдельную плату возможен выбор дополнительных занятий
Мониторинг развития малыша
Производится специально: обследование, собеседование, тесты. Выбор специалистов и частоты мониторинга – за родителями
Включен в общую программу и является частью образовательного процесса.
Мониторинг производят воспитатель, психолог, логопед
Система воспитания как домашнего, так и в детском саду, имеет свои преимущества и недостатки. Но если родители приняли решение оставить малыша на домашнем воспитании, они должны понимать: дошкольник не может просто «сидеть» дома с родителями, бабушкой или няней. Он, как и все его сверстники, нуждается в обучении и развитии.
Источник фото: foto.real-trick.ru
Домашний – не значит дикий
А вот домашний ребенок при правильном воспитании отлично вливается в детский школьный коллектив, доброжелателен к одноклассникам и взрослым, имеет адекватную самооценку.
Чтобы вырастить из малыша полноценного и самостоятельного человека, а не тепличное растение, воспитатели (родители, бабушка или няня) должны придерживаться определенных правил:
Источник фото: itle-big-bigest.org.ua
Воспитываем, обучаем, развиваем
Кроме социализации, родители должны обеспечить ребенку процесс обучения и развития, соответствующий его возрасту. А для этого следует соблюдать определенные принципы:
Аршином общим не измерить…
Каким бы ни было мнение родителей об их ребенке, всё же оно субъективно. К тому же, специальные педагогические и психологические знания имеют далеко не все мамы и папы. Поэтому «домашнего» малыша необходимо периодически показывать профильным специалистам. Они оценят уровень его развития, соответствие возрастным нормам, проверят готовность к школьному обучению. Лучше всего это делать в такие возрастные периоды:
Такое обследование, как правило, проводят педагоги, психологи, логопеды. При необходимости ребенка следует показать дефектологу. Если же проблема предположительно медицинского характера, малыша направят на консультацию к специалистам – неврологу, психоневрологу или врачам иного профиля.
Источник фото: ot-razenie.ru
Что ты умеешь, малыш?
Родители будущих первоклашек часто ошибочно полагают, что ребенок при поступлении в школу должен уметь хорошо читать, писать и считать. На самом же деле гораздо важнее сформировать у него мотивацию к обучению, развить необходимые умения и навыки.
Существуют определенные критерии, по которым можно оценить готовность дошкольника к началу учебы. Ребенок должен:
Если ребенок всё это знает и умеет, хорошо ладит с другими детьми и взрослыми, не боится общества – он вольется в школьный коллектив ничуть не хуже своих «детсадовских» одноклассников.
Домашний ребенок это какой
Психолог начальной школы. Работала как с детсадовцами, так и с домашними детьми.
Миф 1. Детский сад — обязательная часть социализации
Детские сады и ясли — одна из побед женщин в борьбе за свои права. По выражению семейного психолога Людмилы Петрановской, «сад — это сервис, который был придуман в индустриальной культуре для того, чтобы мама могла выйти на работу».
Возлагать функцию социализации на дошкольные учреждения так же наивно, как ожидать, что от посещения ресторана человек научится хорошим манерам. Это возможно, но вряд ли это произойдёт само собой.
У домашнего ребёнка не будет проблем с коммуникацией, если предоставить ему возможность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми в разных ситуациях. Ребёнок должен общаться с людьми не из своей семьи везде — на площадке во дворе, в кружке, в гостях.
Миф 2. Детский сад — зло
Другая крайность — воспринимать дошкольные учреждения только в негативном ключе. Некоторые родители считают, что в садах дети постоянно болеют и приобретают травмирующий опыт.
Хотя научиться коммуникации и приобрести важные социальные навыки можно и без садика, это не означает, что садик плох сам по себе. Есть сады с индивидуальным подходом и чуткими воспитателями. Главное — чтобы ребёнок чувствовал себя там комфортно.
Миф 3. Домашним детям трудно привыкнуть к школе
Многие полагают, что дети, которые воспитывались без садика, тяжело адаптируются в школе и плохо учатся. Родитель домашнего ребёнка нередко получают завуалированные претензии: «Ну а что вы хотите? Вы же не ходили в сад».
По мнению психолога Людмилы Петрановской, эта фраза означает примерно следующее: «Почему ребёнок не обтёсан заранее, почему он слишком ребёнок, слишком живой».
«Когда нам показывают “детсадовского” ребёнка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее».
Людмила Петрановская
Хорошая учёба и знания не зависят от того, ходил ли ребёнок в сад. В детском саду детей учат вести себя правильно: поднимать руку, вызываться к доске или отпрашиваться в туалет. Но по словам академика и профессора Российской академии образования Владимира Собкина, готовность к школе надо формировать не моделированием поведения ученика в классе, а играми и развитием.
Дошкольник должен быть любознательным и открытым, не бояться нового, чувствовать себя в безопасности. Задача родителей — научить его концентрироваться и предоставить достаточный опыт взаимодействия с миром.
Миф 4. Ребёнок должен привыкать к стрессу
В советские годы детей старались отдать в ясли как можно раньше. Государство нуждалось в рабочей силе, и у мам зачастую просто не было выбора.
Времена изменились, но установка «все ходят, и с тобой ничего не случится» осталась. Некоторые родители искренне считают, что чем раньше ребёнок столкнётся с обязанностями, тем лучше — «мы же с папой ходим на работу, садик — твоя работа».
Все дети разные. Одни с первого дня с интересом посещают детский сад, другие испытывают сильнейший стресс. Когда маме необходимо выйти на работу и отдать ребёнка в садик — в этом нет ничего плохого. Но нужно проявлять внимание к особенностям и интересам малыша.
