достоевский какое направление в литературе

Критический реализм Достоевского и жанр романа-трагедии

Литературоведческая наука довольно консервативна в определениях стилей, направлений и течений. Исследователи прежде всего основываются на том художественном методе, взглядах, стиле и принципах, которые выражает писатель.

Мережковский о Достоевском

Есть устоявшиеся, признанные всеми понятия. Литературные направления как раз и относятся к ним. Среди классицизма, сентиментализма и романтизма особо выделяется реализм как наиболее яркое явление в мировой литературе.

Несмотря на единство характерных признаков, присущих этому направлению, каждый писатель уникален и индивидуален, а значит, имеет свои отличительные черты. Чем же реализм Достоевского отличается от реализма его собратьев по перу?

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Известный писатель и литературный критик Дмитрий Мережковский так охарактеризовал особенность реализма Достоевского: «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви».

Самооценка

Сам писатель определил свой художественный метод как «реализм в высшей степени». И степень эта критическая, на грани срыва. Фактаж всех романов Достоевского поражает – это жизненные события, нет выдуманных историй, только правда. Но сколько в ней трагизма, слез и страданий — и в «Преступлении и наказании», и в «Братьях Карамазовых», и в «Идиоте», и в «Подростке».

Роман-трагедия

Исследователи всего мира отмечают, что именно Достоевский явился основоположником нового жанра – романа-трагедии, где трагедия героя доведена до предела человеческой психики, до максимума, при необходимости и боязни выбора в безысходной ситуации.

Писатель проникает в самые глубинные и тайные закоулки души героя и выворачивает ее наружу через диалоги, исповеди, сомнения, терзания, а затем, точно патологоанатом, предъявляет гниль и человеческие пороки читателю, причем очень талантливо – никому в мире не удалось сделать что-либо подобное.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Рассматривая литературные направления, сталкиваешься с еще одной особенностью реализма Достоевского: нет монолога автора, пространных рассуждений, характерных для других писателей-реалистов. Достоевский свое мнение вкладывает в уста любимых героев (Алеша Карамазов, князь Мышкин), позволяя высказаться, но при этом не раскрываясь до конца.

Его романы называют полифоническими, т. к. звучит хор персонажей, а не соло одного героя. Такой принцип составляет композиционную основу всех романов Достоевского.

Произведения писателя построены на трагическом контрасте падшей личности с ее душевной красотой и внутренним прозрением, что является основной отличительной особенностью реализма Достоевского в мировой литературе.

Дмитрий Быков об эволюции романа как формы и жанра:

Источник

Достоевский какое направление в литературе

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературеФедор Михайлович Достоевский (30 октября (11 ноября ) 1821-28 января (9 февраля) 1881 г.г)-русский писатель,мыслитель,философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучши х романистов мирового значения.

Литературная деятельность Достоевского

В творчестве Достоевского 1840 х –1850-х годов сказалось влияние Гоголя – поэтики его «петербургских повестей» и темы «маленького человека». Первый роман Достоевского «Бедные люди»(1845) сразу выдвинул его в ряд признанных писателей «гоголевского направления» – натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии обитателей «петербургских углов». В рецензии на следующую повесть Достоевского – «петербургскую поэму» “Двойник»(1846) – Белинский, отметив «огромную силу творчества» молодого писателя, резко критически отозвался о «фантастическом колорите» этого произведения. Позднее появились рассказ «Господин Прохарчин» (1846), повести «Хозяйка»(1847) и «Белые ночи» (1848), неоконченный роман «Неточка Незванова» (1849). В них явственнее обнаружились те черты поэтики Достоевского, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

В Дрездене начат антинигилистический роман «Бесы» (1870 –1872). Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа» и его руководителя С. Г. Нечаева, убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. И. Иванова – вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Работа над романами постоянно прерывается запойной игрой в рулетку (в Баден-Бадене в 1867 г., в Висбадене в 1871 г.). В июле 1871 г. Достоевские возвращаются в Россию. С 1872 по 1878 г. они прожили в городе Старая Русса Новгородской губернии в доме на набережной реки Перерытица. В настоящее время там находится Дом-музей Досоевского.

Политическая деятельность

В 1847 г. Достоевский разошелся с кружком Белинского, стал посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского и увлекся учением социалиста-утописта Ш. Фурье. Привлеченный по делу петрашевцев, провел восемь месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием. В 1849 г. приговорен к смертной казни, которая по резолюции Николая I была в последний момент заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующим определением в рядовые. 22 декабря 1849 г. Достоевский пережил обряд приготовления к расстрелу на Семеновском плацу в Петербурге. 24 декабря, закованный в кандалы, отправлен в Тобольск, а оттуда – «чернорабочим» на каторгу в Омский острог (1850 –1854). На каторге книги и журналы были запрещены – единственным разрешенным чтением было Евангелие. В эти годы у Достоевского усилились эпилептические припадки (первые признаки эпилепсии проявились еще в 1846 г.). После отбытия каторги доставлен по этапу в Семипалатинск и зачислен солдатом в Сибирский 7-й линейный батальон. Весной 1857 г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

В 1854 г. в Семипалатинске Достоевский сблизился с Марией Дмитриевной Исаевой, женой чиновника таможенной службы А. И. Исаева. В 1857 г., через два года после смерти мужа, М. Д. Исаева после долгих колебаний вышла замуж за Достоевского. Напряженная история их взаимоотношений отразилась в романе “Униженные и оскорбленные»(отношения Ивана Петровича и Наташи). Брак был неудачен; по признанию самого писателя, супруги были «положительно несчастны вместе». Исаева-Достоевская умерла от чахотки в 1864 г.

18 марта 1859 г. Достоевский по прошению был уволен в отставку в чине подпоручика и переехал в Тверь, а в декабре 1859 г. получил разрешение на переезд в Петербург. Опубликовал повести “Дядюшкин сон»(1859), “Село Степанчиково и его обитатели»(1859), роман “Униженные и оскорбленные»(1861). Новую прозу Достоевского современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием. Напротив, “Записки Мертвого дома»(1861 –1862) – крупнейшее произведение, написанное Достоевским вскоре после каторги и о каторге, имело огромный успех. И. С. Тургенев сравнивал «Записки» с Дантовым «Адом», А. И. Герцен – со «Страшным судом» Микеланджело.

В Сибири, по признанию Достоевского, изменились его убеждения. В предреформенные годы (1859 –1861) он сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, философом и историком литературы Н. Н. Страховым. Журналы «Время» и «Эпоха», которые Ф. М. Достоевский издавал вместе со своим старшим братом М. М. Достоевским (до его смерти в 1864 г.), пропагандировали теорию «почвенничества», во многих отношения близкую к славянофильству. С другой стороны, «почвенничество» было попыткой создать платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. С позиции почвеннических идеалов он обличал западноевропейскую культуру, знакомство с которой произошло во время заграничных поездок писателя в 1862 –1863 гг. (“Зимние заметки о летних приключениях», 1863), и духовное «подполье» русского невротика-индивидуалиста (“Записки подполья», 1864). Провозглашая мессианскую роль России и пропагандируя религиозно-нравственное совершенствование, Достоевский резко полемизировал с идеологами революционной демократии (журнал «Современник») и особенно с радикалами-позитивистами (журнал «Русское слово»).

Зимой 1867 г. Сниткина стала женой Достоевского. В апреле они отправились в Европу. Заграничная поездка 1867 –1871 гг. сделала Достоевского наблюдателем крупнейших событий западноевропейской общественной жизни – франко-прусской войны, Парижской Коммуны (1871), бурного развития европейского анархизма, возглавляемого М. А. Бакуниным. В Женеве, Веве (близ Женевы) и Флоренции написан роман “Идиот»(1868). Трагедия Мышкина – в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется в романе.

Последние произведения

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Последними крупными произведениями Достоевского стали романы “Подросток»(1875) и “Братья Карамазовы»(1879 –1880). «Подросток» – «роман воспитания», в котором личность и мировоззрение героя формируются в обстановке всеобщего разложения и распада устоев общества. «Братья Карамазовы» – итоговое произведение Достоевского, в котором его важнейшие философские, социальные, этические и религиозные идеи нашли наивысшее художественное воплощение. У Достоевского был, по выражению Н. К. Михайловского, «жестокий талант»: его мир – это мир человеческих страданий и психопатологии, трагедия ущемленной и униженной личности. Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет протест и бунт против реальности. Так возникла галерея персонажей-бунтовщиков от «подпольного человека» в “Записках из подполья» до Ивана Карамазова в “Братьях Карамазовых». Признавая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечет за собой антигуманные поступки. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. В революционном движении Достоевский видел анархо-индивидуалистическое бунтарство (роман «Бесы»): в революционной практике торжествует безнравственная идея «цель оправдывает средства». В «Бесах» поступки персонажей связывает в единый сюжет убийство, в «Братьях Карамазовых» – отцеубийство.

Бесам индивидуализма Достоевский противопоставляет богочеловека – Христа, воплощение высшего нравственного идеала. Однако принять этот идеал непросто. Из трех братьев Карамазовых ему следует только младший, Алеша. Старший из братьев, Дмитрий – человек страстный и увлекающийся, неспособный владеть своими страстями, а потому доходящий порой до безобразных поступков, но в то же время великодушный и благородный в душе. Средний брат, Иван, отказывается признать благость сотворенного Богом мира (это мир зла, а не добра) и христианскую этику (она противоречит человеческому разуму). В легенде о великом инквизиторе, являющейся философской кульминацией романа, Иван рисует картину современного мира, который предался власти дьявола и отверг Христа, утратив веру в него, но прикрываясь при этом Его именем. Персонажам, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет «кротких» героев, обладающих добрым сердцем, наделенным тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Лев Мышкин («Идиот»), Алеша Карамазов («Братья Карамазовы»), готовые пострадать за всё человечество.

Фактическим убийцей отца семейства Федора Карамазова является его незаконнорожденный сын, лакей Смердяков – вульгарный «двойник» Ивана. Но, как показывает читателю Достоевский, нравственная ответственность за убийство падает и на обоих старших Карамазовых. Оба они хотя и не совершили убийства, но в душе осудили отца и желали его смерти. Иван был непосредственным вдохновителем Смердякова: утверждениями, что «умному человеку» «все позволено», он заронил в голову Смердякова мысль о преступлении и дал молчаливое согласие на убийство.

Достоевский создал особую разновидность романной поэтики, которую охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив». Вместе с тем динамичность композиции, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность слога, психопаталогические, сновиденческие и фантастические мотивы лишь подчеркивают и оттеняют идеологическое противостояние героев.

Смерть и похороны

Источник

Федор Достоевский

краткая биография

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Роль и место в литературе

Федор Михайлович Достоевский — значительная личность не только в русской, но и мировой литературе. Великий мыслитель XIX столетия оставил после себя много потрясающих произведений. Он был новатором в направлении русского реализма, однако его заслуги в этой области при жизни мало кто признавал. И только следующее поколение признало Федора Достоевского одним из лучшим романистов в мире. За свою короткую непростую жизнь писатель сумел создать великолепное творческое наследие и повлиять на творчество других литераторов, среди которых были и лауреаты Нобелевской премии.

Происхождение и ранние годы

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Дом, в котором родился Достоевский в Москве

Ф.М. Достоевский появился на свет 11 ноября (по старому стилю 30 октября) 1821 года в Российской империи (Москва). Ранние годы будущего писателя прошли в большой семье дворянского происхождения. Многие исследователи утверждают, что среди предков Достоевского были такие личности, как татарин Аслан–Челеби-мурзы и его сын по прозвищу Широкий Рот, от которого пошел род Ртищевых. Особого внимания заслуживает боярин Данила Ртищев, который получил за службу государю имение «Достоев».

Федор родился вторым из семи детей.

Отец – Михаил Андреевич Достоевский, лекарь в больнице для малоимущих людей.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Мать – Мария Федоровна Достоевская (в девичестве Нечаева), дочь купца Нечаева, который обанкротился после нашествия Наполеона. Ее не стало, когда Федору было 16 лет.

О своей семье потом писатель вспоминал так, что происходил он «из семейства русского и благочестивого». С детства дети были приучены к молитве. В доме соблюдались патриархальные обычаи: весь распорядок дня соотносился с работой отца в больнице.

С особой теплотой маленький Достоевский относился к своей няне Алене Фроловне, которая выходила всех детей семейства, привила им любовь к народному творчеству.

Образование

Родители Федора стремились дать хорошее образование своим детям. Учили их читать с раннего возраста. В их доме часто декламировали стихи известных поэтов, что позитивно влияло на развитие детей.

В 1834 году Федор и его брат Михаил идут учиться в пансион Л.И. Чермака, полный курс обучения в котором составлял три года. Во время учебы в пансионе Достоевский запомнился многим одноклассникам серьезным белокурым мальчиком. Он любил читать книги и общаться со старшими людьми. Особенно юный Федор выделял учителя Билевича, которого, впрочем, любили почти все учащиеся. Это был

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Рабочий кабинет в музее писателя в Санкт-Петербурге

образованный человек, умеющий интересно преподнести материал ученикам. Кроме того, он занимался собственной литературной деятельностью и его пример смог вдохновить Достоевского так, что тот тоже решил стать писателем.

В 16 лет Достоевский вынужден, по велению отца, поступить в Главное инженерное училище, хотя мечтал только о литературе. Учеба здесь не приносила ему радости. И только чтение любимых книг подымало настроение.

Творчество

Первые литературные попытки Достоевский делал еще во время учебы в училище. Его первые драмы: «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Однако юношеские произведения писателя не сохранились.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Дом, в котором жил Достоевский в ссылке в Семипалатинске

В 1844 году Достоевский завершил работу над первым переводом на русский язык романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Его опубликовали в журнале «Репертуар и пантеон».

В 1845 году молодой писатель завершает свой первый роман «Бедные люди». После распространения этого произведения Достоевского признают как писателя и принимают в кружок Белинского. Но уже следующее его произведение «Двойник» жестоко раскритиковали. Федор Достоевский был не всегда понят и властями, что однажды закончилось для него ссылкой.

В творчестве уже зрелого писателя доминирует критическое отношение к буржуазно-либеральным ценностям.

Главные произведения

Над романом «Преступление и наказание» писатель работал с 1865 по 1866 год. Расширенный вариант произведения был опубликован в журнале «Русский вестник». Главная тема романа – теория героя о необыкновенных и обыкновенных людях.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Дом в Петербурге, где жил и умер Достоевский. «Дом Раскольникова»

Роман «Идиот» Достоевский создавал на протяжении 1867-1869 годов, находясь заграницей. Это довольно сложный роман о превосходном человеке. Однако его благие цели никого не могут осчастливить в закостенелом буржуазном обществе. Более того, он для всех становится объектом для насмешек.

«Братья Карамазовы» — роман, который стал завершением грандиозной литературной деятельности писателя. Автор планировал написать продолжение «Истории Великого грешника», но судьба решила иначе.

Последние годы

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Памятник Достоевскому в Москве

Роман «Братья Карамазовы» окончательно убедил критиков и читателей в необыкновенном таланте Достоевского. Его стали рассматривать как учителя. Даже император Александр II пригласил писателя, чтобы тот внес свой вклад в воспитание его сыновей.

Но в последние годы Достоевского стали одолевать болезни. Он еще старался продолжать писать, но все его замыслы остались незавершенными. Однако он еще смог всех удивить проникновенной речью в честь Пушкина в день открытия памятника.

9 февраля 1881 года писателя не стало.

Хронологическая таблица

Год (годы)Событие
1821Родился Ф. Достоевский
1834-1837Годы учебы в пансионе
1838-1843Годы учебы в инженерном училище
1844Литературный дебют – выход в переводе повести Бальзака «Евгения Гранде»
1845Написание романа «Бедные люди»
1846Роковое знакомство с Петрашевским
1849Арест Достоевского
1865Путешествие заграницу
1867Дописан роман «Преступление и наказание»
1868Публикация романа «Идиот»
1880Речь в честь Пушкина
1881Не стало Федора Достоевского

Интересные факты из жизни писателя

Музей Федора Достоевского

В мире насчитывается восемь музеев, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского. Всего один находится в Казахстане, остальные – в России.достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Источник

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

достоевский какое направление в литературе. Смотреть фото достоевский какое направление в литературе. Смотреть картинку достоевский какое направление в литературе. Картинка про достоевский какое направление в литературе. Фото достоевский какое направление в литературе

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

Жанр и стиль романов Достоевского

Любое художественное произведение – это, «сложное единство взаимодействующих и в то же самое время соподчиненных между собой компонентов, а не простая сумма равнозначных и функционально однородных слагаемых». Степень сложности такого единства, целый ряд его «уровней», выступающих тоже как относительно самостоятельные системы, закономерно подводят к пониманию художественного произведения как системы систем.
Однако художественное произведение в его завершенном, каноническом виде – это уже конечный «продукт», итог, воплощенное в тексте диалектическое единство содержания и формы. И, видимо, чтобы понять эту «систему систем», необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе сам процесс «сотворения» художественного произведения в его динамическом движении от замысла к воплощению. Попробуем наметить основные «вехи» на этом пути, взяв, естественно, за точку отсчета саму объективную действительность, которая в каждом случае выступает как эпоха, как конкретно-историческая фаза общественного бытия. Однако само по себе созерцание действительности еще не является толчком к ее художественному пересозданию. Необходим момент оценки. В качестве такого субъективно-оценочного фактора и выступает личность писателя, которая не сводится к совокупности религиозно-философских, нравственно-этических, эстетических и социально-политических взглядов. А понимается как индивидуальность, со своим особым характером, психологическим складом, со своей судьбой, своим уровнем и направленностью таланта. То есть личность – это «вся совокупность глубинных возможностей человека, которыми он принципиально располагает и которые так или иначе, рано или поздно могут в нем проявиться». Понять личность именно так значит понять ее как Миф. «Наиболее совершенный миф, известный нам в эмпирической обстановке, – отмечает А.Ф. Лосев, – есть человеческая личность с ее именем». Только пройдя через личность и став мифом, действительность может восприниматься как текст. Миф же есть «тождество алогического и логического, неразличимость истинного и кажущегося, представляемого и действительного, образа и вещи». В мифе любое представление человека о мире есть сам мир. А раз мир и личность тождественны и неразличимы в мифе, то миф включает в себя все ступени вхождения мира в личность, т.е. все ступени понимания мира от мироощущения до мировоззрения.
Скажем, идеологическая и социально-политическая полемика в романе Достоевского «Бесы», направленная против западников, либералов, социалистов и нигилистов, конечно же, определяется мировоззренческим уровнем в личности писателя. Как и теории Шатова, Кириллова, Шигалева явились результатом религиозно-философских и нравственно-этических размышлений Достоевского. Но разве можно объяснить мировоззрением особенности таких категорий как время и пространство, в которых живут герои Достоевского? Ведь сколько написано в литературоведении работ об особом течении времени в романах писателя, об «неэвклидовой геометрии» Достоевского, о пространноподобном времени, по которому можно передвигаться из настоящего в прошлое и будущее. Но ощущение времени и пространства писателем – это именно ощущение, не имеющее никакого отношения к системе взглядов и логике. Почему у Достоевского практически нет пейзажа, но зато всегда подробно, многословно и картинно выписан интерьер? Почему общая тональность его романов воспринимается читателем как нечто серое, туманное, пасмурное (т.е. в черно-белой тональности)? И почему, например, Раскольников идет убивать старуху процентщицу летом, в самую жару, в середине июля, а вовсе не в дождь, не в слякоть, не в мокрый снег? На эти и подобные вопросы можно ответить, лишь приняв во внимание мироощущение писателя.
Но мироощущением нельзя объяснить такое рассуждение Свидригайлова: «Привидения – это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку их незачем видеть… Ну а чуть заболел… тотчас и начинается сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновение с другим миром больше, так что когда умрет человек, то прямо перейдет в другой мир». Или такую идею Подростка: «Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет к кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»
Во втором случае мы имеем дело с интереснейшим моментом перехода от одной ступени сознания к другой, когда минутное ощущение, впечатление героя от петербургского утра обрастает символической образностью, т.е. мироощущение становится мифом. Мифом о Петербурге, о фантастическом городе-призраке, который вслед за Достоевским позже подхватит вся декадентская литература «серебряного века». Что же касается рассуждений Свидригайлова о привидениях, то это уже чистейшее мифотворчество, которое никак не укладывается в сферу мироощущения писателя (именно потому, что – рассуждение), но и не объясняется никакой системой религиозных или политических взглядов Достоевского. Все это сфера мифологического сознания. Поэтому, как в личности писателя отражаются три уровня восприятия мира: мироощущение, мифология и мировоззрение, так и в художественном произведении есть эти же три уровня отражения действительности через сознание писателя.
Следующий этап личности в общей «цепочке» движения к конечному результату – художественному произведению – это способ художественного осмысления действительности или иначе – метод. Под методом мы будем понимать именно способ художественного освоения и воспроизведения мира, совокупность основных художественных принципов, воплощенных в произведении: отбора (тема), оценки (идея) и изображения действительности (типизация). Далее – художественные принципы должны обрести какой-то видимый «контур», согласоваться с определенной типовой структурой. Иными словами, писатель на основании идейно-художественного замысла и в соответствии со своим творческим методом должен выбрать жанр.
Жанр, как и большинство литературоведческих понятий, имеет в нашей науке ряд определений. Мы будем понимать под жанром тип художественной структуры, группу произведений, обладающих определенной исторической устойчивостью, своего рода художественной «памятью» эпоса. Однако тип жанра – это лишь основа, именно контур, который в конкретном художественном произведении обретает собственное содержание и свою индивидуальную форму. И в этом случае мы уже будем говорить о стиле произведения. Проблема определения стиля в литературоведении, пожалуй, наиболее сложная и запутанная. В Словарях литературоведческих терминов и Учебниках по теории литературы дается наиболее распространенное определение: стиль – это художественное своеобразие произведения, система изобразительно-выразительных средств. Однако, учитывая некоторую общность этого определения, в целях его уточнения, воспользуемся определением М.Б. Храпченко: «Стиль – это способ компановки произведения в целом и отдельных его частей, приемы использования повествовательного пространства и времени, особенности развития сюжета, обрисовки действующих лиц, окружающей их среды, интонационный строй, поэтический язык». Стиль – это конечное воплощение авторского замысла, темы и идеи и, соответственно, та «точка пересечения интересов писателя и читателя, в которой и возникает момент сопереживания, дающий жизнь художественному произведению как явлению искусства.

Примечания
Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. М., 1975. С. 242.
Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 351.
Там же. С. 382.
Храпченко М.Б. Указ. соч. С. 246.
Руднев В.М. Словарь культуры ХХ века. М., 1999. С. 151.
Кузнецов В.Г., Нерушева Л.Г. Вселенная Россия: истины и мнимости. Винница, 200о. С. 225.
Руднев В.М. Указ. соч. С. 158.
Лотман Ю.М. Семиотика. СПб, 1999. С. 351.
Шелер М. Избранные произведения. Перев. с нем. М., 1994. С. 29.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *