дюркгейму принадлежит теория какая

Теории и концепции Эмиля Дюркгейма

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Социальный факт

Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя. Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу. В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга. Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате. Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д. А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.

Наследие

Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.

Источник

Социальная теория Эмиля Дюркгейма

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

1.Их объективное существование.

2.Их принудительное воздействие на людей.

Тем самым он исходил из понимания человека как социального существа, развитие ко­торого происходит под определяющим воздействием на него социальных норм и предписа­ний.

Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (т.е. совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества). Соци­альная интеграция существует тогда, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия (отклонение). Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах, см. работу «Самоубийство»).

Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает по­глощение индивида коллективом, то органическая солидарность напротив предполагает раз­витие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм на­зывает органической, по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выпол­няет свою функцию и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда, индивид осознает свою зависимость от общества, которое раньше поддерживалось репрес­сивными мерами. Поэтому здесь наблюдается ослабление коллективных показаний за наруше­ние запретов и расширение зоны индивидуальной свободы индивида. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса. Органическая солидарность в развитом обществе обозна­чает взаимодополнение общества и личности, чем больше в обществе разнообразия, тем вы­ше его терпимость, шире базис демократии.

Источник

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

Эмиль Дюркгейм и его основные идеи о социологии, как отдельной отрасли знаний, изменили ситуацию. Французский исследователь внёс наибольший вклад в изучение социальных отношений.

Личность Эмиля Дюркгейма

Будущий философ родился в 1858 году на севере Франции в глубоко религиозной еврейской семье. Все мужчины в его роду служили раввинами. Эмиль Дюркгейм тоже получал образование в еврейской школе, но, в отличие от своих родственников, юноша не стал связывать свою жизнь со служением богу.

Переехав в Париж, в 1879 году он и с третьей попытки поступил в университет. Именно в стенках учебного заведения он познакомился с исследованиями:

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

Одарённый студент не мог не заметить, что изучению функционирования общества не уделяется должного внимания. Поэтому уже в университетские годы основная идея Эмиля Дюркгейма заключалась в развитии социологии, как полноценной академической дисциплины. В 1882 году он окончил университет и приступил к преподаванию философии в провинциальных школах. Через 3 года, во время командировки в Германию, Дюркгейм полностью посвятил себя изучению науке об обществе.

После возвращения во Францию начался самый продуктивный период в жизни философа:

Дюркгейм был превосходным оратором, его доклады и презентации пользовались огромной популярностью. Философ активно участвовал в политической и общественной деятельности. Был сторонником демократии и либерализма.

Первая мировая война трагически сказалась на жизни социолога. Из-за своего еврейского происхождения и либеральных взглядов, он подвергся резкой критике со стороны «правых» французов.

Кроме этого, во время военных действий погибли ведущие специалисты социологической школы и его сын Андре. В 1917 году у философа случился инсульт, пережить который он не смог.

Основные труды философа

Современные исследователи полагают, что вклад Дюркгейма в социологию неоценим. Он первым обосновал предмет и методологию этой общественной науки, изучил проблемы религии и суицида.

Развитие социологии

Основные принципы теорий Э. Дюркгейма кратко выражены в книге «Социология. Её предмет, метод, предназначение». Философ считал, что наука о функционировании общества является высшей ступенью познания. Всю дисциплину он разделил на 3 составляющие:

Дюркгейм считал, что социология должна исследовать общественные факторы, которые и являются предметом изучения науки. Философ выделял морфологические и духовные факторы. К первой группе можно отнести плотность населения и способы коммуникации между социальными группами. Ко второму типу относится религия, нормы морали, культурные традиции. Выбрать среди этих факторов наиболее или наименее важные невозможно. Они в равной степени влияют на развитие человека.

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

Дюркгейм предлагал изучать социальные факторы как вещественные объекты.

То есть использовать метод наблюдения, сравнения и всестороннего анализа. Материалистический подход учёный категорически отвергал.

Согласно концепции философа, общество представляет собой систему взаимодействий индивидов. Поведение конкретной личности обуславливается сплочённостью социума и установленными ценностями, нормами. Над каждым индивидом довлеет общество. Утверждения и взгляды Дюркгейма соответствуют социологизму или направлению социального реализма.

Для прогрессивного общества свойственна солидарность, то есть социальная сплочённость и наличие единых ценностей. Регрессивное объединение можно характеризовать аномией. В понимании Дюркгейма это явление означает полное отсутствие законов и норм поведения.

Исследование природы суицида

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

В 1897 году философ написал книгу «Самоубийство. Социалистический союз». Профессор рассматривал это явление с точки зрения психологических и социальных факторов. Он полагал, что главную роль играет степень интеграции личности в общество.

Философ выделял несколько видов самоубийств:

Кроме того, Эмиль Дюркгейм вёл подробную статистику самоубийств и обнаружил несколько любопытных фактов. Например, он выяснил, что процент суицидов высок среди протестантов, вдов и разведённых людей. Количество самоубийств увеличивается в период войн, революций, экономических кризисов. Люди, проживающие в городах, склонны к суициду больше, чем население, находящееся в сёлах и деревнях. Учение о природе самоубийства до сих пор используется современными психологами всего мира.

Проблемы религии

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

Изучая краткую биографию философа, стоит отметить, что религия оказала огромное влияние на развитие его личности. Несмотря на то что Дюркгейм не стал раввином, он продолжал поддерживать еврейское общество, относился с больши́м уважением к обычаям и традициям народа. По своим взглядам Дюркгейм был агностиком. Социолог не верил в существование бога, но признавал важную роль религии в формировании основ морали и нравственности.