Чтобы ребёнок не чувствовал себя в детском саду брошенным, важно, чтобы атмосфера в группе была дружелюбной и был контакт с воспитателями. Тревожные звоночки:
Родители должны прийти ребёнку на помощь, защитить его, а не оправдывать это приучением к стрессу и обязанностям.
Выводы
Дети, семейные ситуации и дошкольные учреждения бывают разные. Важно помнить, что сад — это услуга для родителей, а не необходимость для ребёнка. Детский сад не призван формировать ценности и воспитывать — это обязанности родителей.
Вне зависимости от того, ходил ли ребёнок в садик, вы можете проверить его готовность к школе с помощью нашего увлекательного теста. Это бесплатно и позволит чувствовать себя уверенно перед поступлением в школу.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
«Домашний ребенок»: что нужно знать, если вы решили обойтись без детского сада
Кроха подрос — пора в детский сад! Для многих родителей эта мысль не вызывает сомнений, но есть и те, кто не готов доверить воспитание своего ребенка другим. На что надо обратить внимание в этом случае?
Еще вчера считалось, что домашний ребенок, не посещая детский сад, обречен столкнуться со многими проблемами в школе: ему тяжело будет найти общий язык с себе подобными и с учителем, он проболеет почти весь первый класс и, скорее всего, будет отставать от своих «организованных» сверстников в учебе. Однако времена изменились, и стало понятно, что домашнее воспитание может быть ничем не хуже, чем «садовское».
Раньше детский сад был некой обязательной программой для каждого малыша, и этот выбор для большинства семей был практически однозначен. Матерям не предоставлялся трехгодичный декретный отпуск, и социальный путь крохи начинался уже с яслей. Выбора дошкольных заведений практически не было, и вопрос, какой садик станет вторым домом, решался близостью к дому или работе родителей. Дети переходили из садика в школу уже знакомой компанией, и только там к ним скромно присоединялись единицы домашних детей.
Сегодня многое изменилось. Во-первых, попасть в это самое учебное заведение стало труднее — мамам приходится вставать на очередь сразу после рождения малыша. Во-вторых, садики стали более разнообразными — это и центры развития, и садики по системе Монтессори или Вальдольфа, частные и государственные. В-третьих, домашних детей стало значительно больше, и в школе они уже не выглядят белыми воронами.
Ребенок, находящийся дома, не должен бродить без дела и целый день сидеть перед телевизором. Предоставьте ему возможность исследовать, творить, учиться, экспериментировать.
Домашний ребенок идет учиться
О трудностях первоклашек, которые не посещали детские сады
Трудность первая: коммуникативная
Домашний ребенок, как правило, занимает эгоцентрическую позицию. Он уверен, что другие дети должны его слушаться и починяться. Он считает себя единственным и неповторимым, осью, вокруг которой вращается вселенная. И очень удивляется, когда коллектив не признает за ним безоговорочное право на лидерство. В результате его самооценка резко меняется и, как правило, далеко не в лучшую сторону.
Трудность вторая: мотивационная
Трудность третья: страх перед учителем
Трудность четвертая: жизнь по расписанию
Самым большим стрессом начала обучения в школе является соблюдение строгого режима дня. Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию. Домашние крошки, даже в том случае, если родители старались соблюдать определенный режим дня, имели гораздо большую степень свободы. В результате резкий переход такого ребенка на достаточно жесткий школьный режим становится сильным стрессом. Детский организм сопротивляется новому распорядку, малыш становится медлительным.
Трудность пятая: завышенные ожидания
Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в детский сад и занимались с ним дома, уверены, что их чадо значительно умнее одноклассников. Они ждут от него мгновенного и головокружительного успеха. А к неизбежным в начале обучения трудностям относятся негативно. Среднестатистические успехи ребенка они воспринимают, как неудачи. Они недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что мама и папа расстроены (даже если они это скрывают). В результате у маленького ученика пропадает желание достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется низкая самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и разорвать этот замкнутый круг становится все сложнее.
Трудность шестая: сравнение с одноклассниками
Все познается в сравнении. Попадая в общество ровесников, ребенок начинает сравнивать себя с одноклассниками. Через эту фазу проходят все дети. Если посещал детский сад, то к первому классу он уже прошел через этот этап и не пытается во всем равняться на окружающих. Домашний ребенок, наоборот, слишком зависим от мнения одноклассников. Ему важно быть таким, как все, а не выделяться на общем фоне. В результате малыш, вместо того чтобы развивать и демонстрировать свои знания, старается слиться с классом, стать незаметным и не выделяться на общем фоне. Дополнительные умения ребенок воспринимает не как собственное достоинство, а как недостаток и старается их никому не демонстрировать. Чтобы не усугублять ситуацию, ни в коем случае не сравнивайте результаты достижений сына или дочери с нормами (требованиями школьной программы) и достижениями других учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов (вчера ты сделал две ошибки, а сегодня только одну).
Разница в адаптации
Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, протекает по-разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило, в период адаптации могут быть очень шумными, крикливыми, они носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, часто спорят с учителями. У таких детей может резко улучшиться аппетит, они постоянно хотят есть. Домашние дети, наоборот, очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче, замечаниях плачут. У них может нарушиться сон, пропасть аппетит, они становятся капризны и начинают проявлять интерес к игрушкам и книгам для совсем крошек. Домашние дети чаще и подолгу болеют, причем эти болезни носят психосоматический характер. Такие малыши находятся в группе риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Обычно период адаптации к школе составляет от 1 до 2 месяцев. Если спустя это время ситуация не нормализовалась, чтобы не запускать проблему, проконсультируйтесь у психолога и невропатолога.