дон кихот какой класс

Многие литературные произведения в школе даются «на вырост»

дон кихот какой класс. Смотреть фото дон кихот какой класс. Смотреть картинку дон кихот какой класс. Картинка про дон кихот какой класс. Фото дон кихот какой класс

дон кихот какой класс. Смотреть фото дон кихот какой класс. Смотреть картинку дон кихот какой класс. Картинка про дон кихот какой класс. Фото дон кихот какой класс

дон кихот какой класс. Смотреть фото дон кихот какой класс. Смотреть картинку дон кихот какой класс. Картинка про дон кихот какой класс. Фото дон кихот какой класс

В некоторых школах список книг, рекомендованных ребенку-шестикласнику для чтения летом, может достигать ста (!) произведений. Народные баллады «Грозный и Домна» и «Крысолов из Гамельна», «Полтава» Пушкина и «Бленгеймский бой» Р. Саути, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта и «Дон Кихот» Сервантеса, «Дракон» Е. Шварца и «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье.

Мало того что сам список просто огромный. Почему в нем так много «взрослых» произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом читайте беседу с учителем русского языка и литературы московской школы № 57, главным редактором журнала «Литература» Сергеем Волковым.

— Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?

— Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту «первого впечатления». А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия — не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги «вокруг программы». Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.

— То есть все читать совсем не обязательно?

— Нет. Логика списка мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный «набор» здесь относительно небольшой.

Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.

Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут «зацепить» ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.

— Но вопросы к содержанию списка все равно есть?

— Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит «стрелять мимо». Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился — посмотрите, среди «ста произведений», которые привели в ужас родителя, много стихов.

Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.

Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это «море» и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта — спрашивайте.

— Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес. Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как «Дон Кихот»?

— Многие произведения в школе даются «на вырост». В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс «зацепить» всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. «Дон Кихот», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин» написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он — есть такая надежда — понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.

Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. «Дон Кихот» в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.

Вообще если детям не говорить, что что-то сложно, то они как губка впитывают серьезные литературные произведения.

Включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит «стрелять мимо». Семиклассники не будут их читать самостоятельно

У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам «Вторую балладу» Пастернака — очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить — и они сами просили: «А давайте почитаем Пастернака».

Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму «Витязь в тигровой шкуре». Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный — просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном.

Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не «впихивать» что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.

дон кихот какой класс. Смотреть фото дон кихот какой класс. Смотреть картинку дон кихот какой класс. Картинка про дон кихот какой класс. Фото дон кихот какой класс

— Как научить ребенка любить литературу?

— А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух. Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.

Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.

Мнения

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 «Царицыно»:

— Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето — дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, «чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются». Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети «не расслаблялись».

Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.

Юлий Гусман, кинорежиссер:

— Я считаю, что «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе — во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того «мусора», который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что «Дон Кихот» есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

— Я думаю, что читать «Дон Кихота» в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно — начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к «Войне и миру» после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что «Дон Кихота» не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги «смазывается» в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

— Я прочитал «Дон Кихота» Сервантеса примерно в таком же возрасте. «Дон Кихот» — один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей «Дон Кихота» выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. «Дон Кихот» — это универсальный образец романа. Думаю, что «Дон Кихот» из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, «взрослых» произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе «Войну и мир». Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки «Дон Кихота», то он его просто не сможет прочитать до конца.

Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:

— Список литературы — это хорошая «шпаргалка» для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона «Остров сокровищ» и другие книги. Думаю предложить ему «Приключения Оливера Твиста» Диккенса. Все произведения из школьного списка — это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето — это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде — очень разные традиции. Где-то ребята читают «Евгения Онегина» уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.

Источник

Урок литературы «Кто он, Дон Кихот?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок-творческая лаборатория «Кто же он, этот Дон Кихот?» 7 класс

Автор разработки Гун Л.И., учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ

– Портрет Сервантеса (гравюра 17 века).

— Эпиграфы: Я, Санчо, рожден, чтобы жить, умирая…

Мне кажется, что если в мире не останется ни одного

Дон Кихота,- мир погибнет.

на Страшном Суде на вопрос Бога о том, как человек

прошел земное испытание, можно не отвечать, молча

протянув Господу роман Сервантеса.

Декорации устарели, костюмы вышли из моды, нравы

изменились. Но сердце Дон Кихота и смекалка просто-

душного Санчо Пансы не вылиняли от времени.

2.Вступительное слово учителя.

На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой. Дело в том, что имя этого литературного персонажа знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен.

— Как вы думаете, а какая книга лидирует?

Это действительно удивительно, но этот роман «обогнала» только Библия!

Проходят века, а роман, как и его геро й, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много чисто испанского, национального, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности героя Сервантеса.

Но сначала немного «разомнемся», кое-что повторим, вспомним.

3.Работа с классом по вопросам.

— В какую эпоху написан роман?

-Почему она так называется? Что вы знаете об эпохе Возрождения?

-Как она называется по-другому?

-Какое прозвище есть у Дон Кихота? Поему он его получил? Как вы его понимаете?

-Как зовут оруженосца? Почему он пошел с Дон Кихотом?

-А прекрасную даму? Кто она на самом деле?

-Какую сцену Марк Твен считал самой важной в романе? Почему? (Сражение со львами).

— Чем похожи и чем отличаются Дон Кихот и лиценциат Видриера?

-Кто перевел роман на русский язык?

-Каково ваше отношение к Дон Кихоту?

4.Словарная и ассоциативная работа.

Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

-Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его.

Примечание: пока учащиеся пишут свои ассоциации, связанные со словом «чудак», можно дать задание одному из учащихся (послабее) найти это слово в Толковом словаре.

После проверки творческих заданий пусть прозвучит и словарная статья для сравнения.

Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком?

(Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

— Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она?

5.Отступление первое: о живописи.

Примечание: учитель может выбрать картины по своему усмотрению и вкусу. На проведенном мною уроке, кроме обсуждения работ указанных художников, была проведена «защита» иллюстраций к роману, созданных несколькими учащимися из класса.

6.Образ Дон Кихота в поэзии.

После небольшого отступления вернемся к литературе. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Примечание: Работу со стихами учитель может построить по своему желанию. На данном уроке, после выразительного чтения стихов заранее подготовленными учащимися, мы сопоставляли стихи Эйснера и Мережковского (тексты стихов – у ребят на партах), выявляли наиболее понравившиеся ребятам образные средства, находили главные строки, обсуждали смысл созданных поэтами образов героя Сервантеса.

7. Отступление второе: о скульптуре.

Обратимся к еще одному виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был?

— Как вы думаете, а есть такой памятник, и если есть, то где?

(Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде. Демонстрируется фотография памятника, где изображены Дон Кихот и Санчо Панса).

8. Работа с эпиграфами.

-Прочитайте внимательно эпиграфы на доске. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему?

— У меня есть еще два замечательных эпиграфа. Но с ними приключилась беда. От одного осталось только начало, продолжение « рассыпалось», а у другого исчезла вторая часть. Давайте попробуем восстановить эти стихи, а потом о них побеседуем.

( «Рассыпанные стихи»: К. Кулиев:

О Дон Кихот, ты никуда не канул, Правит, плачет, без Дон Кихота, а в мире,

Мы все страдаем болью ран твоих. не может, без огня, кто-то, Земля, свой,

На свете столько злобных великанов, как, неправый, без хлеба, жребий, суд,

Принявших облик мельниц ветряных. без воды, а правый, кляня, жить.

( А в мире правит суд неправый кто-то,

А правый плачет, жребий свой кляня,

Земля не может жить без Дон Кихота,

Как без воды, без хлеба, без огня!)

Закончить четверостишие Ю.Друниной: Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте:

Он не подвластен…………….(времени и смерти),

Он в новый……………….. (собирается поход).)

Примечание: задание довольно сложно для семиклассников, поэтому можно им немного помочь – определить вместе стихотворный размер, рифму, подсказать алгоритм выполнения подобных заданий: сначала найти рифмующиеся слова, поставить их в конец строк и т.д. Но, как показывает практика, большинство ребят с удовольствием занимаются подобной работой, хорошо, успешно справляются с заданиями.

9.Отступление третье: о музыке.

Примечание: На этом этапе урока можно дать прослушать отрывок из оперы Массне, серенаду Дон Кихота, отрывок из балета Минкуса, предложив ученикам затем рассказать, какой эпизод из романа они представляли, когда слушали музыку. Я же на уроке пошла другим путем. Один из моих бывших учеников, Олег Яковенко, работает актером в Московском театре Рубена Симонова. Ребята из класса его хорошо знают по встречам с ним. Олег сам пишет песни, выпустил диск, подарил его нам. Я дала ребятам прослушать (впервые) одну из песен и попросила ответить на вопрос: Судя по словам этой песни, есть ли что-то от Дон Кихота у Олега? Работа вызвала у учеников неподдельный интерес).