В 1912 году социолог выпустил книгу «Элементарные формы религиозной жизни», где он подробно описал основные виды верований. Дюркгейм считал, что основная функция религии заключается в помощи человеку.

Он оказал огромное влияние на развитие западной социологии. Наряду с О. Контом, К. Марксом и М. Вебером он считается основоположником этой науки. Труды философа, которые может скачать любой желающий, до сих пор применяются для изучения факторов общества. Изложенный материал может быть использован для составления курсовой работы или реферата по социологии Э. Дюркгейма.

Источник

Теория аномии Э. Дюркгейма

Всё чаще говорят о том, насколько жестокими стали подростки, что участились нападения и хулиганство, а окружающие никак не реагируют на это. Пожилые люди неоднократно повторяют то, что молодежь очень сильно испортилась и не имеет никаких ценностей. Феномен аномии, который предполагает разрушение не только нравственных, но и моральных ценностей человека, появился в 1893 году. Касается он всего общества, но в первую очередь в группу риска входят именно подростки.

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какая

Что такое аномия?

Аномия подразумевает беззаконие. Понятие было введено французским ученым Э. Дюркгеймом. Спустя некоторое время его развил и дополнил социолог Мертон. Социальная аномия представляет собой определенное состояние общества, во время которого происходит разрушение социальных норм, наблюдается неопределенность, а также нестабильность поступков людей, противоречие тем целям, которые устанавливает общество.

С точки зрения психологии, аномия — это психологическое состояние человека, при котором присутствует полная или частичная деморализация ценностей. Индивид начинает терять установленную с обществом связь, ощущает себя отчужденным и ненужным, не видит в жизни совершенно никакого смысла. Мир не может понять этого человека, а он не понимает окружающих. Аномия достаточно часто провоцирует развитие депрессивного состояния, становится причиной суицида или девиантного поведения.

Социальные нормы и аномия

Социальные нормы — это именно то, что может в некоторой степени контролировать поведение людей. К их числу можно отнести официальное законодательство, а также негласные правила, определенное поведение, которое будет одобряться обществом. Нормы представляют собой четкие шаблоны, которые являются подсказкой, что необходимо говорить, как себя вести в той или иной ситуации. Каждый индивид должен выполнять установленные социальные нормы, чтобы сделать свое существование в социуме максимально комфортным.

Аномия в обществе представлена отрицанием, полным или частичным игнорированием установленных норм поведения. Это становится причиной того, что постепенно общество начинает разрушаться. Чем дольше будет сохраняться аномия, тем больше усилий придется приложить, чтобы восстановить потерянную структуру. Старые связи и традиции начинают разрушаться, но при этом не появляются новые. Люди в результате становятся полностью асоциальными и начинают страдать от десоциализации. Они обращают внимание исключительно на свою личную жизнь и на первое место в любой ситуации ставят собственные интересы.

Причины аномии

Аномия начинает развиваться в результате очень резкого изменения идеалов, морали и ценностей, этических норм, присутствующих в обществе. Источником подобных изменений может стать не только социальная, но еще и политическая деятельность государства. Часть людей не успевает принять новые ценности, поэтому им кажется, что общество их отвергает. Стоит отметить, что новые ценности при этом воспринимаются в качестве угрозы. Многие люди считают, что они способны принести пользу только отдельным членам общества.

Также причиной развития аномии может выступать критика тех ценностей, которые присутствовали ранее. Могут измениться установленные границы между понятиями зла и добра. Это приведет к тому, что человек не сможет самостоятельно отделять плохое от хорошего.

В обществе очень важно понимать поведение людей, вычислять их замыслы. Курс Викиум «Профайлинг» научит распознавать невербальные признаки, выявлять скрытые намерения и прогнозировать действия людей в разных ситуациях.

Источник

Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии

дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть фото дюркгейму принадлежит теория какая. Смотреть картинку дюркгейму принадлежит теория какая. Картинка про дюркгейму принадлежит теория какая. Фото дюркгейму принадлежит теория какаяЭмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.

На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др.

Основными социологическими работами Дюркгейма являются «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912).

Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства.
Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Механическая и органическая солидарность

Дюркгейм выделил два вида солидарности:

Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.

В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда:

Э. Дюркгейм ввел понятие «нравственного здоровья» общества для обозначения направленности на общественный идеал, способный объединить социальную группу в ее стремлении к общим для всех ее членов целей. Аномия является болезнью, от которой «страдает, прежде всего, общество, которое, чтобы жить, не может обойтись без согласия и урегулированности». Аномия наступает тогда, когда либо дисциплинарные механизмы приходят в несоответствие с органическими связями, существующими в социальной группе, и регламентация поддерживается только силой, репрессивными механизмами, теряя опору на традицию, либо когда имеет место другая тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушением действия связующих сил, что приводит к беспорядку: индивиды, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или индиферентно.

Таким образом, Э. Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно базироваться на профессионализации, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества он связывает с ростом противоречий между трудом и капиталом, анархией производства и анализирует его проявления как болезни капитализма, а именно: аномии (т.е. дезинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов), социальное неравенство, неудержимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т.п. Преодоление этих болезней возможно посредством мирного решения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, через установление правил, которые твердо регламентируют отношения классов, введения справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное по заслуге».

Исследование самоубийств

В своей работе «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм исследует большое число самых разных факторов, касающихся самоубийства, с точки зрения социологического подхода:

Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности.

Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:

Э. Дюркгейм определил следующие виды самоубийств:

Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства.

Социология религии

Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *