дюрер гим выставка до какого числа
Выставка Дюрера в Москве 2021
До 22 августа 2021 года в Историческом музее в Москве проходит выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии».
Из Италии на выставку привезли более 120 гравюр, среди которых представлены самые знаменитые произведения мастера — гравюра «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана».
Также на выставке впервые будут показаны гравюры Альбрехта Дюрера, хранящиеся в собрании ГИМ, среди которых известные отпечатки «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье».
А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer; 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.
Работы А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.
Пятнадцать гравюрных листов, созданные мастером в 1496–1498 годах и представленные отдельным разделом на выставке в Историческом музее, иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис» («Откровение Иоанна Богослова»). Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками Откровения. Самым известным произведением из серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса».
Официальное видео Исторического музея о выставке. 90 секунд.
Произведения А. Дюрера сопровождаются работами его современников, которые копировали с изумительной точностью великого гравера, что говорит об огромном признании мастерства художника.
Экспозиция будет дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV–XVI вв. из собрания Исторического музея.
Период проведения: с 30 марта по 28 июня 2021
Место проведения выставки: Выставочный комплекс Исторического музея.
Внимание! «Выставочный комплекс» территориально находится в здании Музея Отечественной войны 1812 слева от основного здания Исторического музея!
Адрес: Москва, площадь Революции, д. 2/3
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд (Выход из метро по указателям «К Историческому музею»)
Справочная музея: +7 (495) 692-37-31
Стоимость посещения: 500 рублей за билет.
Часы работы выставки Дюрера: по графику работы музея
График работы Исторического музея:
С 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря:
Понедельник, среда, четверг, воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной день
С 1 июня по 31 августа:
Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00
Первый вторник месяца — выходной
Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии
Даты проведения
Ближайшая дата
Место проведения
Место проведения
Выставочный комплекс Исторического музея
Адрес проведения
График работы
Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00
Первый вторник месяца — выходной день
Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея
Внимание: 21 и 22 августа выставка открыта до 23:00, касса — до 22:00
Стоимость
Выставка графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одной из самых известных художественных галерей Европы, открывает проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее», рассчитанный на несколько лет.
«Главной задачей этого проекта является знакомство отечественного зрителя с мировым художественным наследием, а также с многообразием коллекции ГИМ. Исторический музей впервые в своих стенах продемонстрирует подлинники знаменитого мастера эпохи Возрождения, освещая важнейшую из сторон творчества гения — гравюру. Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера. Мы рады, что в такое непростое время нам удалось осуществить проект и дать возможность российским зрителям познакомиться с уникальными памятниками мировой культуры», — отмечает Алексей Левыкин, директор Исторического музея.
Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности.
Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, среди которых представлены самые известные — гравюра «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана». Ма́стерские гравюры А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.
Отдельным разделом выставки стала серия «Апокалипсис», созданная мастером в 1496–1498 гг. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками Откровения. Самым известным произведением из серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса».
Произведения А. Дюрера сопровождаются работами его современников, которые копировали с изумительной точностью великого гравера, что говорит об огромном признании мастерства художника.
На выставке впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера, хранящиеся в собрании ГИМ, среди которых такие известные отпечатки как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье».
Экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV–XVI вв. из собрания Исторического музея.
Флюиды, ландсерская свинья и запретный плод: Альбрехт Дюрер загадывает загадки
О скрытых символах в гравюрах немецкого художника накануне его большой выставки в Историческом музее рассказывает ее куратор Андрей Близнюков
Несмотря на закрытые границы, Москве и области в этом году неожиданно везет с выставками старых мастеров. До 11 апреля работает — по сеансам и со всеми коронавирусными предосторожностями — экспозиция «Младшие Брейгели и их эпоха» в музее «Новый Иерусалим». А 30 марта в Историческом музее открывается выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио». Печатная графика в эпоху позднего Средневековья и Возрождения были инструментом распространения информации, однако сейчас она бывает такой же непонятной и требующей пояснения, как современное искусство. По просьбе BURO. один из авторов экспозиции объяснил, что означают кролики, свиньи, набалдашник меча и другие элементы на гравюрах Дюрера, которые будут выставлены в ГИМе.
АНДРЕЙ БЛИЗНЮКОВ
Автор концепции и куратор выставки (совместно с Натальей Углевой), профессор истории искусства Академии изящных искусств в Фодже, Италия
На выставке в Историческом музее будет представлено 122 подлинника Дюрера и 24 редкие копии с его работ из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго. Рядом — показан ряд произведений из коллекций ГИМа, среди которых семь гравюр Дюрера, ряд произведений его копиистов, подборка произведений немецкого декоративно-прикладного искусства и монеты, имевшие обращение в Германии, Италии и Нидерландах во времена Дюрера. Это номиналы, которые упоминаются в его дневниках и письмах, на которые покупались и его гравюры. Дополнением являются русские старопечатные книги, в которых отразилось влияние гравюр Дюрера.
Его творчество может быть источником информации о том, как выглядели, одевались, развлекались и работали его современники. Однако, безусловно, значение Дюрера гораздо шире. Художник, которому в этом году исполняется 550 лет, принадлежит к числу самых крупных гениев мирового искусства. При этом его биография развивалась спокойно, и можно сказать, что в ней не было ярких событий. Он родился в 1471 году в Нюрнберге и умер там же в 1528-м. Для человека его эпохи он много путешествовал: по рейнским землям с 1491 по 1494 год, два раза по Италии — в 1494–1495 и 1505–1507 годах и по Нидерландам в 1520–1521 годах. Все бесспорно принадлежащие ему гравюры созданы в родном городе, где в 1495 году он открыл мастерскую в сохранившемся до сих пор доме — сейчас там музей. Это обусловлено прежде всего прагматическим моментом: оборудование для производства матриц и печатный станок перевозить дорого и хлопотно.
«АДАМ И ЕВА»
Биография Дюрера — пример контраста размеренной бюргерской жизни и работы фантазии. Сила его воображения проявляется в неоднократно воплощенных до него сюжетах — например, в «Адаме и Еве» — и заключается в умении сказать что-то новое на известную тему. Лист «Адам и Ева», который является знаковым произведением наравне с «Джокондой» Леонардо или «Давидом» Микеланджело, — прекрасный пример скрытого символизма, любимого метода Средневековья и Ренессанса, предполагающего зашифровку в произведении множества элементов.
Сюжет взят из Книги Бытия (3:1–8) и описывает вкушение запретного плода первыми людьми. Классический характер фигур Адама и Евы навеян впечатлениями от античной скульптуры, которую мастер изучал во время первого итальянского путешествия (статуи Аполлона, атлетов, Венеры Стыдливой), и работами современных Дюреру итальянских мастеров, в свою очередь находившихся под сильным влиянием искусства Античности.
Мы видим ряд символических деталей, распознать которые, как считалось, сможет подготовленный зритель. Это изображения четырех животных, символизирующих четыре темперамента. Согласно средневековой философии они были обусловлены присутствием в большем или меньшем объеме в теле одной из четырех жидкостей, которые делают его предрасположенным к определенным грехам. Кошка на первом плане символизирует холерический темперамент — это желтая желчь; холерики особенно склонны к гордыне и гневу. Кролик — он изображен позади кошки, правее ноги Евы — представляет сангвинический характер, связанный с преобладанием крови; сангвиники подвержены похоти. Бык в нижнем правом углу представляет флегматический характер — это преобладание слизи; флегматики отличаются склонностью к обжорству и унынию. Лось в центральной части гравюры символизирует меланхолический темперамент — преобладание в организме черной желчи приводит к отчаянию и жадности.
Считалось, что изначально четыре жидкости находились в состоянии равновесия, которое было нарушено вкушением запретного плода, что привело к распространению среди людей грехов в соответствии с тем, какого флюида больше. Мышь на переднем плане не замечает приготовившуюся напасть кошку — это намек на Адама, чье неведение привело к катастрофе. Попугай около головы Адама является символом мудрости и противопоставляется злому змею. Попугай сидит на ветке Древа жизни, за которую держится Адам, которое представлено в виде дикой рябины, тогда как Древо познания — это смоковница.
«ПРОГУЛКА»
Тема листа, известного под названиями «Молодая пара и Смерть» или «Прогулка», перекликается с «Адамом и Евой». Можно сказать, что изображенные здесь кавалер и дама — это Адам и Ева в современных Дюреру костюмах. Зритель видит их в момент флирта, позади них — чахлое подобие Древа познания, за ним — фигурка Смерти, то есть предупреждение о наказании за грех. Есть и отличия: по библейскому сюжету предложение вкусить плод познания исходило от Евы, а в данном случае инициатива исходит от кавалера, в то время как дама кажется равнодушной к нему. Настойчивость мужчины подчеркнута тем, как изображена рукоять меча — подобная деталь является своего рода графическим аналогом грубого анекдота.
«НЕРАВНАЯ ПАРА»
Другой пример «ученого» скрытого символизма — одна из первых гравюр Дюрера, созданная когда ему было около 24 лет. На переднем плане изображен пожилой богато одетый мужчина, обнимающий сидящую рядом девушку. На ее коленях лежит кошелек, который она аккуратно приоткрывает. В ответ на жест мужчина запускает руку в свою сумку, чтобы, по всей видимости, достать оттуда монеты для оплаты удовольствия. Не нужно быть знатоком, чтобы понять смысл открытого кошелька — его значение откровенно и прозрачно, как и смысл акцентированного меча кавалера в «Молодой паре и Смерти». Тем не менее на втором плане присутствует элемент, понять который мог только начитанный зритель. Лошадь, трущаяся крупом о дерево, намекает на слова библейского пророка Иеремии (5:8): «Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого». Таким образом, лист работал на двух уровнях: простой зритель видел гротескную сцену с сальными аллюзиями, более образованный — то же самое вместе с цитатой из Библии на ту же тему.
«ПОВАР И ЕГО ЖЕНА»
В творчестве Дюрера можно найти и примеры ложной зашифровки сюжетов. Согласно наиболее распространенному толкованию, гравюра «Повар и его жена» является иллюстрацией к одному из рассказов «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям» (1371–1372). Это сочинение — сборник наставительных и забавных историй — получило широкую известность в Европе. В 1493 году в Базеле было выпущено его немецкое издание под названием «Рыцарь башни», которое иллюстрировал молодой Дюрер. В одном из рассказов речь идет о муже, кормившем угря, чтобы съесть его с гостями, но жена тайно приготовила его для своего любовника, а мужу сказала, что угря съела выдра. У жены была сорока, которая прилетела к мужу и рассказала всю правду. Жена отомстила птице тем, что выдрала перья с ее головы. После этого каждый раз, когда сорока видела лысого человека, она спрашивала у него: «Ты тоже рассказал про угря?!»
Помимо занимательного сюжета, который, судя по всему, был хорошо известен современникам Дюрера, мы видим точно схваченные образы представителей среднего класса рубежа XV–XVI веков — бюргера и его жены, которых художник изобразил с мягким юмором. Таким образом, сюжет, который представляется непонятным современному зрителю, должен был быть узнаваем современникам мастера, для которого «Рыцарь башни» был расхожим чтивом.
«СВИНЬЯ-ЧУДОВИЩЕ ИЗ ЛАНДСЕРА»
Одна из самых странных гравюр Дюрера, и выражает она смесь обывательского любопытства, суеверия и научного интереса к уродству. Сюжет связан с реальными событиями 1496 года, когда в двух местах — Ландсере, маленьком городке недалеко от Базеля, и Нюрнберге — с интервалом в несколько месяцев родились свиньи — сиамские близнецы. События взбудоражили общественность, и без того пребывавшую в напряженном ожидании конца света в 1500 году. Сиамских свиней истолковали как знак, предвещавший наступление турок и приход Антихриста. Обе свиньи прожили по несколько дней, в течение которых выставлялись напоказ на городских площадях.
Первой родилась свинья в Ландсере, она имела два тела, восемь лап, четыре уха и два языка. Дюрер не мог видеть ее, но наверняка был знаком с посвященной событию листовкой. Ее верхнюю часть украшало простое, лубочное по стилю изображение, внизу находился текст, написанный Себастьяном Брантом — автором знаменитого «Корабля дураков», над первым изданием которого поработал Дюрер (1494). Через несколько месяцев после происшествия Дюрер смог увидеть нюрнбергскую свинью, у которой было двенадцать лап, четыре из которых — на спине, что помогло ему сделать свое изображение ландсерской свиньи таким точным и натуралистическим, как если бы это была новостная фотография. При первом взгляде на эстамп начинаешь думать, что бы это могло значить, тогда как на самом деле это пример дотошного репортажа.
«СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО СО СТРЕКОЗОЙ»
Это одна из самых ранних гравюр Дюрера, выполненная по возвращении в Нюрнберг после путешествий по Рейну и в Италию. Некоторые исследователи считают насекомое внизу справа его кузнечиком. Содержательную основу листа составляет часто присутствующая в католическом искусстве тема параллелизма двух Троиц: земной (Святое семейство) и небесной. Сверху в разверзнутых небесах видны Бог-Отец и Святой Дух, опуская взгляд, зритель видит Богоматерь и Сына. Сын — один из членов Святого семейства, которое уподобляется небесной Троице и является ее земным отражением. Центральное положение фигуры Марии говорит, что она стала связующим звеном двух Троиц, так как именно через нее Сын пришел в мир. Богоматерь восседает на так называемой земляной, или травяной, скамье — это любимый в немецком искусстве символический мотив, бедный аналог великолепного трона, подобающего Царице Небесной. Скромность скамьи подчеркивает смирение Марии.
«ЧЕТЫРЕ ВЕДЬМЫ»
Один из самых таинственных листов в наследии Дюрера — есть мнение, что он изображает мифологический суд Париса, когда троянский царевич должен был решить, кто прекраснее — Афродита, Афина или Гера. Все три изображены на переднем плане, в таком случае становится неясным, кого изображает четвертая женская фигура в глубине (возможно богиню раздора Эриду). Поскольку Гера была покровительницей замужних женщин, ею могла быть стоящая слева женщина в чепце. Как известно, Парис, которого, кстати, не видно в композиции, выбрал Афродиту, что стало поводом Троянской войны.
Изображение обнаженной женщины в Средние века и в начале Возрождения часто ассоциировалось с ведьмой. В 1484 году папа римский Иннокентий VIII опубликовал буллу, в которой говорилось о колдовстве и демонах, принимающих женский облик. Мужчины, вступавшие с ними в связь, страдали от болезней и от импотенции. Булла была включена в качестве предисловия в знаменитый «Молот ведьм», написанный доминиканским монахом Генрихом Крамером в соавторстве с профессором теологии Якобом Шпренгером. Труд был издан в Шпайере около 1487 года и, безусловно, был хорошо известен Дюреру.
Другое толкование предполагает, что видимая в центре девушка с венком на голове проходит некий обряд колдовского посвящения в окружении матрон. Из двери в левой части композиции, символизирующей, по-видимому, адские врата, вырываются языки пламени и видна голова дьявола. Дверь с правой стороны, перед которой лежит кость, представляет собой врата смерти. Данная гравюра могла быть создана в качестве своего рода предостережения против похоти, ведущей к адским мучениям.
Программа мероприятий к выставке «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии»
Место проведения
Место проведения
Экскурсионный центр
Экскурсии
Обзорные экскурсии по выставке
Время проведения: по пятницам (16:00, 19:00), субботам (14:00, 17:00) и воскресеньям (13:00, 15:00)
Стоимость: 400 рублей + билет на выставку
Билеты на экскурсию 25 июня проданы
Залина Валерьевна Тетермазова — хранитель выставки, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Исторического музея
Программы и абонементы
Абонемент «Время Дюрера»
Абонемент состоит из пяти занятий, посвященных жизни и творчеству гения Северного Возрождения Альбрехта Дюрера. Вы узнаете об инструментах и технологии создания гравюр, сюжетах в основе произведений художника, представлениях о человеке, об обучении и образовании в эпоху Ренессанса, о путешествиях Дюрера по Италии, Германии и Венеции.
Стоимость: для школьника — 5000 рублей, для школьника и сопровождающего — 6000 рублей
Темы занятий:
«Дюрер: мысли о себе»
«Гений и наука»
«Художник и Слово»
«Человек в гравюрах Дюрера»
«Инструменты и художник»
Группа для детей от 10 до 13 лет
Время проведения: по понедельникам в 16:00
Ведущая: Шипунова М. В., методист Исторического музея
Группа для детей от 14 до 16 лет
Время проведения: по пятницам в 17:00
Ведущий: Клопков К. С., методист Исторического музея
Стоимость разового занятия: для школьника — 1000 рублей, для школьника и сопровождающего — 1200 рублей
Музейная программа с мастер-классом «Альбрехт Дюрер и образы Возрождения», 14+
Время, когда жил и творил Дюрер, называют эпохой Возрождения. Вы увидите, как в гравюрах мастера отразилось представление людей о самих себе и мироздании. В завершение программы можно отпечатать стилизованную копию гравюры Дюрера на ручном печатном прессе.
Время проведения: по пятницам в 18:00
Ведущий: Найденышев К. В., методист Исторического музея
Стоимость: 600 рублей + билет на выставку
Программа с мастер-классом по созданию гравюры «Альбрехт Дюрер и образы Возрождения», 14+
Век, когда жил и творил Дюрер, называют эпохой Возрождения. Конец XV века — это время наивысшего расцвета многих средневековых институтов и тенденций. В тоже время эту эпоху называют еще «Осень Средневековья». Вы увидите, как отразилось это время в гравюрах знаменитого мастера, в том числе в трех «мастерских гравюрах» — представление людей о самих себе и мироздании. В финале программы вы сможете отпечатать стилизованную копию гравюры Дюрера на ручном печатном прессе.
Время проведения: по четвергам в 15:00
Стоимость: 600 рублей + входной билет на выставку
Исторический музей покажет выставку Дюрера в 2021 году
Фото: Москва 24/Юлия Иванко
Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры» пройдет в Государственном историческом музее с 29 марта по 28 июня 2021 года.
Как рассказали Агентству «Москва» в пресс-службе музея, экспозиция приурочена к международному проекту «Сокровища Италии» и представит коллекцию городских музеев Брешии.
Основу выставки составят гравюры Дюрера. Среди наиболее известных – «Меланхолия I» и «Адам и Ева», а также все листы из цикла «Апокалипсис».
Кроме того, в 2021 году в музее откроют выставки «Придворный костюм середины XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» (16 марта – 16 июля), «Викинги» (26 апреля – 26 сентября), «Железный век. Европа без границ» (15 апреля – 15 июля).
Также там покажут экспозиции «Шедевры русского музея. Солянки Д. Левицкого» (26 октября 2021 – 13 февраля 2022), «Российская империя. К 300-летию провозглашения России империей» (октябрь 2021 – февраль 2022).
Ранее стало известно, что парки Москвы подготовили специальную онлайн-программу на январские праздники. Они проведут мастер-классы, творческие уроки, тренинги и лекции.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».