достучаться до небес какого года
Много шума из ничего: 20 лет фильму «Достучаться до небес»
От фильмов, которые десятки лет находятся в топах, всегда ожидаешь многого. И если картина, на которую ты возлагал большие надежды, ожиданий не оправдывает, вместо торта с сахарной вишенкой на вершине ты получаешь лишь пустую коробку, ощущение обманутости будет преследовать ещё долгое время. Немецкое кино Томаса Яна «Достучаться до небес» вышло в прокат двадцать лет назад, но до сих пор не опускается ниже первой двадцатки в топ-250 «КиноПоиска». Для режиссёра, дебютировавшего в большом кино и не снявшего больше ничего заметного – это ошеломляющий успех. Но чем же он обусловлен?
Т омас Ян, который выступил в роли не только режиссёра, но и сценариста, заранее отнимает у зрителей возможность отрицательной оценки происходящего на экране. После, казалось бы, не совсем понятной прелюдии, в которой мы видим двух гангстеров (Тьерри Ван Вервеке и Мориц Бляйбтрой), глазеющих на девочек в борделе и рассказывающих типичные для немцев пошловатые анекдоты, мы знакомимся с главными действующими лицами – бунтарём Мартином Брестом (Тиль Швайгер) и весьма порядочным Руди Вурлитцером (Ян Йозеф Лиферс). Героев, которые при других обстоятельствах не нашли бы точек соприкосновения, объединяет больничная палата, в которой они должны будут провести остаток жизни, умирая от рака на последней стадии.
Выбор подобной тематики – всегда спекуляция на естественном человеческом страхе, заложенном на подкорке и присущем каждому – страхе смерти. К тому же, мы видим на экране двух достаточно молодых мужчин, которые во время планового осмотра в больнице узнают, что счётчик их жизни мотает последние дни. Мы подсознательно проникаемся сочувствием, состраданием и симпатией к таким героям. Такова наша психология.
Во время посиделок за бутылкой текилы Мартин узнаёт, что Руди ни разу в жизни не видел море. Между героями происходит высокохудожественный диалог, и из хитросплетений словесных конструкций рождается негласный слоган фильма, известный даже тем, кто его не смотрел: «На небе только и разговоров, что о море. […] А ты на море-то не побывал… не знал, что на небесах никак без этого? Там, наверху, тебя окрестят лохом». Идея увидеть море напоследок перед смертью захватывает героев, и они пускаются в захватывающие дух приключения, чтобы воплотить её в жизнь. Как ни странно, именно текила является формообразующим элементом фильма. Её распитие рождает его завязку и приводит к развязке, когда герои, достигнувшие цели, пьют крепкий напиток на берегу.
Экранное действие до отказа заполнено типичными комедийными клише. Такими, как кража машины и кейса с наличными у глуповатых гангстеров, нелепое ограбление банка и даже маскарадность – приём, уходящий корнями во времена средневековых буффонад. Всё это подаётся под соусом из своеобразного немецкого юмора, который даже сегодня воспринимается слишком плоским для большого экрана. Наличие элементарных ляпсусов, когда в кадре неоднократно появляется съёмочная группа или оборудование, заставляет воспринимать фильм как любительский проект. На протяжении всей картины не покидает ощущение, что её создатели – это группа единомышленников, дурачащихся перед камерой и случайно попавших в большое кино.
«Достучаться до небес» целесообразнее сравнивать с авантюрными фильмами, нежели с картинами более близкими по сюжетному стержню. Например, у фильма Томаса Яна гораздо больше параллелей с тыкверовской криминальной драмой «Беги, Лола, беги», вышедшей годом позже (в которой, кстати, тоже снялся актёр Мориц Бляйбтрой), чем с фильмом Роба Райнера «Пока не сыграл в ящик». Комедия Райнера, в которой больные раком герои Джека Николсона и Моргана Фримана тоже решают оторваться напоследок перед смертью, хоть и проводит нас по списку их последних желаний, всё же не настолько динамична. Чего не скажешь о фильме «Беги, Лола, беги», наполненном постоянным ощущением движения и быстротечности времени. Именно герои, стремительно летящие к своей цели, подобно выпущенным стрелам, сближают эти картины. Будет излишним упоминать, что и «Достучаться до небес», и «Беги, Лола, беги» ориентированы преимущественно на немецкую аудиторию.
Лента подкупает харизматичным актёрским составом и удачной работой второстепенных актёров. Игру Тьерри Ван Вервеке и Морица Бляйбтроя, изображающих парочку незадачливых мафиози можно, опять же, сравнить с балаганными героями, которые смешат своими нелепыми, наивными поступками, оставаясь при этом невозмутимыми. Рутгер Хауэр, появляющийся в маленькой эпизодической роли преступного босса вдруг оказывается романтиком, рассуждающим в высоком стиле о красоте морского заката и прощающим долги добряком.
Ян Йозеф Лиферс, исполнитель роли скромного и законопослушного Руди Вурлитцера проходит вместе со своим героем путь, ведущий к преображению. Это не имеет ничего общего с известными пятью стадиями принятия смерти по Кюблер-Росс. Руди преображается духовно. На наших глазах «маленький человек» встаёт во весь рост и идёт навстречу дремавшим внутри желаниям, потянувшись за более сильным по характеру Мартином. Не случайно именно в уста Руди вложена фраза, подводящая итог не только путешествию героев, но и всему фильму: «Я понял – бояться глупо».
Тиль Швайгер в роли Мартина Бреста ещё молод, но уже узнаваем в галерее его последующих образов самоуверенных и независимых мачо. Может быть, из-за преследующего его амплуа, перевоплощение в умирающего от рака Мартина не внушает доверия. Если бы Швайгер периодически не вспоминал, что ему нужно изображать приступы, характерные для болезни его героя, то скорее походил бы на одного из подростков американской комедии «Евротур», решившегося пуститься во все тяжкие во время путешествия.
«Достучаться до небес» – это один из излишне перехваленных фильмов. Вероятнее всего, сегодня он остался бы незамеченным или имел бы меньший резонанс среди аудитории. Заслугой и успехом Томаса Яна в 1997 году стало то, что его картина – одна из первых в своём роде, заставивших зрителей увидеть красоту смерти и даже посмеяться над ней. В качестве дополнительных бонусов – молодой и круглолицый Тиль Швайгер и прекрасный вид морского прилива в финале.
«Достучаться до небес»: тайны съемок и судьбы актеров
В этом году культовому фильму «Достучаться до небес» исполняется 20 лет. LifeGid узнал, как создавалось это легендарное кино, чем сейчас занимаются исполнители главных ролей, и какое отношение к рождению ленты имеет Тарантино.
Фильм немецкого режиссера Томаса Яна «Достучаться до небес» стал главным хитом Германии по кассовым сборам в конце 90-х годов. С тех пор каждый год накануне Рождества немецким зрителям показывают именно эту картину. Пришелся фильм по вкусу и аудитории постсоветского пространства: в рейтинге популярного сайта kinopoisk.ru лента занимает 12 место из 250-ти, а в голливудской базе IMDb средний балл зрительского голосования составляет 8,6 (максимум — 10).
Сюжет: смесь жанров
Главные герои. Актеры познакомились на съемочной площадке
История создания
По словам режиссера, идею сюжета он почерпнул из заметки в немецкой газете и вынашивал несколько лет. Толчком к совместной работе стала случайная встреча Томаса с будущим исполнителем главной роли Тилем Швайгером — в книжном магазине Кельна, где у одной из витрин ребята разговорились. Над сценарием Ян и Швайгер работали вместе, процесс занял около года. А вот на съемки ушло минимум времени: из-за небольшого бюджета (в переводе на сегодняшний день это около 2 млн евро) съемочные дни пришлось сократить, всего они заняли три недели. Идею рекламного постера к фильму предложил голливудский режиссер Квентин Тарантино, причем не взял за нее ни копейки.
Факты
В кратчайшие сроки. Съемки фильма заняли всего три недели
Музыка и слова
В фильме звучит кавер-версия песни Боба Дилана Knockin On Heaven`s Door, в честь которой, собственно, и назван фильм. Саундтрек исполнила немецкая группа Selig.
«Пойми: на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты. Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море…».
Судьбы актеров и режиссера
Актер Тиль Швайгер (Мартин Брест)
За роль в фильме «Достучаться до небес» Швайгер получил премию Московского международного кинофестиваля — серебряный «Святой Георгий». Именно после выхода этой трагикомедии актер попробовал свои силы в режиссуре («Босиком по мостовой», «Красавчик»). Сегодня в фильмографии 53-летнего Тиля 11 картин, которые он снял как режиссер, а сам он снялся почти в 70 фильмах. Был женат на американской модели Дэне Карлсен, от которой у него четверо детей — Валентин, Луна, Лилли и Эмма Тигер. В 2013-м впервые приехал в Украину презентовать свой фильм «Соблазнитель-2».
Актер Ян Йозеф Лиферс (Руди Вурлитцер)
После успеха фильма Яна начали активно приглашать в кино, а сам он открыл в себе способности режиссера, продюсера и даже сольного исполнителя. В 2007 году совершил поездку длиной 10 тыс. км на мотоцикле из Эквадора в Патагонию. Был женат на дочери Олега Табакова Александре, которая родила ему малышку Полину (сегодня девушке 29 лет, она театральный художник). С 2004-го женат на актрисе Анне Лоос, с которой воспитывает двоих дочерей — Лилу и Лолу. Также имеет внебрачного сына от актрисы Анн-Катрин Крамер. На данный момент у 52-летнего актера — 4 альбома и 65 ролей в кино.
Актер Тьерри Ван Вервеке (Хэнк)
Один из самых известных актеров Люксембурга. Впервые сыграл в эпизоде телесериала «Место преступления», когда ему было 12 лет. Роль бандита Хэнка в фильме «Достучаться до небес» принесла Вервеке известность за пределами своей страны, и его начали приглашать во многие европейские проекты. Всего в фильмографии актера почти 60 работ. Также Ван Вервеке регулярно играл в Люксембургском национальном театре и был вокалистом своей рок-группы Nazz Nazz. В начале 2008-го ему пересаживали печень, где и раскрылась его болезнь — рак желудка. Спустя год, в возрасте 50 лет, актер скончался.
Актер Мориц Бляйбтрой (Абдул)
Родился в Мюнхене, учился в Нью-Йорке, а затем жил в Риме. Будучи сыном актеров, уже ребенком начал сниматься в телевизионных фильмах. Широкую известность Морицу принесли кинофильмы «Достучаться до небес», «Беги, Лола, беги» и «Эксперимент». Также актер сыграл в российском фильме «Лунный папа» — контуженного брата главной героини, которую исполняла Чулпан Хаматову. В 2006 году был удостоен премии «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль в фильме «Элементарные частицы». В этом году с участием 45-летнего актера планируется к выходу семь картин («Признание»).
Режиссер Томас Ян
Немецкий кинорежиссер Томас Ян практически ко всем своим фильмам сам пишет сценарии и музыку, а также занимается продюсированием и монтажом. Всего Томас снял 12 картин, однако успех «Достучаться до небес» он так и не смог повторить: следующий более-менее известный проект — «На сердце и почки», — увы, провалился в прокате. С тех пор 51-летний Ян большую часть времени посвящает съемкам рекламных роликов и малобюджетных немецких сериалов. Дважды был женат, имеет взрослого сына, который пошел по его стопам. К слову, Томас крестил одну из дочерей Тиля Швайгера — таким образом актер отдал дань режиссеру, который сделал его популярным.
Также не пропустите: все фильмы-номинанты на премию Оскар-2017, и сериалы года, которые обязательно надо посмотреть.
Достучаться до небес какого года
Случайно познакомившихся в больнице, Мартина Брешта (Тиль Швайгер) и Руди Вурлицера (Ян Йозеф Лиферс) сплотила общая беда: жить им, по словам врачей, осталось считанные дни. Поддавшись мгновенному импульсу, Мартин и Руди решают во что бы то ни стало увидеть перед смертью море, о котором в раю только и говорят. Проблема лишь в том, что автомобиль, позаимствованный приятелями, принадлежит гангстеру Куртицу (Рутгер Хауэр) – и в погоню за дуэтом отправляются хладнокровные убийцы, бельгиец Хенк (Тьерри Ван Вервеке) и араб Абдул (Мориц Бляйбтрой).
|
Рецензия |
© Евгений Нефёдов, 2006.09.01 | Авторская оценка: 7/10 |
Кто бы мог подумать, что немецкие кинематографисты, поддавшись общемировой моде (естественно, на тарантиноманию), создадут нечто настолько трепетное, трогающее душу, по-хорошему сентиментальное! При этом – словно вторгшись на территорию французов, которые, напротив, параллельно познакомили с излишне жестоким и натуралистичным «Доберманном» /1997/ Яна Коне. Так, быть может, иронические цитаты из «Бешенных псов» и «Криминального чтива», а главное, всё-таки случающиеся на протяжении действия перестрелки и погони на автомобилях – и вовсе являются ложной приманкой для зрителей?! Тем более что главные герои так ли уж случайно носят имена, совпадающие с паспортными данными совсем других голливудских кинодеятелей: режиссёра Мартина Бреста и кинодраматурга Руди Вурлицера, чем косвенно мотивируются отсылки к их творчеству. Вынужденные правонарушения приятелей сродни похождениям и трио отчаявшихся пенсионеров из комедии «Красиво уйти», и разбитного полицейского Акселя Фоули, но в то же время – подёрнуты элегической дымкой, настраивая на созерцательное восприятие мира ничуть не хуже, нежели история «Маленького Будды». А уж растянувшийся поединок с парочкой головорезов в деловых костюмах (особенно выразителен немец Мориц Бляйбтрой в образе изъясняющегося с «арабским» акцентом Абдула!) просто не может не напомнить, скажем, противостояние Пэта Гаррета и Билли Кида…
Но в том-то и дело, что нет! Наоборот, дебютант Томас Янн, написавший сценарий совместно с актёром Тилем Швайгером (он уже получил известность по фарсам Зёнке Вортманна), оказывается как никто близок Квентину Тарантино, у которого постмодернистские розыгрыши, напускной цинизм и колоссальное внимание, уделявшееся стилю, вовсе не исключали глубокомысленного содержания и даже наличия непременной морали. Известная (во всех смыслах – кинематографическая) несерьёзность, почти абсурдность ситуаций, проистекающих, будто по воле Фатума, доброго для людей хороших и ничего не обещающего тем, кто того не заслуживает, создаёт столь необходимый контраст с романтически высокой целью путешествия. И громкий пафос предфинальных кадров с поистине королевским появлением Куртица в, хочется сказать, одухотворённом исполнении Рутгера Хауэра, словно поделившегося безмерной радостью возвращения на Родину, в Нидерланды, уже не покажется фальшивым ни на йоту. И неизгладимое впечатление произведёт картина Моря на закате, являющегося теми самыми Небесными вратами (Heaven’s Door) – сущим пропуском в рай… Остаётся лишь порадоваться за создателей, которым удалось найти ключ к сердцам зрителей-соотечественников: фильм, собрав аудиторию в 3,25 миллионов человек, попал в число лидеров сезона, а среди немецких картин – и десятилетия. Куда досаднее, что за рубежом картина прошла намного слабее и, главное, что следующие работы Томаса Янна были проигнорированы, и небесталанный режиссёр в отчаянии ушёл на ТВ.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
Фильм лично на меня не произвел сильного впечатления. Может быть из-за того что этот сюжет был в основе одного спектакля. Я играл в нем второстепенную роль, но я этим горжусь. Те самые слезы на глазах зрителей, апплодисменты. Сюжет был такой: ослик, маленький, безобидный, никогда не видел моря. И он проходит через множество испытаний чтобы наконец. В финальной сцене все актеры садятся на сцену и просто говорят то, чего хотели бы сказать. Но говорят это не зрителям, а морю. Вот такая вот схожая история. Кстати сценария был написан с произведения какого-то русского автора.
полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него. Этот комментарий считают полезным 0 чел. | ответить (нет ответов) |
Гость | 2007.05.23 |