душанбе какая железная дорога
«ТЖД» — Таджикская железная дорога
«ТЖД» — государственный (и единственный) перевозчик Таджикистана.
Длина железных дорог в Таджикистане всего 680 км — это меньше, чем во всех постсоветских республиках, не считая Киргизии. Железнодорожное сообщение в стране сильно ограничено из-за гористой местности и постоянных конфликтов с Узбекистаном. Так, Узбекистан потратил 2 млрд долларов на строительство железной дороги в Ферганскую долину в обход Таджикистана, при наличии функционирующих путей на территории соседа.
По большей части Таджикистана проехать по железной дороге нельзя. Ж/д сеть состоит из двух небольших независимых участков, ведущих в Узбекистан: один на севере страны, в районе Худжанда, другой — на юге, в районе Душанбе. Пригородный маршрут всего один: Душанбе — Пахтаабад. По стране удобнее путешествовать на автобусе или автомобиле.
Пути в Таджикистане не электрифицированы, все составы перевозят тепловозы. В парке перевозчика 432 пассажирских вагона, большинство вагонов и тепловозов сильно изношены. Предприятие, несмотря на свою большую прибыль, зависит от дотаций государства.
Поезда РЖД в Таджикистан не ходят. Поезда дальнего следования, курсирующие по стране, в основном международные и направляются в Россию. Это Худжанд — Москва и Куляб — Москва. Часто вагоны старые и грязные, все свободное пространство занято баулами с вещами пассажиров. Низкий уровень сервиса подтверждается рейтингом поездов на сайте Туту.ру — 6 из 10 баллов. Удобства не добавляет и пересечение нескольких государственных границ: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан. На каждой из них будет остановка и проверка документов.
Но, несмотря на все сложности, железнодорожная сеть Таджикистана развивается. В феврале 2013 года были поставлены 100 новых вагонов производства Крюковского вагоностроительного завода (КВЗ, Украина). В сентябре 2016 года в Эстонии закуплен новый пассажирский поезд. В августе 2016 года открылся новый участок железной дороги Душанбе — Курган-Тюбе протяженностью 46,3 км. С помощью этой дороги налажена связь между Душанбе и Хатлонской областью. Сокращение пути позволило удешевить перевозку грузов в 4 раза.
Наше расписание предельно просто в установке и удобно для ваших пользователей.
Всего за 5 минут вы можете получить актуальное, обновляемое расписание от Туту.ру. Подробнее
Ж/д вокзал Душанбе (Вокзали роҳи оҳани Душанбе)
Ж/д вокзал Душанбе (Душанбе-1) начал свою историю в 1936 году. В начале 60-х годов на месте старого здания вокзала выросло новое. После обретения Таджикистаном независимости вокзал был реконструирован. Сегодня это трехэтажное здание, где располагается вся привычная нам железнодорожная инфраструктура: билетные кассы, залы ожидания, комнаты отдыха, туалеты, камеры хранения, пункты общепита, справочная служба и многое другое. Общий пассажиропоток исчисляется несколькими сотнями тысяч пассажиров в год.
Обратите внимание, что Душанбе-1 не единственный железнодорожный вокзал города (есть еще вокзал Душанбе-2).
Железнодорожный вокзал Душанбе-1 находится в 3 км от центра города.
Вокзал имеет 2 платформы и 3 пути отправления. Со станции курсируют как пассажирские, так и грузовые составы. Технический парк вокзала это больше 2000 грузовых вагонов, 440 пассажирских и 56 тепловозов.
Расписание ж/д вокзала Душанбе в 2021 году
Ниже можно ознакомиться с расписанием поездов с ж/д вокзала Душанбе: ближайшие рейсы, время в пути.
Онлайн-табло от Яндекса на данный момент не отображает полного расписания станции Душанбе-1, сервису доступна в первую очередь информация о сообщении с Россией.
Если вам необходимы данные о расписании поездов внутри Таджикистана, их можно узнать непосредственно на станции или на официальном сайте железных дорог Таджикистана.
Купить билет с ж/д вокзала Душанбе
Если вы планируете свою поездку из Душанбе в Россию, то билет удобно приобрести онлайн. РЖД открывает продажу билетов на направления Таджикистана и стран СНГ за 45 суток. Также важно учесть, что ранняя покупка билета дает возможность приобрести его по максимально выгодной цены, так как РЖД работает по системе динамического ценообразования. Подобрать подходящий вариант и купить билет не выходя из дома, официальном сайте РЖД или портале Туту.ру.
Основные направления
Душанбе является тупиковой станцией, т. е. через вокзал не проходят транзитные поезда — он является начальной или конечной станцией для всех рейсов. Отсюда регулярно отправляются рейсы в Россию, города Узбекистана, Туркмении, Казахстана, а также пригородные электропоезда.
Поезда
Каждую неделю по вторникам и субботам от станции Душанбе-1 есть один поезд в Россию. Он отправляется ночью, в 3 часа 07 минут. Его путь пролегает через города Узбекистана и Казахстана, а границу с Россией состав пересекает в Астраханской области.
Чаще всего пассажиры едут из Душанбе в Москву. Поезд прибывает на Казанский вокзал после почти 3-х суток в пути.
Уже по территории России состав Душанбе — Москва проезжает еще несколько крупных городов, первый из которых Волгоград. Здесь поезд останавливается после 2-х суток в пути.
Без пересадок можно доехать и в Рязань. Станция Рязань-2 является последней остановкой перед прибытием в Москву.
А вот в Северную столицу уже нет прямых маршрутов от вокзала Душанбе. Но благодаря отлично развитой сети железных дорог России, попасть в Санкт-Петербург можно всего с одной пересадкой в Москве или на станции Грязи-Воронежские Липецкой области.
Аналогичная ситуация складывается и с поездкой в Казань. В этом случае оптимальная пересадка на ж/д вокзале Волгограда или станции Поворино Ворожнежской области.
Удобнее всего добираться из Душанбе в Краснодар также через Волгоград. Для тех, кто ценит время, на этом маршруте можно найти самую короткую пересадку. Время, проведенное на вокзале Волгограда, составит около 2-х часов, а лишний крюк, например через Москву, добавит к путешествию еще сутки.
Пригородные поезда
Пассажирские поезда местного сообщения отправляются в сторону города Канибадам, а также в 2016 году к нему прибавились направления на Куляб и Шаартуз. К пригородному сообщению относится также участок путей от Душанбе до Пахтаабада. Всю информацию о расписании и покупке билетов на эти направления следует узнавать на самом ж/д вокзале или по телефонуам справочной + 992 (37) 221-35-00, 27-57-78, 23-22-53, 27-71-28.
Как добраться до вокзала Душанбе
Ж/д вокзал Душанбе расположен на улице Назаршоева, напротив площади им. Куйбышева. Добраться до вокзала можно наземным транспортом: автобусами № 3а, а также троллейбусом № 1. Остановка «Вокзал» находится на привокзальной площади.
Как доехать от аэропорта Душанбе
Аэропорт Душанбе находится всего в 1 км от ж/д вокзала, поэтому дойти от него легко и пешком. На автобусе можно доехать только с пересадкой: сесть около аэропорта на автобус № 8 и сделать пересадку на автобус № 3а или троллейбус № 1 на остановке «Дом печати».
Транспорт от автовокзала
От автовокзала Душанбе до ж/д вокзала можно доехать общественным транспортом от автовокзала можно добраться на автобусе № 18 или троллейбусе № 12 с пересадкой на остановке «Площадь Авиценны (Караболо)» и сесть на соседней остановке «Универсам» на автобус № 23, который довезет вас до ж/д вокзала.
Для передвижения по городу, также можно воспользоваться одной из популярных фирм такси: Asian Express или Рахш Такси.
Остановка городского транспорта около здания ж/д вокзала — панорама Google Maps
Таджикистан железнодорожный
Часть 1.
Не буду подробно расписывать, почему я решил поехать именно в Таджикистан, но одним из факторов, побудившим к поездке, стала вот эта фотография в фотогалерее «Паровоза»:
Дело все в том, что данная фотография была единственной по Таджикистану, при том, что даже закрытая от внешнего мира Туркмения была представлена аж 10-ю снимками. Подкопив немного денег, я запланировал поездку на конец апреля 2006 года.
Здесь сделаю небольшое лирическое отступление и расскажу про особенность географического положения северной части. От южной она отделена высоким и труднопроходимым Гиссарским хребтом.
На автомобиле с юга на север можно попасть лишь через труднопроезжий Анзобский перевал (более 3000 м), открывающийся лишь летом и закрывающийся уже в середине осени. По словам местных жителей, ежегодно этот перевал забирает в жертву жизни нескольких десятков человек. Еще в советские времена был спроктирован тоннель, позволяющий проехать с юга на север в любое время года, однако строительство его закончится иранскими строителями лишь в этом году. Пока что в нем не смонтирована вентиляция и не завершены отделочные работы. Поэтому таджики, чтобы преодолеть хребет либо летят самолетом из Душанбе в Худжанд (бывш. Ленинабад), либо делают приличный крюк через Турменистан и Узбекистан на поезде Душанбе-Канибадам, который идет больше суток, с 6-ю таможнями, при том, что расстояние напрямую между ближайшими точками «центральной» и «северной» ж/д составляет порядка 150 км.
В Домодедово к стойке регистрации вилась длиннющая очередь таджиков, которые везли с собой кучу барахла, начиная от телевизоров заканчивая велосипедами. Замыкал очередь, как позже выяснилось┘ итальянец, во взгляде которого читался ужас от того, с кем ему придется лететь. Позже оказалось, что он перепутал рейсы и в Душанбе, слава Богу, не полетел.
Войдя в самолет и окинув взглядом стюардесс, я пришел к выводу, что на этом рейсе летают явно штрафники, которых, видимо, уволить нельзя, а посылать на более приличное направление стыдно. Хотя, возможно, я излишне придирчив. В 19:40 мы вырулили на взлетную полосу и через пару минут взлетели.
В Душанбе приземлились в час ночи. Шел проливной дождь, но было тепло. Всех погрузили в новый автобус ЛИАЗ, провезли метров 50 и высадили у здания аэровокзала. Пока все ждали свой багаж, я быстро прошел таможню и погранконтроль. За стеклянными дверьми прилетевших встречала толпа человек в 500.
Рано утром, не теряя времени, я поехал на автовокзал. Душанбе оказался очень приятным и ухоженным городом с пышной южной растительностью и вкусными восточными запахами. Общественный транспорт в городе развит неплохо, очень много новых тролейбусов, автобусов ЛИАЗ и Икарусов. Автобус на Курган ожидался лишь через час, попуток не было, пришлось ехать на Газели, которая вместила в себя 23(!) человека, 10 из которых, правда, были детьми, которые всю дорогу не спускали с меня глаз. Проехав огромный базар на выезде из города, подобрали еще двух пассажиров. По пути я все пытался обнаружить следы разобранной УЖД, которая раньше шла недалеко от автодороги. Увы, от УЖД осталасть лишь насыпь, да железобетонный мост через дорогу.
Ж/д станция Курган-Тюбе находится в нескольких километрах от города. Это какая-то странная особенность всего Таджикистана, аэропорты находятся в черте города, а вот вокзалы черт знает где. Разговорился с таксистом (в Таджикистане все имеющие машины в свободное время, коего навалом, «работают» таксистами), он пообещал за символическую сумму довезти до вокзала, заодно показав останки бывшей Памирской УЖД. На дурацкие вопросы откуда ты, зачем ты это делаешь и сколько тебе за это платят была заранее подготовлена легенда, что я аспирант, пишу диссертацию по среднеазиатским ж/д, и что за это ничего не платят.
От узкоколейного депо в Кургане не осталось и следа, все помещения бывшего депо переоборудованы в жилые, остатки техники сданы в металлолом. Общение с бывшими работниками УЖД не дало сколь либо практической пользы, кроме общих фраз о том, что «как хорошо было, когда УЖД действовала». Какой-либо документации или фотографий ни у кого не осталось. Мне посоветовали сходить в городской архив, но во второй половине дня пятницы он оказался закрыт, а впереди были выходные. Прогулявшись по центру города, я вернулся на автовокзал.
Вскоре приехали в Куляб. Вокзал Куляб находится на окраине города, в 300 метрах от шоссе.
Вечерело. Погода была превосходная, дневная жара спала. На станции из цистерны с водой жители активно разбирали воду. Вода в Кулябе плохая, питьевую привозят из Курган-Тюбе.
Когда уже стемнело, вдалеке раздался гул дизеля тепловоза. Через несколько минут, натужно преодолев затяжной подъем, на станцию прибыл поезд. Фотографировать было уже бесполезно, и, подождав, пока тепловоз закончит маневры и заглушит дизель, я вернулся к шоссе и на попутке доехал до самого города.
Кулябу скоро 2700 лет. Поэтому сейчас он переживает глобальную реконструкцию. Я бы охарактеризовал ее пир во время чумы. Отреставрированная гостиница по внешнему виду заслуживала явно не меньше 3-х звезд, но была еще закрыта. Поэтому пришлось поехать в убогую, но дешевую частную. Русских в Кулябе изначально было единицы, поэтому русский язык тут понимают плохо, и чтобы меня поняли, приходилось все повторять по нескольку раз. Зашел в чайхану. Там ужинали штук 30 китайцев. В разговоре с чайханщиком выяснилось, что именно они и отстраивают город. При том, что таджики из-за отсутствия работы массово выезжают в Россию. В общем, умом Таджикистан тоже не всегда можно понять.
Утром доезжаю до вокзала, чтобы сфотографировать вчерашнюю Луганку.
На вокзале ко мне прицепился мент, коего вчера не было. На ломанном русском он проблеял мне что-то про переход пути в неположенном месте, при том, что ни моста ни настила в радиусе 200 километров от Куляба просто не существовало. «Страж порядка» захотел от меня 200 российских рублей(!) якобы штрафа и после однозначного отказа выписал какое-то подобие протокола, которое я вскоре использовал по прямому назначению. Впрочем, это был единственный неприятный инцидент, обычно все работники железной дороги и прочие граждане Таджикистана были очень доброжелательно настроены ко мне, и чем могли, тем всегда помогали.
Через минуту место ДТП окружило без преувеличения человек 100. Все трогали треснувший бампер машины. Владельцы пострадавших транспортных средств громко ругались на своем языке. Водитель нашей машины все время показывал на меня, наверное говорил, что везет важного человека. Через минуту подоспели ГАИшники. Кончилось все в итоге тем, что наш водитель стряс с рикши 700 рублей на наши деньги, 200 отдал государевым слугам за то, что те встали на его сторону. И мы поехали дальше.
К обеду приехали в Душанбе. Прогулявшись по городу, я дошел до вокзала.
|
вокзал Душанбе. (это уже мое фото) |
---|
В 17-20 на Пахтаабад (пограничная станция) отходит поезд, состоящий из 7 раздолбанных ЦМВ. Ночует он там же, а к 7 утра возвращается в Душанбе. За час до отправления из депо чинно выполз тепловоз.
|
2ТЭ10В-3946 с пригородным поездом |
---|
Таджикистан железнодорожный-2
Почти сразу после постройки новой ветки по ней был пущен пассажирский поезд Душанбе – Куляб, соединивший столицу с блокированной Хатлонской областью Таджикистана, с периодичностью курсирования 2 раза в неделю.
Схематично всё это показано на карте.
Покрупнее:
Поскольку из Таджикистана довольно давно не было отчётов и железнодорожных фотографий, я решил туда наведаться в конце марта 2017 года.
Маршрут был следующий: прилететь в Худжанд, находящийся на севере страны, навестить УЖД в находящимся недалеко от аэропорта Пролетарске и далее доехать по красивой горной дороге до Душанбе, ну а затем по не менее красивой железной дороге до Куляба, откуда улететь обратно в Москву.
В плане авиасообщения Таджикистан совсем не дешевая страна. Билет из Москвы туда-обратно стоит 30 тысяч рублей, это если лететь Таджикскими авиалиниями или Вим-Авиа, с перспективой задержки рейсов от нескольких часов до нескольких суток. Что-то более приличное типа S7 или Somon air стоит ещё дороже. Поезд до Душанбе не вариант по двум причинам – идет долго, с ночными таможнями, да ещё и через недоступную и визовую даже при транзите Туркмению. В-общем, скрипя зубами, я купил билет на самолет и полетел.
Московский рейс прилетает в Худжанд в 4 часа утра, пару часов можно вздремнуть в аэропортовской гостинице рядом с терминалом, если, конечно, получится сомкнуть глаз, ибо уровень её – не выше ползвезды. Вообще все гостиницы в Таджикистане грязные, шумные и убогие, даже в столице. Убирать за постояльцами и менять белье великий гордый народ совершенно не приучен. Так что на особый комфорт не рассчитывайте.
При выборе места в самолете при регистрации важно занимать места в передней части и постараться быть в первых рядах на паспортном контроле, иначе запросто можно зависнуть в очереди по прилёту на час-другой. Хотя у таджиков нет как такового понятия очередь, это просто толпа, где все лезут локтями вперед. Войдя в здание аэровокзала в числе первых пассажиров, я все равно был оттеснен, и паспортный контроль прошел где-то среди третьего десятка.
Повалявшись пару часов в гостинице, но так и не заснув из-за постоянного шума и хлопанья дверей, я поехал в соседний Пролетарск на узкоколейку. Пролетарск (таджики называют его Пролетар) находится примерно в 20 километрах от аэропорта. Станция узкоколейки располагается на противоположной стороне от вокзала широкой колеи.
Дойдя до станции, стало ясно, что движения нет несколько месяцев. Из работников там находился сторож. Он не сдал шпиона в милицию оказался неплохим парнем, позвонил машинисту и помощнику и вызвал их на работу. С ними удалось уже более обстоятельно пообщаться.
В строю сейчас 3 локомотива ПЭУ1.
Собраны они в Днепропетровске, запчастей на них не выпускается уже несколько десятков лет.
В качестве доноров используют нерабочие локомотивы, словом, кое-как ездят.
Перспективы восстановления движения были неясны, таджики всё ещё согласовывали с киргизами (карьер, как уже было сказано, находится в Киргизии) возможность работы с мая 2017 года, а с узбеками – возможность поставки песка.
Фотографировать и гулять по узкоколейной станции можно было абсолютно спокойно. Вдруг я услышал характерный громкий гудок. Спутать было не с чем – к станции широкой колеи приближался грузовой поезд с казахским ТЭ33А. Быстро побежав в сторону широкой колеи, успел кое-как сделать снимок.
Движение по северной линии Таджикистана теперь редкое – узбеки построили прямую ветку в Ферганскую долину, в объезд нелюбимых соседей, транзит, по словам железнодорожников, почти полностью сошел на нет, хотя они и надеются на его возобновление. Из пассажирских поездов в северном Таджикистане остался лишь один Московский, раз в неделю.
Набравшись наглости, я попросил бригаду прокатить меня. Переглянувшись, они согласились. Вот это да! Давно я не ездил в кабинах пассажиром. Небольшое приготовление, подача напряжения в сеть, и мы поехали. Это был их первый рейс в 2017 году. Уехать удалось недалеко, до первого переезда с автодорогой. Дальше необходимо было их чистить, для чего вызывать путейцев, да и у бригады не было большого желания ехать дальше. В отличие от моей прошлой поездки сюда в 2003 году на территорию Киргизии по узкоколейке теперь не проехать – пограничники проверяют всех пассажиров, разрешение есть только у машинистов с помощниками.
На обратном пути до депо разрешили управлять локомотивом. Где еще можно устроить себе такое развлечение – уж точно не в России. Тогда я ещё не знал, что это была не последняя моя поездка в кабине в том путешествии.
Поблагодарив бригаду за гостеприимство и пожелав им много работы, я вернулся в Худжанд, откуда поехал в столицу через Гиссарский хребет.
Дорога Худжанд – Душанбе пересекает довольно высокий горный хребет, весьма опасная, но очень живописная. Снег на перевалах лежит до августа. Таджики, наконец, силами китайцев доделали 2 самых длинных туннеля на трассе и положили асфальт на всём протяжении дороги. Теперь она проходима круглый год, за исключением нескольких дней обильных снегопадов.
К вечеру был в Душанбе. Душабе – красивый зеленый город. Более подробно про него можно прочитать у Варламова тут или тут:
Сразу же отправился на вокзал узнавать расписание поездов. Их тут совсем немного – 3 раза в неделю на Москву, ежедневно 1 пригородный на Пахтаабад (конечная станция на границе с Узбекистаном) и 2 раза в неделю, по вторникам и субботам, новый поезд на Куляб.
Поезда на Куляб пришлось ждать несколько дней. Но как оказалось впоследствии, ожидание того стоило. Вечером прокатился на пригородном до Пахтаабада.
Поезд представляет собой тепловоз ТЭ33А с несколько старых плацкартных вагонов со срезанными перегородками.
За техникой безопасности тут слава Богу никто не следит – как в старые добрые времена спокойно можно стоять в тамбуре хвостового вагона с открытой дверью – настоящая железнодорожная романтика.
Прямо слева от вокзала Душанбе есть недорогая гостиница, рекомендую. Это вид из номера:
Покатавшись по окрестностям, утром во вторник в 7:30 я снова был на станции. В 8 утра отправляется пассажирский поезд Душанбе – Куляб. Идёт до Куляба 8 часов, при том, что на машине можно доехать за 2-2,5. Из-за тянутого графика поезд совсем непопулярен среди пассажиров. Ездят в основном между соседними станциями. Изначально для обслуживания данного маршрута таджики приобрели у эстонцев дизель ДР1,но сделать ему удалось лишь несколько рейсов – он не выдержал таджикского рельефа: на спусках постоянно горели тормозные колодки, а подъемы он преодолевал с большим трудом. Пассажирский поезд в результате был собран их обычных списанных вагонов. В действительности правильнее назвать его было бы грузопассажирским – в голове было прицеплено 4 грузовых порожних полувагона, а дольше были купейные, плацкартные и сидячие вагоны высокой степени убитости. Всё это тянул тепловоз 2ТЭ10В.
Я сел в последний вагон, оказавшийся плацкартным.
Проводник принёс чай, который входит в стоимость билета. Кулябский поезд – единственный в Таджикистане, отправляющийся на восток. Поезд сначала идёт по душанбинским трущобам. Не доезжая станции Вахдат, сворачивает на юг. На станции Курган-Тюбе разделяется – часть едет в Куляб, часть – до последней станции Шаартуз в сторону узбекского Термеза.
Сидеть в вагоне стало скучно, я вышел в тамбур и открыл торцевую дверь. Поскольку новая линия у таджиков считается стратегической и проходит через несколько тоннелей, я ожидал, что проводник загонит меня обратно в вагон. Но проводнику было всё равно, поэтому всю дорогу до Курган-Тюбе я простоял в тамбуре, фотографируя таджикские красоты.
Поначалу отсчёт километров идёт от Москвы. Этот участок построен ещё во времена СССР, и лишь недавно реконструирован.
Но вот начинается новый.
Пейзаж и рельеф резко меняются, начинаются горы.
Очень интересно про эту линию написал varandej. Рекомендую прочитать и его отчёт.
Далее просто фотографии нового участка:
Единственный разъезд Бахор на новом участке. Питьевая вода привозится в цистернах. Вокруг очень красиво. Хотели бы тут жить?)
На линии 3 тоннеля, один длинный, другие два покороче