-Я хочу задать вам еще один, последний вопрос. Но, чтобы вы поняли, что он не совсем обычный, он должен быть написан: « Кто же такой донкихот?»

(Сначала обсуждается написание: это теперь имя нарицательное. Речь идет уже не о конкретном литературном персонаже, а о человеке вообще, имеющем какие-то черты героя Сервантеса. Это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаясь с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат будет плачевным, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Человек, который не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как выглядит: ему важно лишь не отступать от своих представлений о добре, красоте, благородстве. Это рыцарь, пусть и смешной…)

11. Творческая письменная работа.

Примечание: логичным завершением служит письменная работа. Темы могут быть самыми разнообразными. Я предложила несколько:

-Кто же он, этот Дон Кихот?

-«Земля не может жить без Дон Кихота»?

-Дон Кихот живет и во мне?

Работа (в классе!) вызвала живой интерес, а полученный результат показал, что роман Сервантеса оставил глубокий след в душе моих семиклассников, о чем говорят очень интересные работы многих учеников, а одна девочка успела написать и сочинение, и сочинить стихотворение. Вот некоторые из работ:

Беккер Ирина: «Дон Кихот живет и во мне? Сложный вопрос. Наверное, все же мы с Дон Кихотом очень похожи. Меня, как и его, понимают далеко не все знакомые люди. Я, как и он, живу в реальном мире, но в своих фантазиях и мечтах переношусь в далекие средние века, с рыцарскими турнирами и пышными балами. Люди стремятся одеваться, вести себя и общаться, как модно сейчас. Я же – исключение из этого правила, пытаюсь мысленно уйти в прошлое, где нет зла, в мире царит добро. Мне иногда кажется, что какая-то частичка меня осталась там.

Когда я о чем-то думаю, все мои мысли постепенно превращаются в фантазии, фантазии – в мечты, и мне представляется картина: дворец. Кругом придворные дамы в пышных, ярких, дорогих платьях, рыцари в доспехах. А я – молодая красивая принцесса, которой родители пытаются найти жениха. Из-за меня устраиваются турниры рыцарей. Но мне никто из них не нужен. Я (как и многие девочки) жду принца на белом коне, который придет за мной и заберет в свое прекрасное королевство. И вот красавец принц въезжает в дворцовые ворота, мы встречаемся взглядами и … На этом месте мечты мои обычно обрываются…

Наверное, это правильно, что ни одна мечта Дон Кихота не сбылась. Мечта и есть мечта. Но, как и Дон Кихот, я очень жалею, что времена рыцарства прошли!»

Шемет Таня: («Земля не может жить без Дон Кихота»?) «Я согласна с автором. Да, действительно, «Земля не может жить без Дон Кихота»! Но этот стих я написала бы несколько иначе: «Земля не сможет жить без Дон Кихота». И вот почему.

Таких людей, как Дон Кихот, в мире осталось очень и очень мало. Таких веселых, неунывающих, интересных и ярких личностей на Земле почти нет. Ведь очень редко встретишь человека, который всегда рад помочь другим и который с завидным упорством идет к своей цели, к своей мечте. Пусть и мизерными шагами, но все же! А уж взрослых, внутри которых сохранился такой большой ребенок, как Дон Кихот, к сожалению, практически нет. Таких, с которыми можно помечтать, поиграть, поговорить обо всем на свете! Мне очень жаль, что люди, похожие на Дон Кихота, практически вымирают, как мамонты. Или, на худой конец, превращаются в строгих и неприступных «дядь и теть».

И все же такие люди еще есть. И пока своим легким нравом, оптимизмом они «разбавляют» нашу довольно скучную и неинтересную жизнь. Без них мир станет черно-белым, а все взрослые превратятся в зануд и не будут помнить, что когда-то в

детстве они были так похожи на Дон Кихота – любили помечтать, пошалить. В общем, просто радоваться жизни и стремиться сделать ее лучше!»

Костюкова Алина: («Дон Кихот живет и во мне?») «Я считаю, что эта книга не была бы столь популярна, если бы каждый читатель не находил в герое сходства между приключениями хитроумного идальго и историями из собственной жизни. Мы с Дон Кихотом чем-то схожи, часть его нашла свое отражение и во мне.

мной человека. Дон Кихот живет во мне.

Мой Дон Кихот, мой странный друг,

Пускай сразил тебя недуг,

Доспехи в дырах, старый конь…

Душа чиста, в глазах – огонь!

Пусть говорят, что ты чудак,

Но знаю я, что всё не так!

Ты – Рыцарь Образа Печали,

Хоть часто вслед тебе кричали,

ПРИЛОЖЕНИЕ (Стихи о Дон Кихоте)

Алексей Эйснер Дмитрий Мережковский

Дон Кихот Дон Кихот

В поле пастухами разведен огонь Шлем – надтреснутое блюдо,

Чуть дрожат в тумане крыши дальних сёл. Щит – картонный, панцирь жалкий…

По дороге выступает тощий конь, В стременах висят, качаясь,

Рядом с ним бежит откормленный осёл. Ноги тощие, как палка.

На картинах у испанских мастеров Для него хромая кляча –

Я люблю веселых розовых крестьян, Конь могучий Росинанта,

Одинаковых: пасет ли он коров, Эти мельничные крылья –

Иль сидит в таверне, важен, сыт и пьян. Руки мощного гиганта.

Вот такой же самый лубочный мужик Видит он в таверне грязной

Завтракает сыром, сидя но осле, Роскошь царского чертога.

И в седле старинном, сумрачен и дик, Слышит в дудке свинопаса

Едет он – последний рыцарь на земле. Звук серебряного рога.

На пейзаже этом он смешная быль. Санхо Панца едет рядом;

Прикрывает локоть бутафорский щит. Гордый вид его серьезен:

На узорных латах ржавчина и пыль. Как прилично копьеносцу,

Из-под шлема грустно черный ус торчит. Он величествен и грозен.

— Что же, ваша милость, не проходит дня Страстно, с юношеским жаром,

Без жестоких драк, а толку что-то не видать. Он толпе крестьян голодных

Кто же завоюет остров для меня,- Вместо хлеба рассыпает

Мне, клянусь Мадонной, надоело ждать!- Перлы мыслей благородных.

— Мир велик и страшен, добрый мой слуга, «Люди добрые, ликуйте,-

По большим дорогам разъезжает зло; Наступает праздник вечный:

Заливает кровью пашни и луга, Мир не солнцем озарится,

Перлы мыслей благородных: А любовью бесконечной…

Знай же, если наши встретятся пути, Пойте, братья, гимн победный!

Может быть, я, Санчо, жизнь свою отдам, Этот меч несет свободу,

Для того, чтоб этот бедный мир спасти, Справедливость и возмездье

Для прекраснейшей из всех прекрасных дам.- Угнетенному народу!»

Зазвенели стремена из серебра. Он не чувствует, не видит

Странно дрогнула седеющая бровь… Ни насмешек, ни презренья:

О, какая безнадежная игра – Кроткий лик его – так светел,

Старая игра в безумье и любовь. Очи – полны вдохновенья.

В небе пропылило несколько веков. Он смешон; но столько детской

Люди так же умирают, любят, лгут: Доброты в улыбке нежной,

Но следы несуществующих подков И в лице худом и бледном

Росинанта в темных душах берегут. Столько веры безмятежной.

Потому что наша жизнь – игра теней, И любовь и вера святы,

Что осмеяны герои и сейчас, Этой верою согреты

И что много грубоватых Дульсиней Все великие безумцы,

Так же вдохновляет на безумства нас. Все пророки и поэты.

Вы, кто сердцем непорочны и чисты, 1887

Вы, кого мечты о подвигах томят,-

В руки копья и картонные щиты!

Слышите, как мельницы шумят?

Нравится вам эта честная проза? Только и есть, что бездомная старость,

Без отговорок ответьте! Да умирать неохота!

Дюжая скотница, девка в Тобозо, Только одно напоследок осталось

Лучше всех женщин на свете. Мужество у Дон Кихота.

Валятся жалкие мельницы, канув Только и есть! Заблуждайся, надейся,

Крыльями в низкое небо. Не дорога твоя шкура,

Только и гибнет что рать великанов, Цвет человечества, жертва злодейства,

Только и было что небыль. Старая карикатура!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